УДК 796.2(075.8) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-106-115
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА: СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» (РАЗДЕЛ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)
А.В. Сысоев, Е.Н. Ирхина
Воронежская государственная академия спорта, Воронеж, Россия Аннотация
В статье представлены результаты исследований, направленных на определение уровня профессиональной подготовленности студентов Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС) по итогам освоения ими учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»), обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование».
Цель исследования заключалась в выявлении исходных показателей сформированности профессиональных компетенций по данной дисциплине и учете полученных результатов для возможной последующей коррекции рабочей программы дисциплины с целью повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников.
Методы и организация исследования. Профессиональная подготовленность студентов оценивалась комплексно - по показателям теоретической (категория «знать»), методической (категория «уметь»), практической (категория «владеть») подготовленности. Применялись методы тестирования, контрольных испытаний, математической статистики, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Исследование проводилось с мая по июнь 2021 года. В нем приняли участие 14 студентов 3-4-го курсов, завершивших обучение по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»).
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам комплексного тестирования студентов 3-4-го курсов ВГАС уровень их профессиональной подготовленности по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (раздел «Подвижные игры»)» оценивается как удовлетворительный, заметной разницы между студентами 3-го и 4-го курсов не наблюдается. При этом наибольшее количество затруднений связано с организационно-методическими аспектами применения подвижных игр в физкультурных занятиях с различным контингентом занимающихся, с проведением соревнований по подвижным играм и с практической реализацией педагогической работы.
Заключение. Полученные результаты позволили выявить уровень подготовленности студентов по итогам освоения данной дисциплины (в соответствии с компетентностными категориями «знать», «уметь», «владеть»); сравнить уровень знаний, умений и навыков у студентов разных курсов; наметить пути повышения качества обучения по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»).
Ключевые слова: квалифицированные физкультурные кадры; уровень профессиональной подготовленности студентов; теоретическая подготовленность; методическая подготовленность; практическая подготовленность; сформированность профессиональных компетенций; Воронежская государственная академия спорта; физкультурное образование; рабочая программа дисциплины; подвижные игры.
ASSESSMENT OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE VORONEZH STATE
ACADEMY OF SPORTS IN THE DISCIPLINE «THEORY AND METHODS OF TEACHING BASIC
SPORTS: SPORTS AND ACTIVE GAMES» (SECTION «ACTIVE GAMES»)
A.V. Sysoev, [email protected], ORCID: 0000-0001-9655-4873
E.N. Irkhina, [email protected], ORCID: 0000-0001-7229-5141
Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russia
Abstract
The article presents the results of studies aimed at determining the level of professional readiness of students of the Voronezh State Academy of Sports (VSAS) based on the results of their mastering the educational discipline «Theory and methods for teaching basic sports: sports and active games» (section «Active games»)», studying in the direction of 49.03.01 «Physical culture,» profile «Physical education.»
The purpose of the research was to identify the initial indicators of the formation of professional competencies in this discipline and to consider the results obtained for the possible subsequent correction of the work program of the discipline in order to increase the level of professional readiness of graduates.
Methods and organization of the research. The professional readiness of students was assessed comprehensively according to the indicators of theoretical (category «to know»), methodological (category «to be able»), practical (category «to possess») readiness. Methods of testing, control tests, mathematical statistics, analysis, synthesis, generalization, systematization were used. The research was conducted from May to June 2021. It was attended by 14 students of the third and fourth year who completed their studies in the discipline «Theory and methods for teaching basic sports: sports and active games» (section «Active games»)».
