Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Л. П., Данилов С. В.

Цель исследования - выявить возможности системы дополнительного образования взрослых с позиции развития гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций. Методика и организация исследования. Применялись методы теоретического исследования и анализа современных научных источников, программ курсов повышения квалификации, инновационного опыта реализации гендерного подхода в системе дошкольного образования, интернет-ресурсов, синтез, методы логических обобщений. Результаты исследования и выводы. Актуализирована необходимость корректировки программ повышения квалификации инструкторов по физической культуре в связи с внедрением гендерного подхода в дошкольном образовании. Рассмотрены возможности системы дополнительного образования взрослых в развитии гендерной компетентности инструкторов по физической культуре детских садов. Определен комплекс учебно-методических и научно-практических мероприятий, реализуемых в период организации курсов повышения квалификации и во внекурсовой период, включающих: реализацию учебного модуля «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста» и разработку учебно-методического комплекса к нему; стажировку на экспериментальных площадках Ульяновской области занимающихся инновационной деятельностью по реализации гендерного подхода в дошкольном образовании; проведение конференций, семинаров, творческих встреч по гендерной проблематике; создание виртуальной методической копилки, выпуск методических пособий и рекомендаций для педагогических работников детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Л. П., Данилов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENDER COMPETENCY IN PHYSICAL EDUCATION INSTRUCTORS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Objective of the study was to identify the potentials of the system of supplementary education of adults in terms of the formation of gender competency in physical education instructors of preschool educational institutions. Methods and structure of the study. The methods applied in the work included theoretical research and analysis of modern scientific sources, programs of advanced training courses, innovative experience of realization of a gender approach in the preschool education system, Internet-resources, synthesis, and logical generalization methods. Results and conclusions. The article underlines the need to adjust the programs of advanced training of physical education instructors in view of the introduction of the gender approach in preschool education. The potentials of the system of supplementary education of adults in the formation of the gender competency of preschool physical education instructors were examined. We identified a set of methodological and scientific-practical measures carried out during the advanced training courses and extracurricular activities, including: implementation of the training module "Gender approach in the academic physical education of preschoolers" and development of the training package; training at the Ulyanovsk experimental sites for innovative activities aimed to implement the gender approach in preschool education; holding conferences, seminars, and creative meetings on gender issues; creation of a virtual methodical piggy bank and publication of teaching aids and recommendations for preschool teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

развитие тендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций

УДК/UDC 378.046.4

Поступила в редакцию 07.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1

Кандидат психологических наук, доцент С.В. Данилов1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

FORMATION OF GENDER COMPETENCY IN PHYSICAL EDUCATION INSTRUCTORS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

PhD, Associate Professor L.P. Shustova1 PhD, Associate Professor S.V. Danilov1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - выявить возможности системы дополнительного образования взрослых с позиции развития гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций. Методика и организация исследования. Применялись методы теоретического исследования и анализа современных научных источников, программ курсов повышения квалификации, инновационного опыта реализации ген-дерного подхода в системе дошкольного образования, интернет-ресурсов, синтез, методы логических обобщений.

Результаты исследования и выводы. Актуализирована необходимость корректировки программ повышения квалификации инструкторов по физической культуре в связи с внедрением гендерного подхода в дошкольном образовании. Рассмотрены возможности системы дополнительного образования взрослых в развитии гендерной компетентности инструкторов по физической культуре детских садов. Определен комплекс учебно-методических и научно-практических мероприятий, реализуемых в период организации курсов повышения квалификации и во внекурсовой период, включающих: реализацию учебного модуля «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста» и разработку учебно-методического комплекса к нему; стажировку на экспериментальных площадках Ульяновской области занимающихся инновационной деятельностью по реализации гендерного подхода в дошкольном образовании; проведение конференций, семинаров, творческих встреч по гендерной проблематике; создание виртуальной методической копилки, выпуск методических пособий и рекомендаций для педагогических работников детских садов.

Ключевые слова: гендерный подход в дошкольном образовании, гендерная компетентность инструктора по физической культуре, физическое воспитание в детском саду, система дополнительного образования.

Annotation

Objective of the study was to identify the potentials of the system of supplementary education of adults in terms of the formation of gender competency in physical education instructors of preschool educational institutions. Methods and structure of the study. The methods applied in the work included theoretical research and analysis of modern scientific sources, programs of advanced training courses, innovative experience of realization of a gender approach in the preschool education system, Internet-resources, synthesis, and logical generalization methods.

