Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к профессиональным и психологическим качествам личности сотрудников пенитенциарных учреждений'

Требования, предъявляемые к профессиональным и психологическим качествам личности сотрудников пенитенциарных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
843
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRISONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL-SIGNIFICANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородкина Т. А., Самохвал В. Г.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы, проблема профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний в профессиональной деятельности является приоритетным направлением развития теории и практики психологической работы. Анализ специальной литературы указывает на проблему профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородкина Т. А., Самохвал В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage of development of the penal system, the problem of prevention of psychological self-regulation and psycho-negative functional states in their professional activities is a priority for the development of the theory and practice of psychological work. The analysis of literature indicates a problem of prevention of psychological self-regulation and psycho-functional human adverse conditions due to the nature of professional activity.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к профессиональным и психологическим качествам личности сотрудников пенитенциарных учреждений»

ПСИХОЛОГИЯ

Бородкина Т.А., Самохвал В.Г.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, профессионально-значимые качества.

Аннотация: На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы, проблема профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний в профессиональной деятельности является приоритетным направлением развития теории и практики психологической работы. Анализ специальной литературы указывает на проблему профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности.

Keywords: prisons, professional-significant qualities.

Abstract: At the present stage of development of the penal system, the problem of prevention of psychological self-regulation and psycho-negative functional states in their professional activities is a priority for the development of the theory and practice of psychological work. The analysis of literature indicates a problem of prevention of psychological self-regulation and psycho-functional human adverse conditions due to the nature of professional activity.

В сложившихся условиях, связанных с преобразование в социальной, политической и экономической сферах, возрастает роль специальных органов государства, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью. Данная роль отводится Федеральной службе исполнения наказаний, обеспечивающей безопасность и правопорядок в нашем обществе, осуществляющей правоприменительные функции, связанные с контролем и надзором в сфере исполнения уголовных наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний сопряжена с высокими требованиями к профессиональным и психологическим качествам сотрудников, так как в данной сфере необходима повышенная

ответственность за действия, а работа сопряжена с эмоциональным напряжением, морально-психологическими и физическими нагрузками, требующими особой подготовки и психологической устойчивости. В связи с этим, данный вид деятельности могут осуществлять только высококвалифицированные и профессионально успешные кадры.

К стресс-факторам, сопровождающим профессиональную деятельность сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, относятся факторы неопределенности, опасности, внезапности, новизны средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях, высокий темп действий, а также фактор дефицита времени.

Все вышеперечисленные факторы, определяют специфику федеральной службы исполнения наказаний, являющуюся по сути экстремальной, связанной с постоянной готовностью использования оружия. Все это оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние работников федеральной службы исполнения наказаний, на качество социального взаимодействия, психическое и соматическое здоровье, на их психологическую устойчивость и их успешность в профессиональной деятельности.

В связи с этим предъявляются определенные требования к внутренним потенциальным возможностям личности при подборе персонала и его подготовленности. Здесь решающую роль играет прогноз успешности профессиональной деятельности, поэтому проблема успешности профессиональной деятельности является одним из интенсивно разрабатываемых направлений психологии. В отечественной психологии данной проблеме посвящены труды А.А. Бодалева, С.А. Дружилова, К.М. Гуревича, Е.П. Ильина, Л.А. Копытовой, А.М. Емельянова, О.А. Конопкина, А.А. Реан и др. Следует отметить, что различные аспекты проблемы успешности профессиональной деятельности изучались психологами, работающими в силовых структурах и отражены в специальной литературе (В.С. Бердников, А.В. Кокурин, В.Р. Сафонов и др.). Исследования показывают, что одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности являются ресурсные возможности человека, предполагающие использование саморегуляции состояний и деятельности, и развитие психологических качеств, определяющих эффективность поведения человека в экстремальных случаях [2].

На сегодняшний день актуальны вопросы, связанные с разработкой научно обоснованных тренинговых программ и спецкурсов,

направленных на развитие психологических качеств, способствующих успешному выполнению профессиональной деятельности.

В психологическом смысле деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения представляет форму взаимосвязи личности с окружающей социальной средой. Нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучив личность, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения. Для этого необходимо обратиться к анализу деятельности и отношений, которые в этой деятельности реализуются. Так, деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений специфична и определяется не только психологическими концепциями, а также юридическими нормами. В учреждении пенитенциарной системы специалист исполняет свои функции в рамках служебных обязанностей и на основании ведомственных приказов. Для успешного выполнения воспитательной деятельности необходимо владеть нормативно -правовой базой; уметь вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; владеть теорией познания и педагогическими науками; уметь органически связывать полученную информацию в единую систему взглядов; уметь использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т.д.) [5-6]. Только овладев этими умениями, можно эффективно воздействовать на сознание осужденного, можно усилить его общественную активность и самостоятельность.

На международной конференции в Гааге был принят проект «Руководства для пенитенциарных работников по соблюдению международных тюремных правил». В проекте говорится о том, что подготовка сотрудников для работы в тюрьмах должна включать следующие компоненты: знание конституционного права, уголовного права, уголовно-исполнительного права и правил, действующих в тюрьмах: - умение распознавать потенциальных самоубийц; умение обращаться с агрессивными заключенными и разумно применять силу

[4].

