Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТО 1 СТУПЕНИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковенко Дмитрий Владимирович, Чистякова Елена Геннадьевна, Королев Владимир Владимирович

В связи с увеличением интенсивности учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, значительно происходит снижение физической активности, что приводит к гиподинамии детей и является негативным фактором, который приводит не только к снижению физических показателей, но и к различным отклонениям в состоянии здоровья. Цель исследования - подготовить детей 5-6 лет к выполнению испытаний комплекса ГТО с помощью применения элементов игровых технологий на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях. Педагогический эксперимент проводился на базе детского сада «Ромашка» структурного подразделения Школа-комплекс № 33, г. Великий Новгород. Применение подвижных игр разнообразной направленности, игр-аттракционов, различных ролевых игр и игровых упражнений на занятиях физической культуры, с детьми старшего дошкольного возраста, позволяет улучшить результат в силовых, скоростно-силовых видах, в видах связанных с координационными возможностями, и подготовить воспитанников к выполнению испытаний ГТО 1 ступени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковенко Дмитрий Владимирович, Чистякова Елена Геннадьевна, Королев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELEMENTS OF GAME TECHNOLOGIES TO PREPARE FOR THE PERFORMANCE OF ALL-RUSSIAN COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" FOR CHILDREN 5-6 YEARS OLD

Due to the increase in the intensity of the educational process at the preschool educational institutions, there is significant decrease in physical activity, which leads to inactivity of children, being negative factor that leads not only to decrease in physical indicators, but also to various deviations in the state of health. The purpose of the study is to prepare children aged 5-6 years to perform tests of the RLD complex by using elements of game technologies in physical education classes at the preschool educational institution. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the kindergarten "Camomile" of the structural subdivision of the "School-complex No. 33" in Veliky Novgorod. The use of outdoor games of various directions, amusement games, various role-playing games and game exercises in physical education classes, with older preschool children, allows you to improve the result in power, speed-power types, in types associated with coordination capabilities, and prepare students to perform tests of the RLD 1st stage.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ»

ВЫВОДЫ

Классификация систематизирует информационное пространство по физической культуре и спорту, обогащает знаниями по разновидностям баз данных и их целевому назначению, указывает компьютерные программы для создания баз данных. Классификация совершенствует теоретическое поле проблемы цифрового сопровождения сферы физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев. - Москва : Перо, 2019. - 98 с.

2. Всероссийский реестр объектов спорта // Министерство спорта Российской Федерации : [официальный сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/activities/vros/ (дата обращения: 12.04.2020).

3. Магомедов, М.Ш. Физическая активность студентов в российских и зарубежных исследованиях / М.Ш. Магомедов, Н.М. Нуцалов, А.А. Стеблев // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Москва, 2021. - С. 335-340.

4. Рыбакова Е.О. Значение фитнеса в рекреационной подготовке будущих бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова Е.О., Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2. - С. 93-101.

REFERENCES

1. Bilenko, P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Yesenina E.Y., Kondakov A.M. and Sergeev I.S. (2019), Didactic concept of digital professional education and training, Moscow.

2. Ministry of sport of Russian Federation (2011), All-Russian Register of sports facilities, available at https://minsport.gov.ru/activities/vros/.

3. Magomedov, M.S., Nutsalov, N.M. and Steblev, A.A. (2021), "Physical activity of students in Russian and foreign studies", Current problems, current trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects, materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 335-340.

4. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2017), "The importance of fitness in the recreational training of future bachelors of physical culture", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 2, pp. 93-101.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2021

УДК 372.879.6

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Геннадьевна Чистякова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович

Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Аннотация

В связи с увеличением интенсивности учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, значительно происходит снижение физической активности, что приводит к гиподинамии детей и является негативным фактором, который приводит не только к снижению физических показателей, но и к различным отклонениям в состоянии здоровья. Цель исследования - подготовить детей 5-6 лет к выполнению испытаний комплекса ГТО с помощью применения элементов игровых технологий на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учрежде-

ниях. Педагогический эксперимент проводился на базе детского сада «Ромашка» структурного подразделения Школа-комплекс № 33, г Великий Новгород. Применение подвижных игр разнообразной направленности, игр-аттракционов, различных ролевых игр и игровых упражнений на занятиях физической культуры, с детьми старшего дошкольного возраста, позволяет улучшить результат в силовых, скоростно-силовых видах, в видах связанных с координационными возможностями, и подготовить воспитанников к выполнению испытаний ГТО 1 ступени.

