Научная статья на тему 'Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации'

Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / ФОРУМ РЕГИОНОВ / СОВЕТ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лалетина Алла Сергеевна

В статье автором анализируется сотрудничество стран-участниц Союзного государства Беларуси и России на межрегиональном уровне. В основу исследования автором положен сравнительно-правовой анализ правового статуса регионов Республики Беларусь и Российской Федерации. На примере таких форм взаимодействия на межрегиональном уровне, как Форум регионов Беларуси и России и Советы делового сотрудничества автором продемонстрирован иной подход к осуществлению сотрудничества стран в рамках региональных объединений не только на межгосударственном и межведомственном уровне, что позволяет наиболее эффективно использовать потенциал отдельных регионов и имеет важное значение для развития экономики обоих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лалетина Алла Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interregional cooperation of the Republic of Belarus and the Russian Federation

In the article the author analyses cooperation of the countries-participants of the Union State of Belarus and Russia on interregional level. The research based on the comparative legal analysis of the legal status of regions of the Republic of Belarus and the Russian Federation. On the basis of such forms of cooperation at the interregional level, as the Forum of regions of Belarus and Russia and the Council of business cooperation, the author demonstrates a different approach to the implementation of cooperation in the framework of regional organizations not only at the intergovernmental and interdepartmental levels, and this approach allows the most efficient use of the potential of individual regions and is important for development of economy of both States.

Текст научной работы на тему «Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации»

9.2. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лалетина Алла Сергеевна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: laletinaas@gmail.com

Аннотация

В статье автором анализируется сотрудничество стран-участниц Союзного государства Беларуси и России на межрегиональном уровне.

В основу исследования автором положен сравнительно-правовой анализ правового статуса регионов Республики Беларусь и Российской Федерации.

На примере таких форм взаимодействия на межрегиональном уровне, как Форум регионов Беларуси и России и Советы делового сотрудничества автором продемонстрирован иной подход к осуществлению сотрудничества стран в рамках региональных объединений - не только на межгосударственном и межведомственном уровне, что позволяет наиболее эффективно использовать потенциал отдельных регионов и имеет важное значение для развития экономики обоих государств.

Ключевые слова: Россия, Беларусь, форум регионов, совет делового сотрудничество, интеграция, регионализация, правовой статус, города-побратимы, межрегиональное сотрудничество, Союзное государство.

INTERREGIONAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

Laletina Alla Sergeevna, Dr of law. Position: professor. Place of employment: Russina university of Economics named after G.V.Plekhanov. Department: Civil Legal Disciplines chair. E-mail: laletinaas@gmail.com

Annotation

In the article the author analyses cooperation of the countries-participants of the Union State of Belarus and Russia on interregional level.

The research based on the comparative legal analysis of the legal status of regions of the Republic of Belarus and the Russian Federation.

On the basis of such forms of cooperation at the interregional level, as the Forum of regions of Belarus and Russia and the Council of business cooperation, the author demonstrates a different approach to the implementation of cooperation in the framework of regional organizations - not only at the intergovernmental and interdepartmental levels, and this approach allows the most efficient use of the potential of individual regions and is important for development of economy of both States. Keywords: Russia, Belarus, Forum of regions, Council of business cooperation, integration, regionalization, legal status, sister-cities, interregional cooperation, Union State.

Повышение эффективности и дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества, в том числе создание межведомственной российско-белорусской рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству было предусмотрено в рамках реализации приоритетных мероприятий и первоочередных задач дальнейшего

развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 гг.).

В рамках межрегионального взаимодействия заключено свыше 300 соглашений и договоров по торгово-экономическому, культурному и научно-техническому сотрудничеству.

При этом следует выделять сотрудничество между Республикой Беларусь и регионами России, реализуемое в основном в рамках Советов делового сотрудничества (СДС), и прямое сотрудничество между российскими и белорусскими регионами.

Сотрудничество регионов Республики Беларусь и Российской Федерации направлено, прежде всего, на использование имеющегося в регионах производственного потенциала, углубление специализации и кооперации предприятий, совершенствование ранее сложившихся связей.

В последние годы связи между белорусскими и российскими регионами устойчиво развиваются, в настоящее время практически все белорусские и российские регионы взаимодействуют в экономической сфере. Созданные в регионах совместные российско-белорусские предприятия активно работают1.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приграничные регионы Беларуси и России сопоставимы по размеру экономики с некоторыми суверенными государствами. По данным приводимым коллективом исследователей из НИУ ВШЭ их суммарный ВРП по паритету покупательской способности (ППС) в 2011 г. составил 302 млрд долларов США2.

