Научная статья на тему 'Психологические сбои и способы определения причин их появления у спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке'

Психологические сбои и способы определения причин их появления у спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
872
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРЫЖКИ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ / СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СБОИ / SPORTS PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / JUMPS ON AN ACROBATIC TRACK / COMPLEX COORDINATION SPORTS / CONTENT ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL FAILURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жигайлова Л.В., Пилюк Н.Н., Шукшов С.В., Крыжановская В.А., Тронев В.В.

В статье представляется исследование психологических сбоев в сложнокоординационных видах спорта при исполнении соревновательных упражнений и проведении тренировочных занятий, а именно у акробатов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке. Рассматривается способ определения причин появления психологических сбоев, анализ их причин, предполагаемые пути предотвращения дальнейшего появления и восстановления спортсменов после их появления при помощи внесения корректировок в психологическое сопровождение многолетней подготовки акробатов-прыгунов. Психологический сбой рассматривается как техническая ошибка спортсмена во время выполнения определенного отдельно взятого технического элемента или всего соревновательного упражнения в целом из-за определенных психологических факторов. Так как все упражнения на акробатической дорожке выполняются с высокой скоростью и большой динамикой движений, то ошибка в процессе выполнения упражнения может привести не только к низкому соревновательному результату, но и травме спортсмена. Нередки случаи в спортивной практике, когда акробат-прыгун заканчивал свою спортивную карьеру по причине страха перед выполнением технического элемента, необходимого для успешного выступления на соревнованиях. Определение причин психологических сбоев у спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке, может способствовать не только сохранению здоровья спортсмена и повышению стабильности соревновательных результатов, но и увеличению продолжительности его спортивной карьеры. В исследовании принимали участие 17 высококвалифицированных акробатов-прыгунов. Был проведен опрос исследуемых, с дальнейшей беседой для разъяснения понятий и ответов для написания изложения с описанием ситуации из своей спортивной карьеры, когда они встретились с психологическим сбоем. Полученные материалы были проанализированы с использованием метода контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жигайлова Л.В., Пилюк Н.Н., Шукшов С.В., Крыжановская В.А., Тронев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AND THE WAYS TO DETERMINE REASONS FOR THEIR APPEARANCE AMONG ATHLETES SPECIALIZING IN JUMPS ON AN ACROBATIC PATH

The article presents the study of psychological failures in complex coordination kinds of sports during the performance of competitive exercises and training sessions, namely among acrobats specializing in jumps on an acrobatic track. The determination method of the causes of psychological failures, their analysis, the proposed ways to prevent their further appearance and the recovery of athletes by making adjustments to the psychological support of a long-term training of acrobat-jumpers. Psychological failure or overrun» is considered as a technical error of an athlete during the performance of a particular technical element or an entire competitive exercise in general due to certain psychological factors. Since all the exercises on the acrobatic track are performed with a high speed and a high dynamics of movements, the error during the performance process of the exercise can lead not only to a low competitive result, but also to injuries of an athlete. There are often cases in sports practice when an acrobat-jumper finished his sports career because of the fear before performing a technical element necessary for a successful performance at competitions. The determination of the causes of psychological failures among athletes specializing in jumps on acrobatic tracks can not only help to preserve the health of athletes and improve stability of competitive results, but also to increase a duration of a sports career. The study involved 17 top acrobat-jumpers. The survey has been conducted with further discussion to clarify the concepts and the answers for the description of the situation related to their sports career in case of a psychological failure. The obtained materials have been analyzed using the method of the content analysis.

Текст научной работы на тему «Психологические сбои и способы определения причин их появления у спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке»

УДК 796.01:159.9+796.413/.418

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СБОИ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН ИХ ПОЯВЛЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКАХ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ

Л.В. Жигайлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, Н.Н. Пилюк, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики, С.В. Шукшов, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики, В.А. Крыжановская, студент магистратуры, В.В. Тронев, студент магистратуры,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: sliviks@mail.ru.

