Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / CHILDREN / MOTOR ABILITIES / PHYSICAL FITNESS / MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Светлана Юрьевна

В материалах статьи представлены обобщенные результаты теоретического и эмпирического исследований о физической подготовленности детей 6-11 лет к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проанализированы компоненты содержательной части программ по физическому воспитанию учащихся дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Диагностика физической подготовленности дошкольников и младших школьников, показывает уровень развития двигательных способностей, характеризуя одну из сторон физического развития детей. Разработаны методические рекомендации активизации двигательной деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре, направленных на всестороннее гармоничное физическое развитие детей среднего возраста и подготовки к сдаче норм комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND TRAINING TO DELIVER THE STANDARDS OF ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" OF LEARNERS OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

The article presents the generalized results of the theoretical and empirical research on the physical fitness of children aged 6-11 years to meet the standards of the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense». The components of the content part of programs for physical education of preschool and primary school students in the framework of the implementation of Federal state educational standards are analyzed. Diagnostics of physical readiness of preschool children and primary school children shows the level of development of motor abilities, characterizing one of the sides of physical development of children. Methodological recommendations for activating the motor activity of students in physical education classes aimed at comprehensive and harmonious physical development of middle-aged children and preparation for passing the standards of the GTO complex have been developed.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

6. Стасевич, К. Физическая активность и мозг. - URL : https://www.nkj.ru/archive/articles/32066/ (дата обращения: 01.01.2020).

7. Лоуренс, Д. Тренируйте свой мозг с помощью упражнений. - URL : https://www.webmd.eom/fitness-exercise/features/train-your-brain-wi1:h-exercise#1 (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Berezina, T. (2012), "Оп the interaction of physical and intellectual abilities", Psychologist, No. 1, pp. 1-24, available at:: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=47.

2. Biryukova, A. (2016), "Intelligence as the basis for personal development: concepts and definitions of intelligence", Cultural Studies Analytics, No. 2 (14), pp. 73-75.

3. Glossary. Psychological dictionary, available at: http://www.psychologies.ru/glossary/15/potentsial/.

4. Evseev, Yu.I. (2003), Physical culture, Phoenix, Rostov-on-Don.

5. Kuznetsov, V. (2005), Dictionary of philosophical terms, INFRA-M, Moscow.

6. Stasevich, K. (2017), Physical activity and the brain, available at: https://www.nkj.ru/archive/articles/32066/.

7. Lawrence, J (2018), Train Your Brain With Exercise, available at: https://www.webmd.com/fitness-exercise/features/train-your-brain-with-exercise#1.

Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2020

УДК 796.011

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана Юрьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В материалах статьи представлены обобщенные результаты теоретического и эмпирического исследований о физической подготовленности детей 6-11 лет к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проанализированы компоненты содержательной части программ по физическому воспитанию учащихся дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Диагностика физической подготовленности дошкольников и младших школьников, показывает уровень развития двигательных способностей, характеризуя одну из сторон физического развития детей. Разработаны методические рекомендации активизации двигательной деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре, направленных на всестороннее гармоничное физическое развитие детей среднего возраста и подготовки к сдаче норм комплекса ГТО.

Ключевые слова: дети, двигательные способности, физическая подготовленность, двигательная активность, физическое развитие, физическое воспитание, диагностика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p151-157

INTEGRATED APPROACH TO THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND TRAINING TO DELIVER THE STANDARDS OF ALL-RUSSIAN PHYSICAL

CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" OF LEARNERS OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

Svetlana Yurievna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow

City University

Abstract

The article presents the generalized results of the theoretical and empirical research on the physical fitness of children aged 6-11 years to meet the standards of the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense». The components of the content part of programs for physical education of preschool and primary school students in the framework of the implementation of Federal state educational standards are analyzed. Diagnostics of physical readiness of preschool children and primary school children shows the level of development of motor abilities, characterizing one of the sides of physical development of children. Methodological recommendations for activating the motor activity of students in physical education classes aimed at comprehensive and harmonious physical development of middle-aged children and preparation for passing the standards of the GTO complex have been developed.

