Научная статья на тему 'Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства'

Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / INTEGRATION / INTERREGIONAL COOPERATION / SPATIAL CONTACTS / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL SPHERE / REGIONS' DEVELOPMENT GAP / UNION STATE / RUSSIA / REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович, Стрельченко Сергей Георгиевич, Деревянко Светлана Вячеславовна

В статье рассматриваются аспекты развития межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сферах торговли, инвестиций, производственной кооперации, образования, науки, культуры, медицины и туризма в контексте построения единого экономического пространства. Исходя из анализа опыта субъектов РФ и областей Республики Беларусь, выделяются основные проблемы подобного сотрудничества. В частности, показано, что в рамках Союзного государства контакты и расширение сотрудничества среди регионов сопряжены с трудностями федеративного и унитарного устройства государств, что обуславливает необходимость повышения роли наднациональных институтов и механизмов в определении межрегиональной политики. Определено, что существующие связи имеют широкую географическую распространенность. Выявленные перспективы развития межрегионального сотрудничества могут быть использованы в работе законодательных и исполнительных органов Союзного государства, в деятельности региональных властных структур обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович, Стрельченко Сергей Георгиевич, Деревянко Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COOPERATION WITHIN INTEGRATION PROCESSES IN THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

The article deals with interregional cooperation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the spheres of trade, investment, industrial cooperation, education, science, culture, medicine and travel industry as a part of forming of The Eurasian Economic Space. Basing of the analysis of Russian and Belarusian regions’ experience the authors reveal the main problems of such cooperation. For example, it is shown that the major obstacle to making contacts between regions of the Union State is imperfection of federative and unitary structure, so there’s a need to enhance the role of supranational institutions and mechanisms for determining the interregional policy. It is proved that current contacts are geographically diversified. The authors give their recommendations to develop foundations for cooperation in innovative sector of economy. Identified prospects of development of interregional cooperation can be applied to the activities of legislative and executive authorities of the Union State as well as governmental bodies of Russian and Belarusian regions for maximizing their investment potential.

Текст научной работы на тему «Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства»

Пространственная Экономика 2016. № 4. С. 153-173

УДК 332.135

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Р.А. Абрамов, С.Г. Стрельченко, С.В. Деревянко

Абрамов Руслан Агарунович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», пер. Стремянный, 36, Москва, Россия, 115093. E-mail: oef08@mail.ru.

Стрельченко Сергей Георгиевич - кандидат экономических наук, ответственный секретарь. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, ул. Мясницкая, 47, Москва, Россия, 101000; доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», пер. Стремянный, 36, Москва, Россия, 115093. E-mail: rea.gov@gmail.com.

Деревянко Светлана Вячеславовна - аспирант, ассистент кафедры государственного и муниципального управления. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», пер. Стремянный, 36, Москва, Россия, 115093. E-mail: derevyankos@gmail.com.

В статье рассматриваются аспекты развития межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сферах торговли, инвестиций, производственной кооперации, образования, науки, культуры, медицины и туризма в контексте построения единого экономического пространства. Исходя из анализа опыта субъектов РФ и областей Республики Беларусь, выделяются основные проблемы подобного сотрудничества. В частности, показано, что в рамках Союзного государства контакты и расширение сотрудничества среди регионов сопряжены с трудностями федеративного и унитарного устройства государств, что обуславливает необходимость повышения роли наднациональных институтов и механизмов в определении межрегиональной политики. Определено, что существующие связи имеют широкую географическую распространенность. Выявленные перспективы развития межрегионального сотрудничества могут быть использованы в работе законодательных и исполнительных органов Союзного государства, в деятельности региональных властных структур обеих стран.

Интеграция, межрегиональное сотрудничество, пространственные связи, региональная экономика, социальная сфера, дифференциация регионов, Союзное государство, Россия, Республика Беларусь.

DOI: 10.14530/se.2016.4.153-173

© Абрамов Р.А., Стрельченко С.Г, Деревянко С.В., 2016

Выполнено в рамках проекта - Грантового соглашения (договора) № 16-27-01001/16 от 30.05.2016 г в РГНФ. Международный конкурс РГНФ - Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 г. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».

ВВЕДЕНИЕ

Развитие союзнических отношений и стратегическое партнерство России и Беларуси обусловлены их географической и культурно-исторической близостью, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских компаний.

Экономическая политика обеих стран протекает в режиме существования двух наднациональных образований: Евразийского экономического союза и декларируемого Союзного государства. Потенциал Союзного государства на практике используется для роста внутреннего валового продукта, устойчивого развития промышленного и сельскохозяйственного производства, наращивания товарных потоков и инвестиций и обеспечения стабильного платежного баланса обеих стран.

Важность межрегионального сотрудничества подтверждается рядом научных теорий, таких как теория абсолютных и относительных преимуществ, классические теории размещения, теории пространственного развития, экономико-географические теории, теории конкурентных преимуществ отдельных территорий и др.

Под понятием «межрегиональное сотрудничество» в рамках данного исследования понимается принятый в Совете Европы термин «межтерриториальное сотрудничество», который на основании Протокола № 2 к Мад-ридской конвенции от 5 мая 1998 г. имеет общепринятое нормативно закрепленное определение: «любое совместное действие, предназначенное устанавливать отношения между территориальными сообществами и властями двух и более договаривающихся сторон (кроме отношений приграничного сотрудничества соседних сообществ)» [19, с. 1]. Развитие межрегиональных отношений способствует самосохранению крупной экономической системы, усиливает интеграционные процессы и формирует экономические предпосылки для образования единого экономического, а затем и политического пространства.

По мнению некоторых исследователей [7; 10], интеграция регионов может быть функциональной, если решаются общие проблемы и выполняются определенные функции национальными регулирующими инструментами в общем формате программ. Кроме того, развитие интеграции может происходить с использованием наднациональных регулирующих институтов и механизмов, предполагающих формирование единых экономических программ. Возможна и комбинация данных вариантов в различных сочетаниях.

