ра. - Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина». - URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/opopl 9/rpd140^1 .В.ДВ.1. 1_Спортивное_краеведение.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
REFERENCES
1. Belyukov, D.A. (2022), "Local history in the universities of the city of Velikie Luki", State local history in the Russian Federation in the late XX - early XXI centuries: main problems and development prospects, collection of scientific papers, Omsk State Museum of History and Local Lore, Omsk, pp. 239-244.
2. Vladimir Putin and Olga Lyubimova discussed the development of museums and the work of the Ministry of Culture in Donbas", available at: https://rg.ru/2022/10/03/polnyj-anshlag.html (accessed 10.10.2022)
3. Novikova, N.I. (2020), "Organization of sports and historical local history in the process of studying the discipline "Theory and history of physical culture and sports" by students" Physical culture and sport in the education system. Innovations and Development Prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, November 21-22, 2019. St. Petersburg State University Publishing House, pp. 127-133.
4. The work program of the discipline "Sports local history"; direction of training: 44.03.01 Pedagogical education, Orientation (profile) of training: Physical culture. Ryazan State University, available at: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/opop19/rpd140/B1.V.DV.1.1_Sports_local studies.pdf (Date of access: 01/09/2023)
Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.01.2023
УДК 796
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Кравцов, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
Аннотация
Важность краеведческой деятельности в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных организациях отмечают многие специалисты. Традиционными направлениями являются географическое, историческое, экологическое, литературное краеведение, а физкультурно-спортивное краеведение до настоящего времени так и не получило должного развития. Методы исследования: анализ информационных источников, опрос учителей физической культуры; анализ личного опыта физкультурно-спортивной краеведческой деятельности. Результаты исследования и их обсуждение. Учителя физической культуры понимают важность организации физкультурно-спортивной краеведческой деятельности с учащимися, однако исходя из ряда причин данная деятельность реализуется от случая к случаю. Заключение. Проведенные исследования показали состояние физкультурно-спортивной краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях, а также представили авторские пути повышения ее качества.
Ключевые слова: физкультурно-спортивное краеведение, общеобразовательные организации, физическое воспитание, опрос учителей, средства обучения и контроля.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p545-549
PHYSICAL AND SPORTS LOCAL STUDIES IN GENERAL EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksey Ale-kseevich Naumov, the senior teacher, Andrey Yurievich Kravtsov, the docent, Bunin Yelets
State University, Yelets
Abstract
The importance of local history activities in the educational process in educational institutions was noted by many experts. Traditional areas are geographical, historical, ecological, literary local history, but physical culture and sports local history has not yet received proper development. Research methods: the analysis of information sources, survey of physical education teachers; analysis of personal experience of physical culture and sports local history activities. Results of the study and their discussion. Physical education teachers understand the importance of organizing physical culture and sports local history activities with students, however, for a number of reasons, this activity is implemented on the case-by-case basis. Conclusion. The conducted studies showed the state of physical culture and sports local history activities in educational institutions, and also presented the author's ways to improve its quality.
Keywords: physical culture and sports local history, general education organizations, physical education, teacher survey, teaching and control tools.
ВВЕДЕНИЕ
Важность краеведческой деятельности в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных организациях отмечают многие специалисты. Традиционными направлениями являются географическое, историческое, экологическое, литературное краеведение, а физкультурно-спортивное краеведение до настоящего времени так и не получило должного развития.
В данной работе, опираясь на анализ информационных источников, опрос учителей физической культуры, а также личный многолетний опыт физкультурно-спортивной краеведческой деятельности, проанализируем состояние рассматриваемого вопроса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По нашему мнению, физкультурно-спортивное краеведение представляет собой деятельность по трем основным направлениям: получение имеющихся в информационном пространстве (готовых) знаний в вопросах истории физической культуры и спорта своего населенного пункта; получение в процессе научно-исследовательской деятельности новых знаний; трансляцию имеющихся знаний другим людям.
В процессе физкультурно-спортивного краеведения решаются воспитательная и образовательная задачи физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Воспитательное направление реализуется за счет повышения мотивации учащихся к достижению высоких спортивных результатов, опираясь на победы спортсменов-земляков, формирования патриотических и гражданских качеств личности, повышения престижа профессии учителя физической культуры, популяризации занятий физическими упражнениями и спортом. Образовательная задача решается за счет расширения у учащихся физкультурно-спортивных знаний и кругозора, формирования начальных педагогических и научно-исследовательских компетенций.
Физкультурно-спортивное краеведение может осуществляться в процессе урочных и внеурочных форм работы. В примерной программе по физической культуре [1] присутствует информационный компонент деятельности «Знания о физической культуре», в котором выделяется раздел «История и современное развитие физической культуры». Этот раздел и должен нацеливать учителей физической культуры на организацию физкультур-но-спортивной краеведческой деятельности учащихся. В данном документе в качестве планируемых личностных результатов физического воспитания сформулированы следующие: «уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр. Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских
подвигов спортсменов - участников Великой Отечественной войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России» [1]. Во многом именно эти задачи реализуются в физкультурно-спортивном краеведении.
