ных форм информации и комбинированной ее подачи, доступ к обширным цифровым ресурсам. Все это в комплексе должно стать основой развития инновационной системы образования.
Выделение приоритета самостоятельной работы учащихся дает возможность внести важные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность обучения, мотивировать активную познавательную деятельность в процессе обучения. Целесообразность внедрения новых информационных разработок в образовательный процесс обусловлена возможностью создания дополнительных перспектив в таких направлениях, как расширение доступа учебной информации, наглядность представления учебного материала, поддержка интерактивных методов обучения, возможность применения форм вложенной модульной подачи информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорошенко, С. А. Организационно-педагогические условия спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе / С.А. Дорошенко // Омский научный вестник. - 2009. - № 5. - С. 152-156.
2. Список специализаций по дисциплине физическая культура — URL: http://ifksit.sfu-kras.ru/institute/departments/kfk/spisok_spec (дата обращения: 25.01.2021).
3. Современная парадигма физкультурного образования в вузах - компетенции или физическое развитие / Р.А. Юсупов, Р.Т. Бурганов, Б. А. Акишин, Г.А. Закирова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань, 13-14 ноября 2020 г. - Казань, 2020. - С. 24-26.
REFERENCES
1. Doroshenko, S.A. (2009), "Organizational and pedagogical conditions of the sports-specific approach in the physical education of students at the university", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 5, pp. 152156.
2. List of specializations in the discipline of physical education, (2020), available at: http://ifksit.sfu-kras.ru/institute/departments/kfk/spisok_spec (accessed 25 January 2021).
3. Yusupov, R.A., Burganov, R.T., Akishin, B.A., Zakirova G.A. (2020), "Modern paradigm of physical education in universities - competence or physical development", Proceedings of the 6th International scientific and practical conference, Kazan, November 13-14, 2020, pp. 24-26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.03.2021
УДК 372.3
АКРОБАТИЧЕСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К
СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО
Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет; Юлия Игоревна Воробьева, магистрант, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет, инструктор по физической культуре, Детский сад № 135, г. Тюмень
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы формирования интереса к систематическим занятиям различными видами спорта, использования современных физкультурно-спортивных технологий, в частности, рок-н-ролла в условиях дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы эффективности дошкольного рок-н-ролла как средства улучшения физической подготовленности детей 6-7 лет, а на этой основе более успешной сдаче нормативных требований комплекса ГТО. С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений акробатического рок-н-ролла было проведено педагогическое исследование с участием 20 детей подготовительной к
школе группы. Отмечается, что важным условием проведения занятий являются регулярность, учет возрастных особенностей и степень трудности предлагаемых детям упражнений. В результате проведенного исследования удалось установить, что комплекс сложно-координационных упражнений, разработанный на основе программы по акробатическому рок-н-роллу положительно повлиял на все физические качества дошкольников 6-7 лет, что способствовало более успешной сдаче нормативных требований ВФСК ГТО для возрастной группы 6-8 лет.
Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, комплекс ГТО, дошкольное образовательное учреждение, рок-н-ролл.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p115-121
ACROBATIC ROCK AND ROLL IN THE PHYSICAL TRAINING OF THE 6-7 YEARS PRE-SCHOOLERS AS EFFECTIVE MEANS OF PREPARING FOR THE PASSING OF THE RULES OF THE GTO COMPLEX
Tatyana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Institute of Physical Culture, Tyumen State University, Yuliya Igorevna Vorobyeva, the master-student, Institute of Physical Culture, Tyumen State University, physical culture instructor, Kindergarten No. 135, Tyumen
Abstract
Article is devoted to the study of the problem of forming interest in systematic sports, the use of modern sports and sports technologies, in particular, elements of rock and roll in the conditions of preschool educational institution. The effectiveness of preschool rock and roll is considered as a means of improving the physical fitness of preschoolers 6-7 years, and on this basis more successful passing the regulatory requirements of the TRP complex. In order to test the effectiveness of the developed set of exercises of acrobatic rock and roll, a pedagogical study was conducted with the participation of 20 children preparatory to the school group. It is noted that regularity, age consideration and the degree of difficulty of the exercises offered to children are important prerequisites for the training. As a result of the study it was possible to establish that the complex is complex - coordination exercises, taken from the program on acrobatic rock and roll positive.
Keywords: pre-school physical education, GTO-Complex, pre-school educational institution, rock-n-roll.
