Научная статья на тему 'Миннессотская модель реабилитации зависимого поведения'

Миннессотская модель реабилитации зависимого поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3194
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
МИННЕСОТСКАЯ МОДЕЛЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровская Татьяна Владимировна

В статье анализируются особенности психологического консультирования клиентов в Миннессотской модели лечения химической зависимости. Рассматриваются фазы лечения химически зависимых людей и основные приемы, которыми должен владеть социальный работник при работе с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миннессотская модель реабилитации зависимого поведения»

МИННЕССОТСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Т. В. Дубровская ФБОУ СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области

В статье анализируются особенности психологического консультирования клиентов в Миннессотской модели лечения химической зависимости. Рассматриваются фазы лечения химически зависимых людей и основные приемы, которыми должен владеть социальный работник при работе с клиентами.

Ключевые слова: Миннесотская модель, реабилитация зависимого поведения

Миннессотская модель лечения зависимого поведения возникла в Америка в конце 40-х годов прошлого столетия как следствие необычайно высокой эффективности групп «Анонимных алкоголиков» и других подобных движений. В отличие от движений самопомощи, эта модель является профессиональным подходом к решению проблемы. В ней духовные принципы работы групп АА объединены с достижениями психологии, психиатрии, социологии и других наук.

«Широкое развитие Миннессотской модели в США позволило этой стране создать принципиально новый государственный подход к решению проблемы алкоголизма и наркомании. Именно благодаря этому подходу США, как мы уже упоминали, стали пока единственной в мире страной, в которой удалось остановить распространение такой угрозы обществу, как алкоголизм и наркомании, и даже снизить официальные цифры заболеваемости этой болезнью.

В основе Миннессотской модели лечения лежат следующие представления:

• химическая зависимость является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющим духовную основу и возникающим не по вине заболевшего;

• химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

• зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

• у человека, страдающего алкоголизмом, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннессотской модели полностью безмедикаментозное;

• лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная

открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

• ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте;

• сотрудник лечебной программы должен быть примером поведения для пациента, а взаимоотношения между сотрудниками - примером для построения взаимоотношений пациента с другими людьми;

• крайне желательно привлечение к участию в лечебном процессе всей семьи пациента, а при возможности и его друзей, сотрудников, начальства и т. д.;

• вся терапевтическая система должна представлять собой широкий комплекс мероприятий, включающий профилактику, лечебные программы, социальную помощь, сеть контактных центров (телефоны, консультационные пункты, амбулатории) и т. д.».

Вначале Миннессотская модель формировалась как форма стационарного лечения (пациенты в течение определенного срока - обычно 28 дней - круглосуточно находились в лечебных центрах).

Вскоре, однако, развились и другие формы: программы длительного пребывания (например, 60-дневные), построенные по типу терапевтической общины; «промежуточные» лечебно-адаптационные учреждения («дома на полпути»); дневные стационары, амбулаторные программы и т. д. Все лечебные программы, использующие Миннессотскую модель, основаны на концепции терапевтического сообщества.

В них нет традиционного для «обычной» медицины противопоставления врача пациенту. «Основную роль в этих программах играют так называемые консультанты, большинство которых - это люди, преодолевшие путем работы по ''Программе 12 Шагов” собственные проблемы, связанные с алкогольной, наркотической или другой зависимостью. Чтобы работать консультантами, они получают специальное образование, но это не превращает их во «всемогущих» манипуляторов и вершителей чужих судеб, а лишь помогает им использовать собственный опыт во благо других людей. Конечно, в лечебных программах участвуют и специалисты: врачи, социальные работники, психологи и т. д., но, как правило, их роль в этих программах второстепенна. Г лавная же задача всего персонала - помочь пациенту организовать собственную духовную работу, ориентирами для которой служат принципы ''Программы 12 Шагов''»[1].

Независимо от разновидности терапевтической системы: является ли она центром круглосуточного проживания (стационаром или общиной долговременного лечения), дневным стационаром или амбулаторией, процесс лечения химически зависимых людей, как правило, имеет следующие фазы:

1. Установление первичного контакта и создание мотивации к выздоровлению. Эта фаза может быть пройдена как в самом центре, так и еще до поступления наркомана в него при включении его в специально организованную работу консультационных пунктов, психотерапевтические и духовные занятия с наркоманами и членами их семей и т. д. На этом этапе, как и на всех других, очень важную роль играют выздоравливающие

наркоманы, а также социальные работники, проходившие стажировку в реабилитационных центрах, которые обладают достаточным знанием о проблеме и в то же время являют собой живое доказательство того, что выздоровление может быть успешным.