Results and conclusions. The article underlines the need to adjust the programs of advanced training of physical education instructors in view of the introduction of the gender approach in preschool education. The potentials of the system of supplementary education of adults in the formation of the gender competency of preschool physical education instructors were examined. We identified a set of methodological and scientific-practical measures carried out during the advanced training courses and extracurricular activities, including: implementation of the training module "Gender approach in the academic physical education of preschoolers" and development of the training package; training at the Ulyanovsk experimental sites for innovative activities aimed to implement the gender approach in preschool education; holding conferences, seminars, and creative meetings on gender issues; creation of a virtual methodical piggy bank and publication of teaching aids and recommendations for preschool teachers.

Keywords: gender approach in preschool education, gender competency of physical education instructor, preschool physical education service, supplementary education system.

Введение. Одним из актуальных подходов на современном этапе развития образования является гендерный, ориентирующий педагогов на учет в образовательной практике индивидуальных особенностей воспитанников, связанных с его полом. Возникает необходимость в соответствующей корректировке программ дополнительного образования взрослых и введении в учебный план модулей, направленных на актуализацию и изучение слушателями вопросов построения учебно-воспитательного процесса на основе внедрения и реализации гендерного подхода в образовании [5].

В рамках реализации гендерного подхода в образовании педагогическому сообществу необходимо модифицировать формы, средства, методы, содержание как обучения, так и воспитания, создать образовательную среду, в которой бы комфортно было пребывать мальчикам и девочкам с различными тендерными особенностями [1].

Цель исследования - выявление возможностей системы дополнительного образования с позиции развития гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

№2 • 2021 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Методика и организация исследования. Примером решения данной проблемы может служить опыт УлГПУ им. И. Н. Ульянова по внедрению в программы повышения квалификации учебных модулей, направленных на развитие тендерной компетентности, например, педагогов-психологов, учителей физической культуры и т. д. [2, 6].

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с целью исследования нами определено понятие «гендерная компетентность педагога», под которой вслед за Е. Н. Каменской понимается «умение интегрировать психологические, педагогические знания о сущности гендерно-го подхода в образовании и умение осуществлять гендерную стратегию в организации педагогического процесса для решения практических задач обучения, воспитания, обеспечивающее высокий уровень профессионального гендерного самопознания» [3]. Для развития компетентности инструкторов по физической культуре детских садов в области гендерной педагогики и психологии целесообразно включение в программу подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций учебного модуля «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста». Содержание модуля направлено на получение слушателями в рамках курсовой подготовки гендерной компетенции и дальнейшее ее совершенствование во внекурсовой период. В качестве результата следует рассматривать коррекцию и нейтрализацию у слушателей гендерных стереотипов, приобретение знаний и умений в новых научных областях гендерной педагогики и психологии, позволяющих учитывать и поддерживать воспитанников с различными видами гендерной идентичности.

В дополнение к данному курсу разработаны учебно-методические материалы, включающие в себя диагностический комплекс для проведения гендерных исследований в дошкольных образовательных учреждениях (диагностические карты обследования, карты наблюдения, анкеты и опросники для изучения воспитательного потенциала семьи, методики для изучения гендерных стереотипов и гендерной доминанты педагогических работников детского сада, карты для проведения гендерной экспертизы занятия и образовательной среды и т. д.) [7, 8].

Большое влияние на развитие и совершенствование гендерной компетентности воспитателей и инструкторов по физической культуре оказывает знакомство и изучение инновационного опыта деятельности образовательных организаций в рамках Программы развития инновационных процессов в Ульяновской области, реализующих на практике гендерный подход. Так, педагогический коллектив Детского сада № 52 «Росинка» г. Димитровграда реализует инновационную деятельность и образовательные программы на основе применения гендерного подхода, что позитивно влияет на формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек. Сотрудники Детского сада «Сказка» с. Новая Малыкла Ульяновской области посредством использования инновационных методов и способов гендерного воспитания не только оказывают положительное влияние на гендерную социализацию детей дошкольного возраста, но и формируют гендерную компетентность родителей воспитанников [4].