Keywords: children, motor abilities, physical fitness, motor activity, physical development, physical education, diagnostics.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика России в сфере образования в последние десять лет претерпевает множественные изменения, охватывающая все уровни образования. Введение Федеральных государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (ДО) с 2013 г. и начального общего образования (НОО) с 2009 г. определило стратегию единства всех уровней общего образования.

В ФГОС начального общего образования прописаны требования по подготовки обучающихся к реализации в системе образования норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [3]. Содержание образовательной области дошкольного образования «Физическое развитие» осуществляется на физкультурных занятиях, целью, которой является формирование базовых двигательных умений и всестороннее развитие физических качеств, что должно реализовываться через преемственность дошкольного и начального общего образования.

В период с 2016 по 2020 год в Российской Федерации воплощается план мероприятий по реализации стратегии развития физической культуры и спорта. Первым пунктом в данном плане прописано повсеместное внедрение ВФСК ГТО для всех возрастных групп граждан страны, охватывая населения от 6 до 75 лет и старше. В комплексе ГТО первая ступень предназначается для детей с 6 до 8 лет с указанием, что это дети школьного возраста. Т.е. дети старшего дошкольного возраста не могут выполнять нормы ГТО для получения знака отличия бронзового, серебряного и золотого достоинства [5]. Таким образом, получается, что, только начиная со школьного возраста, обучающиеся в первом классе могут официально стать активными участниками Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [2].

Вовлечение подрастающего поколения в активную двигательную деятельности, а также создание потребности вести здоровый образ жизни, важно начинать с дошкольного и младшего школьного возраста детей, чтобы это стало мотивирующим фактом к систе-магическим занятиям физическими упражнениями [7].

На сегодняшний день проводятся многочисленные современные научные исследования, которые выполняются в рамках научных проектов или государственных заданий, реализуемых государственными организациями, ведущими российскими ученым, а также педагогами физической культуры и спорта, работающих в системе общего образования. Постоянно актуализируются проблемы современного физического воспитания и предлагаются пути модернизации содержательной части образовательного предмета «Физическая культура», как важных компонентов повышения двигательной активности детей в образовательных организациях в процессе физического воспитания [1, 4].

Цель исследования - обосновать эффективность применения комплексного подхода в процессе физического воспитания по организации физической подготовки детей 611 лет в рамках реализации ФГОС и готовности обучающихся сдать нормативы комплекса ГТО.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальной площадкой проведения исследования в 2019-2020 учебном году было государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа № 709». В эксперименте приняли участие дошкольники старшего возраста (подготовительная группа) 40 человек и обучающиеся 1 и 4 классов - 80 человек: школьники 1-го класса - 40 человек и 4-го класса также 40 человек. Были сформированы экспериментальные группы (ЭГ) и контрольные группы (КГ) в каждой возрастной группе детей по 20 человек. Все обучающиеся были определены в основную и подготовительную группу здоровья для занятий физической культурой.

Дети подготовительной группы детского сада, вошедшие в контрольную группу эксперимента, занималась по рабочей программе «От рождения до школы». Подготовительная экспериментальная группа детей обучалась на физкультурных занятиях по экспериментальной программе, разработанной на основе рабочей программе дошкольного учреждения «От рождения до школы», с добавлением различных упражнений, с направленностью на физическую подготовку дошкольников 6-7 лет к выполнению норм ГТО для детей 6-8 лет. Физкультурные занятия проходили два раза в неделю в спортивном зале и одно на улице по 30 минут. В содержание физкультурных занятий старших дошкольников, были включены различные физические упражнения и разнообразные подвижные игры, которые были значительно сложнее по выполнению, чем рекомендованы в рабочих программах, но доступные для освоения детьми. Важным критерием подбора упражнений было, чтобы их направленность по воздействию способствовала развитию необходимых физических качеств и выполнению упражнений, которые требуется при сдаче норм ГТО 1-й ступени [6].

