Научная статья на тему 'НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛИЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / COMPREHENSIVE CONTROL / PERSONAL PHYSICAL CULTURE / TARGET INDICATORS OF THE DEVELOPMENT OF THE PROGRAM ON PHYSICAL CULTURE / EFFICIENCY FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Черногоров Дмитрий Николаевич, Михайлова Эльвира Ивановна, Деревлева Елена Борисовна, Тушер Юрий Ласлович

Современная система физического воспитания имеет значительный опыт и традиции в формировании всесторонне развитой личности. В свете реформ системы образования в современной школе меняются ориентиры в преподавании учебных предметов. Учебный предмет «Физическая культура» не является исключением. Цель исследования - проектирование комплексной системы оценки достижения образовательных результатов при реализации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях с учетом многофакторности индикаторов личной физической культуры. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ нормативных правовых документов, обобщение результатов деятельности образовательных организаций общего образования по освоению предмета «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье предложен новый подход к оценке эффективности работы образовательной организации по формированию личной физической культуры. Предлагаемая система опирается на выделение факторов, определяющих деятельность образовательных организаций общего образования согласно рекомендациям действующих нормативно-правовых документов. Выделено пять групп показателей для комплексной оценки, характеризующих эффективность отдельных направлений деятельности образовательной организации. Представлены примеры апробации образовательных организаций г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Черногоров Дмитрий Николаевич, Михайлова Эльвира Ивановна, Деревлева Елена Борисовна, Тушер Юрий Ласлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACH TO THE WORK ESTIMATION OF THE EDUCATION ORGANIZATION FOR THE PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENTS FORMATION

The modern system of physical education has considerable experience and traditions in the formation of the fully developed personality. In the light of the reforms of the education system, the modern school is changing the guidelines for teaching subjects. The subject of "physical culture" is no exception. The purpose of the study is to design the comprehensive system for evaluating the educational results in the implementation of the physical culture-training subject in general educational organizations, considering the multifactorial indicators of personal physical culture. The methodology and organization of the study. The methodological basis of the study is comprehensive analysis of the regulatory legal documents, generalization of the results of the activities of educational organizations of general education on the mastery of the subject "Physical Culture". Research results and conclusions. The article proposes the new approach to assessing the effectiveness of the educational organization's work on the formation of personal physical culture. The proposed system relies on the determinants of the activities of general training of the educational organizations in accordance with the recommendations of existing regulations. Five metric groups have been set up for comprehensive assessment that characterizes the effectiveness of the individual areas of the educational organization's activities. Examples of testing of educational organizations in Moscow are presented.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.

Контактная информация: a_s@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2020

УДК 373.1

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Николаевич Черногоров, кандидат педагогических наук, доцент, Эльвира Ивановна Михайлова, кандидат педагогических наук, профессор, Елена Борисовна Деревлева, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Ласлович Тушер, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация

Современная система физического воспитания имеет значительный опыт и традиции в формировании всесторонне развитой личности. В свете реформ системы образования в современной школе меняются ориентиры в преподавании учебных предметов. Учебный предмет «Физическая культура» не является исключением. Цель исследования - проектирование комплексной системы оценки достижения образовательных результатов при реализации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях с учетом многофакторности индикаторов личной физической культуры. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ нормативных правовых документов, обобщение результатов деятельности образовательных организаций общего образования по освоению предмета «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье предложен новый подход к оценке эффективности работы образовательной организации по формированию личной физической культуры. Предлагаемая система опирается на выделение факторов, определяющих деятельность образовательных организаций общего образования согласно рекомендациям действующих нормативно-правовых документов. Выделено пять групп показателей для комплексной оценки, характеризующих эффективность отдельных направлений деятельности образовательной организации. Представлены примеры апробации образовательных организаций г. Москвы.

Ключевые слова: комплексный контроль, личная физическая культура, целевые индикаторы освоения программы по физической культуре, факторы эффективности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p280-289

NEW APPROACH TO THE WORK ESTIMATION OF THE EDUCATION ORGANIZATION FOR THE PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENTS FORMATION

Nikolay Georgievich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitri Nikolaevich Chernogorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elvira Ivanovna Mikhailova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Elena Borisovna

Derevleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Laslovich Tusher, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City University

