Научная статья на тему 'Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций'

Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР / ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ / ИНСТРУМЕНТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЛИМПИАДА / ОЦЕНКА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ASSESSMENT – THE CENTER / AN ASSESSMENT / COMPETENCES / GROUP DISCUSSION / PRESENTATION / TECHNOLOGIES / THE OLYMPIC GAMES / THE TOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Елена Валентиновна, Соломаха Светлана Ивановна

В данной статье рассматривается технология ассессмент-центра как обучающая технология и инструмент оценки сформированности у обучающихся обще-культурных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Елена Валентиновна, Соломаха Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment – the center as the tool of the assessment of formation at being trained common cultural and professional competences

In this article the technology of Assessment – the center, as training technology and the tool of an assessment of formation at being trained common cultural and professional competences is considered.

Текст научной работы на тему «Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

Коваленко Елена Валентиновна,

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля ИЭиФ ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск ev.kovalenko@omgau.org

Соломаха Светлана Ивановна,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой информационных технологий и моделирования ИЭиФ ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск si.solomakha@omgau.org

Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций

Аннотация. В данной статье рассматривается технология ассессмент-центра как обучающая технология и инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: ассессмент-центр, оценка, компетенции, инструмент, олимпиада, презентация, групповая дискуссия, технологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Новые стандарты в образовании заставляют по-новому анализировать результаты в образовательной деятельности. Сейчас широкую популярность получили ас-сессмент-центры, которые до настоящего момента использовались только на предприятиях для оценки своих потенциальных сотрудников, а также для внутренней аттестации своих специалистов с целью дальнейшего обучения и карьерного роста.

Сегодня, для того чтобы понять, какие сформировались во время обучения профессиональные и общекультурные компетенции студенты в процессе своего обучения в вузе используют имитационные упражнения, специальные опросники и интервью, в дальнейшем послужившие основой ассессмент-центра [1].

Если говорить о современных технологиях ассессмент-центра, то это такие технологии, которые показывают наглядно все полученные компетенции и недостающие знания и умения для своего профессионального будущего. Соответственно, все сводится к имитации конкретных рабочих ситуаций, с которыми придется сталкиваться будущим специалистам. Студенты выполняют задания, а все результаты регистрируются и сравниваются с компетенциями, необходимыми для дальнейшей его работы.

Для того чтобы продиагностировать студентов используются такие технологии, как разнообразные опросники, кейсы, участие в групповой дискуссии, самопрезентация, упражнения на анализ документов, различные имитационные упражнения. Все задания обязательно максимально приближены к действительности. Обучающиеся помимо выполнения конкретного задания, учатся быстро принимать решения, а также планировать свое время, так как всегда устанавливаются жесткие временные рамки и существуют дополнительные условия выполнения задания, которые дают возможность выявить такие профессиональные компетенции, как коммуникативность, умение анализировать и выстраивать межличностные отношения.

Все технологии ассессмент-центра можно применять на любом этапе обучения. Например, разнообразные опросники можно использовать как для входного кон-

г\л Л г\л

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

троля, так и для получения остаточных знании, как по дисциплине, так и в целом по курсу. Презентацию можно использовать как для представления темы ВАРС, так и собственного портфолию по окончанию обучения. Так называемая самопрезентация, которая поможет научиться рассказывать о себе, представлять себя потенциальному будущему работодателю, что также очень важно. Уметь объективно оценивать, как себя, так и окружающих по отношению к себе. Разработанная методика позволяет оценить презентацию относительно того, насколько она была информативна, а также насколько выступающий сумел расположить к себе, вызвал ли симпатию и интерес к себе и своей работе экспертов.

В табл. 1 представлен оценочный лист, который раздается экспертам.

Таблица 1

Оценочный лист 1. Самопрезентация

Ф. И. О. кандидата Эмоциональная привлекательность (1-5 баллов) Информативность (1-5 баллов) Комментарии, оригинальные идеи (+)

Следующая технология, это групповая дискуссия, предполагает выявление таких компетенций, как умение договариваться, проявление инициативы, умение отстаивать свое мнение, умение совместно найти правильное решение, именно совместно, в данном случае, именно работа в команде.

Соответственно, оценочный лист отображает все вышеперечисленные компетенции и оцениваются они по пятибалльной шкале. Пример оценочного листа при оценке групповой дискуссии представлен в табл. 2.

