УДК 796(075.8) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-146-156
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА: ГИМНАСТИКА»
А.В. Сысоев, И.А. Татаринцева
Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж, Россия Аннотация
Цель исследования заключается в определении профессиональной подготовленности студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)».
Методы и организация исследования. Профессиональная подготовленность студентов оценивалась комплексно - по показателям теоретической (категория «знать»), методической (категория «уметь»), практической (категория «владеть») подготовленности. Применялись методы тестирования, контрольных испытаний, математической статистики, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Исследование проводилось с апреля по июнь 2021 года. В нем приняли участие 19 студентов I курса, завершивших обучение по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)». Результаты исследования. По результатам комплексного тестирования студентов по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» уровень их теоретической и практической подготовленности был оценен как удовлетворительный, уровень методической подготовленности - как низкий. В контексте теоретической подготовленности наибольшие затруднения связаны с историей становления гимнастики, с классификацией и формой записи упражнений, с подачей команд при реализации строевых и общеразвивающих упражнений. В контексте методической подготовленности - с историческими аспектами возникновения и развития вида спорта, изложением его краткой характеристики, разъяснением техники упражнений, обозначением возможных ошибок и способов их предотвращения, пояснением требований к необходимому спортивному инвентарю. В контексте практической подготовленности - с постановкой частных задач урока, описанием приемов страховки и помощи, графической записью упражнений, проявлением уверенности и командного голоса, выбором местоположения и ракурса для показа упражнения, предоставлением точных объяснений, подготовкой инвентаря к занятию.
Заключение. Результаты исследования позволяют обозначить направления деятельности по коррекции рабочей программы по учебной дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)». Ключевые слова: .
ASSESSMENT OF PROFESSIONAL FITNESS OF STUDENTS OF THE VORONEZH STATE ACADEMY OF SPORTS IN THE DISCIPLINE «THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING BASIC SPORTS: GYMNASTICS»
A.V. Sysoev, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9655-4873
I.A. Tatarintseva, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2474-5683
Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russia
Abstract
The purpose of the research is to determine the professional physical fitness of students studying
in the direction of 49.03.01 «Physical culture», profile «Physical education» in the discipline «Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)» in the Voronezh State Academy of Sports (VGAS).
Methods and organization of the research. The professional physical fitness of students was assessed comprehensively according to the indicators of theoretical (category «to know»), methodological (category «to be able»), practical (category «to possess») readiness. Methods of testing, control tests, mathematical statistics, analysis, synthesis, generalization, systematization were used. The research was conducted from April to June 2021. It was attended by 19 first-year students who completed their studies in the discipline «Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)».
Results of the research. Based on the results of a comprehensive testing of students in the discipline «Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)», the level of their theoretical and practical physical fitness was assessed as satisfactory, the level of methodological physical fitness - as low. In terms of theoretical readiness, the greatest difficulties are associated with the history of the formation of gymnastics, the classification and the form of recording exercises, with giving commands during the implementation of marching and combined developing exercises. In terms of methodological readiness, the difficulties are associated with historical aspects of the origin and development of the sport, a summary of its characteristics, a clarification of the technique of exercises, an indication of possible mistakes and ways to prevent them, an explanation of the requirements for the necessary sports equipment. In terms of practical readiness, the difficulties are associated with setting of particular aims of the lesson, the description of methods of insurance and assistance, graphical recording of exercises, demonstration of confidence and command voice, choice of location and angle for showing the exercise, provision of accurate explanations, preparation of equipment for the lesson.
Conclusion. The results of the research make it possible to identify areas of activity for the correction of the work program for the academic discipline «Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)».
Keywords: theoretical knowledge, methodological skills, practical readiness, testing, control tests, students, gymnastics, professional physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно приказу Министерства спорта РФ от 24.11.2021 г. №911 Воронежский государственный институт физической культуры переименован в Воронежскую государственную академию спорта. Это новый значимый виток в истории развития вуза, открытого в 1979 году в качестве филиала Московского областного государственного института физической культуры и ставшего самостоятельным относительно недавно — в 2006 году. Сразу после открытия института обучение в нем велось только по заочной форме. Спустя год был введен набор обучающихся и на дневную форму. В 2012 году (через шесть лет после по-
лучения вузом независимого статуса) на базе института были созданы колледж, обеспечивающий среднее специальное образование в сфере физической культуры и спорта, и факультет дополнительного профессионального образования для тренеров, реализующий программы повышения квалификации и переподготовки. В 2018 году открыта магистратура по направлениям подготовки 49.04.01 «Физическая культура», 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 49.04.03 «Спорт». Кроме того, в вузе создана учебная лаборатория для проведения физиологических и психолого-педагогических
исследований. Осуществляется сотрудничество с НИИ антиокислительной терапии (Берлин, Германия), с Региональным колледжем Кембриджа (Великобритания), с Витебским государственным университетом имени А.М. Машерова и Гомельским государственным университетом имени Франциска Скорины (Белоруссия) .
