Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И АВСТРАЛИИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И АВСТРАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панин Евгений Николаевич, Якимович Елена Петровна

В настоящее время, высшее образование, также имеет важную социально-экономическую роль в развитии общества. Одной из актуальных тенденций на современном этапе развития общества - глобализация и интеграция систем высшего образования между разными странами. На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию к взаимодействию университетов России и Австралии через программы академической мобильности. Сравниваемые системы высшего образования имеют сходство в подходах к содержанию и организации обучения, однако в отличии от российских университетов, австралийские более успешны в экспорте образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEMS OF RUSSIA AND AUSTRALIA

Nowadays, higher education has also the important socio-economic role in the development of society. One of the current trends at the present stage of the development of society is globalization and the integration of higher education systems between different countries. Today, one can observe a tendency towards interaction between universities in Russia and Australia through academic mobility programs. The compared higher education systems have similarities in approaches to the content and organization of education, however, unlike Russian universities, Australian ones are more successful in exporting education.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И АВСТРАЛИИ»

нативой для обучения студентов с ограниченными возможностями.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ нормативных документов, научно-педагогической литературы позволил обобщить и выявить наиболее приемлемые подходы к реализации технологи дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Процесс реализации данной технологи осуществлялся с помощью обучающих мультимедиаси-стем, диагностирующих информационных средств (тестов и др.), коррекционных программ обучения, использования дистанционных платформ образования (Stepik), дистанционного обучения в системе Mirapolis, что благоприятно отразилось на современном учебном процессе по «Физической культуре и спорту» в техническом вузе и является практической ценностью исследования.

Не смотря на то, что опыт дистанционного обучения и использования информационных технологий в физическом воспитании высшей школы невелик и, безусловно, требует доработок, уже полученный успешный опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и получит дальнейшее перспективное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утверждено Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 №9 // ГАРАНТ: [сайт]. - URL: http://base.garant.ru/71677640 (дата обращения 03.07.2020).

2. Приказ о применении дистанционного образования в России // Про свободное программное обеспечение и новые информационные технологии: [сайт]. - 2012. - URL: http://pro-spo.ru/distob/4307 (дата обращения 13.04.2021).

3. Павлютина, Л.Ю. Особенности внедрения современных информационно-коммуникативных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе / Л.Ю. Павлютина, О.М. Смирнова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы V Междунар. Научно-методическая конференция (Казань, 29-30 ноября 2019 г.). Казань, 2019. -С. 545-547.

REFERENCES

1. Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (2016), ''Passport of the priority project" Modern digital educational environment in the Russian Federation", Order of the dated 25.10.2016 No. 9, available at: https: // base.garant.ru/71677640/ (date accessed: 03/07/2020).

2. About free software and new information technologies (2012), "Order on the application of distance education in Russia", available at: http://pro-spo.ru/distob/4307 (date accessed: 13/04/2021).

3. Pavlyutina, L.Yu. (2019), "Features of the introduction of modern information and communication technologies in the discipline "Physical culture and sports" at the university", Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the V International Scientific Conference, Kazan, pp. 545-547.

Контактная информация: guchina7lina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

УДК 378.4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИИ И АВСТРАЛИИ

Евгений Николаевич Панин, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссу-

рийск

Аннотация

В настоящее время, высшее образование, также имеет важную социально-экономическую роль в развитии общества. Одной из актуальных тенденций на современном этапе развития общества - глобализация и интеграция систем высшего образования между разными странами. На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию к взаимодействию университетов России и Австралии через программы академической мобильности. Сравниваемые системы высшего образования имеют сходство в подходах к содержанию и организации обучения, однако в отличии от российских университетов, австралийские более успешны в экспорте образования.

Ключевые слова: образование, университет, образовательная система, сравнение систем образования, высшее образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p232-237

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEMS

OF RUSSIA AND AUSTRALIA

Evgeni Nikolaevich Panin, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok; Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriisk

Abstract

Nowadays, higher education has also the important socio-economic role in the development of society. One of the current trends at the present stage of the development of society is globalization and the integration of higher education systems between different countries. Today, one can observe a tendency towards interaction between universities in Russia and Australia through academic mobility programs. The compared higher education systems have similarities in approaches to the content and organization of education, however, unlike Russian universities, Australian ones are more successful in exporting education.

Keywords: education, university, educational system, comparison of education systems, higher education.