ВВЕДЕНИЕ
О том, насколько успешно развивается ребенок, формируются основные составляющие его физического здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), функционирующих в различных регионах страны, позволяет судить постановка физкультурно-спортивной и оздоровительной работы [1; 9]. Её эффективность в современном детском саду оценивается по многим показателям, в число которых входит активное участие дошкольников в проводимых соревнованиях по различным видам спорта, успешность сдачи нормативных требований ВФСК «Готов к труду и обороне» [4; 5]. Привлечение детей к систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью является не простой педагогической задачей. Её решение во многом зависит от педагогического мастерства инструктора по физическому воспитанию в детском саду.
Согласно научным исследованиям педагоги ДОУ, в своих работах обмениваются опытом формирования интереса у детей к занятиям физической культурой и спортом с помощью разнообразных средств и методов. Доказано эффективное применение на физкультурных занятиях элементов фитнес-технологий, организации физкультурно-оздоровительной деятельности на тренажерах на основе игрового метода, применение упражнений спортивной гимнастики, использование игровых заданий и подвижных игр с технико-тактическими элементами и др. [2; 3; 6; 7; 9]. Немаловажное значение в формировании интереса к занятиям спортом имеет целенаправленная подготовка дошкольников к сдаче нормативных требований 1 ступени ВФСК ГТО. В практике дошкольного физи-
ческою воспитания имеется опыт реализации комплекса ГТО, как средства улучшения физической подготовленности [4; 5]. Следовательно, поиск и внедрение в физическое воспитание дошкольников современных физкультурно-спортивных технологий в настоящее время не потеряли своей актуальности. К таким видам относится и акробатический рок-н-ролл. Однако исследований, касающихся применения рок-н-ролла в физическом воспитании дошкольников нами не обнаружено. С этих позиций, предпринятое нами исследование представляется актуальным.
Мы предположили, что регулярные занятия с включением комплекса упражнений акробатического рок-н-ролла позволят улучшить показатели физической подготовленности детей и будут способствовать более успешной сдаче нормативов комплекса ГТО.
В соответствии с выдвинутой гипотезой была сформулирована цель исследования, которая заключалась в проверке эффективности комплекса упражнений акробатического рок-н-ролла в работе с детьми 6-7 лет. Для решения поставленной цели изучались литературные источники о влиянии занятий акробатическим рок-н-роллом на здоровье и физическую подготовленность детей дошкольного возраста, выявлялись показатели физической подготовленности детей, разрабатывался и внедрялся комплекс упражнений акробатического рок-н-ролла.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в период с сентября 2020 года по январь 2021 год на базе МАДОУ - детский сад № 135 г. Тюмени, в котором приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-7 лет. Из них: 10 мальчиков, 10 девочек, Исследовательская работа была организована в три периода.
В первый период, длившийся с 5 октября по 15 ноября проводились тренировочные занятия и были сданы педагогические контрольные испытания. На основе полученных результатов, разрабатывался комплекс упражнений акробатического рок-н-ролла, учитывающий низкие показатели физической подготовленности детей.
Второй период предусматривал проведение занятий с использованием комплекса упражнений по акробатическому рок-н-роллу.
Третий период образовательного процесса проходил с 11 января по 22 января и включал в себя промежуточные педагогические испытания, сравнительный анализ показателей физической подготовленности испытуемых. Полученные данные сопоставлялись с требованиями I ступени ВФСК «Готов к труду и обороне» для возрастной группы от 6 до 8 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценивая исследовательскую работу в первом периоде, следует отметить, что наиболее успешно дошкольники справились с тестами, характеризующими гибкость и силу, в которых средне-групповые значения этих показателей у мальчиков и девочек соответствовали серебренному знаку отличия. Нормативные требования по физической культуре в школе для учащихся первых классов предусматривают тест на смешанное передвижение на дистанцию 1 км без учета времени, измеряющих выносливость. Тест на выносливость, проводимый в условиях детского сада показал, что мальчики могли претендовать лишь на бронзовый знак отличия, тогда как девочки выполнили норматив, соответствующий серебренному значку комплекса ГТО. Анализ средне-групповых значений в силовом тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» у девочек выявил соответствие полученных результатов серебренному знаку отличия, тогда как мальчики не выполнили нормативные требования комплекса ГТО. Сопоставление средне-групповых показателей с нормативными требованиями первой ступени комплекса ГТО по скоростно-силовым и координационным способностям, показало, что результаты оказались ниже нормы установленных границ для бронзового знака отличия. Полученные
результаты наших исследований, в целом, соотносятся с аналогичными исследованиями по проблеме готовности воспитанников ДОУ к испытаниям комплекса ГТО в школьном возрасте [3; 4]. Таким образом, итоги входного тестирования обусловили необходимость в разработке комплекса упражнений рок-н-ролла.