Как любая сложная система, Союзное государство состоит из большого числа взаимосвязанных объектов. Сотрудничество белорусских и российских регионов относится к приоритетным направлениям белорусско-рос-

сийского взаимодействия и служит фундаментом торгово-экономических, научно-технических и социально-культурных отношений. При этом чрезвычайно сложной задачей является согласование решений каждого из объектов в отдельности с оптимумом для Союзного государства в целом.

Таким образом, задачей данного исследования является выявление необходимости применения наднациональных институтов и механизмов для повышения результативности межрегионального сотрудничества и достижения большего эффекта интеграции России и Беларуси.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

К основным формам белорусско-российского межрегионального сотрудничества относятся торговля, производственная кооперация и инвестиционное сотрудничество. Эти формы экономических связей оказывают наибольшее влияние на региональное развитие.

В товарно-экономическом обмене и отношениях с Республикой Беларусь участвуют более 3 тыс. российских предприятий в самой республике и более 50 регионов. Российская Федерация остается основным торговым партнером Республики Беларусь. Республика Беларусь, в свою очередь, также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Объемы взаимной торговли товарами государств -членов Евразийского экономического союза за январь - май 2016 г

Страна Млн долл. США В % к январю -маю 2015 Удельный вес в объеме, %

ЕАЭС, всего 15 289,4 82,1 100,0

Армения - Беларусь 11,2 77,7 0,07

Армения - Казахстан 1,9 60,1 0,01

Армения - Кыргызстан 0,1 67,7 0,00

Армения - Россия 453,8 92,7 2,97

Беларусь - Казахстан 128,4 54,3 0,84

Беларусь - Кыргызстан 13,4 77,4 0,09

Беларусь - Россия 9482,9 90,8 62,02

Казахстан - Кыргызстан 165,4 47,5 1,08

Казахстан - Россия 4582,0 71,2 29,97

Кыргызстан - Россия 450,3 69,8 2,95

Источник: [5].

По данным МИД Республики Беларусь, ведущие позиции во взаимной торговле с Республикой Беларусь занимают регионы (субъекты РФ) Центрального, Уральского, Приволжского и Северо-Западного федеральных

ПЭ Р.А. Абрамов, С.Г. Стрельченко, С.В. Деревянко

№ 4 2016

округов. На долю этих четырех федеральных округов приходится 91,5% белорусско-российского товарооборота (табл. 2).

Таблица 2

Данные о товарообороте Республики Беларусь по федеральным округам Российской Федерации

Федеральный округ Млн долл., в текущих ценах 2014 / 2013,% Удельный вес в общем объеме, %

2013 2014 2013 2014

Российская Федерация 39 742,4 37 371,2 94,0 100,0 100,0

Центральный 20 013,7 19 033,3 95,1 50,4 50,9

Северо-Западный 4048,7 3900,7 96,3 10,2 10,4

Южный 1053,1 1007,7 95,7 2,6 2,7

Северо-Кавказский 379,5 266,2 70,1 1,0 0,7

Приволжский 5196,6 4329,9 83,3 13,1 11,6

Уральский 7107,9 6676,2 93,9 17,9 17,9

Сибирский 1145,3 978,6 85,4 2,9 2,6

Дальневосточный 116,5 64,4 55,3 0,3 0,2

Источник: составлено автором на основе данных [3].

Наиболее плодотворно Беларусь взаимодействует с Москвой и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Оренбургской, Брянской, Нижегородской, Калужской областями, Республикой Татарстан. Объем внешней торговли с этими регионами превышает 70% белорусско-российского товарооборота (табл. 3).

Среди основных товарных позиций и групп экспорта в Россию можно выделить молоко и молочные продукты, мясо и субпродукты, нефтепродукты, автомобили грузовые, мебель и ее части, тракторы и седельные тягачи. Основными товарными позициями и группами импорта из России являются нефть, природный газ, автомобили легковые, нефтепродукты, отходы и лом черных металлов, прокат плоский из нелегированной стали. В экспорте и импорте услуг основные позиции занимают строительные и транспортные услуги [11].

Стремясь к достижению целей Союзного государства, страны-участники развивают инвестиционное сотрудничество в таких отраслях экономики, как тяжелое машиностроение, электроника и электронное машиностроение, высокие технологии, туристская деятельность и транспорт, акцентируя внимание на приоритетах импортозамещения.

Анализ величины индекса взаимных прямых инвестиций (ИВПИ), рассчитанного экспертами Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), показывает, что у России и Беларуси наблюдается достаточно тесное инвестиционное взаимодействие среди пар в регионе ЕАЭС (табл. 4).

Таблица 3

Распределение экспорта и импорта Беларуси по некоторым регионам России в 2014 г.

Регион Экспорт, млн долл. Удельный вес в общем объеме Импорт, млн долл. Удельный вес в общем объ-

экспорта, % еме импорта, %

Российская Федерация 15 181 100,0 22 190,2 100,0

Центральный федеральный округ 9526,3 62,8 9507,0 42,8

г. Москва 2864,3 18,9 1618,5 7,3

Московская область 3354,7 22,1 2140,7 9,6

Брянская область 590,7 3,9 217,9 1,0

Калужская область 202,5 1,3 321,9 1,5

Смоленская область 1022,3 6,7 3842,4 17,3

Северо-Западный федеральный округ 2170,0 14,3 1730,7 7,8

г. Санкт-Петербург 1269,2 8,4 682,1 3,1

Ленинградская область 247,2 1,6 271,9 1,2

Приволжский федеральный округ 1342,9 8,8 2987,0 13,5

Республика Татарстан 333,6 2,2 834,1 3,8

Нижегородская область 341,5 2,2 238,8 1,1

Оренбургская область 27,5 0,2 515,4 2,3

Уральский федеральный округ 460,1 3,0 6216,1 28,0

Тюменская область 93,2 0,6 5850,4 26,4

Источник: составлено автором на основе данных [3].

