Научная статья на тему 'МУЗЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ'

МУЗЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ СПОРТА / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахов Артём Александрович

Формирование исторических знаний в области физической культуры и спорта у студентов является важной задачей физического воспитания, спортивной и профессиональной подготовки. Деятельность в данном направлении позволит повысить качество воспитательной работы и патриотического воспитания среди студентов, сформировать у них понимание социальной значимости профессии учителя и тренера, повысить мотивацию на достижение высоких спортивных результатов. Действенным средством в передаче исторических физкультурно-спортивных знаний является музейная деятельность, однако данный подход не в полной мере проработан как с теоретической, так и с практической сторон. Цель исследования – изучение средств (потенциала) музеев спорта в формировании исторических физкультурно-спортивных знаний у студенческой молодежи в процессе их физического воспитания, спортивной подготовки и профессионального образования. Методы исследования – анализ информационных источников по рассматриваемой теме, деятельности ведущих музеев России и мира, обобщение личного многолетнего опыта по организации работы музея спорта. В настоящее время музей – это не только место получения, хранения и экспонирования исторических артефактов, но и современный научный и культурно-просветительский объект. Основными средствами музейной педагогики являются: музейные экскурсии; проектная деятельность; разработка квестов и участие в них; подготовка курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и научных статей; деятельность в качестве экскурсовода; подготовка выставок; создание сайта музея; деятельность в систематизации музейных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахов Артём Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AS A MEANS OF DEVELOPING SPECIALIZED HISTORICAL KNOWLEDGE AMONG STUDENTS

Formation of historical knowledge in the field of physical education and sports among students is an important task of physical education, sports, and professional training. Activity in this direction will improve the quality of educational work and patriotic education among students, form their understanding of social significance of the profession of a teacher and a coach, and increase motivation to achieve high sports results. Museum activities are an effective means of transferring historical physical culture and sports knowledge, but this approach has not been fully developed both from the theoretical and practical points of view. The purpose of the research is to study the means (potential) of sports museums in the formation of historical physical culture and sports knowledge among students in the process of their physical education, sports training, and professional education. Research method used are analysis of information sources on the topic under consideration, the activities of leading museums in Russia and abroad, and summarizing of many years of personal experience in organizing the work of a sports museum. At present, the museum is not only a place for obtaining, storing and exhibiting historical artifacts, but also a modern scientific, cultural, and educational facility. The main means of museum pedagogy are: museum excursions; project activities; development and participation in quests; preparing course projects, final qualifying papers and scientific articles; activities as a tour guide; exhibition preparation; creation of a museum website; working on the systematization of museum funds.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 129-135 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 129-135

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-129-135, EDN: MGWRAA

Научная статья УДК 796:069.1

Музей физической культуры и спорта как средство формирования специализированных исторических

знаний у студентов

А. А. Шахов

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Россия, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Шахов Артём Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5610-4162

Аннотация. Формирование исторических знаний в области физической культуры и спорта у студентов является важной задачей физического воспитания, спортивной и профессиональной подготовки. Деятельность в данном направлении позволит повысить качество воспитательной работы и патриотического воспитания среди студентов, сформировать у них понимание социальной значимости профессии учителя и тренера, повысить мотивацию на достижение высоких спортивных результатов. Действенным средством в передаче исторических физкультурно-спортивных знаний является музейная деятельность, однако данный подход не в полной мере проработан как с теоретической, так и с практической сторон.

Цель исследования - изучение средств (потенциала) музеев спорта в формировании исторических физкультурно-спортивныхзнаний у студенческой молодежи в процессе их физического воспитания, спортивной подготовки и профессионального образования.

Методы исследования - анализ информационных источников по рассматриваемой теме, деятельности ведущих музеев России и мира, обобщение личного многолетнего опыта по организации работы музея спорта. В настоящее время музей - это не только место получения, хранения и экспонирования исторических артефактов, но и современный научный и культурно-просветительский объект. Основными средствами музейной педагогики являются: музейные экскурсии; проектная деятельность; разработка квестов и участие в них; подготовка курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и научных статей; деятельность в качестве экскурсовода; подготовка выставок; создание сайта музея; деятельность в систематизации музейных фондов.