Акробатический рок-н-ролл сложно-координационный танцевальный вид спорта, в связи с этим комплекс упражнений составлялся из специфичных упражнений под музыку (темп 36 уд/мин) и выполнялся в зоне средней интенсивности. Комплекс проводился в подготовительной группе три раза в неделю, продолжительность занятия составляла 30 минут. Формы проведения: физкультминутки, двигательные перемены, дополнительные тренировочные занятия. Включал в себя технику движений «основного хода Е - класса», выполненную под музыку и разные вариации базовых элементов (Голландский ход, Швейцарский ход, Бабочка, Поворот и др.). Использовались специфические упражнения с гимнастической палкой, упражнения на удержание равновесия, а также шпагаты. В парах составлялись базовые танцевальные фигуры (смены) и применялись специально-подготовительные упражнения, а именно элементы соревновательных действий, их вариации, комбинации.
Для проверки эффективности занятий, в которых применялся дошкольный рок-н-ролл, было проведено повторное тестирование. Сравнительный анализ полученных результатов представлен в таблице.
Таблица - Сравнительный анализ средне-групповых показателей развития физических качеств детей 6-7 лет, занимающихся акробатическим рок-н-роллом_
№ ~~ —физические способности Испытания (тесты) ----- Мальчики Девочки P
Н.И. Знак Пр.И. Знак Н.И. Знак Пр.И Знак
1 Прыжок в длину с места (см) -скоростно-силовые 100.1 - 110 Б 99.3 - 107 Б >0,05
2 Челночный бег 3x10 - общие координационные 11.14 - 10.03 Б 11.3 - 10.6 Б <0,05
3 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической ска-мье-гибкость 5.5 С 8 З 7.5 С 10 З >0,05
4 Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) -силовые 10 С 15 С 6 С 8 С <0,05
5 Смешанное передвижение на 1000 м (мин.с) -общая выносливость 7.05 Б 6.57 Б 7.00 С 7.02 С <0,05
6 Поднимание туловища из положения лежа (количество раз за 1 мин) - испытание по выбору - силовые 16 - 22 Б 22 С 30 З >0,05
Условные обозначения: Н.И. - начальные испытания; Пр.И. - промежуточные испытания, З - золотой знак отличия; С - серебреный знак отличия; Б - бронзовый знак отличия. Выделено цветом - положительные изменения.
Анализируя данные, представленные в таблице, можно констатировать, что наибольший эффект, разработанный нами комплекс, оказал на развитие координационных (Р>0,05) и скоростно-силовых способностей (Р>0,05) дошкольников. Табличные данные позволяют сделать вывод о том, что развитие скоростно-силовых и координационных способностей осуществлялось не только за счет естественной двигательной активности детей, но и специально подобранных упражнений акробатического рок-н-ролла. По результатам контрольного испытания «Прыжок в длину с места» обнаружено незначительное лидерство мальчиков в проявлении скоростно-силовых способностей в сравнении с девочками. Сопоставление исходных и конечных результатов общих координационных способностей мальчиков и девочек этой возрастной группы позволило выявить незначительные половые отличия. Но лидерство и в этом тесте снова принадлежит маль-
чикам. Позитивные изменения (Р<0,05) произошли в показателях теста на гибкость «Наклон вперед из положения стоя». Как мальчики, так и девочки показали результат, равный золотому знаку отличия этого важного для здоровья, физического качества. В контрольном испытании «Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу», измеряющем силовые способности, произошло несущественное улучшение средне-групповых результатов как у мальчиков, так и у девочек, что не позволило детям претендовать на более высокий знак отличия в повторном тестировании. Мы полагаем, что этот тест не является традиционным для измерения силы в детском саду, но его можно применять, учитывая индивидуальную физическую подготовку мальчиков и девочек и рассматривать как подготовку к сдаче этого норматива в школе. Вторым силовым тестом для детей стало упражнение из нормативных требований ВФСК «ГТО» - «Поднимание туловища из положения лежа на спине за одну минуту». Отметим, что в традиционном тестировании силовых способностей в условиях детского сада это упражнение выполняется в течение 30 секунд. Проведенное тестирование позволяет констатировать, что несмотря на увеличение объема нагрузки в этом тесте, дети обоего пола успешно справились с этим упражнением (Р<0,05). Так, девочки смогли претендовать уже на получение золотого знака, тогда как в начале исследования результаты соответствовали серебренному значку комплекса ГТО. Результаты мальчиков в начале тестирования соответствовали результату «без знака», а в повторном тестировании их силовые способности претендовали на получение бронзового значка комплекса ГТО. Можно предположить, что эти положительные изменения связаны с внедрением разработанного нами комплекса упражнений акробатического рок-н-ролла.