Школьники 1-го и 4-го класса в контрольных группах на уроках физической культуры занимались по утвержденной рабочей программе, разработанной для обучающихся № 709 школы основе примерной рабочей программы Ляха В.И.

Дети, входящие в экспериментальные группы обучались по той же рабочей программе образовательной организации, с добавлением разнообразных физических упражнений направленных на физическую подготовку школьников к сдаче норм ГТО I, II и 111-й ступени с учетом возрастной категории младших школьников. На уроках физической культуры экспериментальной групп школьников 1 и 4 классов дополнительно применялись педагогические условия активизации двигательной деятельности:

1. Применение игры «Алтимат фрисби». Данное условие повысит интерес к занятиям со стороны школьников. В игре применяется нестандартный спортивный инвентарь - летающий диск. Доступность в обучении, правила и броски по силам, как мальчикам, так и девочкам. Использовалось изучение простейшего броска бэкхенд и игра по простейшим правилам.

2. Применение подвижных игр для младшего школьного возраста. Игры, напоминающие существующие подвижные игры с мячом. В качестве заменяющего мяча можно использовать надувной большой мяч, он усложняет игру и повышает интерес своей необычной формой. Игры на внимательность по типу игры «3-й лишний».

3. Скиппинг. Использование длинной скакалки в уроке физической культуры. Прыжки выполняют одновременно все учащиеся, два человека держат скакалку. Ученик, который ошибся, выбывает. Также используются различные вариации прыжков.

Проведенный сравнительный теоретический анализ образовательной области «Физическое развитие» содержания и основной образовательной программы дошкольников «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, утвержденной рабочей программы для школьников 1-4 классов ГБОУ «Школа № 709» разработанной на основе примерной рабочей программы «Физическая культура 1-4 классы» Ляха В. И., позволил детализировать требования к предметным образовательным результатам по физической культуре и подготовки детей к сдаче норм ВФСК ГТО.

Для определения уровня физической подготовленности детей 6-11 лет проведена диагностика развития физических качеств. Дошкольники подготовительной группы выполняли тестовым упражнениям комплекса ГТО первой ступени: челночный бег 3*10 м; смешанное передвижение (1 км); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; наклон вперед из положения, стоя; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту.

Школьники 1-х и 4-х классов с учетом возраста выполняли тестовые упражнения комплекса нормативов ГТО по I, II, III ступеням: челночный бег 3*10 м; 6-минутный бег; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; наклон вперед из положения, стоя (см); прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Программа по физической культуре старших дошкольников никак не ориентирована на подготовку и привлечения детей 6-7 лет к участию в сдаче норм ГТО. В детских садах по инициативе руководителя дошкольного учреждения, инструктор по физической культуре может инициировать участие подготовительной группы детей в фестивалях ГТО, где дошкольники могут попробовать выполнить нормативы первой ступени комплекса с учетом возрастной категории 6-8 лет.

В ходе сравнительного анализа нормативов тестовых упражнений программы по физической культуры Ляха В.И. и нормативов комплекса ГТО для школьников 6-8 и 9— 11 лет, конкретизировано, что нормы ВФСК ГТО для обучающихся 1 и 4 классов превосходят требования примерной рабочей программы по физической культуре, рекомендуемой В.И. Ляхом [3]. Таким образом, выявлено существенное различие между требованиями ГТО и содержанием программы по физической культуре, которые прописаны во ФГОС. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к процессу физического воспитания и подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО школьников, начального общего образования начиная с 1-го класса.

