Научная статья на тему 'Использование современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма (на примере кейс-метода и технологии портфолио)'

Использование современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма (на примере кейс-метода и технологии портфолио) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1174
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / КЕЙС-МЕТОД / CASE STUDY METHOD / ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / TECHNOLOGY PORTFOLIO / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель Ольга Александровна

Статья посвящена проблеме применения современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма. Особое внимание уделяется технологии портфолио и кейс-технологиям, подчеркивается их значимость в развитии творческих способностей обучающихся, умений работать в команде, самостоятельно находить решения конкретных проблем. Автор приводит примеры разработки и применения кейс-метода и технологии портфолио в своей педагогической деятельности при проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам туристского профиля. В статье отражена специфика использования данных технологий в научно-исследовательской работе студентов, при написании и защите выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING SPECIALISTS FOR TOURISM INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF THE CASE STUDY METHOD AND TECHNOLOGY PORTFOLIO)

The article is devoted to the application of modern educational technologies in training specialists for the sphere of tourism. Special attention is paid to the technology portfolio and case study technologies, the author emphasizes the importance of technology in the development of creative abilities of students, skills to work in a team and to find independently the solutions to specific problems. The author cites the examples of development and application of case study method and portfolio technology in the pedagogical activity at carrying out of seminars and practical classes on disciplines of the hospitality industry. The article describes the specific use of these technologies in scientific-research work of students, writing and defense of final qualifying works.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма (на примере кейс-метода и технологии портфолио)»

УДК 378:338.48

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

(НА ПРИМЕРЕ КЕЙС-МЕТОДА И ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО)

О.А. Брель

Аннотация. Статья посвящена проблеме применения современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма. Особое внимание уделяется технологии портфолио и кейс-технологиям, подчеркивается их значимость в развитии творческих способностей обучающихся, умений работать в команде, самостоятельно находить решения конкретных проблем. Автор приводит примеры разработки и применения кейс-метода и технологии портфолио в своей педагогической деятельности при проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам туристского профиля. В статье отражена специфика использования данных технологий в научно-исследовательской работе студентов, при написании и защите выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова: образовательные технологии, кейс-метод, технология портфолио, профессиональное туристское образование, подготовка кадров.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING

SPECIALISTS FOR TOURISM INDUSTRY (ON THE EXAMPLE

OF THE CASE STUDY METHOD AND TECHNOLOGY PORTFOLIO)

O. Brel

Abstract. The article is devoted to the application of modern educational technologies in training specialists for the sphere of tourism. Special attention is paid to the technology portfolio and case study technologies, the author emphasizes the importance of technology in the development of creative abilities of students, skills to work in a team and to find independently the solutions to specific problems. The author cites the examples of development and application of case study method and portfolio technology in the pedagogical activity at carrying out of seminars and practical classes on disciplines of the hospitality industry. The article describes the specific use of these technologies in scientific-research work of students, writing and defense of final qualifying works.

Keywords: educational technology, case study method, technology portfolio, professional tourist education, personnel training.

Развитие туризма требует ускоренного внедрения новых технологий, что определяет успех отрасли на туристском рынке. Само же внедрение инновационных технологий требует научных исследований, обучения персонала и ориентации на предоставление услуг, а не на производство товаров. Это означает, что спрос на профессиональную квалификацию, обширные теоретические знания, а также на многофункциональные умения, навыки, компетентность и опыт в туризме будут быстро и неуклонно расти.

Необходимость внедрения новых образовательных технологий и реализации инновационных образовательных программ в профессиональном туристском образовании продиктована следующими тенденциями на туристском рынке и на рынке труда в целом:

- возникновением на современном туристском рынке качественно новых турпродуктов и, как следствие, новых профессий в сфере туризма и гостеприимства;

- появлением в рамках существующих профессий новых компетенций;

- повышением требований к выпускнику при приеме на работу и, соответственно, к уровню подготовки будущих специалистов в образовательных учреждениях.

Повышение качества образовательной деятельности является основной задачей развития системы высшего профессионального образования на современном этапе. Не исключением является и туристское образование, актуальность которого стремительно возрастает в связи с активным развитием туристской индустрии в нашей стране. Современные образовательные технологии являются важнейшим

инструментом в формировании не только общекультурных, но и

общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.

В связи с этим считаем необходимым комплексно использовать в процессе профессиональной подготовки будущих

специалистов сферы туризма традиционные и инновационные образовательные технологии (игровые, информационные, проблемно-ориентированного обучения, технологии портфолио, кейс-технологии и др.).

В своей профессионально-практической деятельности мы успешно применяем все перечисленные образовательные технологии, но более подробно хотелось бы остановиться на портфолио-технологии и методе кейсов.

