Tourism. Motor recreation, Vol. 1, No. 4, pp. 38-43.
3. Zaikova, A. S. (2016), "Fundamental aspects of time perception", Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, Vol. 34, No. 2, pp. 61-67.
4. Kamenek, D.V., Kamenek, E.S. and Yatsenko, M.V. (2020), "The influence of yoga classes on the level of women's health", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, Vol. 18, No. 2, pp. 192-199.
5. Maksimikhina, E.V. and Merkulova, E.A. (2018), "Physical rehabilitation of mature women with disorders of the musculoskeletal system by means of Iyengar yoga", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 212-216.
6. Miroshnikov, A.B. and Formenov, A.D. (2019), "Evaluation method and means of optimizing psychological comfort during aerobic training with a continuous load of medium intensity", Sports psychologist, Vol. 52, No. 1, pp. 26-29.
7. Trofimova, O.S., Battalova, O.A. and Marinovich, M.A. (2019), "Features of changes in the functional state of girls engaged in gymnastic exercises with elements of hatha yoga", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 174, No. 8, pp. 231-234.
8. Shcherbatykh, Yu.V. (2006), Psychology of stress and methods of correction, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2022
УДК 796/799
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: «ИЗУЧАЕМ ЗНАЧКИ - ПОЗНАЁМ ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СПОРТА»
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Алексей
Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Елецкий государственный университет
им. И.А. Бунина, Елец
Аннотация
История отечественного спорта имеет богатые традиции. Эта информация важна не только спортсменам, тренерам, но и широкому кругу людей. Исторические физкультурно-спортивные знания позволяют человеку быть гармонично развитым, определиться с профессией, эффективно организовывать воспитательную работу, гордиться своей родиной. Важным атрибутом физкультурно-спортивной деятельности являются наградные и памятные значки. Однако до сегодняшнего дня в пропаганде исторических знаний они практически не используются. Цель работы - разработать технологию повышения спортивно-исторических знаний у различных категорий населения (спортсмены, студенты и пр.) на основе изучения наградных и памятных значков. Методы исследования: анализ информационных источников; анализ фалеристического фонда; личный многолетний опыт по изучению истории регионального спорта и формированию физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Результаты. В ходе исследования удалось разработать классификацию спортивных наградных и памятных значков, структуру учебного материала, апробировать различные организационные подходы в преподавании истории отечественного спорта на основе изучения наградных и памятных значков.
Ключевые слова: проект, памятные и наградные значки, история спорта, технология обучения, различные категории населения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p433-437
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE PROJECT: "WE STUDY THE BADGES - WE LEARN THE HISTORY OF NATIONAL SPORT"
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksey Ale-kseevich Naumov, the senior teacher, Bunin Yelets State University, Yelets
Abstract
The history of domestic sports has rich traditions. This information is important not only for athletes, coaches, but also for a wide range of people. Historical physical culture and sports knowledge allows the person to be harmoniously developed, to decide upon the profession, to effectively organize educational work, and to be proud of their homeland. The important attribute of physical culture and sports activities are award and commemorative badges. However, until today they are practically not used in the propaganda of historical knowledge. The purpose of the work is to develop the technology for increasing sports and historical knowledge among various categories of the population (athletes, students, etc.) based on the study of award and commemorative badges. Research methods: the analysis of information sources; analysis of the faleristic fund; personal long-term experience in studying the history of regional sports and the formation of physical culture and sports local history knowledge among various categories of the population. Results. In the course of the study, it was possible to develop the classification of sports awards and commemorative badges, the structure of educational material, to test various organizational approaches in teaching the history of national sports based on the study of award and commemorative badges.
Keywords: project, commemorative and award badges, sports history, teaching technology, various categories of the population.
ВВЕДЕНИЕ
История отечественного спорта многогранна и интересна. Эта информация важна не только спортсменам, тренерам, учителям физической культуры, студентам физкуль-турно-спортивных направлений подготовки, но и широкому кругу людей. Эти знания позволяют человеку быть гармонично развитым, определиться с профессией, эффективно организовывать воспитательную работу, гордиться своей родиной.
Проведенные нами исследования констатируют, что на сегодняшний день методика передачи исторических физкультурно-спортивных знаний различным категориям населения находится на низком уровне, что во многом связано с редким использованием наглядных средств обучения [2 и др.]. Важным атрибутом физкультурно-спортивной деятельности являются наградные и памятные значки. Однако в пропаганде исторических знаний они практически не используются.
Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы является разработка технологии повышения спортивно-исторических знаний у различных категорий населения (спортсмены, студенты и пр.) на основе изучения наградных и памятных значков.
