Научная статья на тему 'Рабочая учебная программа по дисциплине «я - лидер: стратегии успеха» для обучающихся в педагогических классах'

Рабочая учебная программа по дисциплине «я - лидер: стратегии успеха» для обучающихся в педагогических классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5149
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / REGIONAL EDUCATION / TEACHING / CLASSES / LEARNING / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Юлия Алексеевна

Представлена рабочая учебная программа «Я лидер: стратегии успеха», предназначенная для обучающихся в педагогических классах. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасименко Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING CURRICULUM ON DISCIPLINE " I AM A LEADER: STRATEGIES FOR SUCCESS" FOR STUDENTS IN TEACHING CLASSES

Presented curriculum "I am a leader: strategies for success", is intended for students in teaching classes. The programme is designed to meet the requirements of Federal state educational standard of basic General and secondary (complete) General education.

Текст научной работы на тему «Рабочая учебная программа по дисциплине «я - лидер: стратегии успеха» для обучающихся в педагогических классах»

УДК 372.8

Ю. А. Герасименко

г. Екатеринбург, Россия

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Я - ЛИДЕР: СТРАТЕГИИ УСПЕХА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ

АННОТАЦИЯ. Представлена рабочая учебная программа «Я - лидер: стратегии успеха», предназначенная для обучающихся в педагогических классах. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональное образование, педагогические классы, обучение, психология.

Yu. A. Gerasimenko

Yekaterinburg, Russia

WORKING CURRICULUM ON DISCIPLINE "I AM A LEADER: STRATEGIES FOR SUCCESS" FOR STUDENTS IN TEACHING CLASSES

ABSTRACT. Presented curriculum "I am a leader: strategies for success", is intended for students in teaching classes. The programme is designed to meet the requirements of Federal state educational standard of basic General and secondary (complete) General education.

KEYWORDS: regional education, teaching, classes, learning, psychology.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1

Современное общество нуждается в активных, целеустремленных гражданах, обладающих высокими нравственными качествами, стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе

Программа развития лидерских качеств, обучающихся «Я - лидер: стратегии успеха» разработана для обучающихся 10-х и 11-х классов. Этот период отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данную программу мы направили на то, чтобы каждый старшеклассник имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для этого компетенции. А так же укрепить адекватную самооценку, научиться навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми и работать в команде. Настоящая программа направлена на раскрытие индивидуальности обучающихся, творческого и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и профессиональному самоопределению.

1 Примеры заданий и критерии оценки для обучающихся педагогических классов по дисциплине «Я - лидер: стратегии успеха» представлены на сайте «Наш адрес: Урал. Россия». http://www.ural-patrius.ru/otkrytyy-pedagogicheskiy-universitet/pedagogicheskie-klassy-urgpu/programmy-dlya-pedagogicheskih-klassov/rabochaya-uchebnaya-programma-po-distsipline-ya-lider-strategii-uspeha/

73

© Герасименко Ю.А., 2017

Актуальность программы «Я - лидер: стратегии успеха» состоит в том, что позволяет решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений: Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы; проекта «Инновационная Россия 2020» («Ключевые меры государственной политики по развитию сферы образования и социализации подростков»); ФГОС ООО; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: Развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских способностей, формирование активной гражданской позиции

Задачи программы:

1. Сформировать у обучающихся лидерские, коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.

2. Развивать способность к реализации социально-ориентированной, общественно-полезной деятельности.

3. Развивать навыки самостоятельного принятия решения и ответственности; организации и осуществления сотрудничества со сверстниками в решении личностно и социально значимых проблем

Объем программы:

Объем программы составляет 52 часа, из которых в каждом классе (в 10-м и 11-м) реализуются по 26 часов.

Принципы отбора содержания образования:

Программа построена на принципах разноуровневости, вариативности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка в творческом развитии.

Принципы дидактики:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами народной культуры;

- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала;

- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы и методы работы: Основная форма организации занятий - групповая. Во время занятий для обучающихся организуются: практикумы, мастер-классы, интеллектуальные игры, тренинги, лекции, беседы, сюжетно-ролевые игры. Индивидуальная работа ведется с целью консультирования по поручению или подготовке к публичному выступлению. Формой подведения итогов реализации программы «Я - лидер: стратегии успеха» является совместная работа обучающихся над проектом социального характера. Аттестационным материалом для обучающегося является спланированное, организованное и

74

© Герасименко Ю.А., 2017

проведенное мероприятие, презентация проекта на конференции, участие в волонтерской акции.

Разделы программы

1) «Я - лидер»;

2) «Планирование и проектирование»;

3) «Саморазвитие»;

4) «Ораторское искусство»;

5) «Навыки эффективной коммуникации»;

6) «Толерантность»;

7) «Профессиональное самоопределение».

Раздел «Я - лидер» представляет собой базовую информацию о понятии лидерства, типологии лидерства, качеств лидера. Предполагает развитие лидерских качеств у обучающихся, знакомство с основами организаторской деятельности, изучение взаимодействия работы лидера и группы.

Раздел «Планирование и проектирование» предполагает серию занятий теоретического и практического плана, нацеленную на изучение методик проектирования и планирования социальной деятельности. Обучающиеся приобретают навыки не только разработки, но и реализации социальных проектов.

Раздел «Саморазвитие» позволяет определить индивидуальные способности и интересы обучающихся, а также получить практические навыки и умения их актуализации через включение подростков в активную творческую, исследовательскую деятельность.

Раздел «Ораторское искусство» предполагает совершенствование владения голосом (дикцией, интонацией и др. характеристиками ораторского искусства) для достижения успеха в коммуникации, публичных выступлениях, презентациях.

Раздел «Навыки эффективной коммуникации» предполагает не только изучение видов общения, форм организации общения, но и развитие коммуникативной компетенции. Получение навыков вербального и невербального общения, изучение основ конфликтологии и нивелирование конфликтных ситуаций. А также, развитие навыков эффективной коммуникации, приобретение опыта эффективного взаимодействия, тренировки приемов, способов общения, элементов поведения, установление контакта в общении.

Раздел «Толерантность» включает развитие у обучающихся толерантности, рефлексии, волевой регуляции поведения, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание, передача и прием информации, развитие умения слушать, воспринимать другого человека, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.

Раздел. «Профессиональное самоопределение».

Профориентационный раздел, направленный на анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время обучения и практических занятий; осмысление того, что ожидает в будущем, какие требования предъявляются к

75

© Герасименко Ю.А., 2017

представителям выбранной профессии; какие пути реализации себя в профессии подростки осознают, помощь в построении перспектив дальнейшего профессионального развития, проектирование своего будущего.

1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих результатов:

Предполагаемые результаты по окончании первого года обучения:

Личностные компетенции:

- осознают гражданскую идентичность;

- способны побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

- умеют подводить итоги, анализировать;

- понимают ценность своей активности;

- умеют сконцентрироваться, мобилизоваться;

- проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации; - умеют публично выступать;

- реализуют себя в качестве лидера ;

- проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива;

- способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;

- положительно оценивают свои творческие возможности; - понимание общественной деятельности как личностно значимой.

Метапредметные компетенции:

- активно участвуют в мероприятиях;

- применяют организаторские способности;

- способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;

- -умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умеют общаться и взаимодействовать в процессе проведения волонтерской акции, добровольческой деятельности;

- оказывают помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий,

- представляют результаты собственной творческой деятельности через участие в волонтерских акциях, работу в качестве вожатого; -проявляют толерантность, тактичность.

