олимпийского вида спорта. Данный статус при соответствующей работе международной Федерации самбо по дальнейшему продвижению этого вида единоборств в мире дало возможность включить его в программу Олимпийских игр 2024 года в Париже.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика технической подготовки студентов по самообороне и боевому самбо для сдачи нормативов комплекса ГТО VI ступени самозащита без оружия / Э.А. Аленуров, Е.Д. Бакулина, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - 12-17.
2. Коротких И.А. Методика технико-тактической адаптации боксеров и борцов к прикладному рукопашному бою : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Коротких Игорь Анатольевич. -Краснодар, 2004. - 24 с.
3. Харлампиев А. А. Система САМБО: учебное пособие / А. А. Харлампиев. - Моска : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 528 с.
4. Шулика, Ю.А. Бокс: Теория и методика : учебник / Ю.А. Шулика, А.А. Лавров, С.М. Ахметов. - Москва : Советский спорт, 2009. - 768 с.
5. Шулика, Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 224 с.
REFERENCES
1. Alenurov, E.A., Bakulina, E.D., Voevodina, T.M and Lapina, N.M. (2020) "Methodology of technical training of students in self-defense and combat sambo for passing the standards of the TRP complex of the VI self-defense stage without weapons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 186, No. 8, pp. 12-17.
2. Korotkih, I.A. (2004), Technique of technical and tactical adaptation of boxers and wrestlers to applied hand-to-hand combat, dissertation, Krasnodar.
3. Kharlampiev, A.A., (2002), SAMBO system: handbook, FAPR-PRESS, Moscow.
4. Shhulika, Yu.A., (2009), Boxing. Theory and methodology: textbook, Soviet sport, Moscow.
5. Shulika, Yu.A., (2004), Combat sambo and applied single combats, Phoenix, Rostov-on-Don.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2021
УДК 378.14.015.62
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ
Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Евгеньевич Лутковский, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Михайловна Сухарева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург
Аннотация
Введение. Успешность овладения практическими дисциплинами программы бакалавриата определяется степенью подготовленности студентов физкультурных вузов в совокупности с их целевыми установками профессионального становления. В данной статье представлен сравнительный анализ качества теоретической подготовленности студентов очной и заочной формы обучения, с уровнем их двигательных умений, сформированным по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика» обучающимся по программе бакалавриата по направлению 49.03.01 (Физическая культура) в условиях вариативных форм учебного процесса [2]. Цель исследования: выявление специфических требований к программе обучения в физкультурном вузе при освоении студентами дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика». Методика и организация исследования: для достижения поставленной цели была проведе-
на комплексная оценка качества полученных знаний и степени освоенности специальных двигательных умений студентами очной и заочной форм обучения. Уровень знаний, приобретенных в ходе овладения дисциплины, определялся при помощи тестирования, проведенного по окончании изучения базовых видов легкой атлетики. Оценивание степени освоенности техники видов легкой атлетики, в объеме намеченных требований, проводилось путем соотношения результата, показанного при выполнении соревновательного упражнения, нормативным требованиям рабочей программы дисциплины. Выводы: выявлены особенности освоение дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика» у студентов очной и заочной формы обучения. Студенты, обучающиеся очно, эффективнее осваивают технически сложные виды легкой атлетики, что, прежде всего, связано с большим объемом времени, отведенного на их изучение, и как следствие, возможностью подробного разучивания и совершенствования основ и деталей техники.
Ключевые слова: профессиональное образование, базовые виды легкой атлетики, очная и заочная форма обучения, формирование знаний и двигательных умений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p221-226
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF BASIC TYPES OF TRACK-AND-FIELD ATHLETICS IN VARIOUS FORMS OF TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION
UNIVERSITIES
Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Evgenievich Lutkovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Mi-khailovna Sukhareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
Introduction. The success of mastering practical disciplines of the bachelor's degree program is defined by the degree of readiness of physical education university students in conjunction with their professional development target settings. This article presents a comparative analysis of the quality of theoretical training of full-time and part-time students, with the level of their motor skills formed in the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: track-and-field athletics" for students studying under the bachelor's program in the direction 49.03.01 (Physical culture) in the conditions of variable forms of the educational process [2]. The purpose of the study: to identify specific requirements for the training program in a physical education university when students master the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: track-and-field athletics". The methodology and organization of the study: to achieve this goal, we carried out a comprehensive assessment of the quality of acquired knowledge and the degree of special motor skills development by full-time and part-time students. To determine the level of knowledge gained in the course of mastering the discipline, we conduct a testing at the end of the study of basic types of athletics. The assessment of the degree of mastery of technique of the kinds of athletics, in the scope of the intended requirements, was carried out by the ratio of the result, shown during the performance of the competitive exercise to the regulatory requirements of the working program of the discipline. Conclusions: the features of mastering the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: athletics" for full-time and part-time students are revealed. Full-time students are more effective in mastering technically complex types of track-and-field athletics, which is primarily due to the large amount of time allocated for their study and, as a result, the possibility of detailed learning and improving the basics and details of the technique.
