Научная статья на тему 'Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте'

Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / гендерный подход / тренды гендерных исследований / гендерные особенности субъектов образования / гендерные компоненты в спорте / physical education and sports / gender approach / trends in gender studies / gender characteristics of the subjects of education / gender components in sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Любовь Порфи Рье Вна, Данилов Сергей Вячеславович

Актуальность исследования продиктована необходимостью анализа и обобщения результатов изучения гендерной проблематики в сфере физкультурного образования и спорта. Цель: выявить тренды научного поиска в физкультурном образовании и спорте на основании анализа публикаций, посвященных гендерному подходу. Гипотеза: гендерные исследования в сфере физкультурного образования и спорта проводятся в русле основных трендов, отражающих специфику развития данных направлений науки и практики. Методы: теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме физкультурного образования и спорта на основе гендерного подхода; синтез; методы логических обобщений. Результаты. Актуализирована потребность проведения анализа научных публикаций по проблеме физкультурного образования и спорта, подготовленных на основе гендерного подхода, и организации научных исследований в аспекте интеграции гендерных знаний в области педагогики, физической культуры и спорта. Определены тренды гендерных исследований в сфере физкультурного образования и спорта. Наиболее значимыми среди них являются теоретико-методологические и научно-методические основы гендерного подхода в физкультурном образовании и спорте, гендерное равенство в сфере физической культуры и спорта, половозрастные и гендерные характеристики субъектов образовательных отношений, половые и гендерные различия в отдельных видах спорта. Выводы. Перечисленные направления в большей степени привлекают внимание исследователей. Вместе с тем направление, связанное с изучением гендерных аспектов ценностно-смысловых и мотивационно-волевых качеств спортсменов и обучающихся, требует интенсификации научных разработок. В качестве перспективного направления дальнейшего теоретико-эмпирического исследования определено изучение гендерных особенностей мотивации студентов факультетов физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Любовь Порфи Рье Вна, Данилов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in gender studies in the field of physical education and sports

The relevance of the research is determined by the necessity to analyze and summarize the results of gender studies devoted to physical education and sports. The objective of the research is to identify the trends in scientifi c studies in the fi eld of physical education and sports using the method of a literature review of papers based on the gender approach. The research hypothesizes that gender studies in the fi eld of physical education and sports are carried out in line with the main trends refl ecting the specifi cs in the development of these areas of scientifi c theory and practice. Methods. The research has been carried out with the help of such methods as theoretical study and analysis of publications in scientifi c journals on the issue of physical education and sports based on the gender approach, synthesis, and methods of logical generalizations. Results. The research has actualized the necessity to analyze scientifi c publications in the fi eld of physical education and sports, based on the gender approach, and the need to initiate the study integrating gender knowledge in the fi elds of pedagogy, physical education and sports. The research has also identifi ed the trends of gender studies in the fi eld of physical education and sports. The most signifi cant among them are the theoretical-methodological and scientifi c-methodological foundations of the gender approach in physical education and sports; gender equality in the fi eld of physical education and sports; sex, age and gender characteristics of the subjects of educational relations; sex and gender diff erences in particular kinds of sports. Conclusions. The listed trends attract attention of researchers to a great extent. At the same time, the direction associated with the study of gender aspects of value-semantic and motivational-volitional qualities of athletes and students requires further intensive scientifi c developments. The study determines gender characteristics of students’ motivation at the departments of physical education and sports as a perspective direction for further theoretical and empirical research.

Текст научной работы на тему «Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1 (49). С. 71-79

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 1 (49), рр. 71-79

https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-71-79

EDN: TGQFCH

Научная статья УДК 378.046.4

Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте

Л. П. Шустова, С. В. Данилов

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5

Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2552-2310 Данилов Сергей Вячеславович, доктор педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1022-5049

Аннотация. Актуальность исследования продиктована необходимостью анализа и обобщения результатов изучения гендерной проблематики в сфере физкультурного образования и спорта. Цель: выявить тренды научного поиска в физкультурном образовании и спорте на основании анализа публикаций, посвященных гендерному подходу. Гипотеза: гендерные исследования в сфере физкультурного образования и спорта проводятся в русле основных трендов, отражающих специфику развития данных направлений науки и практики. Методы: теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме физкультурного образования и спорта на основе гендерного подхода; синтез; методы логических обобщений. Результаты. Актуализирована потребность проведения анализа научных публикаций по проблеме физкультурного образования и спорта, подготовленных на основе гендерного подхода, и организации научных исследований в аспекте интеграции гендерных знаний в области педагогики, физической культуры и спорта. Определены тренды гендерных исследований в сфере физкультурного образования и спорта. Наиболее значимыми среди них являются теоретико-методологические и научно-методические основы гендерного подхода в физкультурном образовании и спорте, гендерное равенство в сфере физической культуры и спорта, половозрастные и гендерные характеристики субъектов образовательных отношений, половые и гендерные различия в отдельных видах спорта. Выводы. Перечисленные направления в большей степени привлекают внимание исследователей. Вместе с тем направление, связанное с изучением гендерных аспектов ценностно-смысловых и мотивационно-волевых качеств спортсменов и обучающихся, требует интенсификации научных разработок. В качестве перспективного направления дальнейшего теоретико-эмпирического исследования определено изучение гендерных особенностей мотивации студентов факультетов физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, гендерный подход, тренды гендерных исследований, гендерные особенности субъектов образования, гендерные компоненты в спорте

Информация о вкладе каждого автора. Л. П. Шустова - обзор и анализ литературных источников, написание текста; С. В. Данилов - написание текста, анализ и интерпретация результатов исследования.

