Научная статья на тему 'Совершенствование руководства физическим воспитанием в дошкольном образовательном учреждении'

Совершенствование руководства физическим воспитанием в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1229
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропометрические по-казатели / динамика результатов физической подготовленности / анкетирование родителей воспитанников детского сада / физическое вос-питание / совершенствование физической под-готовленности дошкольников / questionnaire survey conducted among kindergarten alumni’s parents / improvement of preschoolers’ physical fitness / Anthropometric measures / dynamics of physi-cal fitness results / physical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Т. А.

В статье анализируется ди-намика результатов физической подготовлен-ности, антропометрических показателей фи-зического развития дошкольников, посещаю-щих детские сады г. Челябинска, результаты анкетного опроса родителей воспитанников, инструкторов физической культуры, педагогов ДОУ. На основе выводов исследования обосно-вывается необходимость совершенствования руководства физическим воспитанием детей дошкольного возраста г. Челябинска и исполь-зования результатов исследований на курсах повышения квалификации специалистов и руко-водителей дошкольных образовательных уч-реждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses dynamics of physical fit-ness results, anthropometric measures of physical development of preschoolers attending Chelya-binsk kindergartens, results of the questionnaire survey conducted among alumni’s parents, physi-cal training instructors, teachers of preschool edu-cational institution. Research findings substantiate the necessity of guidance improvement by means of Chelyabinsk preschoolers’ physical training and applying the research results at courses of ad-vanced training for specialists and managers of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование руководства физическим воспитанием в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 373.24 ББК 74.100.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РУКОВОДСТВА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Тарасова Т. А.

Аннотация. В статье анализируется динамика результатов физической подготовленности, антропометрических показателей физического развития дошкольников, посещающих детские сады г. Челябинска, результаты анкетного опроса родителей воспитанников, инструкторов физической культуры, педагогов ДОУ. На основе выводов исследования обосновывается необходимость совершенствования руководства физическим воспитанием детей дошкольного возраста г. Челябинска и использования результатов исследований на курсах повышения квалификации специалистов и руководителей дошкольных образовательных учреждений.

The article analyses dynamics of physical fitness results, anthropometric measures of physical development of preschoolers attending Chelyabinsk kindergartens, results of the questionnaire survey conducted among alumni’s parents, physical training instructors, teachers of preschool educational institution. Research findings substantiate the necessity of guidance improvement by means of Chelyabinsk preschoolers’ physical training and applying the research results at courses of advanced training for specialists and managers of preschool educational institutions.

Ключевые слова: антропометрические показатели, динамика результатов физической подготовленности, анкетирование родителей воспитанников детского сада, физическое воспитание, совершенствование физической подготовленности дошкольников.

Anthropometric measures, dynamics of physical fitness results, questionnaire survey conducted among kindergarten alumni’s parents, physical training, improvement of preschoolers ’ physical fitness.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья

и гармоничного развития личности ребенка. Одной из первостепенных задач воспитательнообразовательного процесса является улучшение физического развития, повышением физической подготовленности детей, что, несомненно, сказывается на состоянии их здоровья.

Актуальной задачей дошкольного физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.

Для изучения состояния физического воспитания в дошкольных учреждениях г. Челябинска мы провели исследования в шести детских садах. Сформулировали следующие задачи:

1. Определить уровень руководства физическим воспитанием детей в ДОУ.

2. Выявить уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

3. Уточнить роль родителей в физическом воспитании ребенка, их связь с детским садом по этой проблеме.

Для решения поставленных задач были отобраны информативные методики: антропометрические измерения детей, тестирование физических качеств, педагогические наблюдения, анкетирование педагогов дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ, родителей, хронометраж, анализ годовых планов работы детских садов, беседы. Полученные данные подвергались статистической обработке с определением средних величин, средних ошибок, критериев достоверности, темпов прироста.

Анализ полученных антропометрических показателей детей 4-6 лет позволил установить, что рост, масса тела, окружность грудной клетки детей, их динамика укладываются в возрастные пределы: 68 % детей имеют средний уро-

Тарасова Т А.

Совершенствование руководства физическим воспитанием...

