Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлютина Лионелла Юрьевна, Славнова Марина Юрьевна, Мараховская Оксана Валерьевна, Крылова Татьяна Ивановна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» на современном этапе и недостаточной разработанности данной проблемы в теории и практике физической культуры и спорта высшей школы. Цель исследования заключается в поиске, разработке и проверки эффективных способов реализации технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе. Для достижения цели исследования были использованы методы: анализ официально - нормативных документов, научно-педагогической литературы, обобщение, анкетирование, методы математической обработки результатов исследования. Таким образом, опыт применения дистанционного обучения позволил оптимизировать методическую обеспеченность, дифференцировать организацию учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе, о чем свидетельствует высокий уровень мониторинга оценки успеваемости студентов по их итоговой аттестации, что представляет практическую ценность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлютина Лионелла Юрьевна, Славнова Марина Юрьевна, Мараховская Оксана Валерьевна, Крылова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS” AT TECHNICAL UNIVERSITY

The relevance of the study is due to the need to implement distance learning technologies in the discipline "Physical Culture and Sports" at the present stage and the insufficient development of this problem in the theory and practice of physical culture and sports of higher education. The purpose of the study is to find, develop and test effective ways to implement distance learning technologies in the discipline "Physical Culture and Sports" in a technical university. To achieve the goal of the study, methods were used: analysis of official - normative documents, scientific and pedagogical literature, generalization, questionnaire, methods of mathematical processing of the results of the study. Thus, the experience of applying distance learning made it possible to optimize the methodological provision, differentiate the organization of the educational process in the discipline "Physical Culture and Sports" in a technical university, as evidenced by the high level of monitoring of the assessment of student performance according to their final certification, which is a practical value of the study.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ТЕХНИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Лионелла Юрьевна Павлютина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Валерьевна Марахов-ская, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Ивановна Крылова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» на современном этапе и недостаточной разработанности данной проблемы в теории и практике физической культуры и спорта высшей школы. Цель исследования заключается в поиске, разработке и проверки эффективных способов реализации технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе. Для достижения цели исследования были использованы методы: анализ официально - нормативных документов, научно-педагогической литературы, обобщение, анкетирование, методы математической обработки результатов исследования. Таким образом, опыт применения дистанционного обучения позволил оптимизировать методическую обеспеченность, дифференцировать организацию учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе, о чем свидетельствует высокий уровень мониторинга оценки успеваемости студентов по их итоговой аттестации, что представляет практическую ценность исследования.

Ключевые слова: технология дистанционного обучения, физическая культура и спорт, технический вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p229-232

IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" AT TECHNICAL UNIVERSITY

Lionella Yuryevna Pavlyutina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yuryevna Slavnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Valerievna Marakhovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Ivanovna Krylova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk state technical University

Abstract

The relevance of the study is due to the need to implement distance learning technologies in the discipline "Physical Culture and Sports" at the present stage and the insufficient development of this problem in the theory and practice of physical culture and sports of higher education. The purpose of the study is to find, develop and test effective ways to implement distance learning technologies in the discipline "Physical Culture and Sports" in a technical university. To achieve the goal of the study, methods were used: analysis of official - normative documents, scientific and pedagogical literature, generalization, questionnaire, methods of mathematical processing of the results of the study. Thus, the experience of applying distance learning made it possible to optimize the methodological provision, differentiate the organization of the educational process in the discipline "Physical Culture and Sports" in a technical university, as evidenced by the high level of monitoring of the assessment of student performance according to their final certification, which is a practical value of the study.

Keywords: distance learning technology, physical education and sports, technical university.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация современного высшего образования России обуславливает необходимость пересмотра традиционной системы обучения и внедрение новых технологий образования в вузе, в том числе дистанционного обучения, что находит отражение в Приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской

Федерации» [1].

Наиболее успешный опыт применения технологии дистанционного обучения в нашей стране нашел отражение в основном в реализации программ курсов повышения квалификации, в профессиональной переподготовке специалистов, для студентов заочной, очно-заочной форм обучения.

Анализ официальных документов свидетельствует, что принятый Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [2] позволяет внедрению вузам дистанционной системы по всем предусмотренным Законом РФ формам обучения студентов. Особую актуальность приобрел данный вопрос в период эпидемической ситуации в стране в условиях увеличения коронавирусной инфекции, своевременно были внесены изменения в системе высшего образования, дистанционное обучение стало представлять основную формой обучения студентов. В связи с этим, появилась необходимость применения технологии дистанционного обучения в современном учебном процессе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Однако, анализ научно-педагогической, методической литературы показал небольшой опыт реализации дистанционного обучения в данной области, что свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы исследования в теории и практике физической культуры и спорта высшей школы.

МЕТОДИКА

В работе была применена методика, представленная способами реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе. Проектирование содержания методики осуществлялось на основе разработки соответствующего учебно-методического обеспечения учебного процесса, форм обратной связи, средств контроля, своевременной коррекции учебно-организационного процесса по устранению возникающих трудностей у студентов в условиях дистанционного обучения, интерпретации результатов мониторинга обучения, формулировки выводов и рекомендаций.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования рассматривалось состояние проблемы реализации технологий дистанционного обучения в теории и практике физической культуры, проводился анализ официальных и нормативных документов в высшем образовании, сформировывался научный аппарат исследования.

На втором этапе осуществлялась реализация технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в техническом вузе.

