Научная статья на тему 'Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс как нормативная основа физического воспитания школьников'

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс как нормативная основа физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НЕДЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / RUSSIAN SPORTS COMPLEX / PHYSICAL FITNESS / WEEKLY MOTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулупчи Н. В., Бегдай Е. С., Гревцев В. Н.

В статье представлен опыт внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в повседневную жизнь детей старшего школьного возраста, включая и учебный процесс. В ходе исследования рассматриваются и применяются рекомендации по двигательному режиму школьников для их подготовки к выполнению норм ВФСК. Актуальность работы заключается в том, что среди основных приоритетов социальной и экономической политики на втором этапе инновационного развития российской экономики (2013 2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. При этом физическая культура и спорт определены как фактор укрепления духовного и физического здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тулупчи Н. В., Бегдай Е. С., Гревцев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX AS A REGULATORY FRAMEWORK OF PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL STUDENTS

The research presents the experience of implementation of the All-Russian sports complex in the daily lives and studies of children in high schools. The study reviewed and applied recommendations for motor mode to prepare for the implementation of standards nationwide sports complex, used tests of physical fitness at the beginning and end of the study, a comparative analysis of the types of tests one age category belonging to the modern Russian sports complex and the complex “Ready for work and defense” of the Soviet system of physical education, as well as the estimated growth of physical fitness among seniors, observe the weekly motoring mode. The relevance of the work is in the fact that among the main priorities of social and economic policy in the second stage of innovative development of the Russian economy (2013-2020) the popularization of standards of healthy lifestyle is listed. The physical culture and sport are defined as a factor of strengthening the spiritual and physical health.

Текст научной работы на тему «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс как нормативная основа физического воспитания школьников»

6. Bondarevskaya E.V. Gumanitarnaya metodologiya nauki o vospitanii. Pedagogika. 2012; 7: 3 - 13.

7. Vinogradov G.S. Narodnaya pedagogika. Irkutsk: Izd. Vostochno-Sibirskoe otdelenie Russkogo geograficheskogo obschestva, 1926.

8. Kon I.S. Rebenok i obschestvo. Moskva: Nauka, 2003.

9. Chernaya A.V. Razvitie lichnosti vkontekste tradicijigrovojkul'tury. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva: MGPU, 2007.

10. Kenin-Lopsan M.B. Tuvinskie tradicii. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1999.

11. Oorzhak H.D-N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskoj kul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1995.

12. Makarenko AS. Kollektiv i vospitanie lichnosti. Moskva: Pedagogika, 1972.

Статья поступила в редакцию 17.03.15

УДК 371.72, 796/799

Tulupchi N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]

Begday E.S., graduate student, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]

Grevtsev V.N., graduate student, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Head of Center of Physical Training and Sports (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]

ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX AS A REGULATORY FRAMEWORK OF PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL STUDENTS. The research presents the experience of implementation of the All-Russian sports complex in the daily lives and studies of children in high schools. The study reviewed and applied recommendations for motor mode to prepare for the implementation of standards nationwide sports complex, used tests of physical fitness at the beginning and end of the study, a comparative analysis of the types of tests one age category belonging to the modern Russian sports complex and the complex "Ready for work and defense" of the Soviet system of physical education, as well as the estimated growth of physical fitness among seniors, observe the weekly motoring mode. The relevance of the work is in the fact that among the main priorities of social and economic policy in the second stage of innovative development of the Russian economy (2013-2020) the popularization of standards of healthy lifestyle is listed. The physical culture and sport are defined as a factor of strengthening the spiritual and physical health. Keywords: Russian sports complex, physical fitness, weekly motoring.

Н.В. Тулупчи, канд пед. наук, доц. Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

Е.С. Бегдай, магистрант Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

В.Н. Гревцев, магистрант, рук. Центра физической культуры и спорта Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС

КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен опыт внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в повседневную жизнь детей старшего школьного возраста, включая и учебный процесс. В ходе исследования рассматриваются и применяются рекомендации по двигательному режиму школьников для их подготовки к выполнению норм ВФСК. Актуальность работы заключается в том, что среди основных приоритетов социальной и экономической политики на втором этапе инновационного развития российской экономики (2013 - 2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. При этом физическая культура и спорт определены как фактор укрепления духовного и физического здоровья населения.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс, физическая подготовленность, недельный двигательный режим.

