педагогические науки
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна ПОЛУАКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ ...
УДК 37.1
ПОЛУАКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
© 2018
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики Сахарнова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (190021, Россия, Санкт-Петербург, улица Декабристов, 35, e-mail: [email protected])
Аннотация. В течение двух лет основной тенденцией развития аэробной гимнастики является значительное усложнение соревновательных программ за счет включения акробатических и полуакробатических элементов, переходов и взаимодействий. Тем самым расчерчивая акробатическую подготовку как важную составную часть технической подготовки спортсменов гимнастической дисциплины. Важность акробатической подготовки обусловлена и тенденцией к «акробатизации» аэробной гимнастике.В правилах соревнований 2017-2020 г.г. такая «акробати-зация» соревновательных программ определяется как coloboration, которая, в свою очередь, влияет на оценку за артистичность, в критерии «общее содержание». В соответствии с правилами соревнований для получения высокой оценки в этом критерии спортсмены должны продемонстрировать не менее четырех полуакробатических переходов и взаимодействий на протяжении всей соревновательной программы. Эти переходы и взаимодействия должны состоять из набора сложных упражнений смешанного типа, требующие координации, динамичности и неожиданности, присущие акробатическим упражнениям. В настоящее время, многие из переходов и взаимодействий являются достоянием лишь отдельных сильнейших спортсменов в рассматриваемом виде спорта. Причин этому много, основной из значимых является недостаточная физическая подготовка, которая лежит в необходимости совершенствования у спортсменов необходимых физических качеств, за счет которых возможно выполнение сложных полуакробатических упражнений в виде переходов и взаимодействий, которые в свою очередь, следуют выполнять без интервалов отдыха. Выявление необходимых физических качеств и их совершенствование для выполнения сложных переходов и взаимодействий является темой данного исследования.
Ключевые слова: спортивная аэробика, акробатические упражнения, полуакробатические упражнения, элемент, соревнование, артистичность, классификация.
SEMIROCROBACTIC PREPARATION IN SPORTS AEROBICS
© 2018
Ajiatullova Gulnara Rafailevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair of Theory and Methods of Gymnastics Sakharnova Tatiana Konstantinovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Chair of Theory and Methods of Gymnastics National State University of Physical Education, Sport and Health named after P.F. Lesgaft (190021, Russia, St. Petersburg, Dekabristov Street, 35, e-mail:[email protected])
Abstract. Within two years, the main trend in the development of aerobic gymnastics is a significant complication of competitive programs due to the inclusion of acrobatic and semi-aerobic elements, transitions and interactions. Thus, delineating acrobatic training as an important part of the technical training of athletes in gymnastic discipline. The importance of acrobatic training is also due to the tendency to "acrobatize" aerobic gymnastics.In the rules of the 2017-2020 competition such "acrobatization" of competitive programs is defined as coloboration, which, in turn, affects the evaluation for artistry, in the "general content" criterion. In accordance with the competition rules, in order to obtain a high rating in this criterion, athletes must demonstrate at least four half-acrobatic transitions and interactions throughout the entire competition program. These transitions and interactions should consist of a set of complex exercises of mixed type, requiring coordination, dynamism and surprise, inherent in acrobatic exercises. At present, many of the transitions and interactions are the property of only some of the strongest athletes in the sport in question. There are many reasons for this, the most important of them is insufficient physical training, which lies in the need to improve athletes' necessary physical qualities, due to which it is possible to perform complex semi-acrobatic exercises in the form of transitions and interactions, which in turn should be performed without rest intervals. Identification of the necessary physical qualities and their improvement for performing complex transitions and interactions is the subject of this study.
Keywords: sports aerobics, acrobatic exercises, semi-acrobatic exercises, element, competition, artistry, classification.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Акробатическая подготовка в гимнастических дисциплинах - важная составляющая технической подготовки спортсменов. В последние десятилетия появилась тенденция к «акробатизации» гимнастических видов спорта, особенно, спортивной гимнастики [1] и спортивной аэробики [2; 3]. Эта тенденция выражается в насыщении соревновательных композиций сложными акробатическими упражнениями.
