УДК 338.2:796
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ПРОДЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН
ЗЮКИН Д.А.,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].
САМОФАЛОВ ДА.,
сотрудник Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи, магистрант программы ВШЭ «Управление и экономика здравоохранения».
ХАРЧЕНКО Е.В.,
доктор экономических наук, профессор, ректор, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].
ПЕТРОВА С.Н.,
доктор сельскохозяйственных наук, доцент, проректор по научной работе и инновациям, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].
Реферат. Популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта в Российской Федерации имеет высокую актуальность в условиях старения населения и негативных тенденций в демографическом развитии в период после распада СССР в качестве способа продления социальной активности населения. Создание условий для вовлечения россиян в спорт достигается посредством развития системы физической культуры и спорта и повышения доступности спортивных занятий для широких масс населения. Для оценки роли физической культуры и спорта в популяризации здорового образа жизни в качестве способа продления социальной активности населения были исследованы объемы финансирования физической культуры и спорта в период структурного кризиса, обострившегося на фоне санкционных ограничений; уровень обеспеченности спортивной инфраструктурой; доля населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям. В ходе анализа было установлено, что по всем указанным показателям имеется положительная тенденция изменений, в том числе и по ситуации с финансированием физической культуры и спорта, несмотря на ухудшившуюся экономическую ситуацию в стране. Ежегодный прирост числа объектов спортивной инфраструктуры более чем на 8 тыс. единиц свидетельствует о повышении доступности спортивных занятий для граждан по всей территории страны, что создает более благоприятные условия для формирования у населения приверженности к здоровому образу жизни. О результативности работы с населением на предмет его вовлечения в массовый любительский спорт свидетельствует значительное увеличение доли населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, массовый спорт, физическая культура, спорт высших достижений, спортивная инфраструктура, продолжительность жизни, показатели здоровья населения, демографическая политика, социальная активность, ВФСК ГТО, фитнес-индустрия, финансирование.
ECONOMIC DIRECTIONS PROMOTION OF HEALTHY LIFESTYLES AS A WAY OF EXTENDING THE SOCIAL ACTIVITY OF CITIZENS
ZYUKIN D.A.,
candidate of science of economy, senior researcher at the Kursk state agricultural Academy, e-mail: [email protected].
SAMOFALOV D.A.,
employee of the center for expertise and quality control of medical care, master's student of the HSE program "health management and economics".
KHARCHENKO E.V.,
doctor of science of economy, professor, rector, Kursk state agricultural Academy, e-mail: [email protected].
PETROVA S.N.,
doctor of science of agricultural, docent, vice-rector for research and innovation, Kursk state agricultural Academy, e-mail: [email protected].
Essay. Popularization of a healthy lifestyle and development of mass sports in the Russian Federation is highly relevant in the context of population aging and negative trends in demographic development in the period after the collapse of the USSR as a way to prolong social activity of the population. Creating conditions for the involvement of Russians in sports is achieved by developing the system of physical culture and sports and increasing the availability of sports activities for the General population. In order to assess the role of physical culture and sports in promoting a healthy lifestyle as a way to prolong social activity of the population, it was necessary to study the dynamics of funding for physical culture and sports during the structural crisis that developed against the background of sanctions restrictions, the dynamics of the development of sports infrastructure and the dynamics of the share of the population who systematically resort to sports activities. During the analysis, it was found that there is a positive development trend for all these indicators, including the situation with the financing of physical culture and sports, despite the deteriorating financial situation in the country. The annual growth of sports infrastructure facilities by more than 8 thousand units indicates an increase in the availability of sports activities for citizens throughout the country, and, as a result, the creation of favorable conditions for the formation of the population's commitment to a healthy lifestyle. A significant increase in the proportion of the population who regularly resort to sports activities indicates a good performance in working with the population to involve them in sports activities.
Keywords: healthy lifestyle, mass sports, physical culture, high-performance sports, sports infrastructure, life expectancy, population health indicators, demographic policy, social activity, GFSK GTO, fitness industry, financing.
