Научная статья на тему 'Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий'

Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
455
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL TERRITORIES / ТИПЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / TYPES OF RURAL TERRITORIES / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION / ПРИГРАНИЧНЫЕ РАЙОНЫ / BORDER AREAS / ЕВРОРЕГИОН / EUROREGION / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF COOPERATION / АГРОТУРИЗМ / AGRITOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Костяев Александр Иванович, Мицкевич А.А., Юрчак Роберт, Мицкевич Павел Антонович

В статье показано, что традиционные подходы к социально-экономическому развитию приграничных сельских территорий не обеспечивают решение сложившихся проблем. Предложено в качестве механизма территориального развития приграничных районов использовать трансграничное сотрудничество, опыт которого имеется в странах ЕС, в том числе и Республике Польше. Рассмотрены имеющиеся типы и варианты трансграничного сотрудничества с участием муниципальных образований Российской Федерации и Республики Польши. Особо выделено трансграничное сотрудничество муниципалитетов сопредельных государств в форме еврорегионов. Показаны причины низкой эффективности ряда еврорегионов с участием российской стороны. Раскрыты принципы, формы и направления развития трансграничного сотрудничества, позволяющие получить социально-экономический эффект на приграничных территориях сопредельных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-border cooperation as a mechanism for the development of border rural territories

The article shows that traditional approaches to socio-economic development of rural bordering areas not provide a solution to existing problems. Using of cross-border cooperation proposed as a mechanism for territorial development of border areas, which has experience in EU countries, including the Republic of Poland. Available types and variations of cross-border cooperation involving municipalities of the Russian Federation and the Republic of Poland are examined. Cross-border cooperation of municipalities neighboring states in the form of the Euroregion is separated highlight. The reasons for the low efficiency of a number of European regions with the participation of the Russian side are shown. Principles, forms and directions of development of cross-border cooperation, which is capable to get the socio-economic impact in the border areas of neighboring countries are disclosed.

Текст научной работы на тему «Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий»

ЭКОНОМИКА

УДК: 332.14; 339.97

Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий

Александр Иванович Костяев, доктор экон. наук, профессор, академик РАН Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства, г. Санкт-Петербург, Россия Антон Антонович Мицкевич, доктор экон. наук, профессор, Роберт Юрчак, кандидат экон. наук

Западнопоморский технологический университет, г. Щецин, Республика Польша Павел Антонович Мицкевич, доктор экон. наук, профессор Университет социальных наук, г. Лодзь, Республика Польша

E-mail: galekos@yandex.ru; E-mail: amickiewicz@zut.edu.pl

В статье показано, что традиционные подходы к социально-экономическому развитию приграничных сельских территорий не обеспечивают решение сложившихся проблем. Предложено в качестве механизма территориального развития приграничных районов использовать трансграничное сотрудничество, опыт которого имеется в странах ЕС, в том числе и Республике Польше. Рассмотрены имеющиеся типы и варианты трансграничного сотрудничества с участием муниципальных образований Российской Федерации и Республики Польши. Особо выделено трансграничное сотрудничество муниципалитетов сопредельных государств в форме еврорегионов. Показаны причины низкой эффективности ряда еврорегионов с участием российской стороны. Раскрыты принципы, формы и направления развития трансграничного сотрудничества, позволяющие получить социально-экономический эффект на приграничных территориях сопредельных стран.

Ключевые слова: сельские территории, типы сельских территорий, трансграничное сотрудничество, приграничные районы, еврорегион, муниципальные образования, муниципалитеты, принципы и направления сотрудничества, агротуризм

Проблемы развития сельских территорий в России и Польше нами уже рассматривались ранее [1]. Вместе с тем, в данной публикации не была отражена специфика приграничных территорий, которые в Российской Федерации, Республике Польше и других странах мира в силу их периферийного положения, в своем большинстве, существенно отстают в социально-экономическом развитии от центральных регионов, отличаясь высоким уровнем безработицы населения. Вследствие этого именно данные территории являются основными районами миграционного оттока населения, в том числе и эмиграции.

В то же время имеются определенные организационно-экономические механизмы, использование которых в значительной степени может способствовать решению указанной проблемы. Среди таких механизмов особое место занимает трансграничное сотрудничество сопредельных государств,

как на уровне центральных властей, так и муниципальных образований сопредельных территорий.