В числе выпускников и студентов вуза есть олимпийские чемпионы (14), серебряные (7) и бронзовые (5) призеры Олимпийских игр; заслуженные мастера спорта (60), мастера спорта международного класса (около 300), мастера спорта (1200); заслуженные тренеры (55), заслуженные работники физической культуры (15), судьи международной категории (20); международные гроссмейстеры по шахматам (2) и др. В настоящее время в Воронежской государственной академии спорта (далее — ВГАС) проводятся комплексные исследования по научному обоснованию содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат). Актуальность подобных исследований обусловлена непрерывной коррекцией руководящих документов, регламентирующих сферу высшего образования, в результате чего вузами одновременно осуществляется подготовка студентов по двум-трем вариантам программ для каждой специальности, что приводит к перенапряжению ресурсов и нередко к путанице [6]. Значимым направлением реализуемых коллективом ВГАС исследований является совершенствование рабочих программ по отдельным учебным дисциплинам [8]. Для понимания исходных показателей успешности обучения по действующим в вузе вариантам про-
грамм в апреле-июне 2021 года было проведено комплексное тестирование студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», по всем пройденным дисциплинам. В настоящей статье будут представлены результаты тестирования студентов 1-го курса по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка профессиональной подготовленности студентов по учебной дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» включала три этапа: 1) оценку теоретической подготовленности (категория «знать»); 2) оценку методической подготовленности (категория «уметь»); 3) оценку практической подготовленности (категория «владеть»). Применялись методы тестирования, контрольных испытаний, математической статистики, анализа, синтеза, обобщения, систематизации [7].
Исследование проводилось с апреля по июнь 2021 года. В нем приняли участие 19 студентов I курса, завершивших обучение по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)», которая в 2020-21 уч. г., согласно учебному плану, изучалась на I курсе во 2-м семестре в объеме 144 часа [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценки теоретической подготовленности была направлена на выявление знаний терминологии и классификации в гимнастике, принципов и порядка разработки учебно-программной документации для проведения занятий по
гимнастике, истории и современного состояния гимнастики [1]. Применялся опросник из 45 вопросов, сформированный в соответствии с содержанием трех ключевых блоков теоретической части рабочей программы учебной дисциплины (7 лекционных занятий): Основы теории и методики преподавания гимнастики (история и характеристика гимнастики, гимнастическая терминология) (17 вопросов). Основные средства гимнастики и методика обучения (характеристика средств гимнастики) (23 вопроса). Формы и методика занятий гимнастикой (формы занятий, особенности занятий с разными возрастными и целевыми группами, организация спортивно-массовых гимнастических праздников) (5 вопросов)[10].
На вопросы первого блока было получено 61% верных ответов; на вопросы второго блока — 64%; на вопросы третьего блока — 70% (рисунок 1). В ходе анализа результатов тестирования были определены учебные темы,
вызывающие наибольшие затруднения у студентов:
— в первом блоке — 5 вопросов, связанных с историческими аспектами возникновения и становления гимнастики (создание национальных систем гимнастики; виды гимнастики и их классификация): 30% верных и 70% неверных ответов;
— во втором блоке — 4 вопроса, связанных с реализацией строевых и общераз-вивающих упражнений (подача команд для конкретных перестроений): 29% верных и 71% неверных ответов. Первый этап тестирования показал удовлетворительный уровень теоретической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнасти -ка)», о чем свидетельствуют 60-70% верных ответов. Наибольшие затруднения связаны с историей становления гимнастики, с классификацией и формой записи упражнений, с подачей команд при реализации строевых и общеразви-вающих упражнений [5].
