REFERENCES
1. Donina, I.A. (2014), "The Pedagogical Strategy of Formation of the Competitive Personnel of the General Education Organization", Modern Problems of Science and Education, No. 6, avai;able at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15541 (date of accessed: 01/21/2023).
2. Konoplyansky, D.A. (2015), "Pedagogical Strategy of Forming the Competitiveness of a Graduate of a Higher Educational Institution and the Principles of Its Implementation", Herald of the University of the Russian Academy of Education, No. 5, pp. 40-46.
3. Kulichkova, E.A. (2015), "Innovative Technologies in Teaching a Foreign Language", System Technologies, No. 17, pp. 5-13.
4. Sharukhin, A.P. and Shapozhnikov A S. (2017), "Educational Activities of Cadets of Military Educational Institutions of Higher Education of National Guard Troops of the Russian Federation: Criteria Quality Assessment", Actual problems of humanities and socio-economic sciences, Vol. 10. No. 11 (11), pp. 53-54.
Контактная информация: tgsha2006@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 23.01.2023
УДК 796
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРОВ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА НАИМЕНОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Денис Владимирович Коватев, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
Аннотация
Физкультурно-спортивная краеведческая компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности учителя физической культуры и тренера. Главным организационным инструментом ее формирования должна стать специализированная учебная дисциплина, входящая в учебный план профессионального образования. В настоящее время у специалистов нет единого мнения о ее названии, структуре, объеме и содержании. В данной работе, опираясь на анализ информационных источников, а также личный многолетний опыт физкультурно-спортивной краеведческой деятельности, проанализировано современное состояние рассматриваемого вопроса. В результате исследования мы пришли к мнению, что специализированная дисциплина должна называться «Физкультурно-спортивное краеведение». Структура учебного материала данной дисциплины должна состоять из трех основных разделов: «Теоретико-методологические аспекты физ-культурно-спортивного краеведения»; «Краеведческая история развития физической культуры и спорта»; «Методические и организационные аспекты физкультурно-спортивного краеведения».
Ключевые слова: краеведение, учебная дисциплина, профессиональное физкультурно-спортивное образование, целесообразность включения, проблематика названия, разработка содержания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p540-545
EDUCATIONAL DISCIPLINE "PHYSICAL AND SPORTS LOCAL STUDIES" IN
THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS AND TRAINERS: FEASIBILITY OF INCLUDE, NAME
PROBLEMS, CONTENT
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksey Ale-kseevich Naumov, the senior teacher, Denis Vladimirovich Kovatev, the senior teacher, Bunin
Yelets State University
Abstract
Physical culture and sports local history competence is an important component of the professional competence of the physical education teacher and trainer. The main organizational tool for its formation should be the specialized academic discipline included in the curriculum of vocational education. Currently, experts do not have common opinion about its name, structure, scope and content. In this work, based on the analysis of information sources, as well as personal long-term experience of physical culture and sports local history activities, the current state of the issue under consideration is analyzed. As a result of the study, we came to the conclusion that the specialized discipline should be called "Physical and sports local history". The structure of the educational material of this discipline should consist of three main sections: "Theoretical and methodological aspects of physical culture and sports local history"; "Local history of the development of physical culture and sports"; "Methodological and organizational aspects of physical culture and sports local history."
Keywords: local history, academic discipline, professional physical culture and sports education, expediency of inclusion, problems of the name, content development.
ВВЕДЕНИЕ
Физкультурно-спортивное краеведение - это деятельность по изучению и популяризации истории развития физической культуры и спорта в целом, отельных видов спорта и спортивной инфраструктуры, биографий спортивных деятелей (спортсмены, тренеры, руководители, ученые, судьи и пр.) конкретной территориально-административной единицы (населенный пункт, район, регион).
Интерес к краеведению актуализируется в «переломные» годы отечественной истории, актуально оно и сегодня. Недаром в 2022 г. на встрече Президента РФ В.В. Путина с министром культуры России О.Б. Любимовой был поднят вопрос о важности развития сети краеведческих музеев [2].
Краеведение является не только системой знаний, средством научного познания, но и действенной технологией образования и воспитания. Физкультурно-спортивное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательный интерес людей; позволяет спортивным функционерам не допускать ошибок, которые когда-то уже были допущены, а также планировать и прогнозировать дальнейшее развитие сферы «Физическая культура и спорт»; повышает мотивацию спортсменов к достижению высоких спортивных результатов (на победах героев прошлого эффективно воспитывать спортивный резерв); способствует формированию патриотических чувств граждан не только к малой родине, но и всей России; уменьшает отток перспективных спортсменов из своих населенных пунктов; повышает престиж профессии учителя физической культуры и тренера; популяризирует занятия физическими упражнениями и спортом [1, 2].