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Для цитирования: Шустова Л. П., Данилов С. В. Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1 (49). С. 71-79. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-71-79, EDN: TGQFCH Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Trends in gender studies in the field of physical education and sports L. P. Shustova, S. V. Danilov K

Ulyanovsk State University of Education, 4/5 Lenin Sq., Ulyanovsk 432071, Russia Lyubov P. Shustova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2552-2310 Sergey V. Danilov, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1022-5049

Abstract. The relevance of the research is determined by the necessity to analyze and summarize the results of gender studies devoted to physical education and sports. The objective of the research is to identify the trends in scientific studies in the field of physical education and sports using the method of a literature review of papers based on the gender approach. The research hypothesizes that gender studies in the field of physical education and sports are carried out in line with the main trends reflecting the specifics in the development of these areas of scientific theory and practice. Methods. The research has been carried out with the help of such methods as theoretical study and analysis of publications in scientific journals on the issue of physical education and sports based on the gender approach, synthesis, and methods of logical generalizations. Results. The research has actualized the necessity to analyze scientific publications in the field of physical education and sports, based on the gender approach, and the need to initiate the study integrating gender knowledge in the fields of pedagogy, physical education and sports. The research has also identified the trends of gender studies in the field of physical education and sports. The most significant among them are the theoretical-methodological and scientific-methodological foundations of the gender approach in physical education and sports; gender equality in the field of physical education and sports; sex, age and gender characteristics of the subjects of educational relations; sex and gender differences in particular kinds of sports. Conclusions. The listed trends attract attention of researchers to a great extent. At the same time, the direction associated with the study of gender aspects of value-semantic and motivational-volitional qualities of athletes and students requires further intensive scientific developments. The study determines gender characteristics of students' motivation at the departments of physical education and sports as a perspective direction for further theoretical and empirical research.

Keywords: physical education and sports, gender approach, trends in gender studies, gender characteristics of the subjects of education, gender components in sports

Information on the authors' contribution. Lyubov P. Shustova carried out the review and analysis of the literary sources and wrote the text; Sergey V. Danilov wrote the text, analyzed and interpreted the research results.

For citation: Shustova L. P., Danilov S. V. Trends in gender studies in the field of physical education and sports. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 1 (49), рр. 71-79 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-71-79, EDN: TGQFCH

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Одним из актуальных подходов на современном этапе развития науки является гендерный, основанный на учете гендерных особенностей личности в разных сферах деятельности - профессиональной, политической, экономической, общественной. Согласно С. Л. Рыкову, в основе гендерного подхода лежит принцип эгалитаризма, предполагающий равные гражданские и социальные права для мужчин и женщин [1].

В конце XX в. гендерные исследования, ставшие популярными в других науках, начинают активно интегрироваться и в педагогическую науку и образование. В фокусе их изучения находятся вопросы гендерных отношений в образовании, феминизации системы образования, полоролевой социализации под-

растающего поколения, гендерной идентичности субъектов образовательного процесса, взаимодействия представителей мужского и женского пола и др. Введение в педагогическую науку таких терминов, как гендер, гендерный подход, значительно обогатило ее проблемное поле и сделало возможным появление новой области знаний - гендерной педагогики - и нового, гендерного подхода в образовании.

Гендерный подход в образовании, основанный на учете в образовательном процессе гендерных особенностей и характеристик обучающихся, способствует созданию условий для полной самореализации мальчиков и девочек, юношей и девушек и раскрытию их способностей и возможностей. Согласно Л. В. Штыле-вой, гендерная специфика должна отражаться на всех компонентах образовательного процесса - методах и формах обучения и воспитания,

содержании, педагогическом общении, организации образовательного пространства и т. д. [2].

Исследование проблем физкультурного образования и спорта через призму тендерного подхода чрезвычайно важно и актуально. Гендерные установки и гендерное сознание во многом определяют направленность и социальную значимость активности и профессиональной деятельности человека. Наряду с полодифференцированным подходом, традиционным для физической культуры и спорта, широкое развитие в последние годы получает гендерный подход, предполагающий создание гендерокомфортной образовательной среды для представителей разных полов и модификацию учебно-воспитательного процесса.

Важным субъектом, оказывающим непосредственное влияние на образовательный процесс, является педагог, который становится «проводником» нового, в том числе и гендер-ного знания, для подрастающего поколения. Осознание будущим педагогом этой позиции уже на этапе обучения в вузе определяет пути его дальнейшего развития как профессионала на основе усвоения и присвоения гендерной составляющей современного педагогического знания.