В испытании на «Смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км» показатели мальчиков и девочек улучшились не существенно, что не позволило дошкольникам этой возрастной группы улучшить знаки отличия. Вероятно, это связано с тем, что в ДОУ не создаются достаточные условия для выполнения упражнений на выносливость, требующих длительной работы.
В целом можно констатировать, что произошло улучшение всех изучаемых показателей развития физических качеств, но более существенные изменения произошли в результатах гибкости и силы (Р<0.05), что свидетельствует о положительном влиянии разработанного нами комплекса упражнений акробатического рок-н-ролла.
ВЫВОДЫ
1. Проанализировав литературные источники и изучив опыт многих специалистов в сфере акробатического рок-н-ролла мы обнаружили недостаток программно-методического обеспечения для детей дошкольного возраста.
2. Комплекс упражнений акробатического рок-н-ролла включал специфические для данного вида спорта упражнения, направленные на общее развитие всех физических способностей дошкольников. При этом учитывались возрастные особенности детей, исходные показатели тестирования и возможности выполнения базовых элементов рок-н-ролла.
3. Установлено, что разработанный комплекс положительно повлиял на улучшение всех физических качеств дошкольников 6-7 лет, достоверно значимые улучшения произошли в показателях гибкости и силы, что способствовало более успешной сдаче нормативных требований ВФСК ГТО для возрастной группы 6-8 лет. Таким образом, исследование показало возможность применения элементов рок-н-ролла в условиях детского сада и доказало его эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Завьялова Т.П. Мониторинговые исследования физического здоровья дошкольников: от проблем к поиску решений / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 12. - С. 46-48.
2. Батанцев Н.И. Эффективность применения технологии гармонизации на основе использования подвижных игр с технико-тактическими элементами в процессе физического воспитания детей 5-6 лет / Н.И. Батанцев // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы : сборнике трудов конференции - Тюмень : Вектор-Бук, 2020. - С. 120-124.
3. Быков В.С. Эффективность дифференцированного физического воспитания детей дошкольного возраста / В.С. Быков, Р.Х. Файзрахманова, А.С. Аминова // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы: материалы международной науч.-практ. конф., посвящ. памяти профессора В.Н. Зуева. -Тюмень : Вектор-Бук, 2020. - С. 133-136.
4. Герасимова Л.Е. Сдача норм ГТО как условие улучшения физической подготовленности детей 6-7 лет в ДОУ / Л.Е. Герасимова // Здоровьесбережение дошкольников: вызовы времени и потенциал образования : сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. -Санкт-Петербург, 2019. - С. 25-32.
5. Иванова, П.В. Оценка результативности подготовки и сдачи нормативов ГТО детьми старшего дошкольного возраста / П.В. Иванова, П.И. Миглан, Д.П. Деева, Н.О. Зайцева // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева. - Тюмень : Вектор-Бук, 2020. - С. 170-173.
6. Ильина Г.В. Реализация принципа преемственности в развитии физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Дошкольное воспитание. - 2011. -№ 8. - С. 107-114.
7. Коробова, Е.В. Особенности применения фитнес технологий в процессе физического воспитания дошкольников / Е.В. Коробова, А.Я. Камбулатова // Академическая публицистика. -2019. - № 9. - С. 58-60.
8. Кочева Е.Г. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности на тренажерах на основе игрового метода / Е.Г. Кочева // Актуальные проблемы физического воспитания, здорового и безопасного стиля жизни в образовательных учреждениях : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т.В. Кугушевой. - Пермь : "От и До", 2017. - С. 87-90.
9. Стародубцева, И.В. Региональные особенности показателей физического здоровья дошкольников 6-7 лет г. Тюмени / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 247-252.
