УДК 378
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В АВСТРАЛИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Степанова К.И.
Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия
Аннотация: образовательный процесс и особенности организации академической мобильности в высших учебных заведениях Австралии. В данном исследовании мы уточнили понятие академической мобильности студентов, определили особенности международной академической мобильности студентов, рассмотрели международный опыт академической мобильности студентов, выполнили анализ рынка образовательных услуг Австралии, проанализировали академическую мобильность студентов в вузах Австралии, выявили проблемы оптимизации академической мобильности в вузах Австралии и привели несколько общих путей решения выявленных проблем.
Ключевые слова: академическая мобильность, академическое образование в Австралии, вузы Австралии, место вузов Австралии в мировых рейтингах, проблемы академической мобильности, преодоление проблем академической мобильности.
Введение
Сегодня влияние процесса глобализации, проникающего во все сферы деятельности особенно заметно, так как международные контакты перестали быть чем-то далеким, а стали повседневной жизнью. В современном обществе необходимость установления и укрепления международных связей чрезвычайно актуальна.
Программы академической мобильности являются важным инструментом формирования глобального образовательного пространства и обеспечения мобильности человеческого капитала, а также составной частью и фактором успеха программ поддержки развития межвузовского партнерства всех типов. Академическая мобильность способствует модернизации и реализации системных изменений через непосредственное распространение опыта.
Основное направление нашей работы заключается в анализе проблем, мешающих оптимизации академической мобильности студентов в Австралии, которая в свою очередь может способствовать развитию экспорта образования в рамках государственной программы правительства РФ «Глобальное образование». Также было предложено несколько возможных путей решения этих препятствий.
Нами была предпринята попытка обобщить и уточнить теоретические позиции российских и зарубежных авторов по проблеме академической мобильности, а также мы детализировали характеристики академической мобильности в мире, и в Австралии в частности.
Проведенные исследования способствуют раскрытию возможностей использования систематического мониторинга, обеспечению мобильности студентам и преподавателям, предоставлению им актуальной и полной информации, касающейся академической мобильности в целях оптимизации академической мобильности студентов в Австралии. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках различных образовательных курсов, таких как «Сравнительная педагогика», «Лингвострановедение», «Зарубежная педагогика», «Педагогика высшей школы» и многих других.
Методы
В процессе исследования проводились мероприятия с применением методов научного анализа и синтеза, индукции, дедукции, классификации, наблюдения, сравнения.
Методологической основой для разработки данной темы явились нормативные документы, публикации ведущих специалистов в периодической печати, а также учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.
Результаты и обсуждение
Для полноценного понимания самого термина «академическая мобильность» его требуется рассматривать с двух разных, но взаимосвязанных точек зрения.
1. Академическая мобильность - это одна из возможностей для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по какой-либо причине недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения международной перспективы.
2. Академическая мобильность - многоуровневое качество личности, определяемое политическими, экономическими, культурными, образовательными факторами и характеризующее динамическое состояние личности, способного адаптироваться и реагировать на изменения в содержании и условиях образовательной деятельности, осознавая необходимость развития его образовательный и профессиональный творческий потенциал в условиях общего образовательного пространства.
В последние годы наблюдается высокая динамика прироста иностранных студентов в вузах ведущих стран (табл. 1, 2), пока Австралия занимает пятое место среди ключевых стран мира по данному показателю.
Таблица 1
Страны с максимальной численностью иностранных студентов в 2017-2018 гг., чел.
Страна Количество иностранных студентов по годам Разница, %
2017 2018
США 974,93 1043,8 7,1
Великобритания 493,57 196,69 0,6
Китай 377,05 397,64 5,5
Франция 298,9 399642 3,6
Окончание таблицы 1
Австралия 269,75 292,35 8,4
Россия 250,25 282,92 13,1
Канада 239,67 563,86 10,1
Германия 218,85 235,86 7,8
Япония 139,19 152,06 9,3
Испания 71,533 76,057 6,3
Нидерланды 70,659 74,894 6
Новая Зеландия 46,659 5,525 8,3
Индия 39,517 42,42 7,3
Швеция 32,602 33,181 1,8
Финляндия 30,191 30,827 2,1
Филиппины 6,432 8,202 27,5
Таблица 2
Доля иностранных студентов в общем контингенте студентов в ведущих странах - экспортерах образования, %
Страна Доля иностранных студентов в общей численности студентов, %
Великобритания 21,1
Австралия 20,7
Канада 12,9
Новая Зеландия 12
Франция 10,8
Нидерланды 10,7
Финляндия 10,2
Германия 8,7
Швеция 8,2
Россия 5,4
США 5,2
Испания 4,9
Япония 4,2
Китай 0,9
Более 600 тысяч иностранных студентов из разных стран мира обучаются в австралийских университетах, колледжах и школах. Это составляет почти 3% всего населения страны, 200 тысяч из них получают здесь высшее образование. Есть среди международных студентов жители России и других стран СНГ. Однако для российских студентов программы академической мобильности в Австралию отрылись сравнительно недавно. В 2010-2016 годах в Австралию ежегодно приезжали на обучение 850-900 студентов-россиян.