80 70 60 50 40 30 20 10 0
70%
61%
64%
39%
36%
30%
1 блок вопросов
2 блок вопросов ■ Верно □ Неверно
3 блок вопросов
Рисунок 1 - Верные и неверные ответы студентов I курса ВГАС на тестовые вопросы, распределенные по трем теоретическим блокам содержания учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)»
Figure 1 - Correct and incorrect answers of first-year students of VGAS to test questions distributed across three theoretical blocks of the content of the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)"
Для оценки методической подготовленности был разработан опросник, направленный на демонстрацию студентами всесторонних методических знаний о конкретных гимнастических упражнениях и порядке их разучивания, включая дифференциацию подходов
с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей занимающихся, а также материально-технических возможностей учебного заведения (организации) [2]. Для облегчения задачи в билете предлагался план ответа, который дублировался в бланке оценки,
№ п/п Критерии оценки Подвопрос не раскрыт Подвопрос раскрыт не в полной мере / с ошибками Подвопрос раскрыт полностью Сумма
(0 баллов) (1 балл) (2 балла)
Краткая характеристика вида спорта:
- название и принадлежность к группе согласно олимпийской классификации
1. - отношение к Олимпийским играм
- позиция на международной арене (отношение к федерациям, уровень соревнований)
Историческая справка о виде спорта:
- истоки возникновения
- год (период) возникновения
2. - страна возникновения
- создатель (если есть)
- год (период) выхода на международную арену
- самые известные спортсмены и тренеры
3. Правильно назвать упражнение (если надо дать перевод)
4. Объяснить назначение упражнения и его место в структуре вида спорта
5. Показать упражнение (если возможно)
6. Разъяснить технику упражнения, выделив основу и детали техники
7. Назвать мышцы (мышечные группы), задействованные при выполнении упражнения
8. Назвать физические качества, проявляемые в ходе выполнения упражнения
9. Разъяснить требования к спортивному инвентарю (если требуется)
10. Разъяснить порядок разучивания упражнения, указав основные методы и методические приемы (если требуется разъяснить порядок страховки)
11. Указать возможные ошибки, допускаемые при выполнении упражнения, и способы их предотвращения
12. Пояснить возрастные аспекты разучивания упражнения
Итоговая оценка за ответ (сумма баллов)
Рисунок 2 - Бланк комплексной оценки методической подготовленности студентов ВГАС по учебной дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» Figure 2 - The form of a comprehensive assessment of the methodological readiness of students of VGAS in the academic discipline "Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)"
подготовленном для преподавателей, принимающих ответ студента (рисунок 2). Условиями предусматривалось, что 0 баллов выставляется, если подвопрос не раскрыт; 1 балл — если раскрыт не полностью или с ошибками; 2 балла — если раскрыт полностью. По итогам оценки 12 подвопросов преподавателем выставлялся итоговый балл. Всего было подготовлено 20 проверочных билетов, которые тестируемые брали методом жребия — по одному каждому. Согласно результатам тестирования, краткую характеристику вида спорта сообщили 16% опрошенных. Историческими сведениями владеют 11%. Правильно назвали упражнение 32%. Объяснили назначение упражнения и его место в структуре вида спорта 13%. Грамотно показали упражнение (при возможности сделать это) 21%. Сумели разъяснить технику упражнения, выделив основу техники и детали техники,
21%. Верно назвали мышцы (мышечные группы), задействованные при выполнении упражнения, 45%. Указали физические качества, проявляемые в ходе выполнения упражнения, 34%. Разъяснили требования к спортивному инвентарю (при необходимости сделать это) 21%. Точно охарактеризовали порядок разучивания упражнения, указав основные методы и методические приемы (в том числе разъяснив при необходимости порядок страховки), 18%. Указали возможные ошибки, допускаемые при выполнении упражнения, и способы их предотвращения 21%. Пояснили возрастные аспекты разучивания упражнения 24% (рисунок 3).
Второй этап тестирования показал низкий уровень методической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» (в среднем 20% верных ответов). В качестве одной из причин
Рисунок 3 - Результаты комплексной оценки методической подготовленности студентов I курса ВГАС по учебной дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» Figure 3 - The results of a comprehensive assessment of the methodological readiness of first-year students of VGAS in the academic discipline "Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)"
следует, вероятно, рассматривать фактор вызванного пандемией дистанционного обучения, негативно сказавшегося на качестве практических занятий [3]. Относительно детализации имеющихся в знаниях студентов пробелов установлено, что они связаны с историческими аспектами возникновения и развития вида спорта, изложением его краткой характеристики, разъяснением техники упражнений, обозначением возможных ошибок и способов их предотвращения, пояснением требований к необходимому спортивному инвентарю.