Методы исследования: анализ информационных источников; анализ фалеристиче-ского фонда музея спорта ЕГУ им. И.А. Бунина; личный многолетний опыт по изучению истории регионального спорта и формированию физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В нашей стране значки спортивной тематики стали неотъемлемой традицией ещё в дореволюционный период. До 1917 г. физкультурно-спортивная сфера была уделом небольшой группы образованных, прогрессивных и, как правило, обеспеченных людей, что проявлялось в том числе в наградной атрибутике, которая изготавливалась из дорогих материалов (серебро, золото и пр.). Наибольшее развитие значки получили в советский период. Они изготавливались миллионными тиражами на более чем десяти заводах и фабриках с последующим распространением в магазинах канцтоваров, киосках «Союзпечать» и других точках продажи. В 1920-1950-е г. значки производили из меди, латуни, бронзы и декорировали горячими эмалями, что делало их относительно дорогими в изготовлении. Впоследствии значки стали штамповать из алюминия, делать из нержавеющей стали и декорировать холодными эмалями. Доступность, разнообразие и низкая цена сделали значки одним из самых популярных предметов коллекционирования в Советском Союзе. С распадом СССР производство значков практически прекратилось, сейчас их выпускают в значительно меньшем количестве, разнообразии и как правило более примитивными.
Анализ фалеристического фонда музея спорта ЕГУ им. И.А. Бунина, интернет пространства позволяют классифицировать значки физкультурно-спортивной тематики в соответствии со следующими группами: виды спорта; физкультурно-спортивные и образовательные организации (добровольно спортивные общества (ДСО), спортивные клубы (СК), спортивные факультеты и пр.); спортивные события (соревнования, фестивали, праздники и пр.); одиночные значки; серийные значки; памятные значки; наградные значки; классификационные значки (спортивные, судейские, тренерские); пресса и спорт; физкультурно-спортивные комплексы (ГТО, БГТО, Готов к защите родины, Воин -спортсмен и др.).
Нами была определена структура учебного материала, учитывающая специфику спортивных значков, на основе которой можно преподавать историю отечественного спорта. Данная информация может быть представлена следующими разделами: развитие спорта до 1917 г.; ДСО СССР (ЦСКА, Динамо, Спартак, Локомотив, Урожай, Труд, Трудовые резервы, Буревестник и пр.); военно-спортивные организации (ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ); развитие ГТО и военно-спортивных комплексов; развитие спорта высших достижений (Спартакиада народов СССР, чемпионаты мира и Европы и пр.); развитие массового спорта (СК «Кожаный мяч», СК «Золотая шайба» и пр.); проведение крупнейших комплексных международных соревнований в нашей стране (Всемирная Летняя Универсиада 1973 г., XXII Летние Олимпийские игры 1980 г.); развитие отдельных видов спорта; современное развитие спорта; вопросы, посвященные физкультурно-спортивному историческому краеведению. В этом соответствии был разработан тестовый материал для определения уровня знаний обучаемых.
С целью апробации рассматриваемого подхода мы провели серию образовательных мероприятий для студентов и спортсменов. Первое занятие состоялось для обучающихся ЕГУ им. И.А. Бунина. Оно прошло в спортивном музее данного вуза под руководством студента института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности (ФКСиБЖ) - И. Строева. В мероприятии приняли участие студенты института ФКСиБЖ (5 человек) и института филологии (20 человек). Изначально участникам было предложено пройти онлайн-тестирование на интернет платформе https://onlinetestpad.com. Для удобства и ускорения данной процедуры были сгенерированы обычная интернет-ссылка и QR-код. Затем состоялась лекция (продолжительность 2025 минут), в которой демонстрировалась экспозиция спортивных значков и другие артефакты музея. По завершению мероприятия было проведено повторное (аналогичное первому) тестирование уровня исторических знаний, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика спортивно-исторических знаний студентов институтов (количество правильных ответов, %)_
Институт Входной уровень Итоговый уровень Достоверность различий (р=0,95)
Филологии 47±21 55±18 недостоверно
ФКСиБЖ 33±11 70±14 достоверно
Анализ проведенного мероприятия позволяет констатировать: данный формат может использоваться для достижения заявленных целей. К положительным сторонам его проведения следует отнести возможность воочию увидеть значки, а также другие экспонаты музея, задать вопросы проводящему. К отрицательным - значки имеют малый размер и при большом количестве участников трудно соблюсти принцип наглядности. Также относительно слабая подготовленность студента, проводящего мероприятие, в вопросах истории спорта, негативно сказалась на формировании знаний слушателей.
Следующим апробируемым форматом проведения мероприятия для студентов стал формат видео лекции. Нами были учтены ранее допущенные просчеты, был переработан учебный и тестовый материал, подготовлена презентация, в качестве лектора выступил кандидат педагогических наук, который долгие годы занимается вопросами истории фи-
зической культуры и спорта. Записанная лекция демонстрировалась студентам института ФКСиБЖ (п=19). Результаты данной работы представлены в таблице 2. Анализ предложенного формата позволяет сделать вывод о его эффективности. К сильным сторонам данного формата относятся: возможность использования в процессе обучения не только значков, имеющихся в непосредственном распоряжении лектора, но и тех, которые представлены в сети интернет; на экране можно рассмотреть значки более детально, в увеличенном виде; уменьшение энергозатрат лектора (один раз записанную лекцию можно демонстрировать многократно). К слабым сторонам данного формата проведения мероприятия стоит отнести невозможность обратной связи с лектором.