Таблица 4

Индекс взаимных прямых инвестиций (ИВПИ) стран ЕАЭС

Страна-лидер по объему ПИИ в инвести- Вторая страна инвестиционной пары Объем взаимных ПИИ в конце 2014 г., ИВПИ, 2013 ИВПИ, 2014

ционной паре млн долл.

Россия Казахстан 11 925 9,26 9,87

Россия Беларусь 8658 8,42 8,22

Казахстан Кыргызстан 672 3,29 3,26

Россия Армения 3048 2,36 2,77

Беларусь Казахстан 79 0,47 0,59

Армения Беларусь 14 0,41 0,42

Россия Кыргызстан 655 0,40 0,36

Беларусь Кыргызстан 5 0,13 0,12

Казахстан Армения 10 0,09 0,07

Источник: составлено автором на основе данных [12].

По состоянию на 1 октября 2015 г. в Беларуси работало более 2,5 тыс. предприятий с участием российского капитала, а в России работало более тысячи организаций с белорусским капиталом.

Среди совместных белорусско-российских предприятий, действующих на белорусском рынке, следует выделить ОАО «Брестгазоаппарат» (г. Брест, производство газовых плит), СООО «МобильныеТелеСистемы» (г. Минск), СООО «Юнимилк-Шклов» (Могилевская область, производство молочных продуктов), СООО «Юнимилк-Пружаны» (Брестская область, производство молочных продуктов), ЗАО «Гранд Экспресс» (Могилевская область, вагоностроение), ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» (Гомельская область, производство нефтепродуктов), СООО «Итерабелстрой» (г. Минск, Минская область, строительство жилья и административных помещений), а также ОАО «БПС-Сбербанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)», ЗАО «Альфа-Банк (Беларусь)» и ОАО «Банк БелВЭБ».

В качестве основного приоритета инвестиционной политики Беларуси в России остается работа по созданию сборочных производств белорусской техники на российских предприятиях.

Следует отметить высокий уровень двустороннего взаимодействия и в сфере строительства. Белорусские строители возводят объекты социального и промышленного назначения в ряде субъектов РФ, в том числе в ключевых регионах-партнерах (Курской, Смоленской, Калужской областях). Проекты инвестиционного взаимодействия в области строительства реализуются с Москвой и Московской областью. В свою очередь, российские строительные компании осуществляют застройку жилья, гостиниц и бизнес-центров в Минске. Крупнейшим значимым совместным инвестиционным проектом является строительство Белорусской АЭС.

Помимо товарообменных и инвестиционных операций, активно развивается промышленная кооперация. В частности, создаются совместные сборочные производства, что, в свою очередь, способствует созданию объектов сопутствующей инфраструктуры и обеспечивает занятость населения. Подобные проекты предполагается реализовать в середине 2016 г. в Башкирии (сбор комбайнов), с Ярославской областью (комплектующие для сборки двигателей). При кооперации формируется территориально распределенное образование, которое делит не только затраты, но также и осуществляет НИОКР. Программы сотрудничества затрагивают преимущественно высокотехнологичные отрасли (программа «Исследования и разработка высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства» («СКИФ-НЕДРА») 2015-2018 гг., программа «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ») 2013-2017 гг., программа «Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах-участниках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения», программа «Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах-участниках Союзного государства те-пловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения») и попытки начать сотрудничество в отрасли сельского хозяйства (программа «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» («Картофель и топинамбур») 2013- 2016 гг.).

Говоря о нормативно-правовой основе межрегиональных связей, следует выделить два правовых акта. Со стороны РФ это Федеральный закон от 04.01.1999 4-ФЗ [14], а со стороны Республики Беларусь - постановление Совета министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 183 [16].

В настоящее время на региональном уровне заключены и действуют более 260 соглашений и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве, а также программ по развитию сотрудничества. Примером может служить соглашение о разработке методов переработки моторных масел с КАМАЗ в городе Гродно. Данные документы ограничивают взаимодействие между регионами, когда каждая программа должна согласовываться и проходить утверждение в национальном правительстве. Это снижает оперативность принятия решений, возможности по диверсификации деятельности отдельных органов и регионов и формирует диспропорцию по региональной интеграции двух государств. Действенным способом стало бы формирование положения, когда любая программа в регионе реализуется без утверждения правительством, что соответствует положениям Конституции РФ, где сказано, что субъекты могут вести внешнеэкономическую деятельность самостоятельно.

Относительно новой формой сотрудничества двух стран является Форум регионов Беларуси и России, в рамках которого формируются потенциальные направления расширения пространственных связей и декларируется приверженность интеграционным курсам. III Форум регионов Беларуси и России прошел 7-8 июня 2016 г. в Минске. Результаты третьего и двух предыдущих форумов подтверждают эффективность выбранной формы взаимодействия регионов Беларуси и России как значимого способа интенсификации сотрудничества между двумя странами, говорится в итоговом документе III Форума регионов Беларуси и России.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Реализации процессов полной интеграции способствует построение и развитие инфраструктуры, в том числе социальной, которая включает в себя

ПЭ Р.А. Абрамов, С.Г. Стрельченко, С.В. Деревянко

№ 4 2016

образование, культуру и здравоохранение. Важность рассмотрения данных сфер подчеркивается тем, что на них выделяется около 15% от общего бюджета Союзного государства (табл. 5).

Таблица 5

Расходы бюджета Союзного государства на 2016 г

Наименование Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

Всего расходов, в том числе: 4 873 200,0 100,0

культура 51 052,2 1,0

наука и образование 629 360,2 12,9

здравоохранение 57 326,2 1,2

Источник: составлено автором на основе данных [8].

Таким образом, значимость расходов на социальную сферу принимается исходным важнейшим принципом развития со стороны органов государственной власти.

