Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ: РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ, СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ, КОНТРОЛЬ'

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ: РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ, СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ, КОНТРОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬ / РАЗЛИЧНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахов Артём Александрович, Семянникова Валентина Владимировна

Формирование физкультурно-спортивных краеведческих знаний у обучающихся, спортсменов, тренеров, учителей и педагогов физической культуры является важнейшей задачей развития отрасли «Физическая культура и спорт». Пропаганда физкультурно-спортивной краеведческой информации способствует повышению престижа профессии учителя физической культуры, тренера, является средством популяризации занятий физическими упражнениями и спортом. В то же время рассматриваемое направление педагогической деятельности разработано крайне слабо не только в содержании, но и в организационно-методическом инструментарии и контроле. Цель работы - разработка теоретико-методических основ формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Методы исследования: анализ информационных источников, а также личного многолетнего опыта по изучению истории регионального спорта и формированию физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования позволили уточнить имеющиеся в научном обиходе понятия «физкультурно-спортивное краеведение» и «физкультурно-спортивные краеведческие знания». Были определены категории людей, которым необходимо владеть физкультурноспортивными краеведческими знаниями. Разработаны классификации физкультурно-спортивной краеведческой информации, определены источники получения данных сведений. Определены основные средства по формированию знаний и контролю их сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахов Артём Александрович, Семянникова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE FORMATION PROBLEMS ON LOCAL PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FOR DIFFERENT CATEGORIES ON THE POPULATION: CONTENT DEVELOPMENT, TRAINING SPECIFICS, CONTROL

The formation of physical culture and sports local history knowledge among students, athletes, coaches and teachers of physical culture is the most important task for the development of the "Physical Culture and Sports" industry. Propaganda of physical culture and sports local history information helps to increase the prestige of the profession of a teacher of physical culture, a coach, and a means of popularizing physical exercises and sports. At the same time, the considered direction of pedagogical activity is developed extremely poorly not only in content, but also in organizational and methodological tools and control. The purpose of the work is the development of theoretical and methodological foundations for the formation of physical culture and sports local history knowledge among various categories of the population. Research methods: analysis of information sources, as well as personal long-term experience in studying the history of regional sports and the formation of physical culture and sports local history knowledge among various categories of the population. Results and its discussion. The conducted research allowed clarifying the concepts of "physical culture and sports local history" and "physical culture and sports local history knowledge" that are available in the scientific use. The categories of people who need to have physical culture and sports knowledge of local lore were identified. Classifications of physical culture and sports local history information have been developed; sources for obtaining this information have been identified. The main means for the formation of knowledge and control of their formation are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ: РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ, СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ, КОНТРОЛЬ»

trends, No. 2, pp. 25-31.

4. Minina, E.N., Bogach, I.N. and Faynzilberg l.S., (2015), "New approaches to the assessment of cardiorespiratory conjugation in schoolchildren", Problems of modern science and education, No. 11 (41), pp. 70-75.

5. Pogosyan, T.A. and Pogosyan, M.M. (2017), "Theoretical aspects of coordination manifestations of physical performance during long-term adaptation of young athletes", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, 5 (147), pp. 145-147.

6. Sysoenko, N.V. (2008), "Screening assessment of students' adaptation to the academic load", I Congress of the Russian Society of School and University Medicine and Health: Abstracts, Moscow, pp. 171-172.

7. Shakhanova, A.V. and Kuzmin, A.A. (2013), "The influence of sports physical activity on the functional state and regulatory and adaptive capabilities of young football players 10-15 years old, taking into account the somatotype", Theory and practice ofphysical culture, No.8, pp. 22-26.

