Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ»'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУРЕШ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомушку Владислав Владимирович, Саая Арат Владимирович

В настоящее время необходимость формирования устойчивого интереса детей дошкольного возраста к физкультурной и спортивной деятельности является актуальной. Это продиктовано в том числе современными изменениями в системе российского образования, а также изменениями в системе образования, особенно в дошкольных учреждениях.Интересы к занятиям физической культурой и спортом детей старшего дошкольного возраста бывают разнообразными, как утверждают некоторые авторы. К ним относят желание ребенка укрепить здоровье, улучшить свою осанку, а также желание развивать свои двигательные и волевые качества. Если в основном младшие дошкольники вообще проявляют большой интерес к двигательной активности на занятиях, то старшие дошкольники начинают заниматься физическими упражнениями с конкретной целью достичь положительного результата. И все эти аспекты на занятиях физической культурой нужно учитывать.Перед современным учителем физической культуры дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача - обеспечить достаточно высокий уровень активности детей дошкольного возраста на уроках физкультуры. Для этого необходимо учить дошкольников проявлять большой интерес к занятиям, стараться развивать все необходимые для этого физические качества и навыки. Следующим обязательным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям физической культурой стало взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Гармоничное развитие детей дошкольного возраста возможно при активном участии родителей в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомушку Владислав Владимирович, Саая Арат Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTEREST IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN “KHURESH” WRESTLING CLASSES

At the present time the need to form a sustainable interest of preschool children in physical education and sports activities is urgent. This is dictated, among other things, by modern changes in the system of Russian education, as well as changes in the education system, especially in preschool institutions.Interests in physical education and sports of senior preschool children are diverse, as some authors argue. It is a child's desire to improve health, improve their posture, as well as the desire to develop their motor and volitional qualities. If generally younger preschool children in general show great interest in motor activity in the classroom, the older preschool children begin to engage in physical activity with a specific goal to achieve, a positive result. And all these aspects should be taken into account in physical education classes.The modern physical education teacher in preschool educational institutions has an important task to ensure a sufficiently high level of activity of preschool children in physical education classes. The next obligatory condition for the formation of interest in physical education among older preschool children was the interaction of the preschool institution and the family. Harmonious development of preschool children would be possible with the active participation of parents in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ»»

УДК 796.81:373.21 ББК Ч410.055

DO110.26170/2079-8717_2022_05_05 ГРНТИ 14.23.09

Код ВАК 5.8.2

Хомушку Владислав Владимирович,

старший преподаватель кафедры физической культуры, Тувинский государственный университет; 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 36; e-mail: vladkhomushku@gmail.com

Саая Арат Владимирович,

старший преподаватель кафедры физической культуры, Тувинский государственный университет; 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 36; e-mail: saaya.arat85@gmail.com

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хуреш; физическая культура; спорт; физкультурные занятия; познавательные интересы; старшие дошкольники; дошкольные образовательные организации; спортивная борьба

АННОТАЦИЯ. В настоящее время необходимость формирования устойчивого интереса детей дошкольного возраста к физкультурной и спортивной деятельности является актуальной. Это продиктовано в том числе современными изменениями в системе российского образования, а также изменениями в системе образования, особенно в дошкольных учреждениях. Интересы к занятиям физической культурой и спортом детей старшего дошкольного возраста бывают разнообразными, как утверждают некоторые авторы. К ним относят желание ребенка укрепить здоровье, улучшить свою осанку, а также желание развивать свои двигательные и волевые качества. Если в основном младшие дошкольники вообще проявляют большой интерес к двигательной активности на занятиях, то старшие дошкольники начинают заниматься физическими упражнениями с конкретной целью достичь положительного результата. И все эти аспекты на занятиях физической культурой нужно учитывать. Перед современным учителем физической культуры дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача - обеспечить достаточно высокий уровень активности детей дошкольного возраста на уроках физкультуры. Для этого необходимо учить дошкольников проявлять большой интерес к занятиям, стараться развивать все необходимые для этого физические качества и навыки. Следующим обязательным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к занятиям физической культурой стало взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Гармоничное развитие детей дошкольного возраста возможно при активном участии родителей в образовательном процессе.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Хомушку, В. В. Педагогические условия формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям по борьбе «Хуреш» / В. В. Хомушку, А. В. Саая. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 50-56. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_05_05.