В сфере образовательной деятельности интеграция ведется на уровне государственных учебных заведений. При этом отсутствует в полной мере возможность кооперации и пространственного объединения учебных заведений в образовательные кластеры. По данным Министерства образования и науки, каждый год выделяется от 20 до 50 бюджетных мест в вузах Российской Федерации для граждан Республики Беларусь. В частности, из 17 427 граждан, которые по состоянию на 1.01.2016 г. обучаются в России, чуть более 200 имеют стипендию. В Беларуси в 54 учебных заведениях обучается более 2000 россиян. В соответствии с четырехсторонними соглашениями все дипломы и результаты тестирований, а также соответствующие им документы признаются Россией и Беларусью взаимно, однако для поступления в вуз необходимо пройти национальную систему тестирования, что означает выезд или постоянные курсы по удаленным каналам.

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь заметно варьируются правила и условия поступления в случае различных специальностей. Базовым критерием здесь выступает степень важности того или иного направления обучения для страны. Так, упрощен порядок приема для медико-фармацевтических профилей (только ЦТ), предоставлена свобода выбора формата экзамена в случае сельскохозяйственных направлений [1]. Абитуриенту предлагается сдать на выбор или ЦТ, или ЕГЭ. Результаты взаимно не признаются, шкала пересчета и нормативные сроки пересдачи относительно друг друга отсутствуют.

Сотрудничество в региональном аспекте представляется актуальным в трех основных направлениях:

1. Создание сетевого университета, реализующего программу «двойного диплома», при этом содержание учебных программ идентично с включением международного компонента. Реализовано только участие в более вир-туализированном пространстве. Примером является Сетевой университет СНГ, сеть университетов Пограничья и технический консорциум Сетевого университета СНГ. Пространственное распределение данных форм сотрудничества регионов России и Беларуси визуализировано на рисунке 1.

Рис. 1. Пространственное распределение сотрудничества России и Беларуси в сфере образования

Источник: составлено автором на основе данных порталов органов государственной власти субъектов РФ и Республики Беларусь.

2. Формирование на базе высших учебных заведений научно-производственных комплексов. В Российской Федерации подобные комплексы успешно работают, в Республике Беларусь научные исследования имеют тенденцию к разделению на изыскания в учебных заведениях и НИИ. Но даже в реализованных региональных комплексах (Гродненский государственный университет им. Я. Купалы) превалирует уровневое обучение с включением в состав университета колледжей и школ. В России подобные комплексы проектировались и реализовывались в частном образовательном секторе, но не имели значительного распространения.

3. Доступ студентов, а также аспирантов к возможности предоставления квалификационных работ, свободному переводу в учебные заведения и признание всех взаимных программ обучения даже в текущем варианте весьма затруднительны. Поэтому вопрос практического признания промежуточных документов остается открытым.

Существующие контакты в рамках Союзного государства осуществляются путем обмена технологиями и обмена студентами в приграничных регионах (Могилевской, Гомельской, Смоленской и Брянской областях). В рамках установления научных контактов задействованы почти все регионы. Отдельные контакты пытались построить на принципах энтузиазма сотрудники ряда частных учебных заведений. Опыт насчитывает порядка 5-7 начинаний в этой области за период 2010-2016 гг. Так, в 20092010 гг. планировалось подписание документа о программе «двойного диплома» между Международным юридическим институтом (Москва - Волгоград) и Белорусским институтом права (Минск - Могилев). После двух раундов консультаций проект по причине финансовых разногласий был свернут. В 2012 г. между Университетом имени Витте (Москва - Ростов-на-Дону) и Институтом современных знаний (Минск) обсуждался проект создания Сетевого университета. Проект Сетевого университета был заморожен на 5 лет, до 2017 г.

Подобные направления были озвучены и высказывались на совещаниях Министерства образования и науки РФ: сохранение тенденций и более широкая кооперация с развитием сетевых технологий и мобильности студенческой среды, а также открытие филиалов частных учебных заведений РФ в Беларуси [21]. Однако здесь необходимо заметить, что сеть частных вузов и государственных в меньшей степени участвует в проверках соответствия аккредитационным требованиям. За 1,5-2 года активных проверок 677 вузов в России были закрыты или реорганизованы. Необходимо скоординировать применение и содержание обеих экзаменационных процедур и разрешить свободный доступ к поступлению на бюджетной основе обучение в рамках общих контрольных цифр приема. Для открытия частных учебных заведений в Беларуси следует закрепить законодательно возможность работы учебного заведения без открытия специализированного юридического лица. Необходимо отойти от системы квотирования и разрешить свободный перевод по программам магистратуры и аспирантуры, а также дать возможность предоставления диссертационной работы в любой совет по защите диссертаций.

Подобная гармонизация системы государственного управления образованием РФ и Республики Беларусь обеспечит условия, важные для наращивания конструктивного взаимодействия в рассматриваемой сфере и успешной реализации проекта формирования сетевых университетов.

Другая важная составляющая коммуникации Союзного государства на уровне социальных связей - формы культурного сотрудничества, которые в основном реализуются посредством организации совместных мероприятий. В период 2007-2015 гг. заключено более 50 соглашений о развитии культуры (табл. 6).

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ЦЭ

№ 4 2016

Таблица 6

Динамика культурных отношений между регионами России и Беларуси в 2016 г.