На данный момент Австралия крепко закрепилась среди университетов, активно расширяющих экспорт образовательных услуг. В общем, мировой рынок образовательных услуг оценивается в 30-40 млрд долл. США, из которых около 3,6 млрд долл. ежегодно получает за обучение иностранных студентов государство Австралии.
Одним из преимуществ обучения в Австралии является наличие множество программ. Выбрать программу для обучения не составит труда: обучение на бакалавриате, усовершенствование полученных знаний на магистратуре, работа над собственным проектом на докторантуре и, конечно же, двойные дипломы.
Никаких особых условий для абитуриентов из-за рубежа нет - все поступают на общих основаниях, но бесплатное обучение в Австралии - возможно. Иностранные студенты, имеющие высокую академическую успеваемость, очень часто получают от правительства и различных организаций Австралии гранты и стипендии на бесплатное обучение или частичное бесплатное обучение. Чаще всего, выделяется сумма, которая покрывает некоторые затраты на обучение.
Российские студенты в Австралии могут рассчитывать только на один вид государственной стипендии - Endeavour International Postgraduate Research Scholarships (Endeavour IPRS). При этом получить такую стипендию могут только студенты магистратуры и аспирантуры, поскольку она выдается исключительно для финансирования научной работы.
Но в Австралии, как и в любой другой стране, существует несколько проблем для развития академической мобильности.
• Вопрос контроля качества образования
Австралийское агентство контроля качества университетов обвинило множество из них в отсутствии механизмов обеспечения качества предоставляемого образования и неспособности поддерживать академические стандарты.
• Языковой барьер
Преодоление «сопротивления языка» требует значительных усилий, препятствующих усвоению содержания обучения. В многонациональных аудиториях современных университетов, как правило, находятся студенты с разным уровнем компетенции в сфере языка обучения. В условиях интерактивного обучения преимущество, естественно, получают те студенты, чей уровень владения языка выше, что ущемляет интересы и достоинство других студентов и может привести к дискриминации со стороны преподавателей и носителей языка.
• Стоимость обучения
Плата за обучение — далеко единственный фактор, определяющий выбор страны для академической мобильности. Большое значение имеет размер «студенческой корзины» (стоимость учебных пособий, проживания, пропитания, медицинского обслуживания и т.д.), соотношение «цена-качество» и престиж получаемого образования.
• Проблема информированности связана с получением достоверной информации об условиях академической мобильности.
В Интернете встречаются диаметрально противоположные сведения об одном и том же зарубежном университете. Частично это связано с тем, что условия обучения могут измениться. Необходимо также учитывать, что международная академическая мобильность представляет собой бизнес пространство с многомиллионными оборотами. Здесь действует большое количество посредников, занимающихся рекрутингом абитуриентов, обращение к которым может привести к появлению дополнительных расходов.
• Вопрос поощрения международной мобильности
Значительная часть студентов университетов Европы обращает внимание на не достаточный уровень поощрения со стороны своих вузов, нехватку информации о возможностях мобильности в них.
• Признание результатов обучения связано с различиями в программах обучения и организации учебного процесса.
• Проблемы, связанные с визовыми процедурами
Для получения визы, даже учебной, необходимо соответствовать определенным критериям, пройти проверки в нескольких инстанциях своей страны и в посольстве страны назначения.
Мы также выделили несколько предложений для решения вышеуказанных проблем академической мобильности в Австралии. Они также подойдут для преодоления сложностей в данной сфере других стран и мировом образовательном пространстве в целом.
• Систематический мониторинг качества образования
• Интенсивное обучение иностранным языкам в родном государстве на всех уровнях образования
• Предоставление актуальной, полной информации, касающейся культуры иного государства
• Составление подробного долгосрочного плана финансовой поддержки студентов от государства, университетов и других организаций, и расширение финансирования за счёт привлечения большего количества коммерческих и некоммерческих организаций
• Создание единой информационно-образовательной базы для каждой ступени учебного процесса, как в рамках одной страны, так и на международной арене
• Систематизация образовательных дисциплин в университетах и между университетами, заверение на договорной основе общих требований к студенту, критериев успехов студента для признания их во всём мире.
• Упрощение процедуры получения учебных виз на фоне глобализации образовательного пространства
• Повсеместное распространение новых технологий в сферу образования с контролем производимой студентами работы
Осуществление сформулированных нами задач по улучшению академической мобильности возможно при условии активного сотрудничества между университетами, соглашения между странами, поддержки со стороны международных организаций по образованию, таких как ООН, Комитет по образованию Совета Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация арабских государств по вопросам образования, науки и культуры, Организация министров образования стран Юго-Восточной Азии, Организация иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культуры, Международная ассоциация университетов и многих других.
