УДК 796.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-156-166
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В. Сысоев, Е.Н. Ирхина
Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж, Россия
Аннотация
В статье представлены результаты фрагмента исследований по научному обоснованию изменений в содержании основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат), проводимых в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС). Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации подвижной игровой деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях Воронежской области. Методы и организация исследования. Исследование проводилось с февраля по май 2021 года и включало анкетирование специалистов по физической культуре, использующих в работе занятия подвижно-игровой направленности (n=20), и педагогические наблюдения на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях Воронежской области (n=20). В качестве основных методов исследования использованы: опрос в виде анкетирования, педагогические наблюдения, методы математической статистики, анализ, обобщение, систематизация. Результаты исследования. Все опрошенные специалисты считают важным и целесообразным использование подвижных игр в физкультурных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, что подтверждается регулярностью их применения. Вместе с тем при подборе игр специалисты не используют всю широту имеющегося арсенала. Большинство не проводят подвижные игры в подготовительной части занятия и достаточно редко проводят в заключительной. Педагогические наблюдения свидетельствуют об удовлетворительном уровне подготовленности специалистов. Отмечены неравномерный выбор игр по характеру двигательных действий, небольшое количество игр с использованием речитатива, затруднения в организационных аспектах реализации подвижной игровой деятельности. Заключение. В результате исследования сделан вывод о целесообразности углубления у специалистов профессиональных знаний теоретических и организационно-методических аспектов проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Полученные данные являются перспективными для коррекции содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат).
Ключевые слова: подвижная игровая деятельность, дети дошкольного и младшего школьного возраста, специалисты по физической культуре, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, физическая культура, физкультурное образование, анкетирование, педагогические наблюдения, Воронежская область.
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF MOVING GAME ACTIVITIES
WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE
IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE VORONEZH REGION A.V. Sysoev, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9655-4873 E.N. Irkhina, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7229-5141 Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russia
Abstract
The article presents the results of the research fragment on the scientific substantiation of changes in the content of the main professional educational program of higher education in the direction 49.03.01 «Physical Culture», profile «Physical Education» (bachelor's degree), conducted at the Voronezh State Academy of Sports (hereinafter - VSAS).
The purpose of the research is to identify the features of the implementation of moving game activities with children of preschool and primary school age in educational institutions of the Voronezh region. Methods and organization of research. The study was conducted from February to May 2021 and included a survey of physical culture specialists using moving game activities in their work (n=20), and pedagogical observations at physical culture classes in preschool educational and general education institutions of the Voronezh region (n=20). The main research methods are: a survey in the form of a questionnaire, pedagogical observations, methods of mathematical statistics, analysis, generalization, systematization.
The research results. All interviewed experts consider it important and expedient to use moving games in physical education classes with children of preschool and primary school age, which is confirmed by the regularity of their use. At the same time, when selecting games specialists do not use the entire available arsenal. Most of them do not use moving games in the preparatory part of the lesson and quite seldom in the final part. Pedagogical observations indicate a satisfactory level of preparedness of specialists. The uneven choice of games by the nature of motor actions, a small number of games using recitative, difficulties in organizational aspects of the implementation of moving game activities were noted.
Conclusion. As a result of the study, it was concluded that it is advisable for specialists to deepen their professional knowledge of theoretical, organizational and methodological aspects of conducting moving games with children of preschool and primary school age. The obtained data are promising for correcting the content of the main professional educational program of higher education in the direction 49.03.01 «Physical culture», profile «Physical education» (bachelor's degree).
Keywords: moving game activity, children of preschool and primary school age, specialists in physical culture, preschool educational institutions, general education institutions, physical culture, physical education, questionnaires, pedagogical observations, Voronezh region.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка грамотного специалиста является основной целью профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. В практическом выражении это должно проявляться в готовности специалиста к вариативности профессиональной деятельности в соответствии с изменяющимися требованиями к условиям ее реализации [1, 2, 6]. С целью повышения качества профессиональной подготовки физкультурных кадров, ориентированных на работу в Воронежской области, в Воронежской государственной академии спорта (далее — ВГАС) реализуются комплексные научные исследования. В центре внимания научной группы, работающей под руководством ректора вуза, — совершенствование программы подготовки студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» [8]. Катализатором исследований послужило стремление вуза удовлетворить основные потребности региона в сфере физкультурно-спортивной деятельности посредством подготовки конкурентоспособных специалистов [8]. Изучение потребностей региона в реализации трудовых функций специалистами в сфере физической культуры и спорта позволило вы-
явить востребованность систематических занятий подвижной игровой деятельностью с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учетом возрастных особенностей их развития [3, 4]. В ходе исследования потребовалось получение более детальной информации о специфике использования подвижных игр в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений Воронежской области.