Results of the research. Based on the results of a comprehensive testing of third and fourth year students of the VSAS, the level of their professional preparedness in the discipline «Theory and methods for teaching basic sports: sports and active games» (section «Active games»)» is assessed as satisfactory, there is no noticeable difference between third and fourth year students. At the same time, the greatest number of difficulties is associated with the organizational and methodological aspects of the use of active games in physical education classes with a different contingent of students, as well as with the holding of active games competitions and with the practical implementation of pedagogical work. Conclusion. The results obtained made it possible to identify the level of readiness of students based on the results of mastering the discipline (in accordance with the competence categories «know,» «be able,» «possess»); compare the level of knowledge, skills and abilities in students of different courses; outline ways to improve the quality of training in the discipline «Theory and methods of teaching basic sports: sports and active games» (section «Active games»). Keywords: qualified physical education personnel; the level of professional readiness of students; theoretical preparedness; methodological preparedness; practical preparedness; the formation of professional competencies; Voronezh State Academy of Sports; physical education; discipline work program; active games.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного соответствовать меняющимся требованиям и запросам рынка труда, является в настоящее время основной целью профессионального образования [1, 8, 10, 13]. Повышение качества обучения, а также учет запросов конкретного региона в специалистах сферы физической культуры и спорта того или иного профиля будет способствовать росту процента трудоустройства выпускников и обеспеченности спортивной инфраструктуры квалифицированными физкультурными кадрами [2, 9]. С целью повышения качества профессиональной подготовки физкультурных кадров, ориентированных на работу в Воронежской области, в Воронежской государственной академии спорта (далее — ВГАС) реализуются комплексные научные исследования. В основе данных исследований лежит совершенствование программы подготовки студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» [7]. Катализатором исследований послужило стремление вуза удовлетворить основные потребности региона в сфере физкультурно-спортивной деятельности посредством подготовки конкурентоспособных специалистов [4, 5, 6].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования по оценке уровня профессиональной подготовленности студентов проводились в мае-июне 2021 года и включали три этапа: Оценка уровня теоретической подготовленности студентов. Проводилась в форме тестирования по опроснику из 30 вопросов, составленных по теоретическому материалу раздела «Подвижные игры». Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Оценка уровня методической подготовленности студентов. Было подготовлено 20 билетов с описанием подвижных игр (по тематике курса) и планом ответа, который включал 15 подвопросов. В них учитывались теоретико-методические аспекты проведения подвижной игры, а также степень владения смежными дисциплинами. Процедура тестирования подразумевала, что студент, взяв билет с указанием игры, должен был максимально широко и глубоко сообщить всю возможную информацию, необходимую для ее разучивания. В результате оценки 15 подво-просов преподавателем выставлялся итоговый балл. Оценка уровня практической подготовленности студентов. Проводилась по двум критериям — разработке конспекта урока для общеобразовательной школы по разделу «Подвижные игры» и последующему практическому проведению урока
(фрагмента урока) в соответствии с подготовленным конспектом. С целью объективизации процедуры оценивания предварительно были разработаны специальные критерии и соответствующие им бланки оценки. Итоговая оценка выставлялась путем суммирования баллов по всем критериям. В исследовании приняли участие 14 студентов ВГАС (9 студентов 3-го курса и 5 студентов 4-го курса). Таким образом, основными методами исследования явились: тестирование, метод контрольных испытаний, а также общелогические методы теоретического исследования [3] — анализ, обобщение, систематизация.