Ключевые слова: музеи спорта, музейная педагогика, средство обучения, студенты, физкультурно-спортивные исторические знания, физическое воспитание, спортивная подготовка, профессиональное образование Для цитирования: Шахов А. А. Музей физической культуры и спорта как средство формирования специализированных исторических знаний у студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 129-135. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-129-135, EDN: MGWRAA

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Museum of Physical Education and Sports as a means of developing specialized historical knowledge among students

A. A. Shakhov

Bunin Yelets State University 28 Kommunarov St., Yelets 399770, Russia

Artem A.Shakhov, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5610-4162

Abstract. Formation of historical knowledge in the field of physical education and sports among students is an important task of physical education, sports, and professional training. Activity in this direction will improve the quality of educational work and patriotic education among students, form their understanding of social significance ofthe profession of a teacher and a coach, and increase motivation to achieve high sports results. Museum activities are an effective means oftransferring

historical physical culture and sports knowledge, but this approach has not been fully developed both from the theoretical and practical points of view.

The purpose of the research is to study the means (potential) of sports museums in the formation of historical physical culture and sports knowledge among students in the process of their physical education, sports training, and professional education.

Research method used are analysis of information sources on the topic under consideration, the activities of leading museums in Russia and abroad, and summarizing of many years of personal experience in organizing the work of a sports museum. At present, the museum is not only a place for obtaining, storing and exhibiting historical artifacts, but also a modern scientific, cultural, and educational facility. The main means of museum pedagogy are: museum excursions; project activities; development and participation in quests; preparing course projects, final qualifying papers and scientific articles; activities as a tour guide; exhibition preparation; creation of a museum website; working on the systematization of museum funds.

Keywords: sports museums, museum pedagogy, teaching aids, students, physical culture and sports historical knowledge, physical education, sports training, professional education

For citation: Shakhov A. A. Museum of Physical Education and Sports as a means of developing specialized historical knowledge among students. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 129-135 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-2-129-135, EDN: MGWRAA

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Формирование физкультурно-спортивных знаний является важнейшей задачей спортивной подготовки и физического воспитания студенческой молодежи. О значимости такой работы высказывались многие видные отечественные ученые, среди которых Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, Г. С. Туманян [1-3] и др. Широкий спектр физкультурно-спор-тивных знаний позволяет человеку повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, продлить свое спортивное долголетие, определиться с профессией, быть гармонично развитым и пр.

Формирование знаний в спорте реализуется в процессе теоретической подготовки, в физическом воспитании - решая один из аспектов образовательной задачи, в профессиональном образовании - на всех этапах обучения.

Важное место в системе информации, которой должны владеть студенты, занимает исторический раздел. К таким сведениям, в первую очередь, относится история развития спорта в целом и в конкретном регионе, биографии знаменитых спортивных функционеров, диалектика развития спортивного инвентаря, оборудования, наградной и сувенирной атрибутики. Работа в данном направлении позволит повысить качество воспитательной работы и патриотического воспитания среди студентов, сформировать у них понимание социальной значимости профессии учителя и тренера, повысить мотивацию на достижение высоких спортивных результатов.

Ведущими средствами формирования исторических физкультурно-спортивных знаний у студентов являются краткие беседы в процессе тренировки, лекции, просмотр фильмов, изучение литературы, научно-исследовательская работа (подготовка докладов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, научных статей и пр.). К действенным средствам можно отнести и музейную деятельность, однако до настоящего времени данный подход не в полной мере проработан как с теоретической, так и с практической сторон. В этой связи данную статью мы посвятили изучению средств музейной педагогики в формировании исторических физкультурно-спортивных знаний у студенческой молодежи в процессе их физического воспитания, спортивной подготовки и профессионального образования.

Методы исследования

Проведены анализ информационных источников по рассматриваемой теме, деятельности ведущих музеев России и мира, а также обобщение личного многолетнего опыта по организации работы музея спорта.

Результаты и их обсуждение

Музей - социальный институт, который реализует функции по отбору, атрибуции, хранению, экспонированию и представлению ценностей истории и культуры [4].

Исходя из финансово-управленческой структуры, музеи могут быть государствен-

ными, ведомственными, общественными и частными. По масштабам деятельности различают музеи центральные, региональные, местные. Исходя из профиля, музеи классифицируются на исторические, художественные, искусствоведческие, литературные, архитектурные, естественнонаучные, технические, отраслевые, комплексные.

Спортивные музеи бывают общей направленности, посвященные олимпийскому движению, конкретному виду спорта, спортивной организации, человеку, стране, региону, спортивному мероприятию и пр. [5-14].

