Научная статья на тему 'Особенности российского трансграничного регионализма'

Особенности российского трансграничного регионализма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
782
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОРЕГИОНЫ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTER-REGIONAL INTEGRATION / THE EURO-REGIONS / CROSS-BORDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Синяускас Н. А.

В статье рассматриваются особенности российского трансграничного регионализма в сравнении с европейскими тенденциями трансграничной интеграции. В статье определяются целевые параметры, специфика развития российских еврорегионов и их роль в становлении межрегионального сотрудничества как формы и инструмента трансформации российского экономического пространства в рамках общеевропейских интеграционных процессов. Исследована трансрегиональная составляющая российского экономического пространства, связанная с интенсивностью воспроизведенных механизмов приграничных региональных субъектов актуализирует проблематику выявления новых форм и инструментов интеграционных процессов, происходящих на уровне отдельных федеральных округов, регионов, муниципалитетов в рамках приграничного экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Russian transboundary regionalism

The peculiarities of the Russian cross-border regionalism in comparison with European influences crossborder integration. The paper defines the target parameters, the specifics of Russian Euroregios and their role in the development of inter-regional cooperation as a form tool and the transformation of Russian economic space within the framework of European integration. Investigated transregional component of Russian economic space associated with the intensity of generic mechanisms border regional entities are updated problems identifying new forms and instruments of integration processes taking place at the level of individual federal districts, regions and municipalities within the cross-border economic space.

Текст научной работы на тему «Особенности российского трансграничного регионализма»

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНАЛИЗМА

СИНЯУСКАС Н.А.,

аспирант, Донской государственный технический университет (филиал), г. Шахты, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности российского трансграничного регионализма в сравнении с европейскими тенденциями трансграничной интеграции. В статье определяются целевые параметры, специфика развития российских еврорегионов и их роль в становлении межрегионального сотрудничества как формы и инструмента трансформации российского экономического пространства в рамках общеевропейских интеграционных процессов. Исследована трансрегиональная составляющая российского экономического пространства, связанная с интенсивностью воспроизведенных механизмов приграничных региональных субъектов актуализирует проблематику выявления новых форм и инструментов интеграционных процессов, происходящих на уровне отдельных федеральных округов, регионов, муниципалитетов в рамках приграничного экономического пространства.

Ключевые слова: межрегиональная интеграция; еврорегионы; трансграничное сотрудничество.

FEATURES OF THE RUSSIAN TRANSBOUNDARY REGIONALISM

SINIAUSKAS N.A.,

Graduate Student, Don State Technical University (branch), Shakhty, e-mail: [email protected]

The peculiarities of the Russian cross-border regionalism in comparison with European influences crossborder integration. The paper defines the target parameters, the specifics of Russian Euroregios and their role in the development of inter-regional cooperation as a form tool and the transformation of Russian economic space within the framework of European integration. Investigated transregional component of Russian economic space associated with the intensity of generic mechanisms border regional entities are updated problems identifying new forms and instruments of integration processes taking place at the level of individual federal districts, regions and municipalities within the cross-border economic space.

Keywords: inter-regional integration; the Euro-regions; cross-border cooperation.

JEL classification: R10, R12.

Необходимость изменения интеграционного вектора территориального развития российской экономики актуализирует исследования трансграничного регионализма и интеграционных форм трансформации экономического пространства страны при условии сохранения его целостности и эффективной реализации его трансграничного потенциала. Процессы глобализации региональных взаимодействий влияют на значимость, масштабность и практическую эффективность межстрановых отношений на региональном уровне, формируя особые типы и формы трансграничного сотрудничества, такие как «еврорегионы» (Европейская Рамочная Конвенция..., 2002), «международные функциональные регионы (МФР)» (Приграничное сотрудничество..., 2013), поэтому сегодня приграничное сотрудничество региональных экономик «можно рассматривать как многоуровневую специфическую разновидность международной деятельности регионов» (Вардомский, 2008).

Развитие российского трансграничного регионализма в форме еврорегионов начинается несколько позже, чем в других странах СНГ, например, Украине и Беларуси, однако, как указывается в аналитических исследованиях Ассоциации европейских приграничных регионов (AEBR), именно Россия имеет большой трансграничный потен-

© Н.А. Синяускас, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

циал для взаимовыгодного сотрудничества с точки зрения экономической интеграции и развития горизонтальной сетей в межстрановом пространстве (Ассоциация европейских..., 2013).