2. Период детоксикации, цель которого очистить организм от токсических веществ и укрепить жизненно важные внутренние органы. В этом периоде наиболее остро проявляются симптомы абстиненции, которые зачастую становятся причиной прерывания лечения. В некоторые центры наркомана принимают только после того, как он пройдет этот период самостоятельно или в медицинских учреждениях.

3. Основная работа в терапевтическом сообществе - это духовная, психологическая и социальная реабилитация наркомана. Само слово «реабилитация» означает восстановление способностей или возможностей человека. Для такого восстановления требуется профессионально и тщательно организованная система специальных занятий самого разнообразного свойства. Это, как правило, индивидуальная работа и групповая работа со священником (пастором), психологом, консультантом из выздоравливающих наркоманов, врачом-психотерапевтом и т. д., это программа, предусматривающая образование наркомана в отношении того, что такое зависимость и какие существуют пути ее преодоления. Очень важна и проводимая в подавляющем большинстве терапевтических общин работа с семьей наркомана.

4. И, наконец, стадия ресоциализации, или реинтеграции, т. е. возвращения человека в нормальное общество. Длится эта стадия обычно от нескольких недель (в краткосрочных программах) до приблизительно двух лет (в долговременных терапевтических общинах). Здесь основные формы работы так же, как и на стадии реабилитации представляют собой разные виды психо- и социотерапии, сконцентрированные не только на самом пациенте, но и на его семье и вообще на окружении: друзьях, сослуживцах, однокашниках и т. д. Кроме того, наркоману помогают освоить новые профессиональные навыки, получить образование, найти работу, решить проблемы с жильем, т. е. начать жить по-новому. Как правило, в большинстве терапевтических сообществ существуют и долговременные программы помощи тем, кто уже закончил основной цикл. Эти программы реализуются в разных формах - от регулярных встреч выпускников до специальных краткосрочных циклов повторной реабилитации для закрепления приобретенных навыков и знаний.

В соответствии с приказом Минздрава РФ № 76 от 18.03.97 «О наркологических реабилитационных центрах» в Москве стали открываться медико-социальные центры, использующие Миннессотскую модель реабилитации наркоманов и алкоголиков. Показательным примером является опыт внедрения духовно-ориентированных программ в лечебную практику государственных наркологических больниц и диспансеров (НБ № 19, НБ № 13, НД № 12). Интересен опыт НБ № 17, где с разрешения руководства осуществляются коллективные визиты членов АА и КЛ по отделениям с

миссией 12-го Шага. Характерно также, что примером такого взаимодействия является создание ряда лечебных центров, использующих программу «12 Шагов» в своей работе, где выздоравливающие алкоголики и наркоманы в качестве консультантов трудятся на равных с врачами и психологами (например, лечебно-реабилитационный центр «Медицина 2000»).

За два года работы через реабилитационный Центр «Медицина-2000» прошло более 500 наркозависимых и более 300 зависимых от алкоголя, из которых находятся в состоянии ремиссии более года 42 % наркозависимых и 50 % алкогольно-зависимых. Успех программы Центра обусловлен

комплексным подходом к решению проблем пациентов. Критерием эффективности реабилитационного процесса является отказ от потребления любых видов наркосодержащих веществ, психотропных препаратов и алкоголя в какой-либо концентрации, а также адаптации, в первую очередь, к семье, работе, учебе. Специалисты Центра используют в своей работе методы групповой терапии, влияние терапевтического сообщества на пациентов, а также информационные блоки, позволяющие пациентам понять природу своей болезни и обрести силы отринуть ее.

Особенности психологического консультирования клиентов в Миннессотской модели лечения химической зависимости Проведение оценочного собеседования. Очень важным на первом этапе консультирования является первая встреча с клиентом. Как правило, при оценочном собеседовании социальный работник ставит перед собой следующие задачи:

• понять причины, которые привели клиента к социальному работнику;

• определить его психическое и физическое состояние, степень заболевания;

• понять готовность его к лечению и к изменениям в его жизни;

• информировать клиента о заболевании, не ставя ему диагноз, предоставив ему самому решать - алкоголик он или нет;

• помочь клиенту преодолеть отрицание проблемы.

