Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ГИМНАСТИКА / НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / СТУДЕНТЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев А.В., Татаринцева И.А.

Цель исследования оценить эффективность внесенных изменений в содержание рабочей программы учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» (далее - ТиМОБВС (гимнастика)), реализуемой в подготовке студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2020-2022 гг. в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС) и включало два этапа. На первом этапе в конце 2020-21 уч.г. была оценена профессиональная подготовленность студентов 1 -го курса ВГАС (n=19) по результатам освоения ими учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) согласно исходному варианту рабочей программы. На втором этапе исследования в конце 2021-22 уч.г. была оценена профессиональная подготовленность студентов 1-го курса ВГАС (n=26) по результатам освоения ими учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) согласно скорректированному варианту рабочей программы. Изменения в программу были внесены на основании данных, полученных на первом этапе исследования. В качестве основных методов исследования были использованы: педагогический эксперимент, тестирование, контрольные испытания, математико-статистическая обработка данных, анализ, обобщение, систематизация. Результаты исследования. По результатам оценки профессиональной подготовленности студентов 1-го курса ВГАС в конце 2020-21 уч.г. уровень их теоретической и практической подготовленности по учебной дисциплине ТиМОБВС (гимнастика) был оценён как удовлетворительный, уровень методической подготовленности - как низкий. Детализация полученных в ходе тестирования данных позволила обосновать ключевые направления коррекции рабочей программы, суть которых состоит в следующем: перераспределение учебных часов по видам занятий и графику прохождения дисциплины; дополнение содержания и форм представления учебного материала (включая интерактивные); конкретизация и регламентация самостоятельной работы студентов; разработка методического сопровождения дистанционного освоения фрагментов дисциплины; детализация контроля усвоения знаний (включая выполнение заданий в часы самостоятельной работы студента). Результаты оценки профессиональной подготовленности студентов 1-го курса ВГАС в конце 2021-22 уч.г. показали эффективность внесённых корректировок. Вместе с тем, сохранение нескольких недостаточно сформированных аспектов подготовленности студентов обозначило перспективы дальнейшего совершенствования программы по учебной дисциплине ТиМОБВС (гимнастика). Заключение. Проведённое исследование показало перспективность применённого подхода к коррекции рабочей программы учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика), реализуемой в подготовке студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», и обозначило направление дальнейшей педагогической работы в данном проблемном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев А.В., Татаринцева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE CONTENT OF THE WORK PROGRAM OF THE ACADEMIC DISCIPLINE "THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING THE BASIC KINDS OF SPORTS (GYMNASTICS)" FOR THE DIRECTION OF TRAINING 49.03.01 "PHYSICAL TRAINING", PROFILE "PHYSICAL EDUCATION"

The purpose of the research is to evaluate the effectiveness of the changes made in the content of the work program of the academic discipline "Theory and methodology of teaching the basic kinds of sports (Gymnastics)" (hereinafter - TMTBKS (Gymnastics)), implemented in the preparation of students in the direction 49.03.01 "Physical Training", profile "Physical Education". Methods and organization of the research. The research was done in 2020-2022 at the Voronezh State Academy of Sports (hereinafter - VSAS) and included two stages. At the first stage at the end of the 2020-21 the professional competence of 1st year students of the VSAS (n= 19) was assessed based on the results of their mastering of the academic discipline TMTBKS (Gymnastics) according to the original version of the work program. At the second stage of the research at the end of the 2021-22 the professional competence of the 1st year students of the VSAS (n=26) was assessed based on the results of mastering of the academic discipline TMTBKS (Gymnastics) according to the adjusted version of the work program. Changes to the program were made based on the data obtained at the first stage of the research. Pedagogical experiment, testing, control tests, mathematical and statistical data processing, analysis, generalization and systematization were used as the main research methods. Results of the research. Based on the results of the assessment of the professional competence of 1st year students of the VSAS at the end of the 2020-21 the level of their theoretical and practical competence in the discipline TMTBKS (Gymnastics) was assessed as satisfactory, the level of methodological competence -as low. Detailing the data obtained in the course of testing made it possible to substantiate the key directions for correcting the work program, the essence of which is as follows: redistribution of academic hours by class type and schedule of the discipline; supplementing the content and forms of presentation of educational material (including interactive ones); concretization and regulation of individual work of students; development of methodological support for remote learning of the discipline's fragments; detailing of knowledge, assimilation control (including the performance of assignments in the hours of individual work of a student). The results of the assessment of the professional competence of 1st year students of the VSAS at the end of the 2021-22 showed the effectiveness of the adjustments made. At the same time, the preservation of several insufficiently formed aspects of the competence of students outlined the prospects for further improvement of the program in the academic discipline TMTBKS (Gymnastics). Conclusion. The conducted research showed the prospects of the applied approach to the correction of the work program of the discipline TMTBKS (Gymnastics), implemented in the preparation of students in the direction 49.03.01 "Physical Training", profile "Physical Education", and outlined the direction of further pedagogical work in this problem area.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

