СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 01.12.2021 г.
©
i
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин1 В.Г. Хусточкин1 Е.П. Раскита1 О.Н. Плескачева1
1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
SPORTS AND OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF EFFiCiENT PREPARATION OF STUDENTS TO PASS GTO STANDARDS
PhD, Associate Professor N.V. Ryzhkin1 V.G. Khustochkin1 E.P. Raskita1 O.N. Pleskacheva1
1 Don State Technical University, Rostov-on-Don
Аннотация
Цель исследования - обосновать применение средств спортивных и подвижных игр в физическом воспитании студентов технического вуза для эффективного выполнения нормативов ВФСК «ГТО». Методика и организация исследования. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 1-2-го курсов очной формы обучения Донского государственного технического университета в составе 128 человек различных технических специальностей. В содержание учебной программы по дисциплине «Физическое воспитание» были включены специальные тренировочные средства баскетбола и волейбола, а также подвижные игры с элементами рассматриваемых спортивных игр, направленные на акцентированное развитие физических качеств и способностей, позволяющих повысить уровень двигательной подготовленности студентов. В процессе занятий осуществлялся анализ выполнения нормативов ВФСК «ГТО». Результаты исследования и выводы. После завершения эксперимента у студентов отмечается достоверное увеличение всех исследуемых показателей в тестах (бег на 100 м, бег на 3000 м, подтягивание из виса на высокой перекладине, прыжок в длину с места толчком двух ног, поднимание туловища из положения лежа на спине, плавание на 50 м). Полученные результаты исследования подтвердили высокую эффективность интеграции средств спортивных и подвижных игр в учебную программу дисциплины «Физическое воспитание» студентов технического вуза, способствующей выполнению мужчинами и женщинами нормативов ВФСК «ГТО» на золотой знак.
Ключевые слова: студенты, технический вуз, физическое воспитание, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»), спортивные и подвижные игры, средства подготовки.
Abstract
Objective of the study was to substantiate the use of means of sports and outdoor games in the physical education of students of a technical university for the effective implementation of the standards of the VFSK "GTO". Methods and structure of the study. The pilot study involved 1-2 year full-time students of the Don State Technical University, consisting of 128 people of various technical specialties. The content of the curriculum for the discipline "Physical Education" included special basketball and volleyball training tools, as well as outdoor games with elements of the sports games under consideration, aimed at the accentuated development of physical qualities and abilities, allowing to increase the level of students' motor fitness. In the process of training, an analysis was made of the implementation of the standards of the VFSK "GTO". Results and conclusions. After the completion of the experiment, the students showed a significant increase in all the studied indicators in the tests (running for 100 m, running for 3000 m, pulling up from a hang on a high bar, long jump from a place with a push of two legs, lifting the body from a supine position, swimming on 50 m). The results of the study confirmed the high efficiency of integrating the means of sports and outdoor games into the curriculum of the discipline "Physical Education" of students of a technical university, which contributes to the fulfillment by men and women of the standards of the VFSK "GTO" for a gold badge.
Keywords: students, technical university, physical education, All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK "GTO"), sports and outdoor games, training aids.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Занятия физической культурой и спортом в вузе предусматривают применение широкого спектра различных видов спорта и средств с целью гармоничного развития личности студента, повышения двигательной активности, укрепления здоровья, а также выполнения нормативов ВФСК «ГТО» [2, 4, 6].
Спортивные и подвижные игры в системе физического воспитания технических вузов представлены такими видами спорта, как: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и т. д. Применение их на занятиях по физической культуре обеспечивает не только совершенствование спортивного мастерства в избранном виде спорта, но и качественную
подготовку студентов для эффективного выполнения нормативов ВФСК «ГТО» [1, 3, 5].
Цель исследования - обосновать применение средств спортивных и подвижных игр в физическом воспитании студентов технического вуза для эффективного выполнения нормативов ВФСК «ГТО».
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в 2020-2021 гг. на базе ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (г Ростов-на-Дону). В исследовании приняли участие 128 студентов 1-2-го курсов очной формы обучения различных технических специальностей. В содержание учебной программы
74
http://www.teoriya.ru
№5^ 2022 Май | May
Динамика выполнения нормативов ВФСК «ГТО» студентами-мужчинами и студентами-женщинами 18-24 лет технического вуза в процессе интеграции средств спортивных и подвижных игр в физическом воспитании, Х± Э
Категория испытаний (тестов) Тесты Этап эксперимента
ДЭ ПЭ
муж. жен. муж. жен.
Обязательные Бег на 100 м, с 14,3±0,8 17,2±1,0 13,2±0,5 16,2±0,5
Бег на 3000 м, мин, с 14,15±0,15 13,20±0,25 12,10±0,10 10,45±0,15
Подтягивание из виса на высокой перекладине, количество раз 8,3±0,4 9,4±0,7 9,9±0,3 11,5±0,8
По выбору Прыжок в длину с места толчком двух ног, количество раз 207,4±13,5 173,2±11,7 237,3±10,1 201,2±9,9
Поднимание туловища из положения лежа на спине, количество раз за 1 мин 31,4±3,8 33,7±3,0 43,4±3,3 42,1±3,4
Плавание на 50 м, мин, с 0,58±0,5 1,20±0,10 0,52±0,5 1,05±0,5
Примечание: ДЭ - до эксперимента; ПЭ - после эксперимента.