Ключевые слова: ГТО 1 ступени, игровые технологии, подвижные игры, физическое воспитание дошкольников.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p339-343

USE OF ELEMENTS OF GAME TECHNOLOGIES TO PREPARE FOR THE PERFORMANCE OF ALL-RUSSIAN COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" FOR CHILDREN 5-6 YEARS OLD

Dmitry Vladimirovich Yakovenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Gennadievna Chistyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vladimirovich Korolev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod

Abstract

Due to the increase in the intensity of the educational process at the preschool educational institutions, there is significant decrease in physical activity, which leads to inactivity of children, being negative factor that leads not only to decrease in physical indicators, but also to various deviations in the state of health. The purpose of the study is to prepare children aged 5-6 years to perform tests of the RLD complex by using elements of game technologies in physical education classes at the preschool educational institution. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the kindergarten "Camomile" of the structural subdivision of the "School-complex No. 33" in Veliky Novgorod. The use of outdoor games of various directions, amusement games, various role-playing games and game exercises in physical education classes, with older preschool children, allows you to improve the result in power, speed-power types, in types associated with coordination capabilities, and prepare students to perform tests of the RLD 1st stage.

Keywords: All-Russian Complex "Ready for labor and defense" 1st stage, game technologies, outdoor games, physical education of preschoolers.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, одну из основных задач воспитания в дошкольных образовательных организациях, многие специалисты отмечают - это воспитание физически и морально здорового человека. Для этого необходимо на ранних этапах воспитания и развития ребенка, в раннем дошкольном возрасте ребенка 5 - 6 лет, применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые включали бы в себя: формирование гигиенических знаний и навыков, интереса не только к различным видам спорта, но и к двигательной активности в целом [6].

Новый комплекс ВФСК ГТО, включающий в себя возраст от дошкольников до лиц 70 лет и старше, вступил в свою законную силу первого января 2018 года [5].

За последние десятилетия интенсивность учебного процесса в ДОУ значительно выросла, что приводит к снижению двигательной активности детей и является мощным фактором, приводящим к различным отклонениям в состоянии здоровья. Заинтересовать детей и привлечь их к регулярным занятиям физической культурой, задача не простая и во многом зависит от опыта и педагогического мастерства инструктора по физическому воспитанию в ДОУ [1; 4; 8].

Применение игровых технологий, использование подвижных игр и игровых заданий в качестве мотивации и формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой доказало свою эффективность [2; 3; 7]. Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу, заключающуюся в предположении о том, что если в процессе физического вос-

питания детей 5-6 лет в дошкольном учреждении применять элементы игровых технологий и игровые задания, то это положительно скажется на подготовке детей к сдаче норм ВФСК ГТО I ступени.

Цель исследования - подготовить детей 5-6 лет к выполнению испытаний комплекса ГТО с помощью применения элементов игровых технологий на занятиях физической культурой в ДОУ

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При организации исследования на базе детского сада «Ромашка» структурного подразделения МАОУ «Школа-комплекс № 33» г. Великий Новгород, были использованы следующие методы: анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности применения элементов игровых технологий для подготовки дошкольников к сдаче ВФСК ГТО 1 ступени. Исследование проводилось в течение двух месяцев с апреля 2021 г. по июнь 2021 г. В исследовании приняло участие 25 человек.

В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование по трем видам ВФСК ГТО 1 ступени: метание теннисного мяча в цель, челночный бег 3*10 метров и сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Занятия проводились 3 раза в неделю, по 30 минут.