Почему мы отмечаем важность первой встречи с клиентом? Статистика нашего центра говорит, что для 80 % мужчин (диагноз - алкоголизм) и для 65 % женщин (созависимых) первая встреча с психологом становится на несколько лет последней. Конечно, это объясняется спецификой болезни, ожиданиями быстрого решения проблемы («А Вы, разве, не кодируете?»). Но, очевидно, есть и другие факторы, определяющие «результативность» первой встречи.

Что же влияет на успешность оценочного собеседования, что должен знать специалист, чем руководствоваться при работе с клиентами? В. В. Столин и Ю. Е. Алешина указывают на некоторые этические нормы, следование которым является особенно важным в работе с категорией клиентов, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость:

• доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

• ориентация на нормы и ценности клиента;

• запрет давать советы;

• анонимность;

• разграничение личных и профессиональных отношений.

Не менее важны при первой встрече с клиентом вербальный и невербальный контакты, поза тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Эти очень важные и эффективные приемы работы подробно описаны у Ю. Е. Алешиной и используются специалистами центра.

Очень важны для налаживания контакта с клиентом и личные качества социального работника-консультанта:

• умение проявить эмпатию к клиенту;

• уважение к проблемам клиента;

• искренность;

• теплота, открытость для восприятия;

• умение противостоять мнению клиента;

• способность к самораскрытию;

• уверенность в себе, преданность своей профессии;

• оптимизм;

• способность к совершенствованию.

Хочется еще раз подчеркнуть, почему так важны все описанные приемы работы с клиентом при первой встрече. От оценочного собеседования зависит его дальнейшая судьба - либо лечение начнется со следующей встречи, либо отложится на неопределенный срок. И все-таки из всех задач, которые социальный работник ставит перед собой на этом этапе работы, помощь в преодолении отрицания мы выделяем особо, так как опыт работы с клиентами нашего центра показывает, что именно при проведении оценочного собеседования 68 % обращающихся отрицают свою основную проблему.

Помощь в преодолении отрицания. Необходимо отметить, что отрицание болезни - это основное препятствие к выздоровлению. Американский психолог Т. Т. Горский отмечает 15 типов отрицания. Алкоголики прибегают ко всем видам отрицания, хотя используют одни из них чаще других. Приведем пример некоторых из них:

1. Простое отрицание. Это просто отрицание химической зависимости. Например: «Вы - алкоголик - нет, я не алкоголик».

2. Преуменьшение. Желание преуменьшить степень своей химической зависимости. Например: «Да, я выпиваю, но немного» или «Во время застолья я не так уж и напился».

3. Обоснование. Логические объяснения для выпивки или употребления

наркотиков. Например: «Мне трудно заснуть, поэтому я выпиваю»;

«Наркотики мне необходимы от боли в спине»; «У меня сегодня был неудачный день».

4. Обвинение. Выпивка по причине внешних условий, которые «заставили» это сделать. Ответственность лежит на ком-то или чем-то еще, но не на

клиенте. Например: «Если бы жена относилась ко мне лучше, то мне не пришлось бы пить»; «Меня уволили с работы, из-за этого я и начал пить».

5. Торговля или заключение сделок. Например: «Я брошу пить, тогда ты бросишь курить»; «Я брошу пить, когда на работе станет поспокойнее».

6. Обобщения, философствование. Подведение общей и неконкретной теоретической базы под выпивку. Например: «Я из семьи алкоголиков, поэтому у меня гены ненормальные». «У меня было такое несчастливое детство, что теперь я таким образом стараюсь преодолеть подсознательные чувства».

7. Уход от темы. Перемена темы разговора. Например: «Ну да, вчера я напился, так что у нас на ужин?»; «Тебе не нравится, что я пью? А мне не нравится, что ты такая толстая!»

8. Пассивность. Игнорирование проблемы или роль жертвы. Например: «Я пытался бросить, но эта привычка сильнее меня»; «Я ничего не могу поделать»; «Если бы у меня была сила воли, то...»

9. Враждебность. Прибегание к угрозам, чтобы заставить других перестать обсуждать проблему. Например: «Я тебе противен в постели пьяный? Прекрасно, сексом больше не занимаемся»; «Отвяжись от меня!»; «А тебе нравится, что я приношу домой зарплату?» (Горский Т. Т. Схема: срыв -восстановление).