В настоящей статье будут представлены данные о результатах оценки уровня профессиональной подготовленности студентов 3-4-го курсов по итогам освоения ими учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»), обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Цель исследования заключалась в выявлении ис-
ходных показателей сформированности профессиональных компетенций по данной дисциплине и учете полученных результатов для возможной последующей коррекции рабочей программы дисциплины с целью повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты оценки уровня теоретической подготовленности показали, что опрашиваемые в целом справились с предложенным заданием. Количество правильных ответов составляет 67%. Средняя оценка в группе — 3,5 балла. Разница в результатах 3-го и 4-го курса незначительная: на 3-м курсе средняя оценка — 3,6 балла (68% правильных ответов), на 4-м — 3,4 балла (66% правильных ответов). Вопросы тестирования по материалу раздела «Подвижные игры» условно можно разделить на три блока [12], что позволяет более детально проанализировать направленность сформированных знаний и выявить имеющиеся в них пробелы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Верные и неверные ответы студентов 3-го и 4-го курсов ВГАС на тестовые вопросы, распределенные по трем теоретическим блокам содержания учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»)
Figure 1 - Correct and incorrect responses of students of the 3rd and 4th years of VSAS to test questions distributed in three theoretical blocks of the content of the educational discipline «Theory and methods of teaching basic sports: sports and active games» (section «Active games»)
В первый блок вошли вопросы по основам теории и методики применения подвижных игр в занятиях физической культурой и спортом. На них было получено в среднем 69% правильных ответов. Студенты 4-го курса справились немного лучше. Их результат на 2% выше, чем у студентов 3-го курса. Детализация результатов тестирования показывает, что из вопросов первого блока наибольшее затруднение у студентов вызвали четыре вопроса. Так, 84% тестируемых не смогли правильно
ответить, в какой части урока по физической культуре можно проводить подвижные игры. 89% неверно указали, что является обязательным (принципиальным) в определении подвижной игры как разновидности физического упражнения. Не смогли соотнести рекомендации по проведению подвижной игры с возрастом занимающихся 79% студентов. 68% неверно ответили на вопрос о факторах, лежащих в основе истории появления подвижных игр.
Рисунок 2 - Детализация результатов тестирования методической подготовленности студентов 3-4-го курсов ВГАС по материалу раздела «Подвижные игры»
Figure 2 - Detailing the results of the methodological preparedness of 3rd-4th year students of VSAS according to the material of the section «Active games»
Второй блок был составлен из вопросов по методике и организации подвижных игр на занятиях физической культурой и спортом. На них было получено в среднем 70% правильных ответов. С вопросами данного блока студенты 3-го курса справились несколько лучше студентов 4-го. Результаты составили 73% и 67% соответственно. Наибольшие затруднения вызвали два вопроса: 69% студентов не сумели указать, на каком минимальном расстоянии от препятствий (стена, забор, другие предметы) должны быть линии границ площадки для проведения подвижных игр; 54% не справились с вопросом о признаках, по которым группируются подвижные игры. Третий блок отражал вопросы организации соревнований по подвижным играм. На них был получен наиболее низкий процент правильных ответов — в среднем 52%. Результат студентов 3-го курса составил 44%, 4-го — 60%. Вторым этапом исследования была оценка методической подготовленности студентов ВГАС. Согласно результатам тестирования, максимально полно и безошибочно не ответил ни один из опрошенных. Итоговый балл в выборке варьируется в диапазоне от 14 до 26 и в среднем составляет 19,3 балла (65%) из 30 максимально возможных. Причем между результатами студентов 3-го и 4-го курсов также практически нет различий: на 3-м курсе средний балл составил 19,2, диапазон — 14-26 баллов, средний процент правильных ответов — 65%; на 4-м курсе — средний балл — 19,4; диапазон — 15-25 баллов, средний процент правильных ответов — 65%. Количество полностью раскрытых подвопросов (оцениваемых в 2 балла) в среднем соответствует 45%; количество частично раскрытых подвопросов (оцениваемых в 1 балл) — 40%; количество нераскрытых подвопросов (оцениваемых в 0 баллов) - 15%.
