УДК 796.412.2
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Татьяна Викторовна Сизова, старший преподаватель, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена положительному влиянию экспериментальной методики музыкально-двигательной подготовки, примененной на занятиях по художественной гимнастике на физическую подготовленность студенток. Выявлена взаимосвязь физической подготовленности занимающихся и чувства ритма, а также умения согласовывать движения с музыкальным сопровождением. Приведены результаты сдачи тестов Государственного стандарта и специальных нормативов отделения художественной гимнастики, выявлены достоверные различия в уровне развития физических качеств в экспериментальной группе до и после эксперимента. Представлены основные разделы музыкально-двигательной подготовки и количество упражнений по каждому разделу, предусмотренное для применения в годовом цикле, кратко раскрыто содержание ряда разделов.
Ключевые слова: художественная гимнастика, музыкально-двигательная подготовка, физическая подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p151-155
INFLUENCE OF MUSICAL AND PHYSICAL PREPARATION ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS DOING RHYTHMIC GYMNASTICS
Tatyana Viktorovna Sizova, the senior teacher,
Petersburg State Transport University of the Emperor Alexander I, St. Petersburg
Annotation
The article describes the positive effect of experimental methods of musical and physical preparation during the rhythmic gymnastics lessons on the students' physical condition level. The close connections between the students' physical condition, their sense of rhythm and ability to harmonize their movements with the music have been discovered. The conclusions are based on the results of the State standard test and rhythmic gymnastics department special tests, which were passed by the group of the students before and after applying the experimental methods. The results show the significant difference between the students' physical condition before and after the experiment. The article presents the main units of musical and physical preparation and tells about the amount of exercises for each unit, computed for the annual cycle of trainings. The content of some units of exercises is briefly disclosed.
Keywords: rhythmic gymnastics, musical and physical preparation, physical condition.
ВВЕДЕНИЕ
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности [3], а также формирование общекультурных компетенций будущих специалистов. Выпускники вузов должны быть не только профессионалами в избранной сфере деятельности, но и интеллектуально развитыми, воспитанными, всесторонне образованными и культурными людьми, поэтому преподаватели вузов предпринимают попытки совместить все аспекты формирования личности в рамках единого образовательного процесса.
Анализ состояния здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижется уровень фи-
зической подготовленности. Половину, а в ряде вузов и большую часть студенческой молодежи составляют девушки, что необходимо учитывать при подборе средств физического воспитания. В связи с этим возникает объективная необходимость оптимизации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студенток при сохранении стандартных временных показателей и соблюдении принципа индивидуализации параметров физической нагрузки [2].
В ряде вузов на занятиях по физической культуре с успехом используются средства художественной гимнастики, позволяющие не только улучшать физическую подготовленность студенток, но и развивать эстетические качества, повышать общий культурный уровень девушек.
Цель исследования - определить влияние музыкально-двигательной подготовки на физическую подготовленность студенток, занимающихся художественной гимнастикой.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед началом и после окончания эксперимента все студентки выполняли контрольные задания, позволяющие определить чувство ритма и умение согласовывать движения с музыкальным сопровождением. Взаимосвязь физической подготовленности занимающихся и результатов выполнения контрольных заданий представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимосвязь физической подготовленности занимающихся и чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкальным сопровождением
При расчетах применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Описание тестов, обозначенных на рисунке номерами, приводится в таблице 2.
Наличие корреляции объясняется тем, что каждое движение характеризуется определенной ритмической структурой и временными характеристиками. Для успешного выполнения двигательных действий необходима не только физическая подготовленность, но и чувство ритма и времени. Выявленная связь между рассматриваемыми показателями подтвердила целесообразность использования средств, способствующих совершенствованию межмышечной координации при управлении движениями, и послужила основанием для разработки методики музыкально-двигательной подготовки студенток, реализуемой в течение учебного года на академических занятиях по физической культуре отделения художественной гимнастики.
Основные разделы разработанной экспериментальной методики музыкально-двигательной подготовки студенток представлены в таблице 1.
Студентки контрольной группы занимались по традиционной методике обучения, по программе, которая предусматривала вербальную коррекцию нарушений, связанных с сочетанием движений и музыкального сопровождения. В экспериментальной группе к традиционной методике были добавлены 9 блоков, включающих 40 специальных заданий на согласование музыкального сопровождения и движений, определение музыкального размера, дирижирования и тактировки, распознания музыкальной формы и динамических
оттенков.