Контактная информация: chkazbek@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2022

УДК 796/799

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ: РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ, СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ, КОНТРОЛЬ

Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, директор института, Валентина Владимировна Семянникова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,

Елец

Аннотация

Формирование физкультурно-спортивных краеведческих знаний у обучающихся, спортсменов, тренеров, учителей и педагогов физической культуры является важнейшей задачей развития отрасли «Физическая культура и спорт». Пропаганда физкультурно-спортивной краеведческой информации способствует повышению престижа профессии учителя физической культуры, тренера, является средством популяризации занятий физическими упражнениями и спортом. В то же время рассматриваемое направление педагогической деятельности разработано крайне слабо не только в содержании, но и в организационно-методическом инструментарии и контроле. Цель работы - разработка теоретико-методических основ формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Методы исследования: анализ информационных источников, а также личного многолетнего опыта по изучению истории регионального спорта и формированию физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования позволили уточнить имеющиеся в научном обиходе понятия «физкультурно-спортивное краеведение» и «физкультурно-спортивные краеведческие знания». Были определены категории людей, которым необходимо владеть физкультурно-спортивными краеведческими знаниями. Разработаны классификации физкультурно-спортивной краеведческой информации, определены источники получения данных сведений. Определены основные средства по формированию знаний и контролю их сформированности.

Ключевые слова: краеведение, физкультурно-спортивные краеведческие знания, разработка содержания, специфика обучения, контроль, различные категории населения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p506-510

KNOWLEDGE FORMATION PROBLEMS ON LOCAL PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FOR DIFFERENT CATEGORIES OF THE POPULATION: CONTENT DEVELOPMENT, TRAINING SPECIFICS, CONTROL

Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, dean of the institute, Valentina Vladimirovna Semyannikova, the candidate of pedagogical sciences, do-

cent, department chair, Bunin Yelets State University

Abstract

The formation of physical culture and sports local history knowledge among students, athletes, coaches and teachers of physical culture is the most important task for the development of the "Physical Culture and Sports" industry. Propaganda of physical culture and sports local history information helps to increase the prestige of the profession of a teacher of physical culture, a coach, and a means of popularizing physical exercises and sports. At the same time, the considered direction of pedagogical activity is developed extremely poorly not only in content, but also in organizational and methodological tools and control. The purpose of the work is the development of theoretical and methodological foundations for the formation of physical culture and sports local history knowledge among various categories of the population. Research methods: analysis of information sources, as well as personal long-term experience in studying the history of regional sports and the formation of physical culture and sports local history knowledge among various categories of the population. Results and its discussion. The conducted research allowed clarifying the concepts of "physical culture and sports local history" and "physical culture and sports local history knowledge" that are available in the scientific use. The categories of people who need to have physical culture and sports knowledge of local lore were identified. Classifications of physical culture and sports local history information have been developed; sources for obtaining this information have been identified. The main means for the formation of knowledge and control of their formation are determined.

Keywords: local history, physical culture and sports local history knowledge, development of content, specifics of education, control, various categories of the population.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование физкультурно-спортивных краеведческих знаний в спорте реализуется в процессе теоретической подготовки, а в физическом воспитании - решая один из аспектов образовательной задачи. О значимости теоретического образования в физическом воспитании и спорте высказывались многие видные отечественные ученые, среди которых Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, Г. С. Туманян и др. Широкий спектр специализированных знаний позволяет человеку более эффективно организовывать самоподготовку, продлить спортивное долголетие, определиться с профессией, быть гармонично развитым. Важное место в системе информации, которой должны владеть люди, предметом деятельности которых является физическая культура и спорт, занимает исторический раздел. Его изучение вооружает фактами, без которых невозможно эффективно осуществлять самоподготовку, обучение и воспитание. Российские ученые имеют богатые традиции в изучении всеобщей и отечественной истории спорта. В то же время исследований краеведческой направленности к настоящему времени проведено крайне мало. Данное положение дел является одним из главных сдерживающих факторов в повышении качества формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Кроме того, можно констатировать, что к сегодняшнему дню рассматриваемое направление педагогической деятельности разработано крайне слабо не только в содержании, но и в организационно-методическом инструментарии и контроле.

Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы является разработка теоретико-методических основ формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения.

Методы исследования: анализ информационных источников, а также личного многолетнего опыта по изучению истории регионального спорта и формированию физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В информационном поле можно встретить множество определений понятия «краеведение». Одни авторы рассматривают его как метод изучения территории, другие -как многогранную деятельность (образовательно-познавательную, поисково-опытную,

общественно-полезную), третьи - как самостоятельную науку [1].

В нашей работе под термином краеведение мы будем понимать деятельность людей, направленную на изучение специфических аспектов географии, экологии, экономики, истории, культуры и пр. каких-либо территориально-административных единиц (населенный пункт, район, регион), с последующей популяризацией полученных знаний.

