УДК 378.147:004
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИМНАСТИКА» СО СТУДЕНТАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ
Наталья Александровна Дарданова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Игоревна Ярославцева, преподаватель, Анастасия Сергеевна Коржакова, преподаватель, Оксана Юрьевна Горелова, преподаватель, Смоленский государственный университет спорта
Аннотация
Введение - рассматриваются особенности проведения учебных занятий по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика» для студентов по направлению подготовки 49.03.04 - «Спорт» с применением различных форм дистанционного обучения, раскрывается организации и содержания программного материала. Цель исследования - проанализировать применение различных форм дистанционного обучения по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика». В исследовании применялись методы: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения. Организация исследования: на первом этапе исследования проведен теоретический анализ применения дистанционных форм обучения в вузах, на втором этапе осуществлялась разработка материалов для дистанционного обучения по дисциплине «Гимнастика», на третьем этапе практическое внедрение и применение предложенных форм дистанционного обучения на практических занятиях по гимнастике со студентами физкультурного вуза. В результате отмечены наиболее высокие показатели знаний студентов по общим вопросам теоретических разделов и практических умений. Выводы: создана доступная дистанционная система по дисциплине «Гимнастика», что позволило студентам в полном объеме освоить программный материал.
Ключевые слова: теория и методика обучения базовым видам спорта, гимнастика, дистанционное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p102-105
APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF DISTANCE LEARNING WHEN CONDUCTING TRAINING SESSIONS ON THE DISCIPLINE "GYMNASTICS" WITH STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES
Natalia Alexandrovna Dardanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Elena Igorevna Yaroslavtseva, the teacher, Anastasia Sergeevna Korzhakova, the teacher, Oksana Yuryevna Gorelova, the teacher, Smolensk State University of Sports
Abstract
Introduction - the features of conducting training sessions in the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: Gymnastics" for students in the direction of training 49.03.04 - "Sport" with the use of various forms of distance learning are considered, the organization and content of the program material are revealed. The purpose of the study is to analyze the use of various forms of distance learning in the discipline "Theory and methodology of teaching basic sports: gymnastics". The following methods were used in the study: the analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observations. Organization of the study: at the first stage of the study, the theoretical analysis of the use of distance learning at the universities was carried out, at the second stage, the materials for distance learning in the discipline "Gymnastics" were developed, at the third stage, the practical implementation and application of the proposed forms of distance learning in practical gymnastics classes with students of a physical education university. As a result, the highest indicators of students' knowledge on general issues of theoretical sections and practical skills were noted. Conclusions: an accessible remote system for the discipline "Gymnastics" has been created, which allowed students to fully master the program material.
Keywords: theory and methodology of teaching basic sports, gymnastics, distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
В 2020 году ВОЗ объявила состояние пандемии с появлением новой коронавирус-ной инфекции, после чего все учебные заведения в мире вынужденно стали переходить на дистанционный формат обучения с использованием информационных технологий [5]. Необходимо отметить, что дистанционное обучение студентов физкультурных направлений повлияло на привычный режим дня, на уровень физической активности, на их общее самочувствие [1, 2]. Процесс перехода на удалённый формат работы оказался, с одной стороны, достаточно стрессовой ситуацией для преподавателей, которые должны были быстро перестроить процесс обучения под новые условия труда, с другой стороны, данный переход явился своеобразным катализатором для более активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, когда возможным стал только удаленный формат организации учебного процесса [3, 4].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведен теоретический анализ литературных источников и методических материалов по проблеме исследования, видео-материал по методике обучения гимнастическим упражнениям, размещенных в свободном доступе сети интернет, на основе которых разработана организация и содержание учебных занятий гимнастикой со студентами физкультурных вузов в период пандемии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дисциплина «Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика» относится к обязательной части Блока 1 учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 49.03.04 - «Спорт». Учебная работа по дисциплине осуществляется не только в форме лекций, семинарских и методических занятий, но и практических занятий, учебной практики и самостоятельной внеаудиторной работы, что поставило перед педагогами сложную задачу в организации и проведении практического раздела дисциплины дистанционно с использованием информационных технологий. На кафедре теории и методики гимнастики для организации дистанционного обучения были разработаны материалы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Организация и содержание учебных занятий по дисциплине «ТиМ обучения базовым видам спорта: гимнастика» в период пандемии_
Форма занятий Организация занятий Содержание занятий
Лекционные занятия Портал дистанционного обучения СГАФКСТ http://distedu-sgafkst.ru; Мультимедийный материал по темам; Видео-лекции; Размещение учебно-методического пособия по дисциплине.
Группа кафедры ТиМ гимнастики в соц-ной сети «Вк» https://vk.com/gimnastika.sgafkst; 3. Электронная библиотечная система Ру-контhttps://lib.rucont.ru/efd/736103
Методические занятия 1. Видеоконференция ZOOM; 2. Группа кафедры ТиМ гимнастики в соц-ной сети «Вк» https://vk.com/gimnastika.sgafkst; 3. Электронная библиотечная система Ру-контhttps://lib.rucont.ru/efd/736103 1. Методический материал по гимнастической терминологии (таблицы и схемы); 2. Примерные комплексы ОРУ; 3. Размещение учебно-методического пособия по дисциплине.
Практические занятия 1. Видеоконференция ZOOM; 2. Группа кафедры ТиМ гимнастики в соц-ной сети «Вк» https://vk.com/gimnastika.sgafkst 3. Электронная почта кафедры distant. [email protected] 1. Выполнение строевых упражнений и комплекса ОРУ под музыкальное сопровождение с использованием видеоконференции; 2. Проведение контрольных занятий с использованием видеоконференции; 3. Сдача контрольных нормативов по физической подготовке (видео-запись).