Khomushku Vladislav Vladimirovich,

Senior Lecturer of Department of Physical Culture, Tuva State University, Kyzyl, Russia

Saaya Arat Vladimirovich,

Senior Lecturer of Department of Physical Culture, Tuva State University, Kyzyl, Russia

KEYWORDS: khuresh; Physical Culture; sport; physical education; cognitive interests; older preschoolers; preschool educational organizations; wrestling

ABSTRACT. At the present time the need to form a sustainable interest of preschool children in physical education and sports activities is urgent. This is dictated, among other things, by modern changes in the system of Russian education, as well as changes in the education system, especially in preschool institutions. Interests in physical education and sports of senior preschool children are diverse, as some authors argue. It is a child's desire to improve health, improve their posture, as well as the desire to develop their motor and volitional qualities. If generally younger preschool children in general show great interest in motor activity in the classroom, the older preschool children begin to engage in physical activity with a specific goal to achieve, a positive result. And all these aspects should be taken into account in physical education classes. The modern physical education teacher in preschool educational institutions has an important task to ensure a sufficiently high level of activity of preschool children in physical education classes. The next obligatory condition for the formation of interest in physical education among older preschool children was the interaction of the preschool institution and the family. Harmonious development of preschool children would be possible with the active participation of parents in the educational process.

FOR CITATION: Khomushku, V. V., Saaya, A. V. (2022). Pedagogical Conditions for the Formation of Interest in Older Preschool Children in "Khuresh" Wrestling Classes. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 50-56. DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_05_05.

Введение. Одна из главных задач культурой - разнообразие дидактических

учителя в процессе занятий физ- подходов творческого характера, которое

© Хомушку В. В., Саая А. В., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ»

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTEREST IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN "KHURESH" WRESTLING CLASSES

нужно для установления постоянного интереса детей дошкольного возраста к физической активности.

Актуальность и малоизученность представленной проблемы определили выбор темы для изучения педагогических условий повышения интереса к занятиям борьбой «Хуреш». Во время занятий физкультурой и спортом у детей дошкольного возраста должно сформироваться в первую очередь положительное отношение к собственному здоровью, также занятия помогают организовать досуг детей.

Борьба «Хуреш» является одним из самых популярных и массовых видов спорта в Республике Тыва, выступая не только в качестве спортивного и соревновательного мероприятия, но и как мировоззренческая категория. В связи с этим важно формировать и развивать у дошкольников устойчивый интерес к данному виду физической активности.

Целью исследования является теоретическое обоснование, а также практическая апробация возможностей формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту на примере борьбы «Хуреш». Для достижения цели исследования были применены следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ учебной и нормативно-правовой документации; педагогическое тестирование; анкетирование; педагогический эксперимент; математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования проводились для изучения научного развития проблемы в настоящее время. Были проведены всесторонний обзор научно-методической литературы как отечественных, так и зарубежных авторов о формировании устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к занятиям борьбой «Хуреш», а также опрос, в котором приняли участие учителя, родители и дети дошкольного возраста.

Для практической реализации цели и задач была определена база исследования -ДОУ «Березка» с. Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва, где созданы все необходимые условия для проведения занятий по борьбе «Хуреш» с детьми старшего

дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 24 ученика старшей группы, 24 родителя, а также 6 воспитателей. Анкетирование проводилось в форме свободной беседы по теме нашего исследования, результаты фиксировались в специальном бланке с дальнейшим подробным анализом и обобщением полученных данных [12].

Во время проведения исследования были использованы образные сравнения для изучения технических элементов в простой и доступной форме. После изучения элементов в течение 5-10 минут проводились разнообразные подвижные игры для усиления напряжения и внимания: «Молекула», «Море волнуется...» После двухмесячных занятий был проведен анализ техники осуществления приемов борьбы «Хуреш». Каждый из них оценивался детьми, преподавателями и родителями. С целью повышения заинтересованности и мотивации у детей учителя совместно с родителями подготовили дневник, в который учителем после каждого занятия выставлялись оценки по пятибалльной шкале. Оценивались поведение ребенка, его усилия и вовлеченность в работу на занятиях физической культурой, затем подводились итоги с выставлением оценок в дневник [2].