Таблица 2

Оценочный лист 2. Групповая дискуссия

№ п/п Ф. И. О. Лидерство Коммуникативность Интеллект Инициативность

1

2

Еще одним из современных методов обучения является олимпиада, где студенты наряду со своими теоретическими и практическими знаниями демонстрируют и творческие способности, свою креативность и умение работать в команде.

В предновогодний день, 24 декабря 2013 г. в Омском государственном институте сервиса прошла 23 олимпиада по комплексному экономическому анализу между студентами Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина и Омским государственным институтом сервиса, который из года в год гостеприимно встречает наших студентов.

Команда ОмГАУ им. П. А. Столыпина была представлена студентами 54 группы специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в составе 19 человек, студенты, не вошедшие в основной состав команды, активно поддерживали своих одногруппников, а также порадовали всех гостей мероприятия творческими номерами и чудесным украшением актового зала. ОГИС представляла команда «Дети капитана Гранта», а от ОмГАУ в бой ринулся «Золотой резерв». Руководила подготовкой к олимпиаде Елена Валентиновна Коваленко, к. э. н., доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля.

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

В состав жюри, оценивающее выполненные задания вошли преподаватели со стороны обоих вузов. Институт сервиса представляла Ирина Викторовна Подъ-япольская, декан экономического факультета, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита. От аграрного университета в жюри вошли Елена Валентиновна Коваленко и Юрий Иванович Новиков, к. э. н., доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля.

Студентам предстояло выполнить пять конкурсных заданий Представление, Блок-схема, Кроссворд, Х-files, Эрудит. За приветствие команды получили по наивысшему баллу, в небольших сценических номерах были и видеоматериал, и танцы, и песни.

В конкурсе «Блок-схема», который также был домашним заданием, «Дети капитана Гранта» и «Золотой резерв» проявили себя совершенно по-разному, что в результате принесло обеим командам одинаковое количество баллов!

Следующее задание предполагало разгадывание кроссворда. В этом конкурсе «Дети капитана Гранта» смогли обогнать «Золотой резерв», отгадав большее количество слов за 10 минут.

В конкурсе «Х-files» участникам необходимо было всего за 10 минут составить клятву бухгалтера, приветствовалась юмористическая форма. И творческой составляющей командам не занимать, опять равное количество баллов!

Последним этапом олимпиады стал конкурс «Эрудит».

На основании выданных форм бухгалтерской финансовой отчетности студентам предстояло провести комплексный экономический анализ и представить в виде доклада его результаты. Студенты могли воспользоваться заранее подготовленными макетами аналитических таблиц. По итогам конкурса наибольшее количество баллов набрала команда «Золотой резерв» и сравняла итоги встречи, получилась дружеская ничья.

Как сказала Ирина Викторовна Подъяпольская, декан экономического факультета ОГИСа: «Это все потому, что нас много и мы в тельняшках!», ведь самым большим удивлением конкурса стали образы обеих команд. «Дети капитана Гранта» - веселые моряки, а «Золотой резерв» - задорные пираты!

Олимпиада завершилась дружеским чаепитием.

В процессе решения конкретной задачи студенты применяют те способы, критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующего обучения. Ситуации, предлагаемые для решения, могут быть разнообразными, например, ситуация - упражнения, когда требуется обращение к специальным источникам информации, или ситуация - оценка, когда необходимо критически проанализировать принятое решение и т. д.

Необходимыми условиями при составлении описания конкретной ситуации являются реальность, проблемность, нужно чтобы ситуация соответствовала профессиональным потребностям студентов.

Следующая технология ассессмент-центра - это деловая игра.

Ежегодно на кафедре экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля проводятся деловые игры. Деловая игра «Моя профессия - бухгалтер» проводится в рамках дисциплины федерального компонента «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и разработана для студентов 4 курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Студенты готовятся стать бухгалтерами-аналитиками, их функция -не простая регистрация свершившихся фактов финансово-хозяйственной деятельности, а умение прогнозировать, планировать свои доходы и издержки, анализиро-

IV 3 ^

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

вать, сравнивая с фактическими результатами и принимать правильные управленческие решения, направленные на максимизацию прибыли предприятия. Именно этим трудовым функциям и соответствует игра, в ходе которой у студентов форми-

руются умения в подготовке краткосрочных и среднесрочных планов организации в рамках существующего стратегического плана.

