Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ХУРЕШ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ооржак Сергей Ынаадыкович, Хомушку Владислав Владимирович

В данной статье рассматривается тема формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям тувинской борьбой «Хуреш». Показано, что в настоящее время тема раннего формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям спортом становится значимой. В результате анализа показано, что существующая проблема повышения интереса к борьбе «Хуреш» определяется противоречием между потребностью в создании условий, позволяющих сформировать интерес к регулярным занятиями физической культурой и спортом среди старших дошкольников и при этой при отсутствии Показано, что в современных условиях существует проблема, основанная на противоречии между потребностью сформировать условия, позволяющие развить интерес к физической культуре и спорту старших дошкольников и постоянному снижению интереса. В этих условиях необходимо разработать научно-методические подходы к формированию познавательного интереса к занятиям старшими дошкольниками борьбой «Хуреш».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ооржак Сергей Ынаадыкович, Хомушку Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITION OF THE SHAPING THE INTEREST TO OCCUPATION ON FIGHT “HURESH” BESIDE DETEY SENIOR PRESCHOOL AGE

This article examines the formation of interest among older preschool children in the Tuvan wrestling “Khuresh”. It is shown that at present the topic of early formation of interest in older preschool children to sports is becoming significant. As a result of the analysis, it is shown that the existing problem of increasing interest in the “Khuresh” wrestling is determined by the contradiction between the need to create conditions that allow the formation of interest in regular physical culture and sports among older preschoolers, and in the absence of It is shown that in modern conditions there is a problem based on the contradiction between the need to form conditions that allow developing an interest in physical culture and sports of older preschoolers and a constant decrease in interest. In these conditions, it is necessary to develop scientific and methodological approaches to the formation of cognitive interest in older preschoolers’ wrestling “Khuresh”.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ПО БОРЬБЕ «ХУРЕШ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогические условия формирования интереса к занятиям по борьбе «Хуреш» у детей старшего дошкольного возраста

Ооржак Сергей Ынаадыкович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спортивных дисциплин, Тувинский государственный университет E-mail oorzhack.sergei@yandex.ru

Хомушку Владислав Владимирович

аспирант кафедры физической культуры Тувинского государственного университета E-mail Vladkhomushku@gmail.com

В данной статье рассматривается тема формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям тувинской борьбой «Хуреш». Показано, что в настоящее время тема раннего формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям спортом становится значимой. В результате анализа показано, что существующая проблема повышения интереса к борьбе «Хуреш» определяется противоречием между потребностью в создании условий, позволяющих сформировать интерес к регулярным занятиями физической культурой и спортом среди старших дошкольников и при этой при отсутствии

Показано, что в современных условиях существует проблема, основанная на противоречии между потребностью сформировать условия, позволяющие развить интерес к физической культуре и спорту старших дошкольников и постоянному снижению интереса. В этих условиях необходимо разработать научно-методические подходы к формированию познавательного интереса к занятиям старшими дошкольниками борьбой «Хуреш».

Ключевые слова: интерес, хуреш, спорт, физическая культура.

Актуальность: Актуальной является недостаточный уровень разработки проблематики развития познавательного интереса в рамках исследования «Педагогические условия формирования интереса к занятиям по борьбе «Хуреш» у детей старшего дошкольного возраста». Является общеизвестным фактом то, что занятия физической культурой являются причиной формирования мотивации заботы к собственному здоровью, импле-ментации практики занятия спортом в повседневной жизни. По отношению к Туве необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к борьбе «Хуреш» может быть не только значимым видом спорта на региональном уровне, но и позволяет сформировать новые подходы к соревновательной деятельности [6].

Эксперимент осуществлялся в три этапа в следующем порядке:

На первом этапе (2016-2017 гг.) были проанализированы теоретическо-методологические основы исследования.

На втором этапе, реализованном в 20182019 годах была осуществлена экспериментальный раздел работы и разработана программа его осуществления.

На третьем этапе, проведенном в 2020 году была осуществлен анализ результатов, формулировка заключения.

В течении первого года дошкольниками были освоены стойки, порядок передвижения, осуществлялась имитация приемов борьбы. Основной целью являлось освоение основных технических элементов в спортивном зале. Для формирования положительного отношения к борьбе «Хуреш» были посредством специальных педагогических приемов, таких как смена занятий, активный отдых и т.д.