Регионы России, проводящие фестивали (с датой фестиваля)

Регионы Беларуси, участвующие в культурном обмене (с датой фестиваля)

Москва, 27.03.2016. III Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Москва верит талантам» (Москва, Россия) (международный детский фестиваль)

Москва - Владимир, 27.03.2016. Поездка на два фестиваля: «Москва верит талантам» (Москва, Россия) и «Вдохновение Золотого кольца» (Владимир, Россия) (фестиваль Союзного государства)

Владимир, 30.03.2016. V Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Вдохновение Золотого кольца» (Владимир, Россия) (фестиваль с международным участием)

Ростов-на-Дону, 1.04.2016. I Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «В гостях у южной столицы» (Ростов-на-Дону, Россия) (40% приглашенных участников - из Республики Беларусь)

Сочи, 2-5.05.2016. XIV Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «На творческом олимпе» (Сочи, Россия) (международный фестиваль)

Новосибирск, 5.05.2016. II Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Сибирское вдохновение» (Новосибирск, Россия) (международный фестиваль)

Минск, 27.03.2016.

II Международный Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Белорусские узоры» (международный фестиваль, 40% участников -из России)

Витебск, 4.05.2016.

III Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «На легендарной сцене» (Витебск, Беларусь) (Славянский фестиваль культуры)

Источник: составлено авторами на основе данных порталов органов государственной власти субъектов РФ и Республики Беларусь.

Со стороны России необходимо проводить мероприятия, которые будут презентовать малоизвестные места, что может стать предпосылкой развития туризма. В общем плане наиболее перспективным является закладывание в бюджеты регионов и Союзного государства средств на проведение совместных выставок и программ культурного обмена, возможна даже координация на межгосударственном уровне. При обеспечении регионов площадями становится возможным распространение программ культурного обмена на большинство регионов обеих стран. Также необходимо квотировать в муниципальных учреждениях культуры места в расписании работы творческих коллективов и включить несколько уроков по изучению культуры России и Беларуси в школьные курсы истории, чтобы сформировать интерес к культуре страны-партнера в течение формирования общекультурной компетенции человека. Основное сотрудничество протекает в приграничных регионах с небольшим участием регионов ЦФО. В основном это Могилевская, Минская и Гомельская области; со стороны России - Брянская, Смоленская, Курская и частично Саратовская области.

Последнее десятилетие характеризуется стремительным развитием медицинского туризма, основной функцией которого является не только экономическая, но и социальная, которая связана с профилактикой, диагностикой и лечением представителей всех возрастных групп населения. Экономическая функция медицинского туризма реализуется через значительный вклад местных, региональных и национальных бюджетов. Развитие индустрии медицинского туризма между регионами России и Беларуси обуславливают несколько факторов. Высокая стоимость медицинского обслуживания в Российской Федерации не покрывается обязательным медицинским страхованием, сроки по «листам ожидания» на ряд диагностических и лечебных процедур длятся по нескольку месяцев. Этим обуславливается высокий спрос на качественное медицинское обслуживание по приемлемым ценам для россиян в Беларуси. В проекте бюджета Союзного государства на 2016 г. предусмотрена возможность финансирования двух дополнительных программ: «Разработка спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника» и «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства».

Всего более 45 тыс. россиян в 2015 г. прибегли к услугам врачей в Беларуси, включая посетителей санаториев (все санатории принимают только по направлениям врачей). По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, структура лечения выглядит следующим образом (рис. 2).

Другое 10%

Рис. 2. Распределение потребления медицинских услуг в Республике Беларусь Источник: составлено автором на основе данных [13].

Наибольшей популярностью пользовались онкологические и стоматологические услуги наравне с хирургическими процедурами. Также отмечается, что помимо граждан России более 5000 иностранцев приехали на лечение в Беларусь. Экспорт медицинских услуг Минска в 2015 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 200 тыс. долл. и составил 10,1 млн долл. США.

По существующим сегментам рынка медицинского туризма можно выделить следующие направления, которые весьма популярны в Беларуси:

1. Диагностика и лечение (в том числе оперативное).

2. Возобновляемое лечение в центрах реабилитации и физиотерапии.

3. Дентал-туризм (предоставление услуг по лечению, протезированию, косметическая стоматология).

4. SPA и Wellness туризм.

5. Бьюти-туризм (в том числе пластическая хирургия).

6. Термальный туризм (санаторно-курортное лечение на минеральных источниках).

7. Бальнеологический туризм.

8. Медицинский туризм для лиц пожилого возраста.

Объединение усилий регионов в отраслях здравоохранения и медицинского туризма позволит к 2020 г. создать новую отрасль - медицинский сервисный туризм, которая существенно повлияет не только на туристический рынок, но и скажется на общем уровне здоровья населения. Инвестиционные потоки здесь направлены на подготовку высококвалифицированных медицинских кадров в ведущих медицинских клиниках, строительство и новейшее оборудование современных клиник. Наиболее активно в Республике Беларусь пользуются услугами докторов из Смоленской, Брянской и Волгоградской областей. Цель основного потока в РФ из Беларуси - покупка лекарств и проведение медицинских операций, которые недоступны из-за технологических ограничений в Беларуси.

Анализируя спрос на общие туристические услуги, следует отметить, что, по данным Национального статистического комитета, численность организованных туристов из Российской Федерации, посетивших Республику Беларусь в 2015 г., составила 70 390 чел. Средняя продолжительность пребывания российских туристов в Республике Беларусь составляет пять дней, что является одним из самых высоких показателей на пространстве СНГ и соответствует уровню туристского обмена между странами Восточной и Центральной Европы. Наиболее динамично развивается сотрудничество Республики Беларусь с городами Москва и Санкт-Петербург, Московской, Смоленской, Ярославской, Брянской, Нижегородской, Саратовской и Тульской областями. Популярностью у российских туристов пользуется отдых в белорусских агроэкоусадьбах. Из общего количества иностранных граждан, посетивших белорусские агроэкоусадьбы, российские туристы составляют более 80%. В обратном направлении за 2015 г. выехало на отдых 533,8 тыс. белорусских граждан, из которых Россию выбрали 64,1 тыс. чел. Наиболее посещаемыми регионами стали Московская и Ленинградская области (табл. 7).

