4. Михалев Ю.А. А.Е. Снесарев о роли морального фактора в бою // Право в Вооруженных силах. 2008. № 1. С. 123-125.
5. Петрова Е.В., Семенова Н.В., Алехин А.Н. Закономерности развития и особености синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер психиатрических учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 194-199.
6. Соболевская Т.А. Воспитание терпимости // Директор школы. 2017. № 6 (219). С. 103-108.
Головин А.А.
ВЛИЯНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК И МЕДИТАЦИИ НА ОБРЕТЕНИЕ САМОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: Самость, самопознание, рефлексия, арт-терапия, мандала, медитация, целостность.
Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие Самость, кратко описаны подходы к определению Самости в различных психологических школах. Освещается потенциал арт-терапевтических методик, в частности метода рисования мандал, и медитации на процесс обретения личностью целостности, интеграции психики и обретения подлинной Самости.
Keywords: Self, self-knowledge, reflection, art-therapy, mandala, meditation, integrity.
Abstract: In this article, is considered the concept of Self, are briefly described the approaches to the definition of the Self in various psychological schools. Also is highlighted the potential of art-therapeutic techniques, in particular the method of drawing mandalas, and meditation on the process of acquiring integrity, integrating the psyche and acquiring the true Self.
В современных условиях психолого-педагогическая наука подчеркивает важность учета принципа субъектности в своей практике. Данный принцип предполагает развитие личности будущего бакалавра как субъекта профессиональной деятельности. Субъектность есть высший уровень активности, целостности, автономности будущего специалиста. Целостность субъекта, в свою очередь, означает единство, интегративность не только профессиональной деятельности, но и всех видов его активности [1].
Понятие целостность индивида непосредственно связано с его Самостью, которая выступает как сложный феномен, интегрирующий в себе самопознание, самореализацию, саморегуляцию, саморазвитие, самоопределение. Самопознание, закрепляет интерес к своему «Я», обучая способам познания своих личностных качеств и способностей; самоопределение, создает в различной деятельности ситуации выбора, принятия собственного решения; самореализация, помогает проявить свой творческий потенциал в учебно-профессиональной деятельности; саморегуляция, обучает корректированию собственных действий [2]. Г.Г. Эрнст отмечает, что без стремления к самосовершенствованию и саморазвитию невозможно воспитание личности способной к творческой реализации в избранной профессии [3]. По мнению С.Н. Чистяковой, важнейшим компонентом самоопределения является способность к самопознанию - интерес к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности [4].
В схоластической философии Самость есть то, что придаёт единство разуму. В психоаналитическом понимании самость является не столько синтезом лежащих в основе психических частей, или субструктур, сколько независимым организующим принципом, «системой координат», относительно которой соизмеряются действия или состояния этих субструктур» [5]. В психосинтезе Самость определяют как «Высшее Я». Р. Ассаджиоли писал, что не существует двух Я (повседневного и Высшего). «Я» проявляет себя как отражение Самости, т.е. в «Я» проявляются те духовные качества, которые берут начало в Самости [6].
С точки зрения К.Г. Юнга, Самость - это потенциал для интеграции общей личности. Она включает все психологические и ментальные процессы, физиологию и биологию, все позитивные и негативные, реализованные и нереализованные потенциалы, и духовное измерение. Архетип Самости выступает субъектом целостной психики человека и определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие. Самость является центром суммативной целостности. Самость, по К.Г. Юнгу, является важнейшей жизненной целью. Она выступает психической реальностью, которая осознается лишь частично, т.к. включает в себя сферу бессознательного, в связи с чем является непредставимой и выразимой лишь через символы [7].
Важным инструментов в обретении Самости является рефлексия. Чтобы прийти к своей целостности, необходимо направить свое внимание на самого себя. Рефлексия - это направленность внимания
на собственные мысли, чувства, эмоции или других людей. Нейропсихолог Э. Трейсман отмечает, что внимание лежит в основе всех важнейших функций человеческой психики. Внимание способствует развитию, обучению, пониманию других людей и налаживанию отношений с ними. На развитие внимания благотворное действие оказывают: творчество, приемы концентрации, созерцания, медитации.
Многие исследователи описывали позитивное влияние метода рисования мандал на личность, на обретение ей целостности и интеграции конфликтующих внутренних мотивов (Х. Бонни, К. Буш, Дж. Келлогг, Ю.Т. Колошина, А.И. Копытин, А.А. Трусь и др.). Для К.Г. Юнга символ мандалы являлся непосредственным проявлением Самости. Психолог писал: «Архетипом человека является Самость. Самость всеобъемлюща. Бог - круг, чей центр везде, и границ у него нет» [8]. Потенциал арт-терапевтического метода рисования, интерпретации и созерцания мандал предоставляет огромные возможности для познания человеком истинной Самости.
Суть методики очень эффективна и проста. Человеку дается лист с изображенным на нем кругом и дается инструкция: «Вы можете рисовать все, что захочется». В процессе рисования мандал, человек концентрирует свое внимание на внутреннем мире, гармонизируя и упорядочивая его. Интерпертация изображенной мандалы совместно с психологом дает личности более глубокое понимание своего внутреннего мира, мотив, поступков и действий.
Медитация, как и метод рисования мандал, способствуют обретению целостности индивида. Как пишет К. Уилбер, медитация способна к установлению контакта с нашей глубинной Самостью, архетипами наших высочайших возможностей. Самость обнаруживает, что ее собственные, более высокие и более глубокие занятия ускоряются благодаря медитативной позиции, которая дает доступ к своим глубочайшим возможностям [9].