Таким образом, цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации подвижной игровой деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях Воронежской области. Полученные данные будут использованы для повышения качества профессиональной подготовки физкультурных кадров, ориентированных на работу в области.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с февраля по май 2021 г. и включало:
— анонимное анкетирование специалистов по физической культуре, использующих в работе занятия подвижно-игровой направленности (п=20);
— педагогические наблюдения на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных (далее — ДОУ) и общеобразовательных (далее
— ОУ) учреждениях Воронежской области (п=20);
— обработку, анализ и обобщение результатов исследования.
Анкетирование и педагогические наблюдения проводились параллельно. Из 20 специалистов, принявших участие в исследовании, 10 работают в ДОУ, 10 — в ОУ. В каждой выборке по 5 специалистов представляли г. Воронеж и по 5
— районные центры и сельские поселения Воронежской области. В ходе опроса специалистов и педагогических наблюдений применялись адресно разработанные анкета и протокол педагогических наблюдений. Протокол включает две части: 1) общие критерии регистрации организации и содержания занятия; 2) качественные критерии оценки проведения занятия (урока). Таким образом, в качестве основных методов исследования использованы: опрос в виде анкетирования, педагогические наблюдения, методы математической статистики, анализ, обобщение, систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в результате анкетирования данные представлены на рисунках 1-6. Согласно ответам на вопросы-фильтры, большинство респондентов (85%) имеют высшее (профессиональное) образование, остальные (15%) — среднее специальное (рисунок 1). Примерно половина опрошенных являются молодыми специалистами, имеющими стаж работы до 5 лет (40%), остальные (60%) — опытными со стажем работы 5 лет и более. Все респонденты (100%) используют в своей работе подвижные игры. Большинство реализуют их либо на каждом занятии (уроке), либо два и более раза в неделю (85%); остальные (15%) — реже (рисунок 2).
Все респонденты (100%) указали, что считают целесообразным использование подвижных игр как вида деятельности, в наибольшей степени реализующей потребность детей в двигательной активности.
По мнению опрошенных, приоритетными для решения задачами при проведении занятий
Рисунок 1 - Данные об образовании и стаже работы респондентов Figure 1 - Data on education and work experience of respondents
Рисунок 2 - Данные о регулярности применения подвижных игр на занятиях физической культурой Figure 2 - Data on the regularity of the use of moving games in physical education classes
с использованием подвижных игр являются: повышение двигательной активности детей (100%); воспитание физических и морально-волевых качеств (100%); формирование гармонично развитого ребенка (70%) (рисунок 3). Половина опрошенных (50%) решают на занятиях задачи по приобретению занимающимися новых умений и навыков, представлений и понятий об окружающем мире. Около трети респондентов (30%) решают задачу формирования у детей опыта самостоятельной двигательной деятельности.
По данным опроса, наиболее часто в своей работе специалисты используют игры на скорость и ловкость с предметами (90%), различные эстафеты (80%) и игры на ориентирование в пространстве, наблюдательность и внимание (70%). Следующими по востребованности являются игры с преодолением препятствий и короткими перебежками на скорость и ловкость. Их используют 55% и 40% соответственно. В меньшей степени респонденты используют игры на выполнение подражательных, творческих, ритмических движений (20%). Следует
Рисунок 3 - Данные о приоритетных задачах, решаемых специалистами при проведении занятий с использованием подвижных игр
Figure 3 - Data on priority tasks solved by specialists when conducting classes using moving games
Рисунок 4 - Данные о направленности подвижных игр, наиболее часто используемых специалистами при проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Figure 4 - Data on the focus of moving games, most often used by specialists when conducting classes with children of preschool and primary school age
отметить, что специалисты, работающие в ДОУ, чаще, чем специалисты ОУ, используют игры с преодолением препятствий (70% и 40% соответственно), а также с ориентированием в пространстве, наблюдательностью и вниманием (90% и 50% соответственно). Подвижные игры используются респондентами во всех частях занятия (урока). Большинство опрошенных (80%) проводят их в основной части, значительная часть (40%) включают в заключительную часть, некоторые (10%) используют в подготовительной части (в основном специалисты ДОУ) (рисунок 5). Примерно треть опрошенных (35%) регулярно проводят занятия или физкультурные праздники полностью подвижно-игровой направленности. Остальные (65%) проводят их крайне редко или не проводят совсем. Согласно данным опроса, большинство респондентов (65%) не испытывают трудностей, связанных с организацией и проведением занятий подвижными играми; четверть опрошенных (25%) испытывают иногда. Утвердительно ответили на данный вопрос 10% респондентов.
