Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий обучения в реализации основной образовательной программы «Социально-культурный сервис и туризм»'

Использование инновационных технологий обучения в реализации основной образовательной программы «Социально-культурный сервис и туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС / ТУРИЗМ / КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / STUDENTS’ COMPETENCES / ACADEMIC PROGRAMME / INNOVATIVE METHODS OF TEACHING / ACADEMIC PROCESS / GROUP PROJECT TEACHING / CASE METHOD / BUSINESS SIMULATION GAME / POINT RATING SYSTEM / SOCIAL AND CULTURAL SERVICE / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Марина Александровна, Нехаева Наталья Евгеньевна, Прасалова Наталья Юрьевна, Сарайкина Светлана Васильевна, Емельянова Наталья Александровна

Раскрываются особенности использования инновационных технологий обучения в рамках реализации основной образовательной программы «Социально-культурный сервис и туризм». Приводятся примеры их применения в преподавании дисциплин на географическом факультете Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Марина Александровна, Нехаева Наталья Евгеньевна, Прасалова Наталья Юрьевна, Сарайкина Светлана Васильевна, Емельянова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Innovative Educational Technology in the Realisation of the Core Academic Programme “Social and Cultural Service and Tourism”

The article deals with the specifics of use of innovative educational technology in the core academic programmeSocial and cultural service and tourism”. Examples of its application in the teaching process at the Faculty of Geography of N. P. Ogarev Mordovia State University are provided.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий обучения в реализации основной образовательной программы «Социально-культурный сервис и туризм»»

1ЙИ11М № 3,2012 АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

УДК 378.014.3:338.48

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»

М. А. Жулина, Н. Е. Нехаева, Н. Ю. Прасолова,

С. В. Сарайкина, Н. А. Емельянова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Раскрываются особенности использования инновационных технологий обучения в рамках реализации основной образовательной программы «Социально-культурный сервис и туризм». Приводятся примеры их применения в преподавании дисциплин на географическом факультете Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Ключевыге слова: образовательная программа; инновационные методы обучения; учебный процесс; групповое проектное обучение; кейс-метод; деловая игра; балльно-рейтинговая система; социальнокультурный сервис; туризм; компетенции студентов.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является стремление к формированию компетенций студентов, направленных на подготовку будущего выпускника, способного нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Сочетание инновационных методов обучения с традиционными позволяет изменить роль преподавателя, который становится не только носителем знаний, но и наставником, инициирующим творческий поиск студентов.

Согласно федеральному образовательному стандарту третьего поколения реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Согласно ФГОС в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий; занятия лекционно-

го типа для соответствующих групп студентов не должны превышать 40 % аудиторных занятий [1].

Из множества инновационных технологий обучения наибольшее распространение в учебном процессе получили групповое проектное обучение, кейс-метод, технология «Портфолио», метод развивающей кооперации, игровое обучение, балльно-рейтинговая система оценки знаний. Однако важно не просто применять инновационные методы в процессе обучения, а создавать возможности для их интеграции при организации занятий как в рамках отдельных дисциплин, так и при изучении комплексного учебного модуля [4]. Ниже приводятся примеры использования указанных технологий преподавателями кафедры межрегионального и регионального туризма географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева в процессе организации обучения по специальности «социально-культурный сервис и туризм».

Групповое проектное обучение как педагогическая технология предполагает применение исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Разработка и реализация проектов формируют у студентов такие деятельностные и личностные свойства и качества, которые способствуют становлению их социальной мобильности.

© Жулина М. А., Нехаева Н. Е., Прасалова Н. Ю., Сарайкина С. В., Емельянова Н. А..

2012

23

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Значение подготовки научно-исследовательских проектов состоит в овладении студентами умениями видеть, анализировать и формулировать проблему, ставить цель и определять задачи, обобщать информацию, выделять главное, прогнозировать ситуацию, делать выводы, готовить и проводить презентацию проекта, используя современные информационные технологии. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора исследовательской, самостоятельной, творческой деятельности, выполняя роль компетентного консультанта [5].

На итоговом занятии по учебной дисциплине «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» студентам предлагается выполнение бизнес-проектов, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования их актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. Используя методику бизнес-проектирования, студенты составляют проекты самой разнообразной тематики, например, создания сети кинотеатров под открытым небом, кафе «Универ» в студенческом городке, турбазы «Пристань рыбака» и др. Все разрабатываемые проекты носят творческий и практикоориентированный характер.

Методика проектного обучения используется и при изучении дисциплины «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме». Студенты ориентируются на разработку исследовательских проектов по изучению маркетинговых стратегий туристских предприятий г. Саранска и Республики Мордовия; на основе SWOT-анализа, анкетирования и других методов высказывают конкретные предложения по улучшению маркетинговой политики предприятий социально-культурного сервиса, формированию имиджа предприятий и т. д.