В своём выступлении с Посланием к Федеральному Собранию в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в декабре 2012 года Президент России Владимир Путин отметил, что одним из важнейших направлений социально-экономического развития является развитие физической культуры и спорта. Но задачу приобщения к занятиям спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счет проведения международных спортивных форумов и даже увеличения учебных часов физкультуры в школах и вузах [1]. В нашей стране занятия физической культурой и спортом являются конституционным правом. А подписанный Президентом России Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», есть проявление заботы государства о населении, обеспокоенность состоянием его здоровья [2].

В феврале 2014 года закончился подготовительный этап разработки Всероссийского физкультурного комплекса. В Администрацию Президента Российской Федерации были внесены проект указа и проект положения о комплексе [3]. Для уточнения нормативов комплекса и проведения пробного тестирования школьников и студентов были определены 12 экспериментальных площадок: Владимирская область, Иркутская область, Московская область, Кемеровская область, Пензенская область, Свердловская область, Ярославская область, Красноярский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика

Татарстан, Удмуртская Республика. Предполагается, что внедрение комплекса во всех общеобразовательных школах регионов РФ начнется с сентября 2015 года. 24 марта 2014 г. был подписан Указ Президента РФ № 172 «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Согласно Указу Президента РФ следует установить, что реализация мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых указанным органам соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации [3].

Ростовская область в качестве экспериментальной площадки не была задействована. Но мы решили самостоятельно провести исследование в течение 2013-2014 учебного года на уроках физической культуры на базе МБОУ сОш № 16 имени 339-й Ростовской стрелковой дивизии Первомайского района города Ростова-на-Дону.

В качестве объекта нашего исследования выступили учащиеся 11-х классов, занимающиеся согласно рекомендациям по недельному двигательному режиму для подготовки к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Наше внимание

было направлено на приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом посредством ВФСК. Данному возрасту соответствует V ступень «Сила и грация» Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, поэтому наше внимание в большей степени было направлено на изучение данной ступени.

Цель исследования заключалась в выявлении роста физической подготовленности у старшеклассников, соблюдающих рекомендации по недельному двигательному режиму для подготовки к выполнению норм V ступени «Сила и грация» Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Мы предполагали, что соблюдение рекомендаций по двигательному режиму ВФСК «ГТО» приведет к улучшению результатов контрольных тестов, а также повысит мотивацию учащихся старших классов к занятиям физической культурой и спортом как в учебное, так и во внеучебное время.

В проекте Положения Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса представлены рекомендации для подготовки к выполнению норм Комплекса в недельном двигательном режиме для каждой из ступеней. Мы определили, каким должен быть двигательный режим в течение дня, для того чтобы учащийся 1011 класса мог сдать нормы Комплекса.

Предполагалось, что контролировать выполнение всех рекомендаций по подготовке к сдаче норм Комплекса ежедневно нам не удастся, поэтому каждый урок физической культуры обязательно включал данные упражнения в полном объеме. Также проведенный предварительный опрос учащихся об их занятиях физической культурой и спортом во внеучебное время показал, что практически половина класса посещают либо фитнес-клубы и спортивные секции, либо занимаются самостоятельно на имеющихся в округе спортплощадках. Проведенный семинар, посвященный разъяснению предназначения Комплекса - его объективных «плюсов», позволил надеяться на то, что остальные ребята, которые во внеучебное время не занимались физическими упражнениями, будут заниматься самостоятельно в течение проведения нашего исследования [4]. В ходе подготовки к исследованию нами была разработана балльная система оценивания полученных результатов, которая включала в себя не только традиционные нормы по сдаче на «золотой» и «серебряный» значок, но и «бронзовый», так как в проекте Положения, на момент проведения исследования, такой значок не был предусмотрен. Нормы мы определили самостоятельно. Применение такой системы оценивания, на наше мнение, позволило внести соревновательный эффект, который заключался в том, что в конце учебного года после проведения контрольных тестов ученики, занявшие по общей сумме баллов призовые места, награждались грамотами и памятными призами. В конце сентября мы провели среди учащихся, участвующих в исследовании, контрольные испытания. В дальнейшем на каждом уроке физической культуры участниками исследования выполнялся комплекс упражнений, исходя из выявленных нами норм дневного двигательного режима. В остальные дни мы рассчитывали на интерес в сдаче норм Комплекса, вызванный у участников исследования. В середине мая 2014 года нами были проведены повторные контрольные испытания. Данные учитывались отдельно как по юношам, так и по девушкам. Так как рассчитанное значение ^критерия Стьюдента по всем испытаниям было больше критического, мы сделали вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (р<0,05).

