Статья/Article
УДК 378.046.4
DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-4
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОПРОСАХ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Л. П. Шустова1, С. В. Данилов1, Н. И. Кузнецова1
1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,
Ульяновск, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения является актуальным направлением современного образования. Особенно значима данная проблематика в сфере физической культуры и спорта, где гендерные проблемы стоят острее, чем в других сферах общественной жизни.
Материалы и методы. Методами исследования выступили: анализ научных трудов, статей, образовательных программ, интернет-ресурсов; изучение практик преподавания физкультуры в образовательных организациях и опыта повышения квалификации педагогов в вопросах реализации гендерного подхода; обобщение и систематизация данных. Результаты исследования. Для организации занятий по физической культуре на основе гендерного подхода необходимо развивать компетентность педагогов, создавая для этого следующие организационно-методические условия. Прежде всего - включение в дополнительные профессиональные программы учебного модуля «Гендерный подход в современном образовании», содержащего учебно-методическое обеспечение, диагностический инструментарий, рекомендации по проведению гендерного анализа учебной литературы, учебников, урока. Другим условием является привлечение к проведению учебных занятий специалистов в области гендерной педагогики и психологии. В межкурсовой период целесообразно организовывать конференции и семинары, творческие встречи с ведущими учеными по гендерной проблематике. Важное значение имеет знакомство с опытом региональных инновационных площадок, реализующих гендерный подход в образовательном процессе. Перспективными задачами являются: обеспечение непрерывности в развитии компетентности учителя физкультуры к реализации гендерного подхода в работе со школьниками; разработка диагностических средств для изучения дефицитов компетентности педагогов в вопросах гендерной проблематики. Обсуждение и заключения. Рассмотренные нами условия (кадровые, учебно-методические, научно-методические, информационные) будут способствовать совершенствованию компетентности учителей физкультуры в вопросах применения гендерного подхода и могут широко использоваться при их подготовке и повышении квалификации в педагогических колледжах, вузах, институтах последипломного образования.
Ключевые слова: гендерный подход в образовании, компетентность учителя, физическая культура, дополнительное профессиональное образование.
Для цитирования: Шустова Л.П., Данилов С.В. Развитие компетентности учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С. 4.
DEVELOPMENT OF THE COMPETENCE OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS IN THE FIELD OF GENDER APPROACH IN EDUCATION
L. P. Shustova1, S. V. Danilov1, N. I. Kuznetsova1
1Ulyanovsk state pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk. Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. Implementation of the gender approach in education and upbringing of the younger generation is an up-to-date focus area of modern education. This issue is especially significant in the sphere of physical culture and sports, where gender problems are more acute than in other spheres of public life.
Materials and Methods. The research methods were: analysis of scientific papers, articles, educational programs, and Internet resources; study of physical education teaching practices in educational organizations and experience of teachers ' professional development in implementing the gender approach; generalization and systematization of data.
Results. To organize physical education classes based on a gender approach, it is necessary to develop the competence of teachers, creating the following organizational and methodological conditions for this. First of all, the inclusion in additional professional programs of the training module "Gender approach in modern education", which contains educational and methodological support, diagnostic tools, recommendations for conducting gender analysis of educational literature, textbooks, and lessons. Another condition is to attract specialists in the field of gender pedagogy and psychology to conduct training sessions. During the inter-course period, it is advisable to organize conferences and seminars, creative meetings with leading scientists on gender issues. It is important to get acquainted with the experience of regional innovation platforms that implement a gender approach in the educational process. Promising tasks are: ensuring continuity in the development of the physical education teacher's competence to implement a gender approach in working with students; development of diagnostic tools for studying teacher competence deficits in gender issues.
Discussion and Conclusions. The conditions considered by us (personnel, educational and methodological, scientific and methodological, informational) will contribute to improving the competence of physical education teachers in the application of a gender approach and can be widely used in their training and professional development in pedagogical colleges, universities, and institutes of postgraduate education.
Keywords: gender approach in education, teacher competence, physical culture, additional professional education.
For citation: Shustova L.P., Danilov S.V., Kuznetsova N.I. Development of the Competence of Physical Education Teachers in the Field of Gender Approach in Education // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 3. Р. 4.