В рамках изучения курса «Организация досуговой деятельности» создаются творческие групповые проекты. Они, как правило, имеют детально проработанную структуру совместной деятельности участников, каждый из которых

отвечает за определенное направление анимации. Подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта, работа оформляется в виде единой анимационной программы каждой творческой группы, рассчитанной для определенного учреждения отдыха (санатория, дома отдыха, детского лагеря и т. д.). Данная анимационная программа апробируется на занятиях. Такие проекты имеют практическую реализацию во время прохождения производственных практик студентов в летних детских лагерях Мордовии, российских регионах и зарубежных странах.

На учебных занятиях по дисциплине «Экскурсоведение» разрабатываются проекты туристских маршрутов, а в рамках курсов «Религиозный туризм» и «Этногеография» формируются этнические и религиозные маршруты.

Совместно с кафедрой геодезии, картографии и геоинформатики систематически создаются, активно апробируются в практической деятельности и применяются в учебном процессе проекты тематических туристских карт: «Этнический туризм Республики Мордовия», «Религиозные объекты Мордовии», «Достопримечательности Мордовии» и др.

В процессе подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма часто применяется кейс-метод, или метод учебных конкретных ситуаций. Суть кейс-метода состоит в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для разрешения данной проблемы. Кейс представляет собой события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию, подвести аудиторию к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения. Особенностью кейс-метода являются, с одной стороны, его образовательная открытость, а с другой — замкнутость и жесткость в результативности обучения. Грамотно изготовленный кейс провоцирует

111!111Й1И1!Ш № 3,

дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике и обязательно найти пути ее решения [3].

Эффективным является использование кейс-метода при освоении дисциплины «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме». В связи с проблемным характером и важностью профориентационных кампаний студентам предлагается кейс на тему «Организация рекламной кампании специальности „Социально-культурный сервис и туризм“». До начала занятия преподаватель подбирает кейс, определяет основные и вспомогательные материалы, разрабатывает сценарии. Обязанности студента — получить кейс, список рекомендуемой литературы и добросовестно готовиться к занятию. Во время занятий преподаватель организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы, руководит обсуждением кейса. Студенты задают вопросы, предлагают варианты рекламных кампаний, принимают решение относительно наиболее эффективного варианта.

Данная технология обучения используется также при освоении учебных дисциплин «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» (анализ организационной структуры туристской фирмы, оценка стиля руководства туристского предприятия и др.), «Основы индустрии гостеприимства» (обсуждение примера из жизни в сфере обслуживания на предприятиях питания), «Психотехнологии продаж туристских услуг» (разбор процесса продажи тура) и др.

Достаточно интересна и проста в применении технология «Портфолио». Это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов студента за определенный период обучения. Он позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской, вне-учебной. Портфолио — это нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это — заранее спланированная и

специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия и достижения студента в различных областях. Особенность данной технологии заключается в том, что она запускается до изучения темы, раздела или курса.

В результате составления портфолио студент должен научиться отбирать и оценивать информацию, точно определять цели, которые он хотел бы достичь, планировать свою деятельность, давать оценки и самооценки, отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Данная технология используется большинством преподавателей кафедры международного и регионального туризма. Портфолио составляются в таких курсах, как «Страноведение», «Основы индустрии гостеприимства», «Технология и организация внутреннего туризма», «Международный туризм» и др. Основная тематика портфолио связана с выполнением практических и семинарских занятий по изучаемым курсам. Довольно интересной является тема портфолио «Понятийно-терминологическая карта дисциплины». Данная тематика позволяет составить глоссарий учебной дисциплины, выстроить связи между ключевыми понятиями, выявить уровень освоения студентами понятийного аппарата.

Следующий этап работы — наполнение и оформление портфолио с использованием материалов периодической печати, фотографий, компьютерных технологий и т. д.

Необходимо отметить и метод развивающей кооперации (обучение через сотрудничество). Он используется для работы в малых группах и ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения. Это форма организационной деятельности, при которой студенты и преподаватель совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах. Важное место в нем занимают отношения между преподавателем и студентом, которые в процессе обучения должны действовать вместе и быть партнерами [2].

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Данная технология используется в преподавании различных дисциплин. Например, при освоении курса «Технология и организация самодеятельного туризма» заключительное занятие целесообразно проводить в полевых условиях. Студенческая группа делится на подгруппы, каждая из которых получает определенные практические задания (поставить палатку, развести костер, составить схему маршрута и др.), оцениваемые на время и качество выполнения. Подобные занятия позволяют преподавателю выяснить, насколько студенты усвоили теоретические знания и как эти знания применяются при решении практических задач. Кроме того, успех выполнения каждого задания зависит от каждого члена подгруппы.

Особого внимания заслуживает технология игрового обучения. К основным задачам, реализуемым в процессе учебных игр, относятся развитие и закрепление умений самостоятельной работы, умение позитивно мыслить, принимать решение и организовывать его выполнение.