ВЫВОДЫ

Прыжки с парашютом привлекают многих своей сложностью в смысле морально-психологической подготовки, статусом мужественности и возможностью испытать себя на стойкость к преодолению стресс-факторов. Парашютизм требует определенных морально-волевых усилий над собой и психологической устойчивости. Особенно это необходимо авиационным специалистам, которые готовятся к полетам или отрабатывают навыки по практическому вынужденному покиданию воздушного судна в аварийной обстановке, а также к боевому выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях существования при различных нештатных ситуациях. Многие из этих факторов также относятся и к спортсменам, осваивающим новые возможности парашютной техники. Регулярное выполнение прыжков с парашютом позволяет приобретать и совершенствовать специфические навыки в целенаправленной деятельности в эмоционально-насыщенных условиях, воспитывает чувство ответственности, учит самостоятельно принимать сложные решения, быстро и четко действовать в аварийных ситуациях при серьезном дефиците располагаемого времени [4].

Занимаясь парашютным спортом, еще до поступления в авиационный вуз, человек развивает в себе все необходимые ему морально-волевые качества, позволяющие заранее преодолеть страх высоты, сомнения, ожидающие его на летной практике. Появляется собственное особое понимание и ощущение высоты, скорости и направления ветра, приземления, и это поможет в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности достичь вершин профессионального мастерства легче и быстрее остальных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов А.А. Парашют и парашютизм / А. А. Белоусов. - Москва : Оборонгиз, 1957. -

182 с.

2. Бурцева Н.Л. Специальная парашютная подготовка космонавтов как школа выживания и работы в космосе / Н.Л. Бурцева // Воздушно-космическая сфера, - 2020. - № 4. С. 72-79.

3. Гримак Л.П. Психологическая подготовка парашютиста / Л.П. Гримак.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ДОСААФ, 1971. - 208 с.

4. Попов В. Парашютная подготовка - экстрим вне правового поля / В.Попов // Авиапанорама. - 2012. - № 6. - С. 14-21.

REFERENCES

1. Belousov, A.A., (1957), Parachute andparachuting, Oborongizб Moscow.

2. Burtseva, N.L., (2020), "Spécial parachute training of cosmonauts as a school for survival and work in space", Aerospace sphere, No. 4, - рр. 72-79.

3. Grimak, L.P., (1971), Psychological preparation of a parachutist, DOSAAF, Moscow.

4. Popov, V. (2012), "Parachute training - extreme outside the légal field", Aviapanorama, - No. 6, рр. 14-21.

Контактная информация: aevi-tsk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.02.2023

УДК 378.147

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА (ГИМНАСТИКА)» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, профессор, Ирина Александровна Татаринцева, Воронежская государственная академия спорта,

