педагогические науки
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ...
УДК 378.1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА КАК РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ
© 2018
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики гимнастики Сахарнова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (190121, Россия, Санкт-Петербург, улица Декабристов, 35, e-mail: [email protected])
Аннотация. Гимнастика является важной и неотъемлемой дисциплиной во всех ВУЗах России. Данная дисциплина включает в себя основы строевой подготовки, ОРУ, упражнения на снарядах, прикладные упражнения гимнастики. В то же время, каждый раздел гимнастики требует от студента высокий уровень различных видов подготовки. Среди видов подготовки особо следует выделить физическую и техническую. До настоящего времени ученые в области теории и методики гимнастики спорят о том, что важнее: физическая или техническая подготовка? Тем не менее, бесспорно одно - эти два вида подготовки тесно взаимосвязаны. Для современной гимнастики характерны исключительно высокие требования к возможностям и способностям гимнастов, доступные ограниченному кругу молодежи. Но при этом, желание широких слоев населения заниматься гимнастикой диктует необходимость поиска разнообразных форм занятий, доступных и эффективных для них. Естественной реакцией на такое "требование" явилось создание новой программы по гимнастике - "категории Б" (1984 г.), ориентированной не только на детские группы, но и на систему физического воспитания в ВУЗах, низовые спортивные коллективы, производственные и армейские клубы.
Ключевые слова: гимнастика, элемент, физическая подготовленность, тестирование, студенты, корреляция, анализ, специализация.
COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF FUTURE TRAINERS FOR FAVORITE KINDS OF SPORT AS AN EFFICIENCY OF GYMNASTICS
© 2018
Ayzyatullova Gulnara Rafailevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Gymnastics Sakharnova Tatyana Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, professor of the theory and methodology of gymnastics National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgafta (190121, Russia, St. Petersburg, 35 Dekabristov Street, e-mail: [email protected])
Abstract. Gymnastics is an important and integral discipline in all universities of Russia. This discipline includes the basics of drill, open switchboard, exercises on the equipment, applied exercises of gymnastics. At the same time, each section of the gym requires a high level of different types of training from the student. Among the types of training should be highlighted physical and technical. To date, scientists in the field of the theory and methodology of gymnastics argue about what is more important: physical or technical training? Nevertheless, one thing is indisputable - these two types of training are closely interrelated. Modern gymnastics is characterized by exceptionally high demands on the capabilities and abilities of gymnasts, which are accessible to a limited circle of young people. But at the same time, the desire of the general population to engage in gymnastics dictates the need to search for various forms of training that are available and effective for them. The natural reaction to such a "demand" was the creation of a new gymnastics program - "category B" (1984), focused not only on children's groups, but also on the system of physical education in universities, grass-roots sports groups, production and military clubs.
Keywords: gymnastics, element, physical fitness, testing, students, correlation, analysis, specialization.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В настоящее время уровень физической подготовленности подрастающего поколения ухудшается. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования в данной области [1,2,8]. В целом данная тенденция отражается впоследствии на выпускниках ВУЗов, в том числе физкультурных образовательных организаций. Низкий уровень физической подготовленности будущих выпускников физкультурных ВУЗов ограничивает многогранное использование средств физической культуры, особенно средств гимнастики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, студенты проходят курс гимнастики на протяжении одного года (1 курс). И за этот период занимающиеся должны овладеть различными средствами гимнастики, в том числе снарядовой гимнастикой (с выполнением программы категории «Б»). Снарядовая гимнастика, как фактор прикладности, имеет цель, помимо других целей - развитие физических качеств в любом виде спорта. Однако, следует указать на то, что именно этим разделом гимнастики студенты овладевают с трудом. Лишь 21% студентов овладевают гимнастическими элементами школьной программы (9-
11 класс) и только 11% имеют необходимые навыки и умения в выполнении гимнастических комбинаций программы категории «Б» (рис.1).
Вероятно, такой низкий процент освоения студентами элементов гимнастики связан с уровнем физической
■ упражнения 9-11 классов
■ упражнения классификационной программы кат."Б"
упражнения 1-8 классов
Рисунок 1 - Распределение студентов по уровню овладения техническими элементами гимнастики
Формирование целей статьи (постановка задания). В данной работе проводились исследование и анализ
подготовленности.
Ayzyatullova Gulnara Rafailevna, Sakharnova Tatyana Konstantinovna COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS ...
pedagogical sciences
уровня физической подготовленности студентов первого года обучения в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, в период с 2007 по 2017 годы.
Было проведено тестирование студентов факультетов ЛОВС, ЗОВС, ФЕ, ФНВС из 13 видов спорта (у юношей) и 14 - у девушек.