Вышеизложенное может свидетельствовать о целесообразности формирования у будущих учителей физической культуры и тренеров компетентности в вопросах физкуль-турно-спортивного краеведения - системы знаний, умений и опыта деятельности в области физкультурно-спортивного краеведения, достаточных для эффективного решения профессиональных задач по соответствующему обучению учащихся в процессе их физического воспитания и спортивной подготовки.
В данной работе, опираясь на анализ информационных источников, а также личный многолетний опыт физкультурно-спортивной краеведческой деятельности со студентами - будущими учителями физической культуры и тренерами, проанализируем современное состояние рассматриваемого вопроса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и высшего образования физкультурно-спортивных направлений подготовки показал, что в них нет абсолютно никаких ориентиров по формированию компетентности в вопросах физкультурно-спортивного краеведения. Данное обстоятельство, с одной стороны, дает право творчески строить процесс обучения, что в
ряде случаев бывает позитивным; с другой стороны, это может вызвать непонимание специалистов на местах в технологии подготовки студентов в вопросах физкультурно-спортивного краеведения.
Анализ учебных планов вузов (Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»; Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта; Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского; Тульский государственный университет и др.) и образовательных организаций среднего профессионального образования («Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»; «Училище олимпийского резерва», Республика Марий Эл; «Училище олимпийского резерва № 1», г. Санкт-Петербург; «Училище (техникум) олимпийского резерва № 1», Московская область и др.), показал, что специализированных дисциплин, посвященных физкультурно-спортивному краеведению, в них нет.
Большое внимание физкультурно-спортивному краеведению уделяется в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, именно здесь было сформулировано данное понятие. В 2007 г. в г. Великие Луки был открыт Центр физкультурно-спортивного краеведения - единственный в стране. Центр представляет собой добровольное общественное объединение преподавателей, студентов и выпускников академии, учителей, тренеров и ветеранов спорта Псковской области. Основными целями Центра являются: изучение истории развития физкультурно-спортивного движения в Псковской области; героико-патриотическое воспитание молодежи на примерах достижений спортсменов; формирование у современной молодежи привлекательности занятий физкультурой и спортом; пропаганда здорового образа жизни, борьба с социальным неблагополучием среди отдельных категорий молодежи на примере спортивных достижений псковичей. В учебных планах академии разных лет были представлены такие дисциплины, как «Краеведение», «Псковский край в истории России», «История физической культуры и спорта Псковского края». На базе академии ежегодно проходят краеведческие конференции [1].
В Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, направленность (профиль) подготовки: Физическая культура присутствует учебная дисциплина «Спортивное краеведение», которая включена в раздел учебного плана - «Дисциплины по выбору, вариативной части Блока 1» [4]. Анализ рабочей программы этой дисциплины показал, что на ее изучение отводится 72 ч. (лекции - 16 ч., практические занятия - 18 ч., самостоятельная работа - 38 ч.).
Дисциплина состоит из двух разделов: «Вопросы физического воспитания в XVI -начале XX вв. Физическая культура и спорт в Рязанской губернии в первые годы Советской власти, в 30-40 года XX столетия» и «Физическая культура и спорт в Рязанской области с середины XX столетия по настоящее время. Развитие адаптивного спорта». Можно констатировать не совсем логичное разделение учебного материала по разделам, т. к. в каждом из них присутствуют вопросы из различных эпох развития нашей страны. По нашему мнению, целесообразно было бы выделить три раздела: «История физической культуры и спорта (ФКиС) до 1917 г.»; «История ФКиС советского периода»; «История ФКиС с 1991 г. по настоящее время».
Анализ содержания рабочей программы свидетельствует о том, что в ней представлен лишь исторический раздел краеведения, вопросы, связанные с теоретическими, методологическими и организационно-методическими аспектами, не раскрываются. Справедливости ради стоит отметить, что в разделе «Вопросы для самостоятельного изучения» присутствуют задания теоретической и методологической направленности. А именно «Краеведческая наука. Введение в спортивное краеведение»; «Вклад знаменитых рязанцев в развитие краеведения»; «Выдающиеся люди о краеведении (их связь с рязан-
ским краем)»; «История краеведения в крае»; «Рукописи общества исследователей рязанского края 20-х годов 20-ого века».