Основным условием участие в ВФСК ГТО является добровольность, но есть требования ФГОС, стратегии развития физической культуры и спорта и предъявляемыми требования администрацией школы по вовлечению большинства обучающихся к сдаче норм ГТО, как критерия для повышения рейтинга образовательной организации. Именно здесь появляются первые трудности, с которыми сталкиваются учителя физической культуры, т.к. первоклассники физически не готовы к выполнению нормативов ГТО и большинство из детей ничего не знают о комплексе ГТО.

Проведенное поисковое исследование, позволило разработать экспериментальное содержание для применения комплексного подхода по подготовки старших дошкольников и младших школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в процессе физического воспитания: теоретическая часть - повышение уровня знаний о комплексе ГТО, его истории, возрастных ступенях, особенности сдачи; викторины о комплексе ГТО; введение в подготовительную часть занятия/урока новых подготовительных и подводящих упражнений применительно к нормативам ГТО; применение комплекса эстафет, элементы которых направлены на подготовку к сдаче норм комплекса. В ходе экспериментальной работы проводились по два урока физической культуры в неделю, с учетом разделов программного материала. Физкультурные занятия с дошкольниками проводились по схеме два занятия в зале + одно на улице.

Для определения эффективности экспериментальных занятий, была проведена диагностика физической подготовленности дошкольников по нормативам I-й ступени ГТО.

Дошкольники 6-7 лет по итогам формирующего эксперимента показали свои возможности, продемонстрировав высокие результаты физической подготовленности, что отражает уровень развития физических качеств. Внедрение дополнительных, новых упражнений не входящий в программу образовательной области «Физическое развитие»

с применением различных методов их реализации в процессе физической подготовки старших дошкольников реализовывалось на основе интеграции ВФСК ГТО (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели тестирования физической подготовленности детей подготовительных групп ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента (п=20)_

№ Название теста Этапы тестирования КГ (XX ±а) ЭГ (XX ±о) Достоверность различий, (р=0,05)

1 Челночный бег 3x10 м (с) До 10,9±0,5 11,1±0,6 3,92> 2,02

После 10,4±0,6 9,0±0,4

2 Смешанное передвижение (1 км) (мин., с) До 8,5±1,21 8,4±1,2 4,65> 2,02

После 7,6±0,6 6,3±0,8

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) До 3±1 3±1 7,98> 2,02

После 4±2 7±2

4 Наклон вперед из положения стоя (см) До 3,6±2,7 3,9±2,9 3,11> 2,02

После 5,5±2,9 10,2±3,3

5 Прыжок в длину с места (см) До 106,4±31,7 108,4±12,8 3,29> 2,02

После 112,8±11,9 126,9±8,1

6 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз) До 25±3 26±4 4,21> 2,02

После 27±4 36±3

Доказательно можно утверждать, что отмеченная динамика улучшения показателей физической подготовленности старших дошкольников обосновывает эффективность экспериментальных занятий на основе применения комплексного подхода.

В процессе физического воспитания школьники начальных классов в процессе педагогического эксперимента с целью повышения двигательной активности и физической подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО, внедрялись новые, ранее никогда не применяемые средства физического воспитания.

Таблица 2 - Показатели тестирования физической подготовленности школьников 1-х классов ЭГ и КГ по нормативам ГТО до и после педагогического эксперимента (п=20)

№ Название теста Этапы тестирования КГ (XX ±а) ЭГ (XX ±а) Достоверность различий. (р=0,05)

1 Челночный бег 3x10 м (с) До 11,1±0,4 10,9±0,3 3,54> 2,02

После 10,5±0,4 9,2±0,4

2 6-ти минутный бег (м) До 684,6±18,3 698,2±18,8 4,62> 2,02

После 744,2±19,1 788, 6±20,2

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) До 4±1 4±1 5,82> 2,02

После 7±2 10±2

4 Наклон вперед из положения стоя (см) До 4,1±2,4 3,8±2,8 3,34> 2,02

После 6,8±2,6 9,4±3,1

5 Прыжок в длину с места (см) До 110,2±16,6 112,6±18,2 3,27> 2,02

После 128,8±12,1 137,6±11,4

6 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз) До 24±4 25±3 4,34> 2,02

После 28±3 37±3

Результаты диагностики физической подготовленности первоклассников приблизительно одинаковые с детьми старшего дошкольного возраста. В тоже время можно отметить, что по некоторым показателям уровень развития физических качеств у обучающихся 1-х классов ниже, чем у дошкольников.