Введение. В Российской Федерации в последние десятилетия наметилось усугубление демографической ситуации [1], что проявляется в снижении рождаемости, росте смертности, увеличении заболеваемости граждан, что в свою очередь связано с проблемами старения населения, неблагоприятной экологической ситуацией и ростом социальной напряженности на фоне частых и продолжительных экономических кризисов внутри страны. Реформы в области пенсионного обеспечения страны вызвали негативную реакцию среди россиян, поскольку продолжительность жизни населения в России на фоне других развитых стран значительно ниже, поэтому повышение возраста выхода на пенсию, как среди мужчин, так и среди женщин, нашли нелогичным и несправедливым [2]. Но повышение возраста выхода на пенсию в Российской Федерации скорее стало вынужденной мерой, поскольку экономическая система государства продолжительное время находится в кризисном состоянии, спровоцированном санкционными ограничениями, и финансовая система не обеспечивает уверенность населения в стабильности финансовых ресурсов [3].
Повышение продолжительности и качества жизни граждан, продление социальной активности населения, улучшение показателей здоровья во всех возрастных категориях россиян входит в число стратегических целей и задач государства, реализуемых в рамках национальных проектов [4, 5]. Достижению этих целей, в первую очередь, способствует развитие системы здравоохранения и системы физической культуры и спорта.
В свете последних событий, разворачивающихся на фоне распространения корона-вирусной инфекции, обострились проблемы системы здравоохранения, такие как нехватка кадров, государственных медицинских учреждений, оснащения, лекарственных препаратов, особенно в периферийных регионах.
Если система здравоохранения устраняет последствия заболеваний, то на предупреждение этого явления направлена система физической культуры и спорта. За счет популяризации массового спорта в советское время большинство населения страны имело постоянную привычку к систематическим занятиям спортом, но с распадом СССР развитию физической культуры и спорта в стране уделялось
крайне мало внимания. В современном российском обществе все больше внимания уделяется популяризации здорового образа жизни, что в перспективе должно привести к изменению отношения населения к систематическим спортивным занятиям, к выбору продуктов питания и к пагубным привычкам.
При реализации концепции здорового образа жизни населения одним из главных элементов является массовый спорт, тогда как профессиональный спорт в этом отношении выступает скорее как стимулирующий интерес фактор [6]. Одним из важнейших средств популяризации здорового образа жизни и спортивных занятий выступают средства массовой информации, имеющие большое влияние в современном обществе, в частности высокая роль при этом отводится рекламе [7].
Как в любой отрасли, в отрасли физической культуры и спорта существует масса проблем, таких как нестабильное и недостаточное финансирование, низкий уровень развития инфраструктуры, кадрового обеспечения и многих других, что в совокупности не позволяет беспрепятственно реализовывать идею по продлению социальной активности населения за счет вовлечения населения в массовый спорт и создание массовой приверженности к здоровому образу жизни. Отсюда вытекает актуальность оценки основных показателей развития отрасли физической культуры и спорта в Российской Федерации на фоне структурного кризиса, развившегося после введения санкционных ограничений, для определения потенциала данного направления в качестве способа продления социальной активности граждан.
Материал и методы исследования. Развитие физической культуры и спорта (ФКИС) в Российской Федерации можно оценить по изменению ряда показателей, среди которых: объем финансирования развития ФКИС; количество спортивных объектов, характеризующее доступность спортивной инфраструктуры для населения, и доля населения, систематически занимающегося спортом. Базисным периодом для сравнения стоит считать 2015 г., когда страна столкнулась с санкционными ограничениями и колебаниями цен на нефтяном рынке, что привело к развитию структурного кризиса, следовательно, сферы экономики, ориентированные на социальную составляющую государства, оказались под ударом. После прохождения пика кризиса к 2019 г. ситуация начала приходить в норму, с поправкой на новые реалии, к которым Российская
Федерация была вынуждена адаптироваться. Характеристикой, определяющей растущую роль физической культуры и спорта в популяризации здорового образа жизни в качестве способа продления социальной активности населения, является положительная динамика по указанным показателям. Материалом для исследования послужили данные Министерства спорта Российской Федерации [8].