В статье представляется исследование психологических сбоев в сложнокоординационных видах спорта при исполнении соревновательных упражнений и проведении тренировочных занятий, а именно у акробатов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке. Рассматривается способ определения причин появления психологических сбоев, анализ их причин, предполагаемые пути предотвращения дальнейшего появления и восстановления спортсменов после их появления при помощи внесения корректировок в психологическое сопровождение многолетней подготовки акробатов-прыгунов.

Психологический сбой рассматривается как техническая ошибка спортсмена во время выполнения определенного отдельно взятого технического элемента или всего соревновательного упражнения в целом из-за определенных психологических факторов. Так как все упражнения на акробатической дорожке выполняются с высокой скоростью и большой динамикой движений, то ошибка в процессе выполнения упражнения может привести не только к низкому соревновательному результату, но и травме спортсмена. Нередки случаи в спортивной практике, когда акробат-прыгун заканчивал свою спортивную карьеру по причине страха перед выполнением технического элемента, необходимого для успешного выступления на соревнованиях.

Определение причин психологических сбоев у спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке, может способствовать не только сохранению здоровья спортсмена и повышению стабильности соревновательных результатов, но и увеличению продолжительности его спортивной карьеры.

В исследовании принимали участие 17 высококвалифицированных акробатов-прыгунов. Был проведен опрос исследуемых, с дальнейшей беседой для разъяснения понятий и ответов для написания изложения с описанием ситуации из своей спортивной карьеры, когда они встретились с психологическим сбоем. Полученные материалы были проанализированы с использованием метода контент-анализа.

Ключевые слова: психология спорта, спортивная психология, психологическое сопровождение, прыжки на акробатической дорожке, сложнокоординационные виды спорта, контент-анализ, психологические сбои.

Для цитирования: Жигайлова Л.В., Пилюк Н.Н., Шукшов С.В., Крыжановская В.А., Тронев В.В. Психологические сбои и способы определения причин их появления у спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 115-120.

For citation: Zhigajlova L., Pilyuk N., Shukshov S., Kryzhanovskaya V., Tronev V. Psychological problems

and the ways to determine reasons for their appearance among athletes specializing in jumps on an acrobatic path. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 115-120 (in Russian).

Введение. Одной из самых зрелищных и захватывающих дух спортивных дисциплин в сложнокорди-национных видах спорта можно считать прыжки на акробатической дорожке (АКД), которые являются структурными элементами соревновательных упражнений в парно-групповых видах спортивной акробатики, спортивной гимнастики, а также прыжков на батуте и двойном минитрампе, прыжков в воду и фристайле. Без прыжкового содержания уже нельзя представить себе соревновательные программы этих видов спорта.

В современном спорте все большее место занимает психологическое сопровождение спортсменов, особенно высококвалифицированных. Особое внимание стоит обратить на сложнокоординационные виды спорта, такие как спортивная акробатика, спортивная гимнастика, прыжки на батуте и в данном случае

- прыжки на акробатической дорожке. В этих видах спортивной деятельности на первый план выходит не только физическая и техническая подготовка спортсменов, но в последнее время и психологическая, особенно в прыжках на АКД. Так как психология в спорте имеет особый вес в достижении спортсменами высоких результатов на соревнованиях, то и существенную роль играет психическая готовность акробатов-прыгунов к выполнению соревновательных упражнений. Современный спорт на соревнованиях мирового уровня

- это борьба личностей [3]. В связи с этим психологи в области спорта уделяют все больше внимания тому, какая у спортсменов формируется внутренняя картина от восприятия своей работы во время тренировок и соревнований, результатов спортивной деятельности. Немаловажным является и то, как спортсмены воспринимают способствующие достижению успехов факторы, либо создают препятствия на пути достижения поставленных целей [7].