Abstract

The modern system of physical education has considerable experience and traditions in the formation of the fully developed personality. In the light of the reforms of the education system, the modern school is changing the guidelines for teaching subjects. The subject of "physical culture" is no exception. The purpose of the study is to design the comprehensive system for evaluating the educational results in the implementation of the physical culture-training subject in general educational organizations, consider-

ing the multifactorial indicators of personal physical culture. The methodology and organization of the study. The methodological basis of the study is comprehensive analysis of the regulatory legal documents, generalization of the results of the activities of educational organizations of general education on the mastery of the subject "Physical Culture". Research results and conclusions. The article proposes the new approach to assessing the effectiveness of the educational organization's work on the formation of personal physical culture. The proposed system relies on the determinants of the activities of general training of the educational organizations in accordance with the recommendations of existing regulations. Five metric groups have been set up for comprehensive assessment that characterizes the effectiveness of the individual areas of the educational organization's activities. Examples of testing of educational organizations in Moscow are presented.

Keywords: comprehensive control, personal physical culture, target indicators of the development of the program on physical culture, efficiency factors.

На данный момент возникли серьезные противоречия между теми требованиями, которые предъявляет Министерство просвещения к школам, и системой оценивания. Так, Стандарт особое внимание уделяет развитию индивидуальности каждого ученика, формированию критически думающей, свободной, творческой личности, которая способна самостоятельно развивать свои способности [1]. Но эти качества не в состоянии аттестовать действующая система оценивания. Критерии ее были созданы для традиционной школы, где самым важным аспектом было получение знаний. В них не заложена оценка творческой активности, индивидуального роста, самообразования. Исследования западных коллег указывают на необходимость учёта реалий системы образования при реализации программ по физическому воспитанию [11, 12].

Учебный предмет «Физическая культура» по программе общего образования входит в число обязательных дисциплин, изучаемых в организациях общего образования на протяжении всего периода обучения, поэтому при его планировании и реализации создаются условия, позволяющие формировать всесторонне развитую личность учеников и вовлекать их в регулярные занятия разными видами двигательной активности [2, 4, 8]. Освоение результатов обучения предусматривает возможность формирования личной образовательной траектории и учёта особенностей не только физического, но и интеллектуального развития обучающихся [9, 11, 13].

Требование федеральных государственных образовательных стандартов предусматривают необходимость контроля за личностными, метапредметными и предметными результатами освоения программы по физической культуре. Основной акцент в системе физического воспитания сделан на формировании личной физической культуры обучающихся, которая невозможна без освоения всего набора результатов освоения программы по физической культуре. Физическая культура на практике сталкивается с социально-экономическими изменениями в российском обществе, которые выражаются в снижении объёма двигательной активности школьников, отсутствии мотивации к занятиям физическими упражнениями и падению востребованности предмета «Физическая культура» как средства личностного развития [1, 3].

Объективное расширение числа программ по физической культуре для общего образования, разработки преподавателей по внедрению новых видов двигательной активно -сти в их содержание, снижение востребованности традиционных программ и, наконец, ускорение цифровой трансформации образования делает актуальными запрос на новую систему оценки результатов усвоения программы по физической культуре.

Объект исследования - контроль процесса физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций.

Цель работы - проектирование комплексной системы оценки достижения образовательных результатов при реализации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях с учетом многофакторности индикаторов личной физической культуры.

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Методологической основой исследования является комплексный анализ нормативных правовых документов, обобщение результатов деятельности образовательных организаций общего образования по освоению предмета «Физическая культура», моделирование и апробация комплексной системы показателей образовательных организаций общего образования по освоению предмета «Физическая культура».

Исследование включает моделирования целевых показателей и индикаторов по оценке результатов освоения программы по учебному предмету «Физическая культура». Работа выполнялась в рамках государственного задания №34-НИР/ГЗ-17-18.

При разработке показателей модели учитывались рекомендации о целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе от 8 ноября 2010 года № 1116 [9].

Предложенная модель была апробирована в десяти образовательных организациях г. Москвы, в ходе которой уточнены целевые значения индикаторов оценки деятельности по освоению предмета «Физическая культура».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Модель предусматривала необходимость использования цифровых методов анализа и обработки результатов реализации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях с учётом показателей личной физической культуры обучающихся. Для этого на этапе анализа содержания программы «Физическая культура» были выделены основные группы факторов, влияющих на реализацию учебного предмета «Физическая культура» в образовательной организации:

• кадровое обеспечение образовательной деятельности по физическому воспитанию;

• материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Физическая культура»;

• показатели эффективности процесса физического воспитания в общеобразовательной организации;

• организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• организации работы образовательного учреждения с одаренными детьми.

