Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ'

ТРЕНДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / GEOSTRATEGIC TERRITORIES / INTERNATIONAL COOPERATION / NATIONAL SECURITY / CROSS-BORDER COOPERATION / REGIONAL ECONOMY / UNION STATE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абрамов Р.А., Кулапов М.Н., Соколов М.С.

Особенности приграничного сотрудничества находят отражение как в трудах российских и зарубежных авторов, так и в рамках системы государственного стратегического планирования. Как следствие, данное направление должно получить отражение в целях, задачах, механизмах и инструментах региональной социально-экономической политики, практически воплощаясь в стратегиях, программах и проектах, реализуемых, в частности, на отдельных геостратегических территориях Российской Федерации. В статье рассматриваются приоритетные направления развития приграничного сотрудничества геостратегических территорий в условиях формирования Союзного государства России и Беларуси. Особое внимание уделяется институциональным аспектам выстраивания межрегионального взаимодействия приграничных территорий, в рамках которого государства, регионы и муниципальные образования должны обеспечить согласованность и устойчивость развития экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сфер. Это будет способствовать реализации долгосрочных национальных интересов приграничных государств, формированию благоприятного экономического и политического климата, а также укреплению национальной безопасности в приграничных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абрамов Р.А., Кулапов М.Н., Соколов М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CROSS-BORDER COOPERATION OF GEOSTRATEGIC TERRITORIES IN THE FORMING THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

Features of cross-border cooperation are reflected in the works of russian and foreign authors, as well as in the framework of the state strategic planning system. As a result, this direction should be reflected in the goals, objectives, mechanisms and tools of regional socio-economic policy, practically being implemented in strategies, programs and projects implemented, in particular, in certain geostrategic territories of the Russian Federation. The article considers priority directions of development of cross-border cooperation of geostrategic territories in the conditions of formation of the Union state of Russia and Belarus. Particular attention is paid to the institutional aspects of building inter-regional interaction between border territories, within which States, regions and municipalities must ensure consistency and sustainability of the development of economic, scientific, technical, humanitarian and other spheres. This will contribute to the realization of the long-term national interests of the border States, the formation of a favorable economic and political climate, and the strengthening of national security in the border regions.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ»

Тренды управления развитием приграничного сотрудничества геостратегических территорий в процессе формирования Союзного государства России и Беларуси

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Абрамов Руслан Агарунович,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Abramov.RA@rea.ru

Кулапов Михаил Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Теория и технологии менеджмента», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Kulapov.MN@rea.ru

Соколов Максим Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Sokolov.MS@rea.ru

Особенности приграничного сотрудничества находят отражение как в трудах российских и зарубежных авторов, так и в рамках системы государственного стратегического планирования. Как следствие, данное направление должно получить отражение в целях, задачах, механизмах и инструментах региональной социально-экономической политики, практически воплощаясь в стратегиях, программах и проектах, реализуемых, в частности, на отдельных геостратегических территориях Российской Федерации.

В статье рассматриваются приоритетные направления развития приграничного сотрудничества геостратегических территорий в условиях формирования Союзного государства России и Беларуси. Особое внимание уделяется институциональным аспектам выстраивания межрегионального взаимодействия приграничных территорий, в рамках которого государства, регионы и муниципальные образования должны обеспечить согласованность и устойчивость развития экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сфер. Это будет способствовать реализации долгосрочных национальных интересов приграничных государств, формированию благоприятного экономического и политического климата, а также укреплению национальной безопасности в приграничных регионах. Ключевые слова: геостратегические территории, международное сотрудничество, национальная безопасность, приграничное сотрудничество, региональная экономика, Союзное государство, устойчивое развитие

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Устойчивое социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации непрерывно сталкивается с институциональными изменениями, которые значительно влияют на формирование и реализацию региональной социально-экономической политики. Одним из ключевых методологических решений здесь можно назвать принятие федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ, который не только вывел систему отношений между участниками стратегического планирования на новый уровень, но и детально регламентировал разработку документов стратегического планирования.

