3. Михайлова И.В. Шахматы как вид спорта // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - № 3 - С.159-161.
REFERENCES
1. Capablanca, H.R., Lasker, Em. (2021), Chess textbook. Full course. 2nd ed. reprint. and additional, comp. N.M. Kalinichenko, Kalinichenko publishing house, Moscow..
2. Kotov, A.A. (2018), Secrets of thinking of a chess player, Russian Chess House Moscow.
3. Mikhailova I.V. (2017), "Chess as a sport", International scientific journal "Innovative science", No. 3, pp.159-161.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2023
УДК 378.147
ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Ирхина, старший преподаватель, Воронежская государственная академия
спорта, Воронеж
Аннотация
В статье раскрыт фрагмент масштабных исследований по научному обоснованию изменений в содержании основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат), проводимых в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС). Изучение потребностей региона в реализации трудовых функций специалистами в сфере физической культуры и спорта позволило выявить востребованность систематических занятий подвижной игровой деятельностью с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей их развития. Цель исследования состоит в экспериментальном обосновании рабочей программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, профиль «Физкультурное образование». Методы и организация исследования. Исследование проводилось с марта 2021 по сентябрь 2022 гг на базе ВГАС. В качестве основных методов исследования использованы: контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-стати-стическая обработка данных, анализ, обобщение, систематизация. Результаты исследования. На основании анализа и систематизации результатов контрольных испытаний студентов разработана рабочая программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Целью программы является формирование у студентов компетенции УК-7 (Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности). Апробация программы в реальном учебном процессе доказала её эффективность, что проявилось в положительной оценке теоретической и практической подготовленности участников педагогического эксперимента. Сравнение результатов тестирования студентов опытной и экспериментальной групп позволило установить наличие достоверных различий в показателях практической подготовленности (р<0,01) испытуемых и отсутствие значимых различий в показателях теоретической (р>0,01). Заключение. Проведенное исследование подтвердило целесообразность внедрения учебной дисциплины «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в содержание основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат), реализуемой во ВГАС. При этом перспективным является апробация реализации её содержания в блоке дисциплин по выбору учебного плана, формат которых допускает разные виды учебных занятий.
Ключевые слова: подвижные игры, дети дошкольного и младшего школьного возраста, физическое воспитание, элективная дисциплина по физической культуре и спорту, рабочая программа учебной дисциплины, направление подготовки, трудовые функции, комплексная оценка профессиональной подготовленности, физкультурное образование, педагогический эксперимент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p406-412
JUSTIFICATION OF THE SYLLABUS OF THE OPTIONAL DISCIPLINE "ACTION GAMES FOR PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN" FOR THE AREA OF TRAINING 49.03.01 PHYSICAL CULTURE, PROFILE "PHYSICAL
EDUCATION"
Alexandr Vladimirovich Sysoev, the candidate of pedagogical sciences, docent, rector, Elena Nikolaevna Irkhina, the senior teacher, Voronezh State Academy of Sports, Voronezh
Abstract
The article considers a fragment of large-scale research on the scientific justification of changes in the content of the main professional educational program of higher education in the area of training 49.03.01 "Physical Culture", profile "Physical education" (bachelor's degree), conducted at the Voronezh State Academy of Sports (hereinafter - VSAS). The study of the needs of the region in the implementation of labor functions by specialists in the field of physical culture and sports made it possible to identify the demand for systematic action play activities with children of preschool and primary school age, taking into account the age characteristics of their development. The purpose of the study is to experimentally substantiate the syllabus of the optional discipline in physical culture and sports "Action games for preschool and primary school age children" for the training area 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education". Methods and organization of research. The study was conducted from March 2021 to September 2022 at VSAS. We used such main research methods as: control tests, pedagogical experiment, mathematical and statistical data processing, analysis, generalization, systematization. The results of the study. Based on the analysis and systematization of the results of control tests of students, a syllabus of the optional discipline in physical culture and sports "Action games for preschool and primary school age children" has been developed for the training area 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education". The purpose of the syllabus is to form the competence "UC-7" of the students (Able to maintain a proper level of physical fitness to ensure full-fledged social and professional activities). The approbation of the syllabus in the real educational process proved its effectiveness, which was manifested in a positive assessment of the theoretical and practical readiness of the participants of the pedagogical experiment. Comparison of the test results of the students of the control and experimental groups allowed us to establish the presence of significant differences in the indicators of practical readiness (p<0,01) of the subjects and the absence of significant differences in the indicators of theoretical readiness (p>0,01). Conclusion. The conducted research confirmed the expediency of introducing the discipline "Action games for preschool and primary school age children" into the content of the main professional educational program of higher education in the area of training 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education" (bachelor's degree), implemented in VSAS. At the same time, it is promising to test the implementation of its content in the disciplines of optional parts of the curriculum, whose format allows for various types of training sessions.