Кроме того, на занятиях осваивалась терминология борьбы «Хуреш» на тувинском языке. Дошкольники в занятиях использовали национальную одежду и соблюдение специальных ритуалов [5].

Технические элементы были освоены в доступной форме, дополнительно проводились игры для «переключения» внимания [6].

Проверка сформированных умений осуществлялась посредством оценки техники выполнение приемов, оформлялся дневник с оценками в таких аспектах как старание, поведение и работоспособность. В результате выявлялись самые успевающие ученики.

По мнению авторов, необходимо адаптироваться к условиям новой учебной деятельности, поэто-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

му для этого осуществлялись специализированные групповые игры.

В процессе обучения необходимо постоянно увеличивать нагрузки, сложность технических элементов используя принципы от простого к сложному. При этом, необходимо психологически комфортные условия, при которых дошкольник сможет продемонстрировать свои навыки и умения.

Педагогической целью является формирование условий для того, чтобы выполнение всех движений происходило осмысленно, учитывая возрастные особенности дошкольников. Поэтому при изучении отдельных приемов происходило объяснения смысла каждого движения, а также исторический контекст его появления [6].

Необходимой частью занятия, по мнению автора, является установление целей, задач занятия и планируемых целей. Также, значимой частью являлось получение обратной связи в конце занятия и проверка домашнего задания, выполняемого как непосредственно посредством отработки упражнений, так и с помощью выполнения теоретических заданий. Также, в процессе освоения навыков борьбы проводились конкурсы и соревнования.

Формирование интереса к физической культуре является значимой педагогической проблемой, потому для оценки возможных ограничений была проведена беседа, в ходе которой выявлялись вопросы относительно отношения ребенка к посещению детского сада, любимыми занятиями, отношению к играм в целом и подвижным играм в частности, отношению к борьбе в различных формах ее проявления.

68,4% детей заинтересованы в посещении детского сада, 100% любят игры, из них 90,1 - подвижные игры. К наиболее значимым спортивным предметам относятся мячь, обруч, скакалка. Наиболее распространенными играми отмечен интерес к таким играм как «Аксай-Кадай», «Петушиные бои», «Гули-Лебеди», «Флажок», «Бой всадников», «Борьба за мячь» - в эти игры предпочитает играть более 50% детей.

Таким образом, на данном этапе определили уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям по борьбе (рис. 1).

Уровень интереса детей к занятиям по борьбе "Хуреш" до эксперимента

о с

и

| высокий ■ средний ■ Низкий

Рис. 1. Структура интереса к борьбе «Хуреш»

На констатирующие этапе осуществлялось наблюдение группы исследователей, в которые входили воспитатели и инструкторы физического воспитания. Эксперимент осуществлялся в ДДОУ «Березка» Тандынского и ДДОУ "Арыкчыгаш" с. Аксы-Барлык Барун- Хемчикского района Республики Тыва. При этом в первом ДОУ было достаточное количество спортивного обрудования, а во втором его не было. При этом, несмотря на то, что в данных учреждениях разработаны учебные планы по проведению обучению борьбе «Хуреш», в то время как на практике они не реализовыва-ются.

В ходе эксперимента реализовывались беседы на следующие темы:

1. Спорт залог здоровья.

2. Какой вид спорта нравится тебе?

3. Кем ты хочешь стать?

4. Хуреш - любимая национальная игра (из истории борьбы «Хуреш»)п.

5. «Спортивная одежда. Гигиена. Инвентарь.

6. Правила борьбы «Хуреш».

7. Техника и тактика борьбы «Хуреш».

8. Мы - борцы.

Большой интерес у родителей вызвала педагогическая информация для родителей группы: «Хуреш - спорт сильных мужчин» и родительского собрания «Будущие чемпионы нынче ходят в детский сад». Была и также проведена деловая игра с воспитателями и родителями «Обучение детей элементам борьбы «Хуреш».

В итоге проведенного анкетирования и опроса среди родителей (31 чел.), детей (43 чел.) и педагогов (6 чел.) по вопросу «Какую же пользу приносят детям занятия борьбой «Хуреш», мы получили следующие ответы по ранжиру:

1. Они улучшили концентрацию и воспитали самодисциплину. Занятия обычно начинаются с поклона преподавателю, с ритуала «Девиг». Затем дети тренируют различные навыки, в частности приемы руками и ногами. Все эти упражнения требуют концентрации и самодисциплины - ответили 31% респондентов.

