Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВОГО СПОРТА В РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВОГО СПОРТА В РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВОГО СПОРТА / МАССОВЫЙ СПОРТ / ТРЕНЕР-ОБЩЕСТВЕННИК / МАССОВЫЙ СПОРТ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крылова Анастасия Тимофеевна, Круглова Татьяна Эдуардовна

Введение. Выполнение основополагающего показателя развития массового спорта невозможно без увеличения численности кадров физической культуры и спорта. Но в высокодотационных регионах России действуют ограничения на увеличение штатной численности сотрудников в муниципальных и государственных учреждениях физкультурно-спортивной направленности. В связи с этим актуальным становится поиск путей для совершенствования кадрового обеспечения массового спорта без увеличения штатной численности в учреждениях физкультурно-спортивной направленности по месту жительства в регионах Крайнего Севера. Цель исследования. Определение направлений совершенствования кадрового обеспечения массового спорта в регионах Крайнего Севера. Методы и организация исследования. Анализ литературных источников, нормативноправовых документов, профессиональных стандартов, корреляционный анализ. Результаты исследования. В результате корреляционного анализа было выявлено, что численность кадров ФКиС и уровень их образования в регионах Крайнего Севера статистически значимо влияют на численность населения, которые систематически занимаются физической активностью. Исходя из этого, в существующих ограничениях в регионах Крайнего Севера актуальным становится привлечение общественных физкультурных кадров для проведения занятий физической активностью с населением. В настоящей статье мы определи сущность работы общественного спортивного актива и, в частности тренера-общественника с позиции системного подхода. Выводы. Для достижения основополагающего показателя развития массового спорта в регионах Крайнего Севера необходимо увеличивать численность кадров физической культуры и спорта. Одним из направлений совершенствования кадрового обеспечения в таких регионах с учетом существующих ограничений может быть использование общественных институтов, в частности, привлечения общественных физкультурных кадров, что в целом согласуется с государственной политикой в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STAFFING FOR MASS SPORTS IN THE REGIONS OF THE FAR NORTH

Introduction. Fulfillment of the acute requirement for the development of mass sports is impossible without increasing the number of the personnel and sports. In highly subsidized regions of Russia, there are restrictions upon the increase in the number of full-time employees in municipal and state institutions of physical culture and sports. In this regard, it becomes relevant to search for ways for cases of personnel provisions without regular staff increasing in sphere of the physical culture and sports orientation at the place of residence in the regions of the Far North. Purpose of the study. Determining the direction of improving staffing in the regions of the Far North. The methodology and organization of the study. Analysis of literary sources, legal documents, professional standards, correlation analysis. Research results and discussion. As a result of the correlation analysis, it was revealed that the number of personnel of the Physical and Physical Culture and Sports and the level of their education in the regions of the Far North have statistically significant effect on the number of people, who are systematically engaged in physical activity. Based on this, in the existing restrictions in the regions of the Far North, it becomes relevant to attract public physical education personnel to conduct physical activity classes with the population. In this article, we define the essence of the work of the public sports asset and, in particular, public coach from the standpoint of the systematic approach. Conclusions. To achieve the fundamental indicator of the development of mass sports in the regions of the Far North, it is necessary to increase the number of physical culture and sports personnel. The actual direction of improving the staffing in such regions, taking into account the existing restrictions, may be the involvement of public physical education personnel.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВОГО СПОРТА В РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

базе проекта опробовано приложение «Strava», показаны возможности этого приложения. Каждый студент может установить приложение на телефон и включать во время занятий спортом. Также студент имеет возможность фиксировать свои результаты, а преподаватели дисциплины «физическая культура» смогут оценивать результаты, активность студента. Также у преподавателей появляется возможность оценивать стремление студентов к какому-либо виду спорта и популяризировать развивающиеся виды. Использование IT-технологий для отслеживания активности - это шаг в развитии физической культуры человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассоциация студенческих спортивных клубов России. - URL: https://ssca.ru/o-nas/ (дата обращения: 14.06.2022).