Исследователь дает классификацию системы Самости. Она включает четыре компонента: проксимальное, непосредственное «Я» (наблюдающее «Я»), дистальное, отдалённое «Я» (наблюдаемое «Моё»); антецедентное, предсуществующее «Я» (трансцендентальный свидетель); тотальное «Я» - совокупность всех перечисленных «Я». Непосредственное «Я» есть навигатор развития, в ходе которого «Я» одной стадии становится «Мною» следующей стадии. Таким образом, наше чувство собственного «Я» находится в непрерывном процессе отождествления с новыми структурами-стадиями, заключающемся в их происхождении и последующей интеграции в рамках более
высокого уровня психологической организации [10].
По мнению К. Уилбера, Самость — это интеграция всех линий (сфер) развития личности: психическое развитие - когнитивное развитие - межличностное развитие - моральное развитие. Этическое развитие не может опережать межличностное развитие, которое не может опережать когнитивное развитие, которое зависит от определенных режимов физиологического созревания (всеми этими линиями манипулирует Самость). Доказано, что медитация может ускорить моральное развитие (оцениваемое по тесту Кольберга), т.е. как следствие, в совокупности развиваются и интегрируются друг в друга все сферы личности, предшествующие моральному развитию.
М. Рикар утверждает, что положительный эффект от ежедневных медитативных практик наступает через несколько недель [11]. Эти данные подтверждаются неврологом Р. Дэвидсоном. В течение 12 лет изучения влияния медитации на разум было обнаружено, что люди, которые медитируют по 20 минут в день в течение нескольких недель, испытывают значительное снижение уровня стресса [12].
Р. Глэддинг отмечает, что медитация приводит к физиологическим изменениям во всех зонах мозга. В частности, стоит отметить изменения в медиальной префронтальной коре (Автореферальный центр), которая обращается к вашему «Я», вашей точке зрения и опыту. Данный центр называют «Центром Я», т.к. он обрабатывает информацию, которая относится непосредственно к индивиду, включая ваши мечты, мысли о будущем, размышления о себе, общение с людьми, сочувствие и понимание окружающих [13]. В то же время практика медитаций увеличивает активность в префронтальной коре и гиппокампе - зонах, связанных с осознаванием собственного «Я», принятием решений, усиливается способность достигать целей. Т.е. наша способность к рефлексии, эмпатии, пониманию себя и других людей возрастает, что подтверждается физиологическими изменениями мозга.
Недостаточно просто прийти к Самости. Самость может оставаться в достаточно низком положении. Самости необходимо пережить отъединение от низшего уровня - смерть низшего уровня - и перерождение на следующем, более высоком уровне [14]. Целостная личность - это не просто единство всех сфер - это единство всех сфер без искажения. Поэтому, очень важно отделить истинную самость от принятых индивидом в процессе своей жизни шаблонов, шумов и программ. Человек может думать о себе плохо, потому что социум транслировал ему эту программу, и он в нее поверил и принял. Данные программы создают ложные нейронные связи в мозге индивида, тем
самым формируя негативную, ложную Самость. Отмеченный процесс назвали нейропластичностью мозга [15].
На протяжении всей жизни человека мозг продолжает изменять структуру своих нейронных связей в ответ на новый опыт [12]. Путь к обретению истинной Самости, по мнению К. Уилбера выглядит следующим образом: ложная Самость - разотождествление - истинная Самость [10].
Таким образом, в современном образовательном процессе прослеживается тенденция подготовки специалиста, нацеленного на высший уровень собственной активности, целостности, автономности. Арт-терапевтические техники (рисование, созерцание, интерпретация мандал), рефлексивные техники, техники направленные на фокусировку внимания и концентрацию, медитации, обладают огромным потенциалом для реализации поставленных целей в образовании, способствуют обретению личностью целостности, истинной Самости. Подводя итог выше отмеченному хочется привести цитату К. Кастанеды: «Целостности самого себя можно достичь, осознав, что мир — это только точка зрения» [16].
Список литературы
1. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. - 392 с.
2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2005. - 317 с.
3. Эрнст Г.Г. Профессиональная рефлексия как механизм саморазвития будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 12. - С. 31-35.
4. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №2 (18). - С. 118-122
5. Пылькин А.А. Место психоанализа в арсенале либеральной идеологии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 1. С. 285-289.
6. б.Стригин И. Альтернатива выживанию. Введение в психосинтез. - М: АСТ, 2014. - 130 с.
7. Юнг К.Г. Собр. соч.- М.: Канон, 1995. - 352 с.
8. JungC.G. Archetypes and symbols. - McGuire&Hull, 1977. - p. 86
9. Уилбер К. Око духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. М: АСТ, 2014. - 476 с.
10. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. - М: ACT, 2004. - 412 с.
11. Рикар М.Искусство медитации. Вдохновляющие упражнения и примеры. - М: Эксмо, 2012. - 224 с.
12. Гоулман Д., Дэвидсон Р. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело. - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 336 с.
13. SchwartzJ.M.,GladdingR. You Are Not Your Brain: The 4-Step Solution for Changing Bad Habits, Ending Unhealthy Thinking, and Taking Control of Your Life. 2011. 384 p.
14. Станиславова И.Л. Гуманистическая концепция здоровья Э.Фромма // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 341-346.
15. Чимаров С.Ю. Нейролингвисгическое программирование история и инструментарий // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2007. № 1 (25). С. 170-178.
16. Кастанеда К. Сказки о силе. - М: София, 2013. - 288 с.