Выводы
Академическая мобильность представляет собой перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (семестр или учебный год) в другое высшее учебное заведение для обучения или проведения исследований, также зависящее от самой готовности обучающегося или исследователя к данному процессу. Такой метод международного обмена предоставляет прекрасную возможность для интенсивной работы, и глубокого погружения и сравнения двух разных систем обучения.
В ходе исследования был выявлен определенный ряд вопросов, и могут быть приняты во внимание следующие факторы: очевидные недостатки в правовой базе для контроля качества образования в вузе; проблемы адаптации в языковую и культурную среду; доступность обучения в университете для студентов, не относящихся к людям с высоким уровнем дохода; отсутствие достоверной международной информационно-образовательной платформы, различия в требованиях к стандартам обучения, в учебных программах, из-за чего достижения и успехи студента во время обучения за границей не признаются в его родной стране.
Заключение
Академическая мобильность студентов представляет собой один из важнейших аспектов высшего образования. Интеграция университетов в мировую образовательную область - профессионально-ориентированная основа для обучения и развития будущего специалиста, а также механизм успешной адаптации индивидуума к меняющимся условиям социального взаимодействия и современного труда.
В настоящее время в рамках изучения международной академической мобильности стала необходима разработка эффективных способов для преодоления противоречий, что в дальнейшем способствовало бы построению конструктивных отношений с представителями других культур. В сфере высшего образования прохождение академической мобильности уже зарекомендовало себя одним из самых эффективных способов обучения иностранным языкам, способствующим развитию профессионализма и межкультурных компетенций, что помогает специалистам добиться больших успехов в различных сферах.
Литература
1. Зновенко Л. В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Л. В. Зновенко. Омск, 2015. 23 с.
2. Богданова Н.В. Академическая мобильность как основа международной деятельности. Иностранные языки в экономических вузах России. Всероссийский научно-информационный альманах. СПб: СПбГУЭиФ, 2015. № 10. С. 53-65.
3. Богданова Н.В., Коротков А.С. Интеграционная модель обучения иностранным языкам участников академической мобильности. Орел: Вестник Орловского государственного
университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2015. № 2 (37). С. 56-63.
4. Кречетников К.Г Информатизация образования в Австралии. К.Г Кречетников, А.Б. Мартыненко, В.С. Распопина. Успехи современной науки. 2016. № 6, Т. 2. С. 133-135.
5. Кречетников К.Г. Интернационализация образования в Австралии. К.Г. Кречетников, В.С. Распопина. Успехи современной науки и образования. 2016. № 7, Т. 1. С. 41-43.
6. Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов. Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. C. 75-97.
7. Мосолова О.В. Система образования и подготовки кадров в Австралии. Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 171-174.
8. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза. Казанский педагогический журнал. 2012. №1(91). С. 82-89.
9. Новые векторы миграции на Евразийском пространстве (Демография. Социология. Экономика). Под ред. чл.-корр. РАН Рязанцева С.В. 2015. Т. 1. М.: Экон-информ, 2015. С. 243.
10. Фарруджа К. Экспорт высшего образования: опыт Австралии. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). Международное высшее образование. 2016. № 85. С. 17-19.
11. Background paper WMR 2015. The Future of Migration Policies in the Asia-Pacific Region. 2015. P. 15.
12. Hoffman D. Changing Academic Mobility Patterns and International Migration // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 13, № 3. P. 347-364.
13. What is Mobility? [Электронный ресурс] // Education UNESCO. URL: www.unesco.org/education/studyingabroad/what_is/mobility.shtml, дата обращения: 25.02.2020.
14. Cradden, D. (2015). Towards Sustainable Academic Mobility: Higher Education Development and Freely Chosen Migration. Paper Presented at Education International's 6th International Higher Education and Research Conference, Malaga, Spain, 12-14 November 2007. P. 16.
ACADEMIC MOBILITY IN AUSTRALIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
K. Stepanova
Kazan Federal University Kazan, Russia
Abstract: Educational process and features of academic mobility in higher education institutions in Australia. In this study, we clarified the concept of academic mobility of students, identified the features of international academic mobility of students, reviewed the international experience of academic mobility of students, performed an analysis of the Australian educational services market, analyzed the academic mobility of students in Australian universities, identified problems of optimizing academic mobility in Australian universities, and provided several general solutions to the identified problems.
Keywords: academic mobility, academic education in Australia, universities in Australia, the place of Australian universities in world rankings, problems of academic mobility, overcoming problems of academic mobility.
Сведения об авторе
Степанова Камилла Игоревна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]
Author of the publication
Kamilla Stepanova, student, Kazan Federal
University, Kazan, Russia.
E-mail: [email protected]
Дата поступления 23.04.2020