Введение
Одним из актуальных и значимых в отечественном и зарубежном образовании на протяжении последних лет является тендерный подход к проявлению мальчиками и девочками, юношами и девушками своей идентичности, предопределяющий природу различий между мужчинами и женщинами социально-культурными факторами, а не их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями. Необходимость включения тендерных компонентов в систему образования подчеркивается в Гендерной стратегии Российской Федерации» [6].
В соответствии с тендерным подходом перед образованием встает задача трансформация образовательной среды с учетом специфики технологий, методов и средств обучения и воспитания детей разного пола и типа тендера [20]. Вполне естественно, что инициировать эти изменения в образовательных организациях призваны педагоги, обладающие соответствующей компетентностью в области преподавания учебного предмета на основе гендерных знаний и умений.
Общеобразовательная школа в современных условиях развития общества призвана способствовать разрешению противоречий между: провозглашением мировым сообществом идеи гендерного равенства в обществе и недостаточным вниманием к ее реализации в практике образования; изменениями отношений между мужчинами и женщинами в различных сферах жизни современного российского общества и воспроизводством образовательными организациями традиционных эталонов женственности и мужественности; необходимостью построения образовательного процесса на основе использования гендерного подхода и традиционным, применяющимся на протяжении многих лет в практике современного образования дифференцированным подходом [22].
Отметим, что в спорте и физической культуре гендерные проблемы стоят острее, чем в других сферах общественной жизни, поскольку зачастую входят в противоречие с биологическим полом. Нейтрализации данного противоречия будет способствовать, на наш взгляд, ряд организационно-методических условий, включающих: введение в систему повышения квалификации учителей физкультуры учебных курсов и их учебно-методического обеспечения, способствующих развитию компетентности педагогов в вопросах гендерного подхода в образовании; организация и проведение конференций, семинаров, вебинаров гендерной проблематики; привлечение высококвалифицированных научных кадров, компетентных в вопросах гендерной педагогики и психологии; использование возможностей интернет-ресурсов.
Цель исследования - анализ организационно-методических условий, способствующих развитию компетентности учителей физкультуры в вопросах гендерного подхода в физическом воспитании в системе дополнительного образования взрослых.
Обзор литературы
Переходя к анализу работ в русле нашего исследования, следует выделить ряд проблем, которые в них изучаются: раздельного и совместного обучения, образования на основе учета различий между мальчиками и девочками. Значительно реже обсуждаются вопросы гендерных подходов в образовании.
Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения изучались в работах зарубежных и отечественных ученых с позиции их влияния на формирование и развитие личности - мальчика и девочки, их дальнейшую самореализацию в социуме [14; 20; 24; 30; 33].
Мнения исследователей в данном вопросе противоречивы, поскольку недостатки и достоинства для познавательного, коммуникативного, духовного развития детей разного пола имеются как у смешанных, так и у раздельных коллективов. В качестве одного из решений данного вопроса может быть, по мнению Г.М. Бреслава, создание в одной школе раздельных классов для девочек и мальчиков для того, чтобы они учились «не вместе, но рядом друг с другом». Автор обращает внимание на важность того, «каким образом содержательно обеспечена совместность или раздельность» [20].
Другим углом обсуждения данной проблемы становится решение вопросов учета половых/гендерных различий в обучении и воспитании [5; 11; 17; 27; 31; 34; 36]. Мнение ученых по данному вопросу также неоднозначно: споры разворачиваются вокруг суждения, что важнее - учитывать индивидуальные особенности личности или гендерные различия.
В последние десятилетия ученые всё чаще приходят к выводу, что наиболее актуальной становится проблема внедрения и реализации различных аспектов гендерного подхода в образовании. В данном ракурсе следует привести работы А.В. Мудрика, А. Сиротюк, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылевой, J. Koekoek, A. Knoppers, J.A. Valley, K.C. Graber и др. [15; 18, 19; 21; 22; 28; 37]. Согласно Л.В. Штылевой, использование в практике образования гендерного подхода будет способствовать созданию условий для раскрытия способностей мальчиков и девочек, их самореализации в различных сферах жизнедеятельности в будущем [21].