При развитии сотрудничества между российскими и белорусскими регионами необходимо учитывать их различный правовой статус. Если субъекты Российской Федерации имеют высокий уровень автономии в сфере принятия решений, то самостоятельность областей Беларуси по сравнению с ними существенно снижена.

В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь, территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы3. Административно-территориальное деление государства определяется, как указано в данной статье Конституции, законодательством. Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 года №154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»4 содержит в ст. 13 основы правового статуса областей Республики Беларусь, которые, однако, не содержат положений об осуществлении ими каких-либо внешнеэкономических связей. Впрочем, данный Закон содержит норму, указывающую на приоритет международных договоров Республики Беларусь над его положениями.

1 В Санкт-Петербурге сформирована действенная сеть по торговле продукцией белорусских производителей. В Республике Татарстан создано ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», которое через дилеров ООО «Амкодор-Бел» (Казань), ООО НПО «Агротех-сервис» (с. Новотроицкое), ОАО «Татагролизинг» (ст. Высокая Гора) реализует не только тракторы, но и другую белорусскую сельскохозяйственную технику, а также осуществляет их сервисное и гарантийное обслуживание. Интересы ОАО «Амкодор» представляет дилер ООО «Амкодор-Бел».

2 Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины // Евразийская экономическая интеграция. № 4(21). 2013. С. 79.

3 См.: http://president.gov.by/ru/constitution_ru

4 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.

1998. № 19. Ст. 214.

Кроме того, следует напомнить, что Республика Беларусь, как и любое другое современное государство, имеет две ипостаси - публичную и частноправовую5. С частноправовой точки зрения области Беларуси суть субъекты гражданского права, которые согласно норме ст. 2 и п. 1 ст. 124 ГК РБ 1998 г. «...участвуют в гражданских отношениях на равных правах, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений)». Согласно п. 2 ст. 124 ГК РБ области Беларуси пользуются «mutatis mutandis» статусом юридических лиц, а согласно ст. 126 того же акта области не отвечают по обязательствам друг друга (а равно других административно-территориальных единиц), а также по обязательствам Республики Беларусь6.

Согласно п. 3 ст. 45 ГК РБ «.правоспособность государственного органа, а также государственного юридического лица, положение о котором утверждено актом законодательства, возникает с момента вступления в силу акта законодательства, предусматривающего образование (создание) такого органа или юридического лица, если иное не предусмотрено этим актом, и прекращается с момента вступления в силу акта законодательства, предусматривающего упразднение (ликвидацию) такого органа или юридического лица, если этим актом не предусмотрено иное».

«Государственные органы, а также государственные юридические лица, положения о которых утверждены актами законодательства, подлежат включению в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок включения таких органов и юридических лиц в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом особенностей их образования (создания) определяется Правительством Республики Беларусь» 7.

Частноправовой статус областей Беларуси и субъектов России можно было назвать в целом идентичным до 1 января 2016 г., когда в России вступил в юридическую силу Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»8..

Надо отметить, что белорусское законодательство в этой части весьма противоречиво. В частности, в ст. 239 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь речь идет о судебном иммунитете государства, выступающего в качестве суверена. По мнению белорусских исследователей Т.С. Тарановой и Т.А. Прохорчика, «это [правило] следует рассматривать как элемент функционального иммунитета ино-

5 Налетов К.И. Государство и органы местного самоуправления как субъекты гражданского права. Гражданин и право. М.: Новая правовая культура, 2013. № 4. С. 27-41.

6 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2017, 2/2452

7 Там же.

8 СЗ РФ от 9 ноября 2015 г. N 45 ст. 6198. Данный нормативный акт основан на концепции функционального юрисдикционного иммунитета иностранных государств, их органов и организаций, которая соответствует тенденции, сформировавшейся в законодательстве ряда иностранных государств и реализуемой на практике, в том числе в отношении Российской Федерации и её организаций. На этой концепции основана принятая ООН 2 декабря 2004 г. и подписанная Российской Федерацией 1 декабря 2006 г. Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

странного государства, и в то же время оно не согласуется с положением ст. 553 ГПК РБ об абсолютном

9 п

иммунитете иностранного государства» . При этом Беларусь не участвует в международных договорах о юрисдикционном иммунитете, а также не имеет закона о юрисдикционном иммунитете. Таким образом, Республика Беларусь продолжает придерживаться классического советского подхода, который предполагал полное исключение любой собственности иностранного государства из-под действия национального зако-10

нодательства .

В то время как Конституцией России (п. «о» ч. 1 ст. 72) вопросы, связанные с координацией международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также выполнением международных договоров Российской Федерации, являются предметом совместного ведения федерального центра и субъектов федерации, ФЗ от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»11 предоставляет субъектам федерации «.право на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели».