Образованию на данном этапе развития цивилизации отводится ключевая роль. Процесс глобализации в сфере образования привел к необходимости сотрудничества между учебными учреждениями высшего образования всего мира. Основной целью такого сотрудничества является обмен опытом и интеграция образовательных систем для повышения качества образования. Одним из интересных направлений такого взаимодействия является взаимодействие с австралийскими университетами. Об этом свидетельствует наличие совместных двухдипломных программ и программ международного обмена между учебными заведениями нашей страны и Австралии [2,3].

Целью нашей работы является изучение особенностей систем высшего образования в России и Австралии и их основные механизмы интеграции.

В качестве ключевых задач выступают: проведение сравнительного анализа систем высшего образования России и Австралии, выявление схожих черт и различий, а также выделение тенденций и перспективных направлений в сотрудничестве.

При сравнении структуры высшего образования в России и Австралии оказалось, что она идентична. Так, австралийское высшее образование состоит из трех ступеней:

- Bachelor degree — базовое высшее образование;

- Higher education — полное высшее образование;

- Master degree — аспирантура.

В российском высшем образовании выделяют следующие уровни:

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка).

Абитуриенты после окончания школы могут поступить в университет, либо в колледж ТАРЕ (колледж технического и дальнейшего образования). Из всех университетов Австралии можно выделить группу Песчаниковых университетов, которая состоит из шести старейших университетов. Также в общее число университетов входит и восемь крупнейших — престижная Группа Восьми (Австралийский национальный университет, Университет Монаша, Университет Аделаиды, Университет Мельбурна, Университет Нового Южного Уэльса, Университет Квинсленда, Университет Сиднея, Университет Западной Австралии), аналог американской Лиги Плюща. Всем университетам присвоены категории, согласно рейтингу: А - это пятизвездные вузы, категория В - четырехзвезд-ные, категория С - трехзвездные университеты.

Все австралийские университеты действуют под контролем Министерства образования в Австралии и соблюдают высокие стандарты качества преподавания и обучения. Развитие высшего образования в этой стране и его содержание ориентируется на экономические и политические цели. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать и в Российской Федерации: так количество бюджетных мест, выделяемых на определенное направление подготовки, находится в зависимости от реальной потребности в соответствующих специалистах.

В России же все высшие учебные заведения в зависимости от задач, которые они решают, можно подразделить на следующие группы:

- Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет - старейшие отечественные классические университеты, наделенные особым правовым статусом, для которых характерно сохранение традиций на фоне инновационной научно-образовательной деятельности;

- федеральные университеты - крупные учебные заведения высшего образования, которые обеспечивают подготовку специалистов для отраслей, лежащих в основе приоритетных национальных интересов;

- национальные исследовательские университеты - данный статус получают на конкурсной основе высшие образовательные учреждения, которые осуществляют в равных пропорциях как образовательную, так и научную деятельность в какой-либо области;

- глобальные университеты (университеты проекта 5-100) - группа университетов, предпринимающая попытки повысить конкурентоспособность отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг;

- опорные университеты, главной целью деятельности которых является подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии со стратегией развития соответствующего региона;

- прочие университеты, академии и институты.

Вступительных испытаний в австралийских университетах нет, и поступление после окончания школы зависит только от результатов выпускных экзаменов.

Финансирование государственных университетов обоих стран главным образом происходит за счет правительства. Однако в Австралии после отмены платы за обучение в 1974 г. вновь наблюдается возврат к системе оплаты студентами, но при этом доля расходов обучающихся находится в зависимости от их материального положения. В России финансирование бюджетных мест осуществляется по принципу нормативно-подушевого финансирования, а студенты, не набравшие необходимого количества баллов ЕГЭ, могут обучаться на коммерческой основе.

В Австралии лучше налажен экспорт образования, чем в России. Это можно объяснить высоким качеством австралийского высшего образования и более низкой стоимостью по сравнению с университетами США и Европы.

Наблюдается сходство и подходов к процессу обучения, а также построению образовательных программ: и в Австралии, и в России смещается акцент с передачи знаний преподавателем студентам на помощь студенту в освоении знаний и приобретении необ-

ходимых навыков. В Австралии хорошо налажены гибкие формы обучения студентов, позволяющие учитывать особенности каждого студента налаживать индивидуальный темп обучения. Российское высшее образование предпринимает попытки в этом же направлении, но в большинстве университетов отсутствует индивидуальный подход к обучению [6,7].