В настоящее время спортивные музеи функционируют как самостоятельные единицы, так и на базах спортивных и общеобразовательных школ, ссузов и вузов, спортивных клубов и пр. Во многих краеведческих музеях есть отделы, посвященные спорту. Ниже рассмотрим деятельность ведущих отечественных и зарубежных музеев, в первую очередь, с позиции музейной педагогики.

Музейная педагогика - научная дисциплина, изучающая педагогический потенциал музеев [15].

Государственный музей спорта в Москве был открыт в 2010 г., хотя свою историю в той или иной формации он ведет с 1957 г. Сегодня он находится в красивом старинном отреставрированном здании (бывшая усадьба графа А. К. Разумовского) с современным выставочным оборудованием. Общая площадь музея составляет 450 кв. м. В 11 залах («Зарождение спорта», «Хоккея», «Фехтования», «Футбола», «Технических видов спорта», «Единоборств», «Олимпийской славы» и др.) содержится более 80 тыс. музейных экспонатов, в том числе около 800, не имеющих аналогов в мире. «К работе над созданием залов музея были привлечены художники и сценографы Большого театра, лучшие специалисты Мосфильма по изготовлению макетов, профессионалы из сферы мультимедийных технологий» [16, с. 98]. Собрание музея разделено на 20 тематических коллекций («Спортивные кубки и призы», «Спортивные плакаты и афиши», «Спортивные знаки и медали», «Спортивные грамоты и дипломы» и др.). Фонды музея содержат парадные костюмы сборных СССР и России, спортивную форму и инвентарь разных годов, спортивную атрибутику и сувениры с олимпийских игр разных лет.

В течение года музей посещают порядка 50 тыс. человек. Помимо традиционных экскурсий по музею, его сотрудники проводят и другие мероприятия для различных

слоев населения. Для детей это квесты («Золотой знак ГТО», «Спортивное путешествие», «Страна Героев», «В поисках сокровищ», «Хранители музея спорта» и др.), развлекательно-образовательные мероприятия в дни рождения, приуроченные к 1 сентября. Для взрослых посетителей музея проводятся экскурсия «История усадьбы графа А. К. Разумовского», образовательно-развлекательное мероприятие «Найди свою половинку» и др. [6].

Музей реализует различные проекты по популяризации физической культуры и спорта - такие как «Экскурсия со спортсменом», мероприятия, посвященные важным историческим спортивным событиям с приглашением очевидцев, встречи с ветеранами спорта, мастер-классы по различным аспектам музейной деятельности, радио- и видеопередачи с ведущими специалистами сферы спорта (юристами, букмекерами, спортсменами, управленцами и др.). Участвует музей и во всероссийских и международных проектах, например, в проекте «Ночь музеев» [6].

Сотрудники музея ведут научную работу по изучению музейных фондов, их систематизации, истории физической культуры и спорта нашей страны и зарубежья, участвуют в организации научно-практических конференций. С 2015 г. издается журнал «Вестник спортивной истории», который выходит 4 раза в год [6].

На сайте музея можно совершить онлайн экскурсию с гидом, а также самостоятельный 3D-тур по залам музея, а затем проверить полученные знания в формате викторины (тестирования) и получить соответствующую грамоту. Также можно пройти тестирование по вопросам, посвященным истории спорта до 1917 г. На сайте представлены виртуальные выставки спортивного инвентаря, наградной и памятной атрибутики [6].

Музей имеет свои представительства в виде постоянных экспозиций во Всероссийском детском центре «Орленок», Мемориале им. Ленина в Ульяновске и других организациях. Также музей организует выездные выставки своих фондов в различных регионах страны [6].

В 1980 г. был открыт Музей спортивной славы ЦСКА, посвященный развитию спорта в армии. В настоящее время в залах музея представлено около 2500 экспонатов основного фонда [10].