Следует отметить, что игра межпредметна: в процессе ее студентам необходимы знания по теории бухгалтерского учета, финансовому учету, финансам предпри-

ятия, налоговому учету, управленческому учету.

Деловая игра требуют от участников творческой деятельности, способствуют повышению уровня культуры, накапливанию новых знаний, позволяют формировать не только познавательные интересы, но и интерес к профессии - бухгалтера.

Для достижения поставленной цели в ходе ДИ необходимо решить следующие задачи:

- освоить ряд конкретных практических ситуаций, используя имеющиеся навыки;

- определить степень владения студентами нормативно-законодательной базой в области бухгалтерского учета и аудита и аудита;

- выявить уровень подготовки студентов и их ориентации по вопросам бухгалтерского учета.

Деловая игра проводится на основе двух моделей - это профессиональная (знания в области бухгалтерского учета) и творческая.

Профессиональная модель включает в себя: предмет игры; способ взаимодействия участников; ситуационные задания; криптограмму и систему оценивания. Творческая модель содержит: игровые цели; комплект ролей и функций игроков; сценарий игры; правила игры.

Студенты готовятся к проведению деловой игры 5-6 недель, так как они получают задание для ее проведения.

Игра проводиться в специализированной аудитории с обязательным наличием технических средств. Руководителем игры является зав. кафедрой, д.э.н., доцент Шумакова Оксана Викторовна, которая осуществляет общее руководство. В организации игры также принимают участие ассистенты кафедра М. И. Гапон, М. А. Рабканова.

Студенты распределяются на команды - сколько групп, столько и команд. Руководитель проводит общий инструктаж по подготовительной работе для проведения ДИ. Дальнейшую работу по подготовке к проведению деловой игры осуществляют преподаватели. ДИ проводится в виде «соревнований» в области бухгалтерского учета и аудита между командами общей продолжительностью 2,5 час.

Сценарий игры включает в себя следующие элементы:

1. Представление команд (название, девиз, символика команды).

2. Составление и представление большого кроссворда или криптограммы.

3. Логическая бухгалтерия.

4. Конкурс капитанов.

5. Домашнее задание.

Все конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Проведение деловой игры

Деловая игра начинается со вступительного слова организатора - зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита О. В. Шумаковой: приветствие участников дело-

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

вой игры, ознакомление с ее целями и задачами, условиями проведения, оценки каждого конкурса.

Затем идет представление жюри в состав, которого входят как преподаватели с кафедры бухгалтерского учета и аудита, так и преподаватели с других кафедр. Общая продолжительность - 10-15 минут.

Конкурс 1. Представление команд: название, девиз, эмблема. Основные критерии оценки: соответствие тематике ДИ, оригинальность, творческий подход.

Общая продолжительность с учетом числа команд-участников - 30-40 минут.

Конкурс 2. Криптограмма (выдается по 1 экземпляру на каждую команду). За каждое правильное решение проблемы производственной ситуации команда получает 1 балл. Общая продолжительность с учетом числа команд-участников - 30-35 минут.

Конкурс 3. «Ситуационные задачи»

Данный конкурс позволяет оценить не только знания по бухгалтерскому учету, но и их оригинальность, умение логически мыслить.

Ситуация 1. Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» накопил денег и взял у колхоза в аренду корову.

Определить: по какой статье бухгалтерского баланса отразил бы кот Матроскин эту корову, если бы он вел бухгалтерский учет?

Ситуация 2. Итальянский ученый Д. Манчини разделил все счета на «мертвые» и «живые». Эта классификация сохранилась до начала XX века под названием счетов персональных и материальных.

Определить: какие счета «мертвые», и какие «живые».

Ситуация 3. Ноев ковчег - это грузовое судно для транспортировки скота.

Определить: к какому виду имущества отнес бы Ной свой ковчег, если бы он вел бухгалтерский учет так, как это принято сейчас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуация 4. Екатерина II купила библиотеку Дидро. Русская царица уплатила деньги, но книги были оставлены в пожизненное пользование великого философа.

Отразите в бухгалтерском учете книги по современным правилам ведения бухгалтерского учета в России

Ситуация 5. Одна курица погибла по той причине, что уснувший в ночное время петух сорвался с верхнего насеста и убил ее под своей тяжестью, потому как она сидела на нижнем насесте (следует из акта инвентаризации).

Отразить данную ситуацию на счетах бухгалтерского учета, используя условные данные.

За каждый правильный и оригинальный ответ на ситуацию команда получает 1 балл.