Обзор научных источников позволил нам прийти к выводу о нарастающем потоке не только теоретико-методологических, но и практических работ в области гендерного образования. Среди последних:
— курсы и программы для детей разного возраста (программа формирования гендерной идентичности у детей 3-8 лет [13], программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста [8], курс «Основы гендерологии» для учащихся 7 - 11 классов [4], программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников» [22], внеклассная программа обучения для не вовлеченных мальчиков средней школы [26] и др.);
— курсы для студентов, будущих учителей в системе высшего образования («Учителю о гендерном подходе в обучении школьников» [7], «Основы гендерной теории физической культуры» [3], «Гендерный подход к подготовке специалистов в высшей школе» [19], внеклассные занятия гимнастикой среди студентов греческих университетов [32] и др.);
— учебные курсы и модули программ повышения квалификации для педагогических работников («Гендерный подход в современном образовании» «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста» [10; 23; 25; 29; 35] и др.).
Теоретико-методические вопросы организации занятий по физической культуре на основе гендерного подхода рассматриваются в работах Ю.А. Бучневой, А.Л. Ворожбитовой,
Э.М. Османова, S. Harvey, M.L. Smith, Y. Song, D. Robertson, R. Brown, D.C. Milosis, A G. Papaioannou, T.A. Siatras и др. [2; 3; 9; 10; 16; 27; 28; 32; 37].
Особую роль педагогов в реализации гендерного подхода подчеркивают в своих работах Н.П. Аникеева, А.В. Мудрик, Л.В. Штылева, J.A. Valley, K.C. Graber и др. [1; 15; 21; 37]. Именно учителю отводится ведущая роль в преобразовании отношений в образовательных организациях, построенных на принципах гендерного равенства, подчеркивает Н.П. Аникеева [1]. Соответственно встает задача специальной подготовки педагогов для того, чтобы они могли компетентно реализовывать эту новую роль, обеспечивающую гендерную социализацию обучающихся.
Завершая обзор литературы по исследуемой проблеме, подчеркнем, что в настоящее время недостаточно технологических и методических средств, обеспечивающих реализацию гендерного подхода в образовании в целом и в преподавании отдельных школьных предметов в частности, что диктует необходимость создания специальных организационно-методических условий, способствующих развитию компетентности педагогических работников, в частности учителей физической культуры, в вопросах гендерного подхода в обучении и воспитании школьников, используя возможности дополнительного образования.
Материалы и методы
В качестве методов решения заявленных нами задач использовались: обзор и анализ источников по изучаемой проблеме, включая научные статьи, интернет-ресурсы, образовательные программы, практики преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях, опыт подготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах реализации гендерного подхода, а также обобщение и систематизация полученных данных.
Примером комплексного решения данной проблемы может служить опыт Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова в аспекте развития компетентности учителей физической культуры и спортивных тренеров в вопросах гендерного подхода в образовании. Сотрудники различных кафедр университета разрабатывают научно-методические и психолого-педагогические аспекты формирования и развития у субъектов образования профессиональной компетентности в вопросах гендерной педагогики и психологии.
Результаты исследования
Вопросы, связанные с гендерными изменениями в обществе, относятся к разряду актуальных и значимых для отечественной педагогики и требуют своевременного решения в формате непрерывного гендерного образования. Для совершенствования профессиональных компетенций педагогов факультет образовательных технологий и непрерывного образования предлагает педагогическим работникам разнообразные, отвечающие современным требованиям времени, образовательные программы повышения квалификации и переподготовки [9; 10]. В целях развития компетентности учителей физической культуры и спортивных тренеров в вопросах гендерного подхода в образовании видится целесообразность включение в общенаучную подготовку курсов повышения квалификации учебного модуля «Гендерный подход в современном образовании» [22]. В рамках данного модуля поднимаются такие важные вопросы, как проблема гендерного подхода в
современном образовании, полоролевой и гендерный подходы в образовании, классификация видов спорта через призму стереотипов маскулинности и фемининности, особенности построения занятий по физической культуре на основе гендерного подхода и др. Обсуждение со слушателями данных вопросов происходит в интерактивном режиме и способствует расширению круга теоретических, учебно-методических и практических знаний, необходимых для формирования гендерного самосознания как самих педагогов, так и обучающихся.