Портфолио - современная

образовательная технология, представляющая из себя «портфель» достижений, с помощью которого фиксируются и накапливаются индивидуальные достижения обучающихся, но помимо этого данная технология используется с целью поиска, сбора и накопления материала по определенной дисциплине, по

Задание предполагает создание каждым студентом тематического портфолио по природно-рекреационным районам

Сибирского региона (районы распределяются между студентами путем жеребьевки) и включает в себя следующие обязательные компоненты:

- туристскую карту района;

предложенной для решения учебной проблеме. Портфолио показывает реальный уровень подготовки и активности обучающегося, являясь «шедевром» его творчества и успешности [2;5].

Данная технология активно используется в нашей профессионально-практической

деятельности в преподавании ряда дисциплин у обучающихся направления подготовки «Туризм». Суть применения технологии заключается в накоплении и систематизации информации об определенной туристской дестинации, конкретном туристском объекте, туристском предприятии и т.д. Приведем пример использования технологии портфолио по дисциплине «Природные и рекреационные ресурсы Сибири» (магистратура направления подготовки «Туризм»), см. рис. 1.

- глоссарий, включающий основные термины по данной тематике;

- микродизайн (презентация) природно-рекреационного района, включающий: физико-географическую и экономико-географическую характеристики района, характеристику населения и его рекреационных потребностей, рекреационных ресурсов, основных

Туристская карта района

ПОРТФОЛИО

«ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНА»

Микродизайн (презентация)

Байкальский рекреационный район

Программа экскурсионного обслуживания

Информационный листок для туриста

Предложения по привлечению туристов

Глоссарий

Рисунок 1. - Обязательные компоненты портфолио «Характеристика природно-рекреационного района»

достопримечательностей и инфраструктуры, анализ проблем и перспектив района;

- информационный листок для туриста, путешествующего по данному природно-рекреационному району, включающий памятку, перечень средств размещения, пунктов питания, информацию о транспорте, важные номера телефонов и адреса и др.;

- разработку программы экскурсионного обслуживания с перечнем экскурсий;

- разработка предложений по улучшению качества обслуживания туристов или мероприятий, направленных на привлечение туристов в данный район.

Презентация (обсуждение и защита) портфолио происходит на семинарском занятии по дисциплине. Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка, которая складывается из суммы баллов по всем представленным разделам (заданиям).

Подобного рода портфолио

демонстрируют способность обучающихся осуществлять поиск, подборку,

систематизацию, проработку и анализ актуальной информации, помогают студентам не только в освоении дисциплин, но и на производственной практике, и при написании выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, и в будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию профессионально значимых качеств, профессиональных компетенций обучающихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной профессиональной деятельности.

Не менее эффективными технологиями, использование которых способствует формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов сферы туризма, считаем кейс-технологии (метод кейсов). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подразумевающей поиск

информации, необходимой для выработки возможных вариантов ее решения [1].

Суть использования кейс-метода (Case study) в профессиональном туристском образовании заключается в том, что мы предлагаем обучающимся осмыслить реальную жизненную ситуацию в сфере туризма, содержание которой одновременно отражает не только конкретную практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс теоретических знаний, практических умений, профессиональных компетенций,

которые необходимо сформировать при разрешении данной проблемы.

Особенности применения кейс-метода в туристском образовании обусловлены, прежде всего, тем, что туризм - достаточно динамичная категория, изменения в которой происходят на современном этапе в достаточно стремительном темпе, и это влечет за собой необходимость постоянного обновления кейсов, чтобы они соответствовали реальным, «горячим» ситуациям в сфере туризма. Хороший кейс это не просто качественное описание той или иной проблемной ситуации, это создание интриги, которая бы смогла «зацепить» студента, заставить его искать нетривиальные решения, это погружение обучающегося в практическую деятельность, максимально приближенную к реальной профессиональной в сфере туризма. Кроме того, в своей практической деятельности по применению кейс-технологий в туристском образовании, мы стремимся не только к написанию качественных, актуальных для туристских дисциплин кейсов, но и к тому, чтобы:

- в разработке кейсов принимали участие работодатели (представители туристских фирм, дестинаций);

- защита происходила перед широкой аудиторией, с применением креативных способов представления (Мультимедиа CASE, Видео CASE, Онлайн CASE);

- исследование и анализ обозначенных в кейсе проблем происходили не только в аудитории во время практических занятий по дисциплинам, но и в конкретной дестинации, на конкретном объекте (максимальное приближение будущих специалистов к реальной профессиональной деятельности);

- представленные решения были практически значимыми и находили дальнейшую реализацию (создание банка решений, методических рекомендаций по их внедрению, практические результаты и т.д.).

Приведем несколько примеров,

разработанных нами, кейсов в качестве практико-ориентированных заданий по дисциплине «Инновации в туризме» для бакалавров направления подготовки «Туризм»:

- Необходимо разработать буклет для туристской фирмы. При этом он должен существенно отличаться от привычного вида буклетов в туриндустрии и привлекать потенциальных клиентов. Предложите свои идеи.

- Туристской фирме поступил заказ на обслуживание приключенческого инсентив-

тура на 30 человек с активным отдыхом на горнолыжном курорте «Шерегеш»

(Кемеровская область). Возраст клиентов от 25 до 50 лет, сфера деятельности -профессиональный спорт. Постройте схему организации инновационного обслуживания, определите функции обслуживающей компании, рассчитайте потребность в персонале для туристского сервиса и определите функции каждого.