В современных реалиях одним из основных документов для регионального развития [1] выступает Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р), нацеленная на «обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны». Отметим, что обеспечение национальной безопасности государства достигается, в частности, за счет социально-экономического развития геостратегических территорий, в том числе путем усиления приграничного сотрудничества с сопредельными странами. Для этого принята новая Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 2577-р), которая содержит цели, факторы и направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества. В Концепции обозначено, что приграничное сотрудничество осуществляется с учетом сложившихся перспективных экономических специализаций регионов при содействии социально-экономическому развитию приоритетных геостратегических территорий согласно Стратегии пространственного развития, а также укреплению приграничного сотрудничества таких территорий с сопредельными государствами. Инструменты реализации приграничного сотрудничества представлены на рисунке 1.

Различным направлениям развития приграничного сотрудничества на региональном уровне посвящены работы Ю.Н. Баженова, Д. Г. Васильченко, Т.С. Вертинской, Л.Н. Верченова, Г.Ю. Гагариной, С.Н. Грибовой, П.В. Дружинина, А.В. Журова, К.Е. Никульченкова, М.Ф. Ткаченко, Е.Г. Черняка, И.П. Черной, Е.А. Шлапеко и

других авторов. Анализ подобных исследований позволяет сделать вывод о том, что приграничное сотрудничество предполагает взаимовыгодные отношения государств, находящихся на приграничной территории. При этом интеграционные процессы подразумевают обеспечение согласованности действий участников за счет международных договоров и соглашений. Таким образом, приграничное сотрудничество выступает одной из основных форм межрегионального взаимодействия на международном уровне. Здесь уместна мысль, высказанная одним из руководителей Советского Союза Ю. В. Андроповым: «Международные отношения должны стать отношениями между народами».

трети, консультации и мероприятия не вопросам ггрмграничкого сотруяничгсты

соглашения РФ с иностранными государствами

соглашения органон государственной ¡план пршраннчнш суоьектов РФ с гавдфспавнсдегоряшшн ми. ллм hhi [стратнвно-гйрр![ториал ьнимн оораичиниимн «шрелстьнык гогудярсти. а также (с cnnjciut Применит РФ) органами государственной власти сопредельны* государств

го; ПШСКПЯ ирелнов мееднию самиуприн гения MVHH1H И ta'LbHol о оирагокання пр! [Граничною су омкта РФ с приграничным! I иунншишьнымн ооратовакшмн сопрмелышх ratyupcra

рММЧИС [руины. П0ЛКН1КСШ1 НО pitШИТ||Н> ПршрЯНИЧН011) С01рулИ||ЧИЧМ. » [ОМ

и ■ е в рачгаз чежпраннтетьпвенны* комиссии по тортово-лкономнчссшчу и

1»"ЧНО- ГГЯ|{11ЧССПЩу CQipyjH 11ЧС L'] 1Г.

нрпепы я pinta* совместны* с таруосжнымп государстаамн или и* ооьедпненнлчн программ нрн[ракнчно[в сотрудничества

Рисунок 1 - Инструменты реализации приграничного сотрудничества

Источник: составлено авторами на основе Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 2577-р)

В условиях пространственной интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства одним из векторов развития становится поиск и эксплуатация возможностей, связанных с взаимодействием приграничным регионов [2]. Среди приграничных геостратегических территорий Российской Федерации в Стратегии пространственного развития выделены Смоленская область (граничат со странами ЕАЭС), Псковская и Брянская области (граничат со странами ЕАЭС и ЕС). Следует заметить, что особенностью приграничного сотрудничества данных территорий с Витебской, Могилевской и Гомельской областями Беларуси можно считать его трансформацию в формат межрегионального сотрудничества из-за наличия тесных институциональных связей в рамках Союзного государства. Это создает эффективную основу для межрегиональной интеграции, выраженную в усилении инвестиционного потока, увеличении товарооборота, объединении ресурсных потенциалов территорий, включая науку, образование и высокотехнологичные сферы производства.

Несмотря на наличие проблемных аспектов интеграции России и Беларуси [3], стратегии социально-экономического развития приграничных регионов должны учитывать описанные ранее институциональные условия, а также оптимальную международную практику, что обеспечит согласованность формируемой региональной политики стран-участниц интеграции. В частности,

может использоваться опыт стран ЕС, где сокращение региональной дифференциации стало ключевым направлением развития и получило существенную ресурсную поддержку [4].