Результаты исследования. После введения санкционных ограничений российское население столкнулось с ускорившимися темпами падения реальных доходов [9], что отразилось на уровне жизни россиян. Но до этого периода в стране успели реализовать первый этап Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», завершившийся в 2015 г., который возымел довольно хорошие результаты, которые проявились в росте доли населения, систематически занимающегося спортом [10], увеличении доступности спортивной инфраструктуры для населения по всей территории страны [11, 12], улучшении качества кадрового состава сотрудников ФКИС [13].
Во многом росту интереса населения к спорту поспособствовало развитие индустрии красоты, где людям внушается, что необходимо стремиться к идеальным формам, поддержанию тела в тонусе, правильно питаться, отказаться от пагубных привычек и многое другое [14]. На этой волне возросла популярность объектов фитнес-индустрии, где человек может в любое время организовать для себя спортивные тренировки [15]. При этом, даже несмотря на падение реальных доходов населения и ухудшение экономической ситуации, рынок платных услуг физической культуры и спорта как показатель развития фитнес-индустрии в России показывает динамический рост [16].
Популяризации массового спорта в России также стало способствовать возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), который представляет собой адаптированную программу по развитию физического воспитания населения страны, популяризации массового спорта и здорового образа жизни. Решение о его возрождении было принято после окончания Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., и был организован он на первоначальном этапе из средств, оставшихся от подготовительных мероприятий к Олимпиаде [17]. Год от года численность населения, сдающего
нормативы ГТО, растет, как растет и количество отличительных знаков, выданных за успешную сдачу ступеней комплекса.
В стране до сих пор широко существуют такие негативные явления, как алкоголизм и курение, негативно сказывающиеся на экономическом положении субъектов [18, 19], на борьбу с которыми направлена популяризация здорового образа жизни и массового спорта, что за счет придания негативной окраски пагубным привычкам и их несовместимости с имиджем успешного и гармонично развитого человека, априори занимающегося спортом, позволяет постепенно переломить в сознании молодежи отношение как к спорту, так и к пагубным привычкам. Довольно широко тиражируемой темой стала популяризация здорового и спортивного питания [20], причем, если для спортсменов она преподносится с позиции пользы для организма при определенных типах тренировок и нагрузок, то для широких масс населения здоровое питание позиционируется как необходимое условие комфортной и продолжительной жизни. Стоит отметить рост популярности среди населения такого вида спорта, как легкая атлетика, позволяющего с минимальными затратами и в условиях открытого пространства поддерживать себя в хорошей физической форме [21].
На популяризацию здорового образа жизни и массового спорта благотворно влияют ме-гаспортивные мероприятия, такие как Олимпийские игры, Универсиады, Чемпионаты, Турниры и прочие. Люди вдохновляются и возрастает интерес как к спортивным заняти-
ям, так и с точки зрения потребительского спроса, вызывая подъем в отрасли. Из последних событий мирового масштаба, оказавших влияние как на сознание людей, так и на социально-экономическое развитие регионов оказался Чемпионат мира по футболу БША, прошедший в России в 2018 г. и оставивший после себя спортивное наследие и множество обновленных и вновь воссозданных объектов инфраструктуры [22].
Развитие физической культуры, главным образом, зависит от финансирования данной отрасли и от позиции политической системы. В Российской Федерации модель финансирования ФКИС значительно отличается, например, от модели США и Европейских стран, имея огромную степень зависимости от государственного финансирования, что не удалось переломить до развития структурного кризиса, а с его наступлением потенциальные ресурсы для этого были либо направлены в другие отрасли, либо вообще исчезли из экономики [23]. На текущий момент времени проблема финансирования ФКИС стоит довольно остро, так как до кризиса ФКИС финансировалась слабее, чем другие социальные направления и в структуре бюджета занимала низкий процент [24].
