УДК 159.9:343.83
DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).046-052
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СКЛОННЫХ К ПРОЯВЛЕНИЮ АГРЕССИИ
В. Е. Лапшин, Т. В. Галич
Для цитирования
Лапшин, В. Е. Психолого-педагогические аспекты коррекции личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, склонных к проявлению агрессии / В. Е. Лапшин, Т. В. Галич // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 46-52. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).046-052.
Аннотация. Авторами затрагивается тема возможности психолого-педагогической коррекции личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, склонных к проявлению агрессии. Развитие агрессивных реакций в условиях исправительного учреждения подробно описано в пенитенциарной психологии, но в основном это исследования, касающиеся осужденных разного возраста и разных уголовно-правовых характеристик. Авторы затрагивают актуальную проблему проявления агрессии со стороны сотрудников, что на различных этапах службы является маркером дезадаптации, профессиональной деформации, эмоционального выгорания. Особенно этому явлению подвержены молодые сотрудники. Развитию неконструктивных агрессивных реакций способствует об-
© Лапшин В. Е., Галич Т. В., 2019
щая психическая усталость и отсутствие достаточного опыта управления сложными служебными ситуациями. Исследование, проведенное среди молодых сотрудников исправительных учреждений, выявило ряд проблем, требующих коррекции. Были исследованы представления об агрессивном поведении, уровень агрессивности в отношениях и уровень нервно-психического напряжения. На уровне представлений сотрудники демонстрировали осведомленность о правовой регламентированности применения силы и специальных средств по отношению к осужденным, но при этом проявляли внутреннюю готовность к применению силы и оправдывали тех сотрудников, которые превысили служебные полномочия. Почти половина принявших участие в исследовании сотрудников демонстрировали высокие показатели уровня агрессивности и нервно-психического
напряжения. Таким образом, можно считать проявление агрессивности ответной реакцией на условия несения службы и хронический стресс. По итогам исследования нами были обозначены следующие причины проявления агрессивности по отношению к осужденным - высокий уровень внутреннего нервно-психического напряжения, нехватка опыта в идентификации провоцирующего поведения осужденных, недостаточная сформиро-ванность механизма осознанной саморегуляции, отсутствие единого четкого представления об агрессивном поведении как о деструктивном. Профилактика агрессивного поведения сотрудников исправительных учреждений в отношении осужденных должна включать в себя не только обучение техникам саморегуляции, но и работу с когнитивной областью, то есть работу по осознанию причин своего агрессивного поведения и целенаправленному обучению альтернативным реакциям. Целевой группой воздействия должны стать сотрудники, только начинающие службу в исправительном учреждении. Целенаправленная систематическая работа с такими сотрудниками позволит улучшить их самочувствие и снизить риск неконструктивного проявления агрессии в служебной деятельности.
Ключевые слова: личность, сотрудник уголовно-исполнительной системы, исправительное учреждение, стресс, экстремальные условия, профессионально значимые качества личности, проявление агрессии, деструктивное поведение, агрессивность, психокоррекция, когнитивно-поведенческая терапия, когнитивно-поведенческий тренинг, осужденный.
В 2018 г. получили широкую огласку факты об агрессивном поведении сотрудников исправительных учреж-
дений по отношению к осужденным. Фигурантами неоднозначных событий стали сотрудники с небольшим стажем службы.
Деятельность сотрудниковуголовно-исполнительной системы относится к числу стрессовых и экстремальных. Состояние внешнего давления, депри-вирующее воздействие режима и условий прохождения службы вызывает общее напряжение, снижает работоспособность, ослабляет адаптационные механизмы [5, с. 52], поэтому чаще всего жертвами провокаций со стороны осужденных становятся именно молодые сотрудники, не имеющие опыта в оценке ситуации и саморегуляции своего психического состояния и недостаточно адаптированные к условиям несения службы.
Агрессия является сложным и неоднозначным психологическим явлением и имеет много трактовок в современной психологической науке. Наиболее точное, на наш взгляд, определение агрессии, дано С.И. Ениколоповым: «Это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [7, с. 27].
Диапазон реакций на условия функционирования современного исправительного учреждения у сотрудников - от ответных эмоциональных реакций (эпизодов), возникающих в обыденной жизни, до травматического стресса экстремальной природы [2, с. 63]. Проявления агрессии со-
трудниками исправительного учреждения часто носит защитный характер. За ним стоит осознание собственной беспомощности и нехватка знаний о том, как еще можно поступить в провоцирующей ситуации.
В начале 2019 г. нами было проведено исследование среди сотрудников исправительных учреждений, прибывших для прохождения первоначальной подготовки на факультете профессионального обучения и дополнительного образования Владимирского юридического института ФСИН России.
В исследовании приняли участие 56 человек. Средний возраст - 23 года, средний стаж службы - около 8 месяцев, уровень образования - среднее профессиональное, то есть та категория сотрудников,которая наиболее подвержена проявлению деструктивных реакций в отношении осужденных.