Основные трудности, возникающие при проведении подвижных игр, респонденты связывают с нехваткой инвентаря (55%). Кроме того, некоторые (10%) испытывают затруднения при подборе игр в соответствии с возрастом занимаю-
щихся. В варианте ответа «другое» было также отмечено отсутствие помещения для проведения подвижных игр либо его несоответствие требованиям безопасности.
На вопрос об удовлетворенности качеством своей подготовленности большинство респондентов (90%) ответили утвердительно, остальные (10%) удовлетворены не в полной мере. По результатам педагогических наблюдений, большинство занятий (80%) было проведено в спортивном зале, остальные — на открытых площадках и в помещениях групп ДОУ (20%). Согласно классификации, 60% занятий (уроков) были комплексными, к игровому типу относились 30%, остальные 10% (занятия в ДОУ) носили тематический характер. По данным наблюдений, большинство игр (60%) были реализованы специалистами в основной части занятия (урока) в количестве 1-3 игры в зависимости от задач и типа занятия (урока) (рисунок 7). Остальные игры примерно поровну были реализованы в заключительной (22,2%) и подготовительной частях (17,8%) в количестве не более одной игры. При этом специалисты ДОУ чаще, чем специалисты ОУ, включали подвижные игры в подготовительную и заключительную часть занятия. Количество повторений каждой игры варьируется от 1 до 5 раз, продолжительность — от 1 до 7 минут.
Рисунок 5 -Данные об использовании подвижных игр в различных частях занятия (урока) по физической культуре Figure 5 - Data on the use of moving games in various parts of physical education classes (lessons)
Рисунок 6 - Данные о регулярности проведения специалистами физкультурных праздников с использованием подвижных игр Figure 6 - Data on the regularity of physical education holidays held by specialists using moving games
Половина отсмотренных подвижных игр (55,5%) являются командными, около трети (26,7%) — переходными к командным. Некомандные (простые) игры составили 24,4%. При этом в ОУ командные подвижные игры использовались больше (64%), чем в ДОУ (39,1%), и наоборот, в ДОУ чаще использовались некомандные подвижные игры (34,8% и 14% соответственно).
Большую часть составили игры средней подвижности (44%), из которых 70% были реализованы в основной части занятия (урока), пятая часть (20%) — в подготовительной, остальные (10%) — в заключительной. Около трети проведенных подвижных игр (31%) по моторной плотности относятся к малоподвижным. При этом все они реализовывались в подготовительной (42,9%)
Рисунок 7 - Данные педагогических наблюдений о частях занятия (урока), в которых специалистами были использованы подвижные игры, и об их количестве
Figure 7 - Data of pedagogical observations on the parts of the lesson in which specialists used moving games and on their number
Рисунок 8 - Данные педагогических наблюдений о направленности подвижных игр по сложности и содержанию Figure 8 - Data of pedagogical observations on the focus of moving games in terms of complexity and content
□ подготовительная часть □ основная часть □ заключительная часть
малоподвижные игры
игры средней подвижности
игры большой подвижности
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рисунок 9 - Данные педагогических наблюдений о моторной плотности подвижных игр и частях занятия (урока), в которых они были реализованы
Figure 9 - Data of pedagogical observations on motor density of moving games and parts of the lesson in which they were implemented
и заключительной (57,1%) частях занятия (урока). Четверть всех игр (24,4%) составили игры с большой подвижностью. Все они (100%) были реализованы в основной части занятия. Специалисты ОУ использовали их чаще (31,8%), чем специалисты ДОУ (17,4%).