Анализируя динамику финансирования ФКИС с позиции организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту, в период 2015-2019 гг. отмечается увеличение объемов бюджетных средств на развитие отрасли на 93,2% (рисунок 1) [25].
Источник: составлено автором по данным Министерства спорта РФ
Рисунок 1 - Динамика финансирования ФКИС в Российской Федерации в 2015-2019 гг., млрд. руб.
Рисунок 3 - Динамика доли населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям, в 2006-2019 гг., %
Источник: составлено автором по данным Министерства спорта РФ
Рисунок 2 - Динамика изменения количества спортивных сооружений в 2015-2019 гг., ед.
Источник: составлено автором по данным Министерства спорта РФ
Стоит отметить, что финансирование поступало скачкообразно, а объем внебюджетных средств в динамике остался практически на неизменном уровне, хотя в 2017 г. накануне Чемпионата мира по футболу FIFA был зафиксирован максимальный за период приток средств. Столь высокий рост бюджетного финансирования ФКИС может объясняться тем, что в 2020 г. подходит к завершению второй этап Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», и средства, которые были заложены на этот период и не были израсходованы поступили единовременно к исполнению в 2019 г. Положительная динамика в финансировании ФКИС с позиции организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту, свидетельствует о том, что с этой стороны популяризация здорового образа жизни в качестве спосо-
ба продления социальной активности населения имеет положительные предпосылки.
Целесообразно также рассмотреть, как изменилось положение в отношении спортивной инфраструктуры, определяющей техническую доступность занятий спортом для населения (рисунок 2).
Количество спортивных сооружений с учетом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, в динамике возросло на 14,5% или почти на 41 тысячу объектов. То есть в год в различных регионах страны количество спортивных объектов увеличивалось более, чем на 8 тыс. единиц, повышая доступность занятий физической культурой и спортом для населения довольно высокими темпами. Это позволяет судить о том, что развитию инфраструктуры для массового
спорта уделяется достаточно много внимания и, имея техническую возможность для занятий спортом, люди имеют больше шансов для приобщения к здоровому образу жизни, что, в свою очередь, является еще одним положительным фактором для продления социальной активности населения.
Показателем, отражающим результативность всех действий, направленных на развитие массового спорта в стране, является доля населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям, которую в динамике стоит оценить с начала срока реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» (рисунок 3).
С начала срока действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» доля населения систематически прибегающего к спортивным занятиям, увеличилась на 30,5% и составила 43,0%, что само по себе составляет очень хороший результат. Резкий скачок при этом произошел в 2014 г. на фоне подъема общенациональных настроений на волне Сочинской Олимпиады. Безусловно, есть регионы, где показатель превышает и 50%, но в среднем по стране 43,0% граждан, имеющих приверженность к занятиям спортом при устойчивой тенденции к росту позволяет судить о том, что работа, ведущаяся по популяризации здорового образа жизни и развитию массового спорта, имеет хорошие результаты и вполне результативна в вопросах продления социальной активности населения посредством ФКИС.
Выводы. Развитие ФКИС в Российской Федерации даже в период структурного кризиса имеет положительные тенденции. Об этом свидетельствует рост объемов финансирования отрасли, увеличение количества спортивных объектов и увеличение доли населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям. Популяризация здорового образа жизни среди населения при таком положении дел имеет хорошие шансы в качестве способа продления социальной активности, тем более потенциал для развития массового спорта далек от исчерпания, судя по тому, что ресурс по вовлечению населения в массовый спорт еще имеется, исходя из размера доли населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям. При поддержке развития системы ФКИС со стороны государства как с позиции национальной идеи, так и с позиции стабильного увеличения объемов финансирования этой сферы вполне возможно ожидать продление социальной активности населения в условиях ухудшения демографической ситуации. Но при этом крайне важное значение имеет вопрос обеспечения населения рабочими местами, поскольку в текущей ситуации с повышением возраста выхода на пенсию и сокращением рабочих мест на рынке труда может возникнуть более тяжелая ситуация, когда имеющиеся кадровые ресурсы не будут иметь сферы применения, что может спровоцировать волну социального негодования и резкий рост бедности населения.