Развитие активного и позитивного отношения детей к борьбе «Хуреш» как к особому виду спорта должно обеспечить проявление интереса у детей в целом к спортивной деятельности. Можно сказать, что интерес к занятиям физической культурой и спортом является одной из важных социально-педагогических задач воспитания не только молодого поколения, но и всего общества в целом [2].

С целью определения интереса экспериментальной группы к борьбе «Хуреш» у детей, выявления игр на свежем воздухе с элементами боевых видов спорта проводилась индивидуальная беседа с детьми дошкольного возраста, результаты которой представлены ниже.

На вопрос «Нравится ли тебе ходить в детский сад?» ответы детей распределились следующим образом: 68% детей предпочли посещать детский сад, 20% детей больше нравится сидеть дома и 12% детей затруднились ответить (см. рис. 1).

Рис. 1

На вопрос «Какие игры на уроках физ- Сравнительные результаты опроса

культуры тебе больше нравятся?» дети от- можно увидеть на рисунке 2.

ветили следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Игра Результаты опроса

«Петушиные бои» 67

«Бой всадников» 63,2

«Аскак-Кадай» 62,4

«Гуси-лебеди» » 52

«Борьба за захват ноги»» 58

«Игры в касания» 56

«Вороны и воробьи» 45

«Флажок» 64

«Борьба за мяч»» 51,5

Борьба «Хуреш» 65

Рис. 2

На вопрос «Любишь ли ты заниматься ющие ответы (см. рис. 3).

борьбой "Хуреш"?» были получены следу-

Уровень интереса детей к занятиям по борьбе "Хуреш" до эксперимента

Рис. 3

На предварительном этапе эксперимента определился общий уровень интереса к занятиям борьбой «Хуреш» детей старшего дошкольного возраста: низкий уровень интереса до эксперимента был выявлен у 25% опрошенных, средний уровень - у 33% и низкий уровень - у 42%.

Констатирующий этап предполагал наблюдение за работой тренера и воспитателя группы по проведению занятий подвижными играми с элементами спортивных единоборств и борьбы «Хуреш» у дошкольников среднего школьного возраста [13, с. 25].

Учителями также был разработан перспективный план обучения дошкольников борьбе «Хуреш», но в нем, как мы считаем, недостаточно внимания уделяется проведению подводящих и подготовительных упражнений, мало используются игры с элементами спортивных единоборств и борьбы «Хуреш» [11].

Результаты опроса тему «Какую пользу приносят детям занятия борьбой "Хуреш"?» среди родителей (24 респондента), детей (24 респондента) и воспитателей (6 респондентов) представлены на рисунке 4.

Развивают командный дух Приобретают уверенность в себе Учатся уважению Учатся самообороне Приобретают отличную спортивную форму Улучшили концентрацию и самодисциплину

8%

11% 13%

18% I 19%

31%

Рис. 4

Во время проведения контрольного этапа эксперимента для выявления интереса к занятиям борьбой «Хуреш» у детей старшего дошкольного возраста также была проведена

беседа с каждым участником по тем же вопросам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты опроса представлены в таблице 2 и на рисунках 5-6.

Рис. 5

Таблица 2

Результаты опроса детей после проведения эксперимента

Игра %

«Петушиные бои» 73,3

«Бой всадников» 69,1

«Аскак-Кадай» 70,2

«Гуси-лебеди»» 67

«Борьба за захват ноги»» 61

«Игры в касания» 56

«Вороны и воробьи» 45

«Флажок» 44

«Борьба за мяч»» 51,5

Борьба «Хуреш» 75,1

Рис. 6. Какие игры интересны детям на уроках физкультуры (опрос после проведения эксперимента)

В ходе опроса детей после эксперимен- относятся к группе средней заинтересован-

та мы получили следующие данные: к груп- ности и 16% детей - к группе низкой заин-

пе высокой заинтересованности к занятиям тересованности (см. рис. 7-8). борьбой «Хуреш» относятся 50% детей, 30%

Уровень интереса детей к занятиям борьбой "Хуреш" после эксперимента

Рис. 7

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 5 73,3 69,1

70,2 с-, 63,262,4 67

52

75,1

58 56

64 65

& $

у

' £ / с

/ ✓

У

ж

г

/ / / ¿А .