Преимущественную направленность составили игры на ловкость либо на скорость с предметами (33,3%). Примерно поровну были применены игры с выполнением подражательных, творческих, ритмических движений; игры с короткими перебежками на скорость и ловкость;
с выполнением подражательных, творческих, ритмических движений
с короткими перебежками на скорость и ловкость
на ловкость или скорость с предметами (мячами, обручами, гимнастическими палками и т.п.)
с преодолением препятствий (прыжком, сопротивлением,силой)
требующие применения двигательных навыков, связанных с ориентированием в пространстве, наблюдательностью, вниманием
] 1 20%
18%
1 33,3%
8,9%
20%
--
О
10
20
30
40
Рисунок 10 - Данные педагогических наблюдений о направленности подвижных игр по характеру двигательных действий Figure 10 - Data of pedagogical observations on the focus of moving games by the nature of motor actions
Рисунок 11 - Данные педагогических наблюдений об использовании при проведении подвижных игр инвентаря и оборудования Figure 11 - Data of pedagogical observations on the use of equipment during moving games
Рисунок 12 - Данные педагогических наблюдений о привлечении занимающихся к подготовке и проведению подвижной игры и участии педагога в игре
Figure 12 - Data of pedagogical observations on the involvement of students in the preparation and conduction of the moving game and the participation of the teacher in the game
игры на ориентирование в пространстве, наблюдательность, внимание (по 19-20%). В наименьшей степени были использованы игры с преодолением препятствий (8,9%). Значительная часть подвижных игр была проведена с использованием инвентаря (62,2%). При этом в ДОУ игры с инвентарем использовались чаще (69,6%), чем в ОУ (54,5%). Пятую часть (22,2%) составили игры с речитативом. Подвижные игры с музыкальным (ритмическим) сопровождением использовались только на занятиях в ДОУ (8,9%).
Привлечение занимающихся к подготовке и проведению игры отмечено почти в половине случаев (44,4%). Причем в ДОУ этот критерий реализовывался чаще (60%), чем в ОУ (40%). Четверть игр (24,4%) была проведена с непосредственным участием инструктора (учителя). Высокая вовлеченность занимающихся была зафиксирована в 80% игр, средняя — в 20%. Качество проведения занятия оценивалось по специально разработанной шкале, включающей 11 критериев, характеризующих организационную и методическую работу специалистов.
| специалисты ОУ □ специалисты ДОУ
соответствие игр(ы) цели и задачам занятия (урока)
соответствие игр(ы) возрасту и подготовленности занимающихся
организация занимающихся (дисциплина, внимание, интерес, активность)
своевременность подготовки инвентаря
организация играющих и выбор места при проведении игры
терминологическая грамотность, краткость и доступность объяснения правил игры
наблюдение за поведением играющих, своевременность замечаний и указаний по ходу игры
применение индивидуального подхода оптимальность выбора дозировки игры
своевременность окончания игры и подведение итогов
соблюдение техники безопасности
0,5
1,5
Рисунок 13 - Данные педагогических наблюдений об организационной и методической работе специалистов при проведении подвижных игр
Figure 13 - Data of pedagogical observations on organizational and methodological work of specialists during games
Эффективность выполнения каждого критерия оценивалась тремя видами оценки: 0 — если критерий не выполняется; 1 — если выполняется не в полной мере; 2 — если выполняется в полной мере. Максимально можно было набрать 22 балла.
Согласно полученным данным, диапазон набранных баллов варьируется от 15 до 21. Средний результат составил 16,8 балла, что соответствует 76,3%.
Детализация полученных результатов позволяет выделить следующее (рисунок 13). Наиболее качественно были реализованы следующие критерии. Соблюдение правил техники безопасности — за его реализацию было получено 2 балла из 2 максимальных (100% специалистов выполняют данный критерий на 2 балла). Следующими по эффективности являются критерии, характеризующие организацию занимающихся, выбор места игры и своевременность подготовки инвентаря. Они были реализованы в среднем на 1,9 балла. Критерий соответствия игр(ы) целям и задачам занятия (урока) оценен в среднем в 1,7 балла. Затруднения у некоторых специалистов вызвал подбор игр(ы) в соответствии с возрастом и подготовленностью занимающихся. Критерий реализован на 1,6 балла. Выбор оптимальной дозировки игры вызвал затруднения у 6 специалистов ОУ и у одного специалиста ДОУ (в среднем 1,8 и 1,4 балла соответственно).