Keywords: action games, children of preschool and primary school age, physical education, optional discipline in physical culture and sports, syllabus of the discipline, area of training, labor functions, comprehensive assessment of professional readiness, physical education, pedagogical experiment.
ВВЕДЕНИЕ
Игровая деятельность является ведущей для физического развития и социального формирования ребёнка. Ещё П.Ф. Лесгафт говорил: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия» [3]. За период развития науки о физическом воспитании человека общепризнанным постулатом стал тот факт, что подвижные игры как вид двигательной деятельности представляют собой исключительный педагогический
феномен, содержащий огромные воспитательно-образовательный и оздоровительный потенциалы. Они сопровождают растущего человека на всех этапах возрастного развития. При этом эффективное использование подвижных игр в физическом воспитании возможно лишь при условии глубокого овладения специалистами соответствующими знаниями, умениями, навыками ещё на этапе обучения [1, 6].
В вузах физической культуры подвижные игры изучаются в рамках дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры». Анализ тематических планов рабочих программ дисциплины в разных вузах показывает, что организационные и методические особенности проведения подвижных игр преподаются студентам для работы с детьми от 7-8 лет и старше, т. е. начиная с младшего школьного возраста. Дошкольный же возраст, в котором занятия подвижными играми являются главным средством формирования и развития двигательного запаса [2], остается не рассмотренным.
В настоящее время в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС) проводятся исследования по научному обоснованию изменений в содержании основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат). Направленность данных изменений связана со стремлением максимально полно ответить на запросы региона к подготовленности специалиста по физической культуре. Проведённое масштабное анкетирование руководителей учреждений образования Воронежской области, специалистов по физической культуре, детей, занимающихся физической культурой, и их родителей показало, что актуальным является запрос на специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях (их не хватает), а также на специалистов, хорошо владеющих методикой преподавания спортивных и подвижных игр (что характерно для всех учреждений образования) [4, 5]. При этом педагогические наблюдения, проведённые на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, включающих подвижно-игровую деятельность, показали узкую направленность её применения, связанную в основном с развлечением детей, скудный арсенал используемых игр и слабый контроль за играющими. В целом, данные поисковых исследований свидетельствуют об актуальности подготовки для Воронежской области специалистов по физической культуре, способных в числе прочего грамотно и всесторонне реализовывать игровую деятельность с детьми от 2-х до 11-ти лет с учётом возрастных особенностей их развития.
Таким образом, ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в экспериментальном обосновании рабочей программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, профиль «Физкультурное образование».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с марта 2021 по сентябрь 2022 гг на базе ВГАС и включало:
- междисциплинарные контрольные испытания студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01, профиль «Физкультурное образование», на предмет выявления остаточных знаний по дисциплинам, в том числе по проблеме реализации подвижной игровой деятельности;
- обработку, анализ и обобщение результатов тестирования;
- разработку рабочей программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
- педагогический эксперимент по проверке эффективности программы.
В контрольных испытаниях по результатам освоения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (раздел подвижные
игры» (далее - ТиМ ОБВС (подвижные игры)) приняли участие студенты 3 -го и 4-го курсов (п=14), поскольку данная дисциплина до 2022 года изучалась в 5-ом семестре.
Педагогический эксперимент проводился в 2021-22 уч. г. со студентами 1-го курса в 1-м семестре (п=26).