2. Котуранва И.Д. Потенциал цифровых технологий в работе по здоровьесбережению студентов / И.Д. Котуранва, Н.А. Савотина // Вестник Калужского Университета - 2019 - № 4. - URL: https://tksu.ru/upload/iblock/188/VKU_2019_4_45_.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

3. Семенова Е.В. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности / Е.В. Семенова, В.И. Семенов, Н.И. Семенова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10007 (дата обращения: 14.06.2022).

REFERENCES

1. Association of Student Sports Clubs of Russia, available at: https://ssca.ru/o-nas/ (date accessed: 01.05.2022).

2. Koturanva I.D. and Savotina N.A. (2019), "The potential of digital technologies in student health work", Bulletin of Kaluga University, No. 4, available at: https://tksu.ru/upload/iblock/188/VKU_2019_4_45_.pdf (date accessed: 01.05.2022).

3. Semenova, E.V., Semenov, V.I. and Semenova, N.I. (2013), "Media culture of a professional: essence, challenges, opportunities", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10007 (date accessed: 01.05.2022).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 796.077.4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВОГО СПОРТА В РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Анастасия Тимофеевна Крылова, аспирант; Татьяна Эдуардовна Круглова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Выполнение основополагающего показателя развития массового спорта невозможно без увеличения численности кадров физической культуры и спорта. Но в высокодотационных регионах России действуют ограничения на увеличение штатной численности сотрудников в муниципальных и государственных учреждениях физкультурно-спортивной направленности. В связи с этим актуальным становится поиск путей для совершенствования кадрового обеспечения массового спорта без увеличения штатной численности в учреждениях физкультурно-спортивной направленности по месту жительства в регионах Крайнего Севера. Цель исследования. Определение направлений совершенствования кадрового обеспечения массового спорта в регионах Крайнего Севера. Методы и организация исследования. Анализ литературных источников, нормативно-правовых документов, профессиональных стандартов, корреляционный анализ. Результаты исследования. В результате корреляционного анализа было выявлено, что численность кадров ФКиС и уровень их образования в регионах Крайнего Севера статистически значимо влияют на численность населения, которые систематически занимаются физической активностью. Исходя из этого, в

существующих ограничениях в регионах Крайнего Севера актуальным становится привлечение общественных физкультурных кадров для проведения занятий физической активностью с населением. В настоящей статье мы определи сущность работы общественного спортивного актива и, в частности тренера-общественника с позиции системного подхода. Выводы. Для достижения основополагающего показателя развития массового спорта в регионах Крайнего Севера необходимо увеличивать численность кадров физической культуры и спорта. Одним из направлений совершенствования кадрового обеспечения в таких регионах с учетом существующих ограничений может быть использование общественных институтов, в частности, привлечения общественных физкультурных кадров, что в целом согласуется с государственной политикой в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: кадровое обеспечение массового спорта, массовый спорт, тренер-общественник, массовый спорт по месту жительства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p220-226

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STAFFING FOR MASS SPORTS IN THE REGIONS OF THE FAR NORTH

Anastasia Timofeena Krylova, the post-graduate student; Tatyana Eduardovna Kryglova, the

candidate of pedagogical sciences, docent, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Introduction. Fulfillment of the acute requirement for the development of mass sports is impossible without increasing the number of the personnel and sports. In highly subsidized regions of Russia, there are restrictions upon the increase in the number of full-time employees in municipal and state institutions of physical culture and sports. In this regard, it becomes relevant to search for ways for cases of personnel provisions without regular staff increasing in sphere of the physical culture and sports orientation at the place of residence in the regions of the Far North. Purpose of the study. Determining the direction of improving staffing in the regions of the Far North. The methodology and organization of the study. Analysis of literary sources, legal documents, professional standards, correlation analysis. Research results and discussion. As a result of the correlation analysis, it was revealed that the number of personnel of the Physical and Physical Culture and Sports and the level of their education in the regions of the Far North have statistically significant effect on the number of people, who are systematically engaged in physical activity. Based on this, in the existing restrictions in the regions of the Far North, it becomes relevant to attract public physical education personnel to conduct physical activity classes with the population. In this article, we define the essence of the work of the public sports asset and, in particular, public coach from the standpoint of the systematic approach. Conclusions. To achieve the fundamental indicator of the development of mass sports in the regions of the Far North, it is necessary to increase the number of physical culture and sports personnel. The actual direction of improving the staffing in such regions, taking into account the existing restrictions, may be the involvement of public physical education personnel.