Воронеж

Аннотация

Цель исследования оценить эффективность внесенных изменений в содержание рабочей программы учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» (далее - ТиМОБВС (гимнастика)), реализуемой в подготовке студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2020-2022 гг. в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС) и включало два этапа. На первом этапе в конце 2020-21 уч.г. была оценена профессиональная подготовленность студентов 1 -го курса ВГАС (n=19) по результатам освоения ими учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) согласно исходному варианту рабочей программы. На втором этапе исследования в конце 2021-22 уч.г. была оценена профессиональная подготовленность студентов 1-го курса ВГАС (n=26) по результатам освоения ими учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) согласно скорректированному варианту рабочей программы. Изменения в программу были внесены на основании данных, полученных на первом этапе исследования. В качестве основных методов исследования были использованы: педагогический эксперимент, тестирование, контрольные испытания, математико-статистическая обработка данных, анализ, обобщение, систематизация. Результаты исследования. По результатам оценки профессиональной подготовленности студентов 1-го курса ВГАС в конце 2020-21 уч.г. уровень их теоретической и практической подготовленности по учебной дисциплине ТиМОБВС (гимнастика) был оценён как удовлетворительный, уровень методической подготовленности - как низкий. Детализация полученных в ходе тестирования данных позволила обосновать ключевые направления коррекции рабочей программы, суть которых состоит в следующем: перераспределение учебных часов по видам занятий и графику прохождения дисциплины; дополнение содержания и форм представления учебного материала (включая интерактивные); конкретизация и регламентация самостоятельной работы студентов; разработка методического сопровождения дистанционного освоения фрагментов дисциплины; детализация контроля усвоения знаний (включая выполнение заданий в часы самостоятельной работы студента). Результаты оценки профессиональной подготовленности студентов 1-го курса ВГАС в конце 2021-22 уч.г. показали эффективность внесённых корректировок. Вместе с тем, сохранение нескольких недостаточно сформированных аспектов подготовленности студентов обозначило перспективы дальнейшего совершенствования программы по учебной дисциплине ТиМОБВС (гимнастика). Заключение. Проведённое исследование показало перспективность применённого подхода к коррекции рабочей программы учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика), реализуемой в подготовке студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», и обозначило направление дальнейшей педагогической работы в данном проблемном поле.

Ключевые слова: рабочая программа учебной дисциплины; гимнастика; направление и профиль подготовки; физкультурное образование; профессиональная подготовленность; учебный план; студенты; тестирование; коррекция; педагогический эксперимент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p458-464

CORRECTION OF THE CONTENT OF THE WORK PROGRAM OF THE ACADEMIC DISCIPLINE "THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING THE BASIC KINDS OF SPORTS (GYMNASTICS)" FOR THE DIRECTION OF TRAINING 49.03.01 "PHYSICAL TRAINING", PROFILE "PHYSICAL EDUCATION"

Alexander Vladimirovich Sysoev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Irina Ale-xandrovna Tatarintseva, Voronezh State Academy of Sports, Voronezh

Abstract

The purpose of the research is to evaluate the effectiveness of the changes made in the content of the work program of the academic discipline "Theory and methodology of teaching the basic kinds of sports (Gymnastics)" (hereinafter - TMTBKS (Gymnastics)), implemented in the preparation of students in the direction 49.03.01 "Physical Training", profile "Physical Education". Methods and organization of the research. The research was done in 2020-2022 at the Voronezh State Academy of Sports (hereinafter - VSAS) and included two stages. At the first stage at the end of the 2020-21 the professional competence of 1st year students of the VSAS (n=19) was assessed based on the results of their mastering of the academic discipline

TMTBKS (Gymnastics) according to the original version of the work program. At the second stage of the research at the end of the 2021-22 the professional competence of the 1st year students of the VSAS (n=26) was assessed based on the results of mastering of the academic discipline TMTBKS (Gymnastics) according to the adjusted version of the work program. Changes to the program were made based on the data obtained at the first stage of the research. Pedagogical experiment, testing, control tests, mathematical and statistical data processing, analysis, generalization and systematization were used as the main research methods. Results of the research. Based on the results of the assessment of the professional competence of 1st year students of the VSAS at the end of the 2020-21 the level of their theoretical and practical competence in the discipline TMTBKS (Gymnastics) was assessed as satisfactory, the level of methodological competence -as low. Detailing the data obtained in the course of testing made it possible to substantiate the key directions for correcting the work program, the essence of which is as follows: redistribution of academic hours by class type and schedule of the discipline; supplementing the content and forms of presentation of educational material (including interactive ones); concretization and regulation of individual work of students; development of methodological support for remote learning of the discipline's fragments; detailing of knowledge, assimilation control (including the performance of assignments in the hours of individual work of a student). The results of the assessment of the professional competence of 1st year students of the VSAS at the end of the 2021 -22 showed the effectiveness of the adjustments made. At the same time, the preservation of several insufficiently formed aspects of the competence of students outlined the prospects for further improvement of the program in the academic discipline TMTBKS (Gymnastics). Conclusion. The conducted research showed the prospects of the applied approach to the correction of the work program of the discipline TMTBKS (Gymnastics), implemented in the preparation of students in the direction 49.03.01 "Physical Training", profile "Physical Education", and outlined the direction of further pedagogical work in this problem area.

