УДК 339.923
РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ И РБ В ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СФЕРЕ
© 2016
Абрамов Руслан Агарунович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Государственного и муниципального управления» Сурилов Меир Нисонович, аспирант, ассистент кафедры «Государственного и муниципального управления» Деревянко Светлана Вячеславовна, аспирант, ассистент кафедры «Государственного и муниципального управления» Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва (Россия)
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития торгово-экономических отношений регионов России и Беларуси в контексте построения Союзного государства. Укрепление сотрудничества обеих стран путем согласованных и взаимовыгодных действий представляется особенно важным в условиях нестабильности на мировых рынках. Рассмотрены институциональные основы и текущее состояние межрегиональных коммуникаций Союзного государства. Показано, что для полноценной реализации сотрудничества в области торговли, промышленности, энергетики, социокультурной сфере следует развивать межрегиональное взаимодействие в области транспорта, связи и массовых коммуникаций. Приведена оценка географической распространенности сотрудничества по вопросам транспорта и связи, выявлена необходимость региональной диверсификации подобного взаимодействия. Особое внимание в данном контексте уделено анализу приграничных территорий Российской Федерации и Республики Беларусь. Авторы доказывают, что в рамках Союзного государства контакты и расширение сотрудничества среди регионов сопряжены с трудностями федеративного и унитарного устройства государств, и предлагают меры организационно-экономического и правового характера по решению этих проблем. Совершенствование сотрудничества в организации построения транспортной инфраструктуры и системы связи рассматривается как условие наращивания инновационного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности регионов России и Беларуси.
Ключевые слова: Союзное государство, межрегиональное взаимодействие, система связи, транспортная инфраструктура, инновационное сотрудничество, трансграничное сотрудничество, региональные программы, интеграционные процессы
DEVELOPMENT OF INTERREGIONAL COOPERATION OF RUSSIA AND BELARUS
IN THE INFRASTRUCTURE SECTOR
© 2016
Abramov Ruslan Agarunovich, doctor of economical science, professor, head of the chair
«State and municipal management» Surilov Meir Nisonovich, postgraduate student, assistant of the chair «State and municipal management» Derevianko Svetlana Vyacheslavovna, postgraduate student, assistant of the chair «State and municipal management» Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia)
Abstract. The article is devoted to the development of commercial relations between the regions of Russia and Belorussia as a factor of building of the Union State. Strengthening cooperation of the two countries through coordinated and mutually beneficial action is especially important in conditions of instability in world markets. Reviewed the institutional framework and the current status of inter-regional communications of the Union state. It is shown that transregional contacts in the spheres of transport and communications is a basis of interaction in trade, industry, energy production and culture. The geographic disparities of such interaction are analyzed. The authors come to conclusion that the more areas of different parts of the Russian Federation and the Republic of Belarus should be involved in these relations. It is proved that the major obstacle to making contacts between the countries of the Union State is imperfection of federative and unitary structure. Organizational, economic and administrative measures of improving the situation are put forward. The cooperation in considered fields is important condition of Russian and Belarusian region's innovative capacity and economic potential increase.
Keywords: the Union State, trans-regional interaction, connexity, transport infrastructure, cooperation in innovation sector, cross-border cooperation, regional programs, the integration processes
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В свете текущей геополитической ситуации особенно важным представляется дальнейшее укрепление отношений Российской Федерации и Республики Беларусь. В настоящий момент данный процесс находит своё выражение в построении Союзного государства Беларуси и России, а также развитие взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Формирование целей статьи (постановка задания). Сотрудничество на уровне государств и блоковых образований развивается в этом ключе достаточно давно [1]. Но анализ современной торговли показывает, что более эффективные торгово-экономические связи осуществляются в режиме Business-to-consumer (В2С, от продавца непосредственно к покупателю). Принимая во внимание, что РФ является участником ВТО и активным игроком на внешнем рынке (исключая санкционные нормы) [2], то и взаимодействие с Республикой Беларусь должно протекать в таком же режиме.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Прямые хозяйственные связи целесообразно рассматривать как возможность коммуникаций экономиче-
ских субъектов [3]. На уровне региональной экономики это может быть или область (со стороны Беларуси) или любой субъект Российской Федерации. В товарно-экономическом обмене и отношениях с РБ участвуют более 3000 российских предприятий в самой республике и более 50 регионов в целом. Комиссии и встречи по развитию пространственных связей проходят достаточно регулярно и своими итогами декларируют приверженность интеграционным курсам. Например, по результатам Второго форума регионов России и Беларуси, состоявшегося в сентябре 2015 года было определено, что сотрудничество в торгово-экономической и социальной сферах будет продолжаться; были выдвинуты идеи о том, что основой для развития ЕАЭС должно стать именно ядро Россия - Беларусь. В ходе Форума регионов были подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами Камчатского края, Белгородской, Пензенской, Сахалинской, Тюменской областями и Правительством Республики Беларусь. Многообразие подобных мероприятий, проводимых в форме конференций, круглых столов, симпозиумов и т.д., подтверждает нацеленность на формирование единого политического, экономического, инновационного,
таможенного, валютного, юридического пространства.