Таблица 2 - Динамика спортивно-исторических знаний студентов в процессе прослушивания видео лекции (количество правильных ответов, %)_
Входной уровень Итоговый уровень Достоверность различий (р=0,95)
50±15 89±12 достоверно
Развивая идею видео лекции, мы пришли к формату проведения мероприятия в режиме видеоконференцсвязи (ВКС). Данный подход мы реализовали со спортсменами спортивных школ г. Ельца специализаций плавания и всестилевого каратэ (п=17). Средний возраст слушателей составил 11 лет. Результаты проведенной работы представлены в таблице 3. Анализ данного подхода позволяет сделать вывод о его эффективности. В то же время были отмечены «плюсы» и «минусы» данного формата. К положительным аспектам стоит отнести возможность участия в мероприятии удаленно. К отрицательным: не у всех потенциальных участников есть гаджеты и возможность выхода в интернет; не все обладают соответствующими навыками работы в режиме ВКС; был отмечен низкий уровень коммуникации лектора и слушателей.
Таблица 3 - Динамика спортивно-исторических знаний спортсменов в процессе ви-деоконференцсвязи (количество правильных ответов, %)_
Входной уровень Итоговый уровень Достоверность различий (р=0,95)
49±18 65±22 достоверно
Еще одним форматом реализации нашего проекта со спортсменами стало проведение «живой» лекции в музее спорта ЕГУ им. И.А. Бунина. В этом мероприятии приняли участие дзюдоисты и тренеры спортивной школы «Спартак» г. Ельца (п=17), средний возраст которых составил 11 лет. В процессе лекции наблюдался хороший эмоциональный фон, дети и тренеры задавали вопросы, участвовали в обсуждении услышанного. По объективным (табл. 4) и субъективным показателям данный подход является наиболее продуктивным при работе со спортсменами.
Таблица 4 - Динамика спортивно-исторических знаний спортсменов в процессе «живой» лекции (количество правильных ответов, %)_
Входной уровень Итоговый уровень Достоверность различий (р=0,95)
39±16 78±14 достоверно
Стоит отметить, что все участники (студенты, спортсмены, тренеры) за исключением одного человека отметили свое позитивное отношение к проекту.
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования позволили разработать классификацию спортивных значков. Были определены структура учебного материала, апробированы различные организационно-методические подходы в преподавании студентам и спортсменам истории отечественного спорта, опираясь на демонстрацию наградных и памятных значков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сысолятин И.А. Значки СССР. Том 1. Физическая культура и спорт. - Москва : Духовная нива, 2020 - 294 с.
2. Шахов А.А. Проблематика формирования физкультурно--спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения: разработка содержания, специфика обучения, контроль / А.А. Шахов, В.В. Семянникова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 506-510.
REFERENCES
1. Sysolyatin I.A. (2020), USSR badges. Volume 1. Physical culture and sports, Dukhovnaya Niva, Moscow.
2. Shakhov A.A. and Semyannikova V.V. (2022), "Problems of formation of physical culture and sports knowledge of local lore among different categories of the population: development of content, specifics of training, control", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 506-510.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2022
УДК 796.012.2
«ДВУСТОРОННЕЕ» РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Денис Юрьевич Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский филиал всероссийского государственного университета юстиции, Сочи; Юлия Алексеевна Ва-сильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет, Сочи; Гузель Равилевна Мукминова, старший преподаватель, Сочинский государственный университет, Сочи
Аннотация
По результатам тестирования координационных способностей обучающихся юношей вузов были выявлены средний и низкий уровни их развития. От решения данной проблемы зависит эффективность обучения обучающихся новым двигательным действиям и совершенствование уже освоенных координационных способностей, что будет способствовать успешному прохождению программного материала по физическому воспитанию. Одним из таких решений стала разработка методики совершенствования координационных способностей юношей с различной моторной асимметрией.
Ключевые слова: координационные способности, методика физического воспитания, обучающиеся вузов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p437-442
"TWO-WAY" DEVELOPMENT OF STUDENTS' COORDINATION ABILITIES
Denis Yuryevich Shevchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sochi branch of the All-Russian State University of Justice, Sochi; Yulia Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sochi State University, Sochi; Guzel Ravilevna Muk-minova, the senior teacher, Sochi State University, Sochi
Abstract
According to the results of testing the coordination abilities of young students of universities, medium and low levels of their development were revealed. The effectiveness of teaching students to the new motor actions and the improvement of already mastered coordination abilities depends on the solution of this problem, which will contribute to the successful passage of the program material on physical education. One of these solutions was the development of a methodology for improving the coordination abilities of young men with various motor asymmetries.
Keywords: coordination abilities, methods of physical education, university students.
Известно, что координационные упражнения подразделяются на две группы: общеподготовительные и специально-подготовительные с учётом специфики вида спорта,