Детализация результатов тестирования студентов (рисунок 2) показывает, что первый подво-прос, в котором требовалось назвать, к какому типу, согласно классификации, относится подвижная игра, смогли полностью раскрыть 79% студентов. Форму организации занятия, подходящую для конкретной игры, верно указали12% опрошенных; 74% раскрыли этот вопрос не полностью или с ошибками. Полную характеристику моторной плотности игры представили 100% студентов 3-го курса и 80% — 4-го курса. Верно указали целесообразное место проведения подвижной игры с учетом времени года 69% опрошенных. 52% точно указали подходящий для игры возраст занимающихся. 67% студентов 3-го курса и 80% 4-го курса точно указали вид дви-
жений, выполняемых в ходе игры. Подвопрос о формируемых в ходе игры двигательных навыках полностью раскрыли 56% студентов 3-го курса и ни один из студентов 4-го курса; частично с ним справились 51% опрошенных; остальные 21% указанный аспект не раскрыли. Формируемые в ходе игры физические качества правильно указали 44% студентов 3-го курса и 60% студентов 4-го курса. Верно указали место подвижной игры в соответствии с частями занятия 28% протестированных; 29% раскрыли подвопрос не полностью; остальные 43% не ответили на него. С вопросом о подготовке инвентаря справились 53% студентов. Правильно пояснили расположение играющих и место руководителя на площадке 56% студентов 3-го курса и 20% — 4-го курса. Последовательность игры наиболее полно смог разъяснить только один студент 3-го курса; 62% студентов 3-4-го курсов ответили на подвопрос частично; остальные 28% не справились с ним. Детально изложили способы выделения водящего / капитана и распределения на команды 21% опрошенных. Безошибочно разъяснили параметры дозирования нагрузки в ходе подвижной игры 21% протестированных; 52% допустили неточности; 32% с подвопросом не справились. О подведении итогов игры грамотно рассказали 32% студентов.
Оценка практической подготовленности студентов проводилась по двум критериям — разработке конспекта урока для общеобразовательной школы по разделу «Подвижные игры» и последующему практическому проведению урока (фрагмента урока) в соответствии с подготовленным конспектом [11].
Результаты комплексной оценки конспекта урока показали, что максимально качественно с заданием не справился ни один из студентов. Итоговый балл в выборке в среднем составляет 16,7 балла (56%) из 30 возможных. Студенты 3-го курса справились с заданием незначительно лучше: средний балл составил 17,9 (60%), диапазон — 13-24 балла. У студентов 4-го курса средний балл — 15,6 (52%), диапазон — 11-22 балла. Количество позиций, свидетельствующих о полном соответствии оцениваемому критерию (оцениваемых в 2 балла), в среднем соответствует 28%; количество позиций с недостатками (оцениваемых в 1 балл) — 63%; количество нераскрытых или представленных с грубыми ошибками (оцениваемых в 0 баллов) — 9%.
Из детализации полученных результатов видно, что с оформлением конспекта согласно всем требованиям справились лишь 28% студентов (рисунок 3).
Рисунок 3 - Детализация результатов комплексной оценки конспекта урока, разработанного студентами 3-4-го курсов ВГАС, по материалу раздела «Подвижные игры»
Figure 3 - Detailing the results of a comprehensive assessment of the lesson summary developed by 3rd-4th year students of VSAS, based on the material of the section «Active games»
С постановкой общих задач урока справились 39% студентов. Задачи полностью раскрыты и грамотно сформулированы у 22% студентов 4-го курса и 56% студентов 3-го курса. Полное описание необходимого инвентаря и оборудования представлено в 61% конспектов. Верно
указали место проведения урока и контингент занимающихся 28%. При этом ни один студент 3-го курса не заработал за этот критерий 2 балла. У 11% данный критерий не был отображен в конспекте. Постановка частных задач урока вызвала затруднения у студентов обоих курсов.
Рисунок 4 - Детализация результатов комплексной оценки самостоятельного проведения фрагмента урока студентами 3-4-го курсов ВГАС по материалу раздела «Подвижные игры»
Figure 4 - Detailing the results of a comprehensive assessment of a lesson fragment conducted by 3rd-4th year students of VSAS, based on the material of the section «Active games»
У 89% они представлены с отдельными недостатками. Решение общих образовательных задач в основном раскрыто через частные задачи у 61% студентов. Грамотно описали необходимые средства (их достаточность, соответствие задачам, возрасту, технике безопасности и т.п.) 22% студентов. Остальные за данный критерий получили по 1 баллу.