Развитие интеграционных процессов позволяет формировать новый полюс блоковых объединений. Опыт построения общего государства России и Беларуси позволяет вывести на качественно новый уровень взаимодействие в рамках ЕАЭС. В условиях глобальной международной напряженности это способствует развитию многоцентричного мира на территории бывшего СССР с учетом опыта функционирования советского государства и соблюдению баланса интересов для обеспечения демократического пути развития на евроазиатском континенте.
Межрегиональные коммуникации Союзного государства: институциональные основы и текущее состояние. Одновременно взаимовыгодное сотрудничество уже не ограничивается только товарообменными операциями. Активно развивается промышленная кооперация, в том числе и в инновационном сегменте [4]. В частности, создаются совместные сборочные производства, что, в свою очередь, способствует созданию объектов сопутствующей инфраструктуры и обеспечивает занятость населения. Подобные проекты предполагается реализовать в середине 2016 года в Башкирии (сбор комбайнов), с Ярославской областью (комплектующие для сбора двигателей). При кооперации формируется территориально распределенное образование, которое делит не только затраты, но также и осуществляет НИОКР. Программы сотрудничества затрагивают преимущественно высокотехнологичные отрасли (Программа «Исследования и разработка высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства» («СКИФ-НЕДРА») 2015-2018 годы, Программа «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ») 2013-2017 годы, Программа «Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах-участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения», Программа «Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах-участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения») и попытки начать сотрудничество с отрасли сельского хозяйства (Программа «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» («Картофель и топинамбур») 2013-2016 годы).
Основой межрегиональных связей составляют два нормативно-правовых акта: Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [5] и Постановление Совета Министров Республики Беларусь Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 183 (с изменениями от 22.06.2015 г.) «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» [6]. В настоящее время на региональном уровне заключено и действует более 260 соглашений и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве, а также программ по развитию сотрудничества. Примером может служить соглашение о разработке методов переработки моторных масел с КАМАЗ в городе Гродно. Данные документы ограничивают взаимодействие между регионами, когда каждая программа должна согласовываться и проходить утверждение в национальном правительстве. Это снижает оперативность принятия решения, возможности 10
по диверсификации деятельности отдельных органов и регионов и формирует диспропорцию по региональной интеграции двух государств. В качестве решения проблемы можно предложить законодательное закрепление реализации любой региональной программы без утверждения Правительством. Это полностью соответствовало бы положениям Конституции, где сказано, что субъекты могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность самостоятельно.
Не подлежит сомнению, что дальнейшее развитие торгово-экономическое сотрудничества, особенно в инновационно-технологическом секторе, немыслимо без совместного совершенствования транспортной системы, а также наращивания взаимодействия в области связи и массовых коммуникаций [7]. Из общего бюджета Союзного государства (6,6 млрд. руб.) на сферу транспорта, связи и информатики будет направлено 685 млн. руб., информационное обеспечение -694 млн. руб. [8].
Пассажирский транспорт. В Беларуси сферу пассажирского транспорта регулирует Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» [9]. В большинстве регионов страны функции оператора транспортной системы были переданы местными властями государственным транспортным предприятиям. Представляется, что практика регулирования рынка одним из его участников противоречит не только транспортному, но и антимонопольному законодательству. Помимо юридического закрепления статуса оператора автомобильных перевозок пассажиров и необходимости его работы на договорной основе, важно совершенствовать и организационно-экономические условия его деятельности, в том числе в области регулирования спроса и предложения на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта [10].