Цель исследований - обоснование принципов, направлений и форм трансграничного сотрудничества стран, обеспечивающих активизацию развития приграничных сельских территорий.

Результаты и их обсуждение. Исследование проблем сельских территорий в современном глобальном мире позволяет сделать вывод об их неоднородности, как с позиций уровня и направлений развития, так и тех ситуаций, которые определяют в них перспективы воспроизводственного процесса [2]. Наличие проблемы неоднородности сельских территорий, в свою очередь, требует выделения их типов с позиций устойчивости развития [3]. Исследования показывают, что наибольшей неустойчивостью своего развития отличаются периферийные сельские территории. На Северо-Западе

Российской Федерации это, прежде всего, приграничные территории, сопредельные с Эстонией, Латвией и Республикой Беларусь. Ситуация в них нами определена как критическая, так как сельскохозяйственные организации здесь прекратили товарное производство, естественная и механическая убыль населения крайне высокая, доход муниципальных образований формируется в основном за счет трансфертов [4].

Удаленность приграничных районов от рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, прежде всего центров административных образований, создает неблагоприятные экономические условия ведения сельского хозяйства - производственной основы устойчивого развития сельских территорий. Синдром удаленности и приграничности отрицательно влияет на демографическую ситуацию в данной группе районов, чему не в малой степени способствует и недостаточно развитая инфраструктура. Все это в совокупности является основой для отнесения приграничных районов к числу проблемных сельских территорий. В связи с этим, решение проблем социально-экономического развития приграничных территорий не может быть обеспечено только теми механизмами, которые были предложены нами в предыдущих публикациях [5, 6].

К числу специфических механизмов обеспечения развития приграничных сельских территорий можно отнести трансграничное сотрудничество, направленное на диверсификацию экономики сельских территорий, активизацию развития здесь альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности. В этой связи трансграничное сотрудничество на сельских территориях может быть направлено на развитие транспорта (модернизацию дорог, строительство и оборудование пограничных переходов), сферы туризма и коммунальной инфраструктуры; охрану окружающей среды (строительство, модернизацию очистных сооружений и мест складирования отходов); развитие человеческого капитала (создание материальной базы для встреч, проведение образовательных и культурных мероприятий) и др.

С учетом опыта Польши и других европейских стран возможны два пути решения данной проблемы в современных условиях.

Первый путь - создание структур трансграничного сотрудничества на основе инициативы органов местного самоуправления и заключения соглашения о создании трансграничной структуры с заграничными партнерами (горизонтальное сотрудничество). В этом случае сотрудничество имеет локальный характер и заключается во взаимодействии муниципальных образований, расположенных по разные стороны государственной границы. Возможным вариантом горизонтального сотрудничества является и добровольное неправительственное объединение граждан, проживающих на территории приграничных районов соседствующих государств. Примером последнего является «Центр трансграничного сотрудничества Чудского озера», созданный в 1993 году в целях решения экологических проблем на приграничных территориях Эстонии и России, в последующем распространивший свою деятельность на поддержку развития приграничных территорий.

Второй путь - создание структур трансграничного сотрудничества на основе сочетания инициатив органов местного самоуправления с решением региональных или центральных органов власти (вертикальное сотрудничество). Такое сотрудничество осуществляется, как правило, посредством формирования еврорегионов - международных интеграционных образований, возникающих на основе тесных социально-экономических взаимосвязей двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах сопредельных государств Европы.

Исследователями данного вопроса (А.В. Кузнецов) выделяются пять типов ев-рорегионов [7].

Первый тип - включает в себя евроре-гионы, которые создавались на основе трансграничного сотрудничества внутри ЕС и численно преобладали до начала 1990-х годов. Второй тип - это еврорегионы, возникающие на границе стран ЕС и государств, не инициирующих вступление в Евросоюз. Третий тип - еврорегионы, возникшие в 1990 годы в связи с процессом расширения ЕС на восток, и включающие в

орбиту трансграничного сотрудничества территории стран с «принципиально различающимся уровнем социально-экономического развития». Четвёртый тип - евро-регионы, также возникшие в 1990 годы, но за пределами территорий стран ЕС-27, в том числе и с российским участием. Пятый тип - еврорегионы, формируемые в 2000 годы странами СНГ на основе трансграничного сотрудничества России, Украины, Республики Беларусь и др.