В настоящее время, акробатическая подготовка в спортивной аэробике (по версии Правил соревнований 2017-2020 г.г. - аэробная гимнастика) является неотъемлемой часть тренировочного процесса, в основе которого лежит повышение окончательной оценки у спортсменов на соревнованиях. Акробатическая подготовка в спортивной аэробике ранее была запрещена, в соответствии с Правилами соревнований предыдущих лет, но новый Олимпийский цикл привнес коррективы
в соревновательную композицию спортсменов, в частности, повышение окончательной оценки за выступление спортсмена при выполнении сложных, «каскадных» элементов акробатики и элементов сложности, а также полуакробатических упражнений (в виде переходов)[4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.В процессе предварительных исследований -анализа видеозаписей Чемпионата России и Чемпионата Европы 2017 г. -определены наиболее распространенные полуакробатические элементы, такие как кувырок назад в стойку на руках, «Бочка», «Бочка» с вращением, Диамидовский поворот, Китайский поворот, колесо в сед, поднимание в стойку через одну руку переворотом вперед/назад, сальто вперед в сед.Данные полуакробатические элементы не выделены в теории и практике физической культуры, а также в спортивных дисциплинах - они являются ком-
Ajiatullova Gulnara Rafailevna, Sakharnova Tatiana Konstantinovna SEMIROCROBACTIC PREPARATION IN SPORTS ...
pedagogical sciences
бинацией из акробатических упражнений (общепринятых) [5-7] и модификацией элементов из родственных видов спорта. В целом полуакробатические упражнения, переходы и взаимодействия составляют 8% от всей соревновательной программы. Наиболее сложная акробатическая подготовка проявляется в соревновательных программах у спортсменов аэробной гимнастики 12-14 лет, усложняясь к 15-17 годам. После проведенного видеоанализа соревновательных программ лидеров международных состязаний нами была разработана классификация полуакробатических упражнений, представлено на рисунке 1, на основе уже имеющихся [8].
Рисунок 1 - Классификация полуакробатических упражнений в спортивной аэробике
Для разработки классификации учитывалось 3 основных критерия:
1. По исходному положению полуакробатического элемента.
2. Ось вращения, при выполнении полуакробатического элемента.
3. Конечное положение полуакробатического элемента.
Мы вывили, что 100 % опрошенных отмечают увеличение акробатической подготовки в аэробной гимнастике.
Наиболее значимыми качествами для выполнения полуакробатики, по мнению респондентов, является взрывная сила мышц ног, скоростные качества, способность к быстрому перераспределению степени мышечных усилий. При определении методов развития физических качеств 87 % опрошенных тренеров отметили метод круговой тренировки.
В связи со значительным увеличением акробатический и полуакробатических упражнений в аэробной гимнастике происходит сближение тренировочного процесса спортсменов аэробной гимнастики и спортивной акробатики, в том числе уменьшаются различия в их двигательных качествах. Нами было проведено тестирование уровняфизической подготовленности спортсменов акробатики и аэробики с целью выявления взаимосвязи физических качеств и результативностью элементов, представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Корреляция результатов тестирования специальной физической подготовленности гимнастов и исполнительского мастерства элементов акробатики
Базовые на быки ф нзнческн е качества Стойка наруках Отталкивая ие руками и иогами Отталкивая ие ногами ие руками Динамическая осанка Вращение вокруг фронтальной, горизонтальной осей
Взрывная сила мышц 0,083 0,784 0,865 0,012 0,173 0,378
Взрывная сила мышц 0,356 0,753 0,193 0,894 0,145 0,356
Динамическа 0,484 0Д45 0,278 0,478 0,674 0,289
Динамическа я сила мышц брюшного 0,476 0,173 0,278 0389 0,653 0,241
Коордннацн онные способности 0,912 0,278 0,178 0,136 0,126 0,783
Динаыическа 0,178 0,685 0,687 0,089 ОД 84 0,147
По данным корреляционного анализа можно определить следующие ведущие качества, необходимые в акробатической подготовке спортсменов аэробной гимнастики: взрывная сила мышц ног и рук, координационные способности.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью данного исследования являлось определение наиболее распространенных полуакробатических упражнений в соревновательной композиции высококвалифицированных спортсменов, изучение наиболее важных физических качеств для выполнения соревновательной композиции и разработка комплекса средств, повышающих уровень выполнения полуакробатических элементов. Выше нами было выявлено распределение полуакробатических упражнений и дано обоснование средств полу акробатической подготовки спортсменов на основе анкетирования (в виде опроса) и корреляционного анализа.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. После определения ведущих качеств нами был разработан комплекс комбинированных упражнений, выполняемых по методу круговой тренировки [9]. Комплекс комбинированных упражнений по Ю.В. Менхина [10] - это такие упражнения, в которых физические воздействия направлены на сочетание совершенствования двигательных качеств. С целью определения эффективностираз-работанного комплекса комбинированных упражнений был проведен педагогический эксперимент. Суть педагогического эксперимента заключалась в разработке и экспериментальном обосновании комбинированных упражнений, состоящих в выполнении упражнений на развитие важных физических качеств в сочетании с полуакробатическими упражнениями, которые, в свою очередь, служили переходами о станции к станции.