Предметные компетенции: обучающиеся знают:

- основы психологии общения;

- качества лидера, волонтера, вожатого;

- основные правила проведения волонтерских акций, реализации социальных проектов;

- специфику и особенности работы в лагере в качестве вожатых;

- способы организаторской деятельности;

- как правильно организовать работу в отряде, лагере.

76

© Герасименко Ю.А., 2017

Предполагаемые результаты по окончании второго года обучения: Личностные компетенции:

- способны работать в группе;

- доводят начатое дело до конца;

- проявляют уверенность в своих силах;

- умеют сконцентрироваться, мобилизоваться;

- способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;

- умеют публично выступать. Метапредметные компетенции:

- активно участвуют в мероприятиях;

- умеют слушать собеседника и вести диалог;

- проявляют коммуникативные качества и организаторские способности;

- способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;

- умеют договариваться в конфликтной ситуации; - проявляют толерантность, тактичность;

- применяют полученные знания, приобретенный опыт творческой деятельности при организации игр, программ среди сверстников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предметные компетенции: обучающиеся знают:

- способы коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость);

- важные качества лидера

2.Учебно-тематический план Учебно-тематический план в 10 классе

№ Наименование темы, раздела Всего Аудиторные часы Форма

п/п трудо Все Лек Пра Лаб контроля

емкос го ции ктич орат

ть ески е орн ые

Раздел «Я - лидер»

1. Отличительные черты лидера от руководителя 2 2 Ролевая игра

2. Развитие лидерских качеств. Командообразование 2 2 Тренинг

3. Этика и культура взаимоотношений лидера и команды 2 Беседа

4 Формирование команды. Лидер и его команда 2 Выполнение творческих заданий

5 Уровни развития коллектива. Группы и коллективы 2 Беседа

Раздел «Навыки эффективной коммуникации»

6 Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового общения 2 Деловая игра

7 Виды и функции общения. 2 2 Круглый

77

© Герасименко Ю.А., 2017

Конфликты и пути их разрешения стол

8 Способы эффективного общения 2 Беседа

Раздел «Саморазвитие»

9 Папка достижений. Подготовка своего портфолио 2 Демонстраци я портфолио

10 Творческий проект Искусство самопрезентации 2 Кейс-стади, разбор конкретных ситуаций, Презентация и защита проекта

ИТОГО: 26 6 20

Учебно-тематический план в 11 классе

№ Наименование темы, раздела Всего Аудиторные часы Самостоя

п/п трудо Все Лек Пра Лаб тельная

ёмкос го ции ктич орат работа

ть ески е орн ые

Раздел «Планирование и проектирование»

1 Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы 2 Беседа

2 Исследовательский проект 2 2 Защита проекта

3 Социальный проект 2 2 Защита проекта

Раздел «Толерантность»

4. Планирование и реализация вместе с командой общего проекта. Работа в группах 2 Технология критического мышления

5 Самовоспитание и достижение жизненных целей 2 Тренинг

Раздел «Ораторское искусство»

6. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи 2 2 Деловая игра Круглый стол

7 Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание 2 Беседа

Раздел «Профессиональное самоопределение»

8. Профориентационные игры 2 Профориент

78

© Герасименко Ю.А., 2017

ационные игры

9 Самоопределение и профориентация 2 Тестировани е, тренинг

10 Организация и проведение волонтерских акций 2 Творческий отчет Фотоотчет

ИТОГО: 26 6 20

3. Содержание дисциплины (10 класс) Раздел «Я - лидер»

Тема 1. Отличительные черты лидера от руководителя.

Теоретические занятия: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Человек. Гражданин. Лидер: Российская государственная символика. Конвенция о правах ребенка. Типы лидеров: лидер - созидатель, лидер - разрушитель, лидер - инициатор, лидер - умелец, деловой лидер, лидеры - генераторы эмоционального настроя. Отличительные черты лидера от руководителя.

Практические занятия: Представление о себе, как о лидере. Тест «Я лидер». Творческий проект «Характеристика лидера» в стиле коллаж. Самооценка лидерских качеств. Лидер - ориентир. Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Проблемная игра «Да-нетка». Гражданская позиция лидера. Участие в конкурсах, познавательной программе «Имею право», фестиваль дружбы народов «Мы вместе» Тема 2. Развитие лидерских качеств. Командообразование Теоретические занятия: Развитие лидерских качеств. Командообразование. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практические занятия: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.

Тема 3. Этика и культура взаимоотношений лидера и команды. Этика и культура взаимоотношений лидера и команды. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Формирование команды. Лидер и его команда. Как вести за собой? Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива

Тема 4. Формирование команды. Лидер и его команда

Качества лидера. Лидер и его команда. Группы лидеров. Стили управления. Упражнение «Предвыборная программа». Рисование лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи. Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Самовоспитание и достижение жизненных целей. Творческая работа «Составление путеводителя жизни». Тест «Я - концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие». Задача «Цепь».

79

© Герасименко Ю.А., 2017

Тема 5. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы

Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Практические занятия: Упражнение «Встречи». Упражнение «Телепередача». Самопрезентация, алгоритм и особенности. Секреты успешной самопрезентации. Деловая игра «Презентация личности».

Раздел «Навыки эффективной коммуникации»

Тема 6. Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового общения

Приемы и методы коллективного и индивидуального воздействия на личность. Специфика социально-педагогической работы с детьми, родителями, педагогами, администрацией образовательного учреждения. Методика разработки плана сценария школьного и внешкольного мероприятия. Методика организации и проведения отрядных дел. Методика организации и проведения интеллектуальных игровых программ. Игровой практикум. Оформительский практикум. Музыкальный практикум. Танцевальный практикум. Методика организации подвижных игр

Тема 7. Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения

Теоретические занятия: Общение как одна из основных ценностей человека. Коммуникативные навыки и умения. Понятие «общение», «собеседник». Общение и его слагаемые. Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Условия эффективности разговора. Бытовое общение. Деловое общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки. Стороны общения. Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык.

Практические занятия: Игры на знакомство и взаимодействие: «Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком». Час дружеского общения. Игры на взаимодействие сплочение команды. Тест КОС. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Упражнение «Проблемы общения у всех». Деловая игра «Комплимент», игра «Ассоциация», методика «Сам о себе», школа общения «Умение слушать», «Испорченный телефон», Правила поведения в споре, ток-шоу «Как успеть все-все-все», занятие - тренинг «Белая ворона»

Тема 8. Способы эффективного общения

Невербальные средства общения: Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство», «Монета». Речевые средства общения: Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие». Активное и пассивное слушание: Процесс слушания. Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Тест «Умеете ли вы слушать?». Упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему?». Анализ ситуаций. Приемы расположения к себе. Упражнения «Комплимент». Игры и упражнения на эффективную коммуникацию и умение договориться: «Пересадка сердца», «Завтрак с героем», «Остров», «Апокалипсис», «Ассоциация», «Передать одним словом». Игры на вербальное и невербальное общения: «Пойми меня», «Мимика, жесты». Сюжетно - ролевые игры: «Мафия», «Крокодил», «Педагогические ситуации», «Телевидение». Упражнение на решение конфликтных ситуаций: упражнение Джеффа». Я- высказывание. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей учащихся Р.В. Овчаровой.