Еще одним музеем, заслуживающим внимания, является музей спорта Российского университета спорта «ГЦОЛИФК», который был основан в 1958 г. В настоящее время его

общая площадь составляет более 500 кв. м, она разделена на 7 тематических зон («Зарождение спорта в России», «Первый спортивный вуз», «Спортивный мир университета», «На лыжах через века и страны», «Грани экстрима», «Наши юбилеи», «Герои нашего времени»). В физкультурно-спортивном комплексе вуза «Измайлово» размещены витрины, посвященные московским Олимпийским играм и универсиадам. Музейный фонд вуза насчитывает более 11 тыс. единиц хранения. На систематической основе сотрудники музея организуют различные выставки («История ГЦОЛИФК»; «Циклизм и велосипедный спорт» (частная коллекция антикварных велосипедов А. Мятиева); «Спортсмены России на фронтах Первой мировой войны»; «К 80-летию В. Г. Смирнова»; «Спорт в изобразительном искусстве»; «Игра на чужом поле. Русские спортсмены в эмиграции» (совместная с Домом русского зарубежья имени А. Солженицына); «Озолинский шест и дьячковская курсовая»: подробности жизни легендарных атлетов, давших имя «Мемориалу Озолина и Дьячкова», и многие другие). Регулярно музей проводит выездные выставки своих фондов в библиотеках, учебных заведениях, Государственной Думе РФ, Красной площади и пр. Сайт музея достаточно информативен, на нем представлены воспоминания очевидцев, информация о выдающихся спортсменах, описание музейных экспонатов и многое другое [7].

Спортивные музеи функционируют в большинстве спортивных вузов нашей страны, например, в Великолукской и Волгоградской государственных академиях физической культуры и спорта, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма и др. [9, 13, 17].

Ниже приведем результаты анализа личного опыта по организации музейной деятельности. В 2011 г. в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина (далее - ЕГУ им. И. А. Бунина) был открыт музей спорта. До настоящего времени это единственный музей подобного профиля не только в Ельце, Липецкой области, но и близлежащих регионах. Музей располагает богатым историческим фондом (спортивные афиши, фотографии, награды, тематические монеты, марки, спортивный инвентарь и пр.), который постоянно пополняется. К уникальным артефактам можно отнести спортивные и парадные костюмы участников Олимпийских игр, бывших студентов ЕГУ им. И. А. Бунина (Д. Савчишкина,

А. Харитоновой), кимоно заслуженного мастера спорта СССР, четырехкратного чемпиона Европы по дзюдо А. Тюрина, медали мастера спорта России международного класса по дзюдо В. Меренкова и пр. В музее наряду с организацией постоянных экспозиций проводятся и тематические выставки («Елец Олимпийский», «Самбо и дзюдо г. Ельца - 50 лет», «Спортивные значки», «Вымпелы» и пр.). Систематически в музее организуются просветительские мероприятия со студентами института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности (ФКСиБЖ), а также других институтов ЕГУ им. И. А. Бунина. Участвуют в данных мероприятиях и другие категории населения - сотрудники вуза, учащиеся общеобразовательных и спортивных школ региона, люди с ограниченными возможностями здоровья, горожане.

Музей периодически организует выездные выставки в Краеведческом музее г. Ельца, а также в процессе проведения научно-практических конференций, образовательных, просветительских и спортивных мероприятий.

Студенты института ФКСиБЖ используют фонды музея в процессе изучения дисциплин «История физической культуры и спорта», «Физкультурно-спортивное краеведение». Экспонаты музея выступают в качестве объектов исследования в процессе научно-исследовательской работы студентов и преподавателей.

Значительным потенциалом в формировании знаний обучающихся обладает проектная деятельность. Так, в ЕГУ им. И. А. Бунина за последние несколько лет усилиями студентов и преподавателей института ФКСиБЖ был реализован ряд проектов: «Спортсмены - чемпионы, воины - победители!» [18]; «Изучаем значки - познаем историю отечественного спорта» [19]; «Увековечивание вклада А. П. Петрова в развитие отечественной спортивной борьбы и олимпийского движения» [20]; «Спортивная гостиная» - проект, подразумевающий встречи со знаменитыми спортивными функционерами г. Ельца.

Значимый вклад в популяризацию исторических физкультурно-спортивных знаний вносит деятельность сотрудников и студентов института ФКСиБЖ в социальных сетях, в которых размещается различная информация (онлайн экскурсии по музею спорта; тематические рубрики «Экспонаты музея спорта ЕГУ им. И. А. Бунина»; «Листая книгу - История физической культуры, спорта г. Ельца и его округи (XIX - XXI вв.) и пр.).