Обоснованием для выделения этих факторов послужило мнение педагогов и исследователей о влиянии учителя физической культуры на эффективность преподавания этого предмета [10, с. 6]. А также требования нормативно-правовых документов системы образования об изменившихся материально-технических условиях проведения трех уроков физической культуры [7], о методических рекомендациях по оснащению спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений [6], об организации медико-педагогического контроля на занятиях физической культурой [5], по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций [6]. Кроме того модель включала показатели эффективности процесса физического воспитания в общеобразовательной организации и необходимость работы с одаренными детьми.

Для расчёта показателей каждой выделенной группы был использован расчётный метод, когда величина показателя определялась по формуле

п1 х 100

где п1 - показатель, обладающий определённым признаком, характеризующий определённый фактор работы образовательной организации.

п2 - общее значение этого показателя, в выбранной группе показателей образовательной организации.

XI - значение расчётного показателя для фактора 1, которое соотноситься с указанными выше группами факторов.

Например, в первую группу факторов кадрового обеспечения образовательной деятельности по физическому воспитанию были включены показатели:

- «квалификационный показатель»;

- «организационно-педагогическая компетенция учителей физической культуры»;

- «локальная организационно-педагогическая компетенция учителей физической культуры».

Для расчёта квалификационного показателя п1 определялось как количество педагогов по физической культуре работающих в образовательной организации и имеющих определённые регалии в виде наличия у учителя квалификационной категории; ученой степени, спортивного звания и ведомственного нагрудного знака.

п2 - общее количество педагогов по физической культуре, работающих в образовательной организации.

XI - значение квалификационного показателя.

Для второй группы, характеризующей материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Физическая культура», предлагается оценивать следующие показатели (таблица 1):

- «развитие крытого спортивного комплекса»;

- «развитие открытого спортивного комплекса»;

- «финансирование физкультурно-спортивной деятельности».

Критерии, которые характеризуют указанные показатели, определяются по другой формуле:

М=БМ,

где 8- площадь анализируемых (открытых или закрытых) физкультурно-спортивных помещений для первых двух критериев и объём средств, израсходованных образовательной организацией на организацию процесса физического воспитания для третьего критерия;

п1 - общее количество обучающихся в образовательной организации.

М - значение искомого показателя.

Третья группа «Обеспечение высокого качества обучения и физического воспитания» позволяет оценить показатели эффективности процесса физического воспитания в общеобразовательной организации и включает в себя показатели:

1) «всесторонность реализации урока физической культуры»,

2) «разносторонность реализации урока физической культуры»;

3) «высокий уровень физического развития обучающихся»;

4) «средний уровень физического развития обучающихся»;

5) «эффективность реализации образовательного процесса».

Методика расчета показателей этой группы выполняется по формуле 1.

При этом для каждого из этих показателей выбраны адекватные критерии, характеризующие эффективность процесса физического воспитания. Например, для показателя «всесторонность реализации урока физической культуры» предлагается следующая система оценок:

- высокий уровень - в образовательной организации культивируются в рамках программы 10 и более видов спорта;

- средний уровень - в образовательной организации культивируются в рамках программы от 5 до 9 видов спорта;

- низкий уровень - в образовательной организации культивируются в рамках программы 4 и менее видов спорта.

Четвёртая группа показателей «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы» определяет создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования физкультурно-спортивного направления и предусматривает определение следующих показателей:

1) «эффективность развития дополнительного образования»;

2) «спортивной ориентированности обучающихся»;

3) «локальной эффективности организации развития дополнительного образования»;

4) «организации локальных спортивных мероприятий физкультурной направленности»;

5) «активность спортивного клуба образовательной организации»;

6) 6 «эффективность работы спортивного клуба»;

7) «эффективность работы образовательной организации по адаптивной физической культуре»;

8) «массовая спортивная квалификации обучающихся образовательной организации»;

9) «высокая спортивная квалификация обучающихся образовательной организации»;

10) «спортивное мастерства обучающихся образовательной организации»;

11) «физкультурная подготовленность обучающихся образовательной организации»;

12) «физкультурная предрасположенность обучающихся образовательной организации».

Показатели 1, 2, 6-12 определяются по формуле 1,

где п1 - количество обучающихся в образовательной организации, идентифицируемых определённым признаком, например, участвующих в сдаче норм ГТО в текущем году как в показателе 12.

п2 - общее количество обучающихся в образовательной организации.

Х1 - значение соответствующего показателя.