Для решение данных ситуаций игроки используют не только профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, но проявляют логическое и творческое мышление.

Общая продолжительность конкурса - 20-30 минут.

Конкурс 4. Конкурс капитанов. Капитан каждой команды предварительно составляет по два вопроса своим соперникам в соответствии с темой исследования. Форма вопроса является произвольной (стихотворение, загадка, шарада и т. д.). За правильный ответ без подсказки игроков своей команды капитан имеет возможность заработать 2 балла. При использовании одной подсказки - 1 балл.

Время на ответ - 1 минута. Время на подсказку - 1 минута.

Общая продолжительность конкурса - 20 минут.

(V С rw

КОНТ TF.TTT

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -

научно-методический электронный журнал ART 14768.,„ ,п2 л. Г URL^ .,http://e-

э Г УГ koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 11-

ART 14768 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.

Конкурс 5. Домашнее задание

Каждая команда показывает заранее подготовленное выступление в виде небольшой импровизации производственной ситуации по теме деловой игры.

Игрокам предлагается три варианта производственной ситуации: 1) Мой первый рабочий день в должности бухгалтера; 2) Мой первый опыт формирования бухгалтерской отчетности; 3) Мой первый опыт работы взвешивания животных и определения жирности молока.

Конкурс оценивается по 5-балльной системе.

Общая продолжительность конкурса - 30-40 минут.

Конкурс 6. Оценка газет

Жюри оценивает стенгазеты, оригинально оформленные в соответствии с темой деловой игры. Конкурс оценивается по 5-балльной системе. Продолжительность конкурса - 15 минут.

Заключительная часть деловой игры: подведение итогов.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Награждение команд.

Команды награждаются дипломами и памятными призами.

Данная деловая игра позволяет студентам не только проявить свои профессиональные знания, но и творческие способности. Игра позволяет реализовать свои знания и идеи, объединяет студентов, учит работе в команде и побеждать.

В институте экономики и финансов на кафедре экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля проводится ролевая игра со студентами IV курса специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по дисциплине федерального «Бухгалтерское дело». Данная дисциплина предполагает и объединяет знания студентов по специальным бухгалтерским дисциплинам. Следовательно, это позволяет проводить полноценную деловую (ролевую) игру, в результате которой студенты свои теоретические знания применяют на «практике», т. е. на условном предприятии.

Деловая игра носит комплексный характер, охватывает практически все разделы дисциплины, она отличается продолжительностью (проходит весь второй семестр). На каждом практическом занятии студенты получают задания, и на текущих практических занятиях демонстрируют решения в творческой форме. Итоговое занятие проводится в открытой форме, формируется жюри, приглашаются студенты и преподаватели. Деловая игра проводится на четвертом курсе, в восьмом семестре, перед летней продолжительной практикой, после изучения целого блока бухгалтерских дисциплин, по существу - данная деловая игра помогает студентам систематизировать изученный материал не только по данной дисциплине, но и по дисциплинам ранее изученным, подготовить студентов к профессиональной деятельности.

Рассмотрим методику проведения игры на примере 43, 44 групп, участвовавших во II семестре 2013/2014 учебного года. Игра проходила под руководством деловой игры доцент экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля, к. э. н. Елена Валентиновна Коваленко [2].

В ходе деловой игры воспроизводится весь процесс ведения бухгалтерского учета в организации, которую студенты сами придумывают и воплощают свою идею в жизнь. Для этого каждая группа студентов была поделена на три подгруппы, каждая из которых выполняла задания преподавателя. Вначале каждая подгруппа представляет презентацию идеи своего предприятия: рассказывает, чем занимается и на какую аудиторию рынка направлена ее деятельность. 6

r>J

6 ~

КОНТ ТЕПТ

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

Второе задание для команд - регистрация предприятия, постановка на учет в налоговых органах, открытие расчетных счетов в банках, представление все необходимых документов. В группах распределяются должности управленческого аппарата. Все последующие задания студенты выполняли в соответствии со своей ролью.

Следующее задание - разработка учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета, представление обоснования выбранных методов и способов ведения учета, составление плана корреспонденции счетов, разработка графика документооборота, форм регистров налогового учета. Все подгруппы подошли к выполнению этого задания творчески, нарисовав плакаты и обыграв каждую позицию своего выступления. Итогом выполнения всех заданий стало представление отчетности за квартал.