Об эффективности следования рекомендациям Комплекса ВФСК по выполнению недельного двигательного режима можно было судить по видимым положительным сдвигам в физической подготовленности, как у юношей, так и девушек. Так, например, значительный прирост показателей теста «наклон вперед из положения стоя» у юношей составил 44%, а у девушек 19%. У девушек серьезный прирост наблюдался в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», который составил 24,7%. У юношей произошли изменения в силовом тесте «подтягивание на перекладине» - прирост 18,8%. Девушки в свою очередь увеличили свои показатели в тесте «метание снаряда на дальность» на 9,3%. В тесте «Поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту» у девушек и юношей также наблюдалась положительная динамика: прирост у юношей 10,7%, у девушек - 12,4%. В тестах «прыжок в длину с разбега» и «бег 100 м» улучшение результатов было не столь значительным и находилось в диапазоне 0,3 до 2,6%.

В процессе изучения литературных источников мы провели сравнительный анализ одинаковых видов испытаний и соответ-

ствующих норм, которые имеются как в III ступени «Сила и мужество» Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), так и в V ступени «Сила и грация» Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Данные ступени были выбраны, так как охватывают практически одну и ту же возрастную категорию [5].

Сравнительный анализ показал, что Комплекс ГТО по ско-ростно-силовым видам испытаний имел нормативы выше, чем ВФСК, как при сдаче на «золотой», так и «серебряный» значки. Но в ВФСК нормативы по силовым видам испытаний «подтягивание на высокой перекладине из виса» у юношей на «серебряный» значок выше на 20%, чем в Комплексе ГТО, а по «золотому» значку одинаковы. А вот у девушек во ВФСК в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» на «золотой» и «серебряный» значки нормативы выше соответственно на 25% и 16,7%, чем в Комплексе ГТО.

В исследования мы также провели анализ соотношения количества полученных «золотых», «серебряных» и «бронзовых» значков на начало и конец учебного года по каждому из видов испытаний, как у юношей, так и у девушек. Количественный прирост значков у юношей наблюдался по тестам «метание спортивного снаряда на дальность» (два «золотых» значка и по одному «серебряному» и «бронзовому» значку) и тесту «подтягивание на перекладине» - три «золотых» и один «серебряный» значок.

У девушек количественный прирост значков произошел по всем видам испытаний, и выглядел следующим образом: «метание спортивного снаряда на дальность» - 2 «серебряных» значка; «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - по одному «золотому», «серебряному» и «бронзовому» значку; «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» - один «бронзовый» значок; «поднимание туловища из положения лёжа» - один «серебряный» значок; «прыжок в длину с разбега» - по одному «золотому» и «бронзовому» значку; «бег 100 м» - один «золотой» и пять «бронзовых» значков.

В результате наших исследований мы пришли к следующим выводам:

1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года № Пр-756. Комплекс создан с учетом опыта внедрения Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (далее - комплекс ГТО), который с 1931 года был программной и нормативной основой государственной системы физического развития и подготовленности различных возрастных групп граждан.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» 2013 года существенно отличается от предшественника - комплекса ГТО СССР. В организационно-содержательную и нормативно-тестирующую части внесено более 200 изменений. Эти изменения направлены на совершенствование системы физического воспитания граждан, начиная с дошкольного возраста. Целью комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

2. Проведенный анализ нормативов испытаний, входящих в Комплекс ГТО и ВФСК «ГТО» одной возрастной категории, позволил сделать вывод о том, что Комплекс ГТО по сравниваемым скоростно-силовым видам испытаний имел нормативы выше, чем в ВФСК. В свою очередь нормативы по силовым видам испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в среднем выше на 20,5% по сравнению с Комплексом ГТО.

3. В ходе подготовки к проведению исследования нами был определен двигательный режим в течение дня, основанный на Рекомендациях для подготовки к выполнению норм Комплекса в недельном двигательном режиме. Проведенный нами семинар, посвященный знакомству с Всероссийским физкультурно-спор-тивным комплексом, позволил мотивировать учащихся к более ответственному участию в исследовании. Разработанная балльная система оценивания результатов внесла соревновательный эффект среди участников исследования.

Полученные результаты прироста показателей физической подготовленности практически по всем тестам (наблюдаемые различия статистически значимы (p<0,05)) дают право объективно судить о положительном влиянии от применения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в общеобразовательной школе.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102351560&intelsearch

2. О развитии массового спорта и физического воспитания населения. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Москва, 2014.