Оценка практической подготовленности осуществлялась по двум критериям — разработке конспекта урока по физической культуре (раздел «Гимнастика») для детей указанного преподавателем возрас-
та (младшего, среднего, старшего) [1] и последующему практическому проведению урока (фрагмента урока) в соответствии с подготовленным конспектом[10]. С целью объективизации процедуры оценивания предварительно были разработаны специальные критерии и соответствующие им бланки оценки. Условиями предусматривалось, что 0 баллов выставляется при невыполнении критерия либо его выполнении с грубыми ошибками; 1 балл — если имеются отдельные недостатки; 2 балла — в случае соответствия критерию. Оценивание осуществлялось компетентными преподавателями. Итоговая оценка выставлялась путем суммирования баллов по всем критериям. Согласно полученным данным, оценку «4» получили 65% студентов, оцен-
1. Оформление работы 2. Постановка общих задач урока 3. Описание необходимого инвентаря и оборудования 4. Описание места проведения и контингента
5. Постановка частных задач урока
6. Решение общих образовательных задач раскрыто через
частные задачи
7. Описание необходимых средств (соответствие задачам,
возрасту, технике безопасности и т.п.)
8. Порядок средств и их распределение по частям урока
9. Описание дозировки нагрузки (продолжительность, количество раз, кругов и т.п.) 10. Описание методических приемов обучения, воспитания, организации
11. Соотношение частей урока по продолжительности
12. Соответствие общей /моторнойплотности урока поставленным задачам 13. Наличие графической записи упражнений и других необходимых рисунков
58%
12%
95%
3 70%
1 45%
I 54%
П 54%
ЕЯ 58%
62%
] 50% 54%
14. Грамотность терминологии и орфографии 54%
I 45%
15. При необходимости: описания приёмов страховки и помощи
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 4 - Результаты оценки конспектов уроков, разработанных студентами I курса ВГАС в рамках освоения учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» Figure 4 - The results of the evaluation of lesson summaries developed by first-year students of VGAS in the framework of mastering the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)"
ку «3» — 35% студентов, оценки «5» и «2» не были выставлены. Детализация результатов свидетельствует, что 95% студентов справились с постановкой общих задач урока; 70% — с описанием необходимого инвентаря и оборудования; 62% — с описанием места проведения и контингента, а также с описанием дозировки нагрузки; 58% — с оформлением работы, выстраиванием порядка средств и их распределением по частям урока; 58% — с планированием общей / моторной плотности урока под поставленные задачи; 54% — с решением общих образовательных задач, раскрытых через частные задачи, а также с описанием необходимых средств, определением соотношения частей урока по продолжительности; 54% — с грамот-
ностью терминологии и орфографии; 50% — с описанием методических приемов обучения, воспитания, организации; 45% — с постановкой частных задач урока и необходимостью описания приемов страховки и помощи; 12% — с наличием графической записи упражнений и других необходимых рисунков (рисунок 4).