Реализация критерия, характеризующего терминологическую грамотность, краткость и доступность объяснения правил игры, составила 1,6 балла. Данный критерий был не в полной мере реализован у 7 специалистов. В ходе наблюдений не всегда фиксировались своевременность замечаний и указаний по ходу игры; индивидуальный подход к занимающимся; своевременное окончание игры и грамотное подведение итогов. За реализацию данных критериев в среднем было получено по 1,5 балла.
Наименьшие баллы (1,4) были показаны при реализации критерия, связанного с организацией занимающихся. Специалистам не в полной мере удавалось поддерживать их дисциплину, внимание и интерес.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующее заключение. Все опрошенные специалисты считают важным и целесообразным использование подвижных игр в физкультурных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это подтверждается регулярностью их применения — либо на каждом уроке, либо от двух раз в неделю. Вместе с тем результаты анкетирования свидетельствуют, что при подборе игр специалисты не используют всю широту имеющегося арсенала, ограничивая тем самым круг задач, решаемых при реализации подвижной игровой деятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, установлено, что большинство специалистов не проводят подвижные игры в подготовительной части занятия и достаточно редко проводят их в заключительной. Это может быть связано с возникновением у них определенных трудностей в подборе игр, подходящих для этих частей занятия, либо недостаточными знаниями по методике их проведения. Редко проводимые физкультурные праздники и занятия исключительно подвижно-игровой направленности также могут указывать на возможные сложности, возникающие у специалистов при их организации.
Обобщение результатов педагогических наблюдений позволяет говорить о достаточно хорошем уровне подготовленности специалистов. Подвижные игры использовались в различных частях занятия, по количеству и содержанию в целом соответствовали целям и задачам. Моторная плотность игр соответствовала части занятия (урока). Однако следует отметить неравномерный выбор игр по характеру двигательных действий и относительно небольшое количество игр с использованием речитатива. Кроме того, имеют место затруднения в выборе оптимальной дозировки игры, в своевременности ее окончания, в информационной наполненности подведения итогов, в краткости и доступности объяснений, в организации занимающихся.
Таким образом, исследование особенностей реализации подвижной игровой деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста в образовательных учреждениях Воронежской области показало, что, несмотря на удовлетворительную подготовленность специалистов в данном аспекте, целесообразным является углубление их профессиональных знаний по вопросам, связанным с использованием арсенала подвижных игр, их классификацией по направленности и видам, а также с органи-
ЛИТЕРАТУРА
1. Востребованность в специалистах физической культуры и спорта с учетом показателей кадрового обеспечения отрасли / С. А. Воробьев, М. Ю. Щенникова, Н. А. Брейдер и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 8. - С. 104-106.
2. Орехов, Е. Ф. Современные аспекты подготовки специалистов в сфере физической культуры / Е. Ф. Орехов, Е. В. Быков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 3-5.
3. Сопоставление взглядов руководителей и специалистов сферы физической культуры и спорта Воронежской области на реалии и перспективы подготовки физкультурных кадров для региона / А. В. Сысоев, В. Б. Маркина, И. А. Татаринцева [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 1(81). - С. 33-45.
4. Сопоставление специфики физкультурно-спортивной деятельности некоторых категорий населения Воронежской области / А. В. Сысоев, Д. И. Войтович, Е. Н. Ирхина [и др.] // Мир образования - образование в мире. - 2022. - № 1(85). - С. 88-104.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 940 от 19 сентября 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71788814/53f8 9421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 06.08.2022).
REFERENCES
1. Vorobyov S.A., Shchennikova M.Yu., Breider N.A., Shchen-nikov A.N. [Demand in specialists of physical culture and sports, taking into account the indicators of personnel support of the industry]. Theory and practice of physical cultures, 2021, No 8, pp. 104-106 (in Russ.).
2. Orekhov E.F., Bykov E.V. [Modern aspects of training specialists in the field of physical culture]. Theory and practice of physical culture, 2016, No 5, pp. 3-5 (in Russ.).
3. Sysoev A.V., Markina V.B., Tatarintseva I.A., Irkhina E.N., Voitovich D.I. [Comparison of the views of leaders and specialists in the field of physical culture and sports of the Voronezh region on the realities and prospects of training physical culture personnel for the region]. Physical culture and health, No. 1(81), pp. 33-45 (in Russ.).