Список использованных источников
1. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Рождаемость населения России и демографические волны // Народонаселение. - 2017. - № 4 (78). - С. 56-66.
2. Наджафова М.Н. Повышение пенсионного возраста для мужчин как катализатор развития негативных социально-экономических процессов в удаленных регионах // Региональный вестник. - 2019. - № 21 (36). - С. 54-56.
3. Зюкин Д.А., Быстрицкая А.Ю., Дендак Г.М. Повышение пенсионного возраста как способ ухода от несостоятельности финансовой модели государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 3-24. - С. 104-108.
4. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)
5. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)
6. Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения // Региональный вестник. - 2018. - № 6 (15). -С. 11-13.
7. Додонов М.И., Евграфов И.Е. Реклама как метод пропаганды физической культуры и спорта // В кн.: Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. - 2016. - С. 127-129.
8. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 27.10.2020 г.).
9. Сергеева Н.М. Проблема снижения реальных доходов населения Российской Федерации // Региональный вестник. - 2019. - № 23 (38). - С. 82-83.
10. Перькова Е.Ю. Развитие физической культуры и спорта в федеральных округах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 4 (25). - С. 233-236.
11. Тюфтяков А.А. О реализации инвестиционной программы министерства спорта Российской Федерации в 2006-2015 гг. в Черноземье // Региональный вестник. - 2017. - № 4 (9). - С. 32-33.
12. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом // Наука и практика регионов. - 2018. - № 3 (12). - С. 103-107.
13. Корчагина Н.Л. Анализ заработных плат в сфере физической культуры и спорта в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 4 (25). - С. 158160.
14. Самооценка студентов и формирование внутренней потребности в занятиях спортивной направленности / И.А. Авилова, Е.В. Степанов, Р.П. Ковтун, О.И. Козлов // Региональный вестник. - 2019. - № 6 (21). - С. 17-19.
15. Корогодина Е.А. Занятия в фитнес-клубах как способ поддержания здорового образа жизни населения // Региональный вестник. - 2019. - №4(19). - С. 5-7.
16. Корогодина Е.А. Рост рынка платных услуг физической культуры и спорта как показатель развития фитнес-индустрии в России // Региональный вестник. - 2018. - №2 (11). - С. 4042.
17. Воронина В.Т. О финансировании всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО) // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - № 1 (26). - С. 111-114.
18. Наджафова М.Н. Негативные последствия курения: экономическая оценка // Региональный вестник. - 2019. - № 15 (30). - С. 52-54.
19. Сергеева Н.М. Негативные последствия алкоголизма в России: экономические аспекты // Региональный вестник. - 2019. - № 15 (30). - С. 54-56.
20. Корогодина Е.А. Исследование потребителей российского рынка здорового питания // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 118-123.
21. Воронина В.Т. Благосостояние граждан как фактор изменения популярности легкой атлетики // Региональный вестник. - 2018. - №2(11). - С. 33-35.
22. Тельных Д.А. Социально-политические последствия чемпионата мира по футболу-2018 // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 115-118.
23. Перькова Е.Ю. О типовых моделях государственной поддержки физической культуры и спорта // Региональный вестник. - 2019. - № 24 (39). - С. 60-62.
24. Перькова Е.Ю. Место физической культуры и спорта в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов // Региональный вестник. - 2019. - № 15 (30). - С. 56-58.
25. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. - 2018. - № 3 (12). - С. 76-81.
List of sources used
1. Rybakovsky O.L., Tayunova O.A. birth Rate of the Russian population and demographic waves // Population. - 2017. - № 4 (78). - Pp. 56-66.
2. Najafova M.N. Raising the retirement age for men as a catalyst for the development of negative socio-economic processes in remote regions // Regional Vestnik. -2019. - № 21 (36). - Pp. 54-56.
3. Zyukin D.A., Bystritskaya A.Yu., Dendak G.M. Raising the retirement age as a way to avoid the insolvency of the financial model of the state // Azimuth of scientific research: Economics and management. - 2018. - № 3-24. - Pp. 104-108.