Keywords: work program of the academic discipline; gymnastics; direction and profile of training; physical education; professional competence; curriculum; students; testing; correction; pedagogical experiment.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 49.06.01 Физическая культура и спорт, преподавание большинства практических дисциплин осуществляется в стандартном объёме контактной работы преподавателя с обучающимися и самостоятельной работы студента [8]. Стоит отметить, сильная стандартизация, оптимизация образовательного процесса, труднорегулируемая самостоятельная работа студента снижают эффективность овладения теоретическими и практическими знаниями. В сочетании с этим материально-техническое оснащение занятий и наличие инвентаря серьезно влияют на качество обучения и уровень подготовленности будущих физкультурных кадров.

В предыдущих статьях был разработан оценочный инструментарий, включающий три позиции [13]: 1) оценка теоретической подготовленности (категория «знать»); 2) оценка методической подготовленности (категория «уметь»); 3) оценка практической подготовленности (категория «владеть»). Анализ результатов оценки профессиональной подготовленности студентов показал отсутствие знаний по истории гимнастики, затруднения в порядке разучивания упражнений с указанием основных методов, сложности при составлении конспекта. На основании данных первого этапа исследования внесены изменения в рабочую программу учебной дисциплины: регламентированы задания самостоятельной работы студента, распределен объем часов аудиторных занятий в семестре, структурированы тематические блоки лекционных занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 2020-22 гг в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС) со студентами 1-го курса обучающимися по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование».

Включало два этапа. На первом этапе - в 2020-21 уч. г. студенты осваивали учебную дисциплину «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» (далее -

ТиМ ОБВС (гимнастика)), которая, согласно учебному плану, изучалась на I курсе во 2-м семестре в объёме 144 часа. На втором этапе - в 2021-22 уч. г. студенты осваивали скорректированный вариант рабочей программы дисциплины, согласно частично изменённому учебному плану, в соответствии с которым обучение осуществлялось на I курсе в 1-м и 2-м семестрах в объеме по 72 часа на семестр [13].

Полученные данные были обработаны с применением процедуры z-стандартизации, позволяющей рассчитать диапазоны низких, средних и высоких уровней подготовленности [10]. Далее они сравнивались с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера [3, 4].

Всего в исследовании приняли участие 45 студентов, из которых 19 человек обучались на 1-м курсе ВГАС в 2020-21 уч. г., 26 человек - в 2021-22 уч. г. В качестве основных методов исследования использованы: педагогический эксперимент, тестирование, контрольные испытания, математико-статистическая обработка данных, анализ, обобщение, систематизация [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе экспериментального исследования студенты 1-го курса осваивали исходный вариант рабочей программы учебной дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) в соответствии с учебным планом, на I курсе во 2-м семестре в объёме 144 часа (таблица 1).

По результатам оценки профессиональной подготовленности студентов на первом этапе исследования было установлено следующее (таблица 2):

- уровень теоретической подготовленности студентов - средний: было получено 60-70% верных ответов на вопросы, сформированные в соответствии с содержанием трех ключевых блоков теоретической части рабочей программы учебной дисциплины (7 лекционных занятий). Наибольшие затруднения вызвали исторические аспекты гимнастики и применение гимнастической терминологии;

- уровень методической подготовленности - низкий: в среднем 20% верных ответов на 12 подвопросов, направленных на демонстрацию студентами всесторонних методических знаний о конкретных гимнастических упражнениях, с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей занимающихся, а также материально-технических возможностей учебного заведения (организации) [12, 14]. Одна из возможных причин этого - введение дистанционного обучения, вследствие пандемии. Касаемо детализации имеющихся пробелов в знаниях студентов установлено, что они связаны с историческими аспектами вида спорта, изложением его краткой характеристики, разъяснением техники упражнений, обозначением возможных ошибок и способов их предотвращения, пояснением требований к спортивному инвентарю;