Таблица 1
Темы раздела музыкальной грамоты, изучаемые на занятиях
Номер темы Название темы Количество заданий по теме
I Содержание и характер музыки 4
II Свойства музыкального звука 4
III Метр, такт, размер в музыке 7
IV Ритм 7
V Мелодия 2
VI Регистр 2
VII Темп 4
VIII Музыкальная динамика 4
IX Музыкальная форма 6
Составлена схема, в которой все применяемые задания распределены на два семестра в определенном сочетании и дозировке, способствующей постепенному формированию знаний и умений у студенток. Учтено наличие лекционных, методико-практических, контрольных и зачетных занятий в каждом семестре. Для удобства каждому заданию присвоен номер: римской цифрой обозначен раздел (тема), арабской - порядковый номер задания в данном разделе. При разработке экспериментальной методики мы также учитывали мнение специалистов, полагающих, что использование музыки должно подчиняться как общепедагогическим принципам, так и общим закономерностям подбора музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями: эстетической целесообразности, единству музыки и движения, соотнесённостью с направленностью занятий, приоритетной задачи (звуколидер, психолидер, эмоциональный фон) [4, 5].
В начале и в конце учебного года проводилась оценка уровня физической подготовленности девушек с использованием тестов Государственного стандарта и специальных нормативов отделения «Художественная гимнастика». Известно, что оценка уровня физической подготовленности студенток является одним из важнейших критериев состояния здоровья занимающихся, что в свою очередь влияет на их работоспособность [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты сдачи студентками тестов Государственного стандарта и специальных нормативов отделения художественной гимнастики представлены в таблице 2. Первые пять нормативов являются общими для всех студентов, вне зависимости от того, какое отделение они посещают, последующие предназначены для девушек отделения художественной гимнастики. Для определения достоверности различий использовался 1-критерий Стьюдента.
Данные, приведенные в таблице свидетельствуют об улучшении результатов в контрольной группе (КГ) по тестам № 4, 5, 8, 9, однако различия статистически не достоверны. В экспериментальной группе (ЭГ) улучшились результаты по всем тестам, достоверность различий зафиксирована по тестам № 2, 3, 4, 7, 9. Следует отметить, что эти тесты связаны с проявлением гибкости, силы брюшного пресса и выносливости.
Мы полагаем, что положительная динамика в проявлении физических качеств в ЭГ связана с тем, что применение методики музыкально-двигательной подготовки существенно повысило интерес к занятиям, повлияло на показатель посещаемости и привело к более осознанному выполнению девушками всех упражнений. Анализ учебных журналов групп свидетельствует, что количество пропусков занятий без уважительной причины у студенток контрольной и экспериментальной групп существенно различается (р<0,001). Средний показатель в КГ составил 5,4±0,46, а в экспериментальной группе - 1,2±0,26.
Таблица 2
Результаты тестирования физической подготовленности студенток контрольной и _экспериментальной групп до и после эксперимента_
Контрольная группа Экспериментальная Д.р*
№ Тест Этап (n=30) группа (n=30)
X ± SX p X ± SX p p
1 Бег 60 м (с) 1 2 9,90±0,16 9,95±0,17 p>0,05 10,26±0,14 9,96±0,13 p>0,05 p>0,05
2 Бег 1000 м (мин) 1 2 5,37±0,11 6,01±0,14 p<0,05 5,42±0,01 5,00±0,09 p<0,00 1 p<0,001
3 Поднимания туловища из положения лежа на спине (кол-во) 1 2 39,77±1,13 39,67±1,45 p>0,05 41,97±1,00 45,97±0,93 p<0,05 p<0,001
4 Наклон, стоя на гимнастической скамейке (см) 1 2 13,33±0,83 13,43±0,94 p>0,05 14,73±0,96 18,47±0,79 p<0,05 p<0,001
5 Прыжок в длину с места (см) 1 2 174,67±2,12 175,50±2,50 p>0,05 178,4±3,42 184,93±2,90 p>0,05 p<0,05
6 Прыжки на скакалке за 1мин. (кол-во) 1 2 116,13±4,90 115,47±3,36 p>0,05 121,67±2,49 126,80±3,11 p>0,05 p<0,05
7 Гимнастический мост (см) 1 2 52,17±2,51 53,47±2,86 p>0,05 48,83±3,10 36,93±2,47 p<0,05 p<0,001
8 Сгибания-разгибания рук в упоре лежа, руки на гимнастической скамейке (кол-во) 1 2 9,93±1,00 10,23±0,89 p>0,05 11,30±0,70 12,23±0,76 p>0,05 p>0,05
9 Поднимания ног до угла 900 в висе на гимнастической стенке (кол-во) 1 2 7,53±0,72 8,60±0,70 p>0,05 9,90±0,42 12,70±0,88 p<0,05 p<0,001
* Достоверность различий между КГ и ЭГ в конце эксперимента
ВЫВОДЫ
Установлено, что применение предложенной методики музыкально-двигательной подготовки положительно сказывается на уровне физической подготовленности занимающихся и способствует достоверному увеличению уровня развития их физических качеств. Влияние музыкально-двигательной подготовки на физическую подготовленность носит опосредованный характер и связано с кумулятивным эффектом применения различных средств из арсенала художественной гимнастики на протяжении учебного года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова, Т.В. Совершенствование технической подготовленности студенток технического вуза средствами аэробики / Т.В. Богданова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 34-38.