В Российской Федерации пассажирский транспорт с государственным участием составляет порядка 65% всех пассажирских перевозок. Для частного сектора экономики преимущественного остаются рынки частного извоза - такси, маршрутные такси. Однако значительная часть перевозчиков снижают свою долю в связи со значительным удорожанием технического обслуживания и решением властей ряда регионов о сокращении количества предполагаемых маршрутов. Проведенный авторами анализ показал, что темпы роста пассажироперевозок имеют тенденцию к снижению в 2014-2015 годах в связи с общим финансово-экономическим кризисом (табл. 1).
Таблица 1 - Участие частных перевозчиков в пассажирском обороте (темпы роста, %) (по данным ЕБРР)
2014 год 2015 год Динамика
Могилевская область 3,9 1,2 -2,7
Брянская область 1,4 -2,6 -5,0
Смоленская область 3,4 -1,5 -4,9
Гомельская область 2,2 0,5 -1,7
Анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что каждый из регионов, который стремится развивать сферу пассажирского транспорта и сотрудничает в этой сфере с другими территориальными единицами, имеет своей целью не только развитие внутреннего пассажирского транспорта, но также и на организацию транзитных маршрутов для перевозчиков других регионов. С данной точки зрения транспортные программы следует объединять по меньшей мере в пограничных регионах. На текущем этапе регионального сотрудничества акцент сделан преимущественно на технологическое сотрудничество - закупки средств пассажироперевозок без согласования показателей эффективности транспортных программ [11].
Отсутствие внимание к повышению эффективности регулирования пассажирского транспорта приводит к возрастанию убыточности организаций, снижению доступности пассажирского транспорта и, как
результат, отсутствию конкуренция со стороны частного сектора. Транспортные программы развиваются в Курской, Волгоградской и Смоленской областях между Гомельской и Могилевской областями. Общие параметры сравнения пассажирского транспорта приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Стратегические формы развития пассажирского транспорта
комплексы, так и повышение возможностей для скоростного обмена и доставки пассажиров - шоссе, скоростные железнодорожные магистрали, трансгосударственные дороги для связи с Европейским Союзом и Китаем.
Компонент Россия Беларусь
Участие в межгосударственном обмене Более 20 регионов осуществляют закупки пассажирского транспорта Технологический импорт
Конкуренция Зачастую отсутствует Границы допусков поделены между государством и частным сектором
Меры ограничения Административные штрафы Конфискация транспортного средства, административное наказание
Возможность государственно-частного партнерства Осуществля-ется в незначительной мере Действует в структурах частного извоза и междугороднего транспорта
Регионы сотрудничества Сфера сотрудничества
Санкт-Петербург (СПб ГУП «Пассажиравтотранс» -Минская область (МАЗ) Поставка автобусов для городских маршрутов (более 200 машин в 2013-2015 гг.)
Минская область (МАЗ) -Татарстан (мэрия г. Казани) Закупка и участие в тендере на покупку 50 автобусов в 20142015 гг.)
Минская область (МАЗ) - Волгоградская область (ОАО «АК-1732») Закупка партии автобусов в 15 штук в 2015 году (несмотря на наличие собственного автобусного завода)
Мурманская область (МУП «Электротранспорт») -Минская область (МАЗ) Поставка 40 автобусов в 2014 году
Курганская область (ОАО «КАВЗ») - Гомельская область (региональное министерство образования) Покупка 10 автобусов для сельских жителей
Как показывает анализ, развитие межрегиональных связей возможно в двух ключевых состояниях: поставки комплектующих для отрасли пассажирского транспорта и формирование среды, которая будет в значительной мере способствовать повышению качества услуг. Неразработанной остается сфера пассажирских перевозок. Емкость рынка вполне может быть увеличена со стороны приграничных регионов в отношении регулярных пассажирских перевозок на территории обоих регионов. Но в настоящее время развивается преимущественно передача комплектующих и готовых сборок (табл. 3). Текущее состояние пространственного распределения взаимодействия регионов РФ и РБ в отношении транспортной системы визуализировано на рис. 1.