Распределение средств по частям урока выстроено логично, грамотно и в соответствии с задачами у 33% студентов 4-го курса и 56% — 3-го курса. У остальных данный аспект представлен с ошибками. С подбором дозировки нагрузки и правильным ее оформлением справился лишь один студент 4-го курса. Остальные в полном объеме с этой задачей не справились. Описание методических приемов обучения, воспитания, организации полностью представлено у 11% студентов. Отдельные недостатки отмечены у 79% студентов 4-го курса и 100% студентов 3-го курса. Целесообразное соотношение частей урока по продолжительности представлено в 22% конспектов. В 72% конспектов данный аспект представлен с недостатками. Общая и моторная плотность урока в основном соответствует поставленным задачам у 89% студентов (100% студентов 4-го курса и 78% — 3-го курса). По 2 балла за наличие графической записи упражнений и игр получили 100% студентов 3-го курса. Ни у одного из студентов 4-го курса данный критерий в конспекте отображен не был. Представленные конспекты были выполнены без орфографических ошибок и терминологически грамотно у 61% студентов.
В ходе самостоятельного проведения фрагмента урока по представленному конспекту оценивалась способность студентов применять полученные знания и умения на практике. Полученные данные свидетельствуют, что студенты справились с этим заданием на 60%.Средний балл в выборке составляет 27,6 из 46 возможных. Показатели студентов 3-го курса также несколько выше (28,3 балла), чем у студентов 4-го (27 баллов). Наиболее полно были реализованы следующие критерии: корректность поведения и соблюдение техники безопасности — 78%; внешний вид и манера держаться — 61%; поддержание дисциплины — 56%. Из детализации результатов видно (рисунок 4), что уверенность и командный голос были оценены в 2 максимальных балла у 28% студентов, в 1 балл — у 61%. С грамотной подачей команд и правильным подсчетом безошибочно справились 39%. Правильное местоположение и ракурс для показа выбрали 72% студентов. Собственный показ упражнений безошибочно применили 50% студентов. «Зеркальный» показ использова-
ли 100% студентов 3-го курса и 66% студентов 4-го курса. Точность и детальность объяснений была реализована студентами обоих курсов в диапазоне от 50% до 90%. Более высокую терминологическую грамотность показали студенты 4-го курса. Со своевременностью исправления ошибок возникли затруднения у студентов обоих курсов. В полном объеме с реализацией данного критерия справились лишь 17% студентов. С подбором необходимых средств студенты 3-го курса справились на 30% лучше. В среднем с реализацией данного критерия справились 50% студентов. Не возникло существенных затруднений и при определении порядка реализации средств в уроке. В полной мере этот критерий был реализован у 56% студентов. Грамотно подобрать методы и методические приемы в ходе проведения занятия смогли 33%. Справились с точностью дозирования нагрузки около 67% студентов. Однако следует отметить, что ни один студент 4-го курса не смог реализовать данный критерий в полном объеме. По критерию оценки общей и моторной плотности урока более высоко были оценены студенты 3-го курса: 22% получили по 2 балла, 56%
— по 1 баллу. Получивших за этот критерий 2 балла на 4-м курсе не было; 1 балл получили 56% студентов; 0 баллов — 44%. Грамотное соотношение продолжительности частей урока продемонстрировали 17% студентов; 72% реализовали критерий с некоторыми неточностями. Со своевременным завершением урока справились все студенты. Своевременно подготовили и эффективно использовали инвентарь около 30% студентов. 70% реализовали критерий в диапазоне от 50% до 90%, получив 1 балл. С решением задач урока справились в полном объеме по 22% студентов на каждом курсе. У остальных критерий реализован с небольшими недочетами. У всех студентов проведенный фрагмент урока соответствовал представленному конспекту: 44% — полное соответствие; 56% — с некоторыми неточностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение результатов тестирования профессиональной подготовленности студентов 3-4-го курсов ВГАС, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (раздел «Подвижные игры»)» позволяет сделать следующие выводы:
— уровень профессиональной подготовленности студентов по исследуемой дисциплине оценивается как удовлетворительный, заметной разницы между студентами 3-го и 4-го курсов не наблюдается;
— наибольшее количество затруднений связано с организационно-методическими аспектами применения подвижных игр в физкультурных занятиях с различным контингентом занимающихся, с проведением соревнований по подвижным играм и с практической реализацией педагогической работы.
В связи с изложенным в ходе коррекции рабочей программы учебной дисциплины целесообразно:
1) пересмотреть (дополнить и расширить) теоретический раздел дисциплины: добавить исторический аспект во вводную лекцию по основам теории и методики подвижных игр; более детально и глубоко проработать материал по организации и проведению подвижных игр с различным контингентом занимающихся, а также по организации и проведению соревнований;
2) включить в содержание рабочей программы для закрепления пройденного материала в рамках
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксарина, И.Ю. Профессиональная подготовленность специалиста по физической культуре и спорту / И.Ю. Аксарина // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 1-1 (44). С. 99-101.
2. Востребованность в специалистах физической культуры и спорта с учетом показателей кадрового обеспечения отрасли / С.А. Воробьев, М.Ю. Щенникова, Н.А. Брейдер и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 8. С. 104-106.
3. Горелов, А.А. Применение теоретических методов в научных исследованиях в сфере физической культуры и спорта / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Р. Яхонтов, Е.Б. Качалина // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2019. №4, С. 32-42.
4. Румба, О.Г. О пересмотре содержания физкультурного образования в контексте сопряжения преемственности его исторического развития с актуальными запросами времени / О.Г. Румба, А.В. Сысоев // Известия Российской академии образования. - 2021. № 1-2 (54). - С. 49-62.
5. Сысоев, А.В. Сопоставление взглядов руководителей и специалистов сферы физической культуры и спорта Воронежской области на реалии и перспективы подготовки физкультурных кадров для региона / А.В. Сысоев, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева, Е.Н. Ирхина, Д.И. Войтович // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 33-45.
6. Сысоев, А.В. Сопоставление специфики физкультурно-спортивной деятельности некоторых категорий населения Воронежской области /А.В. Сысоев, Д.И. Войтович, Е.Н. Ирхина, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева // Мир образования - образование в мире. 2022. № 1 (85). С. 88-104.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: приложение к при-
REFERENCES
1. Aksarina I.Yu. Professional preparedness of a specialist in physical culture and sports. Bulletin of Ugra State University, 2017, no 1-1 (44), pp. 99-101.
2. Vorobyev S.A., Schennikova M.Yu., Breuder N.A. et al. Demand in specialists in physical culture and sports, taking into account the indicators of staffing of the industry.
часов самостоятельной работы студентов следующие задания: разработку Положения о проведении соревнований по подвижным играм (с учетом контингента); конспект проведения учебного занятия с включением подвижных игр во все части урока; подготовку презентации с подбором подвижных игр и конкретизацией методики их проведения в зависимости от возраста занимающихся и формы проведения занятия (во внеурочное время, во внешкольной работе, в занятиях спортом и т.д.);
3) разработать и включить в содержание основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат) учебную дисциплину «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (в категории дисциплин по выбору либо элективных дисциплин).
казу Министерства образования и науки Российской Федерации № 940 от 19 сентября 2017 г. [ Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://base.garant.ru/71788814/53f89421 bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 06.08.2022).
8. Щенникова, М. Ю. Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 344-350.
9. Щенникова, М. Ю. Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова, В. Ф. Костюченко, Т. М. Овсюк // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 329-339.
10. Щенникова, М. Ю. Формирование отрасли профессиональной деятельности как фактор развития высшего образования в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова // Мир науки, культуры, образования.
- 2019. - № 5 (78). - С. 151-154.
11. Gu, X. Understanding children's physical activity and health-related quality of life: an expectancy-value approach / X. Gu // Advances in Physical Education, 2017.
- Vol. 7, № 2. - P. 140-155.
12. Sam K.L., Chu S.S.W., Smith A.W. Physical Education under the New Curriculum Reform in Hong Kong: Current Political Situation of School Physical Education
- Режим доступа: https://www.researchgate.net/publi-cation/260417176_Physical_Education_under_the_new_ curriculu (дата обращения 30.08.2018).
13.Vorobyev S.A., Shchennikova M.Y., Breider N.A., Mairygin M.S., Shchennikov A.N. Physical Education and Sports Sector Specialists: Supply and Demand Situation Analysis and Forecast / Theory and Practice of Physical Culture. 2021. № 8. С. 59-61.
Theory and practice of physical training, 2021, no 8, pp. 104-106.
3. Gorelov A.A., Rumba O.G., Yakhontov E.R., Kachalina E.B. Application of theoretical methods in scientific research in the field of physical culture and sports. New in psychological and pedagogical research, 2019, no 4, pp. 32-42.
4. Rumba O.G., Sysoev A.V. On revising the content of physical education in the context of combining the continuity of its historical development with the current demands of the time. Proceedings of the Russian Academy of Education, 2021, no 1-2 (54), pp. 49-62.
5. Sysoev A.V., Markina V.B., Tatarintseva I.A., Irkhina E.N., Voy-tovich D.I. Comparison of views of managers and specialists of physical culture and sports in Voronezh region on realities and prospects of training physical culture personnel for the region. Physical culture and health, 2022, no 1 (81), pp. 33-45.
6. Sysoev A.V., Voytovich D.I., Irkhina E.N., Markina V.B., Tatarintseva I.A. Comparison of specifics of physical culture and sports activities of some categories of population in Voronezh Region. Education World - Education in the World, 2022, no 1 (85), pp. 88-104.
7. Federal State Educational Standard of Higher Education -Bachelor's Degree in the field of training 49.03.01 Physical Education: Annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 940 of September 19, 2017. [Electronic resource]. - Access mode: https:// base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4dd b4c33/ (accessed 06.08.2022).
8. Shchennikova M.Yu. The concept of optimizing the development of higher education system in the field of physical
culture and sports. Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft, 2019, no 9 (175),pp. 344-350.
9. Shchennikova M.Yu., Kostyuchenko V.F., Ovsyuk T.M. Professional
education and system of professional qualifications in the field of physical culture and sports. Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft, 2018, no 3 (157), pp. 329-339.
10. Shchennikova M.Yu. Formation of professional activity branch as a factor of higher education development in the field of physical culture and sports. The World of Science, Culture, Education, 2019,no 5 (78),pp. 151-154.
11.Gu, X. Understanding children's physical activity and health-related quality of life: an expectancy-value approach / X. Gu // Advances in Physical Education, 2017. - Vol. 7, № 2. -P. 140-155.
12.Sam K.L., Chu S.S.W., Smith A.W. Physical Education under the New Curriculum Reform in Hong Kong: Current Political Situation of School Physical Education - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/260417176_ Physical_Education_under_the_new_curriculu (дата обращения 30.08.2018).
13.Vorobyev S.A., Shchennikova M.Y., Breider N.A., Mairygin M.S., Shchennikov A.N. Physical Education and Sports Sector Specialists: Supply and Demand Situation Analysis and Forecast / Theory and Practice of Physical Culture. 2021. № 8. С. 59-61.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сысоев Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, ректор; ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта», 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9655-4873. Ирхина Елена Николаевна - старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр; ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта», 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-7229-5141.
Поступила в редакцию 8 августа 2022 г. Принята к публикации 2 сентября 2022 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Сысоев, А.В. Оценка профессиональной подготовленности студентов Воронежской государственной академии спорта по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры) / А.В. Сысоев, Е.Н. Ирхина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 106-115. 001: 10.36028/2308-88262022-10-3-106-115
FOR CITATION
Sysoev A.V., Irkhina E.N. Аssessment of professional preparedness of students of the Voronezh state academy of sports in the discipline «Theory and methods of teaching basic sports: sports and active games» (section «Active games»), 2022, vol. 10, no.3, pp. 106-115 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-88262022-10-3-106-115