Keywords: professional education, basic types of track-and-field athletics, full-time and part-time education, formation of knowledge and motor skills.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в системе высшего образования предъявляет высокие требования к результатам обучения и направлено на формирование профессионально важных компетенций, определяющих содержание программы бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура. Эффективная реализация этой программы возможна при соответствии целевых установок ФГОС ВО особенности обучающей среды физкультур-
ных вузов [2,4].
Эффективность освоения практических дисциплин обязательной части учебного плана и части, формируемой образовательными отношениями предметов («Теория и методика базовых видов спорта», «Теория и методика избранного вида спорта», «Технология спортивной тренировки», «Профессионально-спортивное совершенствование») в значительной мере определяется уровнем знаний студентов и объемом сформированных у них двигательных умений. Текущие контроли успеваемости осуществляются в форме оценивания уровня освоенности техники движений (выполнение норматива) и методики обучения изучаемого вида спорта (проведение тренировочного занятия или его части) в объеме намеченных требований. Формирование важных знаний и умений, а также приобретение необходимых навыков в рамках изучения практических дисциплин, обеспечивает в дальнейшем эффективную самостоятельную профессиональную деятельность выпускника [1, 5].
Разработанные требования по освоению практических дисциплин студентами физкультурных вузов определяются их объемом и содержанием. Есть определенные различия в реализации дисциплин очной и заочной формы обучения. Это связано прежде всего с тем, что у студентов заочной формы обучения увеличена доля часов самостоятельной работы. Однако требования к уровню сформированности знаний и двигательного освоения техники изучаемых видов для различных форм обучения являются одинаковыми и определяются содержанием рабочей программы.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью выявления специфических требований к освоению программы обучения в высшем учебном заведении, осуществляющем подготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта, была проведена комплексная оценка уровня знаний и степени овладения специальными двигательными умениями сформированными студентами очной и заочной форм обучения. Данное исследование проводилось в течение четырех лет в рамках освоения обучающимися дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика».
Для определения уровня знаний, приобретенных в ходе прохождения дисциплины, было проведено тестирование по изучаемым видам легкой атлетики. К базовым видам легкой атлетики, в соответствии рабочей программы дисциплины, относятся: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, прыжок в длину способом «согнув ноги», прыжок в высоту способом «перешагивание», толкание ядра способом «со скачка», метание малого мяча [3]. Вопросы тестирования включали в себя проверку знаний об истории развития каждого вида легкой атлетики, техники его выполнения и методики обучения.
Оценивание степени освоения техники видов легкой атлетики в объеме намеченных требований проводилось путем соотношения результата, показанного при выполнении соревновательного упражнения, нормативным требованиям рабочей программы дисциплины и уровня владения техникой изучаемого вида в балльной системе измерения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Объем изучения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика» составляет 144 часа (4 зачетные единицы). Из них на практическое разучивание видов для очной формы обучения выделено 90 часов, а для заочной 16. Это дает определенное преимущество в техническом освоении видов легкой атлетики для студентов «очников», так как обучение у них выстроено в соответствии поэтапному и подробному разучиванию основ и деталей техники упражнений, чего лишены студенты «заочники». Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение программного материала дисциплины. Процесс обучения на практических занятиях в основном направлен на закрепление основ техники самостоятельно изученного вида легкой атлети-
ки и контроля над степенью его освоения.
Определение уровня приобретенных двигательных умений является субъективным показателем. Однако единая балльная система оценивания для различных форм обучения в сочетании с соревновательным результатом позволяет сделать заключение о двигательной подготовленности студентов. Данные таблицы 1 свидетельствует о разной степени освоения техники у студентов очной и заочной формы обучения.
Студенты, обучающиеся очно, эффективнее осваивают технически сложные по координации виды легкой атлетики. Это, прежде всего, связано с большим объемом времени, которое отведено на изучение вида и возможностью относительно детального разучивания не только основного звена, но и деталей техники. Беговые виды легкой атлетики успешнее осваивают студенты, обучающиеся заочно. Разница в средних показателях итоговых оценок определяется повышенными требованиями к соревновательному результату у студентов очной формы обучения, что зачастую препятствует демонстрации техники вида в полном объеме намеченных программой обучения требований.