Цели исследования - выявление когнитивных установок сотрудников в области применения силы по отношению к осужденным, а также определение уровня нервно-психического напряжения и оценка проявления агрессивности в отношениях. Нами были использованы методы анкетирования, беседы и психологического тестирования (применялись методика оценки нервно-психического напряжения Т. А. Немчина и методика диагностики склонности к агрессивному поведению А. Ассингера).
На первом этапе исследования нами было проведено анкетирование, направленное на выявление представлений респондентов о возможностях применения сотрудниками силы в отношении осужденных. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, выявляющие степень информированности о правовой регламентации
применения специальных средств и перечне ситуаций, допускающих применение силы в отношении осужденных, а также отношение сотрудников к фактам превышения должностных полномочий.
По итогам анкетирования было выявлено, что 95 % опрошенных знают правовые нормы применения специальных средств и отмечают недопустимость использования силы и превышения должностных полномочий в отношении осужденных. 5 % либо оставили вопросы без ответа, либо затруднились сформулировать свое мнение.
На вопрос: «Какие действия сотрудника вы отнесли бы к агрессивным?» -65 % опрошенных перечислили действия, связанные с физической агрессией (нанесение побоев, грубое физическое обращение, умышленное причинение боли и т. д.), 22 % считают агрессивным не только физическое, но и вербальное воздействие (грубые выражения, моральное давление, повышение голоса)и 13 % сотрудников высказали мнение о том, что к проявлениям агрессии можно отнести действия, связанные с возможностью использования своего служебного положения (намеренное ухудшение условий жизни осужденного, создание ситуаций, в которых осужденный будет вынужден обращаться к сотруднику и зависеть от него).
Анкета предполагала вопросы, связанные с оценкой реальных ситуаций, в которых сотрудники исправительных учреждений проявляли агрессию по отношению к осужденным. Оценивая правовую сторону ситуации, 100 % респондентов указали на то, что действия сотрудников были неправомерны как с позиции закона, так и с позиции служебной
этики. Однако в ответах на вопрос, где предлагалось высказать свое личное отношение к действиям сотрудника, мнения разделились следующим образом:
- 32 % признали, что сочувствуют сотрудникам, оправдывают их действия и считают наложенное взыскание несправедливым (в беседе по итогам анкетирования мотивировали свою позицию тем, что «многие осужденные не понимают нормального языка», «если не проявлять силу, то никто не будет уважать», «сотрудник в невыгодном положении, у него нет рычагов управления осужденными, а только одни ограничения»);
- 28 % говорили, что агрессия сотрудников, проявленная в отношении осужденных, была случайной, наложенное взыскание несправедливо, сотрудники не заслуживают порицания (мотивировали ответы следующим образом «осужденные намеренно провоцируют сотрудника», «от провокаций никто не застрахован», «просто сдали нервы, сотрудники ни в чем не виноваты, со всяким может случиться»);
- 25 % отметили, что поведение сотрудников недопустимо и они получили справедливое взыскание (мотивировали ответы тем, что «надо уметь держать себя в руках», «сотрудник может регулировать свое поведение», «нельзя опускаться до грубости, хамства и рукоприкладства», «любую ситуацию в исправительном учреждении можно разрешить в рамках закона»);
- 13 % затруднились сформулировать свое отношение либо отказались от участия в обсуждении.
Таким образом, в среде опрошенных сотрудников нет единства в негативном отношении к применению агрессии со стороны сотрудников. Только 25 % считают превышение служебных полномо-
чий недопустимым и готовы говорить об этом, искать законные способы решения проблем нарушения дисциплины и требований руководства, работать над развитием механизмов саморегуляции.
Для остальной аудитории характерно либо оправдание действий сотрудников, либо отказ считать проявление агрессии со стороны сотрудников проблемой, требующей решения, либо нежелание обсуждать проявление агрессии и свое отношение к этому явлению.
В результате исследования по методике «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассин-гер) мы выявили, что у 55 % испытуемых наблюдается высокий уровень агрессивности в отношениях, эти сотрудники излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим, 40 - средний уровень агрессивности в отношениях, они умеренно агрессивны, 5 % - низкий уровень агрессивности в отношениях, они уравновешенны, терпеливы (рис. 1).
В результате исследования по методике «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин) были получены следующие результаты: 65 % респондентов имеют высокий уровень нервно-психического напряжения, что сопровождается ощущением дискомфорта, тревоги, страха, 15 - средний уровень нервно-психического напряжения, 20 % - низкий уровень нервно-психического напряжения (рис. 2).
Таким образом, больше половины респондентов испытывают внутреннее напряжение и готовы к агрессивным действиям. Намерение перейдет в действие, если провоцирующая ситуация для них лично будет значимой.