Keywords: staffing of mass sports, mass sports, public coach, mass sports at the place of residence.

ВВЕДЕНИЕ

В современных стратегических документах развития физической культуры и спорта особое внимание уделено именно развитию массового спорта в России [4]. Многие исследователи сходятся во мнении, что достижение основополагающих показателей, запланированных в стратегических документах развития массового спорта невозможно без совершенствования кадрового обеспечения [1], под которым они понимают как количественные, так и качественные изменения. Разумеется, что увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 70 % требует и увеличения численности кадров физической культуры и спорта. Однако многим регионам России необходима дотационная помощь из федерального бюджета. К таким регионам в большинстве своем относятся регионы Крайнего Севера, например, Камчатский

край, Мурманская область, Сахалинская область, Республика Коми, Республика Хакасия, Республика Тыва, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ и др. [5]. Как следствие, в этих регионах действует ограничение на увеличение штатной численности сотрудников в муниципальных и государственных учреждениях физкультурно-спортивной направленности [2]. В связи с этим актуальным становится поиск путей для совершенствования кадрового обеспечения массового спорта без увеличения штатной численности в учреждениях физкультурно-спортивной направленности по месту жительства в регионах Крайнего Севера. Цель исследования - определение направлений совершенствования кадрового обеспечения массового спорта в регионах Крайнего Севера.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ литературных источников, нормативно-правовых документов, профессиональных стандартов, корреляционный анализ.

Нами были проанализированы статистические сведения по форме 1-ФК в 137 муниципальных образований из 149, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 являются территориями Крайнего Севера: 5 МО Республики Карелии, 6 МО Коми, 36 МО Саха, 1 Тыва, 14 МО Камчатского края, 5 Красноярского края, 2 МО Хабаровского края, 5 МО Архангельской области, 1 МО Иркутской области, 9 МО Магаданской области, 17 МО Мурманской области, 5 МО Сахалинской области, 9 МО НАО, 7 МО ЧАО, 13 МО ЯНАО, 2 МО ХМАО. Был проведен корреляционный анализ показателей кадрового обеспечения отрасли (25 показателей) с показателями физкультурно-оздоровительной работы (37 показателей).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основополагающим показателем развития массового спорта в стране является показатель «доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом». В результате корреляционного анализа было выявлено, что в регионах Крайнего Севера наиболее статически значимыми показателями, влияющими на численность населения систематически занимающихся физической культурой и спортом, являются показатели кадрового обеспечения, представленные в таблице.

Таблица - Корреляции между показателем численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом и показателями кадрового обеспечения регионов Крайнего Севера (выделены значения, статистически значимо отличающиеся от нуля, р-значение < 0,05)._

N=137 Значения на душу населения

Общее количество кадров ФКиС Численность кадров ФКиС с высшим образованием Численность штатных тренеров с высшим образованием Численность кадров ФКиС в возрасте 31-60 лет

Численность населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом 0,436933 0,480671 0,418138 0,44157

В таблице представлены только 4 показателя кадрового обеспечения физической культуры и спорта, значения которых статистически значимо отличаются от нуля, из 25 анализируемых, представленных в форме 1 -ФК. Таким образом, можно говорить о положительном влиянии на показатель «доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом» следующих показателей кадрового обеспечения: численность кадров физической культуры и спорта, численность кадров ФКиС с высшим образованием, численность штатных тренеров с высшим образованием, численность кадров ФКиС в возрасте 31-60 лет. На основании этого можно утверждать, что численность кадров ФКиС и уровень их образования в регионах Крайнего Севера статистически зна-

чимо влияют на численность населения, которые систематически занимаются физической активностью.