Таблица 3 - Региональное сотрудничество в области поставок средств пассажирского транспорта
Отдельным аспектом сотрудничества остается возможность распределения логистической нагрузки транспорта на общее межрегиональное сотрудничество. По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), сложившиеся связи позволяют говорить о формировании качественного нового региона с точки зрения социально-экономической составляющей - БРУП (белорусско-российско-украинское пограничье). В связи со сложными условиями развития сотрудничества с Украиной все задействованные проекты по развитию БРУП следует направить на разработку предложений по обеспечению связности транспортного типа между Россией и Беларусью. В этой связи необходимо сосредоточиться на равномерном распределении транспортным потоков, а именно - совершенствовании логистической сети. Сюда могут входить как совместные пассажирские
Рисунок 1 - Пространственное распределение сотрудничества в транспортной сфере
Для Республики Беларусь рекомендуется исследовать опыт по развитию частного сектора в сфере частного извоза и информатизации данного участка деятельности. Для Российской Федерации будет крайне актуально следовать развитию государственного сектора пассажирских перевозок, а также упорядочиванию системы разрешительного типа для частных перевозчиков. В рамках Союзного государства перевозчикам необходимо обеспечить возможность строить маршруты по территориям обоих государств беспрепятственно, а также допустить возможность допуска частного капитала для формирования концессий и государственно-частного партнерства.
В секторе общего транспортного потока и оптимизации нагрузки на дорожную сеть целесообразно использовать транспортные сети в режиме совместной эксплуатации, выстраивая единые программы развития логистических сетей, общей структуры мониторинга и проверки экспортных грузов в обе страны. В целях обеспечения подобной связности необходима разработка совместных программ в Брянской и Могилевской областях и Гомельской - Смоленской областях.
Связь и массовые коммуникации. Исследуя проблему связи, стоит отметить возможность коммуникации как внутри страны, так и за ее пределами. В Российской Федерации проникновение мобильного интернета составляет порядка 67% всей территории страны в формате 3G, 22% в формате LTE и порядка 90% всей территории покрывается голосовыми услугами второго поколения. В Республике Беларусь при примерно одинаковом проникновении в 120-140% в сегменте мобильной связи, доступность сетей 3 и 4 поколения не является достаточным (54 и 1,2% соответственно).
В качестве ведущего направления сотрудничества можно обозначить взаимодействие между Минское областью, где расположены основные предприятия высокотехнологичного производства, и Москвой [12]. Современными торгово-экономическими условиями продиктована важность сотрудничества ФГУП «Космическая связь» и ФГУП «Главный радиочастотный центр» с минским РПУП «Завод точной электромеханики» (в рамках унификации спутникового вещания и навигационного оборудования), ЗАО «Монокристалл» (Ставропольский край) с Минским часовым заводом и рядом предприятий Гомельской и Брестской области (поставка искусственных пластины сапфира). Отдельные провайдеры Могилевский и Витебской областей закупают траффик у ОАО «Ростелеком» и ОАО «Транстелеком». В Постановлении Правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
от 16 ноября 2015 года [13] указано, что преференции для белорусских предприятий предоставляются как для членов ЕАЭС. Участие белорусских предприятий ИТ-комплекса (Минская область) видится в необходимости развития Интернет-соединений между регионами страны, в частности - обеспечения сетевой связности между северными регионами (Красноярский край, Камчатка, Республика Саха).
Таблица 4 - Взаимодействие регионов России и Республики Беларусь в сфере связи
В ключевых параметрах по обеспечению связью, в межрегиональном сотрудничестве проявляется явный дисбаланс - на территории РБ вещают более 20 российских телеканалов без региональных вставок, на территории РФ, особенно в приграничных территориях, подобной ситуации не наблюдается. В целом ситуацию по сотрудничеству РФ и РБ в сфере связи и массовых коммуникаций характеризует рис. 2.