Следовательно, возникает необходимость в корректировке программ подготовки студентов педагогического вуза в аспекте изучения основ гендерной теории и практики образования. В полной мере это касается и студентов факультета физической культуры и спорта, в обучении которых необходимо сфокусировать внимание на формировании профессиональной компетентности в области гендерной теории и практики физической культуры.

По мнению А. Л. Ворожбитовой, «гендерный подход в физкультурном образовании позволяет понять специфику физкультурно-спортивной деятельности мужчины и женщины, включая рефлексию гендерных отношений в физической культуре, а также их адекватное эмоционально-ценностное восприятие. Это обеспечивает гармоничность взаимоотношений представителей различных полов в спортивной среде, преодоление гендерных конфликтов, противоречий между биологическим полом и гендером» [3, с. 7].

Возникает противоречие между значимостью гендерного подхода в теории и практике физической культуры и спорта, с одной стороны, и недостаточной определенностью основных направлений исследований по ген-

дерной педагогике и физкультуре - с другой. Его разрешению может способствовать, на наш взгляд, организация научных исследований по проблемам трансформации гендерологии в область физической культуры и спорта на основе интеграции знаний гендерной педагогики и физкультуры.

Цель исследования - выявление трендов научного поиска в сфере физкультурного образования и спорта на основании анализа публикаций по широкому кругу вопросов, касающихся гендерных исследований.

Характеристика основных трендов гендерных исследований в сфере физической культуры и спорта

Теоретический анализ литературных источников за последние пять лет показал стремительный рост числа публикаций по широкому кругу вопросов, касающихся гендерных исследований в образовании в целом и в сфере физической культуры и спорта - в частности. Эта работа позволила нам определить четыре «магистральных» направления исследований, в русле которых ведется научный поиск в области гендерной теории и практики спортивной, а также физкультурной деятельности:

- разработка теоретико-методологических основ гендерного подхода в физкультурном образовании, физическом воспитании и спорте, методик его применения в образовательной практике;

- изучение проблемы гендерного равенства в сфере физической культуры и спорта;

- анализ половозрастных и гендерных характеристик субъектов образовательных отношений - преподавателей, студентов, спортсменов, тренеров;

- выявление и учет гендерного компонента, половозрастных и гендерных различий в отдельных видах спорта.

В рамках первого направления, изучающего теоретико-методологические основы и практику применения гендерного подхода в физкультурном образовании и спорте, исследуется широкий круг вопросов, касающихся: ген-дерных теорий физической культуры с позиции формирования гендерного сознания спортсменов [3], проблемы полового диморфизма в физической культуре и спорте [4, 5], теоретических основ самоопределения учащихся в физическом воспитании [6], влияния пренатальных гормонов на психосексуальное развитие спортсмена

[7], развития профессиональных компетенций учителей и инструкторов по физической культуре школ и детских садов в вопросах гендерного подхода в образовании [8-10] и др.

Так, согласно А. Л. Ворожбитовой, «ген-дерный подход в физкультурном образовании позволяет понять специфику физкультурно-спортивной деятельности мужчины и женщины, включая рефлексию гендерных отношений в физической культуре, а также их адекватное эмоционально-ценностное восприятие» [3, с. 9].

R. L. White с коллегами проведено исследование, результаты которого показали, что знание педагогом теоретических основ личностного самоопределения влияет на результаты учащихся в физическом воспитании, их мотивацию к занятиям физкультурой и спортом. Так, учитель, обеспечивающий новизну, возможность выбора видов физической активности на занятиях, учитывающий образовательные потребности детей, усиливает мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, способствует формированию позитивных отношений с другими учащимися. Негативная тактика педагога, включающая сравнение обучающихся между собой, сосредоточенность на достижении высоких результатов без учета индивидуальных особенностей, контрпродуктивна и становится причиной демотивации к физическим занятиям [6].

С. В. Данилов и Л. П. Шустова, актуализируя значимость проблемы гендерного образования в России, призванного привести в соответствие содержание, формы, методы, средства обучения и воспитания с тендерными особенности обучающихся, характеризуют условия развития компетентности учителей физкультуры в вопросах реализации гендерного подхода в образовании [9, 10]. Авторами выявлены ресурсы системы дополнительного образования взрослых с позиции формирования гендерных компетенций инструкторов по физической культуре детских садов, актуализирована необходимость корректировки программ повышения их квалификации в связи с внедрением гендерного подхода в дошкольных образовательных организациях. Определен комплекс учебно-методических и научно-практических мероприятий, включающих реализацию учебных модулей «Гендерный подход на занятиях физкультурой», «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста» и стажировку на инновационных экспериментальных площадках образовательных организаций Ульяновской области, специализирующихся на реализации гендерного подхода в образовании.

Ряд исследований касается проблемы гендерного равенства в сфере физической культуры и спорта. В них актуализируется проблема гендерного неравноправия в педагогическом образовании в целом [11], поднимаются вопросы гендерного неравенства в академической системе физического воспитания и спорта [12], а также в отношении предолимпийских тренировок [13].