Из этого следует, что для достижения основополагающего показателя развития массового спорта требуется увеличение численности кадров физической культуры и спорта. Вместе с тем, с учетом существующих ограничений в регионах Крайнего Севера необходимо искать реальные пути решения проблемы кадрового обеспечения. По нашему убеждению, одним из возможных решений проблемы, становится привлечение общественных физкультурных кадров для проведения занятий физической активностью с населением, работа которых основана на принципах добровольности и инициативности. Такая общественная деятельность направлена на граждан различного возраста, объединенных, как минимум, в некую общность по территориальному принципу, т. е. по принципу проживания людей на какой-либо общей территории, например, «двора», микрорайона, территории вокруг некого «центра потребления», школы, спортивного сооружения или любого другого значимого места для жителей определенной территории. Речь идет о возрождении института «тренеров-общественников», зарекомендовавшим себя в 60-80 гг. 20 века, когда необходимость в них была также высока по причине бурного развития спорта в стране. В тот исторический период была организована целенаправленная работа по подготовке общественных кадров в системе Добровольных спортивных обществ (ДСО). В настоящее время можно отметить новый виток развития массового спорта, а также факт наличия реальной работы разного рода энтузиастов, активистов, волонтеров, реализующих свой организационно-спортивный потенциал в различных регионах страны, особенно на территориях, удаленных от центра, не обеспеченных кадрами специалистов. Необходимо отметить, что инновационной составляющей работы общественного физкультурного актива, отдельных персоналий и целых групп активистов, является разработка различных социальных проектов, направленных на развитие так называемого «социального спорта» и решения точечных задач, соединяющих физическую активность и социальную направленность. Нестандартность решения задач массового спорта, соединяющего традиционные формы с новыми подходами, отражает современные характеристики развития массового спорта в сложных регионах России, в том числе Крайнего севера, что в свою очередь определяет фокус внимания на работу и подготовку общественных физкультурных кадров.

В то же время, данные процессы возрождения «общественных физкультурных кадров» и их работа в новом формате фактически не рассматриваются сегодня на теоретическом уровне. Отсутствуют научные исследования, методические разработки, определяющие сущность работы тренера-общественника ни с точки зрения его управленческой подготовки, ни педагогических компетенций и никаких других направлений его деятельности с учетом современных задач, условий, особенностей развития сферы физической культуры в стране и в отдельных ее регионах.

В историческом ракурсе, наиболее близкой по содержанию видов деятельности к тренеру-общественнику является работа педагога-организатора, среди которых можно отметить Пфейфер Н.Э. (1989), в чьей работе были раскрыты особенности работы педагога-организатора массовой физической культуры по месту жительства [6] Автором было отмечено, что структура деятельности педагога-организатора содержит и управленческие функции, и исполнительские функции, связанные с множеством различных функций и творческим подходом к воспитательной деятельности. С этой точки зрения, по нашему мнению, ничего не изменилось, напротив, фактор воспитательной и социальной работы только усилился в связи с происходящими событиями в социальной среде, актуальность которых отражается в некоторых исследованиях, связанных с работой на местах в настоящее время. Так, например, Манжелей, И.В. (2014) рассматривает физкультурно-спортивную среду муниципального образования и определяет ее, как «условия и возможности для формирования физкультурно-спортивного стиля жизни населения, содержащи-

еся в социальном окружении» [3]. Называя свой подход «средовым подходом», автор говорит об инструменте управления, особенностями которого является кластерное изучение компонентов физкультурно-спортивной среды конкретного муниципального образования с целью создания возможностей для реализации физкультурно-спортивных потребностей его жителей, воспроизводства здоровья, формирования спортивного стиля жизни населения, но не уточняет особенности и сущность работы субъекта управления. В этом же ракурсе целый ряд авторов используют теории урбанистики, в которых дается осмысление феномена города в историко-культурном плане, изучается организация и самоорганизация городской жизни, воздействие окружающей среды города на личную жизнь людей, вопросы адаптации и социализации городской молодежи, влияния городской среды на здоровье и профессиональную активность горожан. Несмотря на отсутствие прямой связи с проблемой обеспечения кадрами специалистов по физической культуре и спорту отдаленных от центра регионов, в том числе, Крайнего Севера, в целом, необходимо отметить, что в том или другом ракурсе авторы поднимают тему развития массового спорта на территориях, требующих особого внимания в силу объективных факторов, таких как специфика климата, географическая труднодоступность, отсутствие финансовых возможностей для развития инфраструктуры, сложность подготовки специализированных кадров и пр. Мы соглашаемся с авторами, которые отмечают, что в ситуации экономической нестабильности и дефицита спортивных сооружений условиями развития спортивной работы на отдельных территориях проживания людей, являются выявление физкультурно-спортивных потребностей населения и возможностей создания физкультурно-спортивной среды; приспособления дворово-парковой зоны к организации физкультурно-спортивной работы; построение сетевого взаимодействия субъектов независимо от ведомственной принадлежности, а также подготовка и переподготовка кадров. При этом мы считаем, что наиболее эффективным способом подготовки кадров в сложившейся ситуации можно считать подготовку тренеров-общественников, в том числе, по виду спорта.