Всего было протестировано свыше 1500 человек. Тестирование включало в себя выполнение 6 нормативов, которые подробно описаны в рабочих программах и были разработаны профессорами кафедры ТиМ гимнастики Ю.И. Наклоновым и К.М. Ивановым (рис.2).
Таблица 2 - Результаты тестирования студенток НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Вид спорта Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5 Тест 6 баллов Ранг
Гимнастика 1 1 1 1 1 7 12 1
Футбол 2 10 5 10 11 8 46 7
Бокс 3 4 3 2 4 4 20 2
Борьба 4 2 2 13 2 1 24 3
Хоккей 5 12 7 9 6 2 41 6
Лыжный 6 6 4 5 3 3 27 4
Легкая атлетика 7 8 9 3 7 6 40 5
Настольный 8 7 11 11 10 9 56 11
Плавание 9 9 12 6 5 12 53 9
Тяжелая атлетика 10 11 13 8 12 13 67 13
Теннис 11 5 10 4 13 11 54 10
Баскетбол 12 3 6 7 9 10 47 8
Волейбол 13 13 8 12 8 5 59 12
В тесте №6 наибольшее количество повторений выполнили студенты группы борьба (табл.1).
Вероятно, это связано с низкой техникой выполнения самого теста.
У девушек распределение по наибольшему и наименьшему количеству выполнения тестовых заданий отражено в таблице 2.
Вид спорта Тесты
Пресс Подтягива ние Отжимани е Вис УГЛОМ Гибко ст ь Упор лежа-vnop присев
Гимнастика (11 49,37±8,04 22:35±11,0 6 23,18±5:09 20±0 5±0 13,63±2,11
Плавание (22 чел) 39,59±2,93 14,81±2,71 13а4±1,7 17,86*4,6 6 4,72±0, 7 9,8б±0,63
Художественная гимнастика (12 чел) 47± 1=41 12,5±2,12 14±0 18,76±7Д 5 5±0 11,29±2,14
Стрельба (6 чел) 42,1±11,41 164±1,41 17,65±4,24 17,55±4Д 2 4,2±1,4 1 10,5±0,7
футбол (4 чел) 51.5±1.91 12.1.41 19.1.15 19±1.73 5±0 11.25±0.95
Волейбол (13 49,25±3=53 11:5±0,71 11:5±4:94 13±2:82 3,5±0,7 7 10,5±1:82
Борьба (7 чел) 52.5±3.53 20±0 27.5±3.53 20±0 5±0 11.5±0.71
Фехтование (3 чел) 42,45±2,12 13,37±2,32 24,25±4,99 17,85±2,4 1 4,87±0, 35 10,6±1Д8
Лыжный спорт (11 чел) 42,75±4,85 20±0 17=5±5 15±0 3,75±0, 95 lliO
Баскетбол (13 чел) 48,08±3,1 18,7±3,8 19±3,7 18,1*1,91 3,68±0, 7 11.8±0,41
Легкая атлетика (9 чел) 48±7,3 17,6±8,9 18,7±1,84 14,6±3,8 4,8±1,1 12,6±4,41
Фигурное катание (17 чел) 47,3±14,8 16,8±3,5 21,7±6,85 18,9±7,И 5±0 11,9±3,81
Рисунок 2 - Перечень тестов для студентов по дисциплине Гимнастика
Для краткости описания каждому тесту был присвоен порядковый номер:
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине №1
Подтягивание в висе на перекладине (юноши) №2 Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине- девушки Сгибание рук в упоре на брусьях (юноши) №3 Сгибание рук в упоре лежа (девушки)
Из виса на гимнастической стенке - поднимание и опускание ног №4
Наклон из положения стоя №5 Из упора лежа прыжком упор присев №6
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
По результатам теста №1 у юношей (табл.1) наилучшие показатели у группы гимнастов, худшие - у группы волейболистов.
Группа гимнастов показала наивысшие результаты также в тестах 2,3,4 и 5.
Таблица 1 - Результаты тестирования юношей НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Группа девушек-гимнасток показала наилучшие результаты в тестах 2,4,5,6, группа девушек специализации «художественная гимнастика» - в тестах 5 и 6 (табл.3). Девушки из группы волейбола показали наименьшие результаты в ранге тестирования.