Показатели 3-5 этой группы оцениваются по трём уровням - высокий, средний и низкий. При этом уровни задаются по шкале, соотнесённой с величиной критерия. Например, для показателя «локальной эффективности организации развития дополнительного образования»: высокий уровень имеет образовательная организация, которая провела 10 и более мероприятий школьного и муниципального уровня, средний уровень -от 5 до 9 мероприятий школьного и муниципального уровня и, наконец, низкий уровень -4 и менее мероприятий школьного и муниципального уровня.

Для показателя «организации локальных спортивных мероприятий физкультурной направленности» выделяют следующие уровни:

- высокий уровень имеет образовательная организация, которая провела 2 и более мероприятий окружного, городского и всероссийского уровней;

- средний уровень имеет образовательная организация, которая организовала одно мероприятий окружного, городского и всероссийского уровней;

- низкий уровень имеет образовательная организация, которая не организовала мероприятий окружного, городского и всероссийского уровней.

Показатель «активность спортивного клуба образовательной организации» имел следующие уровни:

- высокий уровень - имеет образовательная организация, у которой в школьном спортивном клубе культивируются 7 и более видов спорта;

- средний уровень - имеет образовательная организация, у которой в школьном спортивном клубе культивируются от 5 до 6 видов спорта;

- низкий уровень - имеет образовательная организация, у которой в школьном спортивном клубе культивируются 4 и менее видов спорта.

Предложенные способы определения оценки критериев этой группы дают возможность учесть уровень участия обучающихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях разного уровня и в спортивно-массовой работе образовательной организации.

Заключительный пятый критерий «Организация работы образовательного учреждения с одаренными детьми» включала в себя следующие показатели»:

1) «локальная спортивно-оздоровительная работа»;

2) «спортивно-массовая деятельность»;

3) «результативность спортивно-массовой деятельности»;

4) «спортивная работа»;

5) «спортивная деятельность»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) «результативность спортивной деятельности»;

7) «эффективность спортивной работы на окружном уровне»;

8) «эффективность спортивной работы на городском уровне»;

9) «эффективность спортивной работы на всероссийском уровне».

Методика расчета показателей данной группы предусматривает расчёты по формуле 1,

где п1 - количество обучающихся в образовательной организации, которые отражают участие обучающихся в мероприятиях разного уровня, от внутришкольного до Всероссийского,

п2 - общее количество обучающихся в образовательной организации,

Xi- значение показателя данной группы.

Выбранные показатели всех пяти групп представляют собой комплексную оценку работы образовательной организации по формированию личной физической культуры обучающихся. В результате имеется возможность получения объективной оценки работы образовательной организации, выраженной в цифровой форме.

Апробация данной модели была проведена в десяти образовательных организациях города Москвы (таблица 1). Пример фрагмента составляющей кадрового обеспечения образовательной деятельности по физическому воспитанию в этих образовательных организациях позволяет определять не только величину выбранных критериев в конкретной образовательной организации, но и определять диапазон изменений анализируемого показателя. Сравнение диапазона критерия с параметрами этого критерия у конкретной образовательной организации показывает место этой организации в цифровом диапазоне и делает возможным определение места организации в рейтинге по данному критерию.

Средний показатель площади крытых физкультурно-спортивных сооружений (показатель 1) составляет 0,63 кв. м. на одного обучающегося, площади открытых физкуль-турно-спортивных сооружений (показатель 2) - 3,59 кв. м. на одного обучающегося, а средств, израсходованных на организацию и проведение процесса физического воспитания (показатель 3) - 349,46 руб. на одного обучающегося.

При этом диапазон изменений может колебаться для показателя 1 от 0,32 до 0,98 кв. м. на одного обучающегося, что позволяет учитывать реальные размеры спортивных залов, имеющихся в различных образовательных организациях. Размеры площадей открытых спортивных площадок, стадионов, имеющихся в образовательных организациях, меняются от 1,17 до 6,32 кв. м. на одного обучающегося. Объём средств образовательной организации на проведение процесса физического воспитания колеблется в пределах от 150 до 616,8 руб. на одного обучающегося. Такие изменения учитывают все средства, выделяемые в каждой конкретной образовательной организации на капитальный и текущий ремонт спортсооружений, приобретение спортивного оборудования, спортивного инвентаря и спортивной формы.