Рисунок 2 - Пространственное распределение сотрудничества в сфере связи и массовых коммуникаций
В качестве меры по развитию межрегионального сотрудничества можно предложить подписание соглашения о трансграничном переносе данных и расширению покрытия сетей сотовой связи без роуминга на территории обоих государств. Это позволит найти дополнительные инвестиционные средства на информатизацию всей территории Беларуси [14]. Следует предоставить возможность закупки интернет-каналов между компаниями-провайдерами обоих государств без ограничений, заключить пиринговые соглашения о роуминге или отсутствия такового в сфере мобильной связи. Предприятия минского высокотехнологичного сектора могут стать новым центром инновационных разработок по типу Сколково. Это доказывается наличием реализованных примеров сотрудничества разработчиков программного продукта и успешность оценки рынком их трудов (мессенджер ^Ъег (лаборатория разработки в Минске), технология работы с дополненной реальностью по распознаванию лиц - MSQRD). Потенциал РБ позволяет и в дальнейшем создавать конкурентоспособные продукты, но необходим более широкий доступ к технологиям, которые и может обеспечить строительство инновационных промышленных комплексов, технополисов, техно-
парков [15]. Для либерализации доступа информационных ресурсов в пределах Союзного государства необходимо ускорить внедрение постановления Правительства от 16.11.2015 г. № 1236 о запрете закупки зарубежного программного обеспечения при условии наличия отечественных аналогов. Исходя из анализа сотрудничества РФ и РБ в сфере связи и массовых коммуникаций, для разработчиков из Беларуси рекомендуется сделать исключение и приравнять их к отечественным.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Из данных исследования видно, что во всех проанализированных сферах сотрудничества присутствует и своеобразный сдерживающий фактор. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, лидером по количеству и общему объему инвестиций остается Российская Федерация. Более 80% инвестиционных средств и 40% экспорта приходится на Россию [16]. При этом ВВП отдельного региона РБ примерно в 2-2,5 раза меньше аналогичного показателя субъекта РФ.
Значительным препятствием для выравнивания обозначенного положения являются депопуляционные процессы, затронули все области, в том числе по причине приближенности к столичным агломерациям. В основном эти процессы затрудняют развитие трансграничного сотрудничества, а также осложняют построение связных цепочек логистического характера внутри стран Союзного государства. Следовательно, неразвитость инфраструктуры затрудняет возможности коммуникации и ослабляет культурные и иные неформальные связи. Грамотная и продуманная реализация проектов, нацеленных на достижение большей связанности регионов, будет способствовать развитию инновационной, производственной, социальной инфраструктуры, и, как результат, повышению инвестиционной привлекательности регионов обоих государств [17]. Другой проблемой, затрудняющей дальнейшее расширение связей, является ограничение законодательной базы. В рамках межрегионального сотрудничества все проекты подписываются на уровне правительств государств, самостоятельность административно-территориальных единиц в этом плане значительно ограничена [18].
Возможности для развития кооперативных связей в межрегиональной сфере в рамках Союзного государства обеспечиваются сложившимися экономическими соглашениями между регионами Российской Федерации и Республикой Беларусь. Для расширения интеграционных процессов необходимо рассматривать оба государства не только как двух близких партнеров, но и как единое территориальное образование с соответствующими каналами коммуникации между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности. Как показывает таблица 5, основное сотрудничество идет с приграничными районами, регионами ЦФО и ПФО. Рекомендуется расширение географии сотрудничества на ЮФО, СЗФО и в дальнейшем на Сибирь и Дальний Восток.
Таблица 5 - Регионы РФ и РБ, в наибольшей степени задействованные в сотрудничестве стран
Отрасль Российская Федерация Республика Беларусь
Пассажирский транспорт Ленинградская область Республика Татарстан Волгоградская область Мурманская область Курганская область Минская область Гомельская область
Связь Московская область Ставропольский край Камчатский край Республика Саха Красноярский край Минская область Могилевская область
Региональные программы, которые действуют в 80 регионах Российской Федерации и 6 из 6 областей Республики Беларусь позволяют выделить ряд регионов, которых можно разделить на 3 группы:
Региональное направление взаимодействия Отрасль и структура связи Тип связи
Минская область -Московская область Координация спутникового вещания и частотного спектра действующий
Могилевская область -г. Москва Создание единого центра спутниковых технологий действующий
Ставропольский край -Минская область Закупки искусственного сапфира действующий
Минская область -Камчатский край, Республика Саха, Красноярский край Разработка систем повышения информационной доступности в регионах Сибири и Крайнего Севера потенциальный
1. Интенсивное взаимодействие - Гомельская, Могилевская, Витебская области - Белгородская, Брянская, Орловская, Курская, Саратовская, Смоленская области;
2. Эпизодическое сотрудничество - Могилевская, Гомельская, Минская, Гродненская области - Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Адыгея;
3. Отдельные случаи сотрудничества с остальными регионами.