- уровень практической подготовленности - средний. Так, с подготовкой конспекта занятия удовлетворительно справились 55% студентов, с проведением урока - 54%. Основные трудности вызвала постановка частных задач урока, описание приёмов страховки и помощи, а также реализация поведенческих аспектов педагогической деятельности (подготовка инвентаря к занятию, уверенность и командный голос, выбор местоположения и ракурса для демонстрации упражнений, чёткость методических пояснений).

На втором этапе исследования студенты 1-го курса осваивали скорректированный вариант рабочей программы учебной дисциплины согласно частично изменённому учебному плану (таблица 1). Суть внесённых изменений заключалась в следующем:

• перераспределение часов по видам занятий и графику прохождения дисциплины: часы лабораторных занятий перемещены в объем практических занятий и распределены по семестрам. Рассредоточены по семестрам часы лекционных занятий;

• дополнение содержания и форм представления учебного материала: структурированы тематические блоки лекционных занятий и их наполнение материалом, значимым для будущего учителя физической культуры в практической и теоретической деятельности;

применение интерактивных формы обучения;

• конкретизация и регламентация самостоятельной работы студентов: проверка осуществлялась в виде текущего контроля;

• разработали методическое сопровождение дистанционного освоения фрагментов дисциплины: видеоматериалы фрагментов теоретических и практических занятий;

• детализация контроля усвоения знаний (включая выполнение заданий в часы самостоятельной работы студента): распланирована тематика самостоятельной работы в виде проектов, сообщений, докладов, презентаций.

Таблица 1 - Объем дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) и виды учебной работы 2020-21 и 2021-22 уч. гг.___

Вид учебой работы Дневное обуч. 2020-21 уч. г. Дневное обуч. 2021-22 уч. г.

Семестры Семестры

1 2 1 2

Контактная работа преподавателя с обучающимися: 66 26 40

В том числе:

Лекции (Л) 20 10 10

Лабораторные занятия (ЛЗ) 10

Практические занятия (ПЗ) 36 16 30

Вид промежуточной аттестации Экзамен Зачет Зачет(О)

Самостоятельная работа студентов (СРС) 69 42 28

Контроль(К) 9 4 4

Всего часов (семестр) 144 72 72

Зачетные единицы (семестр) 4 2 2

Общая трудоемкость дисциплины Всего часов 144 144

Всего зачетных единиц 4 4

По результатам оценки профессиональной подготовленности студентов на втором этапе исследования было установлено следующее (таблица 2):

- уровень теоретической подготовленности студентов - средний: было получено 60-70% верных ответов на вопросы. Наибольшие затруднения вызвал 2-й блок вопросов, связанных с основными средствами гимнастики и методикой обучения;

- уровень методической подготовленности - средний: 60-70% верных ответов. Наибольшие затруднения вызвал порядок разучивания упражнений с указанием основных методов и методических приёмов, а также разъяснение порядка страховки и помощи;

- уровень практической подготовленности - высокий. С подготовкой конспекта занятия справились 69% студентов, с проведением урока - 78%. Основные трудности вызвала постановка частных задач урока, описание приёмов страховки и помощи, реализация поведенческих аспектов педагогической деятельности (отсутствие уверенности и командного голоса, эффективность использования инвентаря, своевременность окончания урока).

Таблица 2 - Результаты комплексной оценки профессиональной подготовленности студентов, 1-го курса ВГАС, завершивших обучение по дисциплине ТиМ ОБВС (гимнастика) в 2020-21 и 2021-22 уч. году (ОГ* и ЭГ)__

Теоретическая подготовленность кол-во баллов (макс. кол-во 45 баллов) Методическая подготовленность кол-во баллов (максимальное кол-во 38 баллов) Практическая подготовленность

Конспект урока кол-во баллов (максимальное кол-во 30 баллов) Проведение урока кол- во баллов (максимальное кол-во 46 баллов)