Соревновательные упражнения в прыжках на акробатической дорожке характеризуются почти постоянным нахождением спортсмена в безопорном положении с высокой скоростью и динамикой движения, с множественными комбинациями вращений спортсмена вокруг фронтальной и вертикальной осей своего тела. В совокупности с тенденцией к постоянному усложнению, технических элементов, составляющих соревновательное упражнение, малейшая неточность в исполнении может привести как к низким соревновательным результатам, так и к серьезным физическим травмам спортсменов. А также возрастающая частота появления психологических сбоев («заскоков») у высококвалифицированных спортсменов ставит психологическую подготовку в один ряд с физической и технической.

В рамках психологической подготовки большое значение имеет процесс психологического сопровождения многолетней подготовки спортсменов, включающий в себя определение причин появления психологических сбоев, профилактику их появления и восстановление работоспособности спортсменов после их появления.

Алексеев А.В. (1985) обозначил, что «...с помощью правильно проведенной разминки можно подготовить к соревнованию не только тело, но и мозг. Ведь во многих случаях путь к оптимальному психическому состоянию лежит через точно найденные и умело использованные физические ощущения» [1, с. 13].

В настоящее время субъективное восприятие и переживание различных ситуаций в спортивной карьере вызывает интерес у зарубежных психологов в области спорта, что явно прослеживается в их работах [9, 10, 11].

Объектом исследования являлись психологические факторы технических сбоев у спортсменов, специализирующихся в прыжках на АКД, а в качестве предмета исследования рассматривалось отношение акробатов-прыгунов к проблеме психологических сбоев, вариации отношения и реакция на них.

При постановке задачи выявления субъективной картины ситуаций, значимых для спортсменов, происходящих во время тренировочной и соревновательной деятельности, необходимо применять количественные и качественные методы исследования (интервьюирование, анализирование мемуаров и сочинений). Именно такие методы раскрывают особенности переживаний спортсменов, которые они испытывают во время событий, влияющих на их спортивную жизнь.

По нашему мнению, внутреннее психологическое состояние спортсмена дает большую информативность, чем картина, складывающаяся из наблюдений со стороны. Используя контент-анализ мемуаров и/или сочинений спортсменов, мы можем увидеть, как акробаты-прыгуны воспринимают трудности в их спортивной карьере. Определение причин появления сбоев («заскоков»), методика предотвращения и психологического восстановления спортсмена позволят не только предотвращать травмы и повышать стабильность соревновательных упражнений, но и оптимизировать выход акробатов на уровень высшего спортивного мастерства, увеличивать длительность его спортивной карьеры.

Методика. Для проведения данного исследования был проведен опрос акробатов-прыгунов. В нем приняли участие 17 спортсменов. Из них: 4 - заслуженных мастера спорта России, 1 - мастер спорта международного класса; 12 - мастеров спорта России по прыжкам на батуте [4]. Ответы на специальные вопросы позволили выделить ключевые понятия для определения категорий контент-анализа (content-analysis), являющегося одним из методов изучения документов, применяемых в различных социальных и социально-психологических исследованиях. Он позволил определить частоту

и объем упоминаний смысловых единиц по данной проблеме исследования [4]. Мы, используя данный метод, сформулировали разнообразие отношений спортсменов к данной проблеме. Все проведенные беседы были записаны в форме изложения. Контент-анализ дает возможность выделить особенности проблем исследования и получить оценки и мнения по данной проблеме, которые известны только спортсменам высокой квалификации, специализирующимся в прыжках на АКД, а также позволяет получить обширную и разностороннюю информацию о проблеме и предоставляет возможность проверить уже существующие гипотезы по данной теме [5, 7].

На основе результатов опроса спортсменов был выявлен часто встречаемый фактор психологического сбоя и появилась возможность применить метод математической статистики. Результаты исследований анализировали методами статистической обработки полученных количественных данных. Была получена вариационная статистика с определением удельного веса (Укс) числа случаев, где смысловая единица оказалась главной (Кгл), числа случаев, где смысловая единица оказалась второстепенной (Квт), и суммы анализируемых данных (I). Данные обобщались следующей формулой:

Статистическая обработка проводилась с использованием программы «Microsoft Office Excel 2007».