80

© Герасименко Ю.А., 2017

Раздел «Саморазвитие»

Тема 9. Папка достижений. Подготовка своего портфолио

Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. Игры на взаимодействие, сплочение. Личное портфолио обучающегося. Качества личности. Подготовка своего портфолио. Участие в конкурсах различного уровня. Тема 10. Творческий проект Искусство самопрезентации Подготовка и презентация проекта

Содержание программы (11 класс) Раздел «Планирование и проектирование»

Тема 1. Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Творческий проект. Исследовательский проект. Социальный проект. Виды, структура, содержание проектной деятельности

Тема 2. Исследовательский проект

Теоретические занятия: Исследовательское проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий исследовательский проект.

Практические занятия: Технология исследовательского проектирования. Работа в группах. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Защита. Тема 3. Социальный проект

Теоретические занятия: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практические занятия: Технология социального проектирования. Работа в группах. Искусство самопрезентации. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Защита. Раздел «Толерантность»

Тема 4. Планирование и реализация вместе с командой общего проекта. Работа в группах. Понятие толерантности и воспитание качества. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект. Работа в команде.

Тема 5. Самовоспитание и достижение жизненных целей Понятие самовоспитания и достижения жизненных целей

Раздел «Ораторское искусство»

Тема 6. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи

Невербальные средства общения: Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство», «Монета». Речевые средства общения: Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие». Упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему?». Анализ ситуаций. Приемы расположения к себе. Мастер-класс «Искусство публичного выступления». Фактор превосходства. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

Практические занятия: Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация». Игры и упражнения на эффективную коммуникацию и умение договориться: «Пересадка сердца», «Завтрак с героем», «Остров», «Апокалипсис», «Ассоциация», «Передать одним словом». Игры на вербальное и невербальное общения: «Пойми меня», «Мимика, жесты». Сюжетно -ролевые игры: «Мафия», «Крокодил», «Педагогические ситуации», «Телевидение». Упражнение на решение конфликтных ситуаций: упражнение Джеффа». Мастер-класс

81

© Герасименко Ю.А., 2017

«Искусство публичного выступления». Конкурс «Самопрезентация». Методика выявления

коммуникативных и организаторских склонностей учащихся Р.В. Овчаровой.

Тема 7. Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание

Барьеры общения, Активные методы слушания. Упр. «Расскажи сказку» Тренинг

коммуникативной компетенции

Раздел «Профессиональное самоопределение»

Тема 8. Профориентационные игры

Практические занятия: Упражнение «Угадай профессию». Упражнение «Встречи». Деловая игра «Работа, бизнес, карьера». Упражнение «Профессия - специальность -должность». Упражнение «Телепередача». «Человек - профессия». Деловая игра «Примите меня на работу». Профессии XXI века: информационные технологии, предпринимательство и бизнес, сфера обслуживания.Л.Н.Самопрезентация, алгоритм и особенности. Секреты успешной самопрезентации. Деловая игра «Презентация личности». Тема 9. Самоопределение и профориентация Построение индивидуального профессионального плана на основе тестирования. Схема «Хочу - могу - надо»

Тема 10. Организация и проведение волонтерских акций Волонтерская деятельность: особенности, организация. На примере работы в летнем лагере: ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная). Изучение периодов смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учет воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде. Понятие детского коллектива. Стадии развития детского коллектива. Педагогика временных детских коллективов. Особенности работы с разновозрастным коллективом. Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены.

Практические занятия: Ролевые игры в лагере. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный. Игры на знакомство, на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.

Образовательные технологии

Вид занятия Наименование Образовательные технологии Объем,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

раздела программы (в том числе интерактивные) ауд. часов/в том числе в интерактив ной форме

«Я - лидер»

теоретическое Лекция-визуализация Кейсы, разбор конкретных ситуаций 4

практическое Разбор конкретных ситуаций, моделирование процессов и 10

82

© Герасименко Ю.А., 2017

ситуаций Ролевая игра Тренинг Беседа Выполнение творческих заданий Беседа

«Планирование и

проектирование»

теоретическое Лекция-визуализация 2

практическое Разбор конкретных ситуаций, метод проектов Деловая игра Круглый стол Беседа 6

«Саморазвитие»

практическое Кейсы, разбор конкретных ситуаций, метод проектов Демонстрация портфолио Презентация и защита проекта 4

«Ораторское

искусство»

теоретическое Лекция с разбором конкретных ситуаций 2

практическое Метод проектов 6

«Навыки

эффективной

коммуникации»

теоретическое Лекция с разбором конкретных ситуаций 4

практическое Технология критического мышления Тренинг 4

«Толерантность»

практическое Метод проектов, круглый стол, беседа 4

«Профессиональное

самоопределение»

практическое Профориентационные игры Деловая игра Тестирование, тренинг Творческий отчёт Фотоотчёт 6

83

© Герасименко Ю.А., 2017

4. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Я - лидер: стратегии успеха»

Содержание практических занятий в 10 классе

Раздел 1. «Я - лидер» Практическая работа 1 Представление о себе, как о лидере. Вопросы и задания: пройти тесты «Я лидер»; «Самооценка лидерских качеств», «Тест по выявлению лидерских качеств» и сделать вывод о наличии лидерских характеристик и возможности их развития. Для практикума «Чемодан лидера» перечислить характеристики лидера, дифференцировать свои выявленные качества личности.

Литература

1. Брендвайн М. «Подготовить отличный коллектив - это реально» (Тренинги для вожатых и сотрудников детских оздоровительных лагерей).СПБ.: Изд-во «Речь», 2012.- 245с.

2. Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». СПб.: Из-во «Питер», 2009.-197с.

3. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. «Имидж лидера» СПб.: Из-во «Речь», 2007.-114с.

4. Бишоф А., «Самоменеджмент. Эффективно и рационально». / пер. с нем. - 2-е изд., М.: Из-во ОМЕГА-Л, 2006.-254с.

Тема 2. Развитие лидерских качеств. Командообразование Вопросы и задания: пеловая игра «Выборы», Пройти «Тест по выявлению организаторских способностей» и сделать вывод на основе полученных результатов. Подобрать и провести два упражнения или одну игру на взаимодействие и сплочение группы.

Литература

1. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.» - СПб., Речь, 2005.-176с.

2. Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург.: «Феникс», 2008.-106с.

3. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008. - 115с.

4. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2006.-234с.

5. Дафт Р. Л. Менеджмент, СПб.: Питер, 2000. Гл. 18

6. Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007.- 347с.

Тема 3. Этика и культура взаимоотношений лидера и команды. Вопросы и задания: провести дискуссию или круглый стол по теме занятия с основными вопросами: Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Формирование команды. Лидер и его команда. Как вести за собой? Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива

Литература

1. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь. М.: 1С-Паблишинг, 2009.206с.

84

© Герасименко Ю.А., 2017

2. Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». С. - Петербург: Из-во «Речь», 2005.-154с.

3. Кондратьева О.В., Снежинская М.В., Мелихов Ю.Е. Мотивация персонала. Нет мотива - нет работы.- М.: Из-во «Альфа-Пресс», 2009.-89с.

Тема 4. Формирование команды. Лидер и его команда Вопросы и задания: упражнение «Предвыборная программа». Рисование лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи. Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему. Самовоспитание и достижение жизненных целей. Творческая работа «Составление путеводителя жизни». Тест «Я - концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие». Задача «Цепь».