Разработан специальный курс подготовки учителей, предусматривающий формирование у них отношения к проблеме гендерного равенства в физической культуре и спорте [14].

Еще ряд исследований посвящен анализу отношения родителей девочек к занятиям футболом [15] и гендерных ограничений в женском боксе [16], изучению имиджа девушек-спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта [17, 18].

Так, учеными Санкт-Петербургского национального государственного университета физического воспитания, спорта и здоровья на основании гендерного анализа национальной системы физического воспитания и спорта были сделаны выводы, с одной стороны, о существующем гендерном неравенстве в сфере академического управления физической культурой и спортом, где доминируют по-прежнему мужчины, с другой стороны - об относительной свободе современных спортивных сообществ от гендерных предубеждений по сравнению с неспортивными группами населения. В качестве примера авторы указывают на определенный прогресс мужской художественно-спортивной гимнастики и синхронного плавания [12].

Авторами обзора публикаций за 2016-2020 гг. (научных статей, рефератов, книг и диссертаций), касающихся проблемы гендерных ограничений в современном женском боксе и специфики их подготовки, обнаружены барьеры, препятствующие прогрессу в современном женском боксе и заключающиеся в предрассудках и предвзятости, нарушениях самоидентификации, недостатке учитывающих потребности женщин моделей профессиональной подготовки [16].

Результатом работы по изучению влияния курса университетского педагогического образования на отношение будущих учителей к проблеме гендерного равенства в физической культуре и спорте и его реализации стало приобретение навыков решения гендерных вопросов на занятиях физической культурой в школах. Авторами сделан вывод о том, что введение целевых курсов подготовки учителей

физкультуры будет способствовать социальным изменениям в области гендерного равенства как в обществе, так и в образовательных организациях [14].

Исследование проблемы гендерных и сексуальных меньшинств в школах позволило сделать выводы о необходимости специальной подготовки учителей в вопросах обучения и воспитания детей, относящихся к разным ген-дерным и сексуальным группам [11].

Исследования в ракурсе изучения гендерных и половозрастных особенностей студентов, преподавателей и спортсменов ведутся в направлениях сравнительного анализа гендерных социально-психологических и психофизических профилей спортивных и неспортивных групп [19] и двигательной подготовленности и физической работоспособности у мальчиков и девочек [20, 21], учета функциональных особенностей пловцов обоих полов разного конституционного типа [22], изучения особенностей управления эмоциями у педагогов-мужчин и педагогов-женщин [23], а также гендерных конструкций у учителей начальной школы [24] и др.

По отдельным группам спортсменов-мужчин и спортсменок-женщин проведен ряд исследований, в которых представлено описание гендерной вариативности современного женского спорта [25], определены полозависимые характеристики у спортсменок - представительниц маскулинных, феминных и нейтральных видов спорта [26], выделены маркеры морфологической маскулинизации спортсменок высокой квалификации [27] и аналогичные маркеры у спортсменок юношеского возраста, занимающихся разными видами единоборств [28]. В качестве средства совершенствования координационных способностей у девушек-студенток предложен сопряженный метод [29].

В работе А. В. Доронцева с соавторами изучаются физические возможности юношей, занимающихся в секции дзюдо [30], а данные о возрастных изменениях показателей системного кровообращения у лиц мужского пола в зависимости от уровня их двигательной активности представлены К. Д. Чермитом с соавторами [31].

Так, целью исследования адыгейских ученых стало изучение гендерных социально-психологических и психофизических характеристик спортивных и неспортивных групп студентов (юношей и девушек). Были обнаружены различия в социально-психологических профилях спортивных и неспортивных групп, обусловленные связанностью мужской

функциональности и стрессоустойчивости с доминирующей активностью левого полушария головного мозга в сравнении с доминирующей активностью правого полушария головного мозга и выраженной непереносимостью стресса у женщин [19].

В ходе исследования, проведенного южноафриканскими учеными с помощью интерактивного визуального метода, обнаружена дихотомия между концептуальным пониманием учителями феномена «гендер» и их повседневной практикой преподавания, что говорит о необходимости переосмысления педагогической практики и методов работы, направленных на учет гендерных особенностей обучающихся [24].

Выявление гендерных различий в стратегиях управления эмоциями у педагогов-мужчин и педагогов-женщин позволяет констатировать, что в процессе педагогического общения учителя-женщины испытывают более глубокие эмоции, приводящие к эмоциональному истощению, в сравнении с учителями-мужчинами, которые в общении с детьми более дистанцированы и поверхностны [23].

Учет гендерного компонента, половозрастных и гендерных различий в отдельных видах спорта раскрывается через исследование вопросов развития мотивации и интереса студентов к занятиям физической культурой средствами спортивных танцев с учетом гендерных различий [32], подготовки спортсменок-бегуний к марафону [33], сравнительной характеристики биомеханики тяжелоатлетического толчка у мужчин и женщин [34], применения способов отбора мяча в соревновательной деятельности футболистов и футболисток [35], гендерного анализа специальной физической подготовки в мас-рестлинге [36], определения эффективных средств специальной физической подготовки женских пар в спортивной акробатике [37], модельных характеристик соревновательной деятельности женщин-спринтеров [38], значения танцевальной подготовки в развитии координации у девочек в спортивной аэробике [39] и т. д.