В процессе самостоятельной подготовки студентов предусмотрена работа в музеях: «Музее спортивной славы», «Музее В.И. Срезневского», «Музее С.А. Есенина». В списке основной и дополнительной литературы присутствуют книги, посвященные истории спорта Рязанского края, что позволит обучающимся более эффективно вести процесс обучения. В качестве зачетных требований по дисциплине в рабочей программе приводятся 26 контрольных вопросов.
В колледже физической культуры и спорта, экономики и технологий Санкт-Петербургского государственного университета обучающиеся специальности 49.02.01 Физическая культура в рамках дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта» изучают раздел «Спортивно-историческое краеведение». Помимо традиционных краеведческих вопросов студенты работают над созданием интерактивной карты Санкт-Петербурга, изображающей места спортивной истории, разрабатывают спортивные краеведческие туристические маршруты [3].
Остановимся на анализе личного опыта по организации профессионального образования будущих учителей физической культуры и тренеров в сфере физкультурно-спортивного краеведения в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. На протяжении многих лет нами изучалась история развития физической культуры и спорта в г. Ельце и Липецкой области с середины XIX в. по настоящее время, результатом чего стала публикация ряда монографий, учебно-методических пособий, научных статей, а также организация работы спортивного музея, проведение различных мероприятий краеведческой направленности (проектов, мемориальных соревнований, конкурсов научных работ, научно-практических конференций, викторин и пр.). В разные годы вопросы, связанные с физкультурно-спортивным краеведением, преподавались в процессе таких дисциплин, как «Физкультурно-спортивное краеведение (История спорта г. Ельца и Липецкой области)»; «Теория и история физической культуры» и др. (среднее профессиональное образование); «История физической культуры и спорта», «Социология физической культуры», Физкультурно-спортивное краеведение и др. (бакалавриат); «Спортивное краеведение г. Ельца» и др. (магистратура).
Для примера, рассмотрим содержание дисциплины «Спортивное краеведение г. Ельца», на которую отводится 108 ч. (лекции - 2 ч., практические занятия - 14 ч., самостоятельная работа - 92 ч.).
Цель изучения дисциплины - формирование компетентности в области физкуль-турно-спортивного краеведения (определение данной компетентности дано во введении). Задачи изучения дисциплины: изучить теоретико-понятийный аппарат дисциплины; получить теоретические знания в вопросах истории физической культуры и спорта г. Ельца и Липецкой области; получить практические навыки по организации научных исследований истории физической культуры и спорта региона; изучить технологию физкультурно-спортивной краеведческой работы в общеобразовательных и спортивных школах, ссузе и вузе.
Структура учебного материала дисциплины: раздел 1 «Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивного краеведения» (тема 1 «Физкуль-турно-спортивное краеведение: основные понятия»; тема 2 «Научные исследования в области физкультурно-спортивного краеведения»); раздел 2 «История развития физической культуры и спорта г. Ельца и его округи: середина XIX в. - настоящее время» (тема 3 «История ФКиС до 1917 г.»; тема 4 «Развитие ФКиС в советский период»; тема 5 «Развитие ФКиС 1991 г. - настоящее время»); раздел 3 «Методические и организационные аспекты физкультурно-спортивного краеведения» (тема 6 «Средства формирования физ-культурно-спортивных краеведческих компетенций»; тема 7 «Средства контроля за уровнем физкультурно-спортивных краеведческих компетенций»; тема 8 «Особенности
формирования физкультурно-спортивных краеведческих компетенций у различных категорий населения»).
На практических занятиях и в процессе самостоятельной работы обучающимся предлагаются следующие задания: провести сравнительный анализ спортивных успехов ельчан до 1917 г. с результатами чемпионатов России и Олимпийских игр тех лет; составить карту дореволюционных физкультурно-спортивных объектов города; составить план дальнейшего развития различных видов спорта в городе и регионе; подготовить стендовую и музейную экспозицию, посвященную развитию спорта в г. Ельце в соответствии со своей спортивной специализацией; провести каталогизацию музейных фондов; разработать раздел виртуального музея спорта; составить сценарий и провести историко-краеведческое мероприятие (мемориальное соревнование, квест, викторину и пр.); провести экскурсию по спортивному музею; составить вопросы, кроссворд, тесты, посвященные истории спорта; организовать интервью с очевидцем развития ФКиС.
В качестве средств контроля предусмотрены контрольные вопросы, теоретические тесты и практические задания.