Таким образом, в качестве основных методов исследования использованы: контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных, анализ, обобщение, систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка профессиональной подготовленности студентов ВГАС по учебной дисциплине ТиМОБВС (подвижные игры) осуществлялась с помощью контрольных испытаний, которые включали: тестовое задание из 30-ти вопросов, составленных по теоретическому разделу дисциплины; составление конспекта урока по подвижным играм для учащихся общеобразовательной школы [2, 6]. В тестовом задании каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Сумма набранных баллов по специально разработанной шкале переводилась в оценку. Для оценивания конспекта урока были разработаны критерии, соотнесение с каждым из которых позволяло получить от 0 до 2 баллов. Сумма баллов также переводилась в оценку.
Обобщение результатов исследования профессиональной подготовленности студентов по учебной дисциплине ТиМОБВС (подвижные игры), в целом, позволяет оценить её как удовлетворительную [6]. Вместе с тем, были выявлены пробелы в знаниях конкретизации методики и организации занятий с учётом контингента занимающихся, а также в проведении соревнований по подвижным играм. При подготовке конспекта урока затруднения в основном связаны со следующими разделами: решение общих образовательных задач через частные, описание места проведения и контингента, оформление работы, постановка общих задач, описание необходимого инвентаря и оборудования, соотношение частей урока по продолжительности.
На основании анализа и систематизации результатов контрольных испытаний студентов была разработана рабочая программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (далее - ЭД по ФКиС (подвижные игры)). Программа была разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. N940) [7] и «Положением о рабочей программе дисциплины ВГАС» и внесена в учебный план Блока 1. Дисциплины (модули) вариативной части (формируемой участниками образовательных отношений) по очной форме обучения на 1-ом курсе в 1-ом семестре в объёме 60 часов.
Целью рабочей программы является формирование у студентов компетенции УК-7 (Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности). В соответствии с целью и планируемыми результатами обучения в структуру учебного плана были включены четыре тематических раздела (таблица 1), реализуемых в форме практических занятий, согласно требованиям к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.
Оценка освоения ЭД по ФКиС (подвижные игры) включала контроль в форме промежуточной аттестации и по ее окончанию. В качестве контрольных испытаний применялись тестовые задания из 30-ти вопросов (аналогичные применённым на предварительном этапе исследования) и составление карточки подвижной игры по заданным характеристикам занимающихся. Для анализа карточки были разработаны критерии, оцениваемые в 0 баллов (если критерий не выполнен), в 1 балл (при наличии отдельных недостатков), в 2 балла (при полном соответствии). Сумма набранных баллов переводилась в оценку.
Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной программы был проведён в сентябре-декабре 2021 г. Итоговый контроль показал, что уровень
теоретической подготовленности испытуемых можно оценить как хороший. Студенты справились с заданием на 76,6%, средняя оценка в выборке составила 4 балла. При ответах на вопросы теста наибольшие затруднения (более 50% неверных ответов) возникли с определением факторов, являющихся исходными для появления подвижных игр (65%); указанием места расположения руководителя при проведении подвижной игры (54%) и части занятия, в которой это целесообразно (62%); выбором формы объяснения игры в занятиях с младшими дошкольниками (58%); знанием документа, на основании которого проводятся соревнования по подвижным играм (54%).
Таблица 1 - Содержание учебного плана элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Разделы (темы) Л ЛЗ ПЗ СРС Форма контроля
Раздел 1. Основы теории и методики подвижных игр - - 2 - текущий
Раздел 2. Организация и методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста - - 20 - текущий
Раздел 3. Организация и методика проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста - - 30 - текущий
Раздел 4. Организация и методика проведения соревнований по подвижным играм - - 8 - текущий
Всего часов по видам занятий: - - 60 -
Итого часов: 60
Анализ разработанных студентами карточек подвижной игры свидетельствует, что уровень их практической подготовленности также можно оценить как хороший. Студенты справились с данным заданием на 84,8%, что соответствует 4,3 балла. Количество критериев, оцененных в 2 балла, составляет 69,9%, в 1 балл - 15,7%, в 0 баллов - 6,1%. Сложности возникли с реализацией следующих критериев: место проведения и контингент; дозировка игры; графическая запись игры.