3. Проект Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) 2013 года.

4. Изучение мотивационной сферы к занятиям физической культурой у старшеклассников в школах разного профиля. Available at: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/izuchenie-motivacionnoy-sfery-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u

5. Погребной А.И. История ГТО. Available at: http://kakzdorovo.ru/library/esli_hochesh_byt_zdorovym/48/890.html

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102351560&intelsearch

2. O razvitii massovogo sporta i fizicheskogo vospitaniya naseleniya. Sovet pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiyu fizicheskoj kul'tury i sporta. Moskva, 2014.

3. Proekt Polozheniya o Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotovk trudu i oborone» (GTO) 2013 goda.

4. Izuchenie motivacionnoj sfery k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj u starsheklassnikov v shkolah raznogo profilya. Available at: http://nsportal. ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/izuchenie-motivacionnoy-sfery-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u

5. Pogrebnoj A.I. Istoriya GTO. Available at: http://kakzdorovo.ru/library/esli_hochesh_byt_zdorovym/48/890.html

Статья поступила в редакцию 12.03.15

УДК 37.01

Shokorova L.V., Cand. of Sciences (Arts Studies), senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Arts, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING IN NATIONAL ARTS AND CRAFTS. In the article the problem of development of new level of thinking of a personality that is necessary for realization of art activity in the course of creation of material and spiritual benefits is analyzed. As a methodological basis of training in the field of national arts and crafts the theory of activity as psychology and pedagogical development in a person of theoretical thinking and consciousness, and its applied value for modern education are considered. The specifics of training in arts and crafts are characterized. The psychological mechanisms of art creativity in folk art promoting development of creative thinking and determination of individual nature of its development, which is trained at any stage, are defined. The research is based on the idea that the artistic work stimulates an intensive development of artistic kind of thinking.

Key words: national arts and crafts, creative activity, empirical and theoretical thinking, art creativity.

Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, факультет искусств, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье анализируется проблема развития нового уровня мышления личности, необходимого для реализации художественной деятельности в процессе создания материальных и духовных благ. В качестве методологической основы обучения в области народного декоративно-прикладного искусства рассматривается теория деятельности, как психолого-педагогический процесс развития у человека теоретического мышления и сознания, и её практико-прикладное значение для современного образования. Характеризуется специфика обучения декоративно-прикладному искусству. Определяются психологические механизмы художественного творчества в народном искусстве, способствующие развитию творческого мышления и определению индивидуального характера каждого обучающегося на любом этапе его развития.

Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, творческая деятельность, эмпирическое и теоретическое мышление, художественное творчество.

В современных условиях развития общества, характеризуемых глобализацией всех сфер социальной действительности, происходит смена ценностных ориентиров, рушатся стереотипы мышления, отмирают догмы межкультурных связей и нравственных отношений. Разрушение и дискредитация духовных ценностей приводит к кризису идентичности как отдельной личности, так и культур различных народов. «Основой любого общественного кризиса становится потеря духовности, как базисной основы человеческой личности, связывающей её с тонкомерным миром окружающей среды» [1, с. 15]. Духовность определяется как совокупность проявлений духа в человеке и мире и выражается в виде моральных ценностей и традиций на основе высших сторон внутреннего опыта человека. Нарушение системы моральных ценностей, накапливаемых из поколения в поколение, утрата духовного компонента личности неизбежно приводит как к психологической, душевной и творческой нестабильности человека, так и национально-этнического самосознания народа, обеспечивая деградацию общества в целом. Наиболее мощным транс-

лятором социального и культурного наследия, включающим в себя определённые нормы, ценности, идеи и обряды, являются традиции как необходимое условие существования всех социальных и культурных систем. Традиции присущи всем областям культуры, но наиболее ярко выражены и устойчивы они в народном искусстве, отражающем единство духовных ориентиров и уклада жизни людей [2, с. 13].

Народное декоративно-прикладное искусство является важной составляющей частью традиционной художественной культуры, аккумулирующей и транслирующей социокультурный и духовный опыт народа. Рожденное в глубокой древности на основе материально-духовного производства, народное искусство было непосредственным образом связано с укладом жизни человека, его миропониманием и мировосприятием природы, религии и повседневного быта. Многоплановость функций народного искусства, отражающих коллективный духовный опыт народа, воззрения, устремления и идеалы человека, определила синкре-тичность его эстетической природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.