Наиболее апробированной является деловая игра, позволяющая моделировать жизненные ситуации: студенту предоставляется возможность побывать в роли экскурсовода, туроператора, руководителя гостиницы, работника организации питания, менеджера по продажам и т. д. Использование этой технологии значительно укрепляет связь «студент — преподаватель», раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает студентов к творчеству. Чаще всего деловые игры используются в трех аспектах: игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование. Разработки деловых игр представлены в учебно-методических комплексах учебных дисциплин для основных образовательных проблем. Так, в курсе «Технология и организация внутреннего туризма» предлагается деловая игра «Комплексная программа развития туризма в регионе».

Перечисленные выше инновационные технологии активно применяются при организации учебных и производственных практик студентов, написании курсовых работ, а также итоговой государственной аттестации.

Приемы деловых или ролевых игр дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения как можно большего количества студентов и ориентированы на применение в ходе практических занятий [2].

Постепенно в процесс образовательной деятельности входит баллъно-рей-тинговая система оценки знаний студентов. Она представляет собой комплекс мероприятий, обеспеченный учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами, направленными на регулярный контроль и оценивание результатов обучения каждого студента на основе учета накапливаемых баллов за выполнение текущих учебных заданий. К преимуществам этой технологии относятся возможность организовывать и поддерживать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов в течение всего семестра; повышение посещаемости и дисциплинированности на занятиях; предсказуемость итоговой оценки; стимулирование творческого отношения к работе и студентов, и преподавателей.

Реализация балльно-рейтинговой системы осуществляется на практике в рамках курсов «Страноведение», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме». Перед началом изучения дисциплины студентам выдается индивидуальный балльно-рейтинговый лист, где отражены все виды работ по курсу, поощрительные и штрафные санкции, которые способствуют регулированию общего количества баллов. Набрав необходимое количество баллов при выполнении всех видов работ, студент получает преимущества при сдаче экзамена.

В силу значительной практической ориентированности специальности в учебном процессе широко используются выездные обучающие семинары на

111!111Й1И1!Ш № 3,

базе основных туристских предприятий г. Саранска и Республики Мордовия. Например, в рамках курса «Организация гостиничного сервиса» итоговое занятие проводится в одной из ведущих гостиниц города; учебная программа дисциплины «Основы индустрии гостеприимства» предполагает экскурсию на предприятие общественного питания и пр.

Инновационные технологии обучения являются одним из инструментов решения образовательных задач, так как в каждой из них можно учесть специфику конкретной учебной дисциплины. Инновации в обучении требуют тщательной разработки подготовительного этапа и сначала должны быть экспериментально апробированы на отдельных, выбранных преподавателями учебных дисциплинах, составляющих базу основной образовательной программы.

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» от 27.03.2000.

2. Дерябина, Н. П. Инновационные методы обучения — новые пути развития школьного и вузовского образования [Электронный ресурс] / Н. П. Дерябина. — Режим доступа: http://fb.ru/ author/ 414/deryabina-natalya-petrovna.

3. Долгоруков, А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / А. М. Долгоруков. — Режим доступа: http:// www.evolkov.net/case/case. study.html.

4. Наумкин, Н. И. Интегрированная технология обучения общетехническим дисциплинам, обеспечивающая формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин // Вестн. Волгоград. пед. ун-та. — 2008. — № 6 (30). — С. 66—69.

5. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение — что это? / Н. Ю. Пахомова // Методист. — 2004. — № 1. — С. 42—45.

Поступила 30.05.12.

УДК 37.016:911:004.9

ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ И ТРАДИЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

М. Е. Кондратьев (Краснодарский государственный университет

кулътуры и искусств)

В статье теоретически обосновывается использование непараметрического многофункционального критерия ф* в ходе диагностики эффективности модели и технологии педагогического процесса, направленного на подготовку студентов педагогического вуза к организации туристско-краеведческой деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы. Описывается применение данного критерия для обоснования достоверности результатов, полученных в ходе исследования.

Ключевые слова: туризм; туристско-краеведческая деятельность; критерий Фишера.

Туристско-краеведческая деятель- «Положению об инструкторе детско-юно-

ность (ТКД) является одним из видов шеского туризма», только он может быть

развивающей деятельности и неотъем- организатором ТКД в образовательном

лемой частью системы дополнительно- учреждении [3]. В настоящее время, него образования РФ. Современная педа- смотря на социальную и педагогическую

гогическая наука и практика убедитель- востребованность ТКД, подготовка пе-

но доказали, что ТКД представляет со- дагогов, способных ее профессионально

бой эффективное средство воспитания организовать, осуществляется в недоста-

подрастающего поколения. Согласно точном объеме.

© Кондратьев М. Е., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.