Данная группа исследований направлена на изучение гендерной особенностей мужчин и женщин в разных видах спорта и гендерно-специфичных методов и техник подготовки спортсменов и спортсменок. Так, на основании проведенного гендерно-специфического биомеханического анализа толчковой техники в тяжелой атлетике было обнаружено статистически значимое лидерство мужской группы по

сравнению с женской в тестах силы, скорости, мощности и скорости весового отклика. На основании данных исследования разработаны рекомендации для улучшения индивидуальных методов подготовки тяжелоатлетов посредством использования модельной гендерно-специфич-ной биомеханики [34].

Анализ физической формы в гендерных группах мас-рестлинга, проведенный с помощью динамометрической пластины AMTI, позволил обнаружить значимое (более выраженное, чем в мужской группе) различие в силе тяги в женской группе, что дало основание для проектирования специальной системы физической подготовки спортсменов и спортсменок [36].

Выводы

В заключение следует подчеркнуть, что гендерный подход в физкультурном образовании и спорте - это учет многофакторного влияния единства биологического и социального в человеке, гендерных особенностей и различий. Данное исследование является результатом обобщения материала, имеющегося в современной педагогической науке и практике, по широкому кругу вопросов гендерной проблематики в данной сфере. Можно констатировать, что исследований, посвященных изучению особенностей мотивации студентов спортивных факультетов в зависимости от их психологического пола и гендерных характеристик, явно недостаточно. В качестве перспективных направлений научного поиска может быть предложено изучение взаимосвязи гендерных особенностей и спортивной мотивации у студентов факультетов физической культуры и спорта педагогических вузов.

Библиографический список

1. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17-22.

2. Штылева Л. В. Гендер и педагогика: проблемы согласования языка // Женщина в российском обществе. 2009. № 4 (53). С. 63-72. EDN: KYBOAZ

3. Ворожбитова А. Л. Гендер в спортивной деятельности : учебное пособие. М. : Флинта, 2014. 216 с.

4. Величко А. И., Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Ползикова Е. В., Ефремова В. Е. Элементы полового диморфизма в уровне развития показателей координационных способностей младших школьников 7-10 лет // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2021. № 1. С. 15-20. https://doi. org/10.53742/1999-6799_2021_01_15

5. Кочеткова Е. Ф., Опарина О. Н. Особенности и проблемы полового диморфизма в спорте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 17-19. EDN: SNLHSH

6. White R. L., Bennie A., Vasconcellos D., Cinelli R., Hilland T., Owen K. B., Lonsdale C. Self-determination theory in physical education: A systematic review of qualitative studies // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 99. P. 1-9. https://doi.org/10.1016/j. tate.2020.103247

7. Manning J. T. Resolving the role of prenatal sex steroids in the development of digit ratio // Proceedings of the National Academy of Scienses USA. 2011. Vol. 108, no. 39. P. 16143-16144. https://doi.org/10.1073/ pnas.1113312108

8. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании : учебно-методическое пособие. Ульяновск : УИПКПРО. 2011. 156 с. EDN: UDGSMZ

9. Шустова Л. П., Данилов С. В. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С. 32-41. EDN: XXSJCL

10. Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 7-8. EDN: CPTTLN

11. Airton L., Koecher A. How to hit a moving target: 35 years of gender and sexual diversity in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80. P. 190-204. https://doi.org/10.1016Zj.tate. 2018.11.004

12. Михайлова Е. Ю., Утишева Е. В., Закревская Н. Г., Андросова Г. А. Академическая система физического воспитания и спорта: гендерный аспект // Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. С. 87-88. EDN: TCQAPR

13. Мальцева С. Г., Закревская Н. Г., Ермилова В. В., Путятова Э. Г. Вопросы гендерного равенства на предолимпийских тренировках // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 100. EDN: HXYEQK

14. Pollock E. R., Myles D. У., Lubans D. R., Coffey J. E, Hansen V., Morgan Ph. J. Understanding the impact of a teacher education course on attitudes towards gender equity in physical activity and sport: An exploratory mixed methods evaluation // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105. Article number 103421. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103421

15. Абрамченко Д. А., Сазонтов М. Д., Пономарев В. В. Отношение родителей девочек к занятиям футболом в аспекте социологического анализа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 6. С. 59-60. EDN: YGKKCZ

16. Арансон М. В., Озолин Е. С., Тупоногова О. В. Ген-дерные ограничения в женском боксе // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 84-85. EDN: FEQCZA

17. Серебрякова И. С., Степанова Д. П., Степанова О. Н. Тренинг женственности как инструмент коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта (на примере спортивных игр) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 489-495. https:// doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p489-495

18. Тё С. Э., Тё С. Ю., Мухамедьяров Н. Р. Женщина: тяжелоатлетический спорт и её физическая работоспособность // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 5 (219). С. 406-414. https://doi.org 10.34835/issn.2308-1961.2023.05. p406-414