Поскольку учебный модуль требует реализации междисциплинарных связей, а формат курсов не позволяет обсудить многие вопросы со слушателями, то весомым приложением к курсам является его учебно-методическое обеспечение. В учебно-методических пособиях раскрываются теоретические и практические вопросы, связанные с общенаучной категорией «гендер». Педагогу предложен широкий комплект диагностических материалов и методических рекомендаций для проведения гендерных исследований в общеобразовательных организациях: гендерных характеристик личности, маскулинности -фемининности, гендерной толерантности школьников, различий между представителями двух полов, полоролевых установок учителя, учета гендерных различий в обучении, гендерной доминанты и т.д. Руководствуясь материалами комплекса, педагог может провести гендерной анализ пространственной среды, гендерную экспертизу учебной литературы, школьных учебников, урока и многое другое.
В межкурсовой период в целях совершенствования компетентности учителей физической культуры целесообразно, на наш взгляд, проведение серии научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, публичных лекций в рамках университетских суббот, встреч с ведущими российскими учеными по вопросам гендерной педагогики и психологии.
Одним их таких мероприятий стала встреча с С.Л. Рыковым, доктором педагогических наук, на которой обсуждались вопросы учета гендерных особенностей детей в обучении. С публичными лекциями о роли отца в воспитании детей разного пола выступил перед педагогической общественностью С.В. Данилов, кандидат психологических наук. Научно-практические семинары по проблеме формирования толерантности юношей и девушек проведены для педагогических работников Л.П. Шустовой, кандидатом педагогических наук, и т.д.
Еще одним немаловажным условием развития профессиональной компетентности учителей физкультуры является привлечение к проведению учебных занятий и мероприятий в межкурсовой период научно-педагогических кадров вуза, специализирующихся в вопросах гендерной проблематики. Преподаватели разных факультетов Ульяновского государственного педагогического университета: образовательных технологий и непрерывного образования, педагогики и психологии, физической культуры и спорта, физико-математического и технологического образования и др. - обеспечивают формирование и развитие компетентности студентов и учителей в вопросах теории и практики гендерного образования.
Значительную роль в развитии компетентности учителей физической культуры играет обращение к опыту деятельности региональных инновационных площадок, ведущих работу в направлении реализации гендерного подхода в образовании. Положительные результаты, полученные в ходе инновационной деятельности по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста (детский сад №52 г. Димитровграда), организации психолого-педагогической поддержки одаренных дошкольников на основе гендерного подхода (детский сад №8 «Рябинушка» г. Димитровграда), оптимизации процесса физического
воспитания учащихся (юношей и девушек) на основе разработки и внедрения эффективных режимов двигательной активности (Октябрьская средняя школа Радищевского района), предлагаются педагогам в рамках научно-практических мероприятий и курсов повышения квалификации.
Разнообразные тематические материалы для учителей физической культуры можно почерпнуть из сети Интернет. В рекомендуемых - статьи о гендерном равенстве и стереотипах в спорте на сайтах Daily Storm (https://dailystorm.ru), журнала Yacht Russia (https://www.yachtrussia.com), научные работы, отражающие исследования гендерной проблематики в физической культуре и спорте на порталах Киберленинки (www.cyberleninka.ru), Российской академии естествознания (https://www.rae.ru), Open Women Line (http://www.owl.ru/library). Много методических ресурсов, в том числе по гендерной проблематике, будущие и работающие учителя физической культуры найдут на сайтах «Мультиурока» (https://multiurok.ru), «Методсовета»
(http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9), «Я иду на урок физкультуры» (http://spo.1september.ru/urok/), «ФизкультУра» (http://www.fizkult-ura.ru) и других.
Обсуждение и заключения
Вместе с тем нам видятся задачи, требующие своего дальнейшего разрешения. Прежде всего, это подбор валидных средств диагностики и выявление с их помощью дефицитов педагогов в вопросах применения гендерного подхода в образовании. Проведение диагностических измерений даст возможность оценить степень сформированности обозначенной компетентности учителей физкультуры.