Всестороннее и взаимоэффективное укрепление приграничных связей регионов России и Беларуси достигается в рамках действующего законодательства, прежде всего, за счет согласованных действий органов власти обеих сторон, юридических лиц, научных и общественных организаций. При этом стороны нацелены на решение вопросов устойчивого развития приграничных территорий, рост благосостояния населения, охрану окружающей среды и обеспечение национальной безопасности. В результате при актуализации региональных и муниципальных стратегий и программ приграничных регионов целесообразно применение SWOT-ана-лиза [5], позволяющего определить потенциальные возможности и ограничения, связанные с приграничным сотрудничеством. Данный инструмент не требует значительных ресурсов и доказал свою эффективность в практике регионального управления.

Учитывая, что стратегическое планирование развития региональной социально-экономической системы находится в непрерывной динамике в связи с изменениями внутренней и внешней среды, целеполагание в приграничных регионах становится более гибким и индивидуализированным, обеспечивая учет совокупности исторических, географических, природных, социально-экономических и иных характеристик территории. Активизируются процессы, связанные с наращиванием регионального институционального потенциала и степени делегирования местным органам власти контроля над определенными сферами социально-экономического развития. В результате ключевым принципом управления интеграцией становится обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития приграничных территорий за счет тесного взаимодействия общества с региональными и местными органами власти, что создает условия для практического воплощения принципов New Public Management.

Учитывая изложенное, приграничное сотрудничество геостратегических территорий России и регионов Беларуси в рамках Союзного государства может развиваться в следующих направлениях:

1) применение модели долгосрочного децентрализованного развития, основанной на замещении мер выравнивания отстающих регионов на комплексное продвижение приграничных регионов, в том числе за счет ресурсов Союзного государства;

2) точечное инвестирование проектов на основе принципа устойчивости с учетом прямых и косвенных эффектов, основанных на индивидуальных особенностях территории;

3) усиление роли региональных и местных органов власти при формировании государственной политики в различных сферах при тесном взаимодействии с бизнесом и гражданском обществом, что обеспечит мобилизацию ресурсов и эксплуатацию конкурентных преимуществ территории;

4) усиление в региональном планировании направлений внутреннего развития, формирование бизнес-среды, основанной на потенциале территории с ориентацией на поддержку инновационных проектов;

5) использование многоуровневого подхода в государственном управлении, основанного на взаимодействии федеральных и региональных органов власти и

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

местного самоуправления с представителями частного сектора и некоммерческих организаций.

Реализация данных направлений потребует от органов государственной власти усиления функций, представленных на рисунке 2.

о

CN О

сч

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Рисунок 2 - Функции органов государственной власти при реализации приграничного сотрудничества Источник: составлено авторами

В условиях приграничного сотрудничества регионов России и Беларуси в рамках Союзного государства будет усиливаться роль горизонтального управления вследствие роста зависимости различных сфер. Основными методологическими механизмами координации взаимодействия участников системы отношений на государственному уровне могут стать:

1) формирование координационных структур, межведомственных комитетов и комиссий, где особую роль играет уровень руководства и состав участников;

2) модернизация системы органов исполнительной власти, включая расширение перечня полномочий для вовлечения в межгосударственное взаимодействие обособленных сфер, отраслей и предприятий;

3) развитие согласованной методологии и организации стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

4) создание специализированных структур, обеспечивающих консультационную и информационную поддержку проводимой межотраслевой политики;

5) развитие методов и механизмов территориальной корректировки [6] с целью нивелирования негативного воздействия на определенные типы территорий, особенно сельские;

6) поиск форм и механизмов объединения финансирования, включая наполнение союзного бюджета, на фоне повышения прозрачности межотраслевого взаимодействия приграничных территорий.

Следует подчеркнуть, что страны, которые успешно реализуют механизмы приграничного регионального развития, используют широкий инструментарий, связанный с информатизацией, финансированием, созданием благоприятных институциональных условий, повышением согласованности решений многоуровневой политики, ориентированной на уменьшение межрегиональных диспропорций. Таким образом, среди направлений развития приграничного сотрудничества геостратегических территорий в условиях формирования Союзного

государства России и Беларуси можно выделить следующие приоритеты:

1) актуализация нормативной правовой базы и сближение законодательства России и Беларуси в сфере приграничного сотрудничества;