19. Мулик А. Б., Постнова М. В., Назаров Н. О., Улеси-кова И. В., Шатыр Ю. А. Сравнительная характеристика социально-психологического и психофизиологического статуса спортсменов и лиц, не занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 41-43. EDN: OETAVF

20. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Косихин В. П. Двигательная подготовленность и физическая работоспособность мальчиков 10 лет, проживающих в Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 17-21. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p17-21

21. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Сокунова С. Ф. Изменения показателей двигательной подготовленности и физической работоспособности от начала к концу учебного года девочек 1-4-х классов, проживающих в Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 58-64. https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2023.01.p58-64

22. Солопов И. Н. Функциональные особенности пловцов обоих полов 15-17 лет различных конституционных типов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 4 (34). С. 136-146. EDN: OIGHJY

23. Olson R. E, McKenzie J., Mills K. A., Patulny R., Bel-locchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80, iss. 2. P. 128-144. https://doi.org/10.1016Zj.tate.2019.01.010

24. Notshulwana R., Lange N. "I'm me and that is enough": Reconfiguring the family photo album to explore gender constructions with Foundation Phase preservice teachers // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 82, iss. 1. P. 106-116. https://doi.org/10.1016/j. tate.2019.03.011

25. Соболев Д. В., Сысоев А. В., Соболева Т. С. Проблемы женского спорта, связанные с формированием пола // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 99-101. EDN: LMOXVG

26. Нененко Н. Д., Абрамова О. А., Черницына Н. В., Кучин Р. В. Исследование полозависимых характеристик спортсменок представительниц феминных, маскулинных и нейтральных видов спорта // Научное обозрение. Биологические науки. 2015. № 1. С. 115-116. EDN: RIPIOL

27. Зубарева Е. В., Рудаскова Е. С., Адельшина Г. А. Определение маркеров морфологической маскулинизации спортсменок высокой квалификации // Физическое воспитание и спортивная тренировка.

2020. № 4 (34). С. 119-126. ЕБ№ РХМ1Ш

28. Олейник Е. А., Бугаевский К. А. Использование ряда маркеров маскулинизации при исследовании спортсменок юношеского возраста, занимающихся разными видами единоборств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 5 (195). С. 292-297. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.5.р292-297

29. Ботяев В. Л., Поздышева М. С., Черникова А. А. Сопряженный метод как направление совершенствования координационных способностей у девушек-студенток // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 4. С. 72-77. https://doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15410

30. Доронцев А. В., Морозов Д. Г., Завалишина С. Ю., Юрченко А. Л. Физические возможности юношей, занимающихся в секции дзюдо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 100-105. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.04.р100-105

31. Чермит К. Д., Шаханова А. В., Тугуз А. Р., Петрова Т. Г., Заболотний А. Г. Возрастные изменения показателей системного кровообращения у лиц мужского пола на отрезке восходящего онтогенеза 11-19 лет в зависимости от уровня двигательной активности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. № 2. С. 76-82. https://doi. org/10.53742/1999-6799/3_2022_64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Чжу Ю. Развитие мотивации и интереса студентов к занятиям по физической культуре средствами спортивных танцев с учетом гендерных различий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 4. С. 53. ЕБ№ НЬМУиБ

33. Черняев А. А., Иванова Р. В. Подготовка к соревнованиям 18-20-летних бегуний, специализирующихся в марафоне // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 456-461. https:// doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p456-462

34. Нопин С. В., Корягина Ю. В., Тер-Акопов Г. Н., Абу-талимова С. М. Сравнительная характеристика биомеханики тяжелоатлетического толчка у мужчин и женщин // Теория и практика физической культуры.

2021. № 7. С. 10-12. ЕБ№ YLUWYI

35. Золотарев А. П., Гакаме Р. З., Григорьян М. Р., Ермакова А. М. Особенности применения способа отбора мяча «подкат» у соперника в соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов и футболисток // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. № 3. С. 34-39. https:// doi.org/10.53742/1999-6799/3_2022_34_39

36. Захарова Я. Ю., Захаров А. А., Бурнашев А. В., Алексеев В. Н. Особенности специальной физической подготовленности спортсменов, занимающихся мас-рестлингом // Теория и практика физической культуры. 2021. № 9. С. 26-28. ЕБ№ WCCCPJ

37. Горячева Н. Л. Определение эффективных средств специальной физической подготовки нижних партнеров женских пар в спортивной акробатике // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 1 (31). С. 32-38. EDN: PSZNBB

38. Чесно А. В., Тягачев А. А., Кекова Л. А. Модельные характеристики соревновательной деятельности женщин-спринтеров различной квалификации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 3. С. 95-97. https://doi. org/10.24411/2500-0365-2020-15316

39. Ростовцева М. Ю. Роль танцевальной подготовки в развитии координации у девочек в спортивной аэробике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 61. EDN: MRVQLN

References

1. Rykov S. L. Gender studies in pedagogy. Pedagogics, 2001, no. 7, pp. 17-22 (in Russian).

2. Shtyleva L. V. Gender and pedagogy: Problems of language coordination. Woman in Russian Society, 2009, no. 4 (53), pp. 63-72 (in Russian). EDN: KYBOAZ

3. Vorozhbitova A. L. Gender v sportivnoy deyatel'nosti [Gender in Sports Activities]. Moscow, Flinta, 2014. 216 p. (in Russian).