Литература

1. Брендвайн М. «Подготовить отличный коллектив - это реально» (Тренинги для вожатых и сотрудников детских оздоровительных лагерей).СПБ.: Изд-во «Речь», 2012.- 245с.

2. Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». СПб.: Из-во «Питер», 2009.-197с.

3. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. «Имидж лидера» СПб.: Из-во «Речь», 2007.-114с.

4. Бишоф А., «Самоменеджмент. Эффективно и рационально». / пер. с нем. - 2-е изд., М.: Из-во ОМЕГА-Л, 2006.-254с.

Тема 5. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы Вопросы и задания: упражнение «Угадай профессию». Упражнение «Встречи». Деловая игра «Работа, бизнес, карьера». Упражнение «Профессия - специальность -должность». Упражнение «Телепередача». «Человек - профессия». Деловая игра «Примите меня на работу». Деловая игра «Презентация личности».

Литература

1. Брендвайн М. «Подготовить отличный коллектив - это реально» (Тренинги для вожатых и сотрудников детских оздоровительных лагерей).СПБ.: Изд-во «Речь», 2012.- 245с.

2. Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». СПб.: Из-во «Питер», 2009.-197с.

3. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. «Имидж лидера» СПб.: Из-во «Речь», 2007.-114с.

4. Бишоф А., «Самоменеджмент. Эффективно и рационально». / пер. с нем. - 2-е изд., М.: Из-во ОМЕГА-Л, 2006.-254с.

Раздел «Навыки эффективной коммуникации» Тема 6. Неформальное общение. Деловое общение. Этика и культура делового

общения

Вопросы и задания: изучить .методику разработки плана сценария школьного и внешкольного мероприятия; Методику организации и проведения интеллектуальных игровых программ. Игровой практикум. Оформительский практикум. Музыкальный практикум. Танцевальный практикум. Методика организации подвижных игр

Литература

1. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.» - СПб., Речь, 2005.-176с.

85

© Герасименко Ю.А., 2017

2. Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург.: «Феникс», 2008.-106с.

3. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008. - 115с.

4. Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007.- 347с.

Тема 7. Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения Вопросы и задания: игры на знакомство и взаимодействие: «Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком». Час дружеского общения. Игры на взаимодействие сплочение команды. Тест КОС. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Упражнение «Проблемы общения у всех». Деловая игра «Комплимент», игра «Ассоциация», методика «Сам о себе», школа общения «Умение слушать», «Испорченный телефон», Правили поведения в споре, ток-шоу «Как успеть все-все-все», занятие - тренинг «Белая ворона»

Литература

1. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.» - СПб., Речь, 2005.-176с.

2. Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург.: «Феникс», 2008.-106с.

3. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008. - 115с.

4. Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007.- 347с.

Тема 8. Способы эффективного общения

Вопросы и задания: пройти тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Провести упражнения «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство», «Монета». Речевые средства общения: Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие». Активное и пассивное слушание: Процесс слушания. Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Тест «Умеете ли вы слушать?». Упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему?». Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация». Игры и упражнения на эффективную коммуникацию и умение договориться: «Пересадка сердца», «Завтрак с героем», «Остров», «Апокалипсис», «Ассоциация», «Передать одним словом». Игры на вербальное и невербальное общения: «Пойми меня», «Мимика, жесты». Сюжетно -ролевые игры: «Мафия», «Крокодил», «Педагогические ситуации», «Телевидение». Упражнение на решение конфликтных ситуаций: упражнение Джеффа». Мастер-класс «Искусство публичного выступления». Конкурс «Самопрезентация». Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей учащихся Р.В. Овчаровой.

Литература

1. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.» - СПб., Речь, 2005.-176с.

2. Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург.: «Феникс», 2008.-106с.

3. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008. - 115с.

4. Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007.- 347с.

Раздел «Саморазвитие»

Тема 9. Папка достижений. Подготовка своего портфолио Вопросы и задания: подготовка и презентация своего портфолио. Тема 10. Творческий проект Искусство самопрезентации

86

© Герасименко Ю.А., 2017

Вопросы и задания: подготовка и презентация проекта (Тему согласовать с педагогом)

Содержание практических занятий в 11 классе

Раздел «Планирование и проектирование» Тема 1. Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Творческий проект. Исследовательский проект. Социальный проект. Виды, структура, содержание проектной деятельности

Вопросы и задания: Разработать и по возможности реализовать один из проектов (Творческий проект. Исследовательский проект. Социальный проект)

Литература

1. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. - Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

2. Горбушина О. Психологический тренинг. СПб.:Изд-во «Питер». - М, 2008. - 115 с.

3. Добротворский И. Величайший секрет, как достичь успеха. - М., 2007. - 347 с.

Тема 2. Исследовательский проект Вопросы и задания: Технология исследовательского проектирования. Работа в группах. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Защита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. - Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

2. Горбушина О. Психологический тренинг. СПб.:Изд-во «Питер». - М, 2008. - 115 с.

3. Добротворский И. Величайший секрет, как достичь успеха. - М., 2007. - 347 с.

Тема 3. Социальный проект Вопросы и задания: Технология социального проектирования. Работа в группах. Искусство самопрезентации. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Защита.

Литература

1. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. - Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

2. Горбушина О. Психологический тренинг. СПб.:Изд-во «Питер». - М, 2008. - 115 с.

3. Добротворский И. Величайший секрет, как достичь успеха. - М., 2007. - 347 с.

Раздел «Толерантность» Тема 4. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Работа в группах.

Вопросы и задания: Подготовка о проведение Круглого стола по теме «Толерантность: такие разные, но мы вместе»

Разработка и частичная реализация группового проекта

Литература

1. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. - Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

2. Горбушина О. Психологический тренинг. СПб.:Изд-во «Питер». - М, 2008. - 115 с.

3. Добротворский И. Величайший секрет, как достичь успеха. - М., 2007. - 347 с.

87

© Герасименко Ю.А., 2017

Тема 5. Самовоспитание и достижение жизненных целей Вопросы и задания: формулировка индивидуальных целей и алгоритм их достижения

Литература

1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб.: Речь, 2005. - 176 с.

2. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. - Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

3. Горбушина О. Психологический тренинг. СПб.:Изд-во «Питер». - М, 2008. - 115 с.

4. Добротворский И. Величайший секрет, как достичь успеха. - М., 2007. - 347 с.

Раздел «Ораторское искусство» Тема 6. Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи Вопросы и задания: упражнения «Комплимент», «Самопрезентация». Игры и упражнения на эффективную коммуникацию и умение договориться: «Пересадка сердца», «Завтрак с героем», «Остров», «Апокалипсис», «Ассоциация», «Передать одним словом». Игры на вербальное и невербальное общения: «Пойми меня», «Мимика, жесты». Сюжетно -ролевые игры: «Мафия», «Педагогические ситуации», «Телевидение». Упражнение на решение конфликтных ситуаций: упражнение Джеффа». Мастер-класс «Искусство публичного выступления». Конкурс «Самопрезентация». Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей учащихся Р.В. Овчаровой.

Тема 7. Речевые средства общения. Активное и пассивное слушание Вопросы и задания: Подготовить характеристику барьеров общения, перечислить активные методы слушания. Разобрать ситуации «Ты-высказывания» и переформулировать их в Я- высказывание. Тренинг коммуникативной компетенции

Литература

1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб.: Речь, 2005. - 176 с.

2. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью. - Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

3. Горбушина О. Психологический тренинг. СПб.:Изд-во «Питер». - М, 2008. - 115 с.

4. Добротворский И. Величайший секрет, как достичь успеха. - М., 2007. - 347 с.

Раздел «Профессиональное самоопределение» Тема 8. Профориентационные игры

Вопросы и задания: упражнение «Угадай профессию». Упражнение «Встречи». Деловая игра «Работа, бизнес, карьера». Упражнение «Профессия - специальность -должность». Упражнение «Телепередача». «Человек - профессия». Деловая игра «Примите меня на работу». Профессии XXI века: информационные технологии, предпринимательство и бизнес, сфера обслуживания.Л.Н.Самопрезентация, алгоритм и особенности. Секреты успешной самопрезентации. Деловая игра «Презентация личности».

Литература

1. Добротворский И. Постройте свое будущее. Психология успеха. - М., 2013. -206 с.

2. Долгоруков А.М. Методология эффективного действия. - М.: НИУ-ВШЭ, 2006. - 276 с.

3. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь. - М.: 1С-Паблишинг, 2009. -206 с.

4. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005.-154с.

88

© Герасименко Ю.А., 2017

Тема 9. Самоопределение и профориентация

Вопросы и задания: построение индивидуального профессионального плана на основе тестирования по методике «Якоря карьеры», «Матрица профессий», автор Резапкина. Работа по схеме «Хочу - могу - надо»

Литература

1. Добротворский И. Постройте свое будущее. Психология успеха. - М., 2013. -206 с.

2. Долгоруков А.М. Методология эффективного действия. - М.: НИУ-ВШЭ, 2006. - 276 с.

3. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь. - М.: 1С-Паблишинг, 2009. -206 с.

4. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005.-154с.

Тема 10. Организация и проведение волонтерских акций Вопросы и задания: подготовить картотеку ролевых игр в лагере. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный. Игры на знакомство, на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.

Литература

1. Добротворский И. Постройте свое будущее. Психология успеха. - М., 2013. -206 с.

2. Долгоруков А.М. Методология эффективного действия. - М.: НИУ-ВШЭ, 2006. - 276 с.

3. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь. - М.: 1С-Паблишинг, 2009. -206 с.

4. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005.-154с.

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Я - лидер: стратегии успеха»

Критерии и форма оценки качества знаний. Педагог оценивают успешность усвоения материала, наблюдая за обучающимися на занятиях и в их свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому направлению программы в 10-бальной системе._

Критерии Баллы

Обучающиеся полностью освоили теоритический материал. Умеют выполнять задания на высоком уровне, имеют высокую эмпатию в команде. Занимают лидирующую позицию при принятии решения в команде. Справляются с заданиями, вносят свои идеи для разрешения ситуационных проблем/задач. 8-10

Обучающиеся в целом понимают теоритический материал, активно принимают участие в практической части занятия, но при разрешении проблем, зажаты, не могут найти правильное решение. Высказывая правильное решение в какой-либо ситуации, часто не могут донести и убедить коллектив принять верное решение. 4-7

Обучающиеся воспринимают материал, но часто не могут применить полученные знания на практике. Либо успешно применяя знания на практике, не могут соотнести их при выполнении теоритической части занятий. 0-3

Общий балл: высокий - 8-10; средний - 4-7; низкий - 0-3.

89

© Герасименко Ю.А., 2017

Типовые образовательные технологии и средства оценивания на основе компетенций

обучающихся и индикаторов их достижения

Интерактивные технологии проведения занятий

Творческое задание - частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Творческое задание может заключаться, например, в том, чтобы снять фильм, разработать макет, модель, организовать мероприятие, подготовить кейс по заданной теме и т.д.

Оценивать творческие задания трудно. Поскольку любое творческое задание имеет в своей основе сформированную систему знаний, то оценка может складываться из двух частей: оценка базовой системы знаний и оценка творческого замысла и его воплощения.

Критерии оценки:

- степень понимания обучающимся материала;

- теоретическая обоснованность решений, лежащих в основе замысла и воплощенных в результате;

- научность подхода к решению задачи/задания;

- владение терминологией;

- демонстрация интеграции компетенций (заложенных на этапе задания как результата обучения).

Критериями оценки творческой части могут быть:

- оригинальность замысла;

- уровень новизны: комбинация ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы /преобразование известных способов при решении новой проблемы/новая идея;

- характер представления результатов (наглядность, оформление, донесение до слушателей и др.)

Проект - конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Проект может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся в течение заданного временного промежутка.

В общем случае оценивание проекта складывается из трех составных частей:

1) оценка процесса выполнения проекта, осуществляемая по контрольным точкам, распределенным по времени выполнения проекта (четыре контрольные точки или еженедельно), проводится по критериям:

- умение самоорганизации, в том числе, систематичность работы в соответствии с планом,

- самостоятельность,

- активность интеллектуальной деятельности,

- творческий подход к выполнению поставленных задач,

- умение работать с информацией,

90

© Герасименко Ю.А., 2017

- умение работать в команде (в групповых проектах);

2) оценка полученного результата:

- конкретность и ясность формулировки цели и задач проекта, их соответствие теме;

- обоснованность выбора источников (полнота для раскрытия темы, наличие новейших работ - журнальных публикаций, материалов сборников научных трудов и т.п.);

- глубина/полнота/обоснованность раскрытия проблемы и ее решений;

- соответствие содержания выводов заявленным в проекте целям и задачам;

- наличие элементов новизны теоретического или практического характера;

- практическая значимость;

- оформление работы (стиль изложения, логичность, грамотность, наглядность представления информации - графики, диаграммы, схемы, рисунки, соответствие стандартам по оформлению текстовых и графических документов);

3) оценки выступления на защите проекта, процедура которой имитирует

процесс профессиональной экспертизы:

- соответствие выступления заявленной теме, структурированность, логичность, доступность, минимальная достаточность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень владения исследуемой темой (владение терминологией, ориентация в материале, понимание закономерностей, взаимосвязей и т.д.);

- аргументированность, четкость, полнота ответов на вопросы;

- культура выступления (свободное выступление, чтение с листа, стиль подачи материала и т.д.).

Параметры оценочного средства (пример)

Предел длительности контроля Еженедельные консультации, 3 контрольные точки (КТ) 4 КТ - защита

1. Оценка процесса выполнения проекта мах 10 баллов

2. Оценка полученного результата: формулировка цели и задач проекта, их соответствие теме; глубина/полнота/обоснованность раскрытия проблемы и ее решений; соответствие содержания выводов заявленным в проекте целям и задачам; оформление работы мах 25 баллов

3. Защита проекта мах 15 баллов

Критерии оценки (результат определяется как сумма всех составляющих):

«5»,если (45 - 50)баллов

«4»,если (35 - 44)баллов

«3»,если (25 - 34)баллов

91

© Герасименко Ю.А., 2017

Деловые игры. Цели использования деловых игр определяют и критерии оценки ее результатов, проявляемых в виде демонстрации:

- владение междисциплинарным, комплексным знанием;

навыков анализа и критического мышления;

- умений коммуникаций, если имитационная игра, то и профессиональных;

- ответственности за последствия принимаемых решений;

- умений в применении типовых схем выработки управленческих решений в проблемных ситуациях;

- творческого мышления;

- умений работы в команде.