4. Sysoev A.V., Voitovich D.I., Irkhina E.N., Markina V.B. and Tatarintseva I.A. [Comparison of the specifics of physical cul-
зационно-методическими особенностями их проведения.
Полученные данные являются перспективными для коррекции содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат).
6. Щенникова, М. Ю. Эволюция и перспективы совершенствования профессионального образования в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова, В. Ф. Костюченко // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 27-31.
7. Щенникова, М. Ю. Выявление динамики профессиональной подготовленности по данным мониторинга удовлетворенности работодателей и выпускников в процессе многолетней профессиональной деятельности // М. Ю. Щенникова, С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина, Н. В. Никифорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - вып. 9(163). - С. 311-315.
8. Gu, X. Understanding children's physical activity and health-related quality of life: an expectancy-value approach / X. Gu // Advances in Physical Education. -2017. - Vol. 7. - № 2. - P. 140-155.
9. Children's play, well-being and involvement: how children play indoors and outdoors in Norwegian early childhood education and care institutions / R. Storli, E. B. H. Sandseter // International Journal of Play. - 2019. -8:1. - P. 65-78. - DOI: 10.1080/21594937.2019.1580338
10. Organization of Physical Culture and Recreation Work with Preschool Children / S. G. Sabirovna, T. A. Ibragi-movich // American Journal of Social and Humanitarian Research. - 2022. - № 3(2). - P. 274-279.
11. Physical education and sports sector specialists: supply and demand situation analysis and forecast / S. A. Voro-byev, M. Y. Shchennikova, N. A. Breider [et al.] // Theory and Practice of Physical Culture. - 2021. - No 8. - P. 59-61.
ture and sports activities of some categories of the population of the Voronezh region]. The world of education is education in the world, No. 1(85), pp. 88-104 (in Russ.).
5. Federal State Educational Standard for Higher Education - Bachelor's Degree in Training 49.03.01 Physical Education: Appendix to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 940 of September 19, 2017. Available at: https://base.garant. ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 06.08.2022).
6. Shchennikova M.Yu., Kostyuchenko V.F. [Evolution and prospects for improving professional education in the field of physical culture and sports]. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, No.10, pp. 27-31 (in Russ.).
7. Shchennikova M.Yu., Evseev S.P., Evseeva O.E., Ladygina E.B., Nikiforova N.V. [Identifying the dynamics of professional readiness based on data from monitoring the
satisfaction of employers and graduates in the process of long-term professional activity]. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, 2018, No. 9 (163), pp. 311315 (in Russ.).
8. Gu X. Understanding children's physical activity and health-related quality of life: an expectancy-value approach. Advances in Physical Education, 2017, Vol. 7, no 2, pp. 140-155.
9. Storli R., Sandseter E.B.H. Children's play, well-being and involvement: how children play indoors and outdoors in Norwegian early childhood education and care institu-
tions. International Journal of Play, 2019, 8:1, pp. 65-78. DOI: 10.1080/21594937.2019.1580338
10. Sabirovna S.G., Ibragimovich T.A. Organization of Physical Culture and Recreation Work with Preschool Children. American Journal of Social and Humanitarian Research, 2022, No 3(2), pp. 274-279.
11. Vorobyev S.A., Shchennikova M.Y., Breider N.A., Mairygin M.S., Shchennikov A.N. [Physical education and sports sector specialists: supply and demand situation analysis and forecast]. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, No 8, pp. 59-61.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сысоев Александр Владимирович (Sysoev Aleksandr Vladimirovich)- кандидат педагогических наук, доцент, депутат Законодательного собрания Воронежской области, ректор ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта», 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9655-4873. Ирхина Елена Николаевна (Irhina Elena Nikolaevna)- старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр; ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта», 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7229-5141.
Поступила в редакцию 4 мая 2023 г. Принята к публикации 20 мая 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Сысоев, А.В. Особенности реализации подвижной игровой деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях Воронежской области / А.В. Сысоев, Е.Н. Ирихина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 2. -С. 156-166. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-156-166
FOR CITATION
Sysoev A.V., Irhina E.N. Features of the implementation of moving game activities with children of preschool and primary school age in educational institutions of the Voronezh region. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 2. - pp. 156-166. DOI: 10.36028/2308-88262023-11-2-156-166