За непосредственное проведение урока (фрагмента урока) оценку «5» получили 8% студентов, оценку «4» — 34%, оценку «3» — 50%, оценку «2» — 8%. Детализация результатов свидетельствует, что 79% студентов способны сами качественно показать упражнения; 75% демонстрируют корректные внешний вид, манеру держаться и корректное поведение; 66% соблюдают
Рисунок 5 - Результаты комплексной оценки проведения урока (фрагмента урока) студентами I курса ВГАС в рамках освоения учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» Figure 5 - The results of a comprehensive assessment of the lesson (lesson fragment) conducted by first-year students of VGAS in the framework of mastering the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports (gymnastics)"
технику безопасности; 62% эффективно используют задействованный инвентарь; 58% правильно подают команды, подсчитывают, избирают адекватные методические приемы, грамотно соотносят продолжительность частей урока, поддерживают дисциплину, достигают выполнение задач урока, реализуют урок в соответствии с подготовленным конспектом; 50% — терминологически грамотны, адекватно подбирают и применяют средства; 45% обеспечили высокую общую / моторную плотность урока, точность дозирования нагрузки, своевременность и полноту исправления ошибок; 41% обладают уверенностью, командным голосом, качественно избирают местоположение и ракурс для показа; 37% дают точные и детальные объяснения, своевременно заканчивают урок; 20% своевременно подготавливают инвентарь (рисунок 5). Третий этап тестирования показал средний уровень практической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)», о чем свидетельствует тот факт, что с подготовкой конспекта занятия удовлетворительно справились 55% студентов, с проведением урока (фрагмента урока)
— 54%. При этом 2 балла за конспект получили 28% студентов, 1 балл — 58%, 0 баллов — 14%; за проведение — 2 балла получили 25% студентов, 1 балл
— 59%, 0 баллов — 16%. Большинство студентов при подготовке конспекта не справились с постановкой частных задач урока, с описанием приемов страховки и помощи, с графической записью упражнений. При проведении урока (фрагмента урока) большая часть испытуемых показали отсутствие уверенности и командного голоса. Кроме того, многие испытывали затруднения при выборе местоположения и ракурса
для показа, а также при предоставлении занимающимся точных объяснений. Наиболее заметные трудности были отмечены при подготовке инвентаря к занятию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение результатов тестирования профессиональной подготовленности студентов I курса ВГАС, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» позволяет сделать следующие выводы:
— уровень профессиональной подготовленности студентов по исследуемой дисциплине оценивается как удовлетворительный;
— наибольшее количество затруднений связано со знанием исторических аспектов вида спорта, методической подготовленностью и практической реализацией педагогической работы;
— в ходе коррекции рабочей программы учебной дисциплины целесообразно: 1) пересмотреть тематические блоки лекционных занятий и их наполнение на предмет выявления материала, важного для будущего учителя по физической культуре в практической и теоретической деятельности; 2) предусмотреть задания для закрепления пройденного материала в рамках часов самостоятельной работы студентов в виде подготовки сообщений, презентаций, докладов, а также промежуточного тестирования и контрольных работ; 3) оптимизировать тестовые вопросы промежуточного контроля для своевременной фиксации знаний по каждой ключевой позиции; 4) увеличить объем практических занятий; 5) включить в обеспечение дисциплины видеоматериалы для дистанционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, А. И. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)»: РПД (гимнастика) ВГИФК / А. И. Акулова. - Воронеж, 2020. - 37 с.
2. Власова, В. П. Физическая культура как фактор формирования здоровьеформирующей компетенции будущего учителя / В. П. Власова, В. В. Акамов, О. В. Четайкина, И. В. Данилин // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 6. - С. 87.
3. Дарданова, Н. А. Применение различных форм дистанционного обучения при проведении учебных занятий по дисциплине «Гимнастика» со студентами физкультурных вузов / Н. А. Дарданова, Е. И. Ярославцева, А. С. Коржакова, О. Ю. Горелова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. - 2021. - № 10 (100). - С. 102-105.
4. Котуранова, И. Д. Проблемы подготовки будущих учителей физической культуры в свете новых требований ФГОС / И. Д. Котуранова // Вестник Калужского Университета. - 2019. - № 4 (45). - С. 129-131.
5. Лукьяненко, В. П. О преподавании теоретического материала на уроках физической культуры / В. П. Лукьяненко, Н. В. Муханова // Физическая культура в школе. - 2020. - № 4. - С. 13-18.
6. Румба, О. Г. О пересмотре содержания физкультурного образования в контексте сопряжения преемственности его исторического развития с актуальными запросами времени / О. Г. Румба, А. В. Сысоев // Известия Российской академии образования. - 2021. - № 1-2 (54). - С. 49-62.
7. Сыромятникова, О. Г. Формирование умений в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимна-
REFERENCES
1. Akulova A.I. The work program of the discipline (module) «Theory and methodology of teaching basic sports»: WPD (gymnastics) VSIPC / A. I. Akulova. - Voronezh, 2020. - 37 p.
2. Vlasova, V. P. Physical culture as a factor in the formation of the health-forming competence of the future teacher / V. P. Vlasova, V. V. Akamov, O. V. Chetaykina, I. V. Danilin // Modern problems of science and education. - 2019. - No. 6. - p. 87.
3. Dardanova, N. A. The use of various forms of distance learning when conducting training sessions on the discipline «gymnastics» with students of physical education universities / N. A. Dardanova, E. I. Yaroslavtseva, A. S. Korzhakova, O. Yu. Gorelova // Scientific notes of the university named after P.F. Lesgaft. - 2021. - No.10 (100). - pp. 102-105.