Результаты и их обсуждение. Все респонденты за время своей спортивной карьеры встречались с психологическими сбоями (барьерами, «блоками», «заскоками»). Они по-разному называли это психологическое явление, но после уточнения у спортсменов смысла данных слов было выяснено, что все формулировки имеют единый смысл и смысловую нагрузку. Из всех опрошенных спортсменов только один не использовал общие формулировки, такие как блок, барьер, сбой или «заскок». Частота встречаемых формулировок психологических сбоев у спортсменов представлена на рисунке 1.

Также мы смогли на основе полученных изложений спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в прыжках на АКД, выявить частоту встречаемых формулировок (рисунок 2).

На рисунке 2 видно, что формулировка «заскоки» у спортсменов высокой квалификации более распространена и чаще всего используется.

Рисунок 1. Формулировки психологических сбоев, используемые акробатами-прыгунами в тренировочном процессе

Заскоки "олок"

Рисунок 2. Частота упоминаний формулировок психологических сбоев в изложениях акробатов-прыгунов

б 5 4 3 2 1 О

4 4 ::

3 3 3

Ш/а 1 г!—

ШЬ

ж ж

/

■я4

¿Г

^ О*

у

# у

о4

Л

Л.

«Г

/

Рисунок 3. Частота встречаемости психологических факторов технических сбоев спортсменов высокой квалификации

Было необходимо понять, есть ли разница между данными формулировками для акробатов-прыгунов. И теперь, когда понятно, что смысловая единица одна, мы определили объем и разнообразие высказываний и формулировок одной проблемы. В дальнейшем для работы со спортсменами для профилактики психологических сбоев не будет сомнения, подходит ли та или иная формулировка под выявленные проблемы.

Следующим шагом в исследовании было определение представления психологических факторов технических сбоев спортсменами высокой квалификации, специализирующимися в прыжках на АКД, и причины появления данной проблемы. Спортсмены, участвующие в опросе, рассуждали, из-за каких психологических факторов и причин у них могли появиться технические сбои. Акробаты предполагали, что такими причинами могли быть перетренированность или большое количество повторений сложнокоординаци-онных элементов и упражнений. На основе их мнений мы смогли выявить частоту встречи психологических факторов технических сбоев.

У многих спортсменов падения и травмы не являлись начальным психологическим фактором технического сбоя, но играли важную роль в их спортивной карьере, поэтому мы выделили подпункт «Падение (травма)».

Но как спортсмены ощущают подобные психологические сбои? Из полученных от спортсменов изложений видно, что представление о техническом сбое из-за психологических факторов у спортсменов достаточно размытое [2]. Для прояснения этого вопроса и определения более четких границ понимания этого

вопроса спортсменами были проведены дополнительные встречи с респондентами. Основной вопрос, который был всем задан: «Как вы ощущали технический сбой из-за психологического фактора? Какие чувства испытывали?». Не все опрошенные акробаты-прыгуны смогли четко описать свои чувства, но в большинстве случаев они испытывали страх и почти у каждого «включался инстинкт самосохранения».

Таким образом, мы можем предложить формулировку понятия «психологический сбой» - это внезапная, кратковременная утрата спортсменом технической и/ или психической работоспособности вследствие особого вида отказа от двигательной деятельности на психологическом уровне, характерная для сложнокоорди-национных видов спорта.

На протяжении всех бесед спортсмены пытались определить причины и выявить последовательность появления психологических сбоев, но у всех они появлялись неожиданно, без предварительных предпосылок. Мы предположили, что причиной могла послужить потеря концентрации на тренировочном мероприятии, так как спорт высших достижений в основном направлен на достижение высоких результатов и со стороны тренера редко обращается внимание на внутреннее состояние спортсмена.

С помощью формулы, описанной в методике исследования, мы рассчитали главную и второстепенную смысловые единицы изложений акробатов-прыгунов высокой квалификации (таблица 1).