В этой связи, исследование трансрегиональной составляющей российского экономического пространства, связанного с интенсивностью воспроизведенных механизмов приграничных региональных субъектов актуализирует проблематику выявления новых форм и инструментов интеграционных процессов, происходящих на уровне отдельных федеральных округов, регионов, муниципалитетов в рамках приграничного экономического пространства. В этой связи представляется необходимым рассмотреть специфику трансграничного корпуса отношений российских региональных субъектов, выявить этапы формирования и определить стратегическую составляющую трансграничной интеграции российского экономического пространства.

С этих позиций представляется целесообразным рассмотрение сущностных и системных характеристик межрегиональной трансграничной интеграции российского экономического пространства в сравнении с европейскими процессами интеграции, влияющих на пределы, направленность и прогнозные характеристики социальноэкономических процессов в сфере международной кооперации на региональном уровне.

Регионализация европейского экономического пространства осуществляется в различных формах, одной из которых является формирование в приграничных зонах соседних государств еврорегионов, созданных на основе сотрудничества пограничных районов сопредельных государств, на основе совместных решений и конкретных межрегиональных программ.

Первоначально еврорегионы возникли в рамках интеграционных процессов «снизу», инициированных самими регионами и муниципалитетами, опираясь на исторически длительные межрегиональные связи приграничного сотрудничества, имеющиеся между европейскими регионами по направлению знаменитого «пятиугольника» (Лондон - Париж - Милан - Мюнхен - Гамбург). Первый еврорегион появились в Европе в 1958 г., на границе Германии и Голландии (ЕИКЕСЮ) (Еврорегион Еитедю, 2013), что было связано с необходимостью поддержания «мягких» интеграционных форм обеспечения экономического развития регионов и мирного сосуществования в рамках национальной безопасности (Зонова, 1999).

Начало институционализации трансграничного сотрудничества в рамках интеграции «сверху» по инициативе европейских национальных государств и развитие надрегиональных форм управления данными процессами1 привело в 1980-1990-х гг. к увеличению количества приграничных ареалов со статусом еврорегионов. На сегодняшний момент общая численность еврорегионов в ЕС достигает 182, но не все из них являются постоянными участниками Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕВИ). Динамика численности еврорегионов в европейском экономическом пространстве, отражена на рис. 1. (Ассоциация европейских., 2013).

120

100

ВО

60

40

20

115

89 91 96

79

58 —♦— число ER, постоянных

1

1958 1986 1999 2002 2006 2009 2011 2013

Рис. 1. Динамика численности еврорегионов в Европе с 1958-2013 гг.

Хотя первоначальные параметры формирования еврорегионов, такие как: во-первых, связь с государственной границей в межстрановом пространстве; во-вторых, институционализация трансграничного сотрудничества, наличие постоянных надрегиональных административных органов (секретариат); в-третьих, географическая принадлежность к европейскому пространству; в-четвертых, участие в интеграционных процессах и межрегиональнальной интеграции; в-пятых, общая польза и взаимовыгодное трансграничное сотрудничество (Variousforms of «Euroregions», 1999), требуют корректировки в связи с образованием Еврорегионов «Южного измерения» на территории Турции, Туниса, Марокко и других стран Северной Африки и Ближнего Востока, обеспечивающих аутсорсинг европейских производств на территории Южных еврорегионов (Ассоциация европейских..., 2013).

В экономической литературе целевые ориентиры развития межрегиональной и трансграничной интеграции определяются различными авторами неоднородно и выделяются следующие базовые направления:

1 снижение барьеров в движении национальных ресурсов и факторов производства (Глущенко, 2008);

2 формирование межрегиональных общественных благ (развитие транспортной, энергетической, сельскохозяйственной инфраструктуры) (Винокуров, 2008);

3 уменьшение «провалов» рынка региональной динамики экономического пространства (сырьевой «экспансии» одних регионов, по отношению к другим, монополизации региональных рынков и т. д.) (Зубаревич, 2009);

1 Регулирование европейской трансграничной интеграцией осуществляет Конгресс местных и региональных властей Европы, Ассамблея европейских регионов, Комитет регионов Европейского Союза. Ассоциация Европейских приграничных регионов и т. д.

4 снижение «провалов» государства регионального развития (развитие интеграции рынков, торговли, образования, реализация трансграничного потенциала регионов и т. д.) (Хейфец, 2009);

5 повышение конкурентоспособности, инвестиционности и инновационности развития как всей национальной экономики в целом, так и ее отдельных региональных экономик (Кузнецов, 2007);

6 урегулирование возможных территориальных разногласий как полигон для апробации совместимости правовых, таможенных, экономических, социокультурных систем (Perkmann, 2012);

7 развитие межстранового диалога и межрегионального взаимодействия на непограничные регионы страны (Межевич, 2002).