По результатам исследования уровня развития физических качеств у школьников четвертых классов был выявлен показатель ниже среднего, что не является положительным результатом физического развития детей по данным физической подготовленности.

Полученные данные диагностики развития физических качеств школьников младших классов, достоверно доказывают, эффективность внедрения нового содержания уроков физической культуры с применением средств не входящих в обязательную программу предмета физическая культура на основе использования комплексного подхода (таблицы 2 и 3).

Таблица 3 - Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО школьниками ЭГ и КГ 4-х классов в ходе педагогического эксперимента (п=20)_

№ Название теста Этапы тестирования КГ (XX ±а) ЭГ (XX ±о) Достоверность различий, (p=0,05)

1 Челночный бег 3x10 м (с) До 9,7±0,5 9,6±0,6 3,86> 2,02

После 9,3±0,6 8,7±0,4

2 6-ти минутный бег (м) До 976,6±23,4 981,4±24,5 5,48> 2,02

После 1052,4±25,8 1214,2±27,1

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) До 13±1 14±1 6,52> 2,02

После 17±2 20±2

4 Наклон вперед из положения стоя (см) До 2,9±2,7 3,2±2,9 3,24> 2,02

После 6,5±2,9 10,2±3,3

5 Прыжок в длину с места (см) До 139,7±14,1 142,4±12,8 4,12> 2,02

После 147,8±15,9 165,9±13,2

6 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз) До 32±3 33±3 4,28> 2,02

После 37±4 41±4

Показатели динамики развития физических качеств по тестовым упражнениям входящих в комплекс ГТО характеризует необходимость комплексного подхода к процессу по физическому воспитанию и подготовки школьников к сдаче норм ВФСК ГТО обучающихся начального общего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Эффективность проведённой экспериментальной работы подтверждена достоверно значимым приростом результатов по всем исследуемым показателям физической подготовленности детей, так как значение t расчетное превышает предел t граничное, равного 2,02. Ученики 1-х классов экспериментальной группы повысили свои показатели физической подготовленности и могут выполнить нормы ГТО на серебряный и золотой знак отличия. Школьники 4-х классов в ходе педагогического исследования в сравнение показателей физической подготовленности с нормами ГТО имеют результат ниже среднего, что соответствует бронзовому или серебряному знаку отличия ГТО.

Таким образом, комплексное применение разработанных педагогических условий на основе внедрения новых средств и содержания занятий по физической культуре, показало высокую эффективность повышения двигательной активности и формирования знаний о ВФСК ГТО. Полученные результаты соответствуют требованиям ФГОС, образовательной программы предметной линии «Физическая культура» и стратегии развития физической культуры и спорта по вовлечению максимального количества школьников в программу ВФСК ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическое состояние детей 6-10 лет с учетом организации двигательной активности / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова, А.В. Малинин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 12. - С. 73-75.

2. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). - https://www.gto.ru/files/docs/03_prizay/04.pdf (дата обращения 11.10.2019).

3. Каинов, А.Н. Анализ общеобразовательного учреждения к введению физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 60-63.

4. Кораблева, Е.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в системе физического воспитания / Е.Н. Кораблева // Вестник науки и творчества. - 2016. - № 6 (6). - С. 95-100.

5. Моисеева, Е.Н. Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в практику работы дошкольных учреждений. Проблемы при внедрении комплекса ГТО в практику работы дошкольных учреждений / Е.Н. Моисеева, С.И. По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.