Социальному работнику необходимо быть честным с клиентом, объяснив ему, что выздоровление это длительный процесс. Отказаться от принятия алкоголя и наркотиков недостаточно, необходимо работать по программе выздоровления, которую предлагает психолог клиенту. Задача социального работника - рассказать клиенту, что с ним может случиться, если он не будет следовать программе выздоровления. Фактически работа социального работника - это профилактика срывов, помощь в освоении клиентами новых способов жизни, т. е. выздоровление - это процесс, который находится в постоянном развитии.

Т. Т. Горский отмечает 6 стадий выздоровления:

1 . Переход. Клиент начинает осознавать, что он алкоголик. Уходит от отрицания.

2. Стабилизация. Клиент восстанавливает свое здоровье.

3. Раннее восстановление. Клиент начинает разбираться в своих психологических проблемах, чувствах, мыслях (1-2 месяца от начала лечения).

4. Средняя стадия восстановления. Клиент начинает решать проблемы в семье, на работе, вырабатывает новый стиль жизни, который не включает алкоголь.

5. Заключительный этап восстановления. Клиент преодолевает запреты и проблемы, которые у него были с детства. Их необходимо пережить и переосмыслить вновь, иначе та боль и те чувства, которые преследовали его с детства, останутся внутри, и он опять может запить. Необходимо отметить, что это длительный этап.

6. Поддержание. Клиент начинает вырабатывать сбалансированный стиль жизни, продолжает свой духовный рост (Горский Т. Т. Схема: срыв -восстановление. М., 1996).

Необходимо еще раз отметить, что помощь в преодолении отрицания начинается с момента психологического консультирования обратившегося за помощью, а продолжается иногда очень долго.

Мужчины-алкоголики чаще всего прибегают к первым четырем типам отрицания: простое отрицание, преуменьшение, обоснование и обвинение. Женщины, имеющие аналогичные проблемы, чаще используют

философствование и соглашательство, неописанный здесь тип отрицания, когда клиент не противоречит, на словах готов делать все, что скажет психолог, а на самом деле ничего делать не собирается. Описанные в следующем разделе микропсихологические навыки позволят психологу минимизировать сроки преодоления отрицания.

Особенности использования методов психологического

консультирования в работе с химически зависимыми (микропсихологические навыки). Для эффективного оказания психологической помощи клиентам, страдающим алкоголизмом, социальному работнику необходимо хорошо уметь использовать все навыки по слушанию, реагированию и обдумыванию, а также сохранять конфиденциальность, суметь записать информацию, уметь разрешать кризисные ситуации и направлять к специалистам. Умение использовать все эти навыки приходит со знаниями и опытом и требует того же внимания, которое уделяется нами ниже восьми основным

коммуникационным приемам.

Восемь приемов, описанных ниже, отобраны не только из-за их основополагающей природы, но и потому, что они составляют сердцевину коммуникационных навыков, необходимых в большинстве ситуаций оказания социально-психологической помощи на индивидуальной основе.

Другими важными чертами общения социального работника и клиента являются искренность, теплота, сопереживание, быстрота реагирования, согласованность, конкретность и уважение к клиенту.

Это не единственные навыки, которые используются во время психологических консультаций. Тем не менее, они играют существенную роль в закладывании фундамента взаимопонимания между клиентом и социальным работником. Использование этих приемов во время сеансов или общения с коллегами, родственниками или другими людьми поможет социальному работнику:

• внимательно слушать, чтобы понять, в чем заключается проблема его собеседника;

• дать собеседнику понять, что социальный работник действительно слушает и понимает его;

• получить подтверждение собеседника в правильности своего понимания его ситуации или проблемы;

• помочь собеседнику разобраться и понять себя, ситуацию и увидеть возможности перемен.

Восемь коммуникационных навыков это:

1. Внимательное отношение. Проявление интереса и заботы о клиенте языком жестов, глядя ему в глаза, а также вслушиванием в его слова. Внимательное отношение - это ключевой навык, на основе которого строится все остальные коммуникационные навыки.

2. Перефразирование. Формулирование социальным работником содержания предыдущего утверждения клиента. Иногда перефразирование может проявляться в простом повторении собственных слов клиента, возможно, особо выделяя какое-нибудь слово. Чаще перефразирование - это более краткое выражение мысли клиента в сходных словах.