Анализ информационного пространства позволил составить содержание вопросов анкеты, посвященной проблематике физкультурно-спортивного краеведения в общеобразовательных школах. Анкету мы разместили на интернет платформе https://onlinetestpad.com, ссылку для ее заполнения отправили потенциальным участникам.
В опросе приняли участие 48 учителей физической культуры Липецкой (41 человек) и Белгородской (7 человек) областей. Подавляющее число опрошенных (96%) отметили целесообразность осуществления физкультурно-спортивной краеведческой работы с учащимися. В то же время систематически данную работу проводят лишь 15% опрошенных, эпизодически - 79%, не осуществляют ее - 6% учителей. На вопрос анкеты «Какую физкультурно-спортивную краеведческую информацию Вы изучаете с учениками?» ответы распределились следующим образом: историю развития физической культуры и спорта в населенном пункте (ответили 58%); биографии знаменитых спортсменов, тренеров населенного пункта (52%); биографии знаменитых спортсменов, учителей физической культуры школы (ответили 44% учителей); историю развития физической культуры и спорта в школе (42%). Кроме того, двое опрошенных в качестве альтернативных ответов назвали следующие темы: «Биографии Олимпийских чемпионов и действующих именитых спортсменов», «Интересные случаи на Олимпийских играх», что может свидетельствовать о неполном понимании содержания краеведческой деятельности.
Отвечая на вопрос «Какие объекты физкультурно-спортивной краеведческой направленности есть в Вашей школе?», были получены следующие ответы: фото экспозиция «Спортивная слава учебного заведения» (42%); таких объектов нет (ответили 40%); музей спорта (8%); раздел «Спорт» в музее учреждения (8%). В качестве иных ответов были следующие: «Экспозиция туристской направленности в вестибюле», «выставка «Наши спортивные достижения»».
Наиболее частыми организационными формами физкультурно-спортивного краеведения являются: краткие беседы в процессе урока физической культуры (отметили 79%); участие в викторинах, олимпиадах (48%); просмотр видеороликов (42%). По другим организационным формам ответы распределились следующим образом: проведение конкурсов рисунков, фотографий и пр. (отметили 33%); написание рефератов (29%); проектная деятельность (27%); изучение статей, книг (15%); посещение музеев (13%); специально организованные теоретические занятия (13%); выступления на научных конференциях и конкурсах (10%); научно-исследовательская работа (6%); организация музейных экспозиций (6%); подготовка научно-популярных статей (6%). В качестве иного был предложен ответ, что организуются встречи с педагогами-ветеранами.
Наиболее часто физкультурно-спортивная краеведческая деятельность организуется с учащимися 5-9 классов (отметили 77%), несколько реже - с учащимися 1-4 классов (52%), реже - с учащимися 10-11 классов (38%).
Отрицательно относящихся к физкультурно-спортивной краеведческой деятельности учащихся, по мнению опрошенных, нет; тех, кто хорошо относится к ней, составляет 71%; нейтрально - 29%
Наибольшей трудностью, с которой сталкиваются учителя в процессе организации физкультурно-спортивной краеведческой деятельности, является малое количество литературы по истории развития физической культуры и спорта в населенном пункте, регионе (отметили 54%). На втором месте стоит сложность, связанная с отсутствие традиций физкультурно-спортивной краеведческой деятельности в учебном заведении (отметили 33%). На третьем - малое количество литературы по методике физкультурно-спортивной краеведческой деятельности в образовательном учреждении (отметили 29% опрошенных).
Общий вывод, который можно сделать, анализируя опрос, следующий. Учителя физической культуры понимают важность организации физкультурно-спортивной краеведческой деятельности с учащимися, однако исходя из ряда причин данная деятельность реализуется от случая к случаю.
Учитывая сложности, с которыми сталкиваются учителя при организации физкуль-турно-спортивного краеведения, мы решили разработать и реализовать ряд мероприятий.
На систематической основе мы организуем экскурсии по музею спорта ЕГУ им. И.А. Бунина для учащихся общеобразовательных школ г. Ельца и Липецкой области.
В помощь учителям физической культуры силами преподавателей и студентов института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ЕГУ им. И.А. Бунина на протяжении нескольких десятилетий проводятся краеведческие исследования, по результатам которых публикуются монографии, научные статьи и учебно-методические пособия.
Для популяризации краеведческих знаний в социальных сетях размещается соответствующая информация (онлайн экскурсии по музею спорта; интервью с выдающимися людьми; тематические рубрики «Экспонаты музея спорта»; «Листая книгу - «История спорта Ельца»» и пр.).
В 2013 г. мы впервые провели олимпиаду по физической культуре, в которой в теоретическом разделе были представлены вопросы физкультурно-спортивной краеведческой тематики. В 2018 г. подобный формат мероприятия мы реализовали вновь.