Другой задачей, выходящей за рамки повышения квалификации, является подготовка будущих педагогов, студентов педагогического университета, к реализации гендерного подхода в обучении и воспитании школьников. Примером тому может служить курс для студентов в системе высшего образования «Основы гендерной теории физической культуры». К новой учебной дисциплине А.Л. Ворожбитовой разработано соответствующее учебно-методическое пособие [3]. Подобное пособие «Учителю о гендерном подходе в обучении школьников» для будущих учителей выпущено Т.А. Горшковой [7]. Мы полагаем, что увеличение количества и расширение тематики учебно-методических комплексов к подобным учебным дисциплинам позволит еще на этапе подготовки к профессиональной деятельности формировать гендерное самосознание будущих педагогов.
Специально организованная деятельность по созданию названных выше условий и решение перспективных задач будет способствовать развитию и совершенствованию компетентности студентов факультетов физической культуры и спорта, учителей физкультуры в вопросах применения гендерного подхода в практике современного образования.
Список использованных источников
1. Аникеева Н.П. Гендерные отношения в воспитательном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2002. №4. С. 46-50.
2. Бучнева Ю.А. Гендерный подход на уроках физической культуры. 2019. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678079 (дата обращения: 06.11.2020).
3. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 216 с.
4. Гаврилина Л.К., Кошель И.А. Программа факультативного курса «Основы гендерологии» для учащихся общеобразовательных школ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2. С. 33-37.
5. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Boys and girls learn differently! Руководство для педагогов и родителей. М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2004. 301 с.
6. Гендерная стратегия Российской Федерации. М., 2002. URL: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm (дата обращения: 06.11.2020).
7. Горшкова Т.А. Формирование готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении учащихся // Высшее образование сегодня. 2012. №10. С. 56-61.
8. Давидонис М.А., Изотова Е.Г. Гендерный аспект формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности // Инновационный потенциал молодежи - 2017 г.: сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 179-190.
9. Данилов С.В., Шустова Л.П. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации // Теория и практика физической культуры. 2020. №7. С. 32.
10. Зарубина В.В., Лукьянова М.И., Данилов С.В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых // Теория и практика физической культуры. 2018. №2. С. 24-26.
11. Исаев Д.И., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. 193 с.
12. Каменских Е.П. Гендерный подход к развитию личности в сфере образования // Преемственность в образовании. 2018. №17(04). С 289-294.
13. Ключникова Е.А. Мир детства: мальчики и девочки (формирование гендерной идентичности у детей 3 -8 лет на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО). Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2018. 240 с.
14. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. 2006. №9. С. 16-22.
15. Социальная педагогика в современных социальных практиках: сборник научных статей VI Международного симпозиума. 2-5 июня 2016 г. / научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. 548 с.
16. Османов Э.М., Чукин О.В. Теоретические аспекты гендерного подхода в организации занятий по физической культуре // Вестник ТГУ. 2007. Выпуск 6(50). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/teoreticheskie-aspekty-gendemogo-podhoda-v-organizatsii-zanyatiy-po-fizicheskoy-kulture/viewer (дата обращения: 29.12.2020).
17. Симонов В.П. Сущность гендерных различий и их учёт в образовательном процессе // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. №1. С. 18-24.
18. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. №8. С.136-139.
19. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Федосеева С.Ю. Гендерный подход к формированию репродуктивной культуры как аспекту психического здоровья учащейся молодежи // Мир культуры, науки, образования. 2020. №2. С. 186-188.
20. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование: Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск. Издательство КрГУ, 1996. 174 с.
21. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ: монография. М.: ПЕР СЭ, 2008. 316 c.
22. Шустова Л.П. Формирование гендерной толерантности старшеклассников: монография. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. 143 с.
23. Шустова Л.П. Гендерная социализации детей дошкольного возраста: рефлексивный взгляд воспитателя // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2019. С. 111-116.
24. Chu T.L., Zhang T., Thomas K.T., Zhang X., Gu X. Predictive Strengths of Basic Psychological Needs in Physical Education Among Hispanic Children: A Gender-Based Approach // Journal of Teaching in Physical Education. 2019. Vol. 38, no. 3. Pp. 233-240. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2018-0126.
25. Ensign J., Woods A.M., Kulinna P.H. Teacher Development in First-Year Physical Educators: A Comparison of Effectiveness Among Different Physical Education Teacher Education Backgrounds // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 36, no. 4. Pp. 455-466. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0105.
26. Gordon B., Jacobs J.M., Wright P.M. Social and Emotional Learning Through a Teaching Personal and Social Responsibility Based After-School Program for Disengaged Middle-School Boys // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 4. Pp. 358-369. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0106.