В таблице 2 представлено сравнение результатов тестирования студентов 3-го и 4-го курсов ВГАС, проведённого в конце 2020-21 уч. г. в рамках междисциплинарных контрольных испытаний, и тестирования студентов 1-го курса ВГАС в середине 2021-22 уч. г. по итогам изучения ЭД по ФКиС (подвижные игры). Первая группа студентов обозначена как опытная (ОГ); вторая группа - как экспериментальная (ЭГ).
Таблица 2 - Результаты комплексной оценки профессиональной подготовленности студентов по окончанию освоения ТИМОБВС (подвижные игры) (п=14, ОГ) и ЭД по ФКиС (подвижные игры) (п=26, ЭГ)__
Теоретическая подготовленность (баллы / проценты) Практическая подготовленность (баллы / проценты)
Тестовое задание (максимальное кол-во 30 баллов) Конспект урока кол-во баллов (максимальное кол-во 30 баллов) Игровая карточка кол-во баллов (максимальное кол-во 24 балла)
ОГ ЭГ ОГ ЭГ
Среднее 20,1 / 67% 22,9 / 76,6% 16,7 / 59,6% 17,2 / 84,8%
ф* ф*=1,18; р>0,01 Ф*=3,16; р<0,01
Примечание: ф* - угловое преобразование Фишера.
В целом, студенты ЭГ более успешно справились и с теоретическими, и с практическими испытаниями по материалу учебной дисциплины. Однако статистически достоверные различия выявлены только при сопоставлении показателей практической подготовленности (ф*=1,18; р>0,01). В числе наиболее успешно реализованных критериев при оценке карточки подвижной игры у студентов ЭГ можно выделить следующие: описание содержания игры, грамотность терминологии, описание необходимого инвентаря и оборудования, изложение правил игры, детализация методических указаний, наглядность графических записей игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение результатов проведённого исследования позволяет сделать следующие выводы.
Данные специальной литературы свидетельствуют о том, что подвижные игры занимают важное место во всех звеньях системы физического воспитания и играют значимую роль в формировании двигательного и интеллектуального потенциала ребенка.
Выявление потребностей Воронежской области в реализации трудовых функций специалистами в сфере физической культуры и спорта указывает на востребованность систематических занятий подвижной игровой деятельностью с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей их развития.
Результаты комплексной оценки профессиональной подготовленности студентов по учебной дисциплине ТиМОБВС (подвижные игры) определили выбор содержания рабочей программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование».
Апробация программы в реальном учебном процессе со студентами 1-го курса ВГАС доказала её эффективность, что достоверно проявилось в показателях практической подготовленности студентов. Можно предположить, что это связано с форматом элективных дисциплин как таковых, поскольку они не предполагают наличия теоретических и самостоятельных занятий в учебном плане. Вероятно, в качестве перспективы продолжения исследования целесообразно реализовать содержание данной дисциплины в блоке дисциплин по выбору (части, формируемой участниками образовательных отношений), включив в учебный план разные виды занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов А.А. Подвижные игры детей дошкольного возраста в контексте прогрессивных взглядов на социализационные процессы и индивидуализацию растущего человека / А.А. Горелов, Л.Н. Волошина, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. - 2014. - №1(48). - С. 28-31.
2. Ирхина Е.Н. Анализ теоретической подготовленности студентов Воронежского государственного института физической культуры по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры») / Е.Н. Ирхина, А.В. Сысоев // Спорт, человек, здоровье: Матер. X Междунар. конгресса, Санкт-Петербург, Россия, 08-10 декабря 2021 г. - Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2021. - С. 399-402.
3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Том 2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Часть 2 / П.Ф. Лесгафт; ред. коллегия : Г.Г. Шахвердов (отв. ред.), И.Д. Стрельников, К.Х. Грантынь [и др.] ; отв. ред.-сост. Г.Г. Шахвердов. Москва : Физкультура и спорт, 1952. - 384 с.