Еврорегионы с участием Польши и России, как правило, относятся к четвертому типу. Это еврорегионы «Неман» (1997 г.), «Балтика» (1998 г.), «Шешупе» (2004 г.), «Лына-Лава» (2003 г.).

Первоначально в еврорегион «Неман» вошли территории Гродненской области (Беларусь), Сувалского воеводства (Польша), Алитусского и Мариампольского уездов (Литва). В 2002 году к еврорегиону присоединились Гусевский, Краснознаменный, Нестеровский, Озерской и Черняховский районы Калининградской области (Россия). Приоритетными направлениями трансграничного сотрудничества в еврорегионе «Неман» выступают развитие туризма, приграничной и дорожно-транспортной инфраструктуры, освоение альтернативных источников энергии, создание логистических центров, формирование экологической культуры населения и руководителей организаций.

Еврорегион «Балтика» был создан на основе соглашения о трансграничном сотрудничестве 22.02.1998 г. в г. Мальборке (Польша). На момент подписания соглашения в его состав вошли приграничные территории юго-восточной части Балтийского моря шести стран (Швеции, Дании, Польши, России, Литвы и Латвии). Россия была представлена Калининградской областью. Среди целей создания еврорегиона «Балтика» следует выделить «выравнивание социально-экономического развития территорий», «планирование мероприятий, способствующих достижению устойчивого развития», а в перечне реализуемых мер - «поддержку совместных приграничных проектов социального и экономического развития в различных областях», «сотрудничество в реализа-

ции совместных муниципальных проектов на приграничных территориях», «сотрудничество в области пространственного планирования приграничных территорий», «сотрудничество в области развития туризма» и ряд других [8].

В 2002 году был дан старт проекту «Seagull-DevERB» («Чайка»), состоявшему из пяти рабочих пакетов. Рабочий проект 4 был посвящен непосредственно развитию сельских территорий и «предусматривал программы транснациональной поддержки сельскохозяйственных районов, включая сбор и анализ информации, налаживание контактов и обмен опытом» с перспективой на мероприятия по повышению «привлекательности проживания в сельской местности и увеличения притока иммигрантов в сельские районы» [8].

Еврорегион «Шешупе» был создан в апреле 2003 года в целях развития сопредельных приграничных территорий Литвы (районные муниципалитеты Шакяй, Вилка-вишкис, Казлу Руда, Калвария, Мариамполь, Юрбарскас), России (Гусевский, Краснознаменный, Неманский, Нестеровский и Озер-ской муниципальные районы Калининградской области), Польши (Голдапский повят, гмина Ковале-Олецк), Швеция (муниципалитет Экше). Однако до сих основным мероприятием в рамках данного еврорегиона на территории Калининградской области является лишь развитие любительского рыболовства.

В рамках еврорегиона «Лына-Лава» в трансграничное сотрудничество включены приграничные территории 5 муниципальных районов Калининградской области и 8 муниципальных образований (повятов) Республики Польши, расположенных вдоль реки Лына (по-польски)/Лава (по-русски). В рамках еврорегиона «Лына-Лава» в приграничных районах получает развитие агро-туризм, являющийся одним из важных направлений активизации развития сельских территорий.

В той или иной степени формирование еврорегионов поддерживается фондами Европейского Союза, как родоначальника идеи трансграничного сотрудничества, в целях

развития приграничных территорий, а также США (фонд «Евразия»). Однако эффективность мероприятий в рамках рассмотренных еврорегионов на территории России является незначительной из-за недостатка финансовых средств в бюджетах муниципальных районов Калининградской области, нерешенности ряда организационных вопросов (отсутствие постоянно действующих российских секретариатов еврорегионов, частые реорганизации управления их российской частью и др.).

В некоторых случаях (еврорегион «Псков-Ливония») причиной стагнации трансграничного сотрудничества являются «натянутые» межгосударственные отношения.

Представляется, что большие перспективы трансграничное сотрудничество имеет в рамках еврорегионов пятого типа, к числу которых относятся еврорегионы «Днепр» (2003 г.), «Слобожанщина» (2003 г.), «Ярославна» (2007 г.), «Донбасс» (2010 г.).

В рамках еврорегиона «Слобожан-щина», созданного на приграничных территориях Белгородской области России и Харьковской области Украины, реализуются проекты развития трансграничной бизнес-инфраструктуры, совместных технопарков и инновационных платформ, гармонизации трансграничных механизмов обеспечения биологической безопасности животноводства, разрабатываются инвестиционные паспорта и бренды приграничных районов и др.