2. Венгерова, Н.Н. Физические кондиции девушек 17-20 лет как показатель здоровья / Н.Н. Венгерова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 1215.
3. Ильинич, В.И. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М. : Информатика, 2000. - 34 с.
4. Сайкина, Е.Г. Педагогические аспекты подготовки инструктора по фитнесу, касающиеся использования музыкального сопровождения занятий / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 87-90.
5. Сайкина, Е.Г. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 68-71.
REFERENCES
1. Bogdanova, T.V. (2012), "Improving the technical readiness of students of a technical college by means of aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No.9, pp. 34-38.
2. Vengerova, N.N. (2010), "The physical condition of girls 17-20 years as an indicator of health", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No.4, pp.12-15.
3. Ilyinich, V.I. and Evseev, Yu.I. (2000), Model program of discipline "Physical Education", publishing house "Informatics", Moscow.
4. Saykina, E.G. and Smirnova, Yu.V. (2007), "Pedagogical aspects of training the fitness coach in relation to using musical background during lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No.5, pp.87-90.
5. Saykina, E.G. and Smirnova, Yu.V. (2008),"Requirements for the selection of music for fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No.4, pp.68-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2015.
УДК 796.856.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИРЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОК В ТХЭКВОНДИСТОВ
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой бокса, Иван Дмитриевич Павлов, аспирант, Екатерина Александровна Симакова, студент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приводятся данные об использовании гиревых упражнений в подготовительном цикле тренировок у тхэквондистов версии ИТФ, с целью повышения уровня их физической работоспособности. Для наиболее эффективной оценки влияния гиревых упражнений на организм спортсменов был использован интегральный показатель функционального состояния, который способен достоверно оценить степень развития физической работоспособности спортсмена. Определена взаимосвязь между интегральным показателем функционального состояния с прямыми показателями работоспособности единоборцев. Результаты исследования позволяют говорить об эффективности использования гиревых упражнений в спортивной подготовке единоборцев.
Ключевые слова: функциональное состояние, работоспособность, тхэквондо, гиревые упражнения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p155-160
USE OF KETTLEBELL EXERCISES IN A PREPARATORY CYCLE OF TRAININGS
OF TAEKWONDO-FIGHTERS
Alexander Mikhaylovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Dmitriyevich Pavlov, the post-graduate student, Ekaterina Aleksandrovna Simakova, the student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the data on use of kettlebell exercises within the preparatory cycle of training of the taekwondo-fighters following the version ITF, for the purpose of increase of level of their physical working capacity. For the most effective assessment of influence of kettlebell exercises on the organism of the athletes the integrated indicator of the functional state, which is capable to estimate authentically the extent of development of physical efficiency of the athlete, was used. The correlation between the integrated indicators of the functional state with the straight indicators of efficiency of martial artists is defined. Results of research allow speaking about the efficiency of use of kettlebell exercises in sports training of the martial artists.
Keywords: functional state, working capacity, taekwondo, kettlebell exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель подготовительного периода тренировки заключается в эффективном формировании оптимального функционального состояния спортсмена, всесторонне-