Важное место в формировании физкультурно-спортивной краеведческой компетентности в процессе профессионального обучения должно отводиться научно -исследовательской работе и проектной деятельности обучающихся.
Отметим, что в программу вступительных испытаний по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); направленность (профиль): Физическая культура, Дополнительное образование (спортивная тренировка) в 2022 г. была включена дисциплина «Теория и история физической культуры», одним из разделов которой был раздел «История физической культуры и спорта г. Ельца, Липецкой области».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физкультурно-спортивная краеведческая компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности учителя физической культуры и тренера. Главным организационным инструментом ее формирования должна стать специализированная учебная дисциплина, входящая в учебный план профессионального образования. В настоящее время у специалистов нет единого мнения о ее названии, структуре, объеме и содержании. Наша позиция по структуре и содержанию дисциплины представлена в основной части данной статьи. Объем выделяемого времени на прохождение данной дисциплины не принципиален, но он должен быть достаточен для освещения всех заявленных аспектов. Говоря о названии дисциплины, считаем, что наиболее целесообразно его сформулировать как «Физкультурно-спортивное краеведение», по аналогии с традиционно принятыми разновидностями краеведения (архитектурным, географическим, историческим, литературным, музыкальным, экологическим и пр.).
ЛИТЕРАТУРА.
1. Белюков Д.А. Краеведение в вузах города Великие Луки // Государственное краеведение в Российской Федерации в конце XX - начале XXI веков: основные проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов. - Омск : Омский государственный историко-краеведческий музей», 2022. - С. 239-244.
2. Владимир Путин обсудил с Ольгой Любимовой развитие музеев и работу Минкультуры на Донбассе. - URL: https://rg.ru/2022/10/03/polnyj-anshlag.html (дата обращения 10.10.2022)ю
3. Новикова Н.И. Организация спортивно-исторического краеведения в процессе изучения студентами дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта» // Физическая культура и спорт в системе образования. Инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, (Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2019 года). - Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2020. - С. 127-133.
4. Рабочая программа дисциплины «Спортивное краеведение»; направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) подготовки: Физическая культу-
ра. - Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина». - URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/opop19/rpd140^1 .В.ДВ.1. 1_Спортивное_краеведение.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
REFERENCES
1. Belyukov, D.A. (2022), "Local history in the universities of the city of Velikie Luki", State local history in the Russian Federation in the late XX - early XXI centuries: main problems and development prospects, collection of scientific papers, Omsk State Museum of History and Local Lore, Omsk, pp. 239-244.
2. Vladimir Putin and Olga Lyubimova discussed the development of museums and the work of the Ministry of Culture in Donbas", available at: https://rg.ru/2022/10/03/polnyj-anshlag.html (accessed 10.10.2022)
3. Novikova, N.I. (2020), "Organization of sports and historical local history in the process of studying the discipline "Theory and history of physical culture and sports" by students" Physical culture and sport in the education system. Innovations and Development Prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, November 21-22, 2019. St. Petersburg State University Publishing House, pp. 127-133.
4. The work program of the discipline "Sports local history"; direction of training: 44.03.01 Pedagogical education, Orientation (profile) of training: Physical culture. Ryazan State University, available at: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/opop19/rpd140/B1.VDV1.1_Sports_local studies.pdf (Date of access: 01/09/2023)
Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.01.2023
УДК 796
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Наумов, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Кравцов, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
Аннотация
Важность краеведческой деятельности в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных организациях отмечают многие специалисты. Традиционными направлениями являются географическое, историческое, экологическое, литературное краеведение, а физкультурно-спортивное краеведение до настоящего времени так и не получило должного развития. Методы исследования: анализ информационных источников, опрос учителей физической культуры; анализ личного опыта физкультурно-спортивной краеведческой деятельности. Результаты исследования и их обсуждение. Учителя физической культуры понимают важность организации физкультурно-спортивной краеведческой деятельности с учащимися, однако исходя из ряда причин данная деятельность реализуется от случая к случаю. Заключение. Проведенные исследования показали состояние физкультурно-спортивной краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях, а также представили авторские пути повышения ее качества.
Ключевые слова: физкультурно-спортивное краеведение, общеобразовательные организации, физическое воспитание, опрос учителей, средства обучения и контроля.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p545-549
PHYSICAL AND SPORTS LOCAL STUDIES IN GENERAL EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksey Ale-kseevich Naumov, the senior teacher, Andrey Yurievich Kravtsov, the docent, Bunin Yelets