Таблица 7

Тенденции медицинского и туристического сотрудничества регионов России и Беларуси

Регион взаимодействия Проект или программа взаимодействия

Минская область (Институт генетики и цитологии НАН Беларуси) - Москва (Федеральное агентство научных организаций) Цель программы «ДНК-идентификация» - разработка инновационных геногеографи-ческих и геномных технологий для криминалистики и для профилактики социально значимых заболеваний, позволяющих повысить безопасность граждан Союзного государства и противодействовать терроризму

Московская область (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный медицинский исследовательский центр им. П.А. Герцена» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации), Ленинградская область (Федеральное бюджетное учреждение науки «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамза-ева» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), Калужская область (Общество с ограниченной ответственностью «Обнинский научно-исследовательский центр «Прогноз»»), Брянская область (Департамент здравоохранения Брянской области, Государственное автономное учреждение здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр») Противодействие изменению показателей заболеваемости после аварии на Чернобыльской АЭС

Витебская область - Московская область Могилевская область - Саратовская область, Нижегородская область Туризм агроэкологического типа

Минская область - Москва, Ленинградская область Могилевская область - Ярославская область, Саратовская область, Тульская область Медицинский туризм

Минская область - Калининградская область, Башкортостан, Ярославская область, Пензенская область Поддержка наукоемких медицинских производств

Источник: составлено авторами на основе данных порталов органов государственной власти субъектов РФ и Республики Беларусь.

Перспективы более плотного сотрудничества заключаются в необходимости стандартизации целей и процедур медицинского обслуживания с внесением изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 24 января 2006 г. [15], которые могут быть реализованы в предоставлении возможности действия медицинской страховки на территории всего Союзного государства, а также в распространении действия региональных медицинских программ на всех граждан, которые находятся в регионе действия программы, на весь период их пребывания.

ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Однако во всех вышеперечисленных сферах сотрудничества существует также и элемент, который способен ограничить развитие сотрудничества в Союзном государстве. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, лидером по количеству и общему объему инвестиций остается Российская Федерация. Более 80% инвестиционных средств и 40% экспорта приходится на Российскую Федерацию [2]. При этом ВВП отдельного региона Республики Беларусь примерно в 2-2,5 раза меньше аналогичного показателя субъекта РФ.

Первичным фактором затруднения выравнивания обозначенного положения являются депопуляционные процессы, которые затронули все области, в том числе по причине приближенности к столичным агломерациям. В основном эти процессы затрудняют развитие трансграничного сотрудничества, а также осложняют построение связных цепочек логистического характера уже внутри стран Союзного государства. Как следствие неразвитость инфраструктуры затрудняет возможности коммуникации и ослабляет культурные и иные неформальные связи. Необходимо формировать проекты сотрудничества в сфере социальной политики как проекта развития инфраструктуры в контексте достижения большей связности регионов, что будет формировать культурный, информационный и социальный обмен между субъектами Союзного государства. В этой связи необходимо при разработке программ сотрудничества в значительной степени формировать направления сотрудничества с учетом возможных путей развития инфраструктуры.

Возможности для развития кооперативных связей в межрегиональной сфере в рамках Союзного государства обеспечиваются сложившимися экономическими соглашениями между регионами Российской Федерации и Республикой Беларусь. Значительным препятствием для дальнейшего расширения связей является ограничение законодательной базы. В рамках межрегионального сотрудничества все проекты подписываются на уровне правительств государств.

Преобладающей формой сотрудничества между регионами являются поставки сырья или переработанной продукции. При этом культурные связи, социальные проекты и иные объединяющие связи строятся по программам, которые находятся в поле межгосударственного сотрудничества. Для расширения интеграционных процессов необходимо рассматривать оба государства не только как двух близких партнеров, но и как единое территориальное образование с соответственными каналами коммуникации между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности. Как показывает таблица 8, основное сотрудничество идет с приграничными районами, регионами ЦФО и ПФО. Перспективным представляется расширение географии сотрудничества на ЮФО, СЗФО и в дальнейшем на Сибирь и Дальний Восток.

Таблица 8

Регионы, в наибольшей степени задействованные в сотрудничестве России и Республики Беларусь

Отрасль Российская Федерация Республика Беларусь

Образование г. Москва Новосибирская область Свердловская область Калининградская область Воронежская область Смоленская область Минская область Могилевская область Брестская область Гродненская область

Культура г. Москва Московская область Владимирская область Ростовская область Краснодарский край Новосибирская область Минская область Витебская область

Здравоохранение Минская область Брянская область Московская область Калужская область

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Формирование новых принципов сотрудничества, когда для развертывания культурной, социальной или экономической деятельности не требуется регистрации юридического лица принимающей стороны, граждане Беларуси выводятся из-под действия закона об иностранных гражданах, передача полномочий по заключению торгово-экономических соглашений о сотрудничестве и развитию на уровень регионов без ратификации правительством позволит сократить связи через центральные каналы коммуникации и перейти на формат многосторонних прямых связей. Более тесное сотрудничество в сфере экономического развития позволит повысить интерес к социокультурному сектору. Это также позволит постепенно преодолевать географическую ограниченность контактов, Беларусь сможет

выйти на более высокий уровень сотрудничества со всеми округами Российской Федерации. Кроме того, развитие кооперации между регионами позволит наладить поставки по ряду наименований продукции, которые находятся в санкционных списках и требуют разработки программ ипор-тозамещения.

Результатом подобных действий в экономической сфере будет являться увеличение товарооборота, привлечение инвестиционных средств для обеих стран, а также возможности ускоренного инновационного развития. Также повышается общая устойчивость государства. Обмен капиталом и интеллектуальными ресурсами определит возможность непосредственных коммуникаций с представителями культуры, что будет способствовать взаимному обогащению культур. В социально-культурной сфере будет происходить процесс обмена, формирование общего менталитета.