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У ^

У

&

Рис. 8. Результаты опроса детей до и после эксперимента

Из диаграммы видно, что в результате проведенного исследования у детей отмечается существенный рост заинтересованности к занятиям играми с элементами спор-

тивных единоборств и борьбы «Хуреш».

Сводная диаграмма результатов опроса до и после эксперимента представлена на рисунке 9.

Уровень интереса детей к занятиям борьбой "Хуреш" после эксперимента

54

33 30 42

16

высокий

средний

Рис. 9

Из диаграммы видно, что в результате проведенного исследования у детей отмечается существенный рост заинтересованности к занятиям борьбой «Хуреш».

Таким образом, в результате проведенного исследования у детей отмечается существенное увеличение заинтересованности к упражнениям и играм с элементами спортивных единоборств, а также к занятиям борьбой «Хуреш».

Заключение. Использование игр с элементами спортивных единоборств в дошкольном возрасте является ключевым средством и формой организации физического развития и умственного воспитания дошкольника [4, с. 17]. В первую очередь нужно создавать условия, чтобы улучшить образовательный процесс в дошкольном учреждении, превратить дошкольника в субъект активной творческой деятельности

из объекта социально-педагогического воздействия и на этой основе создать педагогические условия для развития внутренних мотивов к самосовершенствованию [9].

Полученные результаты исследования подтверждают, что проведенная нами работа дала положительные результаты. Было выявлено, что динамика проявления интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре, в частности к занятиям борьбой «Хуреш», увеличилась.

Таким образом, цель данного исследования была достигнута, определились педагогические условия формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям борьбой «Хуреш». Теоретическое изучение проблемы исследования и данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет / Л. Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.

низкий

2. Волошина, Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет / Л. Н. Волошина // Физическая культура. - 2003. - № 4. - С. 39-43.

3. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - М. : Владос, 2000. - 175 с.

4. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. - М. : Владос, 2004. - 143 с.

5. Громова, О. Е. Спортивные игры для детей / О. Е. Громова. - М. : Сфера, 2003. - 128 с.

6. Давыдова, М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников / М. А. Давыдова. - М. : ВАКО, 2007.

7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ножкина [и др.]. - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 243 с.

8. Казаков, Я. В. Развивая интерес к физической культуре в начальной школе / Я. В. Казаков // Физическая культура в школе. - 2009. - № 8.

9. Ооржак, С. Ы. Внедрение народных подвижных игр и борьбы «Хуреш» в систему физического воспитания дошкольных образовательных учреждений / С. Ы. Ооржак, Х. Д.-Н. Ооржак, Б. А. Шагжы,

B. В. Хомушку // European Social Science Journal. - 2018. - № 12.

10. Ооржак, С. Ы. Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников / С. Ы. Ооржак, Х. Д.-Н. Ооржак // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 7. -

C. 181-187.

11. Ооржак, С. Ы. Методика обучения дошкольников приемам борьбы «Хуреш» / С. Ы. Ооржак, В. В. Хомушку // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 4.

12. Ооржак, С. Ы. Примерные программы внеурочной деятельности для начального общего образования по борьбе «Хуреш» / С. Ы. Ооржак, Х. Д.-Н. Ооржак. - Кызыл : Институт развития национальной школы, 2011. - 44 с.

13. Тюлюш, В. Х. Примерная программа по тувинской национальной борьбе хуреш для дошкольных образовательных учреждений : учебное пособие / В. Х. Тюлюш, И. В. Чалзып, С. Ы. Ооржак, Х. Д-Н. Ооржак ; Министерство образования РТ. - Кызыл, 2018. - 98 с.

14. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 2007. - 208 с.

REFERENCES

1. Voloshina, L. N. (2004). Igraite na zdorov'e! Programma i tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya detei 5—7 let [Play Healthy! The Program and Technology of Physical Education for Children Aged 5-7]. Moscow, ARK-TI, 2004. 144 p.

2. Voloshina, L. N. (2003). Igrovye programmy i tekhnologii fizicheskogo vospitaniya detei 5-7 [Game Programs and Technologies of Physical Education for Children Aged 5-7]. In Fizicheskaya kul'tura. No. 4, pp. 39-43.

3. Glazyrina, L. D., Ovsyankin, V. A. (2000). Metodika fizicheskogo vospitaniya detei doshkol'nogo vozras-ta [Methods of Physical Education of Preschool Children]. Moscow, Vlados. 175 p.

4. Glazyrina, L. D. (2004). Fizicheskaya kul'tura — doshkol'nikam: programma i programmnye trebo-vaniya [Physical culture - for Preschoolers: Program and Program Requirements]. Moscow, Vlados. 143 p.

5. Gromova, O. E. (2003). Sportivnye igry dlya detei [Sports Games for Kids]. Moscow, Sfera. 128 p.

6. Davydova, M. A. (2007). Sportivnye meropriyatiya dlya doshkol'nikov [Sports Activities for Preschoolers]. Moscow, VAKO.

7. Loginova, V. I., Babaeva, T. I., Nozhkina, N. A. et al. (2008). Detstvo. Programma razvitiya i vospitaniya detei v detskom sadu [Childhood. Program for the Development and Education of Children in Kindergarten]. Saint Petersburg, Detstvo-press. 243 p.

8. Kazakov, Ya. V. (2009). Razvivaya interes k fizicheskoi kul'ture v nachal'noi shkole [Developing Interest in Physical Education in Primary School]. In Fizicheskaya kul'tura v shkole. No. 8.

9. Oorzhak, S. Y., Oorzhak, Kh. D.-N., Shagzhy, B. A., Khomushku, V. V. (2018). Vnedrenie narodnykh podvizhnykh igr i bor'by «Khuresh» v sistemu fizicheskogo vospitaniya doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [The Introduction of Folk Outdoor Games and Wrestling "Khuresh" into the System of Physical Education of Preschool Educational Institutions]. In European Social Science Journal. No. 12.

10. Oorzhak, S. Y., Oorzhak, Kh. D.-N. (2009). Vnedrenie natsional'noi bor'by «Khuresh» v protsess fizi-cheskogo vospitaniya shkol'nikov [The Introduction of the National Wrestling "Khuresh" in the Process of Physical Education of Schoolchildren]. In Sibirskiipedagogicheskiizhurnal. No. 7, pp. 181-187.

11. Oorzhak, S. Y., Khomushku, V. V. (2019). Metodika obucheniya doshkol'nikov priemam bor'by «Khuresh» [Methods of Teaching Preschoolers the Techniques of Wrestling "Khuresh"]. In Sovremennoe peda-gogicheskoe obrazovanie. No. 4.

12. Oorzhak, S. Y., Oorzhak, Kh. D.-N. (2011). Primernye programmy vneurochnoi deyatel'nosti dlya na-chal'nogo obshchego obrazovaniya po bor'be «Khuresh» [Exemplary Programs of Extracurricular Activities for Primary General Education in Wrestling "Khuresh"]. Kyzyl, Institut razvitiya natsional'noi shkoly. 44 p.

13. Tyulyush, V. Kh., Chalzyp, I. V., Oorzhak, S. Y., Oorzhak, Kh. D-N. (2018). Primernaya programma po tuvinskoi natsional'noi bor'be khuresh dlya doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [An Exemplary Program on the Tuvan National Wrestling Khuresh for Preschool Educational Institutions]. Kyzyl. 98 p.

14. Shchukina, G. I. (2007). Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchash-chikhsya [Pedagogical Problems of Formation of Cognitive Interests of Students]. Moscow, Pedagogika. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.