В связи с этим важным становится определение сущности работы общественного спортивного актива и, в частности тренера-общественника с позиции системного подхода: видов деятельности, содержания трудовых функций, определения условий и стимулов его работы, необходимых знаний и умений, характерных для начального «организующего» этапа создания физкультурно-спортивной среды на местах.

Для решения этих задач нами был проведен комплекс работ, частью которых стал анализ профессиональных стандартов (ПС) в сфере физической культуры и спорта. В том числе ПС тренера, (от 28 марта 2019 года №191 н); ПС тренера-преподавателя (от 24.12.2020 № 952 н), ПС инструктора-методиста (от 08.09.2014 N 630н); ПС руководителя организации (подразделения организации), осуществляющего деятельность в области физической культуры и спорта (от 25.10.2015 № 798н) и других ПС, частично отражающих, как мы полагаем, деятельность тренера-общественника. Анализ профессиональных стандартов и комплекса нормативных правовых и методических документов позволил определить путь формирования документа по аналогии с профессиональным стандартом в сфере физической культуры и спорта и дать ему условное название «Стандарт деятельности тренера - общественника».

Так, раздел «общие сведения» разработан нами в следующем ключе: «обеспечение механизмов общественного участия в решении задач развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях; организация начальной спортивной подготовки, проведение тренировочных занятий, соревнований и локальных спортивно-воспитательных мероприятий».

Раздел «Основная цель вида деятельности» включает следующие позиции: «Организация и проведение тренировочных занятий и соревнований для достижения спортивных результатов, создания дополнительных условий по спортивной самореализации

населения, обеспечения их равных возможностей по физическому воспитанию, развитию личности и социализации; формирования потребностей в здоровом образе жизни, укрепления здоровья детей и взрослых, проживающих на различных территориях страны».

В настоящее время содержание трудовых функций и некоторые другие характеристики, отражающие деятельность тренера-общественника, находятся в процессе разработки, учитывающем тот факт, что в условиях полной трансформации сферы физической культуры и спорта, появления новых задач на политическом, правовом и экономическом поле, тренер-общественник продолжает вести диалог с местными жителями, соседями, своим ближайшим окружением посредством привлечения их к физической активности во всех ее проявлениях, являясь при этом центром социализации населения и трансляции ценностей спорта.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать заключение о том, что для достижения основополагающего показателя развития массового спорта в регионах Крайнего Севера необходимо увеличивать численность кадров физической культуры и спорта. Актуальным направлением совершенствования кадрового обеспечения в таких регионах с учетом существующих ограничений, может являться привлечение общественных физкультурных кадров, в частности тренеров-общественников, работа которых основана на принципах добровольности и инициативности, что потребует определенной организационной работы по выявлению и подготовке таких кадров на местном уровне управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдырева Н.В. Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта / Н.В. Болдырева, К.А. Кирсанов, А.А. Попков // Интернет-журнал Науковедение. -2017. - Т. 9, № 4. - URL: : http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN417.pdf (дата обращения: 01.05.2022).

2. Крылова А.Т. Региональные особенности развития массового спорта в Камчатском крае / А.Т. Крылова, Т.Э. Круглова // Общество : социология, психология, педагогика. - 2021. - № 9. - С. 173-177.

3. Манжелей И. В. Средовый подход в организации физкультурно-спортивной работы с населением / И. В. Манжелей, С. В. Иванова // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№ 12. - С. 61-64.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240026 (дата обращения: 18.03.2022).

5. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации : Приказ Минфина России от 11.11.2020 № 1030 // Минфин России : [сайт]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132065-

prikaz_minfina_rossii_ot_11.11.2020_1030_ob_utverzhdenie_perechnei_subektov_rossiiskoi_federatsii_

v_sootvetstvii_s_polozheniyami_punkta_5_stati_130_byudzhetnogo_kodeksa_ross (дата обращения: 18.03.2022).

6. Пфейфер, Н.Э. Особенности управленческой деятельности педагога-организатора массовой физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Пфейфер Нелли Эмилевна. - Ленинград, 1988. - 172 с.

REFERENCES

1. Boldyreva, N.V., Kirsanov, K.A. and Popkov, A.A., (2017), "Some issues of staffing the development of physical culture and sports", Internet Journal of Science Studies, Vol. 9, No.4, available at: http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN417.pdf (date accessed: 01.05.2022).

2. Krylova, A.T. and Kruglova, T.E., (2021), "Regional features of the development of mass sports in the Kamchatka Territory", Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, No. 9, pp. 173-177.

3. Manzheley, I.V. and Ivanova, S.V. (2014), "Environmental approach in organization of physical culture and sports activities with people", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 61-64.

4. Government of the Russian Federation, (2014), "On the approval of the State program of the Russian Federation "Development of Physical Culture and sports"", Decree of15.04.2014 No. 302, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240026, (accessed 18 March 2022).

5. Ministry of Finance of the Russian Federation, (2020), "On approval of the lists of subjects of the Russian Federation in accordance with the provisions of paragraph 5 of Article 130 of the Budget Code of the Russian Federation, Order of 11.11.2020 of No.1030, available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132065-

pri-

kaz_minfina_rossii_ot_11.11.2020_1030_ob_utverzhdenie_perechnei_subektov_rossiiskoi_federatsii_v_

sootvetstvii_s_polozheniyami_punkta_5_stati_130_byudzhetnogo_kodeksa_ross, (accessed 18 March 2022).

6. Pfeifer, N.E. (1968), Features of managerial activity of the teacher-organizer of high density of culture, dissertation, Leningrad.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.05.2022

УДК 796.012.13

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК «ГТО»

Евгений Викторович Кудряшов, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, заведующий кафедрой, Ольга Борисовна Кузнецова, кандидат биологических наук, доцент, Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России, Пермь; Рим Фазылович Шаехов, старший преподаватель, Пермский институт

ФСИН России, г. Пермь

Аннотация

Введение. Представленная работа посвящена изучению показателей физической подготовленности студентов на основе тестирования комплекса «ГТО». Цель исследования: определить уровень развития быстроты у студентов в рамках тестирования ВФСК «ГТО». Методика и организация исследования. В рамках Фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» и учебных занятий по физической культуре студенты Пермской государственной фармацевтической академии (512 человек: 444 девушки и 68 юношей) сдавали нормативы ВФСК ГТО. В качестве одного из обязательных тестов использовался бег на короткие дистанции: 30, 60 и 100 метров. Результаты исследования и их обсуждение. Наилучшие результаты студенты продемонстрировали в беге на 60 метров (по сравнению с дистанциями 30 и 100 метров). Это связано с тем, что значительная часть студентов не обладает достаточной быстротой двигательной реакции и скоростной выносливостью. Выводы. Определен уровень развития быстроты студентов Пермской государственной фармацевтической академии: на знаки отличия справились с нормативами 65,8% тестируемых.

Ключевые слова: быстрота, бег на короткие дистанции, физическая подготовленность студентов, ВФСК «ГТО», знаки отличия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p226-229

LEVEL OF DEVELOPMENT OF SPEED AMONG THE STUDENTS WHEN TESTING

VFSK "RLD"

Evgeny Viktorovich Kudryashov, the candidate of sciences in physical education and sports, docent, department chair, Olga Borisovna Kuznetsova, the candidate of biological sciences, docent, Perm State Pharmaceutical Academy of the Ministry of Health of Russia, Perm; Rim Fazylovich Shaekhov, the senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of

Russia, Perm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.