27. Harvey S., Smith M. L., Song Y., Robertson D., Brown R., Smith L.R. Gender and School-Level Differences in Students' Moderate and Vigorous Physical Activity Levels When Taught Basketball Through the Tactical Games Model // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 4. Pp. 349-357. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0089.
28. Koekoek J., Knoppers A. Gender Categorizations During Group Work in Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2020. Vol. 39, no. 2. Pp. 196-205. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2018-0189.
29. Kovac М., Sloan S., Starc G. Competencies in physical education teaching: Slovenian teachers' views and future perspectives // October European Physical Education Review. 2008. No. 14(3). Pp. 299-323. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1356336X08095668.
30. Lander N.J., Hanna L., Brown H., Telford A., Morgan P.J., Salmon J., Barnett L.M. Physical Education Teachers' Perspectives and Experiences When Teaching FMS to Early Adolescent Girls // Journal of Teaching in Physical Education. 2017. Vol. 36, no. 1. Pp. 113-118. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2015-0201.
31. Lentillon-Kaestner V., Patelli G. Effects of Grouping Forms, Student Gender and Ability Level on the Pleasure Experienced in Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 3. Pp. 251-262. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2014-0216.
32. Milosis D.C., Papaioannou A.G., Siatras T.A., Proios M., Proios M. Gender Differences on Attitudes and Participation in an Extracurricular Gymnastics Course Among Greek University Students // Journal of Teaching in Physical Education. 2015. Vol. 34, no. 3. Pp. 424-441. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2013-0226.
33. Muntoni F., Retelsdorf J. At their children's expense: How parents' gender stereotypes affect their children's reading outcomes // Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. Pp. 95-103. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.12.002.
34. Olson R.E., Kenzie J., Mills K.A., Patulny R., Bellocchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review // Teaching and
Teacher Education. 2019. Vol. 80. Pp. 128-144. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.tate.2019.01.010.
35. Sedova K., Sedlacek M., Svaricek R. Teacher professional development as a means of transforming student classroom talk // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 57. Pp. 1425. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.03.005.
36. Su X., Xiang P., McBride R. E., Liu J., Thornton M. A. At-Risk Boys' Social Self-Efficacy and Physical Activity Self-Efficacy in a Summer Sports Camp // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 2. Pp. 159-168. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2014-0176.
37. Valley J.A., Graber K.C. Gender-Biased Communication in Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 36, no. 4. Pp. 498-509. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0160.
References
1. Anikeeva N.P. Gender relations in the educational space. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2002, no. 4, pp. 46-50. (In Russ.)
2. Buchneva YU.A. Gender approach in physical education lessons. 2019. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/678079 (accessed: 06.11.2020). (In Russ.)
3. Vorozhbitova A.L. Gender in sports: a textbook. Moscow, FLINTA: Nauka Publ., 2011. 216 p. (In Russ.)
4. Gavrilina L.K., Koshel' I.A. The program of the optional course "Fundamentals of Genderology" for students of secondary schools. Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty, 2003, no. 2, pp. 33-37. (In Russ.)
5. Garien M. Boys and girls learn differently! Boys and girls learn differently! A guide for educators and parents. Moscow, Astrel' Publ., AST Publ., 2004. 301 p. (In Russ.)
6. Gender strategy of the Russian Federation. Moscow, 2002. Available at: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm (accessed: 06.11.2020). (In Russ.)
7. Gorshkova T.A. Formation of the teacher's readiness to implement a gender approach in teaching students. Vysshee obrazovanie segodnya, 2012, no. 10, pp. 56-61. (In Russ.)
8. Davidonis M.A., Izotova E.G. Gender aspect of the formation of interpersonal relations of younger schoolchildren in extracurricular activities. Innovacionnyjpotencial molodezhi - 2017 g.: sbornik statej otkrytogo universitetskogo konkursnogo otbora innovacionnyh proektov molodyh uchyonyh po prioritetnym napravleniyam nauki i tekhniki. Yaroslavl, RIO YAGPU Publ., 2017. Pp. 179-190. (In Russ.)
9. Danilov S.V., SHustova L.P. Competence of teachers of physical culture in issues of gender approach in education: development opportunities in the system of advanced training. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2020, no. 7, p. 32. (In Russ.)
