Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты профилактики насильственной пенитенциарной преступности'

Социально-психологические аспекты профилактики насильственной пенитенциарной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CRIME PREVENTION / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / PENAL VIOLENT CRIMINALITY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICTED PERSON / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CORRECTIONAL FACILITY / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / FEDERAL PENAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минкова Елена Анатольевна

Статья посвящена социально-психологическим аспектам профилактики насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях. Цель работы установить влияние социально-психологических факторов на насильственную пенитенциарную преступность и выработать на их основе меры профилактики. Социально-психологические факторы весьма существенно влияют на личность пенитенциарного преступника, поскольку утраченные социальные связи, криминогенная среда осужденных и в конечном счете сам факт лишения свободы благодатная почва для насилия, а следовательно, для насильственных преступлений в местах лишения свободы. В исправительных учреждениях на осужденных постоянно осуществляется сильный психологический прессинг, они находятся в состоянии повышенной тревожности, подавленности и стресса, что, без сомнения, отрицательно воздействует на осужденных, повышая их конфликтность. Все это может вызвать агрессивный срыв и приведет к насильственному поведению лиц, лишенных свободы. Кроме того, именно специфичность микросреды лиц, лишенных свободы, состояние фрустрации может выработать стойкий поведенческий стереотип насильственного поведения в условиях лишения свободы. В то же время сотрудники исправительных учреждений недостаточно обучены использованию адекватных психологических методик, позволяющих вовремя диагностировать и разрешать сложные психологические ситуации, приведшие в дальнейшем к совершению насильственных посягательств в исправительных учреждениях. В связи с этим необходимо совершенствовать работу по повышению коммуникативной компетенции персонала по разрешению конфликтов, развить способности последних по своевременному выявлению конфликтных ситуаций, умению локализовывать конфликтогенные факторы с целью недопущения их перерастания в насильственную преступную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to socio-psychological aspects of prevention of violent crimes committed by the convicted persons in prisons. The objective of the work is to reveal the influence of socio-psychological factors on violent penal criminality and elaborate the prevention measures. Socio-psychological factors significantly affect the personality of penal criminal since the lost of social interactions, criminal environment and the very fact of imprisonment provide a fertile ground for violence, and, as a result, violent crimes in prisons. In correctional facilities convicted persons are under strong psychological pressing, they are in the state of increased anxiety, depression and stress which no doubt impacts negatively on the convicts increasing their inclination to conflict behavior. Ultimately, this could cause aggressive breakdown and will lead to violent behavior of prisoners. Moreover, specific character of their micro environment and frustration could cultivate behavioral stereotype of violent behavior in prisons. At the same time officers of correctional facilities are often insufficiently trained in the use of adequate psychological methods that enable to diagnose in time and settle complicated psychological situations that could result in committing of violent attacks in prisons. In this regard, it is necessary to improve work to increase staff’s communicative competence on conflict resolution, to develop their ability for timely detection of conflict situations and localization of conflict factors in order to prevent them from escalating into violent criminal activity.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты профилактики насильственной пенитенциарной преступности»

УДК 159.9:343.85

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Для цитирования

Минкова, Е. А. Социально-психологические аспекты профилактики насильственной пенитенциарной преступности / Е. А. Минкова // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 2 (43). - С. 121-125.

Аннотация. Статья посвящена социально-психологическим аспектам профилактики насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях. Цель работы - установить влияние социально-психологических факторов на насильственную пенитенциарную преступность и выработать на их основе меры профилактики. Социально-психологические факторы весьма существенно влияют на личность пенитенциарного преступника, поскольку утраченные социальные связи, криминогенная среда осужденных и в конечном счете сам факт лишения свободы - благодатная почва для насилия, а следовательно, для насильственных преступлений в местах лишения свободы. В исправительных учреждениях на осужденных постоянно осуществляется сильный психологический прессинг, они находятся в состоянии повышенной тревожности, подавленности и стресса, что, без

© Минкова Е. А., 2018

Е. А. Минкова

сомнения, отрицательно воздействует на осужденных, повышая их конфликтность. Все это может вызвать агрессивный срыв и приведет к насильственному поведению лиц, лишенных свободы. Кроме того, именно специфичность микросреды лиц, лишенных свободы, состояние фрустрации может выработать стойкий поведенческий стереотип насильственного поведения в условиях лишения свободы. В то же время сотрудники исправительных учреждений недостаточно обучены использованию адекватных психологических методик, позволяющих вовремя диагностировать и разрешать сложные психологические ситуации, приведшие в дальнейшем к совершению насильственных посягательств в исправительных учреждениях. В связи с этим необходимо совершенствовать работу по повышению коммуникативной компетенции персонала по разрешению конфликтов, развить способности последних по своевременному выявлению конфликтных ситуаций, умению локализовывать кон-фликтогенные факторы с целью недопущения их перерастания в насильственную преступную деятельность.

Ключевые слова: психологические аспекты профилактики преступности, пенитенциарная насильственная преступность, уголовно-исполнительная система, осужденный, исправитель-

ное учреждение, Федеральная служба исполнения наказаний.