Каждое выступление команд, как и положено настоящим бухгалтерам, документально фиксируется фотоаппаратом. В конце семестры студенты оформляют альбом фотографий.

Итоговое занятие по ролевой игре проходило в открытой форме. Были приглашены преподаватели и студенты. Все подгруппы творчески представили свои предприятия, обосновали вид деятельности, рассказали об итогах за отчетный период. Данное занятие фиксируется на видео. Студенты положительно отзывались о форме проведения практических занятий в виде ролевой игры, в течение которой они показали и закрепили свои знания не только по специальным, но и общепрофессиональным дисциплинам.

По дисциплине «Бухгалтерское дело» каждый студент, обучающийся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», должен изучить:

- правила ведения бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;

- особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия;

- критерии выбора и обоснования учетной политики организации;

- специфику бухгалтерского учета и аудита в компьютерной обработке данных;

- особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия и государственными органами.

Все эти задачи решаются в ходе выполнения заданий, результаты которой представляются в игровой форме, что помогает заинтересовать студентов, облегчить закрепление пройденного материала.

В мае 2014 г. в Институте экономики и финансов ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П. А. Столыпина прошла деловая игра на тему: «Процессный подход - эффективный инструмент для налаживания взаимодействия участников агрокластера». На этот раз участниками игры были студенты выпускных курсов всех направлений.

Цель деловой игры была в том, чтобы студенты получили практические навыки в области совершенствования и моделирования бизнес - процессов, а также научились стратегически мыслить.

Было выдано задание по сбору и анализу информации о реальной ситуации на сельскохозяйственных предприятиях. Анализ проводился студентами на предприятиях, где они проходили практику, поэтому изнутри, как говорится, смогли изучить проблему. Выяснилось, что практически на всех предприятиях существуют проблемы и, в основном, потому, что нет четко выраженного бизнес - процесса и, соответственно, взаимодействие разных служб и подразделений происходит, не так эффек-

(V Т rw

КОНТ TF.TTT

Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированное™ у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. -ART 14768. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14768.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14768 УДК 378.147

тивно как это могло быть. Студенты, во время своей работы, смогли не просто выявить проблемы, но и предложить свои варианты решений.

Сценарий деловой игры включал в себя несколько этапов. Первый этап - это представление команд. Второй этап - это тестирование пяти человек из команды на тему моделирование бизнес-процессов. Тесты включали в себя как теоретические вопросы, касающиеся бизнес-процессов, так и практические задания, которые позволили выявить именно практические навыки по моделированию конкретных бизнес-процессов. Третий этап - это домашнее задание на заданную тему, где команды должны были наглядно показать проблемы и недостатки, с которыми сталкиваются руководители предприятий, не занимающиеся достаточно серьезно моделированием бизнес-процессов у себя на предприятии. Также, каждая команда, представила стенгазету, в которой показала, как выглядят бизнес-процессы региона Омской области.

Деловую игру оценивали достаточно компетентные в своей области люди. Такие как начальник управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Л. О. Машинская, начальник отдела П. К. Московец и главный специалист В. М. Емельяненко, а также ведущие преподаватели Института и начальник методического отдела университета Н. В. Гаврилова.

Несомненно, попытка решения проблем моделирования бизнес-процессов на предприятиях в форме деловой игры, позволяет посмотреть реальные проблемы на предприятиях региона, а также заинтересовать будущих выпускников решать эти проблемы в будущем.

Ссылки на источники

1. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - С. 49-51.

2. Шумакова О. В., Безверхая Е. А., Коваленко Е. В., Мозжерина Т. Г., Кондратьева С. А. Инновационные методы обучени: метод. рек. для преподавателей) // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 2. - С. 84-85.

Elena Kovalenko,

Candidate of Economic Sciences, the Associate Professor of economy, accounting and financial control of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,

Omsk

ev.kovalenko@omqau.orq Svetlana Solomakha,

Candidate of Economic Sciences managing chair of Information technologies and modeling of Omsk State

Agrarian University after P.A. Stolypin, Omsk

si.solomakha@omqau.orq

Assessment - the center as the tool of the assessment of formation at being trained common cultural and professional competences

Abstract. In this article the technology of Assessment - the center, as training technology and the tool of an assessment of formation at being trained common cultural and professional competences is considered.

Key words: assessment - the center, an assessment, competences, the tool, the Olympic Games, presentation, group discussion, technologies.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск

~ 8

r>j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.