Исходя из полученных данных, можно сказать, что основными причинами психологических сбоев у акробатов-прыгунов являются перетренированность

Таблица 1

Психологические причины технических сбоев акробатов, смысловые единицы изложений спортсменов

Причины Главная смысловая единица Второстепенная смысловая единица

Перетренированность 5 1

Неправильная техника 2 1

Падение других спортсменов 3 1

Изменение техники 1 -

Неготовность к выполнению 5 1

Падения (травмы) 1 10

другое 1 1

и неготовность к выполнению элемента или соревновательного упражнения, вследствие чего может произойти падение и травмирование спортсмена. Но говорить, что каждый из представленных пунктов нужно рассматривать как самостоятельную причину появления сбоя, нельзя. Данную проблему нужно рассматривать комплексно, так как все представленные психологические факторы могут быть достаточно тесно переплетены друг с другом и каждый из них может оказывать большое влияние на психологическое состояние спортсмена или быть началом из цепочки факторов, приводящих в итоге к психологическому сбою.

Заключение. Результаты исследования позволяют определить наиболее значимые меры профилактики психологических сбоев у акробатов-прыгунов. К ним относятся: развитие навыка концентрации в условиях помех, профилактика возникновения негативных мыслей, обучение позитивному формулированию целей, профилактика перетренированности, обучение спортсменов навыкам релаксации как средства восстановления после психических нагрузок, совершенствование навыков рефлексии собственного спортивного опыта. Решение перечисленных задач требует повышения психологической компетентности тренеров и спортсменов, привлечения спортивных психологов к систематической работе по психологическому сопровождению высококвалифицированных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Воскресенская Е.В. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика): методические рекомендации / Е.В. Воскресенская, Е.В. Мельник, Н.В. Кухтова. - Витебск: ВГУ имени П.М. Ма-шерова, 2015. - 53 с.

3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учеб. пособие. -Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 220 с.

4. Крыжановская В.А. Тезисы докладов XLIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (февраль - март 2017 г. Краснодар): материалы конференции / В.А. Кры-жановская, В.В. Тронев, Г.Б. Горская, Л.В. Жигайлова.

- Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - Часть 1. - С. 283-284.

5. Мирзоева Е.В. Количественные и качественные методы исследования в социальной работе: Курс лекций.

- Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - 104 с.

6. Родионов В.А. Спортивная психология: учеб. для академ. бакалавриата / авт. коллектив: В.А. Родионов [и др.] под общ. ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. - М.: Юрайт, 2016. - 368 с.

7. Фоломеева Т.М. Методы социально-психологического исследования: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. - Кемерово: Юнити, 2002. -С. 35-48.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. пособие. - М.: Добросвет, 2000. -596 с.

9. Fletcher D., Wagstaff C.R.D. Organizational psychology in elite sport: its emergence, application and future. // Psychology of sport and exercise. 2009. V.10. P.427-434.

10. Lazarus R.S. Stress and emotion. N.-Y.: Springer Publishing Company, 2006. - 360 p.

11. Samygin S.I. Youth and sports: psychological barriers in elite sport Samygin S.I., Samygin P.S., Ossipova A.A., Humanitarian, socio-economic and social Sciences scholar N 9 / 2015, P. 280-284.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AND THE WAYS TO DETERMINE REASONS FOR THEIR APPEARANCE AMONG ATHLETES SPECIALIZING IN JUMPS ON AN ACROBATIC PATH

L. Zhigailova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methodology of Gymnastics Department,

N. Pilyuk, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methodology of Gymnastics Department,

S. Shukshov, Lecturer of the Theory and Methodology of Gymnastics Department, V. Kryzhanovskaya, Master's Degree Student, V. Tronev, Master's Degree Student,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: sliviks@mail.ru.