Учебная практика 1. Видеоконференция ZOOM; 2. Группа кафедры ТиМ гимнастики в соц-ной сети «Вк» https://vk.com/gimnastika.sgafkst 1. Подача строевых команд для группы с использованием видеоконференции; 2. Разработка плана-конспекта по методи-
3. Электронная почта кафедры distant. [email protected] ке обучения упражнениям гимнастического многоборья.
Самостоятельная внеучебная работа студентов 1. Портал дистанционного обучения СГАФКСТ http://distedu-sgafkst.ru; 1. Разработка комплексов ОРУ; 2. Разработка конспекта урока по гимнастике; 3. Подготовка рефератов.
2. Группа кафедры ТиМ гимнастики в соц-ной сети «Вк» https://vk.com/gimnastika.sgafkst
Основными платформами для организации учебного процесса были портал дистанционного обучения СГАФКСТ (http://distedu-sgafkst.ru), группа в социальной сети «Вк» (https://vk.com/gimnastika.sgafkst), видеоконференции 200М, электронная почта кафедры ([email protected])и электронная библиотечная система Руконт (https://lib.rucont.ru).
Для наиболее успешного освоения программы дисциплины профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны задания по видеозаписи зачетных упражнений по физической подготовке, доступные для выполнения в домашних условиях, видеоматериал комплекса ОРУ с подробной терминологической записью упражнений и музыкальное сопровождение к нему, видеоматериал методики обучения акробатических упражнений и упражнений гимнастического многоборья. Разработан мультимедийный материал по лекциям и записаны 2 видео-лекции для студентов заочной формы обучения. Отметим, что упражнениями гимнастического многоборья выполнялись студентами специализации кафедры, имеющими звание мастера спорта РФ (всего подготовлено 6 видеозаписей на видах мужского многоборья и 4 женского).
Установлено, что в результате овладения студентами программного материала дисциплины «ТиМ ОБВС: гимнастика» наиболее высокие показатели отмечены по общим вопросам теоретических разделов, однако контрольные задания выполнялись с ошибками, особенно по разделу гимнастической терминологии (рисунок 1).
Средний балл
Качественный показатель
100
4,5
3,5
3
4,5
90 70 50 30 10
59,3
56,4
ГйПъ
61,5
47
I
23
1 2 3
□ студенты очного обучения ■ студенты заочного обучения Примечание: 1 - теоретическая подготовка, 2
4 12 3 4
□ студенты очного обучения
■ студенты заочного обучения методическая подготовка, 3 - практическая подготовка, 4 - сда-
ча контрольных нормативов
Рисунок 1 - Результаты выполнения программного материала студентами очного и заочного обучения (баллы, %)
Средняя оценка выполнения задания равна 3,9 балла у студентов очной формы обучения и 3,5 балла у заочного, качественный показатель успеваемости -56% и 24% соответственно. При выполнении практических заданий, не требующих наличия гимнастических снарядов и другого оборудования (комплекс общеразвивающих упражнений с музыкальным сопровождением) возможно индивидуальное оценивание студентов. Средняя оценка выполнения комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением равна 4,5 балла у студентов очной формы обучения и 3,6 балла у заочной, качественный показатель успеваемости - 100% и 47% соответственно.
Студенты первого курса заочного отделения выполнили контрольную работу по темам курса. Средняя оценка выполнения задания равна 3,9 балла, качественный показатель успеваемости -39,5%.Студенты второго курса заочного отделения выполнили прак-
5
4
тическое задание по комплексу ОРУ, и их средний балл составил - 3,6 балла, качественный показатель успеваемости - 47%.
ВЫВОДЫ
Таким образом, профессорско-преподавательским составом кафедры создана доступная система по дисциплине «ТиМ ОБВС: гимнастика» с применением различных форм организации ученого процесса и содержания учебного материала, а студентами очной и заочной форм обучения полностью был освоен программный материал в полном объеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние дистанционного обучения на физическое состояние студентов / Т.А. Банку, Е.П. Якимович, В.В. Коноплев, Е.В. Харченко, Е.Н. Панин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 5. - С. 40-42.
2. Бордовский П.Г. Анализ освоения дисциплин студентами, обучающимися с использованием дистанционных образовательных технологий / П.Г. Бордовский, Е.В. Петренко, М.С. Стра-дина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 55-59.
3. Бордовский П. Г. Формирование педагогических умений в спортивных дисциплинах в условиях дистанционного обучения / П.Г. Бордовский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 2-3.
4. Петров П.К. Особенности создания дистанционного курса по дисциплине «Гимнастика» в системе электронного обучения «MOODLE 3.X» / П.К. Петров // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Казань, 2018. - С. 753-757.
5. Шепеленко С.А. Дистанционное обучение студентов факультета физической культуры по дисциплине «Гимнастика» / С.А. Шепеленко // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30215 (дата обращения: 01.09.2021).
REFERENCES
1. Banku, T.A., Yakimovich, E.P., Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Panin, E.N. (2020), "The impact of distance learning on the physical condition of students", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 40-42.
2. Bordovskiy, P.G., Petrenko, E.V. and Stradina, M.S. (2019), "Analysis of the development of disciplines by students studying using distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 55-59.
3. Bordovskiy, P.G. (2019), "Formation of pedagogical skills in sports disciplines in the conditions of distance learning", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 2-3.
4. Petrov, P.K. (2018), "Features of creating a distance learning course on the discipline "Gymnastics" in the e-learning system "MOODLE 3. X"", Problems and prospects ofphysical education, sports training and adaptive physical culture: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 753-757.
5. Shepelenko S.A. (2020), "Distance learning of students of the Faculty of Physical Culture in the discipline "Gymnastics"", Modern problem science and education, No 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30215
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2021