вень физического развития, 11 % - высокий и выше среднего, 21 % - ниже среднего и низкий. Общеизвестно, что избыточная масса тела детей уже в возрасте 4-5 лет отрицательно отражается на уровне их физической подготовленности. Таких детей среди обследованных было 18,1 % и 11,7 %.

Изучение динамики результатов физической подготовленности детей 4-6 лет, сопоставление их с литературными данными привело к заключению:

_ дети обследованных детских садов имеют более низкие показатели по скоростносиловым качествам;

— с возрастом детей снижаются показатели гибкости;

_ средние показатели по быстроте не укладываются в ориентировочные нормативы;

— темпы прироста показателей физической подготовленности детей 5-6 лет составляют от 0 до 12-13 %, то есть осуществляются за счет естественного роста и естественной двигательной активности детей и лишь иногда за счет целенаправленной системы физического воспитания.

Педагогические наблюдения, хронометра-жи показали, что дети малоподвижны, потребность в движении в течение дня удовлетворяется лишь на 25-38 %, низка интенсивность движений на физкультурных занятиях, в подвижных играх, отсутствует тренирующий эффект физических упражнений, движений. Физкультурные занятия проводятся со всей группой детей, по одному календарному плану, программным задачам, без учета индивидуальных особенностей физической подготовленности каждого ребенка.

Анкетный опрос преподавателей физического воспитания начальных классов выявил следующее: с программой школы по физическому воспитанию легко справляются 12 % первоклассников, у детей низкий уровень развития выносливости, силы.

Изучение в детских садах состояния работы с семьей по совершенствованию физической подготовленности детей выявило ряд недостатков. Основной формой работы с родителями являются родительские собрания (общие или групповые). Однако на них уделяется недостаточное внимание лекциям специалистов в области физической культуры и спорта, медицин-

ских работников. Посещаемость лекций родителями низкая (до 33 %). Редко планируются лекции дифференцированно с учетом возраста воспитанников. Практически не проводятся родительские педагогические чтения и конференции, хотя планируется обмен опытом среди родителей по физическому воспитанию детей. Эта форма работы могла бы стать стимулом привлечения отцов и матерей к активной физкультурной работе со своими детьми.

В 37 % детских садов проводятся для родителей дни открытых дверей с демонстрацией занятий по плаванию, физкультурных занятий, закаливания. Не всегда дается анализ просмотренного, в ходе которого родители могли бы приобрести знания по обучению двигательным умениям и навыкам, развитию физических качеств, определению уровня физической подготовленности своего ребенка.

В детских садах не проводятся практические занятия с родителями по обучению детей программным двигательным умениям и навыкам, индивидуальному подходу к ребенку в соответствии с уровнем его физической подготовленности.

Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе с детьми используется в 23 % детских садов, обычно оно применяется в старших дошкольных группах.

Чаще в учреждениях педагоги используют информирование родителей о физическом развитии детей и только в 18 % детских садов - о физической подготовленности. Проведение консультаций по проблемам физического воспитания в семье проводится эпизодически. Стенная печать, рекомендации соответствующей педагогической литературы, папки-передвижки имеют редкую сменяемость, носят формальный характер и не стимулируют родителей к занятиям с ребенком.

В большинстве дошкольных учреждениях г. Челябинска физическое воспитание детей осуществляют инструкторы физической культуры, которые в работе с родителями используют показ физкультурных занятий, участие в родительски собраниях, иногда проводят физкультурные праздники. Воспитатели групп детей пытаются организовать с родителями беседы, дают рекомендации, которые могли бы быть более квалифицированными при условии проведения их инструкторами. Иными словами, в настоящее время специалисты по физическо-

Ар2\

ЧИППКРО

му воспитанию в детских садах не стали организующим и руководящим центром в осуществлении связи между дошкольным учреждением и семьей по совершенствованию физической подготовленности детей. В этой проблеме можно выделить объективные причины: отсутствие перечня должностных обязанностей инструктора физической культуры, не отлажено взаимодействие специалиста и воспитателя в физическом воспитании детей группы, отсутствие научно-обоснованной системы связи детского сада и семьи.

Таким образом, анализ содержания деятельности дошкольных учреждений с родителями по физическому воспитанию детей показал отсутствие систематичности, разнообразия форм работы, недостаточность ориентации на индивидуальный уровень физической подготовленности детей, современные достижения науки и практики, слабость практической помощи родителям, отсутствие взаимодействия педагогов детского сада и семьи в физическом воспитании ребенка. Это объясняется недостаточным руководством администрацией дошкольного учреждения. Данный вывод подтвердил анализ годовых планов работы дошкольных образовательных учреждений.

Такое положение деятельности детского сада и семьи по укреплению физического состояния ребенка стало возможным в силу ориентации многих дошкольных учреждений на интеллектуальное воспитание детей, перекладывания на плечи инструкторов физической культуры всей работы по физической подготовке дошкольников.

Для получения более полного представления о физическом воспитании детей в семье нами был проведен анкетный опрос родителей, дети которых посещают детские сады г. Челябинска. В анкетировании участвовала 151 семья. Целями опроса являлось изучение отношения родителей к физическому развитию детей, их занятиям физкультурой, создание условий в семье для физической подготовки детей, периодичность занятий с детьми, определение оценки уровня физической подготовленности ребенка, отношение к совершенствованию педагогических знаний физического воспитания дошкольников.

В результате ответа на вопрос анкеты «3анимаетесь ли Вы физкультурой, спортом?»

выявлено: спортивных семей - 17 %, иногда занимаются - 6,4 %, неспортивных семей - 76,6 %.

Общеизвестно, что здоровые родители гораздо больше времени уделяют физическому воспитанию своих детей. Вероятно, эти спортивные семьи всегда помогут детскому саду в организации клубной, секционной работы с детьми, чтении лекций, обмене своим опытом работы по физическому воспитанию детей.

В блоке ответов по физическому воспитанию детей в семье было выявлено следующее:

- в 67,1 % семей созданы условия для физического воспитания: есть спортивные уголки (лестницы, тренажеры, спортивные снаряды); у 14,8 % разнообразный спортивный инвентарь, оборудование у 52,3 %. У одной третьей части семей (32,9 %) нет условий для физической подготовки ребенка (малая жилая площадь, низкие заработки, неполная семья и др.);

- в семьях организуются различные физ-

культурно-спортивные занятия: наиболее распространены прогулки (60 %), подвижные игры (41,4 %), реже спортивные развлечения

(23,1 %), оздоровительный бег (9,6 %), в некоторых семьях с детьми занимаются плаванием, танцами, лыжными прогулками (1,2-2,4 %);

- периодичность физкультурных занятий различна: обязательно по воскресениям в 11 % семей (до 1-2 часов), ежедневно только в 8,5 % (до 20-50 минут), иногда - в 70,7 % семей, при этом длительность занятий различна от 10 до 45 минут. 13,4 % родителей вообще никаких специальных занятий с детьми не проводят, так как считают, что дети самостоятельно двигаются достаточно много;

- основные виды деятельности детей в вечернее время, выходные дни - это настольные игры, чтение книг, просмотры телепередач, изобразительная, музыкальная, трудовая деятельность, подвижные игры. Большее время занимает малоподвижная деятельность, что нарушает двигательный режим ребенка;

- большее количество родителей считает, что важным в физическом воспитании детей является личный пример отца и матери (52,3 %), совместные занятия физкультурой (33,7 %), посещение соревнований (12,3 %), знания родителями системы физического воспитания дошкольников (8,1 %), создание условий в семье (21,2 %).

Тарасова Т. А.

Совершенствование руководства физическим воспитанием...

Анализируя ответы на вопросы по совершенствованию педагогических знаний родителей о физическом воспитании старших дошкольников, можно заключить, что, в основном, они наблюдали в детском саду физкультурные занятия (67 %), спортивные досуги или праздники (30,5 %), занятия в бассейне, утреннюю гимнастику (19,7 %). Не наблюдали никакой физкультурно-оздоровительной работы 25,8 % родителей. Многие родители, указывая на недостаточные знания методов физического воспитания, отсутствие времени, хотели бы получить определенные умения, навыки, приобщиться к повышению уровня физической подготовленности своих детей через совместные спортивные мероприятия (41,4 %), просмотр разных форм работы с детьми (35,3 %), семинар по физическому воспитанию детей (19,7 %), спортивные секции для родителей (8,5 %). Только 3,7 % родителей ответили, что «ничего не надо проводить».