Совершенствованию гендерной компетентности инструкторов по физической культуре в межкурсовой период способствует: создание виртуальной методической копилки на сайте университета, где размещены разработки занятий по физической культуре с учетом пола детей и их гендерных особенностей, организация научно-методических семинаров и конференций гендерной проблематики, разработка и издание сотрудниками университета методических пособий и рекомендаций, а также использование материалов с сайтов сети Интернет «ФизкультУра», «Я иду на урок физкультуры» и других.

Обозначив возможности дополнительного образования в формировании гендерной компетентности инструкторов по физической культуре, определим задачи, которые требуют своего дальнейшего решения. Прежде всего это разработка диагностических средств для выявления дефицитов компетент-ностей инструкторов по физической культуре в вопросах гендерной педагогики и психологии. Следующая задача - приобретение необходимого материально-технического оснащения для организации и проведения занятий по физической культуре с учетом гендерных и половых особенностей дошкольников.

Вывод. Обозначенные выше учебно-методические и научно-практические мероприятия, организуемые и проводимые в условиях системы дополнительного образования взрослых, будут способствовать развитию и совершенствованию гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

Литература

1. Дюльдина Ж.Н. Проблема гендера в педагогических исследованиях / Ж.Н. Дюльдина, Л.П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-3. - С. 629-633.

2. Зарубина В.В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых / В.В. Зарубина, М.И. Лукьянова, М.А. Фахрет-динова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 2.

- С. 24-26.

3. Каменская Е.Н. Педагогика: Конспект лекций / Е.Н. Каменская. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С. 365.

4. Ключникова Е.А. Мир детства: мальчики и девочки (формирование гендерной идентичности у детей 3-8 лет на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО) / Е.А. Ключникова. - Ульяновск: Издатель А.В. Качалин, 2018. -240 с.

5. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. -2003. - № 5. - С. 9-15.

6. Шустова Л.П. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации / Л.П. Шустова, С.В. Данилов // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7.

- С. 32.

7. Шустова Л.П. Гендерные исследования в образовании: учебно-метод. пособие / Л.П. Шустова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. -156 с.

8. Шустова Л.П. Гендерный подход в воспитании дошкольников: учебно-метод. пособие / Л.П. Шустова, И.А. Анохина / Под ред. Л.П. Шустовой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 111 с.

References

1. Dyuldina Zh.N., Shustova L.P. Problema gendera v pedagogicheskikh issledovaniyakh [Gender issue in pedagogical research]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. No. 5-3. pp. 629-633.

2. Zarubina V.V., Lukyanova M.I., Fakhretdinova M.A. Razvitie akmeologicheskoy pozitsii uchiteley fizicheskoy kultury v usloviyakh sistemy dopolnitelnogo obrazovaniya vzroslykh [Acmeological stand shaping service to physical education specialists in advanced education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018, no. 2. pp. 24-26.

3. Kamenskaya E.N. Pedagogika: Konspekt lektsiy [Pedagogy: Lecture notes]. Rostov-on-Don: Fenix publ., 2005. P. 365.

4. Klyuchnikova E.A. Mir detstva: malchiki i devochki (formirovanie gendernoy identichnosti u detey 3-8 let na osnove individualno-differentsirovannogo podkhoda v usloviyakh DOO) [World of childhood: boys and girls (formation of gender identity in 3-8 year-olds based on individually differentiated approach in conditions of preschool education)]. Ulyanovsk: A.V. Kachalin publ., 2018. 240 p.

5. Mudrik A.V. O polorolevom (gendernom) podkhode v sotsialnom vospitanii [Gender-role (gender) approach in social education]. Vospitatelnaya rabota v shkole. 2003. No. 5. pp. 9-15.

6. Shustova L.P., Danilov S.V. Kompetentnost uchiteley fizicheskoy kultury vvoprosakh gendernogo podkhoda v obrazovanii: vozmozhnosti razvitiya v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Competency of physical education teachers in gender approach in education: development potential in career development system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. p. 32.

7. Shustova L.P. Gendernye issledovaniya v obrazovanii [Gender research in education]. Teaching aid. Ulyanovsk: UIPKPRO publ.. 2011. 156 p.

8. Shustova L.P., Anohina I.A. Genderny podkhod v vospitanii doshkolnikov [Gender approach in preschool education]. Teaching aid. Ulyanovsk: UIPKPRO publ., 2010. 111 p.

8

http://www.teoriya.ru

№2^ 2021 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.