Ст. 2 данного Федерального закона предоставила субъектам РФ «.право на ведение переговоров с иностранными партнерами на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей»12. При этом такие договоры не относятся к категории международных договоров РФ, поскольку «.не могут противоречить федеральным законам, а также договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта Российской Федерации».

СОВЕТЫ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Республикой Беларусь практически со всеми субъектами Российской Федерации были установлены прямые торговые связи, причем около 70 осуществляются в рамках соглашений о сотрудничестве.

На базе этого взаимодействия образуются координирующие органы - Советы делового сотрудничества (СДС), основной задачей которых является содействие развитию сотрудничества в области науки и техники, торговли и экономики, а также в области и культуры, а также содействие расширению гуманитарных и культурных связей между Республикой Беларусь и российскими регионами.

Например, в Нижегородской области в 2005 г. был образован координирующий орган - Совет делового

9 Таранова Т.С. Прохорчик О.А. Иммунитет иностранных государств и международных организаций // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2011. № 6. С. 69-75.

10 Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб.: Россия - Нева, 1993. С. 57.

11 СЗ РФ. № 2. 1999. Ст. 231.

12 О заключении соглашений об осуществлении международ-

ных и внешнеэкономических связей: распоряжение губернатора

Саратовской области от 17 февраля 2009 г. № 61-р // СПС Кон-сультантПлюс.

сотрудничества Нижегородской области и Республики Беларусь. В рамках деятельности Совета совместно разрабатывается и утверждается Программа развития сотрудничества на пятилетний период, которая содержит концепцию взаимодействия в различных сферах, в частности в промышленности и в сельском хозяйстве; формируются ежегодные планы мероприятий по исполнению Программы.

Контроль за их выполнением осуществляется в форме регулярной отчетности. Ранее дважды, а теперь один раз в год поочередно в Нижегородской области и Республике Беларусь проходят заседания СДС, на которых подводятся итоги выполнения Программы, обсуждаются проблемные вопросы, новые направления сотрудничества, вносятся предложения по совершенствованию нормативной правовой базы.

В Тульской области сформированы две рабочие группы, рассматривающие актуальные вопросы сотрудничества Республики Беларусь и Тульской области. Конкретные результаты работы этих структур достигнуты в области развития и модернизации лифтового хозяйства Тульской области. Замена лифтовой инфраструктуры проводилась за счет закупок продукции лифтовых заводов расположенных на территории Могилевской области. В настоящее время на территории Тульской области было создано совместное предприятие по выпуску лифтов. При этом экономия, достигнутая исключительно за счет международного разделения труда, имеет конкретные показатели - 15% от стоимости лифта - стоимость лифта, произведенного на территории Республики Беларусь, составляет 750 тысяч российских рублей, тогда как стоимость лифта собранного на территории указанного совместного предприятия - 620 тыс. рублей13.

14 июня 2000 г. между Правительством Московской области и Правительством Республики Беларусь было подписано Соглашение о научно-техническом, торгово-экономическом и культурном сотрудничестве1 . В соответствии с данным соглашением Московская область и Республика Беларусь пришли к соглашению о том, чтобы «.способствовать созданию условий для установления прямых контактов между хозяйствующими субъектами всех форм собственности; содействовать благоприятным условиям для осуществления взаимопоставок продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления». В соответствии со ст. 9 данного Соглашения была создана Рабочая группа для координации выполнения обязательств его сторон и подготовке рекомендаций по развитию сотрудничества на его основе.

Также стороны договорились содействовать «.созданию коммерческих организаций с иностранными инвестициями, ФПГ, торговых домов и других структур, в том числе с участием третьих лиц».

7 июля 2015 г. было заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Архангельской области о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве.

Ряд российских регионов имеют собственные представительства в Республике Беларусь.

13 Турчинский С.А. О роли российско-белорусских межрегиональных связей в реализации новых перспективных экономических проектов (на примере Тульской области) // Союзное государство. Спецвыпуск № 12 (70/1). 2012. С. 88.

14 Ежедневные новости. Подмосковье. № 113.2011.

Административно-территориальные единицы Республики Беларусь, также развивают сотрудничество с отдельными субъектами Российской Федерации15.

ФОРУМ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

В ходе официального визита Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Республику Беларусь в феврале 2012 г. была озвучена инициатива проведения Форума регионов двух стран, которая нашла поддержку с белорусской стороны. Первый Форум регионов Республики Беларусь и Российской Федерации на тему: «Эффективное развитие агропромышленных комплексов Беларуси и России - важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства» прошел 5-6 июня 2014 г. в г. Минске16. Форум прошел под руководством Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и Председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолия Рубинова. Цель его проведения заключалась «.в содействии расширению прямых контактов между регионами, бизнесменами и организациями двух стран, а также выработке рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для ускоренного развития экономик Беларуси и России в условиях создания Евразийского экономического союза»17.