Можно констатировать, что музей спорта ЕГУ им. И. А. Бунина имеет потенциал дальнейшего развития. Основными такими направлениями являются:

- введение штатных должностей. В настоящее время деятельность музея осуществляется на общественных началах ряда преподавателей и студентов института ФКСиБЖ, что не позволяет в полной мере реализовывать весь его потенциал;

- расширение площадей музея. Сегодня музей располагается в небольшой учебной аудитории, шесть витражей позволяют разместить лишь малогабаритные экспонаты, часть фондов негде представить;

- организация учетной деятельности. В настоящее время в должной мере не осуществляется учетная деятельность за музейным фондом (нет каталога фондов, книги поступления музейных предметов и пр.);

- создание сайта. Это позволит расширить доступ к фондам музея в режиме 24/7, повысить их привлекательность для различных категорий населения.

С целью анализа музейной деятельности мы также очно посетили крупнейшие отечественные и зарубежные музеи, среди которых Эрмитаж (г. Санкт-Петербург), Государственный исторический музей (г. Москва), Тульский государственный музей оружия, Музей-заповедник Куликово поле, Лувр (г. Париж), Немецкий музей футбола (г. Дортмунд) и многие другие. Кроме того, мы проанализировали сайты спортивных музеев мира: Австралийского музея спорта (г. Мельбурн) [12], Британского музея гольфа [5], Музея футбола (г. Сан-Паулу) [11], Частного музея в честь Пеле (г. Луганск) [14], Зала хоккейной славы (г. Торонто) [8] и др.

Анализ немногочисленных научных публикаций, посвященных деятельности спортивных музеев, позволил уточнить направления, повышающие качество их работы.

Так, Р. И. Зеленая обращает внимание на необходимость учета методологии построения музейной экспозиции для повышения эффективности ее восприятия. Основой данного подхода являются следующие принципы: научная достоверность, усиление художественной выразительности, повышение эмоциональности в восприятии, принцип многоуровнево-сти [21].

Н. И. Светлакова отмечает важность новых информационных ресурсов в работе спортивных музеев как в условиях пандемии, так и обычного режима функционирования. По ее

мнению, важно найти баланс между традиционными средствами экспонирования и мультимедийными технологиями представления информации [22-24].

По мнению С. Л. Саркисян, действенным подходом в формировании специальных знаний у студентов является их деятельность в качестве экскурсовода по музейным экспозициям [25].

Эффективным средством музейной педагогики являются игровые технологии, в частности квест. Это вызвано тем, что участники квеста в процессе его прохождения активно погружаются в задание, одновременно задействуют свой интеллект, физические способности и воображение. При этом проявляют находчивость, смекалку, сообразительность, внимательность, творческий подход, умение работать в команде и брать личную ответственность [22].

Выводы

Анализ функционирования ведущих отечественных и зарубежных музеев позволяет констатировать следующее: в настоящее время успешность музея зависит не только от объема музейного фонда, но и от возможности гармонично сочетать традиционные и современные технологии в хранении и передаче исторической информации. Важными аспектами работы музеев является их научно-исследовательская, издательская, проектная, просветительская, развлекательная деятельность, умение адаптировать свою работу под различные категории населения.

Музеи физической культуры и спорта являются важным средством формирования специализированных исторических знаний у студентов в процессе их физического воспитания, спортивной и профессиональной подготовки. Основными средствами музейной педагогики являются музейные экскурсии; проектная деятельность; разработка квестов и участие в них; подготовка курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и научных статей; деятельность в качестве экскурсовода; подготовка выставок; создание сайта музея; деятельность в систематизации музейных фондов.

Список литературы

1. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М. : Физкультура и спорт, 1977. 271 с.

2. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. М. : Физкультура и спорт, 1988. 288 с.

3. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учебное пособие: в 4 кн. Кн. III. Методика подготовки. М. : Советский спорт, 1998. 400 с.

4. Комлев Ю. Э. Формирование стратегии управления музейными коммуникациями // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 5 (30). С. 373-377.

5. Британский музей гольфа. URL: https://www. worldgolfmuseum . com / whats - on (дата обращения: 22.08.2022).

6. Государственный музей спорта Министерства спорта Российской Федерации. URL: http://museumsport.ru/ (дата обращения: 10.08.2022).

7. Историко-спортивный музей. URL: http://museum. sportedu.ru/news (дата обращения: 11.08.2022).

8. Зал хоккейной славы (г. Торонто). URL: https://hhof. com/ (дата обращения: 23.08.2022).

9. Кукушкин А. А., Гакаме Р. З. Информационно-методическая работа музея истории физической культуры и спорта Кубани Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма // Вестник спортивной истории. 2020. № 1 (20). С. 50-61.