Материалы анкет позволили выделить еще некоторые особенности физического воспитания детей в семье. Родители, занимающиеся спортом, отмечают у своих детей слабые двигательные качества, только «иногда» привлекают их к физкультуре (8,3 %). При наличии в доме спортивных уголков, оборудования, у детей физические качества развиты на удовлетворительном уровне (17 %). При отсутствии условий в квартире для физического воспитания, родители пренебрегают доступными средствами: не наблюдают работу с детьми по этому вопросу в детском саду, отказываются от лекций, консультаций.

Из беседы с воспитателями по вопросу активности родителей, направленной на физическое воспитание детей, выявлено, что регулярное обращение по собственной инициативе к педагогу за советами в отношении режима дня, закаливания, подвижных и спортивных игр, использование спортивного инвентаря отмечается только у 12 % родителей.

Полученные в результате анкетирования данные подтверждают предыдущие выводы о том, что дошкольные учреждения не оказывают должной помощи родителям в физическом воспитании детей. Используемые формы работы (общие собрания, консультации, мероприятия), отсутствие систематичности, учета индивидуальных особенностей детей не дает должного результата. Родители затрудняются в организа-

ции работы с ребенком, использовании форм физического воспитания, подборе игр, дозировке, периодичности, длительности, интенсивности занятий. Даже спортивные семьи боятся перегрузить ребенка, навредить его здоровью. Особое внимание должно быть уделено работе с семьями, где нет условий для физического воспитания. Вечером дети проводят много времени у телевизора, с настольными играми, что не является отдыхом, а дополнительной нагрузкой на зрение, нервную систему, опорнодвигательный аппарат. Родители не владеют сведениями об уровне физической подготовленности своего ребенка, он завышается или занижается ими. В связи с этим, физическое воспитание ребенка в семье осуществляется спонтанно, не опирается на теоретические знания и практические умения родителей. Помощь дошкольных учреждений семье в этом направлении весьма ограничена.

Таким образом, проведенные нами исследования в дошкольных учреждениях г. Челябинска достигли своей цели. Полученная информация позволяет заключить следующее:

1. Нет четкого взаимодействия между педагогами детского сада и родителями в физическом воспитании ребенка с учетом уровня его физической подготовленности, руководство этим взаимодействием не осуществляется.

2. Отсутствует система в работе детского сада с семьей, слабо поддерживается стремление родителей к повышению уровня двигательной подготовки каждого ребенка.

3. Остается актуальной проблема совершенствования физической подготовленности дошкольников.

4. Полученные результаты исследования необходимо использовать в курсовой подготовке специалистов дошкольных учреждений разных категорий: руководителей, инструкторов физической культуры, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Это повысит квалификацию педагогов по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста.

Данные выводы позволили нам определить взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи как одного из важных условий физического воспитания. Только продуманное руководство этим взаимодействием позволит обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка.

ЧИППКРО

Литература

1. Зимонина, В. Н. Рабочий журнал инструктора (воспитателя ДОУ) по физической культуре [Текст] / В. Н. Зимонина. - М., 2003. -194 с.

2. Муравьев, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста [Текст] : метод. пособие / В. А. Муравьев, Н. Н. Назаров. - М., 2004. - 201 с.

3. Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. - СПб., 1998. -57 с.

4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. - М., 2005. - 344 с.

5. Сердюковская, Г. Н. Организация ме-

дицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скриниг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада и школы [Текст] / Г. Н. Сердюковская. - М. : Медицина, 1995. - 147 с.

6. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации / Э. Я. Степанен-кова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 96 с.

7. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст] : метод. рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 176 с.

8. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие для сред. пед. учеб. зав. / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М. : Академия, 1996. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.