Таблица 1 - Показатели уровня владения техникой «базовых» видов легкой атлетики студентами дневного (ДО) и заочного (ЗО) отделений после практических занятий (от 100 баллов)_
Форма обуч. Пол Виды легкой атлетики, М±т, %, (п=481)
Спринт Средние дистанции Прыжки в длину Прыжки в высоту Толкание ядра Метание мал. мяча
ДО Муж. 68,8±2,5 58,5±2,5 63,4± 2,2 76,5±2,8 82,8±2,2 71,8±2,5
ЗО Муж. 76,4±2,6 82,0±3,4 54,5± 2,5 74,8±2,2 75,0±2,8 68,0±2,6
ДО Жен. 62,8±2,0 61,8±2,3 60,0±3,0 76,4± 2,6 78,6±3,0 70,2±2,6
ЗО Жен. 75,4±2,4 85,8± 2,6 45,5±2,0 65,8±2,0 62,0±2,3 69,5±2,0
Для определения уровня знаний, сформированных в процессе практических и семинарских занятий по освоению техники пройденных видов легкой атлетики и методики их обучения, было проведено тестирование. Тестирование состояло из 10 случайных вопросов. Правильный ответ на все вопросы оценивался в 8 баллов (цена правильного ответа на 1 вопрос - 0,8 балла).
Анализ результатов тестирования позволил выявить ряд закономерностей (таблица 2). Уровень теоретической подготовленности достоверно выше (Р<0,05) у студентов очной формы обучения из-за большего объема часов, отведенного на изучение видов (за исключением результатов тестирования по бегу на средние дистанции и толканию ядра у мужчин). Также прослеживаются различия по половому признаку, но только у студентов дневного отделения. У представительниц женского пола средний результат тестирования превышает значение в семь баллов (из восьми возможных) по четырем изучаемым видам из шести. Наиболее сложными для освоения являются прыжки в длину и метание малого мяча. У студентов, обучающихся заочно, достоверных различий в результатах тестирования по видам между мужчинами и женщинами выявлено не было (р>0,05).
Таблица 2 - Показатели уровня сформированных знаний по «базовым» видам легкой атлетики студентами дневного (ДО) и заочного (ЗО) отделений после практических занятий
Форма обуч. Пол Виды легкой атлетики, М±т, баллы (п=481)
Спринт Средние дистанции Прыжки в длину Прыжки в высоту Толкание ядра Метание малого мяча
ДО Муж. 6,6±1,4 6,8±1,3 6,3±1,4 6,1±1,6 5,4±1,6 6,5±1,7
ЗО Муж. 5,5±1,3 6,4±1,4 5,1±1,5 5,5±1,4 5,5±1,3 4,9±1,4
ДО Жен. 7,1±1,2 7,3±1,0 6,8±1,3 7,1±1,1 7,1±1,2 6,6±1,7
ЗО Жен. 5,9±1,2 6,5±1,2 5,2±1,6 5,5±1,4 5,4±1,4 4,9±1,4
Известно, что для определения качества усвоенной дисциплины студентами очной формы обучения, в соответствии с утвержденной программой, по завершенным темам на уровне обобщения учебного материала и его анализа, проводится рубежный контроль. Он оценивается, используя балльную систему. Подобный контроль в проведенных исследо-
ваниях был осуществлен и для студентов «заочников».
Таблица 3 - Показатели взаимосвязи результатов рубежного контроля с техникой владения «базовыми» видами легкой атлетики в баллах у студентов дневного отделения (ДО) и заочного (ЗО) отделений после практических занятий_
Форма обуч. Пол Рубежный контроль / техника видов легкой атлетики, г, (п=481)
Спринт Средние дистанции Прыжки в длину Прыжки в высоту Толкание ядра Метание мал. мяча
ДО Муж. 0,645 0,734 0,832 0,467 0,601 0,448
ЗО Муж. 0,509 0,373 0,306 0,347 0,374 0,267
ДО Жен. 0,575 0,872 0,874 0,559 0,789 0,518
ЗО Жен. 0,429 0,431 0,266 0,265 0,440 0,305
Примечание: р<0,05, при г> 0,340
Для выявления особенностей соответствия полученных знаний и сформированных практических умений проводился корреляционный анализ между показателями рубежного контроля и данными, характеризующими степень освоения техники базовых видов легкой атлетики студентами обеих форм обучения. Анализ полученного материала позволяет сделать некоторые обобщения (таблица 3). Определено, что в целом, эффективность освоения техникой существенно влияет на формирование знаний у студентов. Данный факт доказан наличием выявленной взаимосвязи. Более высокая степень исследуемых показателей выявлена у студентов обучающихся очно, по отношению к «заочникам». Это отмечается вне зависимости от половой принадлежности. Кроме того, можно выделить тот факт, который утверждает, что направленность изменения силы связи между исследуемыми показателями у студентов различных форм обучения идентична по всем рассматриваемым видам легкой атлетики.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного анализа можно сделать заключение, что современная система образования предъявляет повышенные требования к освоению практических дисциплин в физкультурных вузах. Единая учебная программа, но индивидуальные условия ее реализации с учетом применяемых форм обучения, позволяют добиться разной эффективности образовательного процесса, на дневном отделении в отличие от заочного.