The article presents the study of psychological failures in complex coordination kinds of sports during the performance of competitive exercises and training sessions, namely among acrobats specializing in jumps on an acrobatic track. The determination method of the causes of psychological failures, their analysis, the proposed ways to prevent their further appearance and the recovery of athletes by making adjustments to the psychological support of a long-term training of acrobat-jumpers. Psychological failure or overrun» is considered as a technical error of an athlete during the performance of a particular technical element or an entire competitive exercise in general due to certain psychological factors. Since all the exercises on the acrobatic track are performed with a high speed and a high dynamics of movements, the error during the performance process of the exercise can lead not only to a low competitive result, but also to injuries of an athlete. There are often cases in sports practice when an acrobat-jumper finished his sports career because of the fear before performing a technical element necessary for a successful performance at competitions. The determination of the causes of psychological failures among athletes specializing in jumps on acrobatic tracks can not only help to preserve the health of athletes and improve stability of competitive results, but also to increase a duration of a sports career.

The study involved 17 top acrobat-jumpers. The survey has been conducted with further discussion to clarify the concepts and the answers for the description of the situation related to their sports career in case of a psychological failure. The obtained materials have been analyzed using the method of the content analysis.

Key words: sports psychology, psychological support, jumps on an acrobatic track, complex coordination sports, content analysis, psychological failures.

References:

1. Alekseyev A.V. Sebyapreodolet! [To overcome yourself!]. Moscow, Fizkultura i sport, 1985, 192 p. (in Russian).

2. Voskresenskaya E.V., Melnik E.V., Kukhtova N.V. Psik-hologiya strakha i trevogi v sportivnoy deyatelnosti (teor-iya ipraktika): metodicheskiye rekomendatsii [Psychology of fear and anxiety in sports activities (theory and prac-

tice): guidelines ]. Vitebsk, VGU imeni P.M. Masherova,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015, 53 p. (in Russian).

3. Gorskaya G.B. Psikhologicheskoye obespecheniye mnogo-letneypodgotovkisportsmenov: Ucheb. posobiye [Psychological support of long-term training of athletes: Studies. benefit]. Krasnodar, KGUFKST, 2008, 220 p. (in Russian).

4. Kryzhanovskaya V.A., Tronev V.V., Gorskaya G.B., Zh-igaylova L.V. Tezisy dokladov XLIV nauchnoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh vuzov Yuzhnogo federal-nogo okruga (fevral - mart 2017 g. Krasnodar): materialy konferentsii [Abstracts of the XLIV scientific conference of students and young scientists of the southern Federal district (February - March 2017 Krasnodar): Proceedings of the Conference Title]. Krasnodar, KGUFKST, 2017, no 1, pp. 283-284. (in Russian).

5. Mirzoyeva E.V. Kolichestvennyye i kachestvennyye metody issledovaniya v sotsialnoy rabote: Kurs lektsiy [Quantitative and qualitative research methods in social work: lectures]. Krasnodar, KGUFKST, 2012, 104 p. (in Russian).

6. Rodionov V.A., Sivitskogo V.G., Sportivnayapsikhologiya: ucheb. dlya akadem. bakalavriata [Sports psychology: studies. for Academ. baccalaureate's]. Moscow, Yurayt,

2016, 368 p. (in Russian).

7. Folomeyeva T.M. Metody sotsialno-psihologicheskogo issledovaniya: Uchebnoye posobiye dlya vuzov [Methods of socio-psychological research: textbook for universities]. Kemerovo, Yuniti, 2002, pp. 35-48. (in Russian).

8. Yadov V.A. Strategiya sotsiologicheskogo issledovaniya. Opisaniye. obyasneniye. ponimaniye sotsialnoy realnos-ti : Ucheb. posobiye [Strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality: Studies. benefit]. Moscow, Dobrosvet, 2000, 596 p. (in Russian).

9. Fletcher D., Wagstaff C.R.D. Organizational psychology in elite sport: its emergence, application and future. Psychology of Sport and Exercise, 2009, vol.10. pp.427-434.

10. Lazarus R.S. Stress and emotion. Springer Publishing Company. N.-Y, 2006, 360 p.

11. Samygin S.I., Samygin P.S., Ossipova A.A. Youth and sports: psychological barriers in elite sport. Humanitarian, socio-economic and social Sciences scholar / vol.9, 2015, pp. 280-284.

Поступила / Received 15.10.2018

Принята в печать / Accepted 07.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.