Таблица 3 - Результаты тестирования девушек НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Вид спорта Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5 Тест 6 баллов Ранг
Гимнастика 3 1 3 1 1 1 10 1
Плавание 12 7 11 5 4 11 40 9
Художественная 8 9 10 1 1 35 6
Стрельба 11 6 9 7 5 10 48 10
Футбол 2 10 5 2 1 1 21 3
Волейбол 4 11 12 10 8 54 11
Борьба 1 2 1 1 1 5 11 2
Фехтование 10 8 2 6 2 36 7
Лыжный спорт 9 2 S S 6 7 40 9
Баскетбол 5 3 6 4 7 4 39 8
Легкая атлетика 6 4 7 9 3 2 31 5
Фигурное катание 7 5 4 3 1 3 23 4
Для определения взаимосвязи физической и технической подготовленности студентов нами были проведены соревнования в рамках выполнения упражнений категории «Б». Студенты выполняли комбинацию на брусьях, выставление оценки происходило по пятибальной шкале: 5 - отличное выполнение, 4 - хорошее выполнение, 3 - удовлетворительное выполнение, 2- неудовлетворительное выполнение (не выполнен 1 элемент), 1 - невыполнение комбинации (не выполнено более 1 элемента) - рисунки 4 и 5.
Рисунок 4 - Результаты технической подготовленности студентов (на примере выполнения гимнастической комбинации на брусьях по программе категории «Б»)
Среди студентов, которые выполняли комбинацию на брусьях, по оценке исполнительского мастерства, следует выделить группу борцов (с результатом 3,7 баллов), а самое короткое время выполнения комбинации показала группа боксеров (с результатом 25 с). В то же время у этих групп достаточно хорошие показатели фи-
18
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ...
зическои подготовленности.
jjjjjjjjjj
/• / у ¿г / /
■о
s' У У
затраченное на выполнение комбинации, мин
■ оценка исполнительского мастерства, балл
ванным танцем /Е. Н. Якунина, А. В. Кабачкова // Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 10. — С. 35-38.
Статья поступила в редакцию 16.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
Рисунок 5 - Результаты технической подготовленности студенток (на примере выполнения гимнастической комбинации на брусьях по программе категории «Б»)
Среди студенток, демонстрировавших гимнастическую комбинацию на брусьях, следует выделить группу фигурного катания, как группу, затратившую минимальное количество времени на выполнение упражнения (23 с). Эта же группа спортсменок показала наилучший результат и в исполнительском мастерстве (4,8 баллов), вероятно это связано с особенностями вида спорта, в котором также оценивается исполнительское мастерство.
Таблица 4 - Результаты корреляционной взаимосвязи между тестированием студентов и техникой выполнения гимнастических упражнений
Номер теста юноши девушки
X±Sx Корреляция, г X±S х Корреляция, г
Тест 1 52.48±6.71 -0.4 44.5±6.9 0.11
Тест 2 14.99±5.81 0.01 16.65±7.42 0,21
Тест 3 18.38±7.63 -0.4 15.64±4.91 -0.03
Тест 4 16.86±5.03 -0.08 17.88±4.98 0,45
Тест 5 4.11±0.95 0,25 4.71±0.66 0
Тест б 12.24±1.99 -0.26 Ю.б2±1.41 -0.39
В таблице 4 представлен анализ взаимосвязи физической и технической подготовленностью студентов. Так, слабая связь наблюдается у юношей в тесте 5 (гибкость) и качеством выполнения гимнастической комбинации на брусьях. У девушек - средняя связь в тесте 4 (поднимание и опускание ног из виса) и слабая связь в тесте 2 (подтягивание в висе лежа).
Полученные данные свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности студентов НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Следовательно, необходимо на занятиях гимнастикой ввести подготовительный этап непосредственной подготовки к выполнению упражнений на снарядах. Кроме того, важно пересмотреть нормативы по физической подготовке в сторону их усложнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аветисян, Р. Р. Психологическое здоровье студентов вуза [Электронный ресурс] /Р. Р. Аветисян //Мат. международ. заочной науч.-практ. конф. «Педагогические и психологические науки: современные тенденции». - Новосибирск, 2012. - Режим доступа : http:// sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3658-2012-09-04-03-41-05. (дата обращения: 26.08.2014).
2. Агаджанян, H. A. Качество и образ жизни студенческой молодежи /H. A. Агаджанян, И. В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 5. - С. 3-8.
3. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.ЯАркаев, Н.Г.Сучилин. - М.: ФиС, 2004. - 328 с.
4. Вялкина, Т. Г. Физическое воспитание студенток вузов на основе дифференцированного применения ритмической гимнастики в сочетании с оздоровительными технологиями : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /Вялкина Тамара Григорьевна. - Волгоград, 2002. - 139 с.
5. Долганов, О. В. Процесс спортизации физической деятельности студентов вузов / О. В. Долганов, JI. A. Капник, М. В. Попов // Международ. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д, 2004. - С. 25-30.
6. Ерофеева, Т. М. Физическая культура в учебном процессе ВУЗа / Т. М. Ерофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. : Феникс, 2005. - 219 с.
7. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика /Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
8. Якунина, Е. Н. Психофизиологический статус и уровень физической подготовленности студентов, занимающихся структуриро-_