Оценивание результатов для участников игровых процедур затруднено сложностью самих этих результатов, потому что игра как сложная динамичная деятельность требует применения не только определенной компетенции как целостности, синтезирующей в себе всю совокупность составляющих ее компонентов, которые порой сложно вычленить в процессе анализа, но и взаимодействие различных компетенции между собой.

Для определения средств оценивания профессиональных компетенций специалисты рекомендуют использовать обобщенную модель Д. Киркпатрика (Donald Kirkpatrick), включающую четыре уровня проявления компетенции. Эта модель была разработана и используется для оценки профессиональной компетенции и результатов обучения на этапе повышения квалификации. Модификация модели для высшего образования приведена в таблице.

Таблица - Оценивание компетенций

Уровень оценки Название Сущность Метод оценки

1й уровень Reaction Реакция обучаемых Интервьюирование и анкетирование сразу после обучения

2й уровень Leaning Изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников. Тестирование до и после обучения, интервью, наблюдение, экспертиза

3й уровень Behavior Изменение поведения участников (профессионального поведения, общения как его элемента) Наблюдения, анкетирование, экспертиза

4й уровень Results Изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. Влияние на результаты освоения основной образовательной программы Итоговая аттестация (отсроченная оценка)

Критерии оценки эффективности участников в игре: степень согласованности, возникшая при обсуждении проблемы.

Критерии эффективности сформулированного участниками решения:

92

© Герасименко Ю.А., 2017

- использование при выработке решений рекомендуемых (обязательных, если игра на освоение определенного учебного материал) приемов, методов;

- не превышение лимита времени;

- наличие в решении новизны, оригинальности, нестандартности;

- учет ограничений;

- рациональность принятого решения;

- наличие ошибок или противоречий в решении;

- техническая грамотность оформления решений (если требуется).

Критерии межгруппового взаимодействия:

- быстрота принятия решений;

- экспертиза решений других групп;

- аргументированность при защите своих решений;

- согласованность решения внутри группы;

- итоги соревновательности при проведении действий, входящих в канву игры.

Игра позволяет оценивать личностные качества участников:

- эрудированность;

- принципиальность, честность, добросовестность;

- умение аргументировать и отстаивать свое решение;

- склонность к риску;

- умение использовать различные информационные источники (научную литературу, справочные материал, нормативные документы);

- инициативность, исполнительность;

- самоорганизацию;

- культуру речи, коммуникабельность.

При разработке конкретной игры необходимо заранее заложить, какие именно личностные качества могут быть проявлены и принципиально важны именно в этой игре. Для оценивания степени их проявления может быть разработан лист наблюдений, отражающий степень выраженности выбранных качеств: сильно - средне - слабо. И сама процедура оценивания требует, как правило, не только усилий преподавателя, но участия всей группы/минигрупп, самооценки участников. Для самооценки результатов обучения (личностных, предметных, метапредметных), выявления отношения к чему-либо как проявления определенной ценностной позиции - составной части компетенций студентам может быть предложено написать эссе, мини-сочинение на тему «Самооценка моих коммуникативных умений», «Мое отношение к иностранному языку как необходимому для профессионала средству профессиональных коммуникаций», «Мое отношение к коллективной работе», «Мое участие в коллективной работе» и т.п.

Параметры оценочного средства (пример) Тема (название) «...» Сценарий:

Предел длительности контроля 3 АЧ

Критерии оценки: (пример) владение терминологией, демонстрация владения учебным материалом по теме игры, владение методами аргументации, умение работать в группе, достижение игровых целей,

93

© Герасименко Ю.А., 2017

(соответствие роли - при ролевой игре)

Критерии оценки (результат определяется как сумма всех составляющих) 10 баллов

«5»,если (9 - 10) баллов

«4»,если (8 - 7) баллов

«3»,если (6 -5) баллов

Оценивание при помощи дискуссионных процедур

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты являются оценочными средствами, позволяющими включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Дискуссионные процедуры могут быть использованы для того, чтобы старшеклассники: смогли постичь смысл изучаемого материала, который иногда чувствуют интуитивно, но не могут высказать вербально, четко и ясно, или конструировать новый смысл, новую позицию; смогли согласовать свою позицию или действия относительно обсуждаемой проблемы.

Достижение поставленных целей в самом простом случае и выступает критериями оценки (табл).

аблица - Критерии оценивания компетенций посредством дискуссионных процедур

Критерии Шкала оценивания: 2 - 1 - 0

Обучающиеся продемонстрировали, что материал понят (приводились доводы, объяснения, доказывающие это) 2 - 1 - 0 Комментарии:

Обучающиеся постигли смысл изучаемого материала (могут высказать вербально, четко и ясно, или конструировать новый смысл, новую позицию); 2 - 1 - 0 Комментарии:

Обучающиеся могут согласовать свою позицию или действия относительно обсуждаемой проблемы. 2 - 1 - 0 Комментарии:

Таблица - Карта оценивания на основе дискуссионной процедуры

Оцениваемая способность (в баллах)

Ф.И.О. речевого логично и преобразовыват отвечать на выбора

обучающихся самоконтроля четко ь информацию, вопросы, наиболее

и сформулиров осуществлять возникающие эффективных

самокоррекц ать свои информационн в процессе каналов устной

ии мысли (в ую переработку устной и или

(3 - 4 - 5) устной и текста письменной письменной

письменной (3 - 4 - 5) коммуникаци коммуникации

форме) и и умение

(3 - 4 - 5) (3 - 4 - 5) использовать

соответствующ

ие способы

речевого

общения в

зависимости от

94

© Герасименко Ю.А., 2017

результатов этого выбора (3 - 4 - 5)

Таблица-Оценка коммуникативных умений

Коммуникативные умения (0 - 1 балл)__Ф.И.О. обучающихся

И.А. П.И.

Владеет правилами речевого этикета

Вступает и поддерживает коммуникацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строит конструктивный диалог в процессе общения

Умеет слушать и слышать других

Умеет реагировать на другие мнения

Итого из 5 баллов:

Таблица - Оценка индивидуально вклада в дискуссию

критерии Шкала оценивания (в баллах)

1. Удерживание и наращивание общего содержания дискуссии: - синтезирует информацию, полученную в процессе коммуникации; - выявляет несущественные замечания, уводящие от предмета обсуждения; - фиксирует возникающие содержательные продвижения или противоречия; - формулирует выводы, создающие новый смысл (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10)

2. Позиция участия в дискуссии: - ярко и кратко формулирует свою позицию; - использует убедительные аргументы, усиливающие его высказывания; - отслеживает ответы на свои вопросы (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10)

3. Поддержание процесса дискуссии: - принимает активное участие в обсуждении; - проявляет заинтересованность к мнениям других участников; - формулирует аргументы в поддержку разных позиций; - задает уточняющие вопросы, помогает прояснить позиции; вовлекает в дискуссию других. (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10) (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10)

Кейс-измерители

Кейс-измерители основаны на использовании проблемных заданий, в которых обучающимся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную

95

© Герасименко Ю.А., 2017

ситуацию, содержащую в себе необходимую, но неполную информацию для решения заданной проблемы.

Потребность в применении кейс-измерителей обусловлена тем, что оценка функциональных компетенций не может сводиться к ответам на вопросы тестового характера, поскольку функциональные компетенции - это то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере или решении логических задач. Описание функциональных компетенций, как правило, предполагает формулировки деятельностного типа: «способность формулировать цели, задачи и стратегии, выявлять тенденции..., строить прогнозы...». Наиболее эффективным способом их оценивания является решение кейсов (реальных проблемных ситуаций), основанных на совокупности ситуационных моделей, включающих формулирование законов, определений, тенденций, прогнозов и др.