10. Музей спортивной славы ЦСКА. URL: https://cska.ru/ objects/17 (дата обращения: 22.08.2022).

11. Музей футбола. URL: https://museudofutebol.org.br/ (дата обращения: 22.08.2022).

12. Национальный музей спорта (г. Мельбурн). URL: https://www.australiansportsmuseum.org.au/ (дата обращения: 22.08.2022).

13. Ростовский В. Ю. Экспозиция музея ВГАФК как средство демонстрации социальной значимости профессии в сфере физической культуры и спорта // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 4 (14). С. 143-147.

14. Частный музей в честь Пеле. URL: https://web.archive. org / web / 20120807021453 / http://www. museum - pele .com/ index.php?page=3 (дата обращения: 22.08.2022).

15. Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 6 (101). С. 343-350.

16. Истягина-Елисеева Е. А. Музей спорта приглашает! // Вестник спортивной истории. 2019. № 2 (17). С. 97-100.

17. Истягина-Елисеева Е. А. Краткая характеристика музея спорта и олимпийского движения Псковского края // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 49-50.

18. Шахов А. А., Шевяков А. Н., Наумов А. А., Стю-шин О. А. Проект - «Спортсмены - чемпионы, воины -победители!»: идейно-содержательная основа, разработка, масштабирование // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188). С. 435-438. https://doi. org/10.34835/issn. 2308- 1961.2020.10.p435- 438

19. Шахов А. А., Наумов А. А. Разработка и реализация проекта: «Изучаем значки - познаем историю отечественного спорта» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 433-437. https://doi. org/10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p433-437

20. Шахов А. А. Проблематика увековечивания вклада А. П. Петрова в развитие отечественной спортивной борьбы и олимпийского движения // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах: материалы XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых посвященной памяти заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, профессора Е. М. Чумакова. Москва, 16 февраля 2022 года / под общ. ред. С. Е. Табакова. М. : Лика, 2022. С. 180-186.

21. Зеленая Р. И. Методология построения музейной экспозиции спортивной тематики на примере проектов Государственного музея спорта // Вестник спортивной истории. 2021. № 4 (27). С. 47-52.

22. Светлакова Н. И. Новые форматы и инновационные решения в работе спортивного музея в условиях пандемии // Вестник спортивной истории. 2021. № 3 (26). С. 89-96.

23. Светлакова Н. И. Способы эмоционального воздействия на аудиторию спортивного музея // Вестник спортивной истории. 2019. № 3 (18). С. 97-100.

24. Светлакова Н. И. Традиционные и инновационные методы формирования музейного пространства на примере экспозиций государственного музея спорта // Вестник спортивной истории. 2020. № 3 (22). С. 88-95.

25. Саркисян С. Л. Практика создания и работы школьного музея спорта на примере МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ» // Вестник спортивной истории. 2021. № 4 (27). С. 91-98.

26. Светлакова Н. И. Квест как альтернатива традиционной экскурсии в музее спортивной направленности // Вестник спортивной истории. 2020. № 2 (21). С. 96-102.

References

1. Matveev L. P. Osnovy sportivnoj trenirovki [Fundamentals of sports training]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1977. 271 p. (in Russian).

2. Ozolin N. G. Molodomu kollege [To a young colleague]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1988. 288 p. (in Russian).

3. Tumanyan G. S. Sportivnaya bor'ba: teoriya, metodika, organizatsiya trenirovki: uchebnoe posobie: v 4 kn. Kn. III. Metodika podgotovki [Wrestling: Theory, methodology, organization of training: textbook: in 4 books. Book III. Methods of preparation]. Moscow, Soviet sport Publ., 1998. 400 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Komlev Yu. E. The strategy formation of museum communication management. The World of Science, Culture and Education, 2011, no. 5 (30), pp. 373-377 (in Russian).

5. British Golf Museum. Available at: https://www. worldgolfmuseum.com/whats-on (accessed August 22, 2022) (in Russian).

6. State Museum of Sports of the Ministry of Sports of the Russian Federation. Available at: http://museumsport.ru/ (accessed August 10, 2022) (in Russian).

7. Historical and Sports Museum. Available at: http:// museum.sportedu.ru/news (accessed August 11, 2022) (in Russian).

8. Hockey Hall of Fame (Toronto). Available at: https://hhof. com/ (accessed August 23, 2022) (in Russian).

9. Kukushkin A. A., Gakame R. Z. Informational and methodical work of the Kuban Museum of Physical Education and Sports History of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. Herald of Sports History, 2020, no. 1 (20), pp. 50-61 (in Russian).

