- правильное построение занятий. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.
2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7-12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.
В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т. д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).
3. Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма.
Выводы.Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим.
Во время занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью сердце должно работать с определенной, но немаксимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Его можно вычислить по формуле «190 минус возраст» или определить по графику.
В оздоровительной тренировке для повышения физической работоспособности в молодом возрасте следует отдавать предпочтение упражнениям, совершенствующим различные виды выносливости (общую, скоростную, скоростно-силовую). В среднем и пожилом возрасте важна стимуляция всех двигательных качеств на фоне ограничения скоростных упражнений.
Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья детей.
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Физкультурно-оздоровительная система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка, привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить базис здорового образа жизни будущего человека.
Литература:
1. Аксельрод, С. Л. Физическая культура и спорт: учеб. пособие / С. Л. Аксельрод, Л. А. Данилова, Осипов, И. Т. - М.: Академия, 2007. - 210 с.
2. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие / А. А. Гужаловский. - М.: Академия, 2006. - 325 с.
3. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений: учеб. пособие / Л. Д. Назаренко. - М.: Академия, 2002. - 431 с.
4. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: учеб. пособие / Ю. А. Янсон. - М.: Академия, 2009. - 304 с.
Педагогика
УДК 796.01(045)
старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Бородулин Павел Сергеевич
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Трескин Михаил Юрьевич
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Актуальность темы работы состоит в том, что основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи является использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровье формирующих и здоровье сберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание [2, с. 13].
Ключевые слова: физическая культура, физические упражнения, социально-психологическое воспитание. Annotation. The relevance of the topic is that the basis for improving the efficiency of compulsory physical education of children, adolescents and young people is the use of technologies of health, conditioning and sports training with the maximum possible freedom of choice engaged in the type of physical activity, its shape, indicators of physical activity and personally acceptable level of the planned results with the mandatory implementation of individually defined educational standards. Scientific and technological essence of organizational and methodological innovations in physical education is a priority focus of the content of the pedagogical process in secondary school on the assimilation of students ' moral, intellectual, behavioral, motor, mobilization, communicative, health-forming and
health-saving values of physical and sports culture on the mechanism of conversion of acceptable elements of elite national and world culture of sports training in mass physical education [2, p. 13].
Keywords: physical culture, physical exercises, social and psychological education.
Введение. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение -способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ [3, с. 23].
Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.
Предметом исследования является методика преподавания физической культуры в X-XI классах общеобразовательной школы. Объект исследования - инновационная деятельность в преподавании физической культуры.
Цель работы - характеристика процесса использования инноваций в процессе преподавания физического воспитания в общеобразовательной школе.
Задачи работы:
•Обоснование инновационного подхода в преподавании физической культуры в старших классах;
•Обзор разработок инноваций в преподавании физической культуры;
•Анализ организационных основ преподавания физической культуры на основе инновационного подхода.
Изложение основного материала статьи. Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности. Однако образовательно-воспитательные задачи не только важны, но и наиболее сложны для реализации в технологическом отношении. Анализ ситуации, сложившейся сегодня в школах в части физкультурно-спортивного воспитания, выявил ряд важных составляющих, которые первостепенно нуждаются в серьёзных изменениях:
- цели преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях, включая преподавание этого предмета для детей, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и медицинской группам;
- контроль за выполнением в образовательных учреждениях требований к освоению примерных учебных программ по физической культуре;
- мотивация детей и подростков к посещению уроков физической куль-туры и в целом к систематическим занятиям физической культурой;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области физической культуры;
- мотивация учителей физической культуры к разработке и внедрению в образовательный процесс инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры;
- престиж труда и статус учителя физической культуры;
- материально-техническое обеспечение преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждений;
- аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений по предмету физическая культура, включая аттестацию детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- научно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях [2, с. 23].