2. Дети приобретают хорошую спортивную форму. Дети улучшают физическую форму, делая разминку, которая предполагает прыжки, растяжку, отжимания и другие упражнения, необходимые для овладения техническими приемами борьбы. Они укрепляют мышцы и дозированно нагружают сердечно-сосудистую систему - 19%.

3. Дети учатся самообороне. Они приобретают умение защищать и себя, и других - 18%.

4. Дети учатся уважению. Они начинают учиться уважению с того момента, как переступают порог спортивного зала, где учатся выполнять ритуалы и кланяться мастерам и воспитателям. Затем дети начинают уважительно относиться к другим так, как они хотят, чтобы те относились к ним -13%.

5. Дети приобретают уверенность в себе. Дети, занимающиеся борьбой, становятся уверенными в себе. Система получения различных разрядов,

титулов и званий формирует потребность в призвании. Осваивая новую технику или получая более высокий разряд или титул, дети испытывают чувство достижения результата, которое развивает уверенность -11%.

6. У детей формируется склонность к взаимодействию в команде. В результате деятельности позволяют освоить овладевать новыми приемами и добиваться поставленных целей на спаррингах и спортивных состязаниях - 8%

Контрольный этап, равно как и предыдущий констатирующий позволяет формировать познавательный интерес к занятиям борьбы «Хуреш» в дошкольников. Все это было определено на основании индивидуальных интервью. Так, в результате показано, что 78% детей предпочитают посещать детский сад. Наиболее интересными занятиями в детском саду являются следующие: «Петушиный бой» (73,3%), Бой всадников» (69;1%), «Чехарда», регби по-борцовски, «Аскак-Кадай» (70,2%), «Петушиные бои» (67), «Борьба за захват ноги» (61%), «Переталкивание» (57,8%), Игры в касания» (56%), «Вороны и воробьи» (45%), «Флажок» (44%), « Борьба за мяч» (51,5%). В борьбу хуреш любят играть 75,1% детей.

Ответы детей на опрос показали, что 50% детей старшего дошкольного возраста относятся к группе высокой заинтересованности к борьбе "Хуреш", подвижным играм с элементами спортивных единоборств, им интересно заниматься данным видом спорта и хотят знать больше о борьбе "Хуреш", а 34% стали относится к группе средней заинтересованности и лишь 16% - к группе низкой заинтересованности (см. рис. 2).

Уровень интереса детей к занятиям борьбой "Хуреш" после эксперимента

I высокий > средний | низкий

Рис. 2

Таким образом, мы выяснили, что в результате проведенной исследовательской работы отмечается у детей старшего дошкольного возраста существенный рост интереса к занятиям по борьбе "Хуреш", упражнениям и играм с элементами спортивных единоборств.

Заключение: Борьба «Хуреш» является активным видом активности с элементами игра и единоборства и является популярной среди старших дошкольников. В результате экспериментального исследования было показано, что в результате

создания педагогических условий был сформирован интерес к занятиям борьбой, в результате которых дети стараются продолжить занятия.

Применение элементов борьбы «Хуреш» позволяет сформировать условия для развития ребенка, формирует деятельность по внедрении концепции гуманизма в процессе воспитания, трансформируя деятельность как объект творчества, формирует мотивацию к собственному развитию.

В результате работе показано, что к педагогическим условиям можно отнести:

- формирование программ развития физического культура;

- создание условий физического воспитания с учетом уровня развития интересов дошкольников;

- развитие профессиональной компетентности педагогов и воспитателей;

- внедрение элементов спорта физического воспитания;

- организация условий повышения компетентности в области физического воспитания родителей;

- применение инструментов развития мотивации к успешности;

- внедрение инструментов педагогических измерений в части освоения компетенции. Показано, что познавательный интерес и освоению элементов борьбы «Хуреш» позволяет сформировать направленность на устойчивое отношение к деятельности в области физической культуры и спорта.

Психолого-педагогические аспекты внедрения к занятиям борьбы «Хуреш» позволяет формировать знания в данной области, повышения значимости физической культуры, развития элементов эмоционального интеллекта и формирования навыка волевых усилий.

Формирование познавательного интереса к борьбе «Хуреш» воздействуют на внутреннее и внешнее состояние старшего дошкольника, что позволяет создать ситуацию развития.

Показано, что базовым элементом интереса является мотив состязательности и потребность в победе, а также получения поощрения.