Определено, что у студентов проходящих обучение очно, имеется больше возможностей эффективно освоить сложные по технике выполнения виды легкой атлетики в связи с увеличенным объемом практического времени затраченного на разучивание их основ и деталей. Так необходимый уровень сформированных компетенций обеспечивается при достаточном объеме полученных профессиональных знаний и умений, что дает преимущество в успешности овладения техникой осваиваемых соревновательных упражнений и понимании их структуры. Вместе с этим следует утверждать, что при условии закрепления специальных знаний и умений в рамках изучаемой дисциплины в более полном объеме, студентам заочной формы обучения можно в большей степени гарантировать эффективную и самостоятельную их дальнейшую профессиональную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костюченко, В.Ф. Педагогический контроль как средство активизации учебной деятельности студентов / В.Ф. Костюченко// Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в мировом образовательном пространстве: материалы третьей международной научной конференции. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2005. - Ч 11. - С. 70-74.
2. Костюченко, В.Ф. Организационные и психолого-педагогические аспекты внедрения компьютерных средств обучения в методику преподавания физической культуры / В.В. Храмов, В.А. Чистяков, Е.П. Врублевский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2014. - № 6 (112). - С. 208-211.
3. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки "Физическая культура" / под ред. В.М. Грецова, А.Б. Янковского. - 3-е изд., испр. - Москва : Академия, 2013. - 288 с.
4. Щенникова М.Ю. Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 344-348.
5. Щенникова, М.Ю. Методические рекомендации по формированию примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт» с учетом требований профессиональных стандартов / М.Ю. Щенникова, Т.М. Овсюк. ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 285 с.
REFERENCES
1. Kostyuchenko, V.F. (2005), "Pedagogical control as a means of enhancing the educational activity of students", Europe and modern Russia. The integrative function of pedagogical science in the global educational space: materials of the third international scientific conference, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, part 11, pp. 70-74.
2. Kostyuchenko, V.F., Chistyakov V.A. and Vrublevsky, E.P. (2014), "Organizational and psychological-pedagogical aspects of the introduction of computer teaching aids into the teaching methods of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 208-211.
3. Gretsov V.M., Yankovsky A.B. (2013), Theory and methods of teaching basic sports. Athletics: a textbook for educational institutions of higher professional education, carrying out educational activities in the direction of training "Physical culture", Academy, Moscow.
4. Shchennikova M.Yu. (2019), "The concept of optimization of the development of the higher education system in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 344-348.
5. Shchennikova, M. Yu. Ovsyuk T.M. (2017), Methodological recommendations for the formation of approximate basic educational programs in the areas of training "Physical culture" and "Sport" taking into account the requirements of professional standards, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2021
УДК 372.881.1
ПРИМЕНЕНИЕ VR-ИНСТРУМЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕЙМИФИКАЦИИ И
ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕХАНИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Владимир Викторович Котенко, старший преподаватель, Финансовый университет
при Правительстве РФ, Москва
Аннотация
AR и VR-инструменты прочно вошли в практику преподавания в зарубежных образовательных организациях. В качестве одного из трендов образовательной среды выделяется геймификация и применение игровых механик, которые способствуют более эффективному вовлечению учеников в процесс обучения. Форма игры сохраняет свою притягательность, способность удовлетворять потребности в самореализации, соревновании и достижении успеха. Цель исследования - определить предметные области применения AR и VR-инструментов в современном российском высшем образовании на основании мирового опыта и практики. Методика и организация исследования. Проводится анализ международного опыта использования геймификации и программ виртуальной и дополненной реальности, а также оценка проблем внедрения данных инструментов в российском образовании. Выводы. Мировой опыт показывает, что технологии виртуальной и дополненной реальности показывают значительную эффективность в рамках геймификации образования. Внедрение технологий способствует более результативному взаимодействию студент-преподаватель и студент-студент, повышению мотивации у студентов и освоению дополнительного материала. Тем не