В настоящее время в рамках обозначенных проблем уже проделана определённая работа:
- учитывая объективную необходимость повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, развитии двигательной активности и физических качеств, привитии навыков здорового образа жизни, в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений введён третий урок физической культуры;
- в целях разъяснения подходов к разработке содержания третьего часа предмета физической культуры в общеобразовательных учреждениях Минобр науки России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации;
- с целью повышения эффективности преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях подготовлены методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы [1, с. 61].
В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо:
- на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, с учётом методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации разработать содержание третьего часа предмета «Физическая культура» в образовательном учреждении;
- активно использовать инновационные программы, методики и технологии физического воспитания и преподавания физической культуры, а также современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, различные информационные материалы по физкультуре и спорту, повышающие интерес детей и подростков к занятиям физической культурой;
- мотивировать обучающихся, в том числе отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, включая регулярное посещение уроков физической культуры и участие во внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
- проанализировать возможности общеобразовательного учреждения в части создания и использования дополнительных площадей в пределах здания образовательного учреждения для развития двигательной активности обучающихся, занятий физической культурой и спортом (использование рекреационных зон отдыха здания, помещений, временно сданных образовательным учреждением в аренду, различные варианты внутренней перепланировки и реконструкции отдельных частей здания и т. д.);
- развивать практику использования общеобразовательным учреждением для занятий физической культурой и спортом обучающихся прилегающих природных территорий, спортивных площадок и залов учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности;
- активно привлекать к проведению уроков физической культуры тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, федераций по видам спорта [1, с. 62].
Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры. Одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является введение инновационных технологий в преподавание физической культуры. Решение задач прикладной физической подготовки зачастую осуществлялось в ущерб комплексному подходу, роль физической культуры в качестве эффективного средства интеллектуального, нравственного и эстетического развития только декларировалась. Это не могло не оказать негативного, деформирующего влияния на всю систему формирования физической культуры.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое). Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной философии, убежденности, деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, охватывающих социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты, тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение двигательных задач - формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями [2, с. 15].
Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся под-росткового возраста (8-11 классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы.
Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 8-11 классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов. Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что классы одной параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость [3, с. 61].
Новые формы организации занятий по физической культуре в общеобразовательном учреждении позволяют повысить их эффективность и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности [3, с. 61].
В настоящее время модернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отражает общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Наблюдаемые трансформации состоят во внедрении европейских норм и стандартов в высшие учебные заведения Украины Основные направления осуществления инноваций в образовании связаны со спросом на технологические инновации, использование которых нацелено на совершенствование учебного процесса в контексте повышения его качества. Под технологическими инновациями мы понимаем инновации, направленные на разработку и внедрение новых средств и технологий обучения для более эффективного удовлетворения новых или прежних потребностей учащихся. Поскольку одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования по-прежнему является его информатизация, разработка технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля сориентирована, прежде всего, на создание новых информационных технологий обучения (ИТО) [3, с. 57].
Современные технологии обучения базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Однако полноценное применение компьютерных технологий требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека и технических средств, которую можно трактовать как проблему формирования биотехнической системы, где некоторым образом распределены управляемые информационные потоки. Таким образом, задачи разработки технологических инноваций и их дальнейшее внедрение в учебный процесс в системе подготовки специалистов физкультурного профиля требуют дальнейшего всестороннего изучения [2, с. 17].
Выводы. Инновации в преподавании физической культуры охватывают не только сам процесс обучения, но и содержание образования, технологии обучения, организацию учебно-воспитательного процесса, систему управления, образовательную экологию. Таким образом, анализ инновационных процессов в образовании позволяет сделать вывод о том, что они являются закономерными в развитии современного образования. Их возникновение связано с пересмотром процесса приобретения знаний, разработкой нового стиля обучения. Этот пересмотр предполагает:
- переход от экстенсивно-информационного учения к интенсивно-фундаментальному;
- создание и развитие реально функционирующей системы непрерывного образования;
- решение системы задач содержательной стороны учебного процесса с разработкой (методов, приемов, средств и форм) технологии обучения.