Вопросами краеведения в нашей стране начали заниматься в эпоху правления Петра I, в последующем эта работа с разной степенью развития продолжилась до наших дней. Важность этой деятельности отмечали основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский и выдающийся географ П.П. Семенов-Тянь-Шанский [2]. И действительно, краеведение является мощным средством патриотического воспитания, однако при его неправильном понимании оно может способствовать негативным тенденциям в обществе (исключительности, сепаратизму, однобокости воспитания и пр.).

Московчук Л. С. отмечает важность этических норм людей, занимающихся краеведением. По ее мнению, «игнорирование этической составляющей может привести к дискредитации краеведения и связанных с ним волонтерских проектов в глазах общественности и профессионалов из смежных областей» [3].

Основными поборниками краеведческой деятельности являются специализированные организации, как правило общественные, музеи, библиотеки и учебные заведения.

К настоящему дню опубликовано большое количество работ, посвященных различным аспектам краеведения. В то же время публикаций, рассматривающих физкультурно-спортивное краеведение, опубликовано крайне мало.

В нашем понимании физкультурно-спортивное краеведение - это деятельность по изучению истории развития физической культуры и спорта, спортивных обществ и организаций, биографий спортивных функционеров (спортсменов, тренеров, судей, ученых и пр.) в контексте какой-либо территории, а также просветительская работа на основе полученной информации.

Считаем необходимым также дать определение такому термину, как физкультурно-спортивные краеведческие знания - это информация об истории развития физкультурно-спортивного движения на конкретной территориально-административной единице.

Основными категориями людей, которым необходимо владеть в том или ином объеме физкультурно-спортивными краеведческими знаниями, являются: школьники и студенты, изучающие дисциплину «Физическая культура» (1-я группа); спортсмены (2-я группа); тренеры, учителя и преподаватели дисциплины «Физическая культура», а также студенты - будущие педагогические работники отрасли «Физическая культура и спорт» (3-я группа); преподаватели вузов, ведущие дисциплину «История физической культуры и спорта» (4-я группа). Каждой из представленных групп должен соответствовать свой объем необходимых знаний, наименьшим он будет для 1-ой группы, а наибольшим - для 4-й. Работу по формированию спортивно-краеведческих знаний у 1-й и 2-й групп осуществляют учителя, преподаватели и тренеры, формирование знаний у представителей 3-й и 4-й групп осуществляется в процессе профессионального обучения.

На протяжении пятнадцати лет мы занимаемся изучением богатой спортивной истории Липецкой области и города Ельца, за это время нами опубликовано несколько монографий и других работ, посвященных данной тематике. В 2011 г. в ЕГУ им. И. А. Бунина мы создали музей спорта, который стал не только центром исторического физкультурно-спортивного просвещения, но и местом научно-исследовательской работы преподавателей и обучающихся. Все эти годы нами апробировались различные подходы к формированию физкультурно-спортивных краеведческих знаний у различных категорий населения. Данный опыт позволяет нам предложить следующее видение организации процесса формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний.

В соответствии с территориальным охватом физкультурно-спортивную краеведческую информацию можно рассматривать в муниципальном, межмуниципальном и региональном масштабах. Исходя из политико-государственного устройства нашей страны, ее можно разделить на следующие периоды: дореволюционный (до 1917 г.); советский (1920-е - 1930-ее гг.; период ВОВ; 1945-1991 гг.); 1991 г. - настоящее время. В соответствии с частными аспектами физической культуры и спорта физкультурно-спортивную краеведческую информацию можно разделить по следующим группам: виды спорта; ДСО («Динамо», «Спартак», «Локомотив», «Труд» и пр.); биографии людей (спортсмены, тренеры, спортивные функционеры и пр.); история конкретной организации, спортивной школы, учебного заведения и пр.; виды двигательной активности (дворовый спорт, адаптивный спорт, реализация ВФСК «ГТО», и пр.) [4].

Основными источниками физкультурно-спортивной краеведческой информации являются архивные документы, периодические издания, научные и учебные работы, информация очевидцев развития физической культуры и спорта, наградная атрибутика, фото и видео материалы.