Таблица 1 - Показатели комплексной оценки деятельности общеобразовательных организаций по формированию физической культуры обучающихся (Составляющая материально-технического обеспечения образовательной деятельности по предмету «Физическая культура»)_

Показатель Средняя общеобразовательная о рганизация

ГБОУ Школа 979 ЮВАО ГБОУ Школа 2083 к. Знамя Октября НиТАО ГБОУ Школа 17 ЮЗАО ГБОУ Школа 618 ЗелАО ГБОУ Школа 879 ЮАО ГБОУ Школа 1912 к.1 ЗелАО ГБОУ Школа 2083 НиТАО ГБОУ Школа 2092 ЮВАО ГБОУ «Школа Марьино» ЮВАО ГБОУ «Школа на Яузе» ЦАО

1 0,34 0,4 0,32 0,5 0,6 0,8 - 0,89 0,85 0,98

2 4,28 - 2,66 4,66 2,6 3,5 - 1,17 6,32 -

3 616,8 - - 150,0 - 281,6 - - - -

Аналогичный анализ можно провести по всем пяти группам показателей и критериям, используемым для их оценки. Следовательно, предлагаемая комплексная системы оценки деятельности общеобразовательных организаций, по формированию физической культуры обучающихся открывает возможность цифровизации полного набора показателей деятельности общеобразовательных организаций по формированию физической культуры обучающихся, учитывающих особенности кадрового, материально технического оснащения этих организаций, а также организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой образовательной организации и работу с одарёнными детьми. Итоговое сравнение результатов комплексной оценки деятельности общеобразовательных организаций по формированию физической культуры обучающихся по всем пяти группам выбранных показателей создаёт предпосылки для составления рангового расположения образовательных организаций в системе образования города Москвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ современных правовых, нормативных и методических документов показал, что образовательная организация обладает компетенцией по выбору образовательных программ и организацией педагогического контроля за её освоением.

Разработана модель комплексной системы оценки деятельности общеобразовательных организаций по формированию физической культуры обучающихся.

Модель предусматривает использование пяти групп факторов, характеризующих реализацию учебного предмета «Физическая культура» в образовательной организации:

• кадровое обеспечение образовательной деятельности по физическому воспитанию;

• материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Физическая культура»;

• показатели эффективности процесса физического воспитания в общеобразовательной организации;

• организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• организации работы образовательного учреждения с одаренными детьми.

Разработанная модель предусматривает определение индикаторов по каждому из

выделенных направлений деятельности:

• 3 показателя кадрового обеспечения образовательной организации;

• 3 показателя материально-технического обеспечения занятий физической культурой;

• 5 показателей эффективности процесса физического воспитания;

• 12 показателей организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• 9 показателей организации работы образовательной организации с одаренными детьми.

В ходе апробации модели в десяти общеобразовательных организациях города Москвы уточнены целевые маркеры и осуществлена привязка их к индикаторам освоения личной физической культуры.

Реализация модели комплексной оценки деятельности общеобразовательной организации по формированию личной физической культуры обучающихся создаёт предпосылки для их использования в определении рангового расположения образовательных организаций в системе образования города Москвы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. -URL : https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/ (дата обращения: 12.12.2019)

2. Матвеев, А.П. К формированию основ теории образования школьников в области физической культуры / А.П. Матвеев // Вестник МГОУ. Серия : Педагогика. - 2014. - № 3. - С. 23-33.

3. Михайлов, Н.Г. Двигательная активность как показатель культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста / Н.Г. Михайлов, С.М. Чечельницкая // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 129-136.

4. Современный подход детализации требований к предмету физической культуры в основной школе / Н.Г. Михайлов, Д.Н. Черногоров, Ю.Л. Тушер, О.А. Чернышова // Обновление содержания основного общего образования: теория и практика : сборник статей. - Москва : Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2017. - С. 66-74.

5. О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» : письмо Мино-брнауки России от 30 мая 2012 г. № МД-583/19. - URL : http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-30052012-n-md-58319/ (дата обращения: 04.12.2019).

6. О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися : письмо Минобрнауки России от 18.10.2013 № ВК-710/09. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175600/ (дата обращения: 04.12.2019).

7. О введении третьего часа физической культуры (вместе с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации») : письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19. - URL : http://base.garant.ru/55170441/(дата обращения: 04.12.2019).

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г № 1642. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee563 3b/ (дата обращения: 04.12.2019).

9. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации : приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1116. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070102/ (дата обращения: 04.12.2019).

10. Филимонова, С.И. Самореализация педагога по физической культуре и спорту : монография / С.И. Филимонова. - Москва : Московский городской педагогический университет, 2013. -278 с.

11. Escarti, A. Implementation Fidelity of a School-Based Teaching Personal and Social Responsibility Program in Physical Education and Other Subject Areas / Amparo Escarti, Ramon Llopis-Goig. -DOI: 10.1123/jtpe.2016-0200 // Journal of Teaching in Physical Education. - 2018. - Vol. 1 (37). - P. 1223.