ОГ, п=19 ЭГ, п=26 ОГ, п=19 ЭГ, п=26 ОГ, п=12 ЭГ, п=12 ОГ, п=12 ЭГ, п=12

баллы / % баллы / % баллы / % баллы / % баллы / % баллы / % баллы / % баллы / %

Сред. 28,5 / 63% 32,8 / 69% 7,3 / 19% 25,5 / 67% 17,6 / 58% 20,6 / 69% 25,2 / 54% 36 / 78%

Ф** Ф*=0,38 р>0,01 Ф*=3,04 р<0,01 Ф*=0,55; р>0,01 Ф*=1,66; р<0,05

Примечание: ОГ* - опытная группа; ф** - угловое преобразование Фишера.

Расчёт статистической достоверности различий между ОГ и ЭГ показывает, что по показателю «Теоретическая подготовленность» достоверных отличий выявлено не было

(ф*=0,38; р>0,01); по показателю «Методическая подготовленность» на втором этапе исследования после реализации измененной рабочей программы существенно выросла доля правильных ответов студентов (ф*=3,04; р<0,01). Практическая подготовленность в аспекте «Конспект урока» на различных этапах исследования у студентов существенно не изменилась (ф*=0,55; р>0,01). При этом заметно выросла практическая подготовленность студентов в аспекте «Проведение урока» (ф*=1,66; р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гимнастика занимает важное место в каждом возрастном периоде развития человека, выполняя определенные виды задач. Стандартный подход и оптимизация учебного процесса влияет на качество обучения, соответственно подготовленности будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Первый срез 2020-21 уч. г. выявил проблемы, касающиеся показателей профессиональной подготовленности студентов по учебной дисциплине ТиМОБВС (гимнастика). В качестве перспективы можно рассматривать конкретизацию и регламентацию самостоятельной работы студентов, введение систематического контроля за её выполнением, а также применение элементов интерактивного обучения. Такие детали были включены в рабочую программу учебной дисциплины Ти-МОБВС (гимнастика) в 2021-22 уч. г. Результаты тестирования студентов показали эффективность внесенных изменений, однако сохранение нескольких недостаточно сформированных аспектов подготовленности студентов обозначило перспективы дальнейшего совершенствования программы по учебной дисциплине ТиМОБВС (гимнастика).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А. Как государству и бизнесу преодолеть дефицит квалифицированных рабочих // РБК Тренды : [сайт]. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/cmrm/61c5c4fc9a79476cc12bbe71 (дата обращения 21.10.2022 г )

2. Акулова А.И. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)»: РПД (гимнастика) ВГИФК / А.И. Акулова - Воронеж, 2020. -37 с.

3. Богданова В. Методология обработки педагогической информации с помощью критериев ф*-углового преобразования Фишера и u-Манна-Уитни / В. Богданова // Univers Pedagogic, 2021. - № 3(71). - С. 56-63.

4. Бритвина В.В. Непараметрическая статистика / В.В. Бритвина, Г.П. Конюхова / в кн.: Высшая математика и математическая статистика : учеб. пособие для вузов ; под общ. ред. Г.И. Попова. - Москва : Физическая культура, 2007. - С. 312-343.

5. Велицкая В.Р. Особенности профессионального образования студентов вузов физкультурного профиля в современных реалиях / В.Р. Велицкая, Ю.А. Доценко // Вестник студенческого научного общества Донецкий национальный университет. - 2021. Т. 2, № 13-2. - С. 417-420.

6. Герчак Я.М. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта / Я.М. Герчак, Р.В. Калимулин, В.Ю. Колесников // ЦИТИСЭ. -2020. - №3 (25). - С. 53-62.

7. Михалина Г.М. Содержание и методика занятий общей гимнастикой в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Михалина Галина Михайловна. - Москва, 2005. - 25 с.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : Приказ Ми-нобрнауки России от 19.09.2017 N 940 (ред. от 08.02.2021) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280827/ (дата обращения 18.01.2023).

9. Румба О.Г. О пересмотре содержания физкультурного образования в контексте сопряжения преемственности его исторического развития с актуальными запросами времени / О.Г. Румба, А.В. Сысоев // Известия Российской академии образования, - 2021. - № 1-2 (54). - С. 49-62.