В результате эмпирического исследования показано, что старшие дошкольники основываются на мотиве необходимости повышения физической формы (3,5-4,2 балла), развитие познавательной деятельности (3,2-3,5 балла) и социального признания (2,9-3,1 балла). Не менее значимыми являются мотивы повышения привлекательности (2,01-2,05 балла).

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. - № 33, ст. 4377.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

2. Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д.Н. // Сибирский педагогический журнал. 2009. - № 7. С. 181187.

3. Примерная программа по тувинской национальной борьбе хуреш для дошкольных образовательных учреждений Тюлюш В.Х., Чал-зып И.В., Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д-Н // Учебное пособие Министерство образования РТ 2018. - 98 с.

4. Внедрение народных подвижных игр и борьбы «Хуреш» в систему физического воспитания дошкольных образовательных учреждений // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2018. № 12 Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д.-Н., Шагжы Б.А., Хомуш-ку В.В.

5. Ооржак С.Ы. //Борьба «Хуреш» в искусстве «Концепции современного образования: время перемен. Сборник научных трудов». Россия, Казань, июнь 2020,- 40-44 с

6. Ооржак С.Ы. Хомушку В.В. // Методика обучения дошкольников приемам борьбы «Хуреш» Современное педагогическое образование. М, вып. № 4, 2019. - 164-168 с

7. . Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д-Н. // Примерные программы внеурочной деятельности для начального общего образования по борьбе «Ху-реш». - Кызыл: Институт развития национальной школы, 2011. - 44 с.

8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» // Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

9. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся // Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2007. - 208 с.

PEDAGOGICAL CONDITION OF THE SHAPING THE INTEREST TO OCCUPATION ON FIGHT "HURESH" BESIDE DETEY SENIOR PRESCHOOL AGE

Oorzhak S.I., Homushku V.V.

Tuvinian State University

This article examines the formation of interest among older preschool children in the Tuvan wrestling "Khuresh". It is shown that at present the topic of early formation of interest in older preschool children to sports is becoming significant.

As a result of the analysis, it is shown that the existing problem of increasing interest in the "Khuresh" wrestling is determined by the contradiction between the need to create conditions that allow the formation of interest in regular physical culture and sports among older preschoolers, and in the absence of

It is shown that in modern conditions there is a problem based on the contradiction between the need to form conditions that allow developing an interest in physical culture and sports of older preschoolers and a constant decrease in interest. In these conditions, it is necessary to develop scientific and methodological approaches to the formation of cognitive interest in older preschoolers' wrestling "Khuresh".

Keywords: interest, huresh, sport, physical culture References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Order Ministry formation and sciences RF from October 17 2013 1155 "About approving the federal state educational standard of the preschool formation" // Meeting legislation to Russian Federation, 2013. - 33, cl. 4377.

2. Introducing the national fight "Huresh" in process of the physical education schoolboy Oorzhak S.Y., Oorzhak H.D.N. // Siberian pedagogical journal. 2009. - 7. S. 181-187.

3. Approximite program on tuvinian national fight хуреш for preschool educational institutions Tyulyush V.H., CHalzyp I.V., Oorzhak S.Y., Oorzhak H.D-N // Scholastic allowance Ministry formation RT 2018. - 98 s.

4. Introducing the public rolling plays and fights "Huresh" in system of the physical unbringing the preschool educational institutions // European Social Science Journal (the European journal of the social sciences). 2018. 12 Oorzhak S.Y., Oorzhak H.D.-N., SHagzhy B.A., Homushku V.V.

5. Oorzhak S.Y. //Fight "Huresh" in art "Concepts of the modern formation: time of the change. The Collection of the scientific works". Russia, Kazani, June 2020,- 40-44 s.

6. Oorzhak S.Y. Homushku V.V. // Methods of teaching preschoolers receiving the fight "Huresh" Modern pedagogical formation. M, vyp. 4 2019, 164-168 s.

7. Oorzhak S.Y., Oorzhak H.D-N. // Approximite programs внеурочной to activity for initial general formation on fight "Huresh - Kyzyl: Institute of the development of the national school, 2011. - 44 s.

8. The Approximite general program of the preschool formation "From birth before school" // N.E. Veraksy, T.S. Komarovoy, M.A. Vasilievoy - M.: MOSAIC SYNTHESES, 2014. - 368 s.

9. Pedagogical problems of the shaping cognitive interest school-child // SCHukina G.I. - M.: Pedagogika, 2007. - 208 s

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.