12. Lynch, S. "The Education System is Broken:" The Influence of a Sociocultural Foundations Class on the Perspectives and Practices of Physical Education Preservice Teachers / Shrehan Lynch, Matthew D. Curtner-Smith. - DOI: 10.1123/jtpe.2018-0258 // Journal of Teaching in Physical Education. -2018 - Vol. 1 (38). - P. 377-387.

13. Toward Whole-of-System Action to Promote Physical Activity: A Cross-Sectoral Analysis of Physical Activity Policy in Australia / Nau Tracy, Lee Karen, Smith Ben J., Bellew William, Reece Lind-sey, Gelius Peter, Harry Rutter, Adrian Bauman. - DOI: 10.1123/jpah.2019-0122 // Journal of Physical Activity and Health. - 2016. - Vol. 11. - P. 1029-1038.

REFERENCES

1. The Ministry of Education of The Russian Federation (2019), "The concept of teaching the subject "Physical culture" in educational organizations of the Russian Federation that implement basic General education programs", available at: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/ (accessed: 12 December's 2019).

2. Matveev, A.P. (2014), "Formation of theoretical bases of education in the field of physical culture", Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Natural Sciences, Vol. 3, pp. 23-33.

3. Mikhailov, N.G. and Chechelnitskaya, S.M., (2011), "Impellent activity as the indicator of health culture of children of preschool and school age", Bulletin of the Adyghe State University, Series "Pedagogy and Psychology", Vol. 4, pp. 129-136.

4. Mikhailov, N.G., Chernogorov, D.N., Tusher, Yu.L. and Chernyshova, O.A. (2017), "The modern approach to detailing the requirements for the subject of physical education in a primary school", Updating the content of basic general education: theory and practice: collection of articles, Non-profit partnership "Authors Club", Moscow, pp. 66-74.

5. Laws, codes and regulations of the Russian Federation (2012), "Letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated may 30, 2012 no. MD-583/19 "on methodological recommendations" Medical and pedagogical control over the organization of physical culture classes for students with disabilities", available at: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-30052012-n-md-58319/ (accessed: 04 December's 2019).

6. Letter from the Russian Ministry of Science (2013) No. VK-710/09 "On the Safety of The Safety of The Exploitation of Physical And Sports Facilities of General Educational Organizations, Sports Equipment and Equipment in the organization and conduct of physical and recreational and sports-mass events with students", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175600/ (accessed 04 December 2019).

7. Letter from the Russian Ministry of Science (2010) No. IK-1494/19 "On the introduction of the third hour of physical culture" (along with "Methodical recommendations on the introduction of the third hour of physical culture in the weekly amount of training load of students of general educational institutions of the Russian Federation"), available at: http://base.garant.ru/55170441/ (accessed 04 December 2019).

8. Government of the Russian Federation (2017), Degree No. 1642 "On the approval of the state program of the Russian Federation "Education Development."", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee563 3b/(accessed 04 December 2019).

9. Russian Ministry of Education and Science (2010) No 1116 "On the efficiency targets of the budget educational institutions run by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070102/(accessed 04 December 2019).

10. Filimonova, S.I., (2013), The self-realization of teacher of physical culture and sport: monograph, MGPU, Moscow.

11. Escarti Amparo and Llopis-Goig Ramon (2018), "Implementation Fidelity of a School-Based Teaching Personal and Social Responsibility Program in Physical Education and Other Subject Areas", Journal of Teaching in Physical Education, Vol. 1 (37), pp. 12-23, DOI: 10.1123/jtpe.2016-0200.

12. Lynch Shrehan and Curtner-Smith Matthew D. (2018), "The Education System is Broken:" The Influence of a Sociocultural Foundations Class on the Perspectives and Practices of Physical Education Preservice Teachers", Journal of Teaching in Physical Education, Vol. 1(38), pp. 377-387, DOI: 10.1123/jtpe.2018-0258.

13. Nau Tracy, Lee Karen, Smith Ben J., Bellew William, Reece Lindsey, Gelius Peter, Harry Rutter and Adrian Bauman (2016), "Toward Whole-of-System Action to Promote Physical Activity: A Cross-Sectoral Analysis of Physical Activity Policy in Australia", Journal of Physical Activity and Health, 2016, Vol. 11, pp. 1029-1038, DOI: 10.1123/jpah.2019-0122.

Контактная информация: MichailovN@mgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.