Как показывает мировой опыт, трансграничное региональное сотрудничество имеет несколько этапов своего развития, определяющих стадии развития трансграничных отношений приграничных регионов: соседство «спинами» (полное отсутствие отношений), стадия обмена локальными контактами (информацией, консультации), совместные действия (кооперация), гармонизация и интеграция (Яровой, 2007), что влияет на скорость протекания трансграничного сотрудничества, масштаб, степень освоенности приграничных территорий и возникновению эффекта «срастания» (Бусыгина, 2001).

Результативность интеграционных проектов в российском экономическом пространстве сильно отличается от европейских мерок, имеющих длительный процесс институционализации приграничного сотрудничества на основе региональной интеграции «снизу» и «сверху».

Российская Федерация граничит с 16-ю государствами, в том числе с 14-ю государствами по суше. Общая протяженность сухопутных границ составляет более 18 тыс. км. Кроме того, 35 субъектов РФ имеют сухопутную границу с другими государствами. Имеет место различие в «возрасте» границ, специфика физико-географических характеристик приграничных рубежей, дифференциация социально-экономического развития приграничных регионов соседних государств, различная степень транспортной и инфраструктурной освоенности приграничных территорий, а также неоднородность таможенных режимов при пересечении границ - все это предопределяет скорость, особенности, масштаб, глубину и формы российского трансграничного регионализма. Динамика численности еврорегионов с участием РФ с 1997-2010 гг. отражена на рис. 2 (Министерство регионального развития РФ, 2013).

5

4 3

г 1

1997 1998 1999 2003 2004 2007 2010

Рис. 2. Динамика численности еврорегионов с участием РФ с 1997-2010 гг.

Из 11 еврорегионов с участием РФ 10 образовались в связи с «новыми» границами, возникшими в 1991 г., после распада СССР. При этом 5 еврорегиональных образования приходятся на Калининградскую область («Неман», «Балтика»», «Сауле», «Лына-Лаве», «Шешуле»), 4 еврорегиона созданы на приграничье с Украиной («Днепр», «Слабожанщина», «Ярославна», «Донбасс») и «Псков-Ливония» (Эстония, Литва), а также 1 еврорегион с границами с Финляндией - «Карелия». Структурная характеристика российских еврорегионов отражена на рис. 3 (Министерство регионального развития РФ, 2013).

С позиции функциональности еврорегионов и количества вовлеченных в них российских регионов, следует отметить определенную асимметричность, связанную с тем, что практически половина российских региональных субъектов, участвующих в еврорегионах, представлена Калининградской областью и ее районами, не имеющими территориальной границы с другими регионами РФ, что препятствует «переливу» как положительных, так и отрицательных экстерналий трансграничной интеграции для внутренних российских регионов, тем самым возрастает значимость 7 российских субъектов, участвующих в еврорегионах на «молодых» внешних границах с Украиной (4 региона - Брянская, Смоленская и Псковская области) и Беларусь (3 региона - Брянская, Курская, Белгородская, Ростовская области).

Сильное воздействие геополитических факторов на интеграционные процессы между РФ и Украиной, периодически возникающие «таможенные войны» и недостаточная пропускная способность приграничной инфраструктуры, тяготение Украины к ассоциированному членству к евроинтеграции ЕС, а также снижение ее заинтересованности в использовании интеграционного потенциала, заложенного в рамках Таможенного союза между странами СНГ, воздействует на эффективность функционирования еврорегионов «Днепр», «Слабожанщина», «Ярославна», «Донбасс», не только придавая им определенную специфичность функционирования среди российских еврорегионов, но и определяя особую геополитическую роль в сравнении с другими еврорегионами ЕС.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

1999

ЕР « Сауле »

г.Славский районы Калининградской области (Россия ),

Шяуляйский и Таурагский уезды (Литва ) , регион Земтале , Елгавский район и г. Елгава (Латвия ), провинция Сконе (Швеция )

2003

ЕР «Днепр »

п Черниговская область (Украина ), п Брянская область (Россия )

п Гомельская область (Беларусь )

2003

ЕР « Слобожанщина »

Харьковская область (Украина ) Белгородская область (Россия )

2007 ЕР « Ярославна » 2010 ЕР « Донбасс »,

п Курская область (Россия ) п Сумская область (Украина ) п Ростовская область (Россия ) п Луганская область , Донецкая область (Украина )

2004

ЕР « Лына -Лаве »

п Калининградская область (Россия) п 16 муниципалитетов Польши

2004

ЕР « Шешупе »

п Калининградская область (Россия) , п Литва, п Польша

2004

ЕР « Псков -Ливония »

п Псковская область , г. Псков (Россия) . п 4 региона Эстония

п 3 региона Литва.