Помимо расширения региональных программ взаимодействия в сферах народного хозяйства рекомендуется сосредоточить внимание на увеличении допуска товаров и услуг на внутренний рынок (главным образом, приграничных регионов). Формирование новых принципов сотрудничества, при которых не требуется регистрация юридического лица принимающей стороны, граждане Беларуси выводятся из-под действия закона об иностранных гражданах, передача полномочий по заключению торгово-экономических соглашений будет способствовать сокращению связей через центральные каналы коммуникации и переходу на формат многосторонних прямых связей (p2p). Предложенные в данной статье меры позволят постепенно преодолевать географическую ограниченность контактов, Беларусь сможет выйти на сотрудничество на более высокий уровень со всеми округами Российской Федерации. Кроме того, развитие кооперации между регионами позволит наладить поставки по ряду наименований продукции, которые находятся в санкционных списках и требуют разработки программ импортозамещения, особенно в части высокотехнологичной продукции [19] [20].
Результатом подобных действий в экономической сфере будет являться увеличение товарооборота, привлечение инвестиционных средств для обоих стран, а также возможности ускоренного инновационного развития при повышении общей устойчивости государства. Для Республики Беларусь крайне своевременными могут стать опыт создания технопарков и инновационных проектов в структурах инноградов, а также возможностей информатизации и программ обеспечения доступа населения к технологиям связи и внедрению процессов автоматизации управления государственными органами власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беларусь - Россия: сотрудничество регионов: информ.-интеграц. проект / сост. Б.Л. Залесский, Е.А. Коровкин, М.Е. Коровкина. Минск: БЕЛТА. 2010. 320 с.
2. Соколов М.С. Государственная поддержка промышленности в условиях членства России в ВТО // Актуальные проблемы реализации государственной промышленной политики в России и за рубежом: сборник тезисов, докладов и статей. 2015. С. 147-152.
3. Головлева Е.Л., Мухаев Р.Т., Мрочко Л.В. Современные коммуникативные пространства. Механизмы распознавания и конструирования. Монография. М. 2011. 145 с.
4. Струк А.Ю., Абрамов Р.А. Стимулирование инновационного развития реального сектора экономики как составная часть промышленной политики РФ // Актуальные проблемы реализации государственной промышленной политики в России и за рубежом: сборник тезисов, докладов и статей. 2015. С. 152-156.
5. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь Республики Беларусь от 24.02.2012 № 183 (ред. от 22.06.2015) «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений
Совета Министров Республики Беларусь»
7. Абрамов Р.А. Проблемы функционирования инновационного развития муниципальных образований // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-8. С. 1378-1381.
8. О бюджете Союзного государства на 2016 год // Финансы. 2016. № 3. С. 64.
9. Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З (ред. от 10.01.2015) «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»
10. Блохин В.Н. Состояние социально-экономической динамики сельских территорий российско-белорусского приграничья. Часть ii // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсиэта iмя Янш Купалы. Серыя 5: Эканомша. Сацыялопя. Бiялогiя. 2016. Т. 6. № 1. С. 103110.
11. Абрамов Р.А., Деев А.А., Соколов М.А. Практические аспекты реализации государственной промышленной политики России. М. 2015. 244 с.
12. Гаврилина Н.Е. Возможные пути и перспективы стратегического союза России и республики Беларусь // Проблемы управления (Минск). 2016. № 2(59). С. 107110.
13. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
14. Abramov R.A. Management Functions of Integrative Formations of Differentiated Nature // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Vol. 12, pp. 991-997.
15. Деев А.А. Разработка и кооперация межгосударственных приоритетов в инновационной сфере государств-участников СНГ // Плехановский научный бюллетень. 2014. № 2(6). С. 111-131.
16. Абрамов Р.А. Особенности организации венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 20 (53). С. 26-32.
17. Абрамов Р.А. Региональная промышленная политика в структуре устойчивого функционирования территории // Политика и общество. 2015. № 3. С. 345-353.
18. Абрамов Р.А. Теоретические подходы к диверсификации экономических систем // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 28 (157). С. 37-42.
19. Соколов М.С. Проблемы импортозамещения в условиях кризисных проявлений в российской экономике // Устойчивое развитие российской экономики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 89-94.
20. Абрамов Р.А., Воронов А.С. Создание единой системы импортозамещения на региональном уровне // Устойчивое развитие российской экономики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 6-10.
Выполнено в рамках проекта - Грантового соглашения (Договор) №16-27-01001/16от 30.05.2016г. в РГНФ. Конкурс: Международный конкурс РГНФ -Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 года. «Разработка Концепции стратегического развития межстрано-вой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».