Кейсы, включающие в себе различные проблемные ситуации, которые происходили в практике или принципиально могут произойти в будущей профессиональной деятельности, погружают обучающихся в те вызовы, с которыми они могут встретиться в работе. Вызовы требуют вдумчивого анализа при ограниченной или недостаточной полезной информации, но избыточной ненужной информации, эффективного реагирования на двусмысленные обстоятельства или сложные экономические, политические, психологические контексты. Они, прежде всего, требуют решительных действий, которые нужно четко произвести и отстоять. Кейс-измерители, как правило, включают специальные проблемные задачи, для решения которых студенту необходимо проанализировать ситуацию, требующую актуализировать комплекс профессиональных знаний. Кейсы не могут иметь однозначно правильного ответа, но имеют наиболее правдоподобные. Очень важным при использовании кейсов при оценивании является не только само решение, сколько процесс его принятия и доказательства и доводы в его пользу, самостоятельность и ответственность студентов при решении. Решение кейсов (как процедура оценивания) может быть выполнено группой или индивидуально, в зависимости от целей оценки. По времени процедура может занимать от 23 часов до 20-30 минут.

Достоинством кейс-измерителей является то, что их использование дает возможность получить достаточно полное представление о профессиональных и личностных качествах человека. Недостатком является необходимость постоянного обновления кейсов, поскольку информация устаревает (кейсы должны быть актуальны), и со временем наиболее правильные варианты ответов будут известны всем студентам.

При создании таких измерителей важно предусмотреть отсутствие однозначных решений проблемы, побуждающее обучающихся к поиску оптимальных решений, их аргументации и обоснования. Эти измерители особенно эффективны для решения задач, имеющих решения, соперничающие по степени истинности. Кейсы могут быть разработаны преподавателем или взяты из какого-либо информационного источника - в этом случае этот источник следует указать в ФОС.

Параметры оценочного средства (пример) Полное библиографическое описание

Предел длительности контроля 30 мин.

96

© Герасименко Ю.А., 2017

Критерии оценки: - было сформулировано и проанализировано большинство мах 10 баллов

проблем, заложенных в кейсе;

- были продемонстрированы адекватные аналитические методы при работе с информацией;

- были использованы дополнительные источники

информации для решения кейса; - были выполнены все необходимые расчеты,

- подготовленные в ходе решения кейса документы

соответствуют требованиям к ним по смыслу и

содержанию; - выводы обоснованы, аргументы весомы;

- сделаны собственные выводы, которые отличают данное

решение кейса от других решений.

«5»,если (9 - 10)баллов

«4»,если (7 - 8)баллов

«3»,если (5 - 6)баллов

Применение кейс-технологии рекомендуется в целях:

- развития навыков анализа и критического мышления;

- изучения теории принятия управленческих решений на конкретных примерах;

- отработки типовых схем выработки управленческих решений в проблемных ситуациях;

- развития творческого мышления;

- развития навыков работы в команде.

Портфолио как технология и средство оценивания

Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - целевая подборка работ обучающегося, структурированных определенным образом, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах/модулях.

Цель его создания сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае индивидуально. В современной практике вуза в портфолио включены также разделы, посвященные планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Это делает его рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения в течение длительного временного промежутка.

Портфолио - это способ аутентичного (подлинного) оценивания подготовленности студента и оценки (чаще для безотметочной) его индивидуальных реальных достижений за определенный период обучения. Аутентичное оценивание применяется, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности, предусматривающей оценивание уровней сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни.

Портфолио не используется для сравнения обучающихся между собой. Способ ориентирован не только на процесс оценивания полученных результатов, но и на

97

© Герасименко Ю.А., 2017

самооценку, активное и сознательное отношение самого обучающегося к процессу и результатам обучения.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации (фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.), позволяя учитывать результаты разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, коммуникативной и др. Портфолио позволяет реализовать практико-ориентированный подход к образованию.

Портфолио способствует поддержанию высокой учебной мотивации обучающихся за счет того, что набор собранных документов будет защищаться и демонстрироваться, тем самым поощряется активность и самостоятельность старшеклассников, расширяют их возможности обучения и самообучения.

В технологии портфолио обязательными компонентами являются саморефлексия и самооценка учебной деятельности, что способствует развитию этих умений у обучающихся, формированию ключевых компетенций, связанных с самоуправлением познавательной деятельности (умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность).

Задачи, которые позволяет решить портфолио, при достижении цели отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов:

проследить индивидуальный прогресс в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

оценить образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты контроля, полученные традиционными формами или тестированием, документированными данными;

выявить мотивы деятельности; достижения и уровень сформированности умений, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности (метакомпетенции, общекультурные компетенции); трудности и пробелы в знаниях и умениях, недостаток опыта, затрудняющих деятельность;

развивать культуру мышления, логику, умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать; критически относиться к своей деятельности;

формировать опыт самоконтроля и самооценки своей деятельности; планирования необходимых корректирующих действий.

Существуют различные классификации портфолио: по видам представленных результатов, по целям использования, по характеру и структуре материалов.

Таблица - Классификация портфолио по представленным результатам

Тип «Портфолио документов» «Портфолио работ» «Портфолио отзывов»

Цель Определить Оценить Оценить степень

Образовательный рейтинг образовательные достижения осознанности и самооценки образовательных достижений

Состав Сертифицированные индивидуальные образовательные достижения Коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях Тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, самоописаний и самоанализа.

98

© Герасименко Ю.А., 2017

Преимущества данного варианта Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента. Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Эта форма дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профиля.

Ограничения данного варианта Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития, разнообразия творческой активности, учебного стиля, интересов и др. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Сложность формализации и учета собранной информации.

По целям использования портфолио (что станет предметом оценивания) различают: тематический портфолио - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Преподаватель сообщает название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту обучающимся своего тематического портфолио. Обучающийся самостоятельно решает вопросы со структурой и содержанием портфолио, но необходима процедура определения критериев оценки портфолио;

показательный портфолио, включающее только лучшие работы обучающегося, используется для оценки достижений;

проблемно-исследовательский портфолио применяем для оценивания компетенций студентов в области научно-исследовательской деятельности, связан с написанием реферата или научной работы, подготовкой к выступлению на конференции и представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (доклада, статьи); список литературы для изучения; микротемы, проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования и выводы по его результатам; методы исследования; прогнозы и перспективы;

портфолио процесса включает все результаты за определённый период (работы с оценками, творческие работы), а также дневники, отдельные записи и формы самонаблюдений, самооценки; его назначение - оценить процесс обучения в целом, с особым акцентом на процесс учения и его самооценку обучающимся;

рабочее портфолио содержит все учебные материалы за определенный период, как полученные, так и наработанные самим обучающимся. Его учебные работы, черновики и т.д., позволяющие оценить динамику развития, обучающегося;

портфолио, отражающее результаты освоения основной образовательной программы, может быть использовано в процессе итоговой государственной аттестации; его содержание

99

© Герасименко Ю.А., 2017

довольно обширно и включает проектные/исследовательские работы, творческие работы, результаты практик (отчеты, отзывы), свидетельства участия в олимпиадах, конкурсах, результаты самооценки, рефлексии собственных результатов обучения и др.