В период с 2020 по 2022 гг на базе интернет платформы https://onlinetestpad.com нами были проведены несколько онлайн-викторин по истории отдельных видов спорта (дзюдо, самбо, футбол и др.). В декабре 2022 г. мы организовали проведение викторины «История физической культуры и спорта города Ельца и его округи (Х1Х-ХХ1 вв.)», в которой приняли участие более 200 школьников. Участникам необходимо было в течение 60 минут ответить на 50 вопросов, большая часть из которых сопровождалась фотографией человека, о котором шла речь. В таблице представлены результаты этой викторины.
Таблица - Результаты викторины
Возрастная группа, классы Количество участников Результаты победителя (% правильных ответов) / время прохождения теста (мин, с) Результаты второго призера (% правильных ответов) / время прохождения теста (мин, с) Результаты второго призера (% правильных ответов) / время прохождения теста (мин, с) Среднее значение правильных ответов % Среднее время прохождения теста (мин., с)
1-4 84 82 / 44,55 80 / 50,40 76 / 46,49 50,1±14,4 33,0
5-9 113 88 / 50,47 88 / 57,55 86 /44,42 44,2±17,5 22,31
10-11 32 78 / 40,12 76 / 31,54 74 / 40,55 47,6±16,4 23,29
Анализируя таблицу, можно констатировать, что наибольший интерес к викторине проявили ученики 5-9 классов, а наименьший - 10-11 классов. Наилучшую подготовленность из победителей и призеров показали представители возрастной группы 5-9 классы, а наименьшую 10-11 классов. В то же время по среднему количеству правильных ответов лучшими являются ученики начальной школы, на втором месте - старшеклассники, на третьем - ученики 5-9 классов. Наибольшее среднее время прохождения теста было у учащихся 1-4 классов. Стоит отметить, что победители и призеры тратили на прохождение теста значительно большее количество времени (в 1,3-2,6 раза), чем другие участники, что может свидетельствовать об их серьезном отношении к тестированию.
Анализируя качественные результаты викторины, было отмечено следующее. Наиболее сложным вопросом викторины оказался вопрос «Первое спортивное общество, которое было открыто в г. Ельце?», на него не ответили 88% участников. Более 70% учеников не знают ответов на следующие вопросы: «Под чьим руководством елецкие футбольные команды «Локомотив» и «Торпедо» становились чемпионами Липецкой области?», «На каком из елецких заводов в 1970-1980-е гг большое развитие
получила тяжелая атлетика?», «Единственный из ельчан мастер спорта по баскетболу?», «Кто из елецких спортсменов - участников ВОВ был в довоенные годы вратарем и капитаном елецкой футбольной команды «Спартак»?», «Руководитель комитета по физической культуре и спорту г. Ельца с 1972 по1986 гг?». Наименьшие сложности у школьников вызвал вопрос «Основные спортивные общества г. Ельца 1960-х - 1980-х гг?», на него не ответили лишь 23% участников. Также несложными оказались следующие вопросы: «Основные спортивные общества г. Ельца 1930-1940-х гг?», «Руководитель комитета по физической культуре и спорту г. Ельца с (2007 по 2019 гг?» и «В каком году в г. Ельце была открыта спортивная школа №1?», на них не ответили около 40% опрошенных.
Отметим, что для подготовки к вышеотмеченным олимпиадам и викторинам участникам рекомендовалась к изучению физкультурно-спортивная краеведческая литература, которую можно было скачать по электронным ссылкам. Это обстоятельство свидетельствует о том, что данные мероприятия являются не только средством контроля за уровнем краеведческих знаний, но и средством их формирования.
На март 2023 г. нами запланирован новый формат физкультурно-спортивного краеведческого мероприятия - Конкурс научно-исследовательских работ «История развития физической культуры и спорта в моем учебном заведении». Он будет проходить по трем возрастным группам: 1-4 классы, 5-9, 10-11 классы. Номинации (направления) конкурса: история развития физической культуры и спорта; выдающиеся учителя физической культуры; знаменитые спортсмены; музейная экспозиция (фотографии, вещественные артефакты, информационные стенды, стенгазеты и пр.). Местом проведения конкурса выбран музей спорта ЕГУ им. И.А. Бунина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования показали состояние физкультурно-спортивной краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях, а также представили авторские пути повышения ее качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования. -Москва : Федеральное учебно-методического объединение по общему образованию 2016. - 130 с. -URL: http://фцомофв.рф/files/ioe/documents/9UZV7MX2 TMDNEFU3DYJ1.pdf (дата обращения: 12.01.2023)
REFERENCES
1. Federal Educational and Methodological Association for General Education (2016), An exemplary program of the subject "Physical Education" for educational organizations implementing programs of primary, basic and secondary general education", Moscow, available at: http://ftsomofv.rf/files/ioe/documents/9UZV7MX2TMDNEFU3DYJ1 .pdf (date of access: 12.01.2023).
Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.01.2023
УДК 796.412.24
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АСИММЕТРИИ В РАЗВИТИИ ПОДВИЖНОСТИ ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВОВ НА ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БРОСКОВЫХ
ДЕЙСТВИЙ С МЯЧОМ
Наталья Александровна Шевчук, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Александровна Нархова, магистрант, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград