Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В БАЗОВЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА'

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В БАЗОВЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ / БАЗОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губа Д.В., Зайнетдинов М.В., Родин А.В., Плешаков А.А., Антипов А.В.

Цель исследования - определить сформированность компетенций в процессе освоения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта» (Спортивные и подвижные игры) при подготовке бакалавров по направлению «Спорт» и предложить пути совершенствования образовательного процесса. Методика и организация исследования. Эксперимент заключался в оценке сформированности компетенций в результате освоения программного материала, который был переработан и адаптирован к подготовке тренеров в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт». Результаты исследования и выводы. В процессе освоения программного материала дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (Спортивные и подвижные игры)» у бакалавров основные трудности возникают с формированием общепрофессиональных компетенций. В этой связи, одним из наиболее перспективных направлений решения этой проблемы является пересмотр рабочих программ и содержания занятий, которые отвечали бы современным условиям и требованиям подготовки бакалавров по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губа Д.В., Зайнетдинов М.В., Родин А.В., Плешаков А.А., Антипов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' BASIC SPORTS COMPETENCY TESTS WITHIN PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM

Objective of the study was to test vocational sports competences of the sports bachelors majoring in Vocational Sports Training Theory and Practice at sport universities, and offer a Physical Education curriculum update version. Methods and structure of the study. The vocational sports competences testing experiment was designed to rate compliance of the bachelor competences with the new Federal State Education Standard for 49.03.04 Sport discipline. Results and conclusion. The tests of the vocational sports competencies of the sports bachelors majoring in the Vocational Sports Training Theory and Practice at sport universities showed a few drawbacks in the general vocational competences. This was the reason for us to recommend the valid regular Physical Education curricula being updated to improve the training standard in 49.03.04 Sport discipline.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В БАЗОВЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА»

оценка сформированное компетенции в базовых игровых видах спорта при изучении студентами программного материала

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 25.10.2021 г.

Информация для связи с автором: denisguba@rambler.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Губа1, 4 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Зайнетдинов2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин3 А.А. Плешаков4

Доктор педагогических наук, доцент А.В. Антипов5

Фоссийский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва 3Смоленский государственный университет спорта, Смоленск 4Московский политехнический университет, Москва 5Московский государственный областной университет, Мытищи

students' basic sports competency tests within physical education curriculum

PhD, Professor D.V. Guba1, 4 PhD, Associate Professor M.V. Zainetdinov2 PhD, Associate Professor A.V. Rodin3 A.A. Pleshakov4

Dr. Hab., Associate Professor A.V. Antipov5

1 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

2 Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow

3 Smolensk State University of Sports, Smolensk

4 Moscow Polytechnic University, Moscow

5 Moscow State Regional University, Mytishchi

Аннотация

Цель исследования - определить сформированность компетенций в процессе освоения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта» (Спортивные и подвижные игры) при подготовке бакалавров по направлению «Спорт» и предложить пути совершенствования образовательного процесса.

Методика и организация исследования. Эксперимент заключался в оценке сформированности компетенций в результате освоения программного материала, который был переработан и адаптирован к подготовке тренеров в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт».

Результаты исследования и выводы. В процессе освоения программного материала дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (Спортивные и подвижные игры)» у бакалавров основные трудности возникают с формированием общепрофессиональных компетенций. В этой связи, одним из наиболее перспективных направлений решения этой проблемы является пересмотр рабочих программ и содержания занятий, которые отвечали бы современным условиям и требованиям подготовки бакалавров по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт».

Ключевые слова: студенты, программный материал, базовые виды спорта, спортивные и подвижные игры, профессиональные компетенции.

Abstract

Objective of the study was to test vocational sports competences of the sports bachelors majoring in Vocational Sports Training Theory and Practice at sport universities, and offer a Physical Education curriculum update version. Methods and structure of the study. The vocational sports competences testing experiment was designed to rate compliance of the bachelor competences with the new Federal State Education Standard for 49.03.04 Sport discipline. Results and conclusion. The tests of the vocational sports competencies of the sports bachelors majoring in the Vocational Sports Training Theory and Practice at sport universities showed a few drawbacks in the general vocational competences. This was the reason for us to recommend the valid regular Physical Education curricula being updated to improve the training standard in 49.03.04 Sport discipline.

Keywords: students, curriculum, basic sports, team sports, vocational competences.

Введение. Запросы современного общества и практика подготовки высококвалифицированных тренеров по спор-

тивным играм свидетельствуют о ключевой роли дисциплин обязательной части учебного плана в соответствии с тре-

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

бованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт» [7]. Тренерская, педагогическая, организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность является приоритетным направлением, обеспечивающим эффективное решение задач и формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3, 4].