10. Zarubina V.V., Luk'yanova M.I., Danilov S.V. Development of the acmeological position of physical culture teachers in the context of the system of additional education for adults. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2018, no. 2, pp. 24-26. (In Russ.)
11. Isaev D.I., Kagan V.E. Sex education and psychohygiene of sex in children. Leningrad, Medicina Publ., 1980. 193 p. (In Russ.)
12. Kamenskih E.P. Gender approach to personality development in education. Preemstvennost' v obrazovanii, 2018, no. 17(04), pp. 289-294. (In Russ.)
13. Klyuchnikova E.A. The world of childhood: boys and girls (the formation of gender identity in children 3-8 years old on the basis of an individually differentiated approach in the conditions of preschool education). Ulyanovsk, Publisher Kachalin A.V., 2018. 240 p. (In Russ.)
14. Kon I.S. Pros and cons of separate and joint education. Pedagogika, 2006, no. 9, pp. 16-22. (In Russ.)
15. Social pedagogy in modern social practices: collection of scientific articles of the VI International Symposium. June 2-5, 2016 / scientific. ed. A.V. Mudrik, T.T. Shchelina. Arzamas, Arzamasskij filial NNGU Publ., 2016. 548 p. (In Russ.)
16. Osmanov E.M., CHukin O.V. Theoretical aspects of the gender approach in the organization of physical culture classes. Vestnik TGU, 2007, vol. 6(50). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-gendernogo-podhoda-v-organizatsii-zanyatiy-po-fizicheskoy-kulture/viewer (accessed: 29.12.2020). (In Russ.)
17. Simonov V.P. The essence of gender differences and their consideration in the educational process. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 1824. (In Russ.)
18. Sirotyuk A. Differentiation of education based on a gender approach. Narodnoe obrazovanie, 2003, no. 8, pp.136-139. (In Russ.)
19. Stolyarchuk L.I., Aleshina L.I., Fedoseeva S.YU. Gender approach to the formation of reproductive culture as an aspect of the mental health of student youth. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya, 2020, no. 2, pp. 186-188. (In Russ.)
20. Hasan B.I., Breslav G.M. Gender and Education: An Analysis of Conflicts of Gender and Age Identification. Krasnoyarsk, KrGU Publ., 1996. 174 p. (In Russ.)
21. SHtyleva L.V. The gender factor in education: gender approach and analysis: monograph. Moscow, PER SE Publ., 2008. 316 p. (In Russ.)
22. SHustova L.P. Formation of gender tolerance in high school students: monograph. Ulyanovsk, FGBOU VO «UlGPU im. I.N. Ul'yanova» Publ., 2017. 143 p. (In Russ.)
23. SHustova L.P. Gender socialization of preschool children: a reflexive view of the educator. Realizaciya FGOS doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya: opyt proshlogo -vzglyad v budushchee: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ulyanovsk, UlGPU im. I. N. Ul'yanova Publ., 2019. Pp. 111-116. (In Russ.)
24. Chu T.L., Zhang T., Thomas K.T., Zhang X., Gu X. Predictive Strengths of Basic Psychological Needs in Physical Education Among Hispanic Children: A Gender-Based Approach. Journal of Teaching in Physical Education, 2019, vol. 38, no. 3, pp. 233-240, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2018-0126.
25. Ensign J., Woods A.M., Kulinna P.H. Teacher Development in First-Year Physical Educators: A Comparison of Effectiveness Among Different Physical Education Teacher Education Backgrounds. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, vol. 36, no. 4, pp. 455-466, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0105.
26. Gordon B., Jacobs J.M., Wright P.M. Social and Emotional Learning Through a Teaching Personal and Social Responsibility Based After-School Program for Disengaged Middle-School Boys. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, vol. 35, no. 4, pp. 358-369, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0106.
27. Harvey S., Smith M. L., Song Y., Robertson D., Brown R., Smith L.R. Gender and School-Level Differences in Students' Moderate and Vigorous Physical Activity Levels When Taught Basketball Through the Tactical Games Model. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, vol. 35, no. 4, pp. 349-357, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0089.