17-18 сентября 2015 г. в г. Сочи прошел второй форум регионов России и Беларуси, на котором были рассмотрены аспекты сотрудничества России и Беларуси в области интеграционного взаимодействия и межрегионального сотрудничества в области промышленного развития. Президент РФ В.В. Путин и Президент РБ А.Г. Лукашенко приняли участие в форуме. По результатам форума был подписан ряд соглашений между российскими и белорусскими регионами о развитии сотрудничества в различных сферах.

В итоговом документе второго форума регионов России и Беларуси «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты» особо подчеркнуто следующее: «Форум наглядно показал, что сотрудничество регионов Российской Федерации и Республики Беларусь стало одной из фундаментальных основ стратегического партнерства и союзничества между нашими странами, углубления

торгово-экономических, производственных, научно-

~ 18

технических и гуманитарных связей» .

Немаловажное значение для развития промышленного сектора экономики имеют и результаты проведенного в июне 2016 г. третьего форума регионов Беларуси и России (7-8 июня 2016 г., Минск). На пленарном заседании были подписаны три соглашения о научно-техническом, торгово-экономическомси культурном сотрудничестве между Правительством Беларуси и российскими регионами: Хакасией, Пермским краем и Томской областью. Еще два аналогичных договора заключили между собой Гомельская и Влади-

15 Например, Гомельская область заключила долгосрочные торгово-экономические соглашения с 19 регионами России, Брестская область - с 10 регионами, а Минская область - с 37 регионами; городами и районами Гомельской области реализуются 52 соглашения о партнерских и побратимских связях с административными образованиями Российской Федерации. См. Союзное государство Развитие и перспективы / под ред Г.А. Рапоты. Минск: Пачатковая школа, 2015. С. 20.

16 В нем приняли участие руководители 20 российских регионов и всех 7 регионов Республики Беларусь, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутаты Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

17 URL: http://www.postkomsg.com.

18URL: http://council.gov.ru. Com.

мирская области, а также Вологодская и Минская. В последнем случае речь идет о создании крупной совместной транспортно-логистической компании, которая могла бы использовать тягачи МАЗ. Кроме того, в Череповце может появиться машиностроительный кластер для производства тракторов «Беларус». Завод сможет производить до трех тысяч машин в год1 . Один из самых крупных пакетов соглашений заключили в рамках Форума предприятия нефтехимического комплекса. Речь идет о восьми контрактах, общая сумма которых превышает 3 млрд рублей. Самыми объемными стали соглашения о поставках в Россию продукции концерна «Белнефтехим» в 2016-2017 гг. на сумму 2,45 млрд рублей20.

Одним из первых мероприятий на третьем форуме регионов 7 июня 2016 г. стало третье заседание Межпарламентской комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по межрегиональному сотрудничеству. На заседании были рассмотрены и обсуждены состояние и перспективы информационного обеспечения интеграционных процессов в рамках Союзного государства, вопросы гармонизации национальных законодательств в сфере здравоохранения, утвержден состав экспертной группы Межпарламентской комиссии по изучению и гармонизации законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в области промышленной политики.

Список литературы:

1. Вельяминов Г.М. Международное право: опыт. М.: Статут: Рос. акад. наук: Ин-т государства и права, 2015. 1006 с.

2. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы: монография / Р.А. Курбанов; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2015. 847 с.

3. Курбанов Р.А. Региональная интеграция и право: монография / Р.А. Курбанов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2016. 235 с.

4. Налетов К.И. Государство и органы местного самоуправления как субъекты гражданского права. Гражданин и право. М.: Новая правовая культура, 2013. № 4. С. 27-41.

5. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / В.А. Жбанков, С.Ю. Кашкин, В.Ю. Слепак и др.; под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 224 с.

6. Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины // Евразийская экономическая интеграция. № 4(21). 2013.

7. Союзное государство. Развитие и перспективы / под ред. Г.А. Рапоты. Минск: Пачатковая школа, 2015. - с. 64.

8. Таранова Т.С. Прохорчик О.А. Иммунитет иностранных государств и международных организаций // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2011. № 6. С. 69-75.

9. Турчинский С.А. О роли российско-белорусских межрегиональных связей в реализации новых перспективных экономических проектов (на примере Тульской области) // Союзное государство. Спецвыпуск № 12 (70/1). 2012. С. 88.

10. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М.: Междунар. отношения, 2003. 271 с.

11. Яровой Г.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. СПб.: Норма, 2007. 279 с.

19 URL: http://www.postkomsg/ com.

20 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.