по дисциплине «Физическое воспитание» были включены специальные тренировочные средства баскетбола и волейбола, а также подвижные игры с элементами рассматриваемых спортивных игр, направленные не только на совершенствование технико-тактического мастерства, но и акцентированное развитие физических качеств и способностей, позволяющих повысить уровень двигательной подготовленности студентов. В процессе занятий осуществлялся анализ выполнения нормативов ВФСК «ГТО» (VI ступень - возрастная группа от 18 до 24 года), который позволил оценить эффективность применения средств спортивных и подвижных игр в физическом воспитании студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. До начала формирующего педагогического эксперимента показатели выполнения обязательных испытаний и по выбору у студентов обоего пола соответствовали бронзовому знаку, а в некоторых тестовых заданиях (подтягиваниеиз виса на высокой перекладине и лежа на низкой перекладине 90 см, бег 2000 м, прыжок в длину с места толчком двух ног, поднимание туловища из положения лежа на спине) испытуемым не удавалось выполнить контрольные нормативы (см. таблицу). Результаты исследования свидетельствуют, что современные студенты технического вуза обладают достаточно низким уровнем двигательной подготовленности, оцениваемой по нормативам ВФСК «ГТО».
В конце эксперимента полученные данные выполнения тестов студентами, как мужчинами, так и женщинами, продемонстрировали достоверное увеличение по всем измеряемым показателям (см. таблицу).
Полученные результаты подтверждают высокую эффективность интеграции средств спортивных и подвижных игр в учебную программу дисциплины «Физическое воспитание» студентов технического вуза, способствующих выполнению мужчинами и женщинами нормативов ВФСК «ГТО» на золотой знак.
Вывод. Активное применение на занятиях по физической культуре и спорту в техническом вузе спортивных и подвижных игр способствует повышению уровня двигательной подготовленности студентов, что позволяет успешно выполнять нормативы ВФСК «ГТО» на золотой знак. В этой связи можно рекомендовать преподавателям и тренерам высших учебных заведений более активно применять в работе игровые виды спорта, которые дают существенный эффект не только в совершенствовании спортивного мастерства, но и положительно отражаются на физической подготовленности и укреплении здоровья, тем самым обеспечивая гармоничное развитие личности студентов технических вузов.
Литература
1. Антипов, А.В. Влияние спортивных и подвижных игр на выполнение детьми нормативов комплекса ГТО / А.В. Антипов, В.А. Иванов, Е.В. Шустова и др. // Теория и практика физ. культуры. -2021. - № 11. - С. 105-107.
2. Герега, Н.Н. Программно-методическое обеспечение подготовки студентов к выполнению норм ГТО на основе применения веб-портала / Н.Н. Герега // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 3. - С. 110.
3. Любарская, Э.В. Анализ физического развития у студентов в рамках выполнения ВФСК ГТО на примере ВСГУТУ / Э.В. Любарская // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 1. - С. 61-66.
4. Раскита, Е.П. Воспитание студенческого спорта в Российской Федерации / Е.П. Раскита, В.Г. Хусточкин // Высокие технологии и инновации в науке: сб. тр. конф. (Санкт-Петербург, 28 января 2021 г.). - СПб., 2021. - С. 55-57.
5. Рыжкин, Н.В. Комплекс ГТО как основа физического воспитания в высших учебных заведениях / Н.В. Рыжкин, Т.И. Тумасян, О.Ю. Бровашова и др. // Культура физическая и здоровье. -2021. - № 1 (77). - С. 72-76.
6. Солодников, А.В. Анализ результатов выполненных упражнений из ВФСК ГТО сборных команд вузов г. Смоленска / А.В. Солод-ников, В.П. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 6. - С. 53-58.
References
1. Antipov A.V., Ivanov V.A., Shustova E.V. et al. Vliyanie sportivnyh i podvizhnyh igr na vypolnenie detmi normativov kompleksa GTO [Influence of sports and outdoor games on the fulfillment by children of the standards of the GTO complex]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 11. pp. 105-107.
2. Gerega N.N. Programmno-metodicheskoe obespechenie podgotovki studentov k vypolneniyu norm GTO na osnove primeneniya veb-portala [Software and methodological support for preparing students for the implementation of the GTO norms based on the use of a web portal]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 3. p. 110.
3. Lyubarskaya E.V. Analiz fizicheskogo razvitiya u studentov v ramkah vypolneniya VFSK GTO na primere VSGUTU [Analysis of the physical development of students in the framework of the implementation of the VFSK GTO on the example of East Siberian State University of Technology and Management(ESGUTU)]. Vestnik sportivnoj nauki. 2021. No. 1. pp. 61-66.
4. Raskita E.P., Khustochkin V.G. Vospitanie studencheskogo sporta v Rossijskoj Federacii [Education of student sports in the Russian Federation]. Vysokie tekhnologii i innovacii v nauketnik sportivnoj nauki [High technologies and innovations in science]. Proceedings conf. (St. Petersburg, January 28, 2021). St. Petersburg, 2021. pp. 55-57.
5. Ryzhkin N.V., Tumasyan T.I., Brovashova O.Yu. et al. Kompleks GTO kak osnova fizicheskogo vospitaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [GTO complex as a basis for physical education in higher educational institutions]. Kultura fizicheskaya i zdorove. 2021. No. 1 (77). pp. 7276.
6. Solodnikov A.V., Guba V.P. Analiz rezultatov vypolnennyh uprazhnenij iz VFSK GTO sbornyh komand vuzov g. Smolenska [Analysis of the results of the exercises performed from the VFSK GTO of the combined teams of universities in Smolensk]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2019. No. 6. pp. 53-58.
№5 • 2022 Май | May
http://www.teoriya.ru