4. Velichko A. I., Chernyshenko Yu. K., Balandin V. A., Polzikova E. V., Efremova V. E. Elements of sexual dimorphism in the level of development of indicators of coordination abilities of primary school children 7-10 years old. Physical Education, Sport - Science and Practice, 2021, no. 1, pр. 15-20 (in Russian). https://doi. org/10.53742/1999-6799_2021_01_15

5. Kochetkova E. F., Oparina O. N. Characteristics and problems of sex dimorphism in sports. Modern Scientific Researches and Innovations, 2014, no. 7 (39), pp. 17-19 (in Russian). EDN: SNLHSH

6. White R. L., Bennie A., Vasconcellos D., Cinelli R., Hilland T., Owen K. B., Lonsdale C. Self-determination theory in physical education: A systematic review of qualitative studies. Teaching and Teacher Education, 2021, vol. 99, pp. 1-9. https://doi.org/10.1016/j. tate.2020.103247.

7. Manning J. T. Resolving the role of prenatal sex steroids in the development of digit ratio. Proceedings of the National Academy of Scienses USA, 2011, vol. 108, no. 39, pp. 16143-16144. https://doi.org/10.1073/ pnas.1113312108

8. Shustova L. P. Gendernyye issledovaniya v obrazovanii [Gender Studies in Education]. Ul'yanovsk, UIPKPRO Publ., 2011. 156 p. (in Russian). EDN: UDGSMZ

9. Shustova L. P., Danilov S. V. Competency of physical education teachers in gender approach in education: Development potential in career development system. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 7, pp. 32-41 (in Russian). EDN: XXSJCL

10. Shustova L. P., Danilov S. V. Development formation of gender competency in physical education instructors of

preschool educational institutions. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 2, pp. 7-8 (in Russian). EDN: CPTTLN

11. Airton L., Koecher A. How to hit a moving target: 35 years of gender and sexual diversity in teacher education. Teaching and Teacher Education, 2019, vol. 80, pp. 190-204. https://doi.org/10.1016Zj.tate.2018.11.004

12. Mikhailova E. Yu., Utisheva E. V., Zakrevskaya N. G., Androsova G. A. Academic physical education and sports system: Gender aspect. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 12, pp. 87-88 (in Russian). EDN: TCQAPR

13. Maltseva S. G., Zakrevskaya N. G., Ermilova V. V., Putyatova E. G. Gender equality issues in pre-olympic training. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 6, pp. 34 (in Russian). EDN: HXYEQK

14. Pollock E. R., M. D. Young, Lubans D. R., Coffey J. E., Hansen V., Morgan Ph. J. Understanding the impact of a teacher education course on attitudes towards gender equity in physical activity and sport: An exploratory mixed methods evaluation. Teaching and Teacher Education, 2021, vol. 105, article number 103421. https:// doi.org/10.1016/j.tate.2021.103421

15. Abramchenko D. A., Sazontov M. D., Ponomarev V. V. Attitude of parents of girls to football in the aspect of sociological analysis. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: Education, education, training], 2022, no. 6, p. 59-60 (in Russian). EDN: YGKKCZ

16. Aranson M. V., Ozolin E. S., Tuponogova O. V. Gender limitations in women's boxing sport. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 2, p. 84-85 (in Russian). EDN: FEQCZA

17. Serebryakova I. S., Stepanova D. P., Stepanova O. N. Femininity training as a tool for correcting the image of female athletes specializing in masculine sports (using the example of sports games). Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2022, no. 8 (210), pp. 489-495. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p489-495 (in Russian).

18. Tyo S. E., Tyo S. Yu., Mukhamedyarov N. R. Woman: Weightlifting sport and her physical performance. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2023, no. 5 (219), pp. 406-414 (in Russian). https://doi.org 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p406-414

19. Mulik A. B., Postnova M. V., Nazarov N. O., Ulesiko-va I. V., Shatyr Yu. A. Gender-specific socio-psycho-logical and psychophysiological profiles of indigenous sporting versus non-sporting groups. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 9, pp. 41-43 (in Russian). EDN: OETAVF

20. Blinkov S. N., Levushkin S. P., Kosikhin V. P. Motor preparedness fitness and physical performance of boys 10 years living in the Ulyanovsk region. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2023, no. 2 (216), pp. 17-21 (in Russian). https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2023.02.p17-21

21. Blinkov S. N., Levushkin S. P., Sokunova S. F. Changes in the indicators of motor preparedness and physical per-

formance from the beginning to the end of school year among the girls of 1-4 grades living in the Ulyanovsk region. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2023, no. 1 (215), pp. 58-64 (in Russian). https://doi. org/10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p58-64