В еврорегионе «Днепр» в составе Брянской области (Россия), Черниговской области (Украина), Гомельской области (Беларусь) осуществляется сотрудничество в экономической, социально-культурной, образовательной сферах, а также в вопросах экологии и охраны окружающей среды.

Еврорегион «Ярославна», включающий в себя территории Сумской области (Украина) и Курской области (Россия), решает задачи по реализации совместных межрегиональных проектов, в том числе в сфере развития кооперации и интеграции экономик областей, активизации малого и среднего бизнеса, развития транспортной инфраструктуры и др.

В еврорегионе «Донбасс» (Ростовская область - Россия, Донецкая и Луганская области - Украина) получает развитие транспортная инфраструктура, приграничная торговля, реализуются проекты в сфере экономики, туризма, спорта, культуры, охраны окружающей среды и других областях трансграничного сотрудничества.

Практически во всех еврорегионах пятого типа реализуются мероприятия по прямому взаимодействию муниципальных образований, расширению контактов между жителями приграничных территорий, развитию сотрудничества между учреждениями и организациями, а также субъектами хозяйственной деятельности, упрощению пограничных и таможенных процедур при пересечении границы. Все это в совокупности активизирует развитие приграничных территорий сопредельных государств, большую часть которых составляют сельские муниципальные районы.

Вместе с тем, в ряде еврорегионов четвертого и пятого типов среди мероприятий преобладают совещания, «круглые столы», семинары, конференции, согласования, выставки, ярмарки и недостаточно реализуется конкретных проектов по активизации социально-экономического развития приграничных территорий по обе стороны государственной границы.

Завершая анализ направлений трансграничного сотрудничества по активизации социально-экономического потенциала приграничных районов, следует отметить, что наиболее реальный импульс в отношении сельских территорий здесь может дать развитие агротуризма. При этом агротуризм является тем направлением диверсификации сельской экономики, который наиболее понятен и притягателен для субъектов трансграничного сотрудничества различных стран, к тому же получивший достаточное развитие в европейских государствах. Агро-туризм, как направление трансграничного сотрудничества, присутствует, практически, в еврорегионах всех перечисленных выше типов, а также в рамках горизонтальных связей муниципальных образований на локальном уровне. Весьма примечательно, что

предпосылки для такого сотрудничества бывают уже созданы на приграничных территориях каждой из сопредельных стран, так как там сложились объекты сельского туризма, а в ряде случаев и агротуристические кластеры. В качестве примера можно привести ситуацию в еврорегионе «Днепр», где реализуется проект трансграничного кластера сельского туризма, в состав которого вошли 18 агроусадеб и мини-отелей, 4 туристических комплекса, 6 музеев, 14 санаториев, оздоровительных лагерей и домов отдыха, 2 природных заказника, 3 туристических фирмы, 1 информационно-туристический центр [9].

Независимо от того, что будет являться сферой трансграничного сотрудничества, оно получит достаточно заметное развитие только в том случае, если в основу его создания будет положена определенная система принципов, среди которых нами [10] выделяются следующие:

- принцип субсидиарности, то есть укрепление локального уровня через передачу компетенций низовым муниципальным образованиям, в руки сообществ граждан;

- принцип солидарности приграничных территорий, заключающийся в необходимости стремления к компромиссу между конкурирующими сторонами, что даёт шанс для использования особых ресурсов и специфического потенциала каждого из приграничных регионов для создания сообщества;

- принцип добрососедства жителей по-граничья;

- принцип добровольного участия в различных формах сотрудничества (добровольность вхождения и выхода из евроре-гиональных структур);

- принцип стремления к симметрии (во всех органах и структурах каждая из сторон имеет одинаковое количество мест, голосов и одинаковое право представлять интересы еврорегиона) и паритетов (касается способов финансирования еврорегио-нальных структур);

- принцип сохранения сотрудничающими территориальными единицами и локальными сообществами национальной, государственной, региональной и локальной тождественности;

- принцип прагматизма и анализа затрат и прибылей, заключающийся в принятии во внимание конкретных возможностей и выполнение только таких действий, которые гарантируют результативность;

- принцип дружбы и доверия в согласовании общих намерений, выходящих за границы;

- принцип консенсуса, или перманентных поисков общей позиции посредством переговоров, рассуждений, выяснения точек зрения сторон и способов поведения. В практике этот принцип встречает много трудностей, особенно тогда, когда предметом согласования являются интересы отдельных сторон, не стыкующиеся между собой или вообще различные;

- принцип ротации, изменение местонахождения организации, проведение разных презентаций, встреч и т.п.; этот принцип выражается также в изменениях при проведении трансграничного сотрудничества разными учреждениями и коллективами.