Ведущими средствами формирования физкультурно-спортивных краеведческих знаний являются: краткие беседы; лекции; просмотр фильмов; изучение литературы; научно-исследовательская работа (подготовка докладов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, научных статей и пр.); проектная деятельность; музейная деятельность; компьютерные технологии (интернет, социальные сети и пр.), мемориальные соревнования. Главными средствами контроля за уровнем сформированности физкультурно-спортивных краеведческих знаний являются: опрос, тестирование, викторины, защита научной работы.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволили уточнить понятия «физкультурно-спортивное краеведение» и «физкультурно-спортивные краеведческие знания». Были определены категории людей, которым необходимо владеть физкультурно-спортивными краеведческими знаниями. Были разработаны классификации физкультурно-спортивной краеведческой информации, определены источники получения данных сведений. Определены основные средства по формированию знаний и контролю их сформированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войтова Л.В. Термины «краеведение» и «школьное краеведение»: понятийный аспект / Л.В. Войтова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3 (б). - С. 72-74.

2. Гуцалов А.А. Молодежь и краеведение: исторический опыт и точки роста / А.А. Гуца-лов // Наследие веков. - 2019. - № 3 (19). - С. 49-61.

3. Московчук Л.С. Этос краеведения: этические основания и моральные императивы / Л.С. Московчук // Наследие веков. - 2019. - № 3 (19). - С. 29-35.

4. Шахов А.А. Проблематика классификации историко-краеведческой информации физ-культурно-спортивной направленности (на примере г. Ельца) / А.А. Шахов, В.В. Семянникова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 5-6.

REFERENCES

1. Voitova, L.V. (2011), "The terms "local history" and "school local history": conceptual aspect", Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology, No. 3(6), pp. 72-74.

2. Gutsalov, A.A. (2019), "Youth and local history: historical experience and points of growth", Heritage of centuries, No. 3 (19), pp. 49-61.

3. Moskovchuk, L.S. (2019), "Ethos of local history: ethical grounds and moral imperatives", Heritage of centuries, No. 3 (19), pp 29-35.

4. Shakhov, A.A. and Semyannikova, V.V. (2021), "Problems of classification of historical and local history information of physical culture and sports orientation (on the example of the city of Yelets)", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 5-6.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

УДК 796.89

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ПОЛИЦИИ

Виктор Борисович Шилакин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск; Юрий Валентинович Чехранов, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва

Аннотация

В статье отмечается, что отличительной чертой профессиональной подготовки сотрудников полиции является их готовность к применению физической силы. Данная готовность формируется при освоении «Боевых приемов борьбы», которые имеют внешнее сходство с приемами, применяемыми в спортивных единоборствах. Целью исследования явилось определение действительной аналогии технических действий ряда единоборств с приемами, которые изучают сотрудники полиции. Полученные результаты выявили наибольшую аналогию боевых приемов с приемами самбо, что позволяет усовершенствовать научное и методическое обеспечение физической подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: спортивные единоборства, физическая подготовка, профессиональная подготовка, сотрудники полиции, действия техники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p510-513

TO THE QUESTION OF ANALOGY OF TECHNICAL ACTIONS OF MARTIAL ARTS AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS

Viktor Borisovich Shilakin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Khabarovsk; Yury Valentinovich Chekhranov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow

Abstract

The article notes that the distinctive feature of the professional training of police officers is their readiness to use physical force. This readiness is formed when mastering the "Fighting techniques of wrestling", which have external similarity with the techniques used in martial arts. The purpose of the study was to determine the actual analogy of the technical actions of a number of martial arts with the techniques that police officers study. The obtained results revealed the greatest analogy of combat techniques with sambo techniques, which makes it possible to improve the scientific and methodological support of physical training of police officers.

Keywords: martial arts, physical training, professional training, police officers, actions of equipment.

ВВЕДЕНИЕ

Отличительной чертой профессиональной подготовки сотрудников полиции и важным компонентом профессиональной компетенции является их готовность к применению физической силы при необходимости пресечения противоправных действий лиц, что определено законодательством РФ и нормативными актами МВД России. Данный вид

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.