На третьем этапе осуществлялась интерпретация полученных результатов исследования, формулировались выводы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Внедрение Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3++ поколения по всем специальностям и направлениям подготовки студентов технического вуза обусловлен сокращением аудиторных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» и увеличением объема самостоятельной работы студентов. В качестве альтернативы выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура и спорт» студентам представилась возможность обучаться на одной из ведущей дистанционной платформе образования 81ер1к на онлайн - курсах по «Теории физической культуры» [3]. В дальнейшем опыт применения данных онлайн-курсов зарекомендовал себя с положительной стороны и был использован для студентов

очно-заочной, заочной форм обучения вуза.

Начиная с марта 2020 года в связи с эпидемической ситуацией вузы страны были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения по всем формам обучения. Данный факт повлиял на поиск эффективных способов реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт», на внесение изменений в содержании курса, организационного и методического плана и др.

В качестве средств дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» студентам были представлены электронные учебные пособия, доступ работы на электронном сайте библиотеки вуза, электронной библиотечной системы АРБУЗ. Функционировал дистанционный портал образования вуза. Так же студентам предоставлялись возможности обучаться на дистанционных платформах образования 81ер1к, Национальной платформе Открытого Образования. Преподавателями кафедры «Физического воспитания и спорта» Омского государственного технического университета были пройдены онлайн - курсы по организации дистанционного обучения в МтароШ, что позволило тренерам осуществлять учебно-тренировочный процесс сборных команд вуза по видам спорта, преподавателям проводить виртуальные занятия и зачет по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Было проведено анкетирование в качестве оценки готовности студентов ОмГТУ к дистанционному обучению, выборка составила более 7 000 респондентов. Результаты анкетирования выявили, что преобладает отличный уровень готовности студентов к дистанционному обучению - 63% (имеется ноутбук или компьютер, веб-камера, микрофон, 100% готовность к синхронному режиму); 24% - средний уровень (те же условия, но нет веб-камеры); 12% - низкий уровень (имеется планшет или смартфон); 1% - составляют студенты, у которых техника отсутствует. Таким образом, оценка готовности студентов к дистанционному обучению находилась на достаточно удовлетворительном уровне, что не создало дополнительных трудностей в освоении дисциплины «Физическая культура и спорт».

В период эпидемической ситуации студентам были представлены мультимедийные презентации, задания, в соответствии с расписанием занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», контролем которых являлось выполнение тестов, составлении комплекса гимнастических упражнений, выполнении практических заданий, ведения дневника самоисследования и др.

Содержание виртуальных занятий компенсировали недостающею систему знаний по теории физической культуре и спорту (техники выполнения разучиваемых движений, сведения об исторических событиях, биографиях спортсменов и др.), которая не может быть представлена в полном объеме на практических занятиях.

В связи с этим использование информационных технологий является эффективным способом получения новых знаний студентами, дает возможность оперативного контроля этих знаний и самообразования.

В целом, во втором полугодии 2019-2020 учебного года, после использования технологий дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» мониторинг успеваемости студентов вуза по итоговому контролю (зачету) достиг 93%, что свидетельствует об эффективности его реализации.

В качестве рекомендаций студентам, обучающимся на дистанционной форме обучения необходимо систематически применять малые формы физической культуры (гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, физкультминутки, глазодвигательную гимнастику, самостоятельные занятия, вести дневник самоконтроля и др.).

Реализация технологии дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» соответствует настоящей действительности, преимущественно имеет место быть в ситуациях эпидемии в стране, а так же как самостоятельная работа студентов при изучении преимущественно теоретической части дисциплины, является альтер-

нативой для обучения студентов с ограниченными возможностями.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ нормативных документов, научно-педагогической литературы позволил обобщить и выявить наиболее приемлемые подходы к реализации технологи дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Процесс реализации данной технологи осуществлялся с помощью обучающих мультимедиаси-стем, диагностирующих информационных средств (тестов и др.), коррекционных программ обучения, использования дистанционных платформ образования (Stepik), дистанционного обучения в системе Mirapolis, что благоприятно отразилось на современном учебном процессе по «Физической культуре и спорту» в техническом вузе и является практической ценностью исследования.

Не смотря на то, что опыт дистанционного обучения и использования информационных технологий в физическом воспитании высшей школы невелик и, безусловно, требует доработок, уже полученный успешный опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и получит дальнейшее перспективное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утверждено Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 №9 // ГАРАНТ: [сайт]. - URL: http://base.garant.ru/71677640 (дата обращения 03.07.2020).

2. Приказ о применении дистанционного образования в России // Про свободное программное обеспечение и новые информационные технологии: [сайт]. - 2012. - URL: http://pro-spo.ru/distob/4307 (дата обращения 13.04.2021).

3. Павлютина, Л.Ю. Особенности внедрения современных информационно-коммуникативных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе / Л.Ю. Павлютина, О.М. Смирнова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы V Междунар. Научно-методическая конференция (Казань, 29-30 ноября 2019 г.). Казань, 2019. -С. 545-547.

REFERENCES

1. Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (2016), ''Passport of the priority project" Modern digital educational environment in the Russian Federation", Order of the dated 25.10.2016 No. 9, available at: https: // base.garant.ru/71677640/ (date accessed: 03/07/2020).

2. About free software and new information technologies (2012), "Order on the application of distance education in Russia", available at: http://pro-spo.ru/distob/4307 (date accessed: 13/04/2021).

3. Pavlyutina, L.Yu. (2019), "Features of the introduction of modern information and communication technologies in the discipline "Physical culture and sports" at the university", Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the V International Scientific Conference, Kazan, pp. 545-547.

Контактная информация: guchina7lina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

УДК 378.4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИИ И АВСТРАЛИИ

Евгений Николаевич Панин, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.