Целесообразно совершенствовать механизмы обмена опытом. Для Республики Беларусь особенно актуальным могут стать: создание технопарков и инновационных проектов в структурах инноградов, информатизация и обеспечение доступа населения к технологиям связи, внедрение процессов автоматизации управления государственными органами власти. Наиболее перспективными сферами для Российской Федерации являются: построение единой нации как носителя суверенитета, развитие туристических комплексов, оптимизация управления государственной собственностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев основные формы межрегионального сотрудничества по разным направлениям в рамках Союзного государства, можно выделить основные общие проблемы:

• множественные центры принятия решений;

• необходимость получения согласия всех заинтересованных государств и регионов, что увеличивает продолжительность процедуры принятия решения;

• длинная цепочка имплементации;

• отсутствие единых исполнительных и контролирующих органов, механизмов.

Данные проблемы обуславливают несравнимо более низкую эффективность существующих межрегиональных форм взаимодействия по урегулированию совместных проблем Союзного государства, нежели в каждом государстве по отдельности. Это несоответствие может быть устранено укреплением наднациональных элементов в межрегиональном регулировании экономики Союзного государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Р.А. Интеграционные механизмы университетов РФ и РБ - форма доступа к современному высшему образованию // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 68-74.

2. Абрамов Р.А. Особенности организации венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 20 (53). С. 26-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Беларусь и Россия. 2015: стат. сб. / Росстат, Белстат. М.: Росстат, 2015. 221 с.

4. Блохин В.Н. Состояние социально-экономической динамики сельских территорий российско-белорусского приграничья. Часть II // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверстта iмя Янк Купалы. Серыя 5: Эканом^. Сацыялот. Бiялогiя. 2016. Т. 6. № 1. С. 103-110.

5. Взаимная торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. Январь - март 2016 года: стат. бюлл. / Евразийская экономическая комиссия. М.: Изд-во ООО «Сам Полиграфист», 2016. 140 с.

6. Деревянко С.В., Абрамов Р.А. Сравнительный анализ коррупционных проявлений в Российской Федерации и Республики Беларусь // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов, докладов, статей международной межвузовской интерактивной онлайн видеоконференции 2 декабря 2014 г. / отв. ред. Р.А. Абрамов. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. 282 с.

7. Зуев В.Н. Методология классификации и оценки форм региональной интеграции // ЕЭИ. № 3 (24). 2014. С. 25-43.

8. Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: http:// www.soyuz.by (дата обращения: сентябрь 2016).

9. Лукин Е.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. 148 с.

10. Межрегиональное сотрудничество как фактор интеграционных процессов России и Республики Беларусь / Т.В. Ускова, С.М. Дедков, Т.Г. Смирнова, Р.Ю. Сели-менков, В.Я. Асанович. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2011. 176 с.

11. Министерство иностранных дел Республики Беларусь. URL: http://mfa.gov.by (дата обращения: октябрь 2016).

12. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2015. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. 54 с.

13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http:// www.belstat.gov.by (дата обращения: октябрь 2016).

14. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 04 января 1999 № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/13347 (дата обращения: сентябрь 2016).

15. О порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь: соглашение от 24 января 2006 г. URL: https://p106.org.ru/images/BEL_SOGL.pdf (дата обращения: сентябрь 2016).

16. Об утверждении «Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу

некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» от 24 февраля 2012 № 183 (с изменениями от 22.06.2015). URL: http://www.pravo.by/main. aspx?guid=3871&p2=5/35331 (дата обращения: сентябрь 2016).

17. Островская А.А., Карнаух А.Н. Основы инновационного развития Союзного государства Россия - Беларусь // Наука третьего тысячелетия: сб. ст. междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2016. С. 120-124.

18. Портал внешнеэкономической информации / Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: октябрь 2016).

19. Протокол № 2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 5 мая 1998 г. URL: http://www. conventions.ru/view_base.php?id=2752 (дата обращения: сентябрь 2016).

20. Самарская Л.Д. Оборонно-экономическое сотрудничество Беларуси и России - важный фактор международной безопасности // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 130-132.

21. Танжарикова А.Ж. Человеческий капитал как фактор экономического развития и формирования «умной» экономики // Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных научных исследований: сб. науч. ст. по итогам меж-дунар. науч.-практ. конф. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента». СПб., 2016. С. 184-187.

22. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: сентябрь 2016).

23. Abramov R.A. Management Functions of Integrative Formations of Differentiated Nature // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Vol. 12. Issue 1. Рp. 991-997. DOI: 10.13005/bbra/1750.

INTERREGIONAL COOPERATION WITHIN INTEGRATION PROCESSES IN THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

R.A. Abramov, S.G. Strelchenko, S.V. Derevyanko

Abramov Ruslan Agarunovich - Doctor of Economics, Professor, Department Head. Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanniy Pereulok, Moscow, Russia, 115093. E-mail: oef08@mail.ru.

Strelchenko Sergey Georgiyevich - PhD in Economics, Executive Secretary. Union State Parliamentary Assembly, 47, Myasnitskaya Street, Moscow, Russia, 101000; Associate Professor. Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanniy Pereulok, Moscow, Russia, 115093. E-mail: rea.gov@gmail.com.

Derevyanko Svetlana Vyacheslavovna - Postgraduate Student, Assistant Lecturer. Plekhanov

The study was supported by the RFH Grant Agreement No. 16-27-01001/16 from 30.05.2016; International competition of 2016 of the Russian Foundation for Humanities and the Belarusian Republican Foundation for Fundamental Research (BRFFR) 'Development of the Concept of strategic development of cross-country integration of the national innovation systems of the Union State of Russia and Belarus till 2030'.

Russian University of Economics, 36, Stremyanniy Pereulok, Moscow, Russia, 115093. E-mail: derevyankos@gmail.com.