Метод портфолио применим не только для аутентичного оценивания результатов обучения студентов, но и для оценки компетентности вузовских преподавателей, особенно ценным в аутентичности оценивания профессорско-преподавательского корпуса является комплексность оценки, возможности самоанализа, самооценки и проектирования саморазвития самого преподавателя.

Для эффективного введения портфолио необходимо обеспечить его достоверность, прозрачность его наполнения и результатов оценивания, создание отработанной и единой для вуза критериальной базы и способов оценивания проектной, творческой, исследовательской деятельности студента, социальной активности, лидерских качеств и коммуникативных умений.

В ФОС должна быть приведена структура портфолио, которая принята для использования по конкретному учебному модулю.

Параметры оценочного средства (пример)

Предел длительности контроля Систематический контроль в семестре + защита (выступление 10 мин и ответы на вопросы)

1.Оценка процесса создания портфолио мах 10 баллов

2. Оценка полученного результата: мах 25 баллов

- организация портфолио студентом; - полнота отражения изучаемого материала; - наличие доказательств, свидетельствующих о понимании студентов учебного материала; - наличие свидетельств, отражающих размышления студентом о собственной познавательной деятельности; - наличие творческих идей; - свидетельства, отражающие развитие студента; - качество оформления.

3. Защита портфолио мах 15 баллов

Критерии оценки (результат определяется как сумма всех составляющих):

«5»,если (45 - 50)баллов

«4»,если (35 - 44)баллов

«3»,если (25 - 34)баллов

Оценивание групповой работы

Групповая работа является неотъемлемым компонентом дискуссионных процедур, групповых проектов, деловых или иных игр, кейс-измерителей и др. Подходов к оценке работы в группе существует следующие:

100

© Герасименко Ю.А., 2017

- единая оценка дается всей группе, и все ее члены, соответственно, получают одинаковый балл; в этом случае, с одной стороны, стимулируется ответственность каждого перед группой, работа на общий результат, с другой стороны, возможно, иждивенческое отношение части обучающихся, желание получить результат за счет других (табл. 11). Группы сравниваются по набранной сумме балов;

- оценка работы каждого в группе в соответствии с выбранными критериями (активность работы, вклад в результат, коммуникативного умения и др.) (табл. 12, 13);

- заранее обеспечить каждого обучающегося индивидуальным конкретным заданием, которое будет суммироваться к общему результату по групповой работе;

- оценивается индивидуальная защита работы, выполненная группой (т.е. групповая работа при индивидуальном уровне ответственности).

Оценивание групповой работы

Обстановка в группе была дружеская. 1234567 Обстановка в группе была доброжелательная. напряженная, чувствовалось напряженное отношение друг к другу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер обсуждения проблем в 1234567 Характер обсуждения проблем в

группе был конструктивным, критика группе был недостаточно

была направлена на получение общего конструктивным, критика была

результата. направлена друг на друга.

Предложения принимались в 1234567 Предложения принимались или

зависимости от их содержания, а не от отвергались в зависимости от

личности того, кто их вносил личности того, кто их высказывал.

Группа работала как единое целое, 1234567 Группа разбилась на части, которые

члены группы взаимно помогали друг фактически противостояли друг

другу другу.

Решения принимались совместно, 1234567 Решения принимались одним -

после того как все убедились в их двумя членами группы, а мнение

правильности остальных не учитывалось.

Была полная возможность высказаться 1234567 Многие члены группы не имели

для всех членов группы возможности высказать свое отношение к обсуждаемой вопросам.

Конечная цель работы группы ясна и 1234567 Непонятно, для чего мы все здесь

понятна собрались.

Наша группа получила хороший 1234567 Наша группа фактически не

результат. получила результата.

В процессе работы сначала я 1234567 С начало и до конца чувствовал себя

чувствовал себя неуютно, но затем неуютно.

мое состояние улучшилось.

В группе я чувствовал себя уверенно, 1234567 В группе я чувствовал себя

был полноправным ее членом. неуверенно, как посторонний.

101

© Герасименко Ю.А., 2017

Таблица. Оценивание результатов групповой работы или индивидуальной работы _обучающегося в группе (вклад в общий результат)_

Критерии оценки

Шкала оценивания в баллах

0 1 2 3

Понимание проблемы и донесение ее до других

Владение терминологией

Использование учебного материала в работе по теме

Продуктивность предложений

Обоснованность высказываний

Демонстрация заинтересованности в результативной работе группы

Оценивание активности работы обучающегося в группе

Критерий самооценки Шкала в баллах

0 1 2 3

Инициатива: постановка вопросов по собственной инициативе,

выдвижение гипотез, самостоятельность в высказывании мнений,

Поддержка: инициативы других, вовлечение в дискуссию других, способствование созданию благоприятной обстановки

Согласие, на участие в работе (активное или молчаливое)

Подчинение: пассивность в работе, подчинение группе

без внутреннего желания

Отвержение: явный отказ от работы, критика ее,

противопоставление себя другим участникам.

Суммарный балл

2. Учебно-тематическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Брендвайн М. «Подготовить отличный коллектив - это реально» (Тренинги для вожатых сотрудников детских оздоровительных лагерей).СПБ.: Изд-во «Речь», 2012.- 245 с.

2. Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». СПб.: Из-во «Питер», 2009.- 197 с.

3. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. «Имидж лидера» СПб.: Из-во «Речь», 2007. -114 с.

4. Бишоф А., «Самоменеджмент. Эффективно и рационально». / пер. с нем. - 2-е изд., М.: Из-во ОМЕГА-Л, 2006. - 254 с.

5. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.» - СПб., Речь, 2005. - 176 с.

6. Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург.: «Феникс», 2008. - 106 с.

7. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008. - 115 с.

8. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2006. - 234 с.

9. Дафт Р. Л. Менеджмент, СПб.: Питер, 2000. Гл. 18

10. Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007. - 347 с.

11. Добротворский Игорь «Постройте свое будущее. Психология успеха», М, 2013. -206 с.

12. Долгоруков А.М. Методология эффективного действия. М.: НИ-ВШУ, 2006. - 276 с.

102

© Герасименко Ю.А., 2017

13. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь. М.: 1С-Паблишинг, 2009. -206 с.

14. Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». С.-Петербург: Из-во «Речь», 2005. - 154 с.

15. Кондратьева О.В., Снежинская М.В., Мелихов Ю.Е. Мотивация персонала. Нет мотива -нет работы. - М.: Из-во «Альфа-Пресс», 2009. - 89 с.

Дополнительная литература

1. Нирмайер Р., Мотивация / пер. с нем. - 2-е изд., М.: Из-во ОМЕГА-Л, 2006. - 257 с.

2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога. Ч.1,2 - М.: Владос, 2003-2006

3. Рысев Н. 11 правил руководителя № 1.-СПб.: Питер, 2007.- 279 с.

4. Савченко М.Ю. Профориентация.Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).-М.: Вако, 2006. - 240 с.

5. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб.:Речь, 2011.- 163 с.

6. Тренинг «Уверенность» // Школьный психолог. 2004, № 2-3; 2005, №4

7. Элкин А. Стресс для «чайников», пер. с англ. - М.: Из-во «Вильямс», 2009.- 290 с.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При изучении дисциплины рекомендуется использовать: Раздаточный материал;

аудиовизуальные материалы; технические средства обучения.

103

© Герасименко Ю.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.