10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Санкт-Петербург : Речь 2000. - 350 с.

11. Сухотченко Я.А. Модель организации занятий оздоровительной гимнастикой для детей старшего дошкольного возраста / Я.А. Сухотченко, С.А. Хазова, Е.Г. Вержбицкая // Вестник

Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2020. - №4 (268). - С. 110-116.

12. Сыромятникова О.Г. Формирование умений в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика» / О.Г. Сыромятникова, Г.В. Поваляева // Физкультурное образование Сибири. - 2015. Т. 33, №1. - С. 45-48.

13. Сысоев А.В. Оценка профессиональной подготовленности студентов Воронежской государственной академии спорта по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика» / А.В. Сысоев, И.А. Татаринцева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, №2. - С. 146-157.

14. Шепеленко, С.А. Анализ результатов подготовленности студентов факультета физической культуры к освоению дисциплины «гимнастика» / С.А. Шепеленко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №11-3 (113). - С. 138-141.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abramov, A. (2021), "How the state and business can overcome the shortage of skilled workers", available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/cmrm/61c5c4fc9a79476cc12bbe71 (accessed 21 October 2022).

2. Akulova, A.I. (2020), The work program of the discipline (module) "Theory and methodology of teaching the basic kinds of sports (gymnastics) ", WPD (gymnastics) VSIPT, Voronezh.

3. Bogdanova, V. (2021), "Methodology for processing pedagogical information using Fisher's and u-Mann-Whitney's 9*-adjustment criteria", Univers Pedagogic, No. 3(71), pp. 56-63.

4. Britvina, V.V. and Konyukhova, G.P. (2007), "Nonparametric statistics", in Popov, G.I. (Ed.), Higher mathematics and mathematical statistics, Physical culture, Moscow, pp. 312-343.

5. Velitskaya, V.R. and Dotsenko, Yu.A. (2021), "Peculiarities of professional education of students of physical training universities in modern realities", Bulletin of the Student Scientific Society of the Donetsk National University, Vol. 2, No. 13-2, pp. 417-420.

6. Gerchak, Ya.M., Kalimulin, R.V. and Kolesnikov, V.Yu. (2020), "Features of modernization of higher professional education in the field of physical culture and sports", CITSE, No. 3 (25), pp. 53-62.

7. Mikhalina, G.M. (2005), The content and methodology of general gymnastics in a secondary school, dissertation, Moscow.

8. Ministry of Education and Science of Russian Federation (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 49.03.01 Physical culture", Order of the dated September 19, 2017 N 940, , available at: www.vgifk.ru/sites/de-fault/files/docs_group/49.03.01_fizicheskaya_kultura_uroven_bakalavriat.pdf (accessed 18 January 2023).

9. Rumba, O.G. and Sysoev, A.V. (2021), "On the revision of the content of physical education in the context of conjugation of the continuity of its historical development with the current demands of the time", Proceedings of the Russian Academy of Education, No. 1-2 (54), pp. 49-62.

10. Sidorenko, E.V. (2000), Methods of mathematical processing in psychology, Speech, St. Petersburg.

11. Sukhotchenko, Ya.A., Khazova, S.A. and Verzhbitskaya, E.G. (2020), "Model of the organization of recreational gymnastics for children of senior preschool age", Bulletin of the Adygean State University, Series 3: Pedagogy and psychology, No. 4 (268), pp. 110-116.

12. Syromyatnikova, O.G. and Povalyaeva, G.V. (2015), "Forming of skills in the process of studying the discipline "Theory and methodology of teaching the basic kinds of sports: gymnastics", Physical education in Siberia, V. 33, No. 1, pp. 45-48.

13. Sysoev, A.V. and Tatarintseva, I.A. (2022), "Evaluation of the professional competence of students of the Voronezh State Academy of Sports in the discipline "Theory and methodology of teaching the basic kinds of sports: gymnastics", Science and sport: current trends, V. 10, No. 2, pp. 146-157.

14. Shepelenko, S.A. (2021), "Analysis of the results of competence of students of the Faculty of Physical Training for the development of the discipline "Gymnastics", International Research Journal, No. 11-3 (113), pp. 138-141.

Контактная информация: kanc@vgifk.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.