- Используя сайт Кузбасской выставочной компании «Экспо-Сибирь»(м>м>м>. exposib. ги), познакомьтесь с описанием события «Выставка-ярмарка «Индустрия туризма». Какие цели ставились организаторами. Какова эффективность данного мероприятия? Как можно оценить перспективы данного мероприятия с точки зрения развития туристской индустрии в Кузбассе? Ваши идеи по повышению эффективности данного мероприятия.

Достаточно интересным считаем наш опыт применения кейс-технологий в разработке заданий для производственной практики студентов, которые в ходе нее как раз и набирают необходимые материалы, собирают информацию, проводят опросы респондентов, с целью решения поставленной проблемы, накопленный материал служит практической составляющей будущей выпускной

квалификационной работы. Приводим пример кейса.

- Как защитить территорию музея-заповедника «Томская Писаница» Кемеровской области от значительного антропогенного ущерба, связанного с интенсивными рекреационными нагрузками в дни крупных событийных мероприятий (Праздник Ивана Купалы, Праздник Широкой Масленицы, Рождество, Крещение и др.), не сокращая выгодного для развития инфраструктуры и региональной экономики массового потока туристов.

Необходимо учесть, что при исследовании и анализе поставленной проблемы возникает дополнительная проблемная ситуация, требующая решения: как решить проблему слабой посещаемости музея-заповедника в другие дни (кроме перечисленных событий), используя опыт маркетинговых агентств, для продвижения дестинации с учетом сохранности ее природного и культурного потенциала.

Представленные студентами решения поставленной в кейсе проблемы и предложения, одним из которых была разработка эколого-краеведческой тропы на

территории музея-заповедника «Томская Писаница», были переданы представителям работодателя, присутствовавшего на защитах ВКР, и ряд из них на сегодняшний день внедрены в практику дестинации. Так, экологическая тропа достаточно успешно функционирует, привлекая большое количество посетителей, и выполняя функции эколого-краеведческого воспитания и просвещения населения.

Таким образом, кейс-технологии способствуют развитию у обучающихся:

- умений анализировать информацию и устанавливать проблему, требующую решения;

- навыков рационального поведения и самостоятельного поиска решений конкретных проблем;

- умений работать в команде;

- творческих способностей;

- умений четко формулировать, высказывать, аргументировать и отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента и т.д. [1].

Самое важное - то, что применение кейс-метода в профессиональном туристском образовании выходит за пределы учебного пространства в сферу будущей профессиональной деятельности выпускника, так как выработка решений конкретных проблем в данной области знаний, формирует профессиональный интерес и профильную мотивацию.

Кроме того, кейс-метод достаточно легко совмещается с другими современными образовательными технологиями, например, информационно-коммуникационными, технологиями SMART-Education (СМАРТ-технологии), которые делают его более эффективным в применении, позволяя объединять технические, педагогические, туристско-информационные ресурсы в единое целое для осуществления обучения, в том числе в интерактивной образовательной среде

[4].

Таким образом, несмотря на энергозатратность и сложность разработки и внедрения, портфолио-технологии и кейс-методы в профессиональном туристском образовании дают целый ряд преимуществ, главные из которых - это предоставление обучающимся возможности научиться учиться, достигать цели самостоятельно, взаимодействовать со сложными «реальными» повседневными ситуациями, находить решение проблемы, развивать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей

профессиональной деятельности в сфере туризма [3].

В целом применение современных образовательных технологий в

профессиональном туристском образовании и их рациональное сочетание с традиционными методами на всех уровнях образования обеспечивает качество профессиональной подготовки квалифицированных специалистов

сферы туризма. Сохраняя основные формы организации обучения, новые образовательные технологии создают условия для формирования развивающей, профессионально ориентированной среды для реализации личностного потенциала обучающихся и их эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Андрюсов Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б.Е. Андрюсов // Директор школы. - 2010. - № 4. - С. 61-69.

2. Анопченко Т.Ю., Максимов В.А., Мошкин И.В. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения / Т.Ю. Анопченко, В.А. Максимов, И.В. Мошкин. - Ростов н/Д.: АкадемЛит, 2011. - 160 с.

3. Брель О.А. Технологии проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании / О.А. Брель // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 10. - С. 22-26.

4. Жданов Э.Р., Баринова Н.А., Магсумов И.Р., Яфизова Р.А. Построение индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов на основе СМАРТ-технологий в условиях модернизации образования / Э.Р. Жданов, Н.А. Баринова, И.Р. Магсумов, Р.А. Яфизова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 3. -С. 34-38.

5. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г. Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. - М.: Academia; АПКиПРО, 2003. - С. 70.

Сведения об авторе:

Брель Ольга Александровна (г. Кемерово, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой геологии и географии, Кемеровский государственный университет, e-mail: [email protected]

Data about the author:

O. Brel (Kemerovo, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, head of the Department of Geology and Geography, Kemerovo State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.