2) проработка в рамках федеральных, региональных и муниципальных стратегий, программ и проектов направлений и мероприятий, получающих дополнительные эффекты от приграничного сотрудничества;

3) развитие пограничного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории;

4) усиление взаимодействия правоохранительных органов и развитие системы обеспечения национальной безопасности стран-участниц Союзного государства;

5) развитие предпринимательства, особенно в инновационной сфере, создание новых форм региональной инновационной инфраструктуры;

6) наращивание регионального экономического потенциала за счет проведения мероприятий социально-культурного характера, особенно межрегиональных, с целью формирования институциональных условий взаимодействия органов власти, бизнеса, общества для укрепления приграничного сотрудничества;

7) развитие партнерских отношений приграничных регионов России и Беларуси с зарубежными государствами и их объединениями для поиска ресурсных и организационных возможностей развития, интернационализация экономической деятельности за счет иностранных инвестиций и трансграничного сотрудничества;

8) развитие методов управления межрегиональными связями в рамках региональной политики и территориальной организации с целью обеспечения увязки целей интеграции и социально-экономического развития регионов.

Литература

1. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: экономические возможности и управленческие ограничения. Статья первая // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С.19-27

2. Абрамов Р.А., Стрельченко С.Г., Деревянко С. В. Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства // Пространственная экономика. 2016. № 4-5. С.153-173

3. Соколов М.С., Сурилов М. Н. Проблемы формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С.263-266.

4. Лавровский Б. Л., Горюшкина Е. А., Позднякова И.

B., Спиридонова Е. В., Федоров А. А. Современная политика сплочения в ЕС: замыслы и итоги // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2018. № 1.

C.96-113

5. Сафуанов Р.М., Байрушина Ф.Ф. Теоретические аспекты стратегического регионального анализа // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 2 (16). С.14-19.

6. Позднякова Т. М. Способы оценки эффективности перспективных направлений региональной политики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2014. № 2. С.90-96

The management trends in the development of cross-border cooperation of geostrategic territories in the forming the Union state of Russia and Belarus

Abramov R.A., Kulapov M.N., Sokolov M.S.

Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

Features of cross-border cooperation are reflected in the works of russian and foreign authors, as well as in the framework of the state strategic planning system. As a result, this direction should be reflected in the goals, objectives, mechanisms and tools of regional socio-economic policy, practically being implemented in strategies, programs and projects implemented, in particular, in certain geostrategic territories of the Russian Federation.

The article considers priority directions of development of cross-border cooperation of geostrategic territories in the conditions of formation of the Union state of Russia and Belarus. Particular attention is paid to the institutional aspects of building interregional interaction between border territories, within which States, regions and municipalities must ensure consistency and sustainability of the development of economic, scientific, technical, humanitarian and other spheres. This will contribute to the realization of the long-term national interests of the border States, the formation of a favorable economic and political climate, and the strengthening of national security in the border regions.

Keywords: geostrategic territories, international cooperation, national security, cross-border cooperation, regional economy, Union state, sustainable development

References

1. Shamakhov V. A., Mezhevich N. M. Strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025: economic opportunities and management constraints. Article one // Management consulting. 2019. No. 4 (124). Pp.1927

2. Abramov RA, Strelchenko SG, Derevianko SV Interregional

cooperation in the integration processes of the Union State // Spatial Economics. 2016. No. 4-5. P.153-173

3. Sokolov MS, Surilov MN Problems of forming a unified scientific

and technological space of the Union State of Russia and Belarus // Azimuth of scientific research: economics and management. 2018.Vol. 7.No. 3 (24). S.263-266.

4. Lavrovsky BL, Goryushkina EA, Pozdnyakova IV, Spiridonova

EV, Fedorov AA Modern policy of cohesion in the EU: ideas and results // Bulletin of NSU. Series: Socio-economic sciences. 2018. No. 1. P.96-113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Safuanov R.M., Bayrushina F.F. Theoretical aspects of strategic

regional analysis // Vestnik USNTU. Science, education, economics. Series: Economics. 2016. No. 2 (16). Pp. 14-19.

6. Pozdnyakova TM Methods for assessing the effectiveness of

promising areas of regional policy // Journal of Economic Regulation (Issues of economic regulation). 2014. No. 2. P.90-96

X X

O

OD >

c.

X

OD m

o

ho o lo o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.