10. CSKA Sports Glory Museum. Available at: https://cska. ru/objects/17 (accessed August 22, 2022) (in Russian).

11. Football Museum. Available at: https://museudofutebol. org.br/ (accessed August 22, 2022) (in Russian).

12. National Sports Museum (Melbourne). Available at: https://www.australiansportsmuseum.org.au/ (accessed August 22, 2022) (in Russian).

13. Rostovsky V. Yu. The museum exposition of VSAPE as a means of demonstrating the social importance of profession in the sphere of physical education and sports. Physical Education and Sports Training, 2015, no. 4 (14), pp. 143-147 (in Russian).

14. Private museum in honor of Pele. Available at: https:// web.archive.org/web/20120807021453/http://www.museum-pele.com/index.php?page = 3 (accessed August 22, 2022) (in Russian).

15. Shekhovskaya N. L., Mandebura E. P. Museum pedagogy: historical and pedagogical analysis. Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: Humanities, 2011, no. 6 (101), pp. 343-350 (in Russian).

16. Istyagina-Eliseeva E. A. The Sports Museum invites you! Bulletin of Sports History, 2019, no. 2 (17), pp. 97-100 (in Russian).

17. Istyagina-Eliseeva E. A. Brief description of the Pskov Museum of Sport and the Olympic Movement. Scientific Research: From Theory to Practice, 2016, no. 3 (9), pp. 49-50 (in Russian).

18. Shakhov A. A., Shevjakov A. N., Naumov A. A., Stjushin O. A. Project "Athletes are champions, soldiers are winners!": ideological and substantive basis, development, magnification. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Les-gafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University], 2020, no. 10 (188), pp. 435-438 (in Russian). https://doi.org/10. 34835/issn.2308-1961.2020.10.p435-438

19. Shakhov A. A., Naumov A. A. Development and implementation of the project: "We study the badges - We learn

the history of national sport". Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University], 2022, no. 6 (208), pp. 433-437 (in Russian). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p433-437

20. Shakhov A. A. The problem of permanenting the contribution of A. P. Petrov's in the development of domestic wrestling and the Olympic movement. Integraciya nauki i sportivnoj praktiki v edinoborstvakh: materialy XXI Vserossi-jskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferentsii molodykh uchenykh posvyashchennoj pamyati zasluzhennogo mastera sporta SSSR, zasluzhennogo trenera SSSR, professora E. M. Chumakova. 16 fevralya 2022 goda. Pod obshch. red. S. E. Tabakova [Tabakov S. E., ed. Integration of science and sports practice in martial arts: materials of the XXI All-Russian scientific and practical conference of young scientists with international participation dedicated to the memory of the Honored Master of Sports of the USSR, Honored Coach of the USSR, Professor E. M. Chumakov. February 16, 2022]. Moscow, Lika Publ., 2022, pp. 180-186 (in Russian).

21. Zelenaya R. I. Methodology of building a museum exposition of sports topics on the example of projects of the State Museum of Sports. Herald of Sports History, 2021, no. 4 (27), pp. 47-52 (in Russian).

22. Svetlakova N. I. New formats and innovative solutions in the work of the sports museum in the context of a pandemic. Herald of Sports History, 2021, no. 3 (26), pp. 89-96 (in Russian).

23. Svetlakova N. I. Methods of emotional impact on the audience of the sports museum. Herald of Sports History, 2019, no. 3 (18), pp. 97-100 (in Russian).

24. Svetlakova N. I. Traditional and innovative methods of forming the museum space on the example of expositions of the State Museum of Sports. Herald of Sports History, 2020, no. 3 (22), pp. 88-95 (in Russian).

25. Sarkisyan S. L. The practice of creating and operating a school sports museum on the example of MBOU "Lyceum No. 1 of the ZMR RT". Herald of Sports History, 2021, no. 4 (27), pp. 91-98 (in Russian).

26. Svetlakova N. I. Quest as an alternative to a traditional excursion in the museums of sports. Herald of Sports History, 2020, no. 2 (21), pp. 96-102 (in Russian).

Поступила в редакцию 30.08.2022; одобрена после рецензирования 05.09.2022; принята к публикации 20.12.2022 The article was submitted 30.08.2022; approved after reviewing 05.09.2022; accepted for publication 20.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.