4. Сопоставление взглядов руководителей и специалистов сферы физической культуры и спорта Воронежской области на реалии и перспективы подготовки физкультурных кадров для региона / А.В. Сысоев, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2022. - №1(81). - С. 33-45.
5. Сопоставление специфики физкультурно-спортивной деятельности некоторых категорий населения Воронежской области / А.В. Сысоев, Д.И. Войтович, Е.Н. Ирхина [и др.] // Мир образования - образование в мире. - 2022. - № 1(85). - С. 88-104.
6. Сысоев А.В. Оценка профессиональной подготовленности студентов Воронежской государственной академии спорта по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры») / А.В. Сысоев, Е.Н. Ирхина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, №3. - С. 106-115.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №940 от 19 сентября 2017 г - URL: https://base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 06.08.2022).
REFERENCES
1. Gorelov, A.A., Voloshim, L.N. and Rumba, O.G. (2014), "Action games of preschool children in the context of progressive views on socialization processes and individualization of a growing person", Physical education and health, No. 1(48), pp. 28-31.
2. Irkhina, E.N. and Sysoev, A.V. (2021), "Analysis of the theoretical preparedness of students of the Voronezh State Institute of Physical Culture in the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: sports and action games" (section "Action games ")", Sport, person, health: Proceedings of the of the tenth International Congress St. Petersburg, Russia, December 08-10, 2021, St. Petersburg: pp. 399-402.
3. Lesgaft, P.F. (1952), Collected pedagogical works. Volume 2. Manual on physical education of school-age children. Part 2, in Shahverdov, G.G. (Ed.), Physical education and sports, Moscow.
4. Sysoev, A.V., Markina, V.B., Tatarintseva, I.A., Irkhina, E.N. and Voitovich, D.I. (2022), "Comparison of the views of leaders and specialists in the field of physical culture and sports of the Voronezh region on the realities and prospects for training physical personnel for the region", Culture physical and health, No. 1(81), pp. 33-45.
5. Sysoev, A.V., Voitovich, D.I., Irkhina, E.N., Markina, V.B. and Tatarintseva, I.A. (2022), "Comparison of the specifics of physical culture and sports activities of some categories of the population of the Voronezh region", The world of education is education in the world, No. 1(85), pp. 88-104.
6. Sysoev, A.V. and Irkhina, E.N. (2022), "Assessment of the professional readiness of students of the Voronezh State Academy of Sports in the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: sports and action games" (section "Action games")", Science and sports: modern trends, Vol. 10, No. 3, pp. 106-115.
7. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), Federal State Educational Standard for Higher Education Bachelor's Degree in Training 49.03.01 Physical Education: Appendix to Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 940 of September 19, 2017, available at: https://base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 06.08.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2023
УДК 796:339.138
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Иван Степанович Тамаров, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Аркадий Александрович Долгов, старший преподаватель, Евгений Владимирович Николаев, старший преподаватель, Ирина Александровна Ерошенко, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Аннотация
В статье представлены основные подходы и риски финансирования физической культуры и спорта в вузах, а также вытекающая из этого проблема вовлечения студентов в спортивную жизнь высшего учебного заведения. Студенческие спортивные клубы и секции имеют ряд проблем, без решения которых невозможно наладить эффективную работу со студентами. Главным звеном в решении данной проблемы является расширение и изменение способов финансирования физической культуры и спорта. Система финансирования имеет сильную зависимость от бюджета страны, поэтому она достаточно уязвима в периоды появления кризиса. Но тем не менее в данный момент на спорте можно заработать неплохие деньги при условии, что маркетингом и менеджментом будут заниматься профессиональные экономисты. Именно поэтому в настоящей статье были предложены основные способы и методы продвижения физической культуры и спорта для извлечения из этого прибыли.
Ключевые слова: проблемы финансирования, физическая культура, продвижение, вовлечение студентов, ресурсы высшего образования.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p412-416
FINANCING AND PROMOTION OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ivan Stepanovich Tamarov, the senior teacher, Arkady Alexandrovich Dolgov, the senior teacher, Evgeny Vladimirovich Nikolaev, the senior teacher, Irina Aleksandrovna Eroshenko,