л

п

п

п

Рис. 3. Структурная характеристика российских еврорегионов

Функционирование на территории РФ еврорегионов как «территорий-посредников» трансграничной интеграции российского и европейского экономического пространств, возможность интенсификации внешнеторговых отношений, снижение барьеров трансграничной торговли, общность энергетической и транспортной инфраструктуры соседних ареалов формируют «мягкие» формы и факторы трансграничной интеграции. В то же время для федеративного центра еврорегион рассматривается как инструмент сохранения и обеспечения государственной безопасности, приводящих к доминированию более «жестких» рамочных целей трансграничного сотрудничества. Все это приводит к противоречивости российской модели трансграничного регионализма и специфике действия российских еврорегионов, имеющих признаки «псевдоинтеграционных» структур, не обеспечивающих даже минимального устранения барьеров на пути торговли и движения факторов производства в межрегиональном пространстве, в отличие от еврорегионов в Европе.

В целом приграничные регионы, имеющие статус еврорегионов, а также собственные институциональные органы управления, являющиеся постоянными участниками Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕВИ), могут рассчитывать на финансовую помощь в реализации совместных проектов на территории еврорегиона в рамках региональной политики Евросоюза, на которую выделяется более трети совместного бюджета ЕС. В тоже время необходимо отметить, что процессы евроинтеграции приграничных соседних регионов имеет и свои последствия, связанные с институциональным усложнением трансграничного сотрудничества и интеграционных процессов, перекрестным финансированием различных совместных проектов, возникновением «финансовой» конкуренции между трансграничными проектами в ущерб их значимости для отдельных регионов и муниципалитетов, отсутствием квалифицированных кадров для реализации проектной составляющей трансграничной интеграции и т. д.

В целом, можно зафиксировать следующие особенности российского трансграничного регионализма, отличающие его от европейской модели трансграничной интеграции:

• во-первых, формированию интеграционных процессов ЕС изначально предшествовало образование надре-гиональных структур трансграничных регионов, идущее двумя путями - как в рамках интеграции «снизу», инициируемое самими регионами, опирающимися на территориальную близость и историческую взаимосвязанность приграничных экономик, так и через интеграцию «сверху», через надрегиональные институты и межгосударственные европейские соглашения, создающие институциональную основу для трансграничных воспроизводственных «цепочек» движения факторов производства, в то время как для российских регионов характерно противоречие между «мягкими» функциональными целями экономической интеграции приграничья, инициируемое российскими регионами «снизу» и «жесткими» целями национальной безопасности еврорегионов, воспринимаемыми на уровне федеративного центра, при недостаточной развитости надрегиональных институтов трансграничной интеграции;

• во-вторых, европейский процесс интеграции экономического пространства опирался на длительный этап гармонизации таких институциональных условий его хозяйствования как таможенное и финансовое законодательства (1958-1993 гг.), позволивших действительно сделать границы европейских регионов максимально прозрачными для мобильного движения факторов производства, в то время как базовые институциональные параметры российской экономической среды и соседних государств СНГ во многом не гармонизированы ни во внутреннем, ни во внешних своих аспектах;

• в-третьих, импульсы европейского объединения строились на экономии трансакционных издержек трансграничного регионального обмена уровня в 2% ВВП стран ЕС, в то время как для российских приграничных регионов, имеющих качественно различные межгосударственные границы по «возрасту», специфике физико-географических характеристик приграничных рубежей, дифференциации социальноэкономического развития приграничных регионов соседних государств, степени транспортной и инфраструктурной освоенности приграничных территорий, а также неоднородности таможенных режимов при пересечении границ, накладывается отпечаток на функционирование всех российских еврорегонов, особенно для еврорегинов на границе России, Украины и Беларуси;

• в-четвертых, уровень неравномерности социально-экономического развития европейских регионов на момент образования ЕС не превышал 2,6 раза ВВП, в свою очередь уровень неравномерности социальноэкономического развития российских регионов по ВВП на порядок выше.

• в-пятых, плотность и качество функционирования надрегиональных и наднациональных институтов, регулирующих процессы трансграничной интеграции европейского экономического пространства по своему значению превосходят качественный уровень развития институциональной среды российской экономики и стран СНГ.