В процессе преподавания дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные и подвижные игры - волейбол, подвижные игры, баскетбол)» преподаватель должен владеть информацией о современном развитии волейбола, баскетбола, сущности подвижной и спортивной игры. Необходимо учитывать современные тенденции техники и тактики игры, а также развития общих и специальных физических качеств и способностей [1, 2, 5, 6].

Цель исследования - определить сформированность компетенций в процессе освоения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта» (спортивные и подвижные игры) при подготовке бакалавров по направлению «Спорт» и предложить пути совершенствования образовательного процесса.

Методика и организация исследования. Эксперимент на базе двух высших учебных заведений спортивного профиля - ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦО-ЛИФК)», (г Москва) и ФГБОУ ВО «Смоленская государственный университет спорта» (г. Смоленск), осуществляющих подготовку бакалавров по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт» с сентября 2021 г В исследовании приняли участие 245 студентов 1-го курса очной формы обучения, которые в соответствии с учебным планом в первом семестре осваивают компетенции таких базовых видов спорта, как баскетбол, волейбол и подвижные игры, которые активно применяются тренерами в различных видах спорта.

Исследование заключалось в оценке сформированности компетенций в результате освоения программного материала, который был переработан и адаптирован к подготовке тренеров в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт».

Основным методом исследования явилось интервьюирование, связанное с оценкой мнения респондентов о сформированности у них универсальных, общепрофессиональ-

Лыжный Спортивные спорт игры

■ РГУФКСМпТ "СГУС Рис. 1. Сформированность универсальных компетенций у бакалавров по направлению «Спорт»

60 50 40 £ 30 20 10

и i i

\ I I I

1111

Лыжный Спортивные спорт игры

Легкая атлетика

Гпмнастпка Плавание

■ РГУФКСМпТ ■ СГУС Рис. 2. Сформированность общепрофессиональных компетенций у бакалавров по направлению «Спорт»

ных и профессиональных компетенций по итогам изучения программного материала: история, техника и тактики игры, физическая подготовка, основы судейства и проведение соревнований, преподавание спортивных и подвижных игр в избранном виде спорта и подготовка спортивного резерва. Полученные результаты позволили определить пути совершенствования образовательного процесса бакалавров по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт».

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам освоения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные и подвижные игры)» установлено, что у бакалавров РГУФКСМиТ и СГУС различных специализаций существенных отличий в контексте сформированности универсальной компетенции «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной деятельности» не наблюдается (рис. 1).

Интервьюирование бакалавров различных специализаций позволило установить, что студенты кафедры спортивных игр РГУФКСМиТ и СГУС при прохождении программного материала по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (Спортивные и подвижные игры)» имеют наибольший процент удовлетворенности в сформированности рассматриваемой универсальной компетенции -89,3 и 92,8 %, соответственно. Студенты специализаций гимнастики и легкой атлетики РГУФКСМиТ - 71,2 и 65,1%% и СГУС - 66,8 и 59,6 %, соответственно, удовлетворены степенью сформированности рассматриваемой универсальной компетенции. Более 50 %% студентов специализации лыжный спорт отмечают, что в процессе изучения программного материала по спортивным и подвижным играм они приобретают навыки для поддержания должного уровня физической подготовленности при осуществлении профессиональной деятельности.

Результаты проведенного исследования показали достаточно малое количество студентов РГУФКСМиТ и СГУС специализации плавания - 23,5 и 17,4 %%, которые удовлетворены степенью сформированности универсальных компетенций в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта» (спортивные и подвижные игры).

Анализ данных рис. 2 свидетельствует, что бакалаврам всех спортивно-педагогических кафедр достаточно сложно овладеть такой общепрофессиональной компетенцией, как «способность планировать содержание занятий в рам-

108

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | МагсГ:

80 70 60 50 # 40 30 20 10

-Шъ-

64^8

Лыжный Спортивные Легкая Гимнастика Плавание спорт игры атлетика

■ РГУФКСМиТ ■ СГУС Рис. 3. Сформированность профессиональных компетенций у бакалавров по направлению «Спорт»

ках сферы спортивной подготовки с учетом положений теории спорта, анатомо-морфологических, физиологических и психических особенностей занимающихся различного пола и возраста», о чем свидетельствуют результаты исследования (рис. 2).

Установлено, что только студенты специализации спортивные игры (более 50 %) удовлетворены степенью сформированности общепрофессиональных компетенций при изучении программного материала по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные и подвижные игры)». Анализ данных интервьюирования показал, что 38,3 % студентов РГУФКСМиТ и 32,1 % СГУС специализации легкая атлетика удовлетворены сформированностью профессиональных компетенций. У студентов специализации лыжный спор и гимнастика эти показатели значительно ниже и составляют у респондентов РГУФКСМиТ - 30,1 и 24,1 %, а у СГУС - 25,9 и 28,2 %, соответственно. У специализации плавание отмечаются самые низкие значения (ниже 10 %).