В настоящее время существенно
высоким уровень средним уровень низкий уровень
Уровень выраженности агрессивности
Рис. 1. Результаты диагностики склонности к агрессивному поведению
Рис. 2. Результаты исследования уровня нервно-психического напряжения
возрастает роль психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах прохождения службы, важным компонентом которого является обучение их методам психической саморегуляции, медитации, дыхательных психотехнологий [4, с. 101]. Овладение этими методами позволяет сотруднику регулировать свое состояние, не допускать вспышек агрессии.
Наше исследование выявило, что помимо высокого уровня нервно-психического напряжения у сотрудников наблюдается еще одна пробле-
ма - несформированность представлений о недопустимости проявления агрессии в отношении осужденных. Итоги анкетирования показали, что для большинства сотрудников отказ от применения силы связан со страхом наказания, а не с осознанием вреда от подобных действий для исправительного учреждения и уголовно-исполнительной системе в целом. Для профилактики проявления агрессивных действий мы предлагаем работу с когнитивными конструктами сознания сотрудника, направленную на осознание мотивов агрессивного поведения,
особенностей индивидуального проявления агрессии, формирование представлений об альтернативных физическому и словесному насилию способах реагирования в сложных и провокационных служебных ситуациях.
Оптимальным способом достижения этой цели мы считаем проведение занятий с элементами когнитивно-поведенческого тренинга для сотрудников, склонных к проявлению агрессии по отношению к осужденным.
Для достижения цели снижения интенсивности и частоты возникновения открытых деструктивных агрессивных реакций в исправительном учреждении, на наш взгляд, целесообразно соблюдать следующую логику.
Этап 1. Информирование сотрудников о психологических механизмах возникновения агрессии и проявления агрессивного поведения. На этом этапе важно донести информацию о том, что агрессивные реакции являются естественными, объяснить причины их возникновения у сотрудников исправительных учреждений, указать на те внешние факторы среды исправительного учреждения, которые приводят к нервно-психическому напряжению и принятию идее деструктивного взаимодействия с осужденными. Важно на конкретных примерах показать последствия выбора применения физической и вербальной агрессии как для сотрудника исправительного учреждения, так и для всей уголовно-исполнительной системы.
Этап 2. Анализ личного опыта сотрудника в рамках индивидуальной работы или групповых занятий с психологом или наставником для формирования осознанного отношения к своему поведению и своим эмоциональным реакциям. Ошибочные, непродуктивные действия и установки являются
важным материалом для обучения новым образцам поведения. При совместном анализе тех или иных действий и их последствий специалист подводит сотрудника к идее о том, что изначально никто не хотел причинить вред, а ставил перед собой другую цель (добиться уважения и подчинения, навести порядок, «выпустить пар» и т. д.), но выбор не той формы поведения не только не привел к нужному результату, но еще и осложнил ситуацию.
Этап 3. Работа по обучению новым формам поведения. На этом этапе психолог или наставник помогает сотрудникам осознать круг ситуаций, в которых у них возникает нервно-психическое напряжение и желание проявить агрессию (вызывающее и агрессивное поведение осужденных, намеренное неподчинение и невыполнение просьб, аналогичные провоцирующие ситуации). На этом этапе происходит обучение калибровке своих психологических реакций, определению момента возникновения напряжения и агрессии, осознанию мотивов появления этих состояний, а также навыкам саморегуляции и управлению своими агрессивными импульсами, а также альтернативным способам реагирования.
Этап 4. Сохранение полученных результатов. На этом этапе происходит мониторинг поведения сотрудников. С одной стороны, наблюдение и анализ деятельности производится руководством учреждения и наставниками, с другой стороны, сотрудник сам отслеживает свои реакции и поступки. По итогам наблюдений и самонаблюдений проходит необходимая коррекция.
Таким образом, профилактика агрессивного поведения сотрудников исправительного учреждения является общим делом, в которое должны быть
включены не только психологи и руководители подразделений, но и опытные сотрудники, имеющие большой опыт в разрешении сложных служебных си-туаций.Только при всесторонней, систематической и планомерной работе может быть достигнут устойчивый положительный результат.
Библиографический список
1. Арпентьева М. Р. Профессиональное выгорание: десакрализация и латентная агрессия сотрудников правоохранительной системы // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 669-676.
2. Бабурин С. В., Оботурова Н. С., Чирков А. М. Методологические подходы к проблеме психологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 4(28). С. 55-66.
3. Бек Д. С. Когнитивная терапия: полное руководство. М., 2006. 400 с.
4. Воронин Р. М., Семенов Ю.Н. Использование технологий биологической обратной связи в системе психофизиологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2. С. 101-106.
5. Галич Т. В. Взаимосвязь психологических особенностей личности и особенностей поведенческого стиля в стрессовой ситуации у сотрудников исправительного учреждения // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № 1(1). С. 52-55.
6. Организация психологической профилактики профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы / Т. В. Галич [и др.]. Владимир, 2016. 202 с.
7. Ениколопов С. Н. Агрессия. Большой энциклопедический словарь / под ред. Б. Г Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2009. 816 с.