Занятие состояло из трех частей. В подготовительной части проводилась разминка в игровой форме, комплекса ОРУ, который проводился в форме ролевой игры. Основная часть состояла подвижных игр и игровых упражнений, которые соответствовали задачам занятия. В заключительной части проходили малоподвижные игры.

В содержание занятий, постоянно включались новые подвижные игры разнообразной направленности, игры-аттракционы, ролевые игры. Таким образом, нивелировалась монотонность занятий, что способствовало мотивации детей к занятиям физической культурой.

Для развития координационных способностей и скоростно-силовых качеств использовался бег в сочетании с ходьбой и в сочетании с подлезанием под палки, пролеза-нием в обруч, перепрыгиванием прыжком вверх через препятствие, на носках в чередовании с бегом широким шагом, бег с высоким поднимаем бедра и захлестыванием голени назад, скрестным шагом, а также разнообразные игровые упражнения. Для придания занятиям более эмоционального фона использовали разнообразные подвижные игры.

Кроме основных упражнений: отжимание и подтягивание, для поддержания интереса детей к занятиям использовались разнообразные передвижения по гимнастической скамье, на животе, с увеличением и уменьшением угла наклона скамьи, лазание по гимнастической стенке, используя при этом, хват сверху и хват снизу. Каждому упражнению придумывалось образное название («лягушка», «бабочка машет крыльями» и т.п.). Также использовались разнообразные игровые упражнения и подвижные игры, направленные на развитие и укрепление мышц рук и плевого пояса, упражнения выполнялись в игровой форме.

Применение данных эстафет и подвижных игр благотворно действует на нервную систему, развивает находчивость, ловкость, быстроту реакции у детей. Являются наиболее увлекательной формой двигательной активности дошкольников

Для улучшения результата в таком виде как метание теннисного мяча в цель, мы обращали внимание воспитанников на чередование бросков правой и левой рукой. В каждом занятии использовали не более трех упражнений. При этом в каждое занятие обязательно включались либо новые упражнения, направленные на развитие координационных способностей, либо новые подвижные игры или игровые упражнения с использованием теннисного или другого мяча. Данные игры и упражнения всегда были направлены

на попадание в подвижную и не подвижную цель и связаны с бросками или ловлей мяча.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Применение различного вида бега, использование на занятиях подвижных игр и игровых упражнений положительно сказалось на результатах в челночном беге 3*10 м (сек). Средний показатель в тесте уменьшился с 10.6 в начале нашего исследования, до 9.3 в конце исследования. Время прохождения дистанции сократилось, на 1,3 сек, что говорит об улучшение таких физических качеств, как координационные и скоростно-силовые способности.

Незначительная, но положительная динамика прослеживается при повторном тестирование в метании теннисного мяча в цель. В среднем, в начале нашего педагогического эксперимента количество попаданий в цель составило 1,5 раза, после регулярных занятий данный показатель увеличился до 2.7 раза

Результат в таком виде как отжимание в упоре лежа на полу на первом этапе нашего исследования составил 7,9 раз, в результате повторного исследования были получены следующие данные 10,6 раз. В результате регулярного применения игровых упражнений и подвижных игр произошло улучшение силовых показателей детей.

В процессе подготовки детей к сдаче ВФСК ГТО 1 ступени происходит: не только улучшение физических показателей, таких как сила, быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, выносливости, а также становление и формирование привычки к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культуры и социализации в целом. Полученные результаты представлены в таблице 1

Таблица 1 - Динамика изменения средних показателей в тестах

№ Вид испытания До эксперимента После эксперимента

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 7.9 10,6

2 Челночный бег 3*10 м (сек) 10.6 9.3

3 Метание в цель (кол-во попаданий) 1.5 2.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение на занятиях физической культуры, с детьми старшего дошкольного возраста, подвижных игр разнообразной направленности, игр-аттракционов, различных ролевых игр и игровых упражнений позволяет развивать детей не только физически, но и психологически [8].