В рамках ранней индивидуальной профилактики насильственной пенитенциарной преступности велика роль социально-психологической работы с осужденными. Ее основная задача -определить круг лиц, на которых будет оказываться воздействие, то есть прогнозировать индивидуальное преступное поведение последних, а затем с учетом этого прогноза принимать меры по предупреждению совершения ими новых преступлений. Примечателен тот факт, что исправительные учреждения дают более широкие возможности прогнозирования индивидуального преступного поведения, поскольку исследуемый контингент ограничен как количественно, так и территориально.

Нельзя не согласиться с точкой зрения, высказанной в научной литературе, согласно которой «важнейшей проблемой индивидуальной профилактики... является научно обоснованное установление круга лиц, в отношении которого она действительно необходима и может считаться допустимой с точки зрения закона, и определение ее криминологических оснований: совокупности типичных признаков их личности, поведения и среды, тесно связанных с совершением преступления и поэтому свидетельствующих о необходимости индивидуальной профилактики» [2, с. 84].

Анализ специальной литературы, а также результаты проведенного исследования позволяют нам определить основные признаки-индикаторы, лежащие в основе прогностической оценки личности, от которой в первую очередь можно ожидать совершения рассматриваемых преступлений в условиях ис-

правительных колоний [4, с. 92]. К таким признакам, определяющим с высокой степенью вероятности возможность совершения насильственного преступления во время отбывания наказания конкретным осужденным, относятся:

1)насильственная направленность личности (наличие судимостей за преступления, связанные с насилием против личности);

2) наличие дисциплинарных взысканий, связанных с применением насилия в отношении персонала исправительных учреждений и осужденных;

3) повышенная конфликтность осужденного с ярко проявляющейся склонностью к насильственному разрешению конфликтных ситуаций;

4) систематическое употребление спиртных напитков и (или) наркотических средств в сочетании с агрессивным поведением;

5) наличие психических аномалий и других психических отклонений,свя-занных с агрессивным поведением в отношении окружающих;

6)изготовление,приобретение или хранение запрещенных предметов, особенно колюще-режущих;

7) склонность к гомосексуальному поведению;

8) активное поддержание традиций и обычаев преступного мира.

Анализ перечисленных признаков дает основания полагать, что агрессивное насильственное поведение, склонность к силовому разрешению конфликтов составляют основу поведения осужденных, совершивших насильственные преступления во время отбывания наказания. Данное обстоятельство, на наш взгляд, должно являться основанием выявления указанных лиц из общей массы и дальнейшей работы с ними путем постановки на

профилактический учет, предупреждения проявлений агрессии с их стороны, могущей найти выход в совершении посягательства против жизни.

Мы не разделяем позицию авторов действующей Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, от 20 мая 2013 г. № 72, исключивших такую группу профилактического учета, как лица, «имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим» (приказ Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 333), обладавшей универсальностью по отношению к кругу лиц, потенциально опасных в части совершения актов аутоагрессии и причинения насилия окружающим. В настоящее время данная группа заменена на группу склонных к совершению суицида и членовредительству, которая не в полной мере охватывает необходимый для профилактики круг лиц и исключает категорию лиц, склонных к проявлению насилия в отношении других осужденных.

Кроме того, нормы приказа от 20 мая 2013 г. № 72 в части определения круга лиц, подлежащих постановке на профилактический учет, не корреспондируют с положениями Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. Наименования групп профучета и основания постановки на него в перечисленных ведомственных нормативных правовых актах не совпадают. Такие разночтения приводят к низкой эффективности профилактической работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы и не позволяют ее систематизировать должным образом [1, с. 41-41].

В связи с этим считаем целесообразным восстановить названную выше группу профилактического учета. Это позволит, на наш взгляд, своевременно выявлять указанных лиц в момент прибытия в исправительное учреждение, ставить их на профилактический учет и целенаправленно вести работу по предупреждению проявлений агрессии, насилия с их стороны по отношению к окружающим. Не вызывает сомнения, что выявление таких осужденных должно осуществляться психологами путем тестирования еще в карантинном отделении и продолжаться во время всего срока отбывания наказания.

Одно из приоритетных направлений в профилактике пенитенциарного насилия - работа с наиболее конфликтными осужденными, так как в основе насильственного преступления, как отмечалось ранее, часто лежит конфликтная криминогенная ситуация. Нельзя не согласиться с группой авторов, отмечающих, что «рост числа насильственных преступлений объясняется недостаточной осведомленностью администрации. о глубинных процессах, происходящих в среде осужденных, неумением установить и принять своевременные меры по устранению причин и условий возникновения конфликтных ситуаций между ними, а также выявить возникший конфликт и оперативно пресечь его перерастание в правонарушение» [7, с. 6].

В рамках проведения работы по предупреждению конфликтов в среде осужденных следует особое внимание уделять диагностике и прогнозированию их развития, с помощью которых достигается раннее выявление факторов, способствующих возникновению конфликтных ситуаций и определяющих ход их протекания.