28. Koekoek J., Knoppers A. Gender Categorizations During Group Work in Physical Education. Journal of Teaching in Physical Education, 2020, vol. 39, no. 2, pp. 196-205, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2018-0189.
29. Kovac М., Sloan S., Starc G. Competencies in physical education teaching: Slovenian teachers' views and future perspectives. October European Physical Education Review, 2008, no. 14(3), pp. 299-323, doi: https://doi.org/10.1177%2F1356336X08095668.
30. Lander N.J., Hanna L., Brown H., Telford A., Morgan P.J., Salmon J., Barnett L.M. Physical Education Teachers' Perspectives and Experiences When Teaching FMS to Early Adolescent Girls. Journal of Teaching in Physical Education, 2017, vol. 36, no. 1, pp. 113-118, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2015-0201.
31. Lentillon-Kaestner V., Patelli G. Effects of Grouping Forms, Student Gender and Ability Level on the Pleasure Experienced in Physical Education. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, vol. 35, no. 3, pp. 251-262, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2014-0216.
32. Milosis D.C., Papaioannou A.G., Siatras T.A., Proios M., Proios M. Gender Differences on Attitudes and Participation in an Extracurricular Gymnastics Course Among Greek University Students. Journal of Teaching in Physical Education, 2015, vol. 34, no. 3, pp. 424-441, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2013-0226.
33. Muntoni F., Retelsdorf J. At their children's expense: How parents' gender stereotypes affect their children's reading outcomes. Learning and Instruction, 2019, vol. 60, pp. 95-103, doi: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.12.002.
34. Olson R.E., Kenzie J., Mills K.A., Patulny R., Bellocchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review. Teaching and Teacher Education, 2019, vol. 80, pp. 128-144, doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.01.010.
35. Sedova K., Sedlacek M., Svaricek R. Teacher professional development as a means of transforming student classroom talk. Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 57, pp. 1425, doi: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.03.005.
36. Su X., Xiang P., McBride R. E., Liu J., Thornton M. A. At-Risk Boys' Social Self-Efficacy and Physical Activity Self-Efficacy in a Summer Sports Camp. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, vol. 35, no. 2, pp. 159-168, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2014-0176.
37. Valley J.A., Graber K.C. Gender-Biased Communication in Physical Education. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, vol. 36, no. 4, pp. 498-509, doi: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0160.
© Шустова Л.П., Данилов С.В., Кузнецова Н.И., 2021
Информация об авторах Шустова Любовь Порфирьевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела перспективных исследований и проектов, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Ульяновск, Российская Федерация, e-mail: lp [email protected] Данилов Сергей Вячеславович - кандидат психологических наук, доцент, директор центра образовательных перспектив и инноваций, профессор кафедры менеджмента и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Ульяновск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Кузнецова Надежда Ильинична - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Ульяновск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Information about the authors Shustova Lyubov P. - candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the head of department of perspective researches and projects, the associate professor of management and educational technologies, FGBOOU WAUGH "The Ulyanovsk state pedagogical university of I.N. Ulyanov", Ulyanovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Danilov Sergey V. - candidate of psychological sciences, the associate professor, the director of the center of educational prospects and innovations, professor of department of management and educational technologies, FGBOOU WAUGH "The Ulyanovsk state pedagogical university of I.N. Ulyanov", Ulyanovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Kuznetsova Nadezhda I. - candidate of pedagogical sciences, the associate professor of management and educational technologies, FGBOOU WAUGH "The Ulyanovsk state pedagogical university of I.N. Ulyanov", Ulyanovsk, t Russian Federation, e-mail: [email protected]
Вклад соавторов
Шустова Любовь Порфирьевна - подготовка начального варианта текста, обзор научных трудов, образовательных программ.
Данилов Сергей Вячеславович - обзор интернет-ресурсов, критический анализ, доработка текста.
Кузнецова Надежда Ильинична - формализованный анализ данных, оформление статьи.
Contribution of coauthors Shustova Lyubov P. - preparation of initial version of the text, the review of scientific works, educational programs.
Danilov Sergey V. - the review of Internet resources, the critical analysis, completion of the text. Kuznetsova Nadezhda I. - the formalized analysis of data, execution of article.
Поступила в редакцию: 30.12.2020 Принята к публикации: 05.06.2021 Опубликована: 06.09.2021