3. Описание эмоций клиента. Формулирование социальным работником сущности того, что чувствует клиент (и что явно или косвенно следует из его слов или поведения). В отличие от перефразирования, описания эмоций в основном касается эмоциональной стороны сообщения клиента, выраженного словесными или несловесными способами. Таким образом, описание эмоций - это сочувственный отклик на эмоциональное состояние клиента.

4. Резюмирование. Подведение социальным работником основных итогов обсуждения во время консультации. Резюмирование может фокусироваться как на чувствах, так и на содержании и может использоваться после обсуждения определенной темы во время консультации или в конце ее в качестве обзора всех основных тем. В обоих случаях резюмирование должно быть кратким, дельным и не иметь нового дополнительного содержания. Резюмировать - значит отобрать из рассказа клиента основные моменты и чувства и кратко охарактеризовать их как единое целое. Резюме должно правильно отражать сущность высказываний и чувств клиента и не должно содержать умозаключений психолога. Таким образом, резюмирование - это обзор основных пунктов, затронутых во время сеанса терапии для обеспечения преемственности обсуждения в определенном направлении.

5. Зондирование. Использование социальным работником вопроса или высказывания для того, чтобы направить внимание клиента внутрь, на более глубинное исследование своей ситуации. Социальный работник определяет вопрос, требующий дальнейшего внимания и затем открыто формулирует его. При правильном использовании зондирование способствует достижению консультантом и клиентом лучшего понимания ситуации, в которой находится клиент.

6. Самораскрытие социального работника. Рассказ социального работника клиенту о своих собственных чувствах, переживаниях, мнении и опыте для блага клиента. Самораскрытие должно содержать существенную информацию, имеющую отношение к ситуации, в которой находится клиент. Для того, чтобы самораскрытие оказалось действенным, важно правильно выбрать время и содержание.

7. Истолкование. Прием, который социальный работник использует с целью показать клиенту альтернативный взгляд на его положение. Истолкование отличается от описания чувств, перефразирования и резюмирования тем, что

помимо мыслей, выраженных клиентом, оно обычно включает собственное соображение социального работника. Эффективное истолкование включает три компонента:

• определение и новое формулирование основных идей;

• добавление мыслей социального работника для внесения новой

системы отсчета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проверка приемлемости этих идей для клиента.

8. Конфронтация. Намеренное использование социальным работником утверждения или вопроса с целью заставить клиента оказаться лицом к лицу с проблемой, которой он, по мнению социального работника, старается избежать. Такое избегание обычно проявляется в противоречивых утверждениях или действиях клиента. Если использованный прием конфронтации был удачен, то это может привести к тому, что будет начато обсуждение чувств или действий, которые ранее отрицались или замалчивались. Удачная конфронтация также часто оказывается толчком к осознанию клиентом необходимости изменения своего поведения.

Применение вышеперечисленных приемов работы с клиентом во многом определяется опытом и умением социального работника, т. е. его профессионализмом, а также степенью доверия и взаимопонимания между социальным работником и клиентом. Так, например, использование описания эмоций клиента потребует от консультанта на первом этапе определить эти эмоции, а затем сформулировать их. А при преждевременном использовании приема конфронтации, когда между клиентом и социальным работником еще не сложились прочные отношения доверия и сочувствия, существует риск эти отношения разрушить.

Рассмотренная проблема - сравнительно новое явление для нашего общества. Алкоголик приходит за помощью не к наркологу, а к социальному работнику или консультанту по химической зависимости. В социально -психологическом подходе к лечению алкоголизма нет мелочей.

Важность оценочного собеседования трудно переоценить, так как именно оно зачастую определяет дальнейшую судьбу больного. Профессионализм, опыт и знание особенностей психологии алкоголика позволяют социальному работнику сделать первую встречу надежным фундаментом дальнейшего лечения и создание мотивации для дальнейшего прохождения реабилитационной программы.

Помощь в преодолении отрицания - важнейший элемент психологической работы с клиентами, имеющими алкогольные проблемы, так как отрицание проблемы алкоголизма - основное препятствие к выздоровлению.

Восемь коммуникационных навыков - это те необходимые приемы работы социального работника, которые нужны ему в большинстве случаев при оказании психологической помощи на индивидуальной основе.

Список литературы

1. Валентик Ю. В. Континуальный подход к психотерапии больных алкоголизмом / Ю. В. Валентик, А. Н. Булатников // Вопросы наркологии. - 1994. - № 3. - С. 15-17.

2. Воронович. Алкоголизм природа, лечение, выздоровление / Воронович. - М., 1999. - С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.