4. Koturanova, I. D. Problems of training future teachers of physical culture in the light of new requirements of the Federal State Educational Standard / I. D. Koturanova // Bulletin of the Kaluga University. - 2019. - № 4 (45). - Pp. 129-131.
стика» / О. Г. Сыромятникова, Г. В. Поваляева // Физкультурное образование Сибири. - 2015. - Т. 33, № 1. - С. 45-48.
8. Сысоев, А. В. О преемственности подготовки тренерских кадров в контексте ретроспективы физкультурного образования / А. В. Сысоев, О. Г. Румба // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2022. № 1. - С. 82-88.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 940 от 19 сентября 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%2 0VO%2 0 3 + +/ Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения 27.04.2022).
10. Цильке Н.Г. Совершенствование методики обучения гимнастическим упражнениям студентов общего курса физкультурного вуза: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цильке Наталья Григорьевна; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2016. - 22 с.
11. Sitra A.M. Development of a basic gymnastics course textbooks for students : Syllabus / Sitra Azh-ariat Malasari, Pasharik Juntara ; Faculty of Physical Education, Department of Teacher Education and Training Universitas Muhammadiyah Kotabumi, Lampung, Indonesia Kinestetik // Jurnal Ilmiah Pen-didikan Jasmani 5 (1) (2021). 121-127 pp.
5. Lukyanenko, V. P. On teaching theoretical material at physical culture lessons / V. P. Lukyanenko, N. V. Mukhanova // Physical culture at school. - 2020. -No.4. - pp. 13-18.
6. Rumba, O. G. On the revision of the content of physical education in the context of combining the continuity of its historical development with the actual demands of time / O. G. Rumba, A. V. Sysoev // Proceedings of the Russian Academy of Education. - 2021. - № 1-2 (54). - Pp. 49-62.
7. Syromyatnikova, O. G. Formation of skills in the process of studying the discipline "theory and methodology of teaching basic sports: gymnastics" / O. G. Syromyatnikova, G. V. Povalyaeva // Physical education of Siberia. - 2015. - Vol. 33, No. 1. - pp. 45-48.
8. Sysoev, A. V. On the continuity of training of coaching personnel in the context of a retrospective of physical education / A. V. Sysoev, O. G. Rumba // Bulletin of the Voronezh state university. Series: Problems of higher education. - 2022. - No. 1. - pp. 82-88.
9. Federal State Educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 49.03.01
Physical culture: appendix to the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 940 dated September 19, 2017 [Electronic resource]. - Access mode https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203 ++/Bak/490301_B_3_30102017. pdf (accessed 27.04.2022).
10. Tsilke, N. G. Improving the methods of teaching gymnastic exercises to students of the general course of a physical education university: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences: specialty: 13.00.04 "Theory and
methodology of physical education, sports training, wellness and adaptive physical culture» / Tsilke Natalia Grigorievna; Sib. State University of Physical culture and sports. - Omsk, 2016. - 22 p.
11. Sitra A.M. Development of a basic gymnastics course textbooks for students : Syllabus / Sitra Azh-ariat Malasari, Pasharik Juntara ; Faculty of Physical Education, Department of Teacher Education and Training Universitas Muhammadiyah Kotabumi, Lampung, Indonesia Kinestetik // Jurnal Ilmiah Pen-didikan Jasmani 5 (1) (2021). 121-127 pp.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сысоев Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, депутат Законодательного собрания Воронежской области, ректор ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»; 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-9655-4873. Татаринцева Ирина Александровна - старший преподаватель кафедры теории и методики сложнокоор-динационных и прикладных видов спорта; ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»; 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-2474-5683.
Поступила в редакцию 11 марта 2022 г. Принята к публикации 08 апреля 2022 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Сысоев, А.В. Оценка профессиональной подготовленности студентов Воронежской государственной академии спорта по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика» / А.В. Сысоев, И.А. Татаринцева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 146-156. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-146-156
FOR CITATION
Sysoev A.V., Tatarintseva I.A. Assessment of professional fitness of students of the Voronezh state academy of sports in the discipline «Theory and methodology of teaching basic sports: gymnastics», Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.2, pp. 146156 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2146-156