Таким образом, специфика российского трансграничного регионализма, его противоречивость по целям, асимметричность развития, высокая зависимость от геополитических факторов, неразвитость надрегиональных и наднациональных институтов, регулирующих процессы трансграничной интеграции, существенно влияют на эффективность интеграционного потенциала трансграничного корпуса отношений российских региональных субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

Ассоциация европейских приграничных регионов (AEBR) (2013). Доступно на: http://www.aebr.eu/.

Бусыгина И.М. (2001). Региональная политика: новые тенденции и вызовы // Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М., С. 95-104.

Вардомский Л.Б. (2008). Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России // Евразийская экономическая интеграция. № 1. С. 91.

Винокуров Е.Ю. (2008). Общий электроэнергетический рынок СНГ. Отраслевой обзор ЕАБР № 3, июль. Доступно на: http://www.eabr.org/rus/publications/AnalyticalReports/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГлущенкоК.П. (2008). Модели и методы исследования пространственной интеграции рынков товаров. Автореф. дисс. ... докт. экон. наук., Новосибирск.

Европейская Рамочная Конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года. (2002) // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. M.: Научная книга. С. 375.

Еврорегион Euregio (2013). Доступно на: http://www.euregio.nl/.

Зонова Т.В. (1999). От Европы государств к Европе регионов? // ПОЛИС. № 5. С. 155-164.

Зубаревич Н.Б. (2009). Региональное развитие и региональная политика за десятилетие экономического роста. M.

Кузнецов А.В. (2007). Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М.

Межевич Н.М. (2002). Региональная экономическая политика Российской Федерации: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. СПб.: Изд-во СПбГУ, С. 336.

Министерство регионального развития РФ (2013). Доступно на: http://www.minregion.ru/activities/ international_relations.

Хейфец Б.А. (2009). Роль бизнеса в модернизации российской. М.

Яровой Г.О. (2007). Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. СПб.: Норма.

Perkmann M. (2012). The rise of Euroregion. A bird's eye perspective on European cross-border cooperation. Department of Sociology, Lancaster University, Lancaster LA1 4YN, UK. Доступно на: www.lancs.ac.uk.

Various forms of «Euroregions». (1999). 8 February. Strasbourg, 1999. P. 5-6.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ fowl 11 № 3 HacTb 3

150

H.A. CMH^yCKAC

REFERENCES

Association of European Border Regions (AEBR) (2013). Available at: http://www.aebr.eu/. (In Russian.)

BusyginaI.M. (2001). Regional Policy: New Trends and Challenges. The European Union in the XXI century: the choice of development strategy. Ed. by A. Borko and O.V. Butorina. M., P. 95-104. (In Russian.)

Euregio Euregio. (2013). Available at: http://www.euregio.nl/. (In Russian.)

European Outline Convention on Transfrontier Cooperation between Territorial Communities or Authorities of 1980 (2002). (v. 2). Collection of documents and materials on international and foreign economic relations of the subjects of the Russian Federation. M., p. 375. (In Russian.)

Gluschenko K.P. (2008). Models and methods for studying the spatial integration of markets for goods. Novosibirsk. (In Russian.)

HeifetzB.A. (2009). The role of business in the modernization of the Russian. M. (In Russian.)

Kuznetsov A. (2007). Internationalization of the Russian economy: investment aspect. M. (In Russian.)

Mezhevich N.M. (2002). Regional economic policy of the Russian Federation: the impact of cross-border cooperation on traditional and new mechanisms for implementation. St. Petersburg, p. 336. (In Russian.)

Ministry of Regional Development (2013). Available at: http://www.minregion.ru/activities/international_relations (date of access: 1.05.) (In Russian.)

Perkmann M. (2012). The rise of Euroregion. A bird's eye perspective on European cross-border cooperation. Department of Sociology, Lancaster University, Lancaster LA1 4YN, UK. Available at: www.lancs.ac.uk.

Vardomsky L.B. (2008). Cross-border cooperation on the «new and old» Russia's borders. Eurasian Economic Integration. № 1. P. 91. (In Russian.)

Various forms of «Euroregions» (1999). 8 February. Strasbourg, 1999. P. 5-6.

VinokurovE.J. (2008). CIS Common Electric Power Market. EDB Industry Report. № 3, July. Available at: http://www. eabr.org/rus/publications/AnalyticalReports/. (In Russian.)

Yarovoi G.O. (2007). Regionalism and cross-border cooperation in Europe. St. Petersburg. Norma. (In Russian.)

Zonova T.V. (1999). States from Europe to Europe regions? POLICE. № 5. P. 155-164. (In Russian.)

Zubarevich N.B. (2009). Regional development and regional policy in the decade of economic growth. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.