4. Passport of the national project "healthcare" (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and national projects, Protocol No. 16 of 24.12.2018)
5. Passport of the national project "Demography" (app. the Presidium of the presidential Council of the Russian Federation for strategic development and national projects, minutes 24.12.2018 N 16)
6. Zyukin D.A., Matushansky E.E. Mass sport as an integral element in the implementation of the concept of a healthy lifestyle // Regional Vestnik. - 2018. - № 6 (15). - Pp.11-13.
7. Dodonov M. I., Evgrafov I. E. Advertising as a method of promoting physical culture and sports // In the collection Problems and innovations of sports management, recreation and sports and health tourism. - 2016. - Pp. 127-129.
8. Ministry of sports of the Russian Federation. Statistical information. [Electronic resource] - access Mode: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed: 27.10.2020).
9. Sergeeva N.M. the Problem of reducing real incomes of the population of the Russian Federation / / Regional Vestnik. - 2019. - № 23 (38). - Pp. 82-83.
10. Perkova E.Yu. Development of physical culture and sports in the Federal districts of Russia // Azimuth of scientific research: Economics and management. - 2018. - № 4 (25). - Pp. 233-236.
11. Tuftyakov A.A. On the implementation of the investment program of the Ministry of sport of the Russian Federation in 2006-2015 in the black soil region // Regional Herald. - 2017. - № 4 (9). -Pp. 32-33.
12. Bobrovsky E.A. the Development of the logistics as factor of increase of availability of sports // Science and practice of regions. - 2018. - № 3 (12). - Pp. 103-107.
13. Korchagina N. L. Analysis of salaries in the field of physical culture and sports in the regions of the Central Federal district // Azimuth of scientific research: Economics and management. - 2018. - № 4 (25). - Pp. 158-160.
14. Self-Assessment of students and the formation of internal needs in sports activities / I.A. Avilova, E.V. Stepanov, R.P. Kovtun, O.I. Kozlov // Regional Vestnik. - 2019. - № 6 (21). - Pp. 1719.
15. Korogodina E.A. Classes in fitness clubs as a way to maintain a healthy lifestyle of the population / / Regional Vestnik. - 2019. - №4(19). - Pp. 5-7.
16. Korogodina E.A. the growth of the market of paid services on physical culture and sport as an indicator of the fitness industry in Russia // Regional Vestnik. - 2018. - №2 (11). - Pp. 40-42.
17. Voronin V.T. The financing of the all-Russian sports complex "Ready for labour and defense" (ASC RLD) // Azimuth of scientific research: Economics and management. - 2019. - № 1 (26). - Pp. 111-114.
18. Najafova M.N. Negative consequences of Smoking: economic assessment // Regional Vestnik. - 2019. - № 15 (30). - Pp. 52-54.
19.Sergeeva N.M. Negative consequences of alcoholism in Russia: economic aspects // Regional Vestnik. - 2019. - № 15 (30). - Pp. 54-56.
20. Korogodina E.A. Research of consumers of the Russian market of healthy food // Science and practice of regions. - 2019. - № 1 (14). - Pp. 118-123.
21. Voronin V.T. The welfare of citizens as the factor of change of popularity of track and field athletics // Regional Vestnik. - 2018. - № 2(11). - Pp. 33-35.
22. Telnych D.A. Socio-political consequences of the world championship on football-2018 // Science and practice of regions. - 2019. - № 1 (14). - Pp. 115118.
23. Perikova E.Y. On the typical models for state support of physical culture and sports // Regional Vestnik. - 2019. - № 24 (39). - Pp. 60-62.
24. Perkova E.Yu. Place of physical culture and sports in expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds // Regional Vestnik. - 2019. - № 15 (30). - Pp. 56-58.
25. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A. Matushansky E.E. Analysis of the dynamics as the main method of research of development processes in physical culture // the theory and practice of regions. - 2018. -№ 3 (12). - Pp. 76-81.