Для успешного решения указанных задач необходимо осуществлять динамическое наблюдение (мониторинг) за неформальным общением осужденных, получать точные сведения о количестве и структуре малых групп, выявлять лиц, объективно выступающих в роли своего рода центров общения, и изучать их индивидуально-психологические характеристики, определять оптимальные способы влияния на поведение осужденных в тех или иных напряженных ситуациях, осуществлять углубленный анализ типичных конфликтных ситуаций в среде осужденных, чтобы свести к минимуму возможность их повторения в дальнейшем [5, с. 37]. Безусловно, указанная деятельность должна осуществляться всеми службами исправительной колонии, однако ведущая роль, без сомнения, должна принадлежать психологической службе, а также начальникам отрядов, поскольку последние осуществляют свою деятельность в непосредственном контакте с осужденными.

Таким образом, своевременное выявление конфликта, его разрешение на ранней стадии представителями администрации исправительного учреждения, принятие действенных мер по недопущению его развития в дальнейшем позволят избежать вовлечения в него все большего количества участников, а также его перерастания в противоправную деятельность.

Достичь успеха в этом направлении, на наш взгляд, можно путем повсеместного обучения персонала методам и способам выявления, изучения и разрешения конфликтов среди осужденных на межличностном и групповом уровнях. В связи с этим мы полностью разделяем точку зрения Б. Б. Казака, предлагающего в учебных заведениях, готовящих специалистов для работы в

местах лишения свободы, в рамках социальной психологии читать курс пенитенциарной конфликтологии [3, с. 160].

Особое внимание в индивидуально-профилактической работе должно уделяться также лицам, имеющим психические аномалии, поскольку они представляют собой особый тип личности с характерным для него поведением и образом жизни, повышенной конфликтностью, предрасположенностью к попаданию в криминогенные ситуации, нередко прибегающим к насилию в решении конфликтных ситуаций.

Итак, без учета особенностей психически неполноценной личности таких осужденных невозможно правильно организовать индивидуально-воспитательное и предупредительное воздействие. На практике реабилитационная работа с подобным контингентом осужденных почти полностью ложится на плечи психологов уголовно-исполнительной системы, которые, как правило, не имеют необходимого объема знаний в области клинической психологии и психиатрии. Положение усугубляется еще и отсутствием нормативных документов, регламентирующих работу психолога с аномальными осужденными, слабым профессиональным взаимодействием между психологом и психиатром, отсутствием психиатров и психотерапевтов в штатных расписаниях многих исправительных учреждений, загруженностью психологов другой работой, не позволяющей уделять больше внимания осужденным с психическими аномалиями [6, с. 33].

Повышению эффективности работы с этим сложным контингентом осужденных, как нам представляется, будет способствовать прежде всего осуществление обязательной патопсихологической диагностики вновь по-

ступающих с целью выявления характера психических нарушений, чтобы как можно раньше приступить к проведению психопрофилактических и реабилитационных мероприятий.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что психические аномалии играют не последнюю роль в совершении преступления, необходимо более активно, чем сейчас, привлекать к индивидуальной профилактической работе с осужденными врачей-психиатров. Психиатры, равно как и психологи, не эпизодически, а на постоянной основе должны принимать участие в планировании и проведении профилактической работы в отношении указанных лиц, оценке эффективности применения необходимых мер, а также внесении коррективов по их совершенствованию.

Кроме того, необходимо развивать уже существующие связи учреждений, исполняющих наказания, с психиатрическими учреждениями и правоохранительными органами.

В то же время все без исключения сотрудники исправительных колоний должны иметь необходимые знания, позволяющие на основе поведенческих реакций осужденного определить наличие у него психических отклонений, обусловливающих его дальнейшее общественно опасное поведение, а также обладать навыками общения с психически больными лицами, дабы не провоцировать с их стороны вспышек агрессивного либо аутоагрессивного поведения, что может быть достигнуто путем проведения в рамках служебной подготовки семинаров по данной теме с привлечением ведущих специалистов в этой области.

В свою очередь, штатные психологи исправительных учреждений должны в обязательном порядке стажироваться

в медицинских учреждениях психиатрического профиля с целью повышения профессионального уровня в этой области, проводить просветительскую работу среди персонала исправительных колоний по разъяснению психологических особенностей, психических состояний и особенностей поведения аномальных осужденных.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы профилактического учета осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 1. С. 41-42.

2. Закалюк А. П. Личность, подлежащая индивидуальной криминологической профилактике // Сов. гос-во и право. 1984. № 2. С. 82-85.

3. Казак Б. Б.Безопасность уголовно-исполнительной системы. Рязань, 2001. 356 с.

4. Минкова Е. А. Социально-психологические факторы, детерминирующие совершение осужденными насильственных преступлений в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2015. № 2(89). С. 90-94.

5. Мокрецов А. И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. М., 2007. 165 с.

6. Чернышкова М., Бовин Б. Распространенность и криминогенность психических аномалий у осужденных, поступающих в исправительные учреждения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 4. С. 30-35.

7. Шмаров И. В., Галкин Е. Б., Поздняков А. Д. Конфликты среди осужденных и профилактика правонарушений в местах лишения свободы. М., 1981. 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.