10. Шакамалов, Г.М. Применение упражнений спортивной гимнастики в системе физической подготовки в дошкольном образовательном учреждении / Г.М. Шакамалов, Н.А. Захарова, Е.В. Черная // Современный ученый. - 2020. - № 5. - С. 68-72.
REFERENCES
1. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva, I.V. (2017), "Preschooler physical health monitoring studies: problems and solutions", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 46-48.
2. Batantsev, N.I. (2019), "Effectiveness of the use of harmonization technology based on the use of mobile games with technical and tactical elements in the process of physical education of children 5-6 years", Strategy of forming a healthy lifestyle of the population by means of physical culture and sports: current challenges and answers, collection of conference proceedings, Vector-Buk, Tyumen, pp. 120-24.
3. Bykov, V.S., Faizrakhmanov, R.KH. and Aminov, A.S. (2020), "Effectiveness of differentiated physical education of preschool children", Strategy of forming a healthy lifestyle of the population by means of physical culture and sports: current challenges and answers: materials of international conference dedicated in memory of professor V.N. Zuev, Tyumen, pp. 133-136.
4. Gerasimova, L.E. (2020), "The surrender of GTO norms as a condition for improving the physical fitness of children 6-7 years old in the DOU", Health-saving preschoolers: the challenges of time and the potential of education, collection of articles of the interregional scientific-practical conference, St. Petersburg, pp. 25-32.
5. Ivanova, P.V., Miglan, P.I., Deeva, D.P. and Zaytseva, N.O. (2020), "Assessment of the effectiveness of the preparation and delivery of TRP standards by children of older preschool age", Strategy of creating a healthy lifestyle of the population by means of physical culture and sports: current challenges and answers: materials of international conference dedicated in memory of professor V.N. Zuev, Tyumen, pp.170-173.
6. Ilina, G.V. (2011), "Implementation of the principle of continuity in the development of physical qualities in older preschoolers and junior schoolchildren", Preschool education, No.8, pp. 107-114.
7. Korobova, E.V. and Kambulatova, A.YA. (2-019), "Features of the application of fitness technologies in the process of physical education of preschoolers", Academic journalism, No. 9, pp.58-60.
8. Kocheva, E.G. (2017), "Organization of physical and recreational activities on simulators based on the game method', Actual problems of physical education, healthy and safe lifestyle in educational institutions: materials of conference, Perm, pp. 87-90.
9. Starodubtseva, I.V. and Zavyalova, T.P. (2017), "Regional features indicators of physical health indicators of preschoolers 6-7 years of Tyumen", Uchenye zapiski universiteta imeni of I.P. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 247-252.
10. Shakamalov, G.M., Zakharova, N.A. and Chernaya, E.V. (2020), "The use of gymnastics exercises in the physical training system in the preschool educational institution", Contemporary scientist, No. 5, pp. 68-72.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2021
УДК 378.147.31
МЕДИА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Наталья Владимировна Замятина, кандидат социологических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ушакова, кандидат биологических наук, доцент, Виктор Борисович Мандриков, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный
медицинский университет
Аннотация
Медиа-технологии стали неотъемлемой частью современной жизни. Они внедрены во многие сферы нашего общества и, в том числе, являются частью цифрового трансформирования высшего образования. Процесс интеграции различных медиа-коммуникационных систем в процесс обучения в вузе становится все более значимым и является важной составляющей системы высшего образования. В данной работе авторами представлены аргументы необходимости определить условия медиа-компетенции специалиста в сфере педагогики физической культуры непрофильного вуза, обозначить возможности цифровой трансляции образовательных услуг студентам при организации обучения дисциплине «Физическая культура». Также обосновывается стратегическое значение активации внедренческих процессов цифровизации в область оказания образовательных услуг. Требованием времени при подготовке будущего специалиста является умение педагога управлять на высококвалифицированном профессиональном уровне инновационными технологиями, успешно разбираться в многогранном информационном потоке, проявлять способность к обнаружению необходимого и применению найденного на практике.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компетентность преподавателя физической культуры, цифровизация, образовательные услуги, цифровая трансформация высшего образования.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p121-127
MEDIA COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE TEACHER IN THE ERA OF
DIGITALIZATION OF LEARNING
Natalia Vladimirovna Zamyatina, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Yshakova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Viktor Boriso-vich Mandrikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Volgograd State Medical
University
Abstract
Media-technologies are integral part of the modern life. They are embedded in many areas of our society and, among other things, are part of the digital transformation of higher education. The process of