Система оценивания в университетах Австралии не является универсальной и зависит от самого университета. В Российских университетах традиционно используется пятибалльная оценка, которая в зачетках обозначается как «отлично» (оценка пять) «хорошо» (оценка четыре), «удовлетворительно» (оценка три), «неудовлетворительно» (оценка два). Единица как оценка на практике не ставится, но означает минимальный балл в шкале оценивания. Получить единицу, как и двойку, значит не сдать дисциплину. В свою очередь, австралийские университеты имею две, более детальные, системы оценки: четырёхступенчатая система, включающая в себя HD (англ. High Distinction), D (англ. Distinction), C (англ. Credit), P (англ. Pass). Последние два балла означают неудовлетворительную оценку: CP (англ. Conceded Pass), F (англ. Fail). И альфа-систему, аналогичной американской системе со следующими оценками: A+, A, B, C, D, F, где D и F означают, что студент не прошел испытание. Наглядно сравнить систему оценивания можно в таблице 1.

Таблица 1 - Система оценивания знаний Авст] ралии и России

% правильных ответов Четырёхступенчатая система Австралии Альфа-система Австралии Пятибалльная система оценивания в России

85-100 HD A+ 91-100(Отлично)

75-84 D A 77-90 (Хорошо)

65-74 C B 63-76 (Удовлетворительно)

50-64 P C 0-62 (неудовлетворительно)

47-49 CP D

менее 47 F F

Первая академическая степень - бакалавр в университетах Австралии и России, также имеет некоторые отличия. Отличительная особенность австралийского бакалавриата заключается в ее многообразии. Выделяют: базовую степень бакалавра; степень бакалавра с отличием (аналог российского красного диплома); комбинированную степень, при которой выпускник получает диплом по двум, близко связанным, дисциплинам. Кроме того, в Австралии существует последипломная степень бакалавра. В свою очередь, в России нет особой разницы между бакалавром и бакалавром «с отличием». Дальнейшая академическая степень магистра в обеих странах подразумевает наличие у поступающего начальной степени - бакалавра. В России срок обучение - два года, в Австралии же, этот срок варьируются от года до двух, и позволяет, в дальнейшем получить степень кандидата наук (англ. Master Degrees by coursework), а также степень Доцента (англ. Master Degrees by Research and Thesis). В Российских высших учебных заведениях для защиты степени кандидата наук необходимо поступить в аспирантуру с последующей защитой кандидатской диссертации.

В австралийских университетах в зависимости от гражданства, учащимся доступны различные виды финансовой поддержки. Основной программой поддержки иностранных студентов является Endeavour Awards, которая представляет собой выделение денежных средств, которые можно потратить не только на обучение и проживание, но и на научные исследования (на основе проведения конкурсного отбора наиболее достойных претендентов). Российские университеты также открыты для иностранных студентов ряда стран и готовы принять их на стипендиальные программы[4, 5].

Одной из форм международного сотрудничества университетов являются программы академической мобильности, которые предоставляют возможность для студентов и преподавателей различных высших учебных заведений перемещаться из одного вуза в

другой. Целью такого процесса является обмен опытом, а также получение тех возможностей, которые могут предоставить другие вузы, и несомненно, это, преодоления национальной замкнутости, изучение новой культуры и языка [1]. В настоящее время австралийские университеты наращивают количество таких программ, главным образом с университетами США и Азиатско-тихоокеанского региона.

В России на данный момент также активно реализуются программы академической мобильности студентов, однако доля взаимодействия с австралийскими университетами остается незначительной. Особый интерес для университетов Австралии представляют участники проекта 5-100.

ВЫВОДЫ

Деятельность университетов России и Австралии имеют значительные сходства в организации и содержании высшего образования, что связано с общемировой тенденцией практико-ориентированности обучения. Однако российскими университетами по-прежнему не учитываются в полной мере индивидуальные потребности и возможности обучающихся при организации учебного процесса, что приводит к снижению качества обучения студентов. Поэтому целесообразно глубже изучить опыт австралийских университетов по применению гибких графиков обучения студентов и адаптировать их к системе российского высшего образования.

Российское высшее образование уступает по объемам экспорта образовательных услуг австралийскому, несмотря на относительно небольшую стоимость образовательных услуг для иностранных граждан. Поэтому мы считаем необходимым акцентировать внимание на качестве образовательных программ и менеджмента в области международного сотрудничества отечественных университетов.