После проведения предварительных исследований и разработки комплекса комбинированных упражнений, с целью определения эффективности разработанных комплексов, было проведено тестирование
Таблица 1 - Сравнение уровня специальной физической подготовленности спортсменов до и после педагогического эксперимента, п=16 человек
Тесты Контроль гая группа Эксперимент: льная группа Т Р
Д" После До После
педагогического педагогического педагогического педагогического
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
ПрЬБККИБ 44,28±3,9 45,47±2,41 46,32±3,4 44,28±3,9 0,21 >0,05
группировку за ЗОсек."
хлопки руками в 34:71±13,2б 18±10,87 37:55±10,20 34:71±13,26 0,22 >0,05
упорележа
сгисание и 43,46±4,79 26,57±6Д1 45,15±3,5 436±4,79 0,18 >0,05
гтаоБшца
поднимание 29,57±4,11 29Д8±2,56 31,14±2,7 29,57±4:11 0,24 >0,05
туловища и ног
ходьоа б стоике 15,42±6,07 35,42+10,82 17,10±5,6 15,42±б,07 0,18 >0,05
на руках
приседания на 7,28±3,94 7,28±4,11 8,09±2,4 7,28±3,94 0,21 >0,05
правой
приседания на 8,83±5,03 5,42±3,73 10,12±3,44 8±5,03 0,24 >0,05
Исходя из полученных результатов можно отметить, что группа спортсменов акробатов до начала педагогического эксперимента имела лучший результат по такому тесту, как ходьба в стойке на руках, а группа спортсменов аэробной гимнастики показала лучшие результаты в таких тестах как: хлопки руками в упоре лежа, сгибание и разгибание туловища.
До начала и по окончанию педагогического эксперимента нами определялся уровень технической подготовленности спортсменов. На наиболее распространенные полуакробатические элементы, которые выполняли мировые лидеры спортивной аэробики, была разработана шкала оценки. Оценка проводилась судьями-экспертами. В результате проведения этой оценки и сравнения полученных результатов до и после эксперимента мы выявили, что те спортсмены, которые выполняли разработанный нами комплекс имели более высокие оценки за технику полуакробатических упражнений, что доказывает его эффективность.
20
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, Сахарнова Татьяна Константиновна ПОЛУАКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов /Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - С.122.
2. БорилкевичВ.Е., Кузьмин Н.Н., Сомкин А.А. Сравнительная физиологическая характеристика спортивной аэробики// Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 3. - С. 44-45.
3. Сомкин А.А. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов спортивной аэробики: диссертация доктора педагогических наук. - Спб., 2002. - С.185-189.
4. Крючек Е.С. Теория и методика спортивной аэробики: начальная подготовка: учебное пособие. - Спб., 2016. - С. 33-39.
5. Данилов К.Ю. Тренировка батутиста. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 208 с.
6.БолобанВ.Н. Спортивная акробатика. Киев: Выща школа, 1988. - 168 с.
7. КоренбергВ.Б. Классификация гимнастических упражнений// Совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортивной гимнастике: Сб.науч.тр. М., 1982. - С. 116-121.
8. ТаджиевМ.У. Техника выполнения акробатических прыжковых упражнений: Лекция. СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. -16с.
9. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика /Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. - Ростов на/Д; Феникс, 2002. - С.4-8.
10. Трещева О.Л., Смирнова Е.И. Оптимизация тренировочных режимов комплексов круговой тренировки в подготовке гимнасток 10-12 лет// Теория и практика физ. культуры. 1995. - №9. - С. 42-43.
Статья поступила в редакцию 22.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018