Исследование показало, что более 50 % студентов РГУФКСМиТ и СГУС четырех специализаций - спортивные игры, гимнастика, лыжный спорт и легкая атлетика - удовлетворены сформированностью профессиональной компетенцией «способность применять в тренировочном процессе педагогически оправданные средства, методы, приемы, формы обучения и воспитания». Эти значения практически соответствуют универсальным и значительно превосходят общепрофессиональные компетенции (рис. 3).

Студенты специализации плавание двух рассматриваемых университетов имеют низкие значения (до 20 %) удовлетворенности сформированностью рассматриваемой профессиональной компетентностью по итогам освоения программного материала дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные и подвижные игры)».

В процессе освоения программного материала дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные и подвижные игры)» у бакалавров основные трудности возникают с формированием общепрофессиональных компетенций. В этой связи, одним из наиболее перспективных направлений решения этой проблемы является пересмотр рабочих программ и содержания занятий, которые отвечали бы современным условиям и требованиям подготовки бакалавров по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт».

Вывод. Качество современной подготовки тренеров в избранном виде спорта определяется программно-нормативным и методическим обеспечением дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта «Спортивные и подвижные игры», которая в полной мере обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлению 49.03.04 «Спорт».

Литература

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 5. С. 108.

2. Губа В.П., Родин А.В. Профессия тренер как потенциал эксклюзивного спортивного образования в профильных университетах и академиях (на примере игровых видов спорта) // Спортивно-педагогическое образование. 2020. № 4. С. 38-44.

3. Губа В.П. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста по спортивным играм // Материалы IV круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 30-36.

4. Медведева Е.Н., Айзятуллова Г.Р., Сахарнова Т.К. Компетентностный подход к обучению в физкультурном вузе // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2018. № 4 (26). С. 135-142.

5. Проблемные аспекты дистанционного преподавания специальных спортивных дисциплин в вузе в условиях ограничения жизнедеятельности / А.В. Родин, Д.В. Губа, В.П. Губа и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 6. С. 74-76.

6. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина и др. М., 2014. 270 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 Спорт. Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. № 886. Режим доступа: https://base.garant.ru/72894448/53f89421 bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

References

1. Burtsev V.A., Burtseva E.V., Chapurin M.N. Razvitie konativnogo kom-ponenta sportivnoy kultury studentov v protsesse sportivnoy deyatel-nosti [Integral assessment of children's playing talent at preliminary stage of sports qualification]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 5. P. 108.

2. Guba V.P., Rodin A.V. Professiya trener kak potentsial eksklyuzivnogo sportivnogo obrazovaniya v profilnykh universitetakh i akademiyakh (na primere igrovykh vidov sporta) [Profession of coach as potential of exclusive sports education in specialized universities and academies (case study of team sports)]. Sportivno-pedagogicheskoe obra-zovanie. 2020. No. 4. pp. 38-44.

3. Guba V.P. Kompetentnostny podkhod v podgotovke sovremen-nogo spetsialista po sportivnym igram [Competency-building approach in training of modern sports games specialist]. Proc. iV round table of the Scientific Council on Physical Culture and Sports of the Department of Education and Culture of the Russian Academy of Education: Proc. International res.-practical. Conf.. M., 2021. pp. 30-36.

4. Medvedeva E.N., Ayzyatullova G.R., Saharnova T.K. Kompetentnostny podkhod k obucheniyu v fizkulturnom vuze [Competency-building approach to teaching in sports university]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. 2018. No. 4 (26). pp. 135-142.

5. Rodin A.V., Guba D.V., Guba V.P. et al. Problemnyie aspekty distan-tsionnogo prepodavaniya spetsialnykh sportivnykh distsiplin v vuze v usloviyakh ogranicheniya zhiznedeyatelnosti [Problems of distance learning under special sports disciplines at physical education universities during pandemic]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka. 2020. No. 6. pp. 74-76.

6. Makarov Y.M., Lutkova N.V., Minina L.N. et al. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta. Podvizhnye igry [Theory and methods of teaching basic sports. Outdoor games]. Textbook. M., 2014. 270 p.

7. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.04 Sport. Utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 25 sentyabrya 2019 # 886 [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in 49.03.04 Sports. Approved by order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated September 25, 2019 No. 886]. Available at: https://base.garant.ru/72894448/53f89 421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.