Литература:
1. Волков, В. Ю. Компьютерные технологии в физической культуре оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В. Ю. Волков // Теория и практика физической культуры, - 2001. - №4. -С. 60-63.
2. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, - 2007. - 40 с.
3. Петров, П. К. Универсальная информационно-диагностическая си-стема по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных ин-формационных технологий / П. К. Петров, О. Б. Дмитриев, Э. Р, Ахмедзянов // Теор. и практ. физ. культ., - 2000. - №6. - С. 57-62.
Педагогика
УДК:371.8
кандидат педагогических наук, доцент Касимова Рамиля Шамилевна
Казанский федеральный университет (г. Казань); студентка Сиразиева Миляуша Альбертовна
Казанский федеральный университет (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ДЕТСТКОГО КОЛЛЕКТИВА
Аннотация. В современном обществе произошли значительные изменения, которые привели к социально-психологическим конфликтам, нарастанию социальной напряженности, маргинализации значительной части населения, сменой ценностных ориентаций, разочарованием. Очень важно позаботиться об эмоциональном благополучии с раннего возраста, выделить способы и технологии сохранения эмоциональной стабильности. В психолого-педагогической литературе нами было выделено, что эмоциональное состояние младших школьников существенно влияет на интеллектуальную деятельность и общее психологическое состояние. Кроме того, знание особенностей эмоциональной сферы учащихся способствует пониманию характера школьников, а также помогает понять трудности и проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, а также в отношениях с одноклассниками. За основу было взято хореографическое искусство, которое влияет на формирование благоприятной эмоциональной сферы младших школьников в условиях детского коллектива.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, хореографическое искусство, младшие школьники, детский коллектив.
Annotation. In modern society there have been significant changes that led to socio-psychological conflicts, the growth of social tension, the marginalization of a large part of the population, the change of value orientations, disappointment. It is very important to take care of emotional well-being from an early age, to identify ways and technologies of preserving emotional stability. In psycho-pedagogical literature, we pointed out that the emotional state of schoolchildren significantly affects intellectual activity and the general psychological state. In addition, the knowledge of the emotional characteristics of students contributes to understanding the nature of schoolchildren, and also helps to understand the difficulties and problems that children face in school, as well as in relations between classmates and parents. Choreographic art was taken as a basis, which influences the formation of auspicious emotional sphere of younger schoolchildren in a children's team.
Keywords: emotional sphere, choreographic art, younger schoolchildren, children's team.
Введение. В настоящее время многие ученые в области педагогики, психологии отмечают необходимость уделить существенное внимание формированию эмоциональной сферы детей. Сфера досуга, как действенное средство духовного, нравственного, эстетического и общекультурного развития подрастающего поколения, дает возможность ребенку примерить на себя широкий спектр социальных ролей, предоставляет зону для реализации человеческих качеств.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества.
В XXI веке приоритетом образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [1].
Многими учеными отмечено, что хореографическое искусство - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и другие дисциплины, направленные на формирование эмоциональной сферы ребенка, хореография даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Потенциал хореографического искусства имеет огромное воспитательное значение в развитие нравственных и эстетических качеств личности, повышении уровня культурной компетенции, формировании эмоциональной культуры ребенка.
Анализ научных источников показал, что проблема формирования эмоциональной сферы младших школьников в той или иной мере рассматривалась многими учеными в различных областях наук.
Проблема эмоционального воспитания, формирования культуры чувств личности рассмотрена в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, К.Изард, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.) ученными сформированы взгляды на эмоции человека, как на психофизиологические реакции.
О значении эмоционального фактора хореографического искусства, его воспитательный потенциал, представлен в трудах педагогов и деятелей искусств (А.Я. Вагановой(педагог-хореограф), Ю.Н. Григоровича(педагог-хореограф), И.А. Моисеева (педагог-хореограф), и др.), педагогическая