На сегодняшний день вопросы, касающиеся профессионализма начальника отряда, касающиеся факторов, влияющих на достижение результативности в профессиональной деятельности, остаются малоизученными.

Следует отметить, что правоприменительная деятельность работников государственно - правовых структур на различных уровнях должностного положения четко регламентирована и нарушение должностных полномочий рассматриваются как нарушение закона и

свидетельствует о низком уровне профессиональной компетентности, поэтому необходимо строго придерживаться правовых и нравственных норм. Потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является доминирующей среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание работника государственно-правовых структур. Основной особенностью профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений является нормативность поведения [1].

Следующей особенностью профессиональной деятельности служащих пенитенциарных учреждений выступает властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц, что часто затрагивает интересы самих осужденных, родственников осужденных, адвокатов и др. Представление соответствующих полномочий в связи с этим предполагает их использование в рамках закона, причем с учетом особенностей осужденного, с учетом сложившейся ситуации, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера. Малейшее отступление от требований закона может причинить моральный вред, нравственные страдания осужденному и его близким, может отрицательно повлиять на авторитет и репутацию, сформировать негативное мнение о воспитателе. Работа с осужденными в ситуациях конфликтного характера с использованием властных полномочий требует глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, наличия особых личностных качеств, таких как аналитический склад ума, способность прогнозировать последствия решений, эмоционально-волевой устойчивости, справедливости и уважительного отношения к людям, нормативности поведения [3].

Профессиональная деятельность в пенитенциарных учреждениях носит напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной работы, сопряжена с трудностями дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, игнорирующих правовые нормы. Нервно-психические перегрузки усугублены нерегулярной сменой условий труда, возможными нарушениями привычного режима в периоды сбора сотрудников, привлекаемых к пресечению массовых беспорядков, к розыску вооруженных преступников, к освобождению лиц захваченных в качестве заложников. Такая профессиональная деятельность приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, избыточной фрустрированности, к психосоматическим, функциональным расстройствам.

Для осуществления профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях требуется хорошее физическое здоровье, высокая работоспособность, высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости.

Особенностью деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений является нестандартный подход. В пенитенциарных учреждениях приходится иметь дело с разными ситуациями, требующими творческого подхода к их разрешению. Поэтому необходимы и специальные знания из различных областей науки, техники, культуры, необходим развитый интеллект, знание субкультуры осужденных.

Итак, существуют определенные требования, предъявляемые к работникам пенитенциарных учреждений. Федеральная служба исполнения наказаний сопряжена с высокими требованиями к профессиональным и психологическим качествам сотрудников, так как работа сопряжена с эмоциональным напряжением, морально -психологическими и физическими нагрузками, требующими особой подготовки и психологической устойчивости. В связи с этим, данный вид деятельности могут осуществлять только

высококвалифицированные и профессионально успешные кадры.

Человека интересовали, и всегда будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находится сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близко обыкновенному человеку - овладение методикой саморегуляции психофизического состояния.

Список литературы

1. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. количественные и качественные методы. - Омск, 2016.

2. Ермаков А.В., Дамдинцурунов В.А., Пьянников В.С.Применение методики деконцентрации внимания для организации ППФП сотрудников силовых министерств и ведомств // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 57-58.

3. Корнетов Н.А. Мультиаспектная модель профилактики суицидов // Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15. № 1. С. 1112.

4. Михалев Ю.А. А.Е. Снесарев о роли морального фактора в бою // Право в Вооруженных силах. 2008. № 1. С. 123-125.

5. Петрова Е.В., Семенова Н.В., Алехин А.Н. Закономерности развития и особености синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер психиатрических учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 194-199.

6. Соболевская Т.А. Воспитание терпимости // Директор школы. 2017. № 6 (219). С. 103-108.

Головин А.А.

ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК И МЕДИТАЦИИ НА ОБРЕТЕНИЕ САМОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: Самость, самопознание, рефлексия, арт-терапия, мандала, медитация, целостность.

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие Самость, кратко описаны подходы к определению Самости в различных психологических школах. Освещается потенциал арт-терапевтических методик, в частности метода рисования мандал, и медитации на процесс обретения личностью целостности, интеграции психики и обретения подлинной Самости.

Keywords: Self, self-knowledge, reflection, art-therapy, mandala, meditation, integrity.

Abstract: In this article, is considered the concept of Self, are briefly described the approaches to the definition of the Self in various psychological schools. Also is highlighted the potential of art-therapeutic techniques, in particular the method of drawing mandalas, and meditation on the process of acquiring integrity, integrating the psyche and acquiring the true Self.

В современных условиях психолого-педагогическая наука подчеркивает важность учета принципа субъектности в своей практике. Данный принцип предполагает развитие личности будущего бакалавра как субъекта профессиональной деятельности. Субъектность есть высший уровень активности, целостности, автономности будущего специалиста. Целостность субъекта, в свою очередь, означает единство, интегративность не только профессиональной деятельности, но и всех видов его активности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.