The article deals with interregional cooperation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the spheres of trade, investment, industrial cooperation, education, science, culture, medicine and travel industry as a part of forming of The Eurasian Economic Space. Basing of the analysis of Russian and Belarusian regions' experience the authors reveal the main problems of such cooperation. For example, it is shown that the major obstacle to making contacts between regions of the Union State is imperfection of federative and unitary structure, so there's a need to enhance the role of supranational institutions and mechanisms for determining the interregional policy. It is proved that current contacts are geographically diversified. The authors give their recommendations to develop foundations for cooperation in innovative sector of economy. Identified prospects of development of interregional cooperation can be applied to the activities of legislative and executive authorities of the Union State as well as governmental bodies of Russian and Belarusian regions for maximizing their investment potential.

Keywords: integration, interregional cooperation; spatial contacts; regional economy; social sphere, regions' development gap; Union State, Russia, Republic of Belarus.

REFERENCES

1. Abramov R.A. Integration of Russian and Belarusian Universities as a Form of Access to Modern Education. Vyshsee Obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia,

2015, no. 10, pp. 68-74. (In Russian).

2. Abramov R.A. Features of the Organization of Venture Investments into Regional Innovative Projects. Natsionalnye Interesy: Prioritety i Bezopasnost - National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 20 (53), pp. 26-32. (In Russian).

3. Belarus and Russia. 2015: Statistical Collection. Rosstat, Belstat. Moscow, 2015, 221 p. (In Russian).

4. Blokhin V.N. The State of Socio-Economic Dynamics of Rural Territories of the Russian-Belarusian Border. Part II. // Веснк Гродзенскага дзяржаунага утверстэта шя Яню Купалы. Серыя 5: 3rnHOMirn. Сацыялогiя. Бiялогiя, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 103-110. (In Russian).

5. Mutual Trade of Goods. Statistics ofthe Eurasian Economic Union. January - March 2016: Statistical Collection. Eurasian Economic Commission. Moscow, 2016, 140 p. (In Russian).

6. Derevyanko S.V. Abramov R.A. A Comparative Analysis of Corruption in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Organizational and Managerial Mechanisms of Anti-Corruption Activities (Russian and Foreign Experience: Collection of Abstracts, Reports, Articles of International Inter-University Interactive Online Video Conference, December 2, 2014. Edited by R.A. Abramov. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2014, 282 p. (In Russian).

7. Zuev V.N. Methodology of Classification and Measurement of Regional Integration. Evraziyskaya Ekonomicheskaya Integratsiya - Journal of Eurasian Economic Integration, no. 3 (24), 2014, pp. 25-43. (In Russian).

8. Information Analysis Portal of the Union State. Available at: http://www.soyuz.by (accessed September 2016). (In Russian).

9. Lukin E.V. Interregional Economic Cooperation. Status, Problems and Prospects: Monograph. Vologda: Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS,

2016, 148 p. (In Russian).

10. Interregional Cooperation as the Factor of Integration Processes of Russia and Belarus. T.V. Uskova, S.M. Dedkov, T.G. Smimova, R.Yu. Selimenkov, V.Ya. Asanovich. Vologda: Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS, 2011, 176 p. (In Russian).

11. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus. Available at: http://mfa.gov. by (accessed October 2016). (In Russian).

12. Monitoring of Mutual Investments in CIS Countries 2015. Saint Petersburg: Centre for Integration Studies of Eurasian Development Bank, 2015. 54 с. (In Russian).

13. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Available at: http://www. belstat.gov.by (accessed October 2016). (In Russian).

14. On Coordination of International and Foreign Economic Relations of Russian Federation Subject: The Federal Law from 04 January 1999 No. 4-FZ (Edited from 13.07.2015). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/13347 (accessed September 2016). (In Russian).

15. On the Provision of Medical Care to Citizens of the Republic in Health Care Institutions of the Russian Federation and Russian Citizens in the Health Care Institutions of the Republic of Belarus from 24 January 2006. Available at: https://p106.org.ru/images/ BEL_SOGL.pdf (accessed September 2016). (In Russian).

16. On Approval of the Regulations on the Distribution Network of the Belarusian Organizations Abroad, the Classification of Types of Supply of Goods to be Taken into Account in the Implementation of Export Operations, and Annulment of Some Resolutions of Council of Ministers ofthe Republic of Belarus from 24 February 2012 No. 183 (as Amended on 22.06.2015). Available at: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=5/35331 (accessed September 2016). (In Russian).

17. Ostrovskaya А.А., Karnaukh A.N. Basis of Innovative Development of the Union State of Russia and Belarus. Science of the Third Millennium: A Collection of Articles of International Scientific-Practical Conference. Edited by A.A. Sukiasyan. Ufa, 2016, pp. 120-124. (In Russian).

18. Integrated Foreign Economic Information Portal. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://www.ved.gov.ru (accessed October 2016). (In Russian).

19. Protocol No. 2 to the European Outline Convention on Transfrontier Cooperation between Territorial Communities or Authorities Concerning Interterritorial Co-Operation. Available at: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=2752 (accessed September 2016). (In Russian).

20. Samarskaya L.D. Military-Economic Cooperation of Belarus and Russia is an Important Factor in International Security. Problems of Economics, Organization and Management in Russia and the World: Materials of X International Scientific-Practical Conference, 2016, pp. 130-132. (In Russian).

21. Tanzharikova A.Zh. Human Capital as a Factor of Economic Development and Formation of 'Smart Economy'. Science as the Driving Force of Crisis: Innovative Transformations, Priorities and Trends of Development of Fundamental and Applied Scientific Research: Collection of Scientific Articles on the Results ofInternational Scientific-Practical Conference. Saint Petersburg Institute of Project Management. Saint Petersburg, 2016, pp. 184-187. (In Russian).

22. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru (accessed September 2016). (In Russian).

23. Abramov R.A. Management Functions of Integrative Formations of Differentiated Nature. Biosciences Biotechnology Research Asia, 2015, vol. 12, issue 1, pp. 991-997. DOI: 10.13005/bbra/1750.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.