Полученные результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что применение элементов игровых технологий позволяет улучшить результат в силовых, ско-ростно-силовых видах, в видах связанных с координационными возможностями, и предложенный педагогический подход доказал свою эффективность для подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО детей 5-6 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батанцев Н.И. Эффективность применения технологии гармонизации на основе использования подвижных игр с технико-тактическими элементами в процессе физического воспитания детей 5-6 лет / Н.И. Батанцев // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы : сборник трудов конференции. - Тюмень : Вектор-Бук, 2020. - С. 120-124.

2. Герасимова Л.Е. Сдача норм ГТО как условие улучшения физической подготовленности детей 6-7 лет в ДОУ / Л.Е. Герасимова // Здоровьесбережение дошкольников: вызовы времени и потенциал образования : сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. -Санкт-Петербург, 2019. - С. 25-32.

3. Козлова С.Ю. Комплексный подход к процессу по физическому воспитанию и подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО обучающихся дошкольного и начального общего образования / С.Ю. Козлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 151-157.

4. Правдов М.А. Модель взаимодействия дошкольных образовательных организаций и

начальной школы по подготовке детей к сдаче норм комплекса ГТО первой ступени / М. А. Правдов, Н.Н. Нежкина, И.В. Рябова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 119-125.

5. Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы : приказ Минспорта России от 19 июля 2017 г. № 542 // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне : [сайт]. - URL: https://gto.ru/files/uploads/documents/596851c7b6aea.pdf (дата обращения: 15.08.2021).

6. Стародубцева И.В. Региональные особенности показателей физического здоровья дошкольников 6-7 лет г. Тюмени / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 247-252.

7. Федосеева А.Р. Моделирование процесса физического воспитания старших дошкольников с направленностью на формирование готовности к выполнению нормативов ГТО (1 ступень) / А.Р. Федосеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 319 -324.

8. Юсупов И.И. Методика подготовки детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры к выполнению норм ВФСК ГТО / И.И. Юсупов, Н.Т. Строшкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6-2. -С. 286-290.

REFERENCES

1. Batantsev, N.I. (2019), "Effectiveness of the use of harmonization technology based on the use of mobile games with technical and tactical elements in the process of physical education of children 5-6 years", Strategy of forming a healthy lifestyle of the population by means of physical culture and sports: current challenges and answers, collection of conference proceedings, Vector-Buk, Tyumen, pp. 120-124.

2. Gerasimova, L.E. (2020), "The surrender of GTO norms as a condition for improving the physical fitness of children 6-7 years old in the DOU", Health-saving preschoolers: the challenges of time and the potential of education, collection of articles of the interregional scientific-practical conference, St. Petersburg, pp. 25-32.

3. Kozlova, S.Yu. (2020), "An integrated approach to the process of physical education and preparation for passing the norms of the VFSK TRP for students of preschool and primary general education", Uchenye zapiski universiteta imeni of P.F.. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 151-157.

4. Pravdov, M.A., Nezhkina, N.N. and Ryabova, I.V. (2015), "Model of interaction of the preschool educational organizations and elementary school on training of children for delivery of norms of the GTO complex of the first step", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.120, No.2, pp. 119-125.

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2017), "On approval of the state requirements of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) for 20182021", Order of the No. 542 dated July 19, 2017, available at: https://gto.ru/files/uploads/documents/596851c7b6aea.pdf (accessed 15.08.2021).

6. Starodubtseva, I.V. and Zavyalova, T.P. (2017), "Regional features indicators of physical health indicators of preschoolers 6-7 years of Tyumen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 247-252.

7. Fedoseeva, A.R. (2020), "Modeling the process of physical education of senior preschool children with a focus on the formation of readiness to fulfill the standards of the RWD (1 stage)", Uchenye zapiski universiteta imeni. P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 319-324.

8. Yusupov, I.I. and Stroshkova, N.T. (2020), "Methods of preparing children of primary school age at physical culture lessons to fulfill the norms of the VFSK TRP", Questions of pedagogy, No. 6-2, pp. 286-290.

Контактная информация: ydv2004@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.