Кроме того, необходимо развивать программы академической мобильности совместно с австралийскими университетами, что позволит российским университетам перенять и внедрить лучшие практики, повышающие качество высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва О.Е. Академическая мобильность студентов между Россией и США, Австралией, Канадой / О.Е. Боброва, Е.Д. Мартынова // Дневник науки. - 2019. - № 6. - С. 22.

2. Каткова, Е.Ю. Сотрудничество Китая и Австралии в области высшего образования / Е.Ю. Каткова // XII Фестиваль науки в Москве : сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых факультета гуманитарных и социальных наук, Москва, 06-07 октября 2017 года / Российский университет дружбы народов ; под ред. В. Б. Петрова, О. В. Филатовой, В. А. Цвыка. -Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. - С. 381-391.

3. Кречетников К.Г. Интернационализация образования в Австралии / К.Г. Кречетников, В.С. Распопина // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т.1., № 7.- С. 41-43.

4. Кречетников К.Г. Рынок образовательных услуг Австралии / К.Г. Кречетников, Е.С. Ро-манцова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 30-2. - С. 249-253.

5. Мосолова О.В. Система образования и подготовки кадров в Австралии / О.В. Мосолова // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2015. - № 27 - С. 134-142.

6. Муртазина Э.И. Сравнительная характеристика высшего технического образования России и Австралии и перспектив его развития / Э.И. Муртазина // Вестник Казанского технологического университета. -- 2011. - № 23. -С. 322-329.

7. Прохоров А. В. Академические ценности австралийских университетов / А.В. Прохоров // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 9. - С. 326-335.

REFERENCES

1. Bobrova, O.E., and Martynova, E.D. (2019), "Academic mobility of students between Russia and the USA, Australia, Canada", Science Diary, No. 6. pp. 22.

2. Katkova, E. Yu. (2017), "Cooperation between China and Australia in the field of higher education", XII Festival of Science in Moscow: collection of scientific articles of students, graduate students

and young scientists of the Faculty of Humanities and Social Sciences, Moscow, pp. 381-391.

3. Krechetnikov K.G. and Raspopin, V.S. (2016), "Internationalization of education in Australia", Advances in modern science and education, No. 7, Vol. 1, pp. 41-43.

4. Krechetnikov K.G. and Romantsova E.S. (2016), "Market of educational services in Australia", Education and upbringing: methods and practice, No. 2, pp. 249-253.

5. Mosolova O. V. (2015), "The system of education and training in Australia", SEA: urgent problems of development, No. 27, pp. 134-142.

6. Murtazina E.I. (2011), "Comparative characteristics of higher technical education in Russia and Australia and the prospects for its development", Bulletin of Kazan Technological University, No. 23, pp. 322-329.

7. Prokhorov A. V. (2016), "Academic values f Australian universities", Social and humanitarian knowledge, No. 9, pp. 326-335.

Контактная информация: p4nineugen@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК 796.56

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Павел Юрьевич Пинягин, аспирант, Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Арнольдович Зданович, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Исследование проводилось с целью определить необходимые составляющие технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании при тренировках сотрудников силовых структур. В результате анализа научно-методической литературы были выделены 22 навыка технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании, из которых экспертным методом выявлены наиболее значимые навыки технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании на каждом из этапов тренировочного процесса сотрудников силовых структур. Оценка согласованности мнения экспертов рассчитывалась методом конкордации. Выполнено ранжирование выделенных навыков технико-тактической подготовки на каждом из этапов тренировочного процесса сотрудников силовых структур. Показана комплексность тренировочного процесса в спортивном ориентировании сотрудников силовых структур. Проведенное исследование может использоваться как один из этапов научного обоснования методики тренировочного процесса в спортивном ориентировании сотрудников силовых структур.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, технико-тактические навыки, технико-тактическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p237-242

CONTENT OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IN ORIENTEERING OF

MILITARY ATHLETES

Pavel Yurievich Pinyagin, post-graduate student, Tatyana Anatolyevna Kravchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Arnoldovich Zdanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Omsk

Abstract

The research was carried out in order to determine the necessary components of technical and tactical training in orienteering during training of employees of power structures. As a result of the analysis of scientific and methodological literature, 22 skills of technical and tactical training in sports orienteering were identified, of which the most significant skills of technical and tactical training in sports orienteering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.