Опыт еврорегионализации показывает, что обязательным условием успеха является наличие стратегического плана, который определяет долгосрочные перспективы развития приграничных территорий с учетом национальных программ каждой из сторон, устанавливает потребности и будущие цели трансграничного сотрудничества, необходимые для преодоления изолированного развития только по одну сторону границы.

Вывод. Сложные и почти не решаемые в настоящее время проблемы приграничных сельских территорий в определенной степени могут быть преодолены на основе механизма трансграничного сотрудничества. Возможны две формы сотрудничества: горизонтальная (прямые связи муниципалитетов, расположенных по разные стороны государственной границы) и вертикальная (международные интеграционные образования в виде еврорегионов). Экономический и социальный эффект для развития приграничных территорий может быть получен лишь при соблюдении сформулированных выше принципов и наличии стратегических планов их трансграничного сотрудничества. Перспективными направлениями трансгра-

ничного сотрудничества на сельских территориях являются развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, туризма, реализация мероприятий по охране окружающей среды и формированию человеческого капитала. Наиболее реальный импульс в отношении сельских территорий может дать трансграничное сотрудничество в направлении развития агротуризма.

Список литературы

1. Костяев А., Бойцов А., Винницкий К., Жуковский П. Развитие сельских территорий в России и Польше // АПК: экономика, управление. 2012. №11. С. 85-89.

2. Юрченко Т.В. Оценка дифференциации сельских территорий // Известия Международной академии аграрного образования. 2012. Т.2. №15. С. 162-167.

3. Никонова Г.Н., Криулина Е.Н. Необходимость, предпосылки и некоторые результаты типологии сельских территорий (муниципальных образований) региона // Вестник АПК Ставрополья. 2012. №4. С. 100-104.

4. Костяев А.И., Бойцов А.С. Типологический подход к исследованию устойчивости развития сельских территорий // Никоновские

чтения - 2007. Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень»,

2007. С. 343-345.

5. Костяев А.И. Выравнивание территориальных социально-экономических различий // Экономика сельского хозяйства России. 2006. №5. С. 21.

6. Костяев А.И. Территориальная дифференциация условий хозяйствования // Экономист. 2006. №9. С. 23-30.

7. Кузнецов А.В. Еврорегионы - полвека «малой» интеграции // Современная Европа.

2008. №2. С. 48-59.

8. Кошелев В. Еврорегион «Балтика». Космополис. 2008. №2 (21). С. 86-90.

9. Проекты «Полесский кластер сельского туризма» и «Еврорегион Днепр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. naselo.ru/ news/id22364, свободный. Загл. с экрана (дата обращения 02.02.2014 года).

10. Мицкевич П.А. Трансграничное сотрудничество и социально-экономическое развитие приграничных территорий (на примере Республики Польши). СПб.: СЗНИЭСХ Рос-сельхозакадемии, 2004. 252 с.

Cross-border cooperation as a mechanism for the development of border rural territories

Kostyaev A., Mizkevich A., Yurchak R., Mizkevich P.

The article shows that traditional approaches to socio-economic development of rural bordering areas not provide a solution to existing problems. Using of cross-border cooperation proposed as a mechanism for territorial development of border areas, which has experience in EU countries, including the Republic of Poland. Available types and variations of cross-border cooperation involving municipalities of the Russian Federation and the Republic of Poland are examined. Cross-border cooperation of municipalities neighboring states in the form of the Euroregion is separated highlight. The reasons for the low efficiency of a number of European regions with the participation of the Russian side are shown. Principles, forms and directions of development of cross-border cooperation, which is capable to get the socio-economic impact in the border areas of neighboring countries are disclosed.

Key words: rural territories, types of rural territories, cross-border cooperation, border areas, Euroregion, municipalities, principles and directions of cooperation, agritourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.