22. Solopov I. N. Functional features of 15-17 aged both swimmers of both sexes young swimmers of different constitutional types. Fizicheskoe vospitanie i sportiv-naya trenirovka [Physical education and sports training], 2020, no. 4 (34), pp. 136-146 (in Russian). EDN: OIGHJY

23. Olson R. E., McKenzie J., Mills K. A., Patulny R., Bel-locchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review. Teaching and Teacher Education, 2019, vol. 80, iss. 2, pp. 128-144. https://doi.org/10.1016/j. tate.2019.01.010

24. Notshulwana R., Lange N. "I'm me and that is enough": Reconfiguring the family photo album to explore gender constructions with Foundation Phase preser-vice teachers. Teaching and Teacher Education, 2019, vol. 82, iss.1, pp. 106-116. https://doi.org/10.1016/j. tate.2019.03.011

25. Sobolev D. V., Sysoyev A. V., Soboleva T. S. Gender variability issues of modern women's sports. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 9, pp. 99-101 (in Russian). EDN: LMOXVG

26. Nenenko N. D., Abramova O. A., Chernitsyna N. V., Kuchin R. V. Research gender-dependent of characteristics of sportswomen representatives of the female, male and neutral sports. Scientific Review. Biological Sciences, 2015, no. 1, pp. 115-116 (in Russian). EDN: RIPIOL

27. Zubareva E. V., Rudaskova E. S., Adelshina G. A. Determination of of morphological masculinization markers of highly qualified female athletes. Physical Education and Sports Training, 2020, no. 4 (34), pp. 119-126 (in Russian). EDN: FXMIUJ

28. Oleynik E. A., Bugaevsky K. A. Use of a number of masculinization markers in the study of youth athletes in different kinds of martial arts. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2021, no. 5 (195), pp. 292-297 (in Russian). https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2021.5.p292-297

29. Botyaev V. L., Pozdysheva M. S., Chernikova A. A. A conjugate method as a direction of improvement of coordinating abilities for girls of students. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2020, vol. 5, no. 4, pp. 72-77 (in Russian). https://doi.org/10.24411/ 2500-0365-2020-15410

30. Dorontsev A. V., Morozov D. G., Zavalishina S. Yu., Yurchenko A. L. Physical capabilities of young engaged in judo section. Uchenye zapiski universiteta

imeni P. F. Lesgafta, 2023, no. 4 (218), pp. 100-105 (in Russian). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p100-105

31. Chermit K. D., Shakhanova A. V., Tuguz A. R., Petro-va T. G., Zabolotny A. G. Age-related changes in indicators of systemic blood circulation in males during the period of ascending ontogenesis of 11-19 years, depending on the level of motor activity. Physical Education, Sport - Science and Practice, 2022, no. 2, pp. 76-82 (in Russian). https://doi.org/10.53742/1999-6799/3_2022_64

32. Zhu Yu. Development of students' motivation and interest in physical culture classes by means of sports dances, taking into account gender differences. Physical Education: Upbringing, Education, Training, 2023, no. 4, pp. 53 (in Russian). EDN: HLMYUD

33. Chernyaev A. A., Ivanova R. V. Preparation for competitions of 18-20-year-old runners specializing in marathon. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2023, no. 6 (220), pp. 456-461 (in Russian). https://doi. org/10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p456-462

34. Nopin S. V., Koryagina Yu. V., Ter-Akopov G. N., Abutalimova S. M. Weightlifting clean-and-jerk techniques: Gender-specific biomechanics analysis. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 7, pp. 10-12 (in Russian). EDN: YLUWYI

35. Zolotarev A. P., Gakame R. Z., Grigor'yan M. R., Ermakova A. M. Features of the application of the method of ball selecting "tackle" of the opponent in the competitive activities of elit football players men and women. Physical Education, Sport - Science and Practice, 2022, no. 3, pp. 34-39 (in Russian). https:// doi.org/10.53742/1999-6799/3_2022_34_39

36. Zakharova Ya. Yu., Zakharov A. A., Burnashev A. V., Alekseyev V. N. Special physical fitness in mas-wrestling sport: Gender group tests and analysis. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 9, pp. 26-28 (in Russian). EDN: WCCCPJ

37. Goryacheva N. L. Determination of effective means of special physical training of female couples' bottom partners in sports acrobatics. Physical Education and Sports Training, 2020, no. 1 (31), pp. 32-38 (in Russian). EDN: PSZNBB

38. Chesno A. V., Tyagachev A. A., Kekova L. A. Model characteristics of competitive activity for femalesprinter of various qualifications. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2020, vol. 5, no. 3, pp. 95-97 (in Russian). https://doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15316

39. Rostovtseva M. Yu. The role of dance training in the development of girls' coordination in sports aerobics. Physical Education: Upbringing, Education, Training, 2022, no. 5, pp. 61 (in Russian). EDN: MRVQLN

Поступила в редакцию 05.10.2023; одобрена после рецензирования 25.11.2023; принята к публикации